Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии китая явилось учение

Обновлено: 10.05.2024

Превращение конфуцианства в официальную доктрину объединенной китайской империи шло постепенно. Для начала было нужно детально проработать учение, распространить его по всей стране, что с успехом выполнили последователи Конфуция. Многие конфуцианцы посвятили свою жизнь профессии учителя, а также отводили много времени и сил обработке и интерпретации тех древних сочинений, которые использовали в процессе обучения.

Главная тенденция отбора заключалась в том, чтобы сохранить все наиболее важное и всеми силами усилить назидательный аспект. Так были отредактированы книга песен «Шицзин», книга исторических преданий «Шуцзин», летопись «Чуньцю», которые включали в себя почти все из сохранившихся сведений о самых древних и потому особо почитавшихся периодах китайской истории. Именно эти конфуцианские книги, вместе с уже упоминавшимися «Лицзи» и «И-цзин», составили классический канон конфуцианства – «Пятикнижие», на основе которого китайцы следующих эпох судили о событиях и нравах древности. При этом само чтение и изучение этих книг способствовали усвоению основ конфуцианства.

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка измененных древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Конфуцианцы завоевывали доверие китайцев тем, что выступали за милые их сердцу традиции, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правители мудрее.


Императорский дворец в Шэньяне (дворец Мукдэн)

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории Китая. Придя на службу, став чиновниками, взяв в свои руки управление страной, с ее сложившейся социальной структурой и мощным централизованным бюрократическим аппаратом, конфуцианские ученые стали по-иному относиться к собственной доктрине. В центре их внимания оказались теперь интересы сохранения и упрочения той системы, с которой они себя идентифицировали и которую считали реализацией заветов Конфуция. Это означало, что на передний план должны были выйти те положения учения и в таких формах, какие способствовали бы сохранению и неизменности принятых и признанных всеми порядков.


Картина «Мать Мэн-цзы переезжает»

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и идеологически обосновать свой консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во что бы то ни стало сохранить вид, не потерять лицо – все это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности.

Превращение конфуцианства в жесткую консервативную схему, имевшую заранее готовый и строго фиксированный ответ-рецепт для любого случая, оказалось очень удобным для организации управления огромной империей. Опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати дэ, конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной лишь постольку, поскольку он был добродетельным – в конфуцианском смысле этого слова. Отступая от принятых норм (выражением чего были произвол власти, экономический упадок, социальный кризис, волнения и т. п.), правитель терял дэ и право на мин.

Мэн-цзы (около 372-289 гг. до н. э.), ученик Конфуция, сформулировал даже тезис о праве народа на восстание против недобродетельного правителя и о насильственной смене мандата[21], и этот тезис всегда служил суровым предостережением императорам, которые пытались отклоняться от конфуцианской нормы. На страже нормы бдительно стояли конфуцианские ученые-чиновники – наследники жрецов-чиновников иньско-чжоуского Китая, олицетворявшие единство и слитность высшей администрации и религиозной власти. Воспроизводство этих ученых-чиновников превратилось в конфуцианском Китае в одну из важнейших задач государственного значения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма, даосизма и конфуцианства

4. Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма, даосизма и конфуцианства Гибель династии Хань и как следствие этого — общий упадок в стране в период Троецарствия, ослабление центральной власти (этого гаранта социальной стабильности, по конфуцианским

Трансформация конфуцианства

Трансформация конфуцианства Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории Китая. Придя на службу, став чиновниками, взяв в свои руки управление страной с ее сложившейся социальной структурой и

Секс в Китае – влияние конфуцианства и буддизма

Секс в Китае – влияние конфуцианства и буддизма Длительное время конфуцианство и даосизм не пересекались в вопросе о сексе. Конфуцианцы не вторгались в даосские владения («искусства постели», фэн-шуй, астрология, ручные единоборства), ограничиваясь учением об

«Сионисты как «расовые евреи» дали нам по крайней мере официальную гарантию»

«Сионисты как «расовые евреи» дали нам по крайней мере официальную гарантию» Неудача неоднократных попыток Карецкого побудить германских евреев принять его подход так и не отбила у нацистов охоту попробовать навязать его общине. В конце 1935 г.они протолкнули его в

6.3. Превращение христианства в официальную религию

6.3. Превращение христианства в официальную религию К середине II в. в христианстве происходят значительные изменения, которые касаются как вероучения (оформляется список канонических священных текстов), так и административной структуры. Прежде всего увеличивается

Как и зачем эволюционную теорию превращали в идеологию

Как и зачем эволюционную теорию превращали в идеологию Еще в конце XVIII века нехитрая идейка, что «все мы происходим от обезьяны», стала частью политической пропаганды. Очень уж эта идейка радовала революционеров всех мастей. Они ведь хотели ниспровергнуть всю

Синтез конфуцианства и легизма

Синтез конфуцианства и легизма Синтез конфуцианства и легизма может показаться парадоксом. Что общего могло быть между столь различными и противоположными учениями, которые вечно враждовали друг с другом? Как могли ужиться друг с другом два учения, одно из которых

Трансформация конфуцианства

Трансформация конфуцианства Превращение конфуцианства в эпоху Хань в официальную государственную идеологию сопровождалось не только синтезом конфуцианства и легизма, но и восприятием идей других учений (в первую очередь даосизма). Одновременно шел процесс изменения

Культ конфуцианства

Культ конфуцианства В Китае возник и сознательно поддерживался подлинный культ официального конфуцианства – и в этом смысле мы вправе сказать, что культ Конфуция как великого мудреца, основателя, патриарха и пророка общепризнанного учения практически всегда теснейшим

Эволюция конфуцианства в средневековом Китае

Эволюция конфуцианства в средневековом Китае В эпоху Тан конфуцианство вышло на передний план и снова, как и в Хань, заняло место официальной государственной идеологии. Но и теперь конфуцианство являлось лишь одним из трех уже пустивших довольно глубокие корни в Китае

Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма

Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма Процесс синтеза трех религиозно-идеологических систем и создания религиозного синкретизма шел по нескольким основным линиям. Прежде всего, как уже не раз говорилось, в ходе длительной многовековой эволюции каждое из учений

Роль конфуцианства в социальных процессах

Роль конфуцианства в социальных процессах Конфуцианское централизованное государство не одобряло быстрого развития частного землевладения, так как империя существовала за счет ренты-налога с крестьян. Усиление частного сектора, выходящее за известную границу, вело к

Обстоятельства возникновения христианства и конфуцианства

Обстоятельства возникновения христианства и конфуцианства Развитые религиозные системы – «исторические» (и тем более «мировые»[87]) религии возникали как ответ на определенные общественные потребности[88]. Религии этого типа могли появиться лишь в условиях разложения

Эволюция учений христианства и конфуцианства

Эволюция учений христианства и конфуцианства Движущие силы и направление эволюцииХристианство и конфуцианство в том виде, в каком они были при жизни их создателей, очень отличаются от той окончательной, жесткой формы, которую они получают столетия спустя, превратившись

Влияние христианства и конфуцианства на социальную жизнь Европы и Китая

Влияние христианства и конфуцианства на социальную жизнь Европы и Китая Направления и формы влияния особенностей религиозной идеологии на социальную жизньВыявление влияния особенностей религиозной идеологии на социальную жизнь – задача неизмеримой сложности, ибо,

Улица с двусторонним движением: капитал в обмен на идеологию

Улица с двусторонним движением: капитал в обмен на идеологию Важно понимать, что по отношению к капиталу разные общества и страны находятся в заведомо неодинаковом положении. Отличие заключается в том, что происходит постоянный вывоз капитала из стран третьего

3. Осознание тождества универсальной сущности бытия и сущности человека.

4. Нахождение в состоянии медитации.

5. Способ ухода от крайности.

43. Концепцию переселения душ в Индии называют:

44. Добровольное отречение от наслаждений, желаний и благ жизни провозглашает:

45. Нирвана:

1. Высшее блаженство.

4. Угасшее бытие.

46. Карма в древнеиндийской философии - это:

1. Закон вечного круговорота бытия.

2. Понятие долга и предназначения.

3. Закон воздаяния.

4. Выход за пределы круга перевоплощений.

47. Дхарма в древнеиндийской философии - это:

1. Понятие долга и предназначения.

2. Закон вечного круговорота бытия.

3. Абсолютное духовное освобождение.

4. Вид религиозной духовной практики.

5. Выход за пределы круга перевоплощений.

48. Основатель джайнистского учения:

49. Центральной идеей учения джайнизма является:

2. Принцип ахинсы (непричинение зла).

3. Обращение к Богу.

4. Стремление к счастью.

5. Познание всего сущего.

50. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении - это:

1. Родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.

51. В индийской философии «Срединный путь» - главная тема:

52. Отличие буддизма от других мировых религий:

1. Буддизм – это экзистенциальная философия.

2. Философия буддизма предполагает дуализм.

3. Буддизм отражает материалистическую тенденцию.

4. В буддизме отсутствует идея Бога-творца и бессмертия души.

5. Буддизм адекватно отражает мир.

53. Письменный источник философии буддизма:

54. Исходное понятие философии буддизма:

55. Философское учение, предлагающее человеку восьмиречный путь спасения:

56. Субстанциональные начала в древнекитайской философии:

1. Ветер, небо, металл, земля, вода.

2. Вода, дерево, огонь, металл, земля.

3. Земля, небо, ветер, огонь, воздух.

4. Воздух, вода, огонь, металл, дерево.

5. Дерево, небо, огонь, ветер, вода.

57. Учение инь и ян отражает:

1. Предопределение судьбы.

3. Строгую необходимость всего сущего.

4. Всеобщий принцип двойственной природы вещей.

5. Причинно-следственные отношения.

58. Для древних китайцев высшей силой, управляющей всеми процессами на земле, является:

59. Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии Китая явилось учение:

1. Императора Чин-Мо.

60. Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие, …:

61. Автор концепции «благородного мужа» в Древнем Китае:

62. Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:

1. Избавление от страдания.

2. Путь «золотой середины».

3. Путь приобщения к божественным сущностям.

4. Удовлетворение потребностей.

5. Для каждого человека свой.

63. Дао означает:

Путь, закон мироздания.

64. Понятие «у-вэй» в переводе с китайского:

2. Небо, верховное начало.

5. Сыновняя почтительность.

65. Этический идеал даосов воплощал человек:

66. Согласно даосизму информация о всей Вселенной заложена в:

1. Мировом порядке вещей.

2. Каждом человеке.

3. Только лишь в законах природы.

4. Любом живом существе.

5. Любой материальной вещи.

67. Основное понятие легизма:

5. Жэнь (человеколюбие).

68. Школа «Фа-Цзя» исходит из признания:

1. Общественной природы человека.

2. Неизменной природы человека.

3. Изменяющейся природы человека.

4. Эгоистической природы человека.

5. Эстетической природы человека.

Воду.

73. Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимену:

74. Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимандру:

75. «Логос» согласно Гераклиту:

1. Стремление к истине.

3.Всеобщий закон мироздания.

4. Учение об относительности знаний.

5. Учение о красоте.

76. «В одну и ту же воду реки нельзя войти дважды» - считал:

77.Основоположник античной диалектики:

Гераклит.

78. Слово «философ» впервые употребил:

79. Связь числа с закономерностями обосновывал древнегреческий философ:

80. Центральной идеей Парменида является соотношение:

1. Мышления и бытия.

2. Человека и бытия.

3. Общества и бытия.

4. Природы и бытия.

5. Ценности и бытия.

81. Понятие «атом» в переводе с греческого означает:

1. Знание, познание.

3. Неделимый, вечный.

5. Свободно движущийся.

82. Поворот к человеческой проблематике в греческой философии наметился:

83. Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»:

84. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

85. «Познай самого себя», - так утверждал…:

86. Диалогический метод нахождения истины ввел:

87. Составляющие элементы диалектики Сократа:

1. Опровержение и майевтика.

3. Утверждение и синтез.

4. Отрицание и синтез.

5. Незнание и всезнание.

88. Мудрый, по Сократу:

1. Соблюдает традиции.

2. Владеет собой.

3. Управляет людьми.

4. Знает природу вещей.

5. Знает небесные законы.

89. Идеи являются сущностью и причиною чувственно воспринимаемых вещей – так считал:

90. Отношение идеи и вещи у Платона:

1. Вещь - инобытие идеи, её копия.

2. Идея – отражение вещи.

3. Идея – общее понятие вещи.

4. Идея и вещь противоположны.

5. Идея тождественна вещи.

91. На позиции антропологического дуализма души и тела стоял:

92. Во главе государства должны стоять философы - считал:

93. Трактат «Органон» написал:

94. Подлинное философствование, по Аристотелю, начинается:

95. «Нет материи без формы, формы – без материи». Мысль:

96. Философ, определивший человека как существо общественное, государственное, политическое:

97. Понятие Аристотеля, означающее очищение души человека посредством искусства:

98. В античности социальность и разумность человека выделил:

99. Круговорот политических форм (три правильных и три неправильных) открыл:

100. Философская школа, имевшая название «Сад»:

101. Учение, в котором приоритетом является наслаждение:

102. Основной этический принцип эпикурейцев:

Г. Гегель.

423. Диалектическое единство количественных и качественных характеристик - это:

Сущность категории мера:

1. Накопление количественных изменений.

2. Переход количественных изменений в качественные.

3.Граница, где происходят количественные изменения соответствующие данному качеству.

4. Переход от одного качества к другому.

5. Отрицание старого новым.

425. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:

426. В процессе развития закон единства и борьбы противоположностей раскрывает:

427. В процессе развития закон отрицания отрицания раскрывает:

428. Закон, согласно которому новое всегда диалектически преодолевает старое:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон исключённого третьего.

3. Закон отрицания отрицания.

4. Закон тождества.

5. Закон перехода количественных изменений в качественные.

429. Детерминизм как философский принцип – это признание:

Скачкообразности в природе и обществе.

Воли как побудительной силы.

Стихийности социальных процессов.

Позиция индетерминизма:

Причиной всего существующего является атом.

Всё в мире возникает случайно.

В природе нет ни причин, ни следствия.

Все явления в мире причинно обусловлены.

Причиной всего существующего является Бог.

Теодицея.

491. Отрицание веры в Бога:

492. Фраза «Жизнь - это грех без Бога» принадлежит:

493. Термин «эсхатология» означает:

Учение о счастье.

Учение о морали.

Учение о конце света.

Учение об интеллекте.

494. Умонастроение, связанное с культом научно-технического прогресса:

495. Осознание опасности технического развития:

Возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека.

С развитием цивилизации.

С улучшением условий жизни.

С уменьшением затрат труда.

496. Технология, развивающаяся наиболее быстрыми темпами в настоящее время:

3. Безотходное производство.

497. Фактуализм - это такое направление в философии науки, согласно которому:

1.Факты автономны, независимы от теории и представляют констатацию «чистого опыта».

2. Факты - результат наблюдения и эксперимента.

3. Факты первичны, они правят миром.

4. Факты полностью зависят от теории.

5. Мир людей первичен, а мир фактов вторичен.

498. Состояние растерянности сознания, когда переосмысливается система ценностей и меняются жизненные идеалы:

Иррациональной интуицией.

545. В переводе с латинского языка слово «мораль» означает:

546. «Правда» есть эквивалент истины в аспекте:

547. Вся культура по утверждению Ф. Ницше характеризуется:

1. Политико-волевым началом.

2. Дионисийским началом.

3. Аполлоновским началом.

4. Синтезом аполлоновского и дионисийского.

5. Индивидуально-личностным началом.

548. Автор разграничения двух типов морали: «мораль господ» и «мораль рабов»:

549. В переводе с латинского языка «цивилизация» означает:

550. Философское определение понятия «цивилизация»:

1. Цивилизация - это материальная культура общества.

2. Цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.

3. Цивилизация – это синоним культуры общества.

4. Цивилизация – это смерть культуры.

5. Цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.

551. Точка зрения, что цивилизация ведёт к моральной деградации общества, принадлежит:

552. В русской культуре западничество ориентируется на:

1. Интуитивизм в познании мира.

2. Европейские ценности.

3. Общину и православие.

4. Самобытность пути развития России.

553. Кризис традиционной культуры казахов Шортамбай, Дулат, Мурат назвали:

554. Создатель психоаналитической концепции культурогенеза:

555. Культура в концепции З. Фрейда:

1. Психологическое состояние общества.

2. Материальные и духовные ценности.

3. Механизм подавления бессознательных влечений.

4. Уровень исторического развития.

5. Духовный мир личности.

556. Деррида предлагает в своей философии:

1. Ренессанс европейской культуры.

2. Деконструкцию европейской культуры.

3 Обращение к казахской культуре.

4. Реформацию европейской культуры.

5. Обращение к европейской культуре.

557. Культура как система символов, знаков характерно для подхода:

558. Цивилизация как старость культуры понималась:

559. Для Шпенглера, цивилизация – это:

1. Восстание масс.

2. Стабилизация культуры.

3. Рассвет культуры.

4. Прогресс культуры.

5. Закат культуры.

560. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

561. Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития:

562. Человечество идёт в своём движении вперёд:

563. Прогресс в развитии предполагает:

Возникновение нового качества.

Возврат к прошлому состоянию.

564. Высший критерий общественного прогресса:

1. В развитии свободы человека.

2. В материальном благосостоянии.

3. В гуманистических ценностях.

4. В развитии техники.

5. В развитии культуры.

565. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движении (прогресса) описывался в трудах:

1. Немецкого философа К. Ясперса.

2. Новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта.

3. Французского историка и культуролога Ф. Броделя.

4. Русского историка и учёного Л. Гумилева.

5. Казахского просветителя А. Кунанбаева.

566. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер.

2. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров.

3. А. Букейханов и А. Байтурсынов.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс.

5. Ф. Ницше и А. Камю.

Аксиология.

590. «Аксиология» в переводе с греческого языка означает:

591. Термин «аксиология» впервые был использован:

3. В. Виндельбандом.

5. Э. фон Гартманом.

592. Аксиология как специальная отрасль философского знания выделилась в:

1. Античной философии.

2. Философии XX века.

3. Философии Нового времени.

4. Философии Средних веков.

5. Философии XIX века.

593. Категория «Ценность» - это:

Тема: Философия Древней Индии и Древнего Китая.

36. Священные тексты Древней Индии:

37. Школа вайшешика провозгласила параману:

1. Невидимую субстанцию, составляющую всё сущее.

2. Неопределённое духовное состояние.

3. Признание одной единой божественной истины.

4. Множество невидимых, нематериальных начал бытия.

5. Принцип единства противоположностей.

38. Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование»:

39.Школа Индии, задачей которой является разработка комплекса приёмов для освобождения:

40. Эта школа индийской философии была скорее практической, нежели теоретической:

41. В древневосточной философии это понятие включает представление об энергии, поддерживающей всё сущее:

42. По учению упанишад «Путь богов» - это:

1. Нахождение в состоянии нирваны.

2. Подчинение законам кармы.

3. Осознание тождества универсальной сущности бытия и сущности человека.

4. Нахождение в состоянии медитации.

5. Способ ухода от крайности.

43. Концепцию переселения душ в Индии называют:

44. Добровольное отречение от наслаждений, желаний и благ жизни провозглашает:

45. Нирвана:

1. Высшее блаженство.

4. Угасшее бытие.

46. Карма в древнеиндийской философии - это:

1. Закон вечного круговорота бытия.

2. Понятие долга и предназначения.

3. Закон воздаяния.

4. Выход за пределы круга перевоплощений.

47. Дхарма в древнеиндийской философии - это:

1. Понятие долга и предназначения.

2. Закон вечного круговорота бытия.

3. Абсолютное духовное освобождение.

4. Вид религиозной духовной практики.

5. Выход за пределы круга перевоплощений.

48. Основатель джайнистского учения:

49. Центральной идеей учения джайнизма является:

2. Принцип ахинсы (непричинение зла).

3. Обращение к Богу.

4. Стремление к счастью.

5. Познание всего сущего.

50. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении - это:

1. Родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.

51. В индийской философии «Срединный путь» - главная тема:

52. Отличие буддизма от других мировых религий:

1. Буддизм – это экзистенциальная философия.

2. Философия буддизма предполагает дуализм.

3. Буддизм отражает материалистическую тенденцию.

4. В буддизме отсутствует идея Бога-творца и бессмертия души.

5. Буддизм адекватно отражает мир.

53. Письменный источник философии буддизма:

54. Исходное понятие философии буддизма:

55. Философское учение, предлагающее человеку восьмиречный путь спасения:

56. Субстанциональные начала в древнекитайской философии:

1. Ветер, небо, металл, земля, вода.

2. Вода, дерево, огонь, металл, земля.

3. Земля, небо, ветер, огонь, воздух.

4. Воздух, вода, огонь, металл, дерево.

5. Дерево, небо, огонь, ветер, вода.

57. Учение инь и ян отражает:

1. Предопределение судьбы.

3. Строгую необходимость всего сущего.

4. Всеобщий принцип двойственной природы вещей.

5. Причинно-следственные отношения.

58. Для древних китайцев высшей силой, управляющей всеми процессами на земле, является:

59. Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии Китая явилось учение:

1. Императора Чин-Мо.

60. Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие, …:

61. Автор концепции «благородного мужа» в Древнем Китае:

62. Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:

1. Избавление от страдания.

2. Путь «золотой середины».

3. Путь приобщения к божественным сущностям.

4. Удовлетворение потребностей.

5. Для каждого человека свой.

63. Дао означает:

Путь, закон мироздания.

64. Понятие «у-вэй» в переводе с китайского:

2. Небо, верховное начало.

5. Сыновняя почтительность.

65. Этический идеал даосов воплощал человек:

66. Согласно даосизму информация о всей Вселенной заложена в:

1. Мировом порядке вещей.

2. Каждом человеке.

3. Только лишь в законах природы.

4. Любом живом существе.

5. Любой материальной вещи.

67. Основное понятие легизма:

5. Жэнь (человеколюбие).

68. Школа «Фа-Цзя» исходит из признания:

1. Общественной природы человека.

2. Неизменной природы человека.

3. Изменяющейся природы человека.

4. Эгоистической природы человека.

5. Эстетической природы человека.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Отличительной чертой китайской цивилизации является её синкретизм. Максимально полно он проявился в концепции «трех учений» 三教 сань цзяо – представлении о равной мировоззренческой и доктринальной ценности конфуцианства, даосизма и буддизма.

Как говорят, «внешне китаец – конфуцианец, внутри – даос, при смерти – буддист». Вместе они называются 儒释道 жушидао — по первым иероглифам в словах «конфуцианство» 儒教 жуцзяо, «буддизм» 释教 шицзяо и «даосизм» 道教 даоцзяо.

Вся история китайской мысли – это, по сути, история её синтеза. Разные учения дополняли и обогащали друг друга.

Конфуций, Лао-цзы и Будда

Конфуций передает Будду Лао-цзы, картина эпохи Цин (1644-1911)

Так, уже в конфуцианстве Сюнь-цзы 荀子 (ок. 313 – ок. 238 до н.э.) прослеживается влияние легизма, даосизма и моизма. Учение Дун Чжуншу 董仲舒 (190/179 – 120/104 до н.э.), самого влиятельного философа эпохи Хань, Второго Конфуция, как называли его, включает в себя элементы даосизма и натурфилософии.

Один из основателей неодаосизма («учение о сокровенном», 玄学, сюань сюэ), Хэ Янь 何晏 (190-249 гг.) предлагал «опираясь на Лао-цзы, проникать в конфуцианство», а среди наиболее комментируемых книг были как даосские, так и конфуцианские произведения: «Чжоу и», «Лунь юй», «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» (первые два из них входят в состав конфуцианского Тринадцатиканония 十三经 ши сань цзин).

Буддизм, появившийся в Китае в начале нашей эры, также не претендовал на монопольное господство истиной. Во всех странах своего распространения он включал в свой пантеон местные культы и приспосабливался к существующим реалиям.

В период Шести династий (III-VI вв.) появляются представления о единстве буддизма и китайской традиции. Часто один и тот же человек мог быть приверженцем всех трех учений. Получив классическое конфуцианское образование и сделав карьеру чиновника, он рассматривался современниками как «благородный муж». Одновременно он мог заниматься даосскими практиками внутреннего самосовершенствования и алхимией, а будучи буддистом-мирянином, переводить и комментировать буддийские сочинения и участвовать в диспутах.

Сама китайская традиция подталкивала к этому. В случае несогласия с существующими порядками, протеста против несправедливости считалось правильным покинуть свой пост. А в ряде экстраординарных случаев, например, государственного переворота и воцарении новой лже-династии, добровольная отставка чиновника считалась обязательной. В этом они опирались на слова Конфуция: «Мудрые уходят от общества; стоящие ниже их покидают место, где нет порядка. Стоящие еще ниже избегают [людей] с некрасивыми манерами, а стоящие еще ниже избегают грубых выражений» (Лунь юй, 14.37). Поэтому отшельничество было вполне естественным.

Наиболее заметно этот синтез проявился в жизни и произведениях «славных мужей», последователей течения «ветер и поток» 风流 фэн лю. Приходя на службу в строгом чиновничьем облачении, затем, в кругу друзей, он мог быть одетым нарочито небрежно, демонстрируя даосскую раскрепощенность: небрежно сдвинутая набок чиновничья шапочка, распущенный пояс.

Многие мыслители, относимые традицией к какому-то определенному течению, тем не менее часто преуспевали и на другом поприще. Так, например, Гэ Хун 葛洪 по прозвищу Баопу-цзы 抱朴子 (284-263 или 283-343), который почитается в даосизме как один из «бессмертных», блестящий энциклопедист, даосский ученый и философ, получил классическое конфуцианское образование, поступил на военную службу и за подавление крестьянского восстания Ши Бина в Цзяннани получил дворянский титул, затем служил у губернатора Гуанчжоу.

Одним из первых равенство «трех учений» теоретически обосновал государственный деятель, литератор и буддийский мыслитель Сунь Чо 孙绰 (314-371). Он говорил, что «Конфуций – это Будда, Будда – это Конфуций», «Конфуций учил о том, что близко и явно, а Будда – что далеко и неявно».

Сторонником «трех учений» был Чжан Бодуань 张伯端 (984-1082), которого также называли «господин Прозревший истину». Он был учёным-даосом, медиком, правоведом, астрономом и географом, знатоком стратегии, совмещал занятия внутренней алхимией с изучением буддийский и конфуцианских сочинений, имел высшую учёную степень цзиньши. Ему посвящены храмы в Южном Китае, Гонконге и Сингапуре.

В XII в. даос Ван Чунъян 王重阳 (1113 – 1170) основал «Учение совершенной истины» 全真教 цюаньчжэнь цзяо, которое, будучи даосским, тем не менее отстаивало равенство трех религий: «три религии пребывают в единстве». В пантеон Цюаньчжэнь и последующих за ним школ входили даосские бессмертные, будды и бодхисаттвы. В XIV в. появилась даосская «Школа трех религий» (三教归一 сань цзяо гуэйи), наибольшее влияние которой пришлось на конец XVI – начало XVII веков.

Неоконфуцианство, сформировавшиеся в эпоху Сун (960 – 1279) несмотря на провозглашенную им идею возвращения к основам (учению Конфуция и Мэн-цзы) и критику буддизма и даосизма, тем не менее, не осталось в стороне от синкретических тенденций.

Большой вклад в развитие концепции «трех учений» внес Линь Чжаоэнь 林兆恩 (1517-1598), который выдвинул доктрину «единства трех учений» 三教合一 сань цзяо хэ и. Он считал, что подобно тому, как существуют три начала мироздания (三才, 三材 сань цай) – Небо, Земля и Человек, так есть и три основы (三宗 сань цзун) – конфуцианство, даосизм и буддизм. Цель всех трех учений – постижение единого дао. Конфуцианство «закладывает основу» (立本 ли бэнь), даосизм «входит во врата» (入门 жу мэнь), а буддизм – «достигает высшего образца» (集结 цзи цзэ). В эпоху Цин (1644-1911) сочинения Линь Чжаоэня были запрещены, однако храмы «религии трех учений» (三教正宗 сань цзяо чжэн цзун) сохранились в ряде стран Юго-Восточной Азии.

В конечном итоге, в Китае во II тысячелетии н.э. окончательно оформилась концепция «трех учений». Конфуцианство с его практической и посюсторонней направленностью, регулировало этическую сферу, взаимоотношения в семье и социуме. Даосизм был связан с магией, мистикой, идеями достижения долголетия и бессмертия путем различных техник, начиная от оздоровительных гимнастик типа цигун и кончая внешней и внутренней алхимией и сексуальными практиками. Поскольку ни то, ни другое учение не давало внятных концепций загробного существования и общего мироустроения, эту функцию взял на себя буддизм. И если на элитарном уровне еще сохранялась приверженность тому или иному из трех учений, то на простонародном уровне все они стали мыслиться в качестве единого комплекса.

Различие между «тремя учениями» хорошо отражает известный живописный сюжет 三酸图 сань суань ту, что можно перевести как «изображение трех кислот». Другое его название — 尝醋翁 чан цу вэн, что переводится как «Старцы пробуют уксус». На картине изображены китайский поэт, художник и каллиграф, государственный деятель Су Дунпо (苏东坡, Су Ши, 1037-1101), настоятель буддийского монастыря Цзиньшань 金山寺 монах Фоинь (佛印, 1032-1098) и китайский художник и каллиграф Хуан Тинцзянь (黄庭坚, 1045-1105).

На картине изображаются конфуцианец, даос и буддист, окружившие чан с уксусом, пробуя его. Выражение лиц у старцев различается: у конфуцианца оно кислое, у буддиста — горькое, а у даоса — сладкое. Можно заметить, что даос здесь особо почитаем.

Изображение трех кислот

Чжу Цзяньцю, «Изображение трех кислот», 2005 год, 143×80см

Индивидуальные занятия по китайскому языку

Конфуцианство – господствующая религия Древнего Китая

Конфуцианство – одно из древнейших религиозно-философских учений Китая. Его основателем был высокопоставленный чиновник и китайский философ Конфуций, который жил в VI веке до н.э.
Нужно отметить, что конфуцианство до XX века в течение долгого времени считалось основной религией Китая. Во время правления многих китайских династий именно конфуцианство считалось государственной религией. На основе философии и этических принципов этой религии строилась вся система государственных взаимоотношений в Китае.

Конфуцианство зародилось и получило широкое распространение на территории современной провинции Шаньдун, где родился и прожил свою жизнь Конфуций. Конфуцианство не просто так долгое время было государственной религией. Само это учение имело четкую социально-политическую направленность. Оно способствовало укреплению власти императора и позиций чиновничьего аппарата, к которому принадлежал и Конфуций.

В основе учения лежит концепция Неба и небесного повеления, которое определяет судьбу. В Китае императоры всегда почитались как дети Неба, поэтому их власть на протяжении нескольких тысячелетий была неоспорима. Кроме того одним из важнейших правил конфуцианство является концепция «сяо» – почтительности и уважения к старшим. Конфуций так же разработал систему «ли» – этикета, которая регулирует поведение человека в различных жизненных ситуациях.

На основе всех этих правил конфуцианства Конфуцием была так же разработана особая политическая система, которая успешно функционировала почти три тысячи лет. Он выступал за строгую иерархию власти, где над народом стояли чиновники, управляемые императором. Однако Конфуций подразумевал, что все правители должны следовать по пути самосовершенствования и заботиться о нуждах своего народа.

В современном Китае конфуцианство не столь распространённая религия как скажем буддизм, даосизм и даже ислам. Однако эта религия внесла огромный вклад в развитие Китая и на сегодняшний день является неотъемлемой частью древней китайской философии.


Успех к конфуцианству пришел далеко не сразу. Сам Конфуций умер, не добившись признания современников, и многие считают, что это один из наиболее ярких примеров столь типичной для мировой истории большой разницы между признанием современников и действительной исторической ролью того или иного деятеля. Нелегко было и ученикам философа. Те из них, которые получали место у руля правления, не могли, как правило, последовательно проводить в жизнь идеи Конфуция и подчас заслуживали суровые отповеди и даже проклятия учителя (как это было, в частности, с Цю). Остальные избирали менее быстрый, но более надежный путь: они превращались в учителей, распространявших учение Конфуция. Из поколения в поколение многие последователи Конфуция трудились на ниве народного просвещения, сея, как они полагали, «разумное, доброе, вечное». Два основных обстоятельства способствовали их успеху на этом пути.

Во-первых, учение Конфуция в основе своей базировалось на древних традициях, на привычных нормах этики и культа, столь близких уму и сердцу выраставших в патриархально– клановой среде китайцев. В условиях эпохи Чжаньго, когда в Древнем Китае соперничали представители различных философских школ и идеологических течений45, конфуцианство по своему значению и влиянию в обществе всегда было учением номер один. Апеллируя к самым отзывчивым струнам души «истинного» китайца, конфуцианцы завоевывали его доверие главным образом тем, что выступали за консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и чиновники были справедливей, и правители мудрее.

При этом, хотя конфуцианцы строили свое учение в основном на базе древних обрядов, ритуалов, культа и этики, имевших отношение прежде всего к верхнему пласту религиозных верований Чжоу, они не забывали распространить сделанные ими выводы и правила на всех. Благодаря их стараниям до того практиковавшийся по преимуществу среди знати культ предков стал основой основ религиозно-этических норм всего народа. После того как культ предков в среде крестьян оттеснил на второй план все прочие религиозные верования, принадлежавшие в основном к низшему пласту религиозных представлений Чжоу (магия, суеверия и т. п.), фундамент для успеха конфуцианства в Китае был в основном заложен.

Вторым важнейшим обстоятельством, способствовавшим успешному развитию и распространению конфуцианских идей, было внимание, которое конфуцианцы уделили обработке и интерпретации древних сочинений, использованных ими в процессе обучения и воспитания подрастающих поколений. Решающий вклад в это дело был сделан самим Конфуцием. Немало времени и усилий потратил он на то, чтобы собрать и отредактировать древнейшие сборники стихов и исторических преданий, летописи и хроники, которые существовали до него и находились при дворах правителей различных царств чжоуского Китая. Это была нелегкая задача. Достаточно напомнить, что 305 имеющихся ныне стихов и песен «Шицзин» были отобраны из более 3 тысяч аналогичных сочинений [929, гл. 47, 656; 148, 43 – 44]. Насколько можно судить по результатам, основной тенденцией отбора народных песен и придворных гимнов было стремление не только выбрать все наиболее лучшее, важное, типичное, но и сохранить, даже усилить назидательную силу, нравственное (разумеется, с позиций основных принципов конфуцианства) воздействие собранного.

Отобранные и отредактированные Конфуцием сочинения, так же как и собранные его учениками и последователями сборники важнейших мыслей и изречений Конфуция, одобрявшихся им правил и норм, со временем оказались чрезвычайно сильным и могучим орудием в руках конфуцианцев. Все эти сочинения, впоследствии составившие знаменитые тринадцать классических конфуцианских канонов, были уже в древности своего рода Библией китайцев. Вошедшие в эти книги назидания, сентенции, парадоксы, поучительные рассказы о добродетельных предках и героях и не менее поучительные и назидательные разоблачения «недобродетельных» проступков долгие века служили наглядной и неопровержимой иллюстрацией основных догм и принципов конфуцианства. Если же учесть, что именно в этих сочинениях были собраны и заботливо обработаны почти все из сохранившихся к началу нашей эры сведения о наиболее древних эпохах китайской истории, то окажется, что об этих эпохах китайцы последующих поколений узнавали в основном именно из конфуцианских канонов. Читая «Шуцзин», «Шицзин», «Чуньцю», китайцы знакомились с конфуцианской интерпретацией древнейшей истории и исторического процесса. Таким образом, само чтение и изучение большинства наиболее важных и содержательных древних сочинений способствовало пропаганде конфуцианства, его трактовки исторического процесса и социально-этических ценностей, его системы мышления.

Уже во времена Мэн-цзы, на рубеже IV – III веков до н. э., учение Конфуция пользовалось значительно большим влиянием, чем при жизни его основателя. Сам Мэн-цзы, как об этом можно судить по материалам носящего его имя трактата, проповедовал доктрину Конфуция современным ему правителям. Некоторые из них внимали ему и даже использовали кое?что из конфуцианских политических и социальных принципов в своей практической деятельности. И все же о сколько?нибудь значительных реформах общества на предложенных конфуцианством началах в то время говорить еще рано. На пути к этому стояли пользовавшиеся очень большим влиянием легисты.

Часть третья. Идеология

Часть третья. Идеология Глава девятая. Церковь и война 1 Халкедонский собор (451) в седьмом каноне возбраняет клирикам и монахам службу в армии. Те, кто не подчинится этому требованию, должны быть преданы анафеме. См.: Les Conciles ?cum?niques: les d?crets. T. 11, 1: Nic?e ? Latran V. Op. cit. P. 207. Собор,

Глава 9. Националистическая идеология

Глава 9. Националистическая идеология Достоин вечного проклятия всякий, кто не испытывает величайшего почтения к своим родителям. Типично фашистская фраза, из тестов на определение «авторитарной личности» Французская революция выдвинула идею суверенитета нации. Эта

Глава 10. Технократическая идеология

Глава 10. Технократическая идеология Я не говорю, что это возможно, я только говорю, что это существует. Чарлз Рис, ученый XIX века В ожидании переменВ начале XX века люди цивилизованного мира ждали перемен — в лучшую или в худшую сторону, но грандиозных и

Глава 11. Революционная идеология

Глава 11. Революционная идеология Мы все взорвем, мы все разрушим, Мы все с лица земли сотрем! Мы солнце старое потушим, Мы солнце новое зажжем! Марш разрушителей, он же Интернационал Хроника событийВсе XIX столетие прошло в Европе под знаком Французской революции 1789–1793 гг.

Глава 18 Конфуций и конфуцианство

Глава 18 Конфуций и конфуцианство Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная

Глава 8. БУДДИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО В КОРЕЕ ХV-ХVI ВЕКОВ

Глава 8. БУДДИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО В КОРЕЕ ХV-ХVI ВЕКОВ В исторической литературе по истории Кореи нередко можно встретить утверждение о том, что в период Коре господствующей «идеологией» был буддизм, в то время как при династии Ли (Чосон) — конфуцианство. Выше уже говорилось

Глава 11 Государственная система

Глава 11 Государственная система Коронация Вильгельма Завоевателя ознаменовала начало созидательного периода в истории Англии и Нормандии. Предстояло произвести важные изменения в обеих частях объединенного королевства. Англия требовала первоочередного внимания.

Глава VI После Сталина. Государственная измена

Глава VI После Сталина. Государственная измена Хрущевская неразбериха Конечно, новая реальность, возникшая в 60-е годы, требовала перемен, требовала большей демократизации, децентрализации, учета многообразных общественных и личных интересов и инициатив граждан. Если при

Глава вторая Раннее конфуцианство. Принципы, культы, обряды

Глава вторая Раннее конфуцианство. Принципы, культы, обряды Сложившиеся в чжоуском Китае религиозно-этические и социально-политические идеи и институты, которые на тысячелетия определили существо, характер и формы социальной структуры, государственного устройства,

Глава 9. Конфуцианство после Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы

Глава 9. Конфуцианство после Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы Как известно, Хань Фэй-цзы утверждал, что после смерти Конфуция среди его последователей возникло чуть ли не восемь различных школ, развивавших конфуцианские идеи [Хань Фэй-цзы, с. 351; Го Мо-жо, 1961, с. 174]. Разумеется,

Глава 1. История и идеология

Глава 1. История и идеология Чаще всего при выделении периодов развития американской историографии используется идеологический критерий – зависимость между интеллектуальным климатом эпохи и содержанием создаваемых в данный период исторических сочинений. Идеология

Третья Государственная дума и социал-демократия

Третья Государственная дума и социал-демократия 1-го ноября 1907 г. открылась третья Государственная дума, собранная на основании того избирательного закона, который издан царем после разгона второй Думы 3-го июня 1907 года. И старый избирательный закон, изданный 11 декабря 1905

Государственная идеология

Государственная идеология Знаменитый антрополог К. Леви-Стросс писал: «Трудно представить себе, как одна цивилизация могла бы воспользоваться образом жизни другой, кроме как отказаться быть самой собою. На деле попытки такого переустройства могут повести лишь к двум

Читайте также: