Материал монтессори коричневая лестница

Обновлено: 13.05.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

Детский сад « Рыбка» города Асино Томской области

Методика работы с основными сенсорными материалами

«Розовая башня и коричневая лестница»

Конспект занятия в М.Монтессори группе

Составила и провела:

Лебедева Ольга Ивановна

Воспитатель I кв. кат.

Материал: Десять розовых кубов из тяжелого дерева, равномерно меняющихся в размерах. Сторона самого большого куба - 10 см, самого маленького - 1 см.

Прямая: Развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для

введения понятий большой - маленький; больше чем, самый большой; меньше чем, самый

маленький. Построение ряда по убыванию кубов.

Косвенная: Подготовка к обучению математике (10 кубов - значение числа 10). Знакомство с формой куба.

Задача: Построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда).

С розовой башней работаем только на ковре.

  1. Учитель предлагает ребенку постелить для работы коврик. (Башню строят на ковре, т.к. она получается высокой, при построении на столе ребенок может просто не достать до верха. Кроме того, если башня рассыплется, то на ковре это будет не так шумно и кубы меньше побьются).
  2. Учитель показывает ребенку, как переносят кубы. Их носят по одному: берут щепотью правой руки и кладут на левую ладонь. Так и несут двумя руками, аккуратно кладут на ковер. Начинают с самого маленького куба. (При этом ребенок правой рукой ощущает объем куба, а левой - его вес. Так с помощью других органов чувств ребенок получает подкрепление зрительному восприятию размера куба).
  1. Ребенок переносит кубы по одному на ковер, кладет в беспорядке. (Хорошо, если ребенок сам перенесет все кубы. При этом он ощутит с помощью нескольких органов чувств разницу в их размерах: первый куб легко удержать щепотью, а для последнего не хватает раскрытой ладошки).
  2. Учитель показывает ребенку, как строят башню. Для этого он выбирает сначала самый большой куб из тех, которые лежат на ковре. Затем устанавливает его в центре ковра. (Ребенку нужно продемонстрировать процесс выбора: сравнить между собой несколько кубов).
  3. Учитель опять выбирает самый большой куб из оставшихся. Устанавливает его точно посередине предыдущего. ( Можно провести пальцами по выступающей кромке нижнего куба, чтобы ребенок обратил внимание на размещение верхнего куба в середине предыдущего. Это и дополнительный контроль ошибок ).
  4. Повторяя действия п.5, учитель выстраивает всю башню. (На этом этапе лучше не предлагать ребенку поработать самому. Если он ошибется и неправильно построит башню, то он не увидит нужного результата. Можно привлечь ребенка вопросом: «Как ты думаешь, какой куб следующий?»).
  5. Обращает внимание ребенка на форму полученной башни. Для этого он проводит руками вдоль башни сверху вниз, предлагает ребенку обойти вокруг ковра и посмотреть на башню с разных сторон, взглянуть на нее сверху. (Это помогает в последующем визуальному контролю ребенком своей работы.).
  6. Затем учитель показывает ребенку, как разбирают башню - аккуратно снимают по одному кубу и кладут в беспорядке на ковер.
  7. Предлагает ребенку поработать самостоятельно.
  8. Убирают башню на полку в обратном порядке - начиная с самого большого куба.
  1. Ребенок строит башню самостоятельно.
  2. Другие варианты расположения кубов:
  1. Различные варианты смещения кубов;
  2. Другой порядок кубов, любая гармоничная последовательность;

2.3. Построение башни по горизонтали; и т.п.

  1. Построение башни с закрытыми глазами.
  2. Пропуск одного куба. Ребенку предлагается найти место для пропущенного куба.
  3. Пропуск одного куба. Ребенку предлагается найти то место в башне, где нарушена равномерная последовательность, где не хватает куба.
  4. Работа на расстоянии (башню строят на ковре, расположенном на некотором расстоянии от ковра с кубами).
  5. Групповая работа.
  6. Проведение устного трехступенчатого урока.
  7. Упражнения с предметами окружающей среды (найти большой камень и маленький камень, большую матрешку и маленькую матрешку).

Возраст: от 2,5 лет.

Контроль ошибок: Визуальный. При вариантах построения, когда башня выстраивается

вдоль мысленной вертикальной плоскости, маленький куб может служить меркой - для

контроля правильности построения.

а) большой - маленький;

б) большой - больше - самый большой;

в) маленький - меньше - самый маленький.

  1. ступень. Дать ребёнку потрогать куб, сказать: «Большой», дать второй

куб и сказать: «Тоже большой», дать третий и сказать: «А этот самый большой».

  1. ступень. «Возьми самый большой куб», «Возьми больше чем этот»

(показать). Далее выбираем из трёх кубов: «Какой самый большой?» Затем выбираем из двух: «Какой больше из этих?»

  1. ступень. «Какой этот по сравнению с этим?» - выводим ребёнка на слова

большой, больше чем, самый большой.

Материал: десять коричневых брусков из тяжелого дерева. Длина всех брусков - 20 см. Сечение квадратное, сторона квадрата равномерно меняется от 10 см до 1 см.

Прямая: развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для

введения понятий толстый - тонкий; толще чем, самый толстый; тоньше чем, самый тонкий.

Косвенная: подготовка к обучению математике.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение

  1. Учитель предлагает ребенку постелить для работы коврик.
  2. Учитель показывает ребенку, как переносят бруски. Их носят по одному: берут вертикально перед собой, обхватывая каждой ладонью. Так и несут двумя руками, аккуратно кладут на ковер. Начинают с самого тонкого. (При этом ребенок хорошо ощущает толщину брусков. Так с помощью других органов чувств ребенок получает подкрепление зрительному восприятию размера бруска).
  3. Ребенок переносит бруски по одному на ковер, кладет в беспорядке. (Хорошо, если ребенок сам перенесет все бруски. При этом он ощутит с помощью нескольких органов чувств разницу в их размерах).
  4. Учитель показывает ребенку, как строят лестницу. Для этого он выбирает сначала самый толстый брусок из тех, которые лежат на ковре. Затем кладет его вдоль дальней горизонтальной кромки ковра в середине. (Ребенку нужно продемонстрировать процесс выбора: сравнить между собой несколько брусков).
  5. Учитель опять выбирает самый толстый брусок из оставшихся. Устанавливает его точно перед предыдущим, выравнивая края брусков. (Можно провести пальцами по выступающей кромке первого бруска, чтобы ребенок обратил внимание на разницу в их толщине. Это и дополнительный контроль ошибок).
  6. Повторяя действия п.5, учитель выстраивает всю лестницу. (На этом этапе лучше не предлагать ребенку поработать самому. Если он ошибется и неправильно построит лестницу, то он не увидит нужного результата. Можно привлечь ребенка вопросом: «Как ты думаешь, какой брусок следующий?»).
  7. Обращает внимание ребенка на форму полученной лестницы. Для этого он проводит рукой вдоль лестницы сверху вниз, предлагает ребенку пустить сверху вниз лестницы деревянный шарик. (Это помогает в последующем визуальному контролю ребенком своей работы. А шарик является мотивирующим фактором (детям очень нравится звук, с которым он скатывается по лестнице) и дополнительным контролем ошибок - если лестница построена неверно, то шарик не скатится до конца).
  8. Учитель показывает ребенку способ контроля правильности построения лестницы с помощью самого тонкого бруска. Для этого тонкий брусок кладут по очереди на остальные бруски (начиная с нижнего) так, чтобы его край совпал с краем предыдущей ступеньки. Проводит пальцем вдоль, чтобы почувствовать, что бруски имеют одинаковую высоту. Предлагают ребенку тоже провести пальчиком.
  9. Затем учитель показывает ребенку, как разбирают лестницу -аккуратно убирают по одному бруску и кладут в беспорядке на ковер.
  10. Предлагает ребенку поработать самостоятельно.
  11. Убирают лестницу на полку в обратном порядке - начиная с самого толстого бруска.
  1. Самостоятельная работа ребенка.
  2. Другие варианты построения лестницы:
  1. Бруски выстраиваются на ковре горизонтально в длину (змея);
  2. Бруски устанавливаются вертикально (заборчик);
  3. Бруски кладутся горизонтально друг на друга (стенка) и т.п.
  1. Построение лестницы с закрытыми глазами.
  2. Пропуск одного бруска. Ребенку предлагается найти место для пропущенного бруска.
  3. Пропуск одного бруска. Ребенку предлагается найти то место в лестнице, где нарушена равномерная последовательность, где не хватает бруска.
  4. Построение лестницы, начиная от самого тонкого бруска.
  5. Построение лестницы, начиная от произвольного бруска в обе стороны.
  6. Работа на расстоянии (лестницу строят на ковре, расположенном на некотором расстоянии от ковра с брусками).
  7. Групповая работа.
  8. Различные варианты комбинации коричневой лестницы с розовой башней и цветными цилиндрами.
  9. Проведение устного трехступенчатого урока.
  10. Упражнения с предметами окружающей среды (найти толстое дерево и тонкое дерево и др.).

Возраст: От 2,5 лет.

Контроль ошибок: Визуальный. Механический - с помощью самого тонкого бруска.

Занятия Монтессори

Материал: 10 красных деревянных штанг, самая короткая - 10 см в длину, а каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой.

Занятия Монтессори

Прямая цель: Формирование понятий "длинный - короткий".

Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми штангами.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем от берет более короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.

Контроль за ошибками: равномерность ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность промежутков между длинами ступеней "лестницы" проверяется самой короткой штангой (механический контроль).

занятия по методике Марии Монтессори Красные штанги

Дальнейшие упражнения:

Через такую закономерность можно найти множество различных вариантов работы с материалом:

Комбинационные игры: с Розовой башней, с Коричневой лестницей, с Розовой башней и Коричневой лестницей одновременно.

Устный урок. Он посвящен названиям различий: длинный - короткий, длинный - длиннее - самый длинный, короткий - короче - самый короткий, самый длинный - самый короткий, длиннее, чем - короче, чем.

Применение:

Через такую закономерность можно найти множество различных вариантов работы с материалом:

Занятия Монтессори

Материал: розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см.

Прямая цель: формирование понятий "большой" - "маленький".

Косвенная цель: развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Место для работы - ковер, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету от материала. Учитель берет одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Младшие дети берут большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин. Башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается весь ход упражнения. Оно закончено, когда материал возвращен на свое место.

Контроль за ошибками: если заданный порядок построения башни не соблюден, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Комбинационные игры с Коричневой лестницей, Красными штангами, Коричневой лестницей и Красными штангами одновременно.

Словесный урок: большой - маленький, большой - больше - самый большой маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький, больше, чем - меньше, чем. Этот раздел типичен для всех материалов, где составляются какие-либо ряды.

Розовая башня монтессори

1-я ступень: Учитель выбирает из 10 кубиков самый большой и самый маленький. Понятие будет выработано при помощи трехступенчатого урока. Самый поразительный контраст наиболее эффективен. Остальные кубики остаются на своем месте, чтобы внимание ребенка было направлено только на эти два кубика. Учитель берет самый большой куб, обхватывает его и говорит: "Из этих двух вот этот большой". Затем он берет самый маленький в руку, говорит:" Из этих двух кубиков вот этот маленький". Так как понятие "большой - маленький" необходимо для дальнейшей работы, продемонстрировать его на других кубиках.

2-я ступень: После того, как на 1-й ступени учитель назвал ребенку сопоставление размеров, он может теперь углубить понятие "большой - маленький". В большинстве случаев переход от 1-й ко 2-й ступени происходит немедленно. Он просит ребенка: "Дай мне из этих двух большой куб! Дай мне маленький кубик!" При этом он пробует использовать возможно большее количество вариаций с другими парами кубиков.

3-я ступень: Когда ребенок совершенно уверен в выборе куба, можно перейти к 3-й ступени. Теперь ребенок должен быть в состоянии назвать, большим или маленьким является один куб по сравнению с другим. Перед ребенком ставят пару кубиков и спрашивают : "Какой этот кубик?" Ребенок отвечает: "Большой". - "А этот кубик" - "Маленький!"

"Большой - больше - самый большой". "Маленький - меньше - самый маленький".

Из 10 кубиков учитель выбирает 3 самых больших (1-я ступень). Наименьший из них сравнивает с очевидно меньшим четвертым кубом. Показывает на большой куб и говорит: "Этот большой!" Затем указывает на следующий по величине и говорит: "Из трех этот - самый большой!" Так же прорабатывается понятия "маленький - меньше - самый маленький". 2-я и 3-я ступени урока могут относиться только к предметам, выбранным в порядке увеличения их размеров. Они исходят из основного предмета, в данном случае куба, называемого "большим". Назвать отдельный куб можно, лишь сравнивая друг с другом 3 куба. Учитель просит ребенка расположить кубики по возрастанию или убыванию размеров.

"Самый большой - самый маленький".

При составлении ряда из нескольких кубиков нужно словесно выделить два внешних кубика. "Из кубиков вот этот - самый большой, а этот - самый маленький!" Ребенок выбирает в другом гармонично построенном ряду наибольший и наименьший кубики.

"Больше, чем - меньше, чем4.

В дальнейшем основываются на точном названии величины куба внутри некоторого ряда, например, 10. Учитель берет куб 5 и сопоставляет его с другими кубиками ряда: "Этот меньше, чем те!" При этом он указывает на кубы 6, 7, 8, 9, 10. "Он больше, чем эти!" При этом он показывает на кубы 4, 3, 2, 1.

«Этот набор, - пишет Мария Монтессори в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики", - состоит из предметов, варьирующих от толстого до тонкого. Мы имеем десять четырехгранных призм, из которых самая большая имеет в основании десять сантиметров, а основания других убывают на один сантиметр. Эти призмы имеют одинаковую длину в 20 сантиметров, а окрашены в темно коричневый цвет".

Цель, которую преследует ребенок, - выстроить лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой. Но в то же время он незаметно для самого себя "утончает" зрение через различение размеров призм, координирует движения, концентрирует внимание, развивает глазомер, строит сериационный ряд, формирует представление «толстый – тонкий», готовится к математике.

Презентация

Ребенок и наставница расстилают коврик и договариваются построить на нем коричневую лестницу. Они подходят к полке, на которой лежат призмы Коричневой лестницы, и наставница передает ребенку сначала самую первую толстую призму. Она вкладывает ее в руки ребенка вертикально и предлагает отнести на ковер. Так же она поступает с каждой следующей призмой.

Перенося Коричневую лестницу на ковер, ребенок через расширение объема ее ступенек в его руках получает представление о толщине. Рука и разум, как и в случае с кубами Розовой башни, работают вместе. Косвенно, сам того не замечая, ребенок знакомится с объемами, толщиной и весом предметов.
На ковре призмы располагаются вначале в беспорядке.

Наставница начинает выстраивать Коричневую лестницу в левом верхнем углу ковра горизонтально, по линии кромки. Большинство построений делаются слева направо и сверху вниз. Это связано с дальнейшим порядком расположения слов при письме и чтении, а так же написанием многих букв. Можно говорить о косвенной подготовке руки ребенка к письму.

Итак, наставница выбирает из всех лежащих на ковре призм одну, самую толстую и тяжелую, и, не отрывая ее от ковра, подвигает в левый верхний угол. Затем она выбирает, из оставшихся, следующую по величине и приставляет к первой. Принято, чтобы взрослый выстроил Коричневую лестницу при презентации с начала до конца сам. Но, если ребенок прежде уже неоднократно работал с Розовой башней и знает этот прием построения фигуры на ковре, то после третьей-четвертой призмы Коричневой лестницы, он может достроить ее сам под наблюдением взрослого. В заключение презентации можно предложить ребенку обойти вокруг ковра и полюбоваться построенной Коричневой лестницей. Для контроля можно провести указательным пальцем по ступенькам лестницы от верхней к нижней и отметить ее гармоничность. А можно воспользоваться и самой тонкой призмой, приложив ее по очереди к каждой ступеньке.

Наставница вместе с ребенком разбирают лестницу, и далее малыш работает с призмами самостоятельно.

Упражнения

Можно покатить шарик по уже построенной Коричневой лестнице. Он будет равномерно прыгать по ступенькам, равномерно ударяясь и них и издавая негромкий звук. Можно выстроить две уменьшающиеся к верху башни.

Некоторые дети пытаются выстроить из призм одну башню и очень высокую, даже встают для этого на стульчик. Но лучше посоветовать им не делать этого, так как тяжелая призма может упасть и задеть кого-то. Лучше строить две или три не очень высокие башни. Принцип построения: от самой толстой призмы к самой толстой должен обязательно соблюдаться.


Дети придумывают различные построения коричневой лестницы: делают из нее «забор», «стенку», «коридор», «елку». Можно строить Коричневую лестницу на расстоянии. То есть, переносить расположенные в беспорядке призмы с одного коврика на другой. Или делать то же самое по просьбе наставницы: "Принеси на мой коврик призму, толще, чем эта"… Можно провести с ребенком трехступенчатый урок на различение понятий «толстый» и «тонкий».

Упражнения в группе

Дети сидят на стульчиках в кругу. К их ногам наставница ставит призмы Коричневой лестницы. Она просит ребенка, у которого самая толстая призма, подвинуть ее в центр круга (на коврик). Затем дети определяют «на глаз», у кого следующая по объему, и этот ребенок приставляет свою призму к первой. Игра продолжается. Если детей в кругу много, можно раздать им и призмы Коричневой лестницы, и кубы Розовой башни, и даже цилиндры одного из блоков. В центре круга получится удивительно красивое построение сразу из трех материалов, в котором будет сохраняться общий принцип построения.

Детская цифровая игра "Коричневая лестница"



Детская цифровая игра "Коричневая лестница" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее малышу для упражнений дома на родительском телефоне или планшете. Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Коричневой лестницы и попадает на первый уровень игры.


Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Ребенок пальчиком переставляет призмы лестницы и, таким образом строит ее на экране. Работает зрение, ориентировка по толщине, выстраивается сериационный ряд. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Теперь можно переходить к следующему и всем остальным уровням.

Продолжаем наше знакомство с миром Монтессори-материалов. В прошлый раз мы рассказали вам о том, что такое «Розовая башня» и как мы с ней работаем. Сегодня поговорим о другом сенсорном материале – Коричневой лестнице.

Коричневая лестница Монтессори

Монтессори-материал «Коричневая лестница» также служит для развития зрительного восприятия размеров, развития моторных навыков, навыков упорядочивания, координации движений и служит для усвоения характеристик объема предметов: «толстый», «тонкий», а также понятий «толще», «тоньше», и превосходных определений «самый толстый», «самый тонкий». Косвенной целью работы с этим материалом является подготовка к обучению математике, поскольку, работая с ним, мы оперируем числами от 1 до 10.

Материал может использоваться и как самостоятельное пособие, и в комплекте с другими Монтессори-материалами (например, с Розовой башней). Работают с этим материалом дети от 2,5 лет. Он состоит из 10 плотных деревянных брусков коричневого цвета (либо из неокрашенного дерева). Длина брусков – 20 см, ширина – от 1 до 10 см.

Основная задача, которая ставится при работе с этим материалом – это постройка лестницы в соответствии с изменением величины брусков, то есть, построение ряда.

Как проходит работа с материалом?

Бруски выкладываются в беспорядке на светлый ковер (чтобы был контраст покрытия и материала), и педагог выкладывает их перед ребенком в порядке убывания, начиная с самого толстого бруска. Лучше, чтобы ребенок сам перенес все бруски с полок на коврик – это поможет ему почувствовать с помощью разных органов восприятия разницу между объемом и весом каждого из них, и это тоже станет частью обучения.

Сначала педагог показывает, как строят лестницу, последовательно выкладывая на коврик все бруски, начиная с самого большого. Параллельно педагог комментирует свои действия и называет размеры брусков: «самый толстый», «тоньше», «самый тонкий». После того, как все бруски будут выложены, они образуют лестницу, и ребенок может потрогать эту лестницу, чтобы тактильно ощутить разницу в толщине и таким образом лучше запомнить ее. Можно сделать так, чтобы ребенок попробовал скатить деревянный шарик с лестницы – детям нравится этот процесс – и, кроме того, он является контролем результата: если лестница будет построена неправильно, шарик скатится не так, как нужно.

После этого мы просим ребенка разобрать лестницу, беря каждый брусок двумя ручками – для того, чтобы он смог в прямом смысле «пощупать» понятия «толстый» и «тонкий», и лучше запомнить их. Потом малыш может работать с материалом самостоятельно.

Убираем материал на место: сначала вместе с ребенком, потом он делает это самостоятельно.

Вариации работы с Коричневой лестницей и усложнение задач

Усложнять задачи можно, комбинируя материалы, или нарушая порядок ступенек в лестнице: например, убирая 1-2 ступеньки и прося ребенка восполнить пробелы, установив нужные бруски на свои места. Можно строить вертикальные лестницы и убирать оттуда 1-2 бруска, чтобы ребенок обнаружил несоответствие и восполнил его.

Кроме того, можно:

  • Выкладывать бруски друг за другом в длину – «змея».
  • Ставить бруски вертикально – «забор».
  • Класть бруски друг на друга горизонтально – «стенка».
  • Строить лестницу, начиная с самого маленького бруска.
  • Комбинировать Монтессори-материалы (например, использовать в работе Розовую башню, деревянные шары, или цветные цилиндры).
  • Проводить совместную работу с другими детьми и решать групповые задачи.
  • Переносить опыт и знания, полученные при работе с этим материалом, на окружающий мир: искать толстые и тонкие деревья, сравнивать длину веток, и так далее).

Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в сад и научился увлеченно и сосредоточенно работать? С удовольствием примем в нашу дружную команду вашего малыша-тоддлера (2-3 года) в Тоддлер-группу. Также еще есть места в группе «Вместе с мамой» для деток 1-3 лет в старшей группе (3-6 лет).

Группы работают по адресу: г. Москва, Волжский б-р, 114 А, к.4. Проезд: Текстильщики, Кузьминки, Печатники.

Читайте также: