Методологическим фундаментом науки управления является

Обновлено: 03.05.2024

Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

1. Объект науки управления

2. Предмет науки управления

3. Содержание науки управления

4. Совокупность методов управления

Вопрос 1. Объект науки управления

Наука управления относится к экономико-организационным наукам, поскольку она изучает отношения и связи людей в процессе управления производством и экономикой в целом.

Основу существования человеческого общества составляет материальное производство, а сфера отношений по поводу производства определяет общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит главной его сфере – непосредственному производству. «…Производство создает для потребления не только предмет, – оно дает потреблению его определенность, его характер, его завершение…» (К.Маркс)

Управление им и процессами, которые происходят в нем, и является объектом данной науки.

При определении предмета науки управления исходят из сущности управления как особой функции, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. Производство и всю экономику следует рассматривать как сферу совместного труда, кооперацию индивидуумов, которые требуют квалифицированного управления. К.Маркс относительно занятых в управлении писал: «…отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

В процессе производства и управления им люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать управление – значит изучать, прежде всего, отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на процесс производства, выявлять законы формирования отношений управления. И на этой основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Наука управления исследует, процессы управления применительно к различным звеньями народного хозяйства является первым и самым решающим уровнем управления является микроуровень. Управление предприятием, отдельным видом производства, иначе той сферой, где создаются материально-вещественные ценности, определяющие, в конечном счете, экономический образ данного общества, является объективной необходимостью. В силу этого данный уровень управления должен быть объектом пристального внимания всей системы управления.

Управление предприятиями не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений. Научный характер управления производством определяется тем, что предприятие рассматривается в единстве с другими производственными и потребительскими ячейками общества, которое образуют систему народного хозяйства.

Одним из объектов управления является мезоуровень. Здесь объектом управления выступают отрасли, регионы. Эти объекты имеют свои особенности, связанные со спецификой организации производства, технологическими разновидностями. Для регионов характерны особенности, обусловленные объективными предпосылками экономического развития, пространственным размещением, историко-географическими факторами, производственным потенциалом. Главными составляющими региона являются экономические связи между регионами, региональные системы, размещение производительных сил. Регион как объект управления представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики (регион как квазигосударство), как регион – рынок, регион – социум.

Наиболее глобальным объектом управления является макроуровень – всеобщий объект экономической политики. Макроэкономика – это раздел экономической теории. В нем исследуется экономика как целостная система, формируются цели экономической политики и определяются экономические инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономический подход используется для исследования состояния и динамики экономики на национальном уровне или на уровне больших секторов. Макроэкономика занимается экономикой в национальном масштабе и потому имеет дело с агрегированными экономическими показателями (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, совокупный спрос и др. ).

Этот аспект экономики является главным, ведущим в теории управления, так как лишь рассмотрение в народнохозяйственном масштабе его позволяет установить отправные моменты исследования. Обусловлено это тем, что предприятие (первичное звено) составляет неразрывную часть всей системы народного хозяйства.

Специфические объектом управления в масштабе общества выступает вся социальная сфера, сфера услуг. Здесь управление имеет дело, в основном с услугами, направленными на удовлетворение потребностей людей. В этой сфере происходит реализация множества человеческих запросов. Она охватывает все виды услуг, всю социальную инфраструктуру, от которых зависит состояние всего общества, в том числе и формирование интеллектуального потенциала.

Управление духовным развитием неотъемлемая часть всей системы управления. Об этом свидетельствует такое общепризнанное положение о том, что «… Культура, – если она развивается стихийно, а не направляется, сознательно… оставляет после себя пустыню…» (К.Маркс).

В целом, говоря об объекте науки управления, следует резюмировать, что управление производством составляет неотъемлемую часть совокупного процесса труда в любых социально-экономических условиях. Имеет многоуровневый характер и «управление есть необходимый момент всякого способа производства».

Вопрос 2. Предмет науки управления

Управление охватывает многообразие отношений (политических, социальных, экономических, этических и др.)

Если содержание производственных процессов и отношений составляют связи, отражающие организации труда непосредственных производителей материальных благ в производстве, то содержание управленческих процессов и отношений – это связи, отражающие совместный труд участников управления этим производством.

Результатом деятельности по управлению является решения.

В результате одна часть людей занимается непосредственным трудом по производству материальных благ, а другая – управлением. Между этими двумя группами людей в производстве возникают определенные отношения, которые могут быть охарактеризованы как отношения управления производством. Эти отношения, т.е. совокупность общественных связей и их взаимодействие, возникают между субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления.

Независимо от того, к какому виду и типу отношения управления принадлежат, они, прежде всего, выступают как отношения между объектом и субъектом управления.

Вся экономическая система рассматривается как единство двух подсистем – управляющая и управляемая. Первая из них представляет субъект управления, включающий в себя работников аппарата управления, органов управления – государство, правительство, министерства и др. Вторая – представляет собой в самом общем виде народное хозяйство, отрасли, регионы, предприятия и т.д.

Что касается рабочих мест, то здесь осуществляется другой вид управления – управление средствами труда, которое Ф.Энгельс определил как управление вещами.

Таким образом, в производстве различают два вида управления:

а) управление людьми (работниками),

б) управление средствами труда (вещами).

Управление рабочими средствами труда представляет собой сам процесс производства управляемую подсистему. К управляющей подсистеме относится только управление людьми. Другими словами, управление производством – это управление работниками, которые в свою очередь управляют средствами труда.

Отличительная особенность управления в сфере общественного производства заключается в том, что оно имеет дело со всей совокупностью общественных отношений. Обусловлено это тем, что человек выступает в производственном процессе не только как участник процесса кооперированного труда, но и одновременно как социальная личность, которой свойственный многообразные формы потребностей, побуждений и т.д.

Человек носитель и сгусток почти всех противоречий и в этом заключается сложность управления им как социальным явлением. К. Маркс (в «Тезисах о Фейербахе») определил человека как совокупность общественных отношений.

Резюме вышеизложенного сводится к следующему:

Предметом науки управления являются отношения управления. Отношения управления производством представляет собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия.

Отношения управления производством классифицируется по видам и по характеру.

– на отношения между управляющей и управляемой подсистемами;

– на отношения управления внутри управляющей системы (между ступенями и уровнями управления);

– на отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации).

По всему характеру отношения управления производством подразделяются на:

Отношения управления подразделяются на:

а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;

б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;

в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей;

г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;

Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные.

Вопрос 3. Содержание науки управления

Содержанием науки управления является выявления законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления производством.

Задача науки управления производством состоит в том, чтобы объяснить механизм отношений управления производством и помочь практически находить пути и способы эффективного решения конкретных задач.

Теория управления производством – комплексная система знаний, которая включает следующие разделы:

– Методологические основы управления производством. Здесь раскрывается сущность управления, его содержание, закономерности и принципы управления.

– Учение о системе управления производством. В этом разделе освещаются организационные формы систем управления, функции и структура управления, сочетание различных уровней управления.

– Учение о механизме и методах управления как совокупности средств и рычагов воздействия. Здесь рассматриваются экономический, организационно – распорядительный, социально-психологический механизмы управления; их совокупность и взаимное воздействие.

– Учение о процессах управления, его свойствах, динамике, методах процесса управления; информационное обеспечение и решение как синтез процесса управления.

– Учение о качестве и эффективности управления. Здесь освещаются культура и стиль управления, искусство управления, а также оценка эффективности и пути ее повышения.

Наука управления производством возникает из запросов практики, которая составляет основу развития теории.

Содержания теории управления производством определяются объектом. Управление – это наука и искусство, в нем сочетаются объективное и индивидуальное.

В целом развитие науки об управлении в XX -веке условно выделить следующие этапы:

– 50-е годы – период чисто управленческих решений;

– 60-е годы – долгосрочное внутрифирменное планирование;

– 70-е годы – стратегическое планирование;

– 80-е годы – стратегический менеджмент;

– 90-е годы – открыли новый этап в развитии управленческой науки – исследование стратегических процессов [ПТПУ – 5. 2000]

Вопрос 4.Совокупность методов управления

Наука управления, как и любая другая наука, имеет предмет, теорию и метод.

Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания.

Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся:

Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении;

Конкретно-исторический подход – обязательное требование научной разработки проблемы управления производством;

Комплексный подход – одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению.

Аспектный подход – исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.)

Системный подход – он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления.

– Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.

– Используется методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и др.

Рекомендуемая литература:

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: 1997.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1996.

3. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.

4. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М., 1996.

5. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник – М.: «Экзамен», 2002.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под объектами управления?

2. Какие существуют виды управления производством?

3. Назовите задачи управления производством.

4. В чем заключаются методологические основы управления производством?

Практическое упражнение (кейс) для проведения СРС

Предприниматель или менеджер

Роза Райхман является вице-президентом компании «Парсон Бринкерхофф», семнадцатой по величине инженерной компании Соединенных Штатов. Она начала свою карьеру в компании «Парсон Бринкерхофф» как свободный журналист в отделе корпоративных публикаций. Эта временная работа обернулась для нее работой постоянной, а потом, спустя короткое время, она стала главной отдела. В 1980 г. президент компании Анри Мишель сказал Райхман. что ей придется сократить штат своего отдела. Вместо этого Райхман спросила Анри Мишеля, можно ли ей оставить группу в полном составе и использовать услуги ее отдела, чтобы зарабатывать средства для компании. Он согласился.

В 1981 г. она преобразовала редакционно-издательский отдел в аккредитованное рекламное агентство, которое называлось «Пи Би Коммьюникейшенз». Поскольку маркетинг инженерных услуг был привычным для ее группы делом, они сначала открыли обслуживание своих фирм: архитектурных. Инженерных и управляющих строительством. В итоге, эта новая рекламная фирма начала предлагать свои услуги по рекламе в совершенно новых областях: юриспруденции, страховании, финансах и недвижимости. Ведение «бизнеса внутри бизнеса» может стать причиной нетипичных проблем. Как только издательский отдел организовал коммерческий центр, другие отделы в компании «Парсонс Бринкерхофф» должны были платить ему за его услуги. Именно тогда соответствующие отделы начали искать более выгодные условия в отношении стоимости и вида услуг за пределами компании. Многих людей в коммерческом центре приходилось убеждать, что инженеры компании «Парсонс Бринкерхофф»- это такие же важные клиенты, как и клиенты со стороны. Чтобы устранить волнения и сохранить ориентацию на внутрифирменное обслуживание» «Пи Би Коммьюникейшенз» должны были активизировать усилия в области маркетинга внутри компании и одновременно начинать кампанию по внешнему маркетингу. На сегодняшний день «новое предприятие» Розы Райхман имеет серьезный успех. Объем услуг, оказанных клиентам внутри самой фирмы «Парсонс Бринкерхофф» и вешним клиентам, превысил в 1986 г. 1,4 млн. долл. «Пи Би Коммьюникейшенз» продолжает искать новые пути и способы зарабатывать деньги, используя навыки редакционно-издательского отдела.

Вопросы для обсуждения

1. Кто, по вашему мнению, Роза Райхман – предприниматель или менеджер?

2. Как вы полагаете, типично ли Анри Мишеля принять предложение Розы Райхман как руководителя высшего звена? Почему?

3. Помимо проблем, отмеченных в данной ситуации, с какими другими трудностями могла столкнуться Роза Райхман на пути преобразования своего отдела в самостоятельный бизнес?

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функцио­нальные категории и понятия, принципы и методы, систему функ­ций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или пред­приятия.

Менеджмент (1), как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследованияявлений управленческой деятельности.

В основе метода менеджмента (4), несомненно, лежит диалектиче­ский подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. (*3) Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т.д. В центре ис­следований в менеджменте находится человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполни­тель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, учреждения, фирмы и т.д.), поэтому метод менеджмента (4) – это научный анализ по­ведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние че­ловека и организации [3].

Особенно важным в менеджменте является метод системного ана­лиза, утвердившийся в середине XX в. Ему предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в после­дующем разработка метода линейного программирования, возникнове­ние кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. В результате открытий ученых в области системного ана­лиза появилась возможность применять в практике управления мате­матические модели и использовать метод математического моделиро­вания. Важным для практики управления и последующих теоретиче­ских обобщений является метод эксперимента [3].

Данные методы (4) используются не только в менеджменте, они харак­терны и для всей экономической теории. И это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает методологиче­ской основойменеджмента.

Методология (2) в буквальном значении (логос – наука, знание, и методы – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Можно говорить о двух основных концепциях опреде­ления понятия – «учение о методах познания». Одна по существу считает категории «методология» и «метод» синонимами и объяв­ляет диалектический метод единственной методологией всех наук о природе, обществе, человеке.

Другая концепция, признавая диалек­тический метод всеобщим, генеральным методом познания, оп­ределяет методологию (2) как систему, реализующую три функции:

получение, создание нового знания;

структурирование этого зна­ния в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теорети­ческих идей, теорий;

организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания, вторая – на основе использования логических форм мышления и законов логическо­го мышления; третья – на основе локальных методологий кон­кретных наук применительно к особым локальным предметным областям [3].

Общими основами методологии менеджмента (2)являются диалектика, абстра­гирование, системный подход и принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объек­тивности, причинности, развития, историзма.

Рыночные отношения требуют нового подхода к управлению. Прежде всего, это касается методологических основ менеджмента, использования всего передового, что достигнуто мировой наукой и практикой: экономической теорией, социологией, психологией, педагогикой, математикой, кибернетикой, медициной и др.

Достигнутый уро­вень знаний методологических основ менеджмента позволил ряду уче­ных прийти к определению предмета менеджмента как науки, иссле­дующей законы и закономерности жизнедеятельности организаций и от­ношения работников в процессе управления. Следовательно, менеджмент (1) использует диалектический метод, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной связи и развитии, а также применяет методы исторического и логического анализа и синтеза, сис­темного и математического анализа, моделирования и эксперимента.




В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы (4) – это способы, приемы полу­чения новых и проверки на истинность старых знаний. В составе методов экономического исследования различают [3]:

а) общенаучные методы;

б) локальные, специфические методы.

В свою очередь в составе общенаучных методов выделяют:

а) эмпирико-теоретические и

б) теоретические методы.

Локальные научные – это методы, специфические для кон­кретной науки (двойной записи и калькулирования – в бухгал­терском учете, выборочный и индексный – в статистике; бюджетный, балан­совый, вариантных приближений, экспертных оценок, генерирования идей, оценки управленческих решений и др. – в менеджменте и т. д.).

Общенаучные и локально-научные методы исследования ис­пользуются в неразрывной связи со всеобщими методами: абстра­гирования и диалектическим методом. Всеобщие методы влияют на процесс и итоги исследований. Всеобщие методы требуют, чтобы общенаучные и локально-научные методы рассматривались в единстве. Глубокое познание на основе использования какого-либо одного метода невозможно. Только в системе методов, в их взаимосвязи могут быть получены объективные выводы. Конечно, в разных предметных областях и на разных этапах исследования отдельные методы – компоненты их единой системы – могут иметь преобладающее значение. Но в целом успех может принести только система методов. Эмпирико-теоретические методы включают наблюдение, эксперимент, измерения, описания. Логико-теоретические методы включают: методы сравнения, аналитический и синтетический, историко-логический, метод познания, аксиоматический, математические, индуктивный и дедуктивный методы, методы традукции или аналогии, моделирования, предвидения, объяснения.

Методы менеджмента (4) – это система правил и процедур решения различных задач управлений с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента (4) позволяют снизить интуитивный ха­рактер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функциониро­вание систем управления на предприятии. В системе локальных методов менеджмента ис­пользуются как общие методы и приемы (например, экспер­тизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражаю­щие специфику определенной сферы (инновационный, финан­совый, персональный менеджмент и пр.) [3].

Системный подход является основой методологии менеджмента, реализующей основные методологические принципы познания.

Методологический принцип (3) – основополагающая идея, ос­новное положение теории, отражающее системное, совокупное действие объективных законов развития природы, общества, мышления и направляющее деятельность исследователя в избран­ной им предметной области.

К числу основных методологических принципов познания, которые реализуются в системном подходе, относят: принцип единства теории и практики; принцип определенности, принцип конкретности; принцип познаваемости; принцип объективности; принцип причинности; принцип развития; принцип историзма.

Практика управления и его методический аппарат фор­мировались на протяжении многих веков, однако их систематизация и научные обобщения являются ровесниками XX в. Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориен­тация управления и моделирование управляемых процессов.

Современный уровень развития производства и экономики требует дальнейшего углубления знаний в области управления общественным производством. Опора на науку — один из главных факторов эффективности управления, улучшения функционирования всех звеньев народного хозяйства. Практические потребности, накопленный опыт и сведения в этой области человеческой практики позволили выделить соответствующую отрасль знания в самостоятельную науку управления.

Основаниями для выделения науки из общей массы знаний служат наличие предмета, отличного от предметов сложившихся наук, методологии и методов познания явлений, а также задач, которые относятся только к данной науке и могут быть исследованы во всей полноте только ею.

При определении предмета науки следует исходить из анализа управления как особой функции, которая возникла из потребностей производства, осуществляемого в крупных масштабах, призванной обеспечить единство и согласованность действий, целенаправленность работы коллектива при той или иной форме кооперации, регулировать и контролировать меру труда и т. д. Следовательно, предметом науки управленияявляется не само производство, а специфические отношения, возникающие в процессе воздействия на объект управления при переводе его из одного состояния в другое, то есть отношения управления производством.

В процессе воздействия на объект управление призвано обеспечить оптимальные условия для эффективного его функционирования, при которых достигались бы высокие конечные результаты при минимуме затрат на единицу продукции или услуг. Задача науки управлениясостоит в том, чтобы раскрыть закономерности, принципы и методы эффективного функционирования управляющей системы, ее функции и структуру, формы организации труда работников управления и т. д.

Однако в отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны (аспекты) процесса, наука управления изучает законы и закономерности управления как целостное, комплексное, конкретное социально-экономическое явление, анализирует управленческие отношения с позиций наличия в них общих и специфических черт, экономических, организационных, социально-психологических, правовых и технических аспектов и качеств, то есть охватывает всю совокупность отношений управления.

Вскрывая и формулируя общие принципы и закономерности управления деятельностью людей в производственной и непроизводственной сферах, наука управления одновременно углубленно изучает и разрабатывает узкоотраслевые специфические вопросы, вытекающие из особенностей самого объекта управления, например, сельскохозяйственного производства и агропромышленного комплекса в целом. Это важное методологическое положение — основа формирования разделов курса, определяющее соотношение в нем общего и частного.

Управление сельскохозяйственным производством — один из видов управления. Поэтому оно, естественно, включает наряду со специфическими, присущими только данной сфере общие свойства и признаки. Связь управления сельскохозяйственным производством с другими видами управления позволяет при исследовании проблем активно использовать данные из различных областей знаний: кибернетики, теории научного управления обществом и других наук, изучающих проблемы управления. Это дает возможность выявить специфику данного вида управления, шире использовать при анализе его проблем понятия, признаки, выработанные общей теорией управления.

Однако главными методами познания в науке «управления» яв­ляются исследование, изучение специфики управления сельскохозяйственным производством, выявление его закономерностей.

Всякая наука рождается из потребностей общества в углубленном познании тех или иных явлений природы и общества. Наука управления возникла из потребностей хозяйственной практики и развивается в тесной связи с ней. Но теория отражает общие свойства явлений, закономерности, присущие многим сторонам хозяйственной практики, а не конкретному случаю, и в этом смысле она обладает определенной самостоятельностью. В науке управления выводы строятся на основе закономерных явлений, что позволяет предвидеть практические результаты. Эту особенность науки точно выразил Е.И. Регирер: «Главное занятие науки — собирать, систематизировать и обобщать факты, главный метод науки — строить предположения, пытающиеся уловить закономерности и зависимость, и проверять на опыте выводы из этих предположений. Главный прием обоснования в науке — эксперимент, опытное доказательство. Главный процесс развития науки — обобщения, углубление постепенным сведением уже замеченных регулярностей ко все более общим формулировкам». Задача науки управления — систематизировать массу фактов, выявить существенные связи между ними, то есть изучить закономерности развития всей совокупности управленческих отношений и на этой основе сделать выводы и предложения для практики.




Рассматривая отдельные аспекты отношений управления — структуру управляющей системы, процессы, функции, методы воздействия на объект, технику и технологию, наука управления выявляет повторяющиеся, типичные явления, вскрывает закономерности, присущие в целом отношениям управления, а также отдельным их сторонам, а также общие закономерности в практике управления.

Логически оправдана точка зрения, что наука управления формулирует не безусловно обязательные во всех случаях законы, а скорее принципы, определенные правила, закономерности деятельности, руководствуясь которыми работник управления может успешнее решать возникающие перед ним проблемы, добиваться более высокой эффективности своего труда и труда подчиненных.

Принципы, формулируемые наукой управления, выводятся на основе анализа практики, конкретных факторов, но, чтобы они не устарели сразу же, они должны содержать элементы предвидения, учета тенденций и направлений развития управляемого объекта и движения субъекта управления. Расширение сферы применения научно обоснованных правил, процедур, приемов создает базу для творческого подхода и условия для успешной реализации объективных закономерностей, сужает возможность волюнтаризма и субъективизма, являющихся антиподами научного управления.

Следовательно, совершенствование отношений управления производством возможно лишь на базе познания природы экономических отношений, механизма их действия, закономерностей, возникающих в процессе управления. Проще говоря, совершенствование организации управления с учетом достижений науки и техники может быть реализовано лишь на основе исчерпывающего знания природы управляемого объекта, механизма экономических отношений. Умение использовать выявленные закономерности в хозяйственной практике — важное условие ускорения социально-экономического развития производства и повышения его эффективности.

Творческий характер, требующий учета конкретной ситуации, бесконечное многообразие явлений, с которыми приходится сталкиваться и по которым необходимо принимать решения, показывают, что в теорию управления составной частью должны входить не только законы и принципы, но и искусство управления. Искусство управления формируется на основе конкретного опыта, ситуации и позволяет вырабатывать навыки претворения теории в практику. Овладение им предполагает глубокие знания, изучение и обобщение практического опыта.

Наука управления производством занимает определенное место в системе общественных и экономических научных знаний, относится к экономическим наукам, поскольку объект ее — производство, и она изучает отношения людей в процессе управления им.

Наука управления тесно связана с философскими науками. Политическая экономия подходит к управлению с позиций объективных экономических законов общественного производства, но изучает их только в границах своего предмета, дает знания о соотношении экономики и политики, объективного и субъективного, сознательных и стихийных процессов общественного развития и т. д. Разделы этой науки, которые «выходят» на управление, входят в состав научных основ управления общественным производством. Роль и задачи науки управления состоят в том, чтобы, используя познанные общетеоретическими науками законы, превратить их в материальную силу, организационную практику.

Исходя из сущности управления как науки, изучающей отношения людей, возникающие в процессе управления производством, она должна базироваться на объективных законах, а также определенных принципах и методах.

Учет отраслевой специфики управления необходим для изучения конкретного его механизма, в основе которого находятся общие закономерности управления экономикой. Наука управления широко использует достижения конкретных экономических наук: экономики сельского хозяйства, организации производства, планирования и прогнозирования, финансов и учета, статистики, анализа хозяйственной деятельности, НОТ и др. Она охватывает всю систему знаний об управлении, совокупность отношений управления, а не отдельные их стороны. Так, взаимодействуя с наукой «Организация производства», управление использует те ее разделы, в которых рассматривается построение управляемой системы, потому что организационная деятельность по ее совершенствованию составляет задачу науки управления.

Научная организация труда и наука управления имеют много общего. Однако наука управления, используя достижения НОТ, исследует и выявляет закономерности и принципы построения управляющей и управляемой систем, механизм подготовки и принятия решений, процесс сбора и передачи информации и т. д., что не входит в задачи НОТ и не является ее предметом.

Наука управления тесно связана с правовыми науками, которые определяют юридические основания управленческой деятельности, регламентируя их.

В комплекс наук об управлении входят науки, изучающие отдельные его аспекты: психология управления, социология управления, этика, обработка экономической информации и др.

Все большее значение для развития науки управления приобретает использование достижений кибернетики, общетеоретических методов анализа (применительно к управлению социально-экономическим процессом).

Механизм взаимодействия науки управления и смежных областей знаний весьма сложен: она не вторгается в область этих наук, а выявляет возможности их использования в управлении производством.

В методологическом аспекте особое значение имеет конкретно-исторический подход, так как эти отношения более динамичны, чем экономические и социальные. Важным является системный подход, предполагающий учет количественных и качественных изменений взаимосвязей в системе управления во времени и в пространстве и их динамике. Системный подход требует рассмотрения управления в единстве организационно-технических и социально-экономических аспектов, одновременного учета главных сторон изучаемых явлений и процессов. Кроме общих методов познания управлению свойственны специфические: организационный анализ; организационное нормирование и проектирование; графические методы изображения организационных отношений и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы определение и содержание категории «система управления»?

2. В чем сущность науки управления?

3. Назовите предмет и задачи науки управления.

4. Каково место науки управления в системе общественных и экономических наук?

Наука социального управления (или наука управления, как ее обычно называют) относится к общественным наукам. Это обусловле­но тем, что ее объект включает в себя общественные отношения, скла­дывающиеся в связи с реализацией объективно необходимой социаль­ной функции - управления обществом и социальными системами.

Методологическим фундаментом науки управления является философия, который обеспечивает ее знанием основных законов развития общества, дает общетеоретические мировоззренческие ус­тановки по разработке конкретных задач управления.

По отношению к общественным наукам, выполняющим преимуще­ственно теоретические функции (описание, объяснение, прогнозирова­ние), науку управления, непосредственно воздействующую на преоб­разование практики, можно считать прикладной отраслью знания. Это не исключает наличия в ней собственных фундаментальных теорий.

Объектом социального управления является само управление как реальный феномен, объективный участок социальной практики, своеобразная человеческая деятельность, характеризующаяся спе­цифическими общественными отношениями.

Предметом науки управления (как и любой другой) является определенный круг объективных закономерностей реальной действи­тельности В отличие от объекта науки предмет ее субъективен в том смысле что он зависит от степени развития человеческих знаний и с их углублением расширяет свои рамки. По существу предмет науки представляет собой определенную сторону ее объекта, отражая сте­пень познания последнего.

Одной из наиболее важных общих закономерностей является обусловленность организации субъекта управления особенностя­ми его объекта.Эта закономерность получила наименование закона необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом для обеспечения эффективности управления степень разнообразия субъекта (управляющей системы) должна быть не меньше степени разнообразия объекта (управляемой системы).

Следующая закономерность управления - оптимизация соот­ношения централизации и децентрализации. Она находит свое выражение в непрерывном поиске оптимальных форм централизо­ванного и децентрализованного управления силами и средствами си­стемы МВД. Это проявляется в создании ГУВД в одних городах и лик­видации их в других; объединении управления органами внутренних дел области и областного центра в едином аппарате; формировании и организации работы строевых подразделений патрульно-постовой службы, межрайонных служб органов внутренних дел в сельской ме­стности и т. п.

Закономерностью управления является также то, что его эффек­тивность достигается тем успешнее, чем более близки цели управ­ляющей и управляемой систем. Для органов внутренних дел это, в частности, означает необходимость единого понимания руководи­телями и подчиненными целей, общественной значимости их дея­тельности, строгого соблюдения законности. Данное обстоятельство требует активной работы руководителей по воспитанию сотрудников и сплочению коллективов органов внутренних дел.

Управлению присуща и такая закономерность, как цикличность его процесса, единство в нем познавательно-программирующей и ор-ганизационно-регулирующей деятельности. Работа любого руководи­теля всегда состоит из ряда постоянно повторяющихся операций по подготовке управленческих решений и организации их исполнения.

Данные операции обязательно взаимосвязаны с информацион­ными процессами. Это также одна из закономерностей управления. Управление и информация неразделимы. Информация, циркулирую­щая по каналам прямой (от субъекта к объекту) и обратной (от объек­та к субъекту) связи, служит основой для подготовки и реализации уп­равленческих решений. Преобладающее значение здесь имеют обратные связи, отражающие реакцию объекта управления на воздей­ствия его субъекта. Учет руководителями органов внутренних дел ука­занной закономерности особенно важен для обоснования принимае­мых решений, оценки их действенности, исключения дублирования и противоречий в отдаваемых распоряжениях, своевременного установ­ления и устранения причин неисполнительности подчиненных.




Закономерностью управления является влияние на его эффек­тивность особенностей психофизиологических свойств че­ловека. Не случайно в нормативных актах МВД РФ, определяющих качества сотрудников органов внутренних дел наряду с глубокими профессиональными знаниями называются и бесстрашие, самоот­верженность, умение быстро оценивать обстановку и предвидеть ход ее развития, выдержка, самообладание, способность при необходи­мости пойти на риск, физическая закалка, выносливость. Эти лично­стные качества сотрудников необходимо учитывать руководителю органа внутренних дел, особенно при формировании специальных групп для действий в экстремальных условиях.

Научность управления определяется глубиной познания его зако­номерностей. По мере развития общества использование знаний о нем в практике возрастает; соответственно снижается значение в управлении стихийных регуляторов. Однако неизбежно, что ка­кая-то часть объективных условий, какие-то законы и их требования остаются не познанными субъектами управления. Таким образом, по­стоянной задачей науки управления остается все более полное ис­следование своего предмета, формирование принципов и правил уп­равленческой деятельности.

Содержание науки управления составляет система научного знания и нем. Данная система включает в себя теории, законы, поня­тия, определения, принципы, вырабатываемые указанной наукой на основе познания ими своего предмета и служащие источником подго­товки практических рекомендаций по совершенствованию управлен­ческой деятельности. Содержание науки управления зависит от сте­пени познания ее предмета, который всегда богаче и разнообразнее, чем фактически полученные о нем знания. Развитие науки управле­ния отражается именно в постоянном расширении ее содержания, в появлении на основе дифференциации и интеграции научных зна­ний обобщенной информации об управлении.

В целом содержание рассматриваемой науки имеет комплексный характер, обусловленный комплексностью самого социального уп­равления. В ней необходимо выделять следующие аспекты: органи­зационно-правовой; социально-психологический; организацион­но-технический; кибернетический и экономический.

важная роль принадлежит праву, поскольку управленчес­кие отношения в значительной мере являются правовыми: они прямо регулируются правом или осуществляются в соответствии с общими правовыми явлениями. Право выступает средством управления. Вместе с тем оно же регулирует саму управленческую деятельность. обеспечивает реализацию в управлении воли народа, воплощенной в законах.

При разработке проблем науки управления учитывается психоло­гический аспект, поскольку субъектами и объектами управления выступают отдельные лица или социальные общности. Положения психологии используются указанной наукой при исследовании таких проблем, как идеологическое воздействие на участников процесса управления, привитие им определенных взглядов и формирование для повышения творческой активности и эффективности труда, со­здание в системе управления благоприятного психологического кли­мата, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций и т. п.

Наконец, в исследовании социального управления важно изуче­ние его организационно-технического аспекта. Здесь разраба­тываются проблемы, не являющиеся предметом изучения других от­раслей знания, а составляющие часть собственного содержания науки управления: функциональная и структурная организация уп­равления, информационное его обеспечение, управленческий цикл и т. п. При исследовании организационно-технических проблем науки управления на основе накопленных ее эмпирических данных вырабатывает собственные научные понятия. При этом она исполь­зует достижения ряда других наук, в частности кибернетики.

Особое значения для науки управления имеет метод изучения ее предмета. Он основывается на теории познания и предусматри­вает взаимосвязанные исторический и логический подходы к иссле­дованию.

Исторический подход позволяет учесть опыт управления, про­следить и оценить его изменения в зависимости от характеристики внешней среды. Логический подход объединяет функциональный и системный методы. Функциональный - фиксирует внимание на содержании управленческой деятельности, помогает вскрыть связи структуры с задачами, уяснить определяющую роль функций по отно­шению к организационным структурам. Системный - акцентирует внимание на организационно-структурных формах, в которых осуще­ствляется управленческая деятельность, на системе органов управ­ления и их звеньях.

Метод науки управления включает в себя также различные спосо­бы конкретных социологических исследований, применяемых для изучения управленческой деятельности и выработки рекоменда­ций по ее совершенствованию.

Таким образом, наука управления - это общественная ком­плексная наука, изучающая общие и специфические закономернос­ти, объективно присущие управлению, и вырабатывающая на осно­ве их познания интегративные принципы, правила, методы, приемы управленческой деятельности, направленные на ее совершенство­вание.

Объект, предмет и содержание науки управления. Классификация отношений управления производством по виду и характеру. Этапы развития науки об управлении в XX веке. Моделирование управляемого объекта или субъекта управления для изучения их свойств.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.10.2009
Размер файла 23,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

1. Объект науки управления

2. Предмет науки управления

3. Содержание науки управления

4. Совокупность методов управления

Вопрос 1. Объект науки управления

Наука управления относится к экономико-организационным наукам, поскольку она изучает отношения и связи людей в процессе управления производством и экономикой в целом.

Основу существования человеческого общества составляет материальное производство, а сфера отношений по поводу производства определяет общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит главной его сфере - непосредственному производству. «…Производство создает для потребления не только предмет, - оно дает потреблению его определенность, его характер, его завершение…» (К.Маркс)

Управление им и процессами, которые происходят в нем, и является объектом данной науки.

При определении предмета науки управления исходят из сущности управления как особой функции, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. Производство и всю экономику следует рассматривать как сферу совместного труда, кооперацию индивидуумов, которые требуют квалифицированного управления. К.Маркс относительно занятых в управлении писал: «…отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

В процессе производства и управления им люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать управление - значит изучать, прежде всего, отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на процесс производства, выявлять законы формирования отношений управления. И на этой основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Наука управления исследует, процессы управления применительно к различным звеньями народного хозяйства является первым и самым решающим уровнем управления является микроуровень. Управление предприятием, отдельным видом производства, иначе той сферой, где создаются материально-вещественные ценности, определяющие, в конечном счете, экономический образ данного общества, является объективной необходимостью. В силу этого данный уровень управления должен быть объектом пристального внимания всей системы управления.

Управление предприятиями не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений. Научный характер управления производством определяется тем, что предприятие рассматривается в единстве с другими производственными и потребительскими ячейками общества, которое образуют систему народного хозяйства.

Одним из объектов управления является мезоуровень. Здесь объектом управления выступают отрасли, регионы. Эти объекты имеют свои особенности, связанные со спецификой организации производства, технологическими разновидностями. Для регионов характерны особенности, обусловленные объективными предпосылками экономического развития, пространственным размещением, историко-географическими факторами, производственным потенциалом. Главными составляющими региона являются экономические связи между регионами, региональные системы, размещение производительных сил. Регион как объект управления представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики (регион как квазигосударство), как регион - рынок, регион - социум.

Наиболее глобальным объектом управления является макроуровень - всеобщий объект экономической политики. Макроэкономика - это раздел экономической теории. В нем исследуется экономика как целостная система, формируются цели экономической политики и определяются экономические инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономический подход используется для исследования состояния и динамики экономики на национальном уровне или на уровне больших секторов. Макроэкономика занимается экономикой в национальном масштабе и потому имеет дело с агрегированными экономическими показателями (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, совокупный спрос и др. ).

Этот аспект экономики является главным, ведущим в теории управления, так как лишь рассмотрение в народнохозяйственном масштабе его позволяет установить отправные моменты исследования. Обусловлено это тем, что предприятие (первичное звено) составляет неразрывную часть всей системы народного хозяйства.

Специфические объектом управления в масштабе общества выступает вся социальная сфера, сфера услуг. Здесь управление имеет дело, в основном с услугами, направленными на удовлетворение потребностей людей. В этой сфере происходит реализация множества человеческих запросов. Она охватывает все виды услуг, всю социальную инфраструктуру, от которых зависит состояние всего общества, в том числе и формирование интеллектуального потенциала.

Управление духовным развитием неотъемлемая часть всей системы управления. Об этом свидетельствует такое общепризнанное положение о том, что «… Культура, - если она развивается стихийно, а не направляется, сознательно… оставляет после себя пустыню…» (К.Маркс).

В целом, говоря об объекте науки управления, следует резюмировать, что управление производством составляет неотъемлемую часть совокупного процесса труда в любых социально-экономических условиях. Имеет многоуровневый характер и «управление есть необходимый момент всякого способа производства».

Вопрос 2. Предмет науки управления

Управление охватывает многообразие отношений (политических, социальных, экономических, этических и др.)

Если содержание производственных процессов и отношений составляют связи, отражающие организации труда непосредственных производителей материальных благ в производстве, то содержание управленческих процессов и отношений - это связи, отражающие совместный труд участников управления этим производством.

Результатом деятельности по управлению является решения.

В результате одна часть людей занимается непосредственным трудом по производству материальных благ, а другая - управлением. Между этими двумя группами людей в производстве возникают определенные отношения, которые могут быть охарактеризованы как отношения управления производством. Эти отношения, т.е. совокупность общественных связей и их взаимодействие, возникают между субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления.

Независимо от того, к какому виду и типу отношения управления принадлежат, они, прежде всего, выступают как отношения между объектом и субъектом управления.

Вся экономическая система рассматривается как единство двух подсистем - управляющая и управляемая. Первая из них представляет субъект управления, включающий в себя работников аппарата управления, органов управления - государство, правительство, министерства и др. Вторая - представляет собой в самом общем виде народное хозяйство, отрасли, регионы, предприятия и т.д.

Что касается рабочих мест, то здесь осуществляется другой вид управления - управление средствами труда, которое Ф.Энгельс определил как управление вещами.

Таким образом, в производстве различают два вида управления:

а) управление людьми (работниками),

б) управление средствами труда (вещами).

Управление рабочими средствами труда представляет собой сам процесс производства управляемую подсистему. К управляющей подсистеме относится только управление людьми. Другими словами, управление производством - это управление работниками, которые в свою очередь управляют средствами труда.

Отличительная особенность управления в сфере общественного производства заключается в том, что оно имеет дело со всей совокупностью общественных отношений. Обусловлено это тем, что человек выступает в производственном процессе не только как участник процесса кооперированного труда, но и одновременно как социальная личность, которой свойственный многообразные формы потребностей, побуждений и т.д.

Человек носитель и сгусток почти всех противоречий и в этом заключается сложность управления им как социальным явлением. К. Маркс (в «Тезисах о Фейербахе») определил человека как совокупность общественных отношений.

Резюме вышеизложенного сводится к следующему:

Предметом науки управления являются отношения управления. Отношения управления производством представляет собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия.

Отношения управления производством классифицируется по видам и по характеру.

- на отношения между управляющей и управляемой подсистемами;

- на отношения управления внутри управляющей системы (между ступенями и уровнями управления);

- на отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации).

По всему характеру отношения управления производством подразделяются на:

Отношения управления подразделяются на:

а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;

б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;

в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей;

г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;

Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные.

Вопрос 3. Содержание науки управления

Содержанием науки управления является выявления законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления производством.

Задача науки управления производством состоит в том, чтобы объяснить механизм отношений управления производством и помочь практически находить пути и способы эффективного решения конкретных задач.

Теория управления производством - комплексная система знаний, которая включает следующие разделы:

- Методологические основы управления производством. Здесь раскрывается сущность управления, его содержание, закономерности и принципы управления.

- Учение о системе управления производством. В этом разделе освещаются организационные формы систем управления, функции и структура управления, сочетание различных уровней управления.

- Учение о механизме и методах управления как совокупности средств и рычагов воздействия. Здесь рассматриваются экономический, организационно - распорядительный, социально-психологический механизмы управления; их совокупность и взаимное воздействие.

- Учение о процессах управления, его свойствах, динамике, методах процесса управления; информационное обеспечение и решение как синтез процесса управления.

- Учение о качестве и эффективности управления. Здесь освещаются культура и стиль управления, искусство управления, а также оценка эффективности и пути ее повышения.

Наука управления производством возникает из запросов практики, которая составляет основу развития теории.

Содержания теории управления производством определяются объектом. Управление - это наука и искусство, в нем сочетаются объективное и индивидуальное.

В целом развитие науки об управлении в XX -веке условно выделить следующие этапы:

- 50-е годы - период чисто управленческих решений;

- 60-е годы - долгосрочное внутрифирменное планирование;

- 70-е годы - стратегическое планирование;

- 80-е годы - стратегический менеджмент;

- 90-е годы - открыли новый этап в развитии управленческой науки - исследование стратегических процессов [ПТПУ - 5. 2000]

Вопрос 4.Совокупность методов управления

Наука управления, как и любая другая наука, имеет предмет, теорию и метод.

Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания.

Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся:

- Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении;

- Конкретно-исторический подход - обязательное требование научной разработки проблемы управления производством;

- Комплексный подход - одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению.

- Аспектный подход - исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.)

- Системный подход - он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления.

- Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.

- Используется методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и др.

Рекомендуемая литература:

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: 1997.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996.

3. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

4. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. - М., 1996.

5. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник - М.: «Экзамен», 2002.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под объектами управления?

2. Какие существуют виды управления производством?

3. Назовите задачи управления производством.

4. В чем заключаются методологические основы управления производством?

Практическое упражнение (кейс) для проведения СРС

Роза Райхман является вице-президентом компании «Парсон Бринкерхофф», семнадцатой по величине инженерной компании Соединенных Штатов. Она начала свою карьеру в компании «Парсон Бринкерхофф» как свободный журналист в отделе корпоративных публикаций. Эта временная работа обернулась для нее работой постоянной, а потом, спустя короткое время, она стала главной отдела. В 1980 г. президент компании Анри Мишель сказал Райхман. что ей придется сократить штат своего отдела. Вместо этого Райхман спросила Анри Мишеля, можно ли ей оставить группу в полном составе и использовать услуги ее отдела, чтобы зарабатывать средства для компании. Он согласился.

В 1981 г. она преобразовала редакционно-издательский отдел в аккредитованное рекламное агентство, которое называлось «Пи Би Коммьюникейшенз». Поскольку маркетинг инженерных услуг был привычным для ее группы делом, они сначала открыли обслуживание своих фирм: архитектурных. Инженерных и управляющих строительством. В итоге, эта новая рекламная фирма начала предлагать свои услуги по рекламе в совершенно новых областях: юриспруденции, страховании, финансах и недвижимости. Ведение «бизнеса внутри бизнеса» может стать причиной нетипичных проблем. Как только издательский отдел организовал коммерческий центр, другие отделы в компании «Парсонс Бринкерхофф» должны были платить ему за его услуги. Именно тогда соответствующие отделы начали искать более выгодные условия в отношении стоимости и вида услуг за пределами компании. Многих людей в коммерческом центре приходилось убеждать, что инженеры компании «Парсонс Бринкерхофф»- это такие же важные клиенты, как и клиенты со стороны. Чтобы устранить волнения и сохранить ориентацию на внутрифирменное обслуживание» «Пи Би Коммьюникейшенз» должны были активизировать усилия в области маркетинга внутри компании и одновременно начинать кампанию по внешнему маркетингу. На сегодняшний день «новое предприятие» Розы Райхман имеет серьезный успех. Объем услуг, оказанных клиентам внутри самой фирмы «Парсонс Бринкерхофф» и вешним клиентам, превысил в 1986 г. 1,4 млн. долл. «Пи Би Коммьюникейшенз» продолжает искать новые пути и способы зарабатывать деньги, используя навыки редакционно-издательского отдела.

Вопросы для обсуждения

1. Кто, по вашему мнению, Роза Райхман - предприниматель или менеджер?

2. Как вы полагаете, типично ли Анри Мишеля принять предложение Розы Райхман как руководителя высшего звена? Почему?

3. Помимо проблем, отмеченных в данной ситуации, с какими другими трудностями могла столкнуться Роза Райхман на пути преобразования своего отдела в самостоятельный бизнес?

Читайте также: