Мероприятия по защите работающих от радиации устройство отдельных фундаментов

Обновлено: 02.05.2024

В настоящее время при строительстве зданий, сооружений, дорог используются такие строительные материалы, как щебень, песок, железобетонные изделия, цемент, кирпич, керамзит, стекло, минеральная вата и др. При оборудовании и отделке помещений применяются санитарно-технические изделия, керамическая плитка, в быту используется посуда, изделия и предметы интерьера из керамики, керамогранита, природного и искусственного камня, глины, фаянса, фарфора.

Сырьем для производства таких строительных материалов и изделий являются горные породы и минералы (известняк, песчаник, кварц, кварцит, глина, сланцы, граниты, мрамор и др.), содержащие природные радионуклиды. Концентрации радионуклидов в сырье, материалах и изделиях могут существенно отличаться в зависимости от состава и месторождения.

Показателем, характеризующим количественное содержание радионуклидов, является эффективная удельная активность природных радионуклидов (Аэфф), измеряемая в Бк/кг (беккерель на килограмм).

Для ограничения облучения населения природными источниками действующим законодательством установлены разрешенные цели (области) использования материалов в зависимости от содержания радионуклидов (п. 5.3.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009».

При строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий допускается использовать материалы и изделия Iкласса с Аэфф не более 370 Бк/кг.

В дорожном строительстве в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных сооружений – материалы и изделия II класса с Аэфф не более 740 Бк/кг.

В дорожном строительстве вне населенных пунктов – материалы IIIкласса с Аэфф не более 1500 Бк/кг.

В облицовочных изделиях и материалах для внутренней облицовки зданий и сооружений, а также в санитарно-технических изделиях, посуде, емкостях для цветов и растений, изделиях художественных промыслов и предметах интерьера из керамики, керамогранита, природного и искусственного камня, глины, фаянса и фарфора Аэфф не должна превышать 740 Бк/кг (СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности ОСПРБ-99/2010»).

Контроль за содержанием природных радионуклидов в материалах и изделиях осуществляет производитель. В сопроводительной документации на продукцию должно указываться численное значение Аэфф в продукции (п. 5.1.15 ОСПОРБ-99/2010).

Определение Аэфф может проводиться только в лабораторных условиях с использованием специализированного оборудования. Дозиметры, дозиметры-радиометры для такого контроля не предназначены.

от 26 апреля 2010 года N 40

(с изменениями на 16 сентября 2013 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.1; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарные правила и нормативы с момента официального опубликования.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 26 апреля 2010 года N 40

Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)

Санитарные правила и нормативы
СП 2.6.1.2612-10

(с изменениями на 16 сентября 2013 года)

В документе учтены:

I. Область применения

1.2. Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

1.3. Правила распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих:

- проектирование, добычу, производство, хранение, использование, транспортирование радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения (НИИ);

- сбор, хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;

- монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

- радиационный контроль техногенных ИИИ.

Правила также распространяются на юридических и физических лиц, от деятельности которых зависит уровень облучения людей природными ИИИ, и организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Изменениями N 1 от 16 сентября 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

1.4. Правила являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, перепрофилировании и выводе из эксплуатации радиационных объектов.

1.5. Настоящими Правилами должны руководствоваться в своей работе органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также иные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль в области обеспечения радиационной безопасности, специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Изменениями N 1 от 16 сентября 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

1.6. Нормативные правовые акты в области обеспечения радиационной безопасности, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные правила не должны противоречить положениям настоящих Правил.

1.7. Техногенные ИИИ и радиоактивные отходы подлежат обязательному контролю и учету. Обращение с техногенными ИИИ или радиоактивными отходами допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с ними санитарным правилам (далее - СЭЗ).

1.7.1. Полностью освобождаются от контроля и учета без оформления СЭЗ:

- материалы или изделия, удельная активность техногенного радионуклида в которых меньше значения, приведенного для него в приложении 3 Правил (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений удельных активностей радионуклидов к значениям, приведенным для них в приложении 3 Правил, не превышает 1);

- любые электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ.

1.7.2. Освобождаются от контроля после оформления СЭЗ:

- материалы или изделия весом не более 1 тонны, удельная активность техногенного радионуклида в которых меньше его минимально значимой удельной активности (далее - МЗУА), приведенной в приложении 4 НРБ-99/2009 (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений удельных активностей радионуклидов к их МЗУА не превышает 1);

- изделия, содержащие радионуклидные источники, мощность амбиентного эквивалента дозы (далее - МАД) в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности которых при любых возможных режимах эксплуатации изделия не превышает 1,0 мкЗв/ч; при этом должна быть исключена возможность доступа пользователя к радионуклидному источнику без нарушения конструкции изделия или пломбы изготовителя и обеспечена надежная герметизация радиоактивного содержимого при всех возможных условиях эксплуатации изделия;

- электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, при любых возможных режимах и условиях эксплуатации которых МАД в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности устройства не превышает 1,0 мкЗв/ч.

Под любыми возможными режимами эксплуатации изделия понимаются любые режимы, которые может установить пользователь, не нарушая конструкцию изделия или пломбу изготовителя.

(Пункт 1.7 в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Изменениями N 1 от 16 сентября 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

1.8. Деятельность в области использования техногенных ИИИ и (или) обращения с радиоактивными отходами осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления этой деятельности, выданного органами, уполномоченными осуществлять лицензирование.

1.8.1. Лицензия на право осуществления деятельности в области использования техногенных ИИИ не требуется, если:

- используются техногенные ИИИ или содержащие их изделия, освобожденные от контроля в соответствии с пунктом 1.7 Правил;

- установки, генерирующие ионизирующее излучение, используются для медицинской диагностики или лечения пациентов организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включающую рентгенологию;

- активность техногенного радионуклида в открытом радионуклидном источнике на любом рабочем месте не превышает его минимально значимой активности (далее - МЗА) (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЗА не превышает 1), а суммарная активность техногенного радионуклида в открытых радионуклидных источниках в организации не превышает 10 МЗА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЗА не превышает 10);

- используются закрытые радионуклидные источники, активность техногенного радионуклида в каждом из которых не превышает минимально-лицензируемой активности (далее - МЛА) радионуклида, приведенной в приложении 6 Правил (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЛА не превышает 1).

Закрытые радионклидные источники, активность техногенного радионуклида в которых превышает МЗА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЗА превышает 1), но не превышает МЛА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЛА не превышает 1), подлежат регистрации.

1.8.2. Лицензия на право осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами не требуется, если осуществляется обращение с отработавшими закрытыми радионуклидными источниками, активность техногенного радионуклида в каждом из которых не превышает его МЛА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЛА не превышает 1).

(Пункт 1.8 в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Изменениями N 1 от 16 сентября 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

II. Общие положения

2.1. Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральным законом от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Федеральным законом N 3-ФЗ), НРБ-99/2009 и действующими санитарными правилами.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141; 2004, N 35, ст.3607; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616.

2.1.1. Принцип обоснования применяется при проектировании новых источников ионизирующего излучения и радиационных объектов, при выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников ионизирующего излучения, а также при изменении условий их эксплуатации (приложение 1 к Правилам).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Изменениями N 1 от 16 сентября 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

При радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам ионизирующего излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками ионизирующего излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Изменениями N 1 от 16 сентября 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

2.1.2. Принцип оптимизации применяется в условиях нормальной эксплуатации источников ионизирующих излучений в соответствии с приложением 1 к Правилам.

При радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством.

2.1.3. Принцип нормирования обязаны применять и выполнять все юридические и физические лица, от которых зависит уровень облучения людей и которые должны обеспечивать непревышение пределов доз, установленных требованиями Федерального закона N 3-ФЗ и НРБ-99/2009.

2.1.4. Для контроля за эффективными и эквивалентными дозами облучения, регламентированными НРБ-99/2009, введена система дополнительных производных нормативов от пределов доз: допустимые значения объемной активности радионуклидов в воздухе помещений, пределы годового поступления радионуклидов в организм, допустимые значения плотности потока частиц и другие показатели.

Поскольку производные нормативы при техногенном облучении рассчитаны для монофакторного воздействия и каждый из них исчерпывает весь предел дозы, то их использование при многофакторном воздействии должно быть основано на выполнении условия непревышения единицы суммой отношений всех контролируемых величин к их допустимым значениям.

2.1.5. Для соблюдения предела дозы для населения при воздействии нескольких техногенных источников должны устанавливаться допустимые уровни воздействия для каждого техногенного источника, обеспечивающие непревышение среднегодового значения предела дозы для населения.

2.2. Оценка состояния радиационной безопасности

2.2.1. Оценка состояния радиационной безопасности в организации и в каждом регионе должна основываться на следующих показателях, предусмотренных Федеральным законом N 3-ФЗ:

- характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

- анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

- вероятность радиационных аварий и их масштаб;

- степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

Радиационная безопасность при эксплуатации радиационных источников. Методические основы работы с источниками ионизирующего излучения

Источники ионизирующего излучения широко используются в атомной энергетике, в медицине для диагностики, в разных отраслях промышленности для дефектоскопии и др. Для обеспечения безопасности человека в условиях воздействия на него ионизирующего излучения установлен ряд нормативных требований для работы с источниками ионизирующего излучения.

Правовое регулирование работы с источниками ионизирующего излучения

Источник ионизирующего излучения - радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение, на которые распространяется действие НРБ-99/2009 и ОСПОРБ 99/2010.

НРБ-99/2009 распространяются на следующие источники ионизирующего излучения:

- техногенные источники за счет нормальной эксплуатации техногенных источников излучения;

- техногенные источники в результате радиационной аварии;

НРБ-99/2009 не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними:

- индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв;

- коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-Зв либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы;

- индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике глаза не более 15 мЗв;

- космическое излучение на поверхности Земли и внутреннее облучение человека, создаваемое природным калием, на которые практически невозможно влиять.

Источник излучения техногенный - источник ионизирующего излучения, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности .

Классификация радиационных объектов по потенциальной радиационной опасности

Потенциальная опасность радиационного объекта определяется его возможным радиационным воздействием на население и персонал при радиационной аварии. По потенциальной радиационной опасности устанавливается четыре категории объектов:

1) к I категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно их радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите;

2) во II категории объектов радиационное воздействие при аварии ограничивается территорией санитарно-защитной зоны;

3) к III категории относятся объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограничивается территорией объекта.

4) к IV категории относятся объекты, радиационное воздействие от которых при аварии ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками ионизирующего излучения.

К сведению.

Категория радиационных объектов должна устанавливаться на этапе их проектирования. Для действующих радиационных объектов категории устанавливаются администрацией по согласованию с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Организация работ с источниками ионизирующего излучения

1. Техногенные источники ионизирующего излучения подлежат обязательному контролю и учету.

Юридическое или физическое лицо, получившее источники ионизирующего излучения, письменно извещает об этом органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Юридические и физические лица обеспечивают сохранность источников ионизирующего излучения и должны обеспечить такие условия получения, хранения, использования и списания с учета всех источников ионизирующего излучения, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования.

Лицо, назначенное ответственным за учет и хранение источников ионизирующего излучения, осуществляет регулирование их приема и передачи.

Все поступившие источники ионизирующего излучения подлежат учету.

Обратите внимание!

Полностью освобождаются от контроля и учета :

- материалы или изделия, удельная активность техногенного радионуклида в которых меньше значения, приведенного для него в приложении 3 к ОСПОРБ-99/2010 (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений удельных активностей радионуклидов к значениям, приведенным для них в приложении 3 к ОСПОРБ-99/2010, не превышает 1);

- любые электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ.

Радионуклидные источники ионизирующего излучения учитываются по радионуклиду, наименованию препарата, фасовке и активности, указанным в сопроводительных документах. Приборы, аппараты и установки, в которых используются радионуклидные источники ионизирующего излучения, учитываются по наименованиям и заводским номерам с указанием активности и номера каждого источника ионизирующего излучения, входящего в комплект.

Генераторы короткоживущих радионуклидов учитываются по их наименованиям и заводским номерам с указанием номинальной активности материнского нуклида.

Устройства, генерирующие ионизирующее излучение, учитываются по наименованиям, заводским номерам и году выпуска.

Радионуклиды, полученные с помощью генераторов, ускорителей, ядерных реакторов, учитываются по фасовкам, препаратам и активностям.

Источники ионизирующего излучения выдаются ответственным лицом из мест хранения по требованиям с письменного разрешения руководителя или лица, им уполномоченного. Выдача и возврат источников ионизирующего излучения регистрируются. Допускается электронная форма регистрации с защитой информации от несанкционированных изменений.

Журнал учета и контроля источников ионизирующего излучения

Прибор, аппарат, установка

Отметка о возврате,

источника, прибора, аппарата, установки

Конт-
роль нали-
чия источ-
ника

списании и захоронении с указанием подтверж-
дающих документов

В случае увольнения (перевода) лиц, допущенных к работам с источниками ионизирующего излучения, администрация юридического лица или физическое лицо принимает по акту все числящиеся за ними источники ионизирующего излучения.

Юридические и физические лица должны проводить инвентаризацию источников ионизирующего излучения.

В случае обнаружения хищений и потерь источников ионизирующего излучения следует немедленно информировать вышестоящую организацию и органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2. Деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения, не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности.

Обратите внимание!

Лицензия на право осуществления деятельности в области использования техногенных ИИИ не требуется, если:

- используются техногенные ИИИ или содержащие их изделия, освобожденные от контроля в соответствии с п.1.7 ОСПОРБ 99/2010;

- установки, генерирующие ионизирующее излучение, используются для медицинской диагностики или лечения пациентов организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включающую рентгенологию;

- активность техногенного радионуклида в открытом радионуклидном источнике на любом рабочем месте не превышает его минимально значимой активности (МЗА) (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЗА не превышает 1), а суммарная активность техногенного радионуклида в открытых радионуклидных источниках в организации не превышает 10 МЗА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЗА не превышает 10);

- используются закрытые радионуклидные источники, активность техногенного радионуклида в каждом из которых не превышает минимально-лицензируемой активности (далее - МЛА) радионуклида, приведенной в приложении 6 ОСПОРБ 99/2010 (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений активностей радионуклидов к их МЛА не превышает 1).

К сведению.

Рентгеновские аппараты, используемые при осуществлении медицинской деятельности, относятся к источникам ионизирующего излучения (генерирующим). Организации, осуществляющие размещение рентгеновских аппаратов и проектирование средств радиационной защиты, должны иметь лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в части выполнения работ по размещению источников ионизирующего излучения (генерирующих) и по проектированию средств радиационной защиты (письмо Роспотребнадзора от 14.04.2016 N 01/4622-16-29).

3. Все виды обращения с источниками ионизирующего излучения разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам действительно на срок не более 5 лет.

Обратите внимание!

Работа с источниками ионизирующего излучения разрешается только в помещениях, зданиях (сооружениях) и на территориях, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении .

2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ РАДОНООПАСНОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Дата введения 2015-05-14

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Разработаны: ФГУП НТЦ РХБГ ФМБА России (А.М.Маренный - руководитель, А.А.Цапалов, А.В.Пенезев, Д.С.Быстрых), ФГБУН Институт геоэкологии им.Е.М.Сергеева РАН (П.С.Микляев), НИИСФ РААСН (Л.А.Гулабянц), ФБУН НИИРГ им.П.В.Рамзаева" (И.П.Стамат), МГУ им.М.В.Ломоносова (Т.Б.Петрова) ООО "ГК РЭИ" (М.А.Маренный, Д.И.Шкуропат), ООО "НТЦ Амплитуда" (С.Ю.Антропов), ФГБУН Институт геофизики им.Ю.П.Булашевича УрО РАН (А.В.Климшин), ООО "Институт "Рязаньагроводпроект" (А.С.Янкин), ФГБУ ПГНИИК ФМБА России (А.В.Щелкунов), ФГУП "ВНИИФТРИ" (В.П.Ярына), ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна ФМБА России (С.М.Киселев).

2. В настоящих Методических указаниях реализованы требования Законов Российской Федерации:

3. Утверждены и введены в действие Федеральным медико-биологическим агентством "15" мая 2015 г.

4. Введены впервые.

Заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства, Главный государственный санитарный врач по обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям В.В.Романов

ВВЕДЕНИЕ

Согласно требованиям Норм радиационной безопасности НРБ-99/2009 содержание радона в помещениях жилых, общественных и производственных зданий не должно превышать установленного предела.

Сверхнормативная концентрация радона в помещениях в основном образуется вследствие его избыточных поступлений в здания из грунтовых оснований. В связи с этим, для своевременного принятия мер по противорадоновой защите зданий, при проведении инженерных изысканий для строительства производится оценка потенциальной радоноопасности участков планируемой застройки.

Для обеспечения соответствия вновь строящихся зданий требованиям НРБ-99/2009 по величине среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) радона в воздухе помещений в ОСПОРБ-99/2010 и СанПиН 2.6.1.2800-10 установлены ограничения по величине плотности потока радона (ППР) на земельных участках под строительство жилых, общественных и производственных зданий. В случае превышения фактических значений ППР ограничивающего уровня в проекте строительства здания должны предусматриваться мероприятия по оценке защищенности здания от радона и снижению его поступления в воздух помещений.

Основной целью настоящих Методических указаний является внедрение в практику инженерно-экологических изысканий для строительства и санитарного надзора единых подходов к процедуре проведения контроля потенциальной радоноопасности земельных участков и оценке результатов такого контроля.

1. Область применения

Настоящие Методические указания устанавливают порядок оценки потенциальной радоноопасности земельных участков под строительство жилых, общественных и производственных зданий, а также процедуру определения исходных данных, необходимых для проектирования их противорадоновой защиты.

Настоящие Методические указания предназначены для использования:

- лабораториями Центров гигиены и эпидемиологии при обеспечении осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за показателями радоновой безопасности земельных участков под строительство жилых, общественных и производственных зданий;

- организациями любой ведомственной принадлежности и форм собственности, аккредитованными в соответствующих областях измерений (испытаний) на проведение радиационного контроля земельных участков под строительство или проведение инженерных радиационно-экологических изысканий для строительства;

- проектными организациями любой ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающими и утверждающими технические задания на проведение инженерных радиационно-экологических изысканий на участках планируемой застройки.

2. Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СП 11-102-97. Свод Правил по инженерным изысканиям для строительства. Инженерно-экологические изыскания для строительства.

СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96.

Р ФМБА России 15.45-2010. Разработка, изложение, представление на согласование и утверждение нормативных документов ФМБА России. Рекомендации.

Примечание - При пользовании настоящим документом целесообразно проверить действие ссылочных документов на территории России по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

3. Термины, определения и обозначения

В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими им определениями:

радон - изотоп Rn-222 (далее радон), одноатомный инертный радиоактивный газ с периодом полураспада 3,82 суток, дочерний продукт распада Ra-226 (далее радий);

мощность активного слоя (грунта) - толщина слоя грунта, при которой выделения радона на его верхней поверхности обусловлены в основном действием источников радона внутри слоя [1];

литологическая разность (слой) - геологическое тело, сложенное осадочными отложениями и образованиями, однородными по составу и генезису;

геодинамически активная зона - пространственно локализованный линейный или изометричный объем (участок) земной коры разного порядка, в котором в силу различных причин имеются или могут возникать условия для концентрации дополнительных тектонических напряжений и повышенных градиентов движений и деформированности горных пород [2], обуславливающих перемещение радона на расстояние, превышающее длину диффузионного переноса;

плотность потока радона (ППР) - активность радона, проходящего через единицу площади в единицу времени, выражаемая в единицах "мБк/(мс)";

эманирование - процесс выделения радона из твердой фазы грунта в поровое пространство; выделившийся в поры радон, способный к миграции, называют "свободным", а оставшийся в твердой фазе - "связанным";

коэффициент эманирования (, отн.ед.) - характеристика эманирующей способности грунта, определяемая выражениями [3]

, , (1)

где - удельная активность свободного радона в грунте при отсутствии переноса, Бк/кг;

- удельная активность связанного радона в грунте, Бк/кг.

стандартное измерение - процедура лабораторного гамма-спектрометрического измерения удельной активности радия () и одновременно коэффициента эманирования пробы грунта в счетном образце, предусматривающая его выдержку в герметичном состоянии в течение не менее двух недель [4, 5].

экспрессное измерение - процедура лабораторного гамма-спектрометрического экпресс-определения удельной активности радия () в счетном образце без его выдержки в герметичном состоянии;

счетный образец - подготовленная к измерениям проба грунта, помещенная в измерительный контейнер гамма-спектрометрической установки;

радоноопасность - заключенная в объекте возможность нанесения ущерба здоровью человека вследствие избыточного воздействия радона на его организм [6];

аномально радоноопасный участок - участок, на котором поток радона из грунта, значительно превышает по величине поток, обусловленный только диффузионным переносом радона в этом грунте;

потенциально радоноопасный участок - участок, на котором строительство незащищенного от поступлений радона здания, в силу неблагоприятного сочетания геологических, геодинамических, гидрогеологических условий и радиационно-физических свойств грунтов, может привести к сверхнормативной концентрации радона в помещениях;

признаки потенциальной радоноопасности - количественные и качественные показатели геологической среды участка, свидетельствующие о высокой вероятности его потенциальной радоноопасности (высокие по сравнению со средними для данной местности значения ППР с поверхности грунта, удельной активности радия в грунте и его эманационной способности, ОА радона в подпочвенном воздухе, ЭРОА или ОА радона в воздухе помещений расположенных на участке зданий, или значения этих показателей, превышающие соответствующие нормируемые или допустимые уровни, а также наличие геодинамически активных зон);

оценка потенциальной радоноопасности - ранжирование участков строительства на потенциально радоноопасные и безопасные в зависимости от наличия признаков потенциальной радоноопасности, проводящееся на основе результатов расчета, а также полевых и лабораторных измерений.

В настоящем документе применены следующие аббревиатуры и обозначения:

ППР - плотность потока радона;

ОА - объемная активность;

ЭРОА - эквивалентная равновесная объемная активность;

ЛР - литологическая разность;

- неопределенность значения измеренной ППР с поверхности грунта на участке;

- неопределенность, обусловленная применяемым методом измерения ППР в -ой контрольной точке;

4. Общие положения

4.1. Оценка потенциальной радоноопасности участка планируемой застройки осуществляется с целью:

- обоснования целесообразности предусматривать противорадоновую защиту здания при его проектировании;

- получения исходных данных, необходимых для расчета требуемых параметров противорадоновой защиты здания;

- обоснования целесообразности проведения углубленных исследований потенциальной радоноопасности участка в случае недостаточности или неоднозначности результатов первичной оценки.

4.2. Оценка потенциальной радоноопасности не проводится (не требуется) на участках:

- расположенных в зоне вечной мерзлоты при строительстве без оттаивания грунтов основания;

- предназначенных для размещения открытых спортивных площадок, автостоянок, навесов, рекреационных зон, остановок транспорта, комплексного благоустройства и озеленения, трасс трубопроводов, электрокоммуникаций и т.п.;

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

О разработке планов мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии - Санитарный надзор

Санитарный надзор

О разработке планов мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии

В соответствии с пунктом 6.4 санитарных правил 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)» администрация радиационных объектов обязана разработать, утвердить и согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» к радиационным объектам относятся (среди прочих) радиационные источники, не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение (в том числе медицинские рентгеновские аппараты, рентгеновские дефектоскопы, досмотровые установки и др.).

Планировать защиту населения при наличии медицинских рентгеновских аппаратов не следует, т.к. при любом сценарии развития событий вредное воздействие на население оказано не будет. В соответствии с абзацем 2 пункта 6.4 ОСПОРБ 99/2010 план мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии разрабатывается органами местного самоуправления для радиационных объектов I-II категорий, которые в республике отсутствуют.

Какова структура плана? Согласно пункту 6.4 ОСПОРБ 99/2010 все планы мероприятий должны содержать следующие основные разделы:

  • прогноз возможных аварий на радиационном объекте с учетом вероятных причин, типов и сценариев развития аварии, а также прогнозируемой радиационной обстановки при авариях разного типа;
  • мероприятия по защите населения и окружающей среды и критерии для принятия решений о проведении защитных мероприятий;
  • организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий;
  • организация аварийного радиационного контроля;
  • оценка характера и размеров радиационной аварии;
  • порядок введения аварийного плана в действие;
  • порядок оповещения и информирования;
  • поведение персонала при аварии;
  • обязанности должностных лиц при проведении аварийных работ;
  • меры защиты персонала при проведении аварийных работ;
  • меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения;
  • подготовка и тренировка персонала к действиям в случае аварии.

Санитарными правилами не предусматривается право хозяйствующих субъектов на замену одного пункта другим (например, вместо «Организаций, осуществляющих мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий», указывать организации, с которыми планируется взаимодействовать при возникновении аварии, и др.).

Не следует писать не относящуюся к названию пункта информацию (например, в разделе «Организация аварийного радиационного контроля» необходимо указывать лишь мероприятия по радиационному контролю в соответствии с программой производственного контроля и СанПиН, т.д.).

Разработанный план администрация радиационных объектов обязана утвердить и согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, то есть с Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл.

Читайте также: