Методика разработки занятий с использованием интерактивной доски

Обновлено: 17.05.2024

В современном мире всестороннее развитие детей дошкольного возраста невозможно без использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Информационно –коммуникативные технологии прочно закрепились в современном обществе, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности взрослого человека, а также средством обучения детей.

Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний.

Интерактивная доска предоставляет широкие возможности для проведения образовательной деятельности, позволяет сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала.

Однако, у интерактивной доски большие ресурсы : переместить изображение или текст, расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, составить изображение в соответствии с образцом, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку, ориентироваться в пространстве, практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать. Педагоги могут показывать на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию.

Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки).

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают.

Подводя итоги, можно сказать, что нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Таким образом, интерактивная доска является универсальным средством и для использования её в образовательном процессе и для повышения уровня педагога в области овладения ИКТ.

Особенности работы с интерактивной доской в ДОУ

Интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Рост не позволяет детям использовать всю поверхность доски. Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей). Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”.

В большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги работают за компьютером, не имея рядом интерактивной доски. Небольшие размеры монитора создают иллюзию компактности всех объектов на странице, и часто недооценивается разница между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. В среднем картинка на доске в пять раз больше, чем на мониторе.

При работе с интерактивной доской необходимо придерживаться требований СанПиН: при использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Таким образом, местное освещение для интерактивной доски не используется. Следует обратить внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов и заданий. В середине занятия необходимо проводить гимнастику для глаз.

Навыки, необходимые для применения интерактивной доски :

Начальные знания устройства компьютера,

Работа в программах : Word, PowerPoint,

Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Знакомство с интерактивной доской

Интерактивная доска SMART это сенсорный дисплей, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.

1. Компьютер посылает изображение проектору.

2. Проектор передает изображение на интерактивную доску.

3. Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно прикасаясь к поверхности доски.

Notebook – главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов (презентаций) и основного средства хранения сделанных в процессе демонстрации рукописных примечаний, пометок.

Записная книжка (SMART Notebook, представляет собой графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов.

Работа с интерактивной доской :

Чтобы выбрать приложение с помощью интерактивной доски, дважды нажмите на значок приложения. Двойное касание для вызова приложения эквивалентно двойному щелчку левой кнопки мыши, которым запускается приложение на компьютере. Аналогично, каждое касание интерактивной поверхности эквивалентно одному щелчку левой кнопки мыши.

Интерфейс программы смарт

В верхней части находится строка меню, включающая обычный набор, который можно видеть в любом текстовом редакторе это - файл, правка, вид, вставка, формат, рисование, справка.

Панель инструментов – основной элемент управления программным обеспечением интерактивной доски. Панель инструмента всегда находится на экране и обеспечивает доступ к меню программного обеспечения. На панели инструментов расположены значки наиболее используемых инструментов.

Для получения желаемого результата необходимо запомнить простые правила: выберите необходимый инструмент (если не понятно назначение инструмента, просто подведите указатель мыши к его изображению и прочитайте подсказку); выполните желаемое действие (получите результат).

«Сортировщика страниц»

Изменить порядок страниц

Переносить объекты с одной страницы на другую

Настройка сортировщика страниц

Сортировщик страниц можно переместить с одной стороны окна SMART Notebook на другую, нажав значок "Переместить боковую панель"

Размер сортировщика страниц можно изменить, перетягивая его край влево или вправо. Если сортировщик страниц не используется, его можно скрыть, установив флажок "Скрывать автоматически".(Чтобы отобразить скрытый сортировщик страниц, нажмите "Сортировщик страниц" .)

На вкладке "Галерея" содержится графика, фоновые рисунки, мультимедийные материалы, файлы и страницы, которые можно использовать. Все рисунки разбиты на темы и подтемы. Можно добавлять свои картинки в папку «Мое содержимое»

На вкладке "Вложения" отображаются файлы и ссылки на веб-страницы, вложенные в текущий файл.

Вкладка "Свойства" позволяет изменять формат объектов, таких как цифровые чернила, фигуры, линии, текст и таблицы. В зависимости от выбранного объекта, вы можете изменять:

цвет, толщину и тип линий;

прозрачность и эффекты заливки объектов;

тип шрифта для текстовых объектов, его кегль и стиль;

На вкладке "Свойства" отображаются только опции, доступные для выбранного объекта.

На вкладке "Свойства" также имеется кнопка "Запись страницы", для записи действий на текущей странице.

Вкладка "Надстройки" позволяет работать с надстройками ПО SMART Notebook, включая мастер создания занятий.

SMART Response

Вкладка SMART Response является частью ПО SMART Response и доступна, только если на компьютере установлено ПО SMART Response.

В области страницы отображается содержимое выбранной страницы в файле. Это область страницы, где можно создавать объекты и работать с ними.

Отображение страниц в полноэкранном режиме.

В полноэкранном режиме SMART Notebook открывает область страницы на весь экран и скрывает другие элементы интерфейса.

Панель инструментов позволяет выбирать и использовать различные команды и инструменты.

Кнопка - предыдущая страница.

Отображение предыдущей страницы текущего файла.

Кнопка - следующая страница.

Отображение следующей страницы текущего файла.

Отмена последнего действия.

Позволяет повторить действие, отмененное с помощью инструмента Отмена.

Вставка новой пустой страницы в текущий файл.

страницу. Удаление текущей страницы из текущего файла.

Кнопка - открыть файл. Позволяет открыть ранее созданный документ Notebook с любого носителя.

Позволяет сохранить новый или измененный документ Notebook.

Кнопка - просмотреть экран. - Во весь экран.

Позволяет распахнуть рабочую область Notebook на полный экран для удобства работы с документом.

Позволяет быстро вставить копию из буфера обмена.

Удаление всех выделенных объектов.

Кнопка - захват экрана.

Открытие панели инструментов «Захват экрана».

Кнопка - показать/ скрыть затенение экрана На экране появится серая шторка, при этом в середине верхнего, нижнего, левого и нижнего краев отображается точка для постепенного открытия шторки

Позволяет создавать таблицу нужного размера (по выбранному количеству строк и столбцов).

Кнопка - выбрать. Позволяет выделять ранее вставленные или созданные элементы, чтобы в дальнейшем можно было производить с ними различные действия.

Инструмент «Перо» позволяет писать или рисовать цифровыми чернилами с помощью семи типов пера.

Тип пера Типы Свойства

Создание надписей или рисунков цифровыми чернилами разных цветов и типов линий.

Создание надписей или рисунков цифровыми чернилами разных цветов и типов линий, тем же способом, что и пером «Стандартное», но с возможностью изменения толщины линии.

Создание надписей или рисунков цифровыми чернилами с эффектом цветного карандаша.

Выделение текста и других объектов.

Добавление цветных элементов в презентации.

Создание объекта, который будет медленно исчезать.

Перо распознавания фигур

Используется для рисования таких фигур, как круги, овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники и дуги.

Создание разнообразных фигур, в том числе кругов, квадратов, треугольников и других геометрических фигур: сердцеобразных, галочек и т. д.

Возможны два варианта работы с фигурой :

1. Добавление фигуры на страницу, и затем редактирование ее свойств.

2. Предварительная настройка цвета, линий и прозрачности фигуры, и последующее ее добавление на слайд.

Кнопка - правильные многоугольники. Создание правильных многоугольников с количеством углов от 3 до 15.

Рисование прямых линий и дуг.

Возможны добавление линии на страницу, и затем редактирование ее свойств, или предварительная настройка линии и последующее ее добавление на слайд.

Элемент для стирания линий, нарисованных пером, выделений маркером. Ластик определенного (видимого на инструменте) размера:

Элемент для ввода текста с возможностью изменения начертания шрифта, размера, цвета и прозрачности.

Свойства объектов Изменение цвета контура и заливки, выделенного элемента.

Изменение свойств линий выделенного элемента.

Изменение прозрачности выделенного элемента.

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом Внашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские.

Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками. Материал подготовила воспитатель Медведева Елена Николаевна. Современные.

Конспект ОД по рисованию для детей подгот. Группы по теме: «Послушные человечки» с использованием интерактивной доской Конспект ОД по рисованию для детей подготовительной группы по теме: «Послушные человечки. Рисование человека в движении» с использованием.

Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.

Методические рекомендации к работе по теме «Освоение космоса» с детьми 5–6 лет

Методические рекомендации к работе по теме «Освоение космоса» с детьми 5–6 лет Данная методическая разработка позволяет диверсифицировать компетенцию воспитателя в работе с детьми в области познавательного развития.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по работе в средней и старших группах» Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего.

Методические рекомендации по использованию музыкальной игры-сказки в работе с дошкольниками В настоящее время музыкальная игра-сказка находит широкое применение в работе педагогов-дошкольников. В музыкальной игре-сказке дети без.

Методические рекомендации по использованию опорных схем-символов в работе с детьми Работу по опорным схемам желательно проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, а также игровых пособий - лото со специальным.

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,.

Методические рекомендации «Игра для дошкольников» Классификация игр для дошкольников. Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой). 1. Игры, возникающие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс проводился для педагогов начальной школы, с целью научить работать с интерактивной доской.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Приёмы и методы использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС»»

Мастер - класс

«Приёмы и методы использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС»

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.

Вот требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы для начальной школы:

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий (свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образовательного процесса средствами обучения. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные средства обучения.

В рамках внедрения ФГОС второго поколения начальные классы получают современные средства обучения, которые активно используются в работе и помогают не только учителю, но активизируют познавательный интерес у учащихся, побуждают их к учебной деятельности. И, конечно же, помогают детям учиться с увлечением.

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

Применение на уроках интерактивной доски помогает создать действие и динамику. Учеба с помощью интерактивных досок – абсолютно новый метод преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Главное, чтобы учитель вел занятие по четкому плану, намеченной структуре, достигал определенных целей. А интерактивность - это дополнительный инструмент, при умелом пользовании которым можно добиться больших результатов. Основной целью применения интерактивной доски в преподавании является развитие познавательной активности учащихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности.

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях.

Презентации, демонстрации и создание моделей

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Активное вовлечение учащихся в учебный процесс

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп урока.

3. Улучшение темпа и течения урока.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Методы и приёмы использования компьютерных технологий различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.

Использование средств информационных технологий расширяет стандартные методы обучения.

Методы обучения с использованием интерактивной доски

Объяснительно-иллюстративный метод.

Предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов и т.п. Так в Power Point составляются презентации учителем и учениками, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, для обобщения знаний по пройденному материалу.

Применение учителями-предметниками компьютерных технологий даёт простор для отработки образовательных приёмов по своему предмету и, одновременно, способствует выработке навыков освоения учащимися компьютерных технологий и применения их при решении конкретных прикладных задач.

Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают учащиеся по их освоению, что очень важно в связи с непрерывной сменой технологий, особенно в области программных средств.

На каждом этапе урока можно использовать компьютерные технологии, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. Чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, используются различные методы и приёмы применения информационных технологий.

Данный вид работы носит творческий и индивидуальный характер. У учащихся развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений.

В презентации могут быть показаны опыты и превращения, эксперименты. Эта программа позволяет фиксировать внимание на изучаемом материале, не перегружать зрительное пространство.

Применение мультимедийных учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.

На уроках по физике, математике, информатике, химии, географии и биологии, можно использовать электронные учебники, которые помогают усваивать и систематизировать знания по предмету, сформировать навыки работы с учебным материалом и других массу полезных и учебных навыков.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

Исследовательско-поисковый метод.

Ориентирован на активное применение ресурсов школьных медиатек и Интернет ресурсов.

Особенностью его является интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи. При проведении исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы.

Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта.

Ресурсы Интернет позволили не только найти информацию по данным заданиям, но и взглянуть на это с позиции другой науки, другого периода времени.

Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, способствует формированию критического мышления, а также усиливает практическую направленность в обучении.

Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся

а) справочные сведения;

б) интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзаменов;

в) набор тематических и итоговых тестов.

Таким образом, данный метод дает возможность выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать работу учителя по их ликвидации.

Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.

Методические приемы при работе на уроке с интерактивной доской

По типу используемого источника информации и содержанию учебной деятельности это словесные, наглядные и практические приёмы.

Используются компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-ресурсы.

Данные ресурсы содержат доступный, интересный и иллюстративный материал.

Практические.

К ним относится выполнение заданий на основе словесного или визуального представления информации.

Данный приём позволяет учащимся познакомиться с учебным материалом, и выполнить по этому материалу задания, проанализировать предложенный материал. Самостоятельно подготовиться к решению задач, автоматически проверить правильность выполнения.

Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и годами отработанные педагогические приемы, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.

Приёмы использования ИД в обучении учеников начальных

Виды воздействия на обучение при использовании интерактивной доски в процессе обучения.

Прием использования И/Д

Инструмент интерактивной доски

Воздействие на обучение

Приём выделение

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с географической картой или схемой пищеварительной системы организма.

Приём выделение

Записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять перо или маркер и сделать запись, добавить комментарий, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Преимущества интерактивной доски в том, что:

* Добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия.

* После занятия записи на доске можно сохранить.

* Можно использовать разные цвета для подписи и выделения.

Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически.

Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле.

Приём скрытие

Шторка и другое

Позволяет заранее размещать на страницах интерактивного урока информацию, которую позже нужно будет продемонстрировать классу.

• для того чтобы скрыть надпись или часть надписи, картинку или фрагмент изображения, достаточно его закрасить маркером, показать спрятанное можно с помощью ластика;

• яркий цвет закраски привлечет внимание ребенка к месту, где можно посмотреть правильный ответ;

• можно спрятать текст, нарисовав поверх него прямоугольник или другую геометрическую фигуру с цветной заливкой или вставив картинку. Сдвинув закрывающее ответ изображение, ученик или учитель открывает правильный ответ. Картинка может не только указывать расположение ответа, но и нести смысловую нагрузку, например, на занятиях иностранным языком можно скрывать за изображениями предметов или животных их названия.

Чаще всего используют инструмент «шторка»

Аудио- и видео-вложения

Значительно усиливают подачу материала. Также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Drag & drop (Приём бери и тащи) Приём Выделенный элемент

Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое.

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете передвинуть любой объект на другое место с помощью опции Выделенный элемент. Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске – просто нажмите на объект и тащите его; когда вы дошли до нужного места, отпустите нажатие.

Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как:

Задания, использующие "выделенный элемент" идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему.

Приём выделение отдельных частей экрана Приём целое-часть

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них.

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Преподаватель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения

Соединение с электронным микроскопом

Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения

В заключении хочется отметить, что обучение с помощью интерактивной доски мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Однако, прежде всего, любой урок с применением интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. Использование интерактивной доски на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации.

Методика разработки занятий с использования интерактивной доски :

Для того чтобы эффективно проводить и успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски существует примерный алгоритм:

1. Определить тему, цель и тип занятия;

2. Составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

3. Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски.

4. Отобрать наиболее эффективные средства из возможностей компьютера и интерактивной доски.

5. Рассмотреть их преимущества по сравнению с традиционными средствами в решении каждой конкретной задачи, установить их целесообразность.

6. Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;

7. Составляется временная развертка (поминутный план) занятия (работа с ИД вписывается в тематическое планирование как «работа с ИКТ»)

8. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.

9. Из найденного материала собирается флипчарт. Для этого пишется его сценарий.

10. Заранее подготовить воспитанников к восприятию занятия с использованием интерактивной доски.

При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации:

1. Содержание, глубина и объем информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности воспитанников, учитывать их индивидуальные и возрастные особенности.

2. При отборе материала для зрительного ряда избегать дальних планов и мелких деталей.

3. Каждая деталь представляемого материала должна быть видна из любой точки группы.

4. Материал должен иметь высокую контрастность. Следует учесть, что при воспроизведении его на интерактивной доске конечная контрастность падает (следует избегать картинок с надписями, типа образец, реклама авторской продукции и пр.)

5. Следует избегать больших текстовых фрагментов.

Интерактивная доска и здоровьесбережение

Согласно нормам СанПиНа должен быть использован экран с размером по диагонали 59–69 см. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на занятиях:

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – 10 мин.

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – 15 мин.

Извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав занятие и приготовив подходящие материалы.

Используемая литература :

1. Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Международной научной конференции г. Уфа, май 2014 г. –, 82 с.

2. Мулярчик С. Е. «Интерактивная доска в образовательном процессе»,— Методические рекомендации для участников образовательного процесса по работе с интерактивной доской. Государственное Учреждение «Гродненский областной УМЦ ПО» г. Гродно

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста» «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МДОУ №6 «Ягодка» Журавлёва Ирина.

Использование интерактивной доски как средства мотивации в старшем дошкольном возрасте Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций Сегодня для большинства современных педагогов не ново, то что в современных.

Использование интерактивной технологии «Кластер» в работе с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей с общим недоразвитием речи необходимы способы целенаправленного взаимодействия.

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти сло-вам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста» Васюченко Ирина Викторовна «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов СЛАЙД.

Мастер-класс для педагогов «Использование адаптированных приёмов кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов на тему «Использование адаптированных приёмов –кейс технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Принцип.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Мастер-класс для педагогов «Использование возможностей интерактивной доски SMART Board для развития детей» Мастер – класс для педагогов «Использование возможностей интерактивной доски SMART Board для развития детей дошкольного возраста» Цель:.

Отчет по самообразованию «Использование интерактивной доски на занятиях по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию воспитателя подготовительной группы №8 Шакиной Татьяны Владимировны. ТЕМА: «Использование интерактивной доски на.

Интерактивная доска и современные мультимедийные технологии дают нам возможность смоделировать при проведении занятий различные ситуации.

Тем самым активизируется познавательная деятельность воспитанников, а учебный материал лучше усваивается.

Например, при работе с лексической темой «Дикие птицы» в старшей группе можно использовать доску для составления на ней птичьих семей, для игры в интерактивные игры по методике «четвертый – лишний», для составления птиц и отдельных частей тела, для игры «соединить мать и птенца» и так далее. Или же после просмотра мультимедийной презентации, предложить детям составить описательный рассказ о домашней птице и т. д.

Также доску можно использовать при изучении звуковой системы языка, например, при изучении мягкости звуков можно группировать картинки в две колонки по мягкости и твердости звуков. Так, картинки, в которых есть звук «т» отодвигается влево, а картинка со звуком «ть» - вправо.

С помощью интерактивной доски в деском саду возможно совершать виртуальные путешествия и проводить интерактивные занятия.

Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становиться особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приема и переработки информации, они лучше ее запоминают. Для виртуального путешествия можно взять любую лексическую тему, например, «Космос».

В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому хорошо бы создать свою коллекцию разработанных своими силами занятий с использованием Цифровых Образовательных Ресурсов.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:

- Интерактивная доска должна использоваться в работе с дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

- Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психологическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

- Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

- При подготовке к занятиям с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

- ИД должна быть дидактическим средством, а не самостью.

- Необходимо использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т. д.

Для того, чтобы максимально задействовать детей, в настоящее время применяются следующие варианты организации детей в процессе НОД.

1. Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задание у доски.

2. Одновременно выполняют у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.

3. Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.

4. Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность работающего у ИД.

5. Дети, сидящие за столами, дают задание ребенку, работающему у ИД.

6. Один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание.

Преимущества работы с интерактивной доской.

1. Усиливается подача материала.

2. Педагог находится в постоянном взаимодействии с детьми.

3. Электронные средства обучения передаю информацию быстрее, чем традиционные.

4. Расширяется восприятие материала за счет увеличения объема иллюстрационного материала.

5. Развивается мотивация, занятия становятся более интересными для детей.

6. Дети начинают понимать более сложные моменты благодаря ясной и динамичной подаче материала.

Помимо интерактивной доски некоторые дошкольные организации приобретают смарт-столы.

Интерактивный стол представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов.

Это первый многоиспользуемый сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать учеников в процесс обучения. SMART Table был специально разработан для детей младшего возраста (от дошкольников до шестиклассников) и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх.

Для эффективной организации работы с SMART Table педагог должен владеть системой дидактических элементов – дидактических игр, чье использование расширит, углубит образовательное пространство детского сада и откроет дополнительные возможности для всестороннего развития малыша.

1. Программа «От рождения до школы», разработанной коллективом авторов под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интегрированное занятие по музыке и физкультуре с использованием интерактивной доски Цель: укрепление здоровья детей средствами музыки и физкультуры. Задачи: Развивать умение детей самостоятельно двигаться в.

Конспект НОД с использованием интерактивной доски «Загадочно-сказочное путешествие» (средняя группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Вишенка» города Бронницы КОНСПЕКТ НОД ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕМА: «ЗАГАДОЧНО.

Логопедическое занятие в разновозрастной группе «В гостях у Золотой рыбки» с использованием интерактивной доски Mimio Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в комбинированной разновозрастной группе детей 5-7 лет по теме: «В гостях у Золотой.

Конспект НОД по развитию речи с использованием интерактивной доски «В. Г. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?» НОД Развитие речи с использованием интерактивной доски. Тема: В. Г. Сутеев – "кто сказал "мяу"? Цель: познакомить с содержанием сказки.

Мастер-класс по валеологии с использованием интерактивной доски Добрый день всем! Я хочу представить вам мастер-класс по валеологии «Будь здоров!» с применением интерактивной доски. Цель данного мастер-класса:.

Занятие по математике для старшей группы «Число и цифра 7» с использованием интерактивной доски Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Московского района Санкт-Петербурга Технологическая.

Интегрированное занятия с использованием интерактивной доски в средней группе «Волшебная лампа Джина» Воспитатель приводит детей, ставит их полукругом возле интерактивной доски. На экране летит Алладин на ковре самолете, у него падает волшебная.

Конспект занятия с использованием интерактивной доски «В гости к Мойдодыру» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 51 «Росток» города Ставрополя.

Занятие с использованием интерактивной доски в младше группе «Мы чистюли, не грязнули» Занятие в младше группе с использованием интерактивной доски «Мы чистюли, не грязнули» Воспитатель: Маматкова Зинаида Григорьевна МБДОУ.

Угнаться за трендами в мире образования порой непросто: методики стремительно сменяют друг друга, появляются новые направления и пути решения сложных задач. Но главные принципы остаются актуальными всегда. Анастасия Хищенко, психолог, автор книги «Создай себя», педагог первой категории рассказала о том, как превратить теорию в увлекательную практику, раскрыть потенциал каждого ученика в классе и научить детей работать в команде.

Тренды, которые влияют на образование

  • Смартфон становится частью тела.
  • Соцсети есть практически у всех.
  • Погружение в интернет становится еще глубже.
  • Меняются ученики — теория поколений.

Теория поколений

Теория поколений впервые описана в 1991 году Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Она изучает ценности, а также закономерности формирования и смены поколений. В основе ее лежат базовые (глубинные) ценности представителя среднего класса.

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-12.jpg

Поколение Z — те, кто родились в 1995-2010 году. Большинство школьников сегодня принадлежат как раз к этой категории. И, конечно, они отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек. Но это не удивительно, такая закономерность наблюдается уже давно: каждое следующее поколение разительно отличается от предыдущего: Z — от Y, а Y — от X и т.д.

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-13.jpg

Закономерность обучения по Р. Карникау и Ф. Макэлроу:

  • 10% прочитанного;
  • 20% услышанного;
  • 30% увиденного;
  • 50% увиденного и услышанного;
  • 80% того, что сам объясняет;
  • 90% того, что сам сделал.

«Если ученик прожил опыт самостоятельно, то он запомнит его и сможет рассказать о нем».

Занятие = Адаптация + Теория поколений + Интерактив

Интерактивные инструменты для уроков на примере таксономии Блума
Какими методиками должна обладать школа, чтобы образовательный продукт, который получит ученик, был эффективен? Аллан Каррингтон преобразил теорию Блума в единую схему, где можно найти мобильные приложения с образовательными целями.

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-17.jpg

Читать карту следует от центра. Карта рассказывает о том, с чего должно начинаться обучение и каким оно должно быть на последней ступени. Подробнее ознакомиться с описанием карты и инструкцией к ней можно в статье Аллана Каррингтона. Если ваш браузер — Google Chrome, настройте автоматичсекий перевод страниц на русский язык.

Человек получает знание и начинает его понимать, дальше он сможет анализировать его применение, потом оценивать свое взаимодействие с материалом, который он получил, а затем — на практике создавать свой собственный продукт.

У Google множество сервисов, которые успешно помогают учителям в работе — их смело можно начать использовать на уроках, если вы еще этого не сделали. В разных странах образовательные потребности тоже разные, и некоторые приложения из Педагогического колеса пока недоступны в России, потому что нам пока не очень понятна область их применения. Но даже если сервис вам знаком и понятен, все-таки постарайтесь адаптировать под себя те задачи, которые выполняете в нем.

Что вы найдете на карте Педагогического колеса?

  • 5 «подшипников» — пять аспектов, которые важно учитывать при планировании курса, темы, отдельного занятия;
  • иконки 124 приложений, которые могут быть использованы для решения тех или иных педагогических задач;
  • критерии отбора приложений в соответствии с уровнями таксономии педагогических целей Блума в когнитивной сфере;
  • ссылки на ресурсы о модели П4 (SAMR), разъясняющие ее концепцию;
  • ссылки на ресурсы по иммерсивному обучению (англ.) в помощь учителю для разработки увлекательных проектов, способствующих развитию знаний учащихся и повышению мотивации.

Что можно сделать с помощью Педагогического колеса?

  • Собрать галерею работ в облаке. Важно, когда работу ученика видит весь класс, а не только учитель.
  • Решить тесты в гугл-форме и оценить все в одной таблице.
  • Создавать станции с обсуждениями (мировое кафе). Скажем, на уроке вы разделили класс на группы и задали какой-то вопрос. Задача ребят — обсудить это в своих группах, прийти к общему ответу в ходе дискуссии и записать его. А затем, согласно принципам мирового кафе (эту модель можно найти в интернете), каждый ученик из команды сможет пройтись по другим группам и поделиться своим мнением, а также обсудить чужие варианты.
  • Сделать интерактивными стены, пол, потолок. Задумайтесь, как сделать пространство обучающим!
  • Работать в микрогруппах, парах, голосовать ногами.
  • Делать галерею достижений.

Что можно изучить в дополнение к Педагогическому колесу?

  • Таксономия Блума.
  • Методы создания бизнес-тренинга. Важно изучить, как строится обучение в бизнес-процессе.
  • Групповая динамика. Изучение построения команды, командных ролей.
  • Подвижные игры. Их легко применять не только с малышами. ДАже взрослые люди любят такой формат.
  • Интерактивный дизайн образовательных пространств.

«Кроме вас вашу действительность не знает никто. Поэтому только вы можете выбирать те инструменты, с которыми вам работать»

  • Pinterest. Идеи, картинки, статьи, инфографики. Здесь можно находить и сохранять множество задумок. Создайте тематическую доску и прикрепляйте к ней все идеи, которые хотите реализовать в собственном классе или на уроке.
  • ADME. Статьи, инструменты, тренды, вдохновение.
  • Блокнот, заметки. Сохраняйте, записывайте туда все свои идеи.
  • ЛитРес. Сайт с книгами, где можно найти множество полезной литературы.

«Если вы готовы на изменения, но не знаете, с чего начать. Не ждите перемен. Перемены начинаются с каждого из нас!»

Сделайте экспериментальные классы. Расскажите коллегам, что проводите эксперимент с детьми. И он может быть не очень удачным. Если не получится, вы всегда сможете вернуться к старому формату или попробовать что-то новое. Но попытаться точно стоит! Поделитесь опытом на учительских порталах, найдите группу поддержки.

Читайте также: