Масонский пол шахматная доска

Обновлено: 28.04.2024

Черно-белая клетка на полу довольно популярное решение в дорогих и модных интерьерах. Современные дизайнеры охотно используют эти сочетания.

Но лично у меня такой шахматный пол всегда вызывает совсем другие ассоциации.

Например, с масонами. Почему?

Все из-за богатой истории «шахматки» на полу. Черно-белую клетку очень часто можно встретить в парадных старинных домов. Причем, больше всего таких клетчатых парадных, пожалуй, в Питере, потому что моду в России на такой пол ввел Петр Первый.

По крайней мере, большинство зданий с таким полом появились в его времена. Хотя, конечно, иногда и сейчас строители используют такое решение.

Считается, что Петр увидел подобное решение в королевских дворцах Европы, и привез к нам. Как и многие другие отличные идеи, которые ему понравились на Западе. Клетку в России принято ассоциировать с петровской застройкой.

В Европе же такие полы активно делали примерно в 18 веке, но можно найти клетчатый пол даже в зданиях 15 века.

Художники и архитекторы тогда открыли для себя перспективу и стали ее всячески подчеркивать, а клетчатый пол для этого подходит идеально.

Именно с клеткой становится заметно, что стены прямые, что помещение имеет глубину, и это может подчеркнуть гармоничность интерьера.

Из-за этой любви к клетчатому полу Петра иногда подозревают в связях с масонами. И это неудивительно: пол в клетку считается едва ли не основным признаком этой странной организации. Иногда его считают даже важнее известного глаза в треугольнике!

Это не фантазии (как многое другое, связанное с масонами), а вполне себе официальная позиция объединений масонов.

Да, такие, кстати, есть. Клетчатый пол даже есть на некоторых вариантов гербов масонских орденов.

Сами масоны объясняют это тем, что белое и черное символизирует добро и зло, и в масонских кругах есть поговорка «масон должен жить так, чтобы пройти между черными и белыми клетками».

Есть еще несколько идей о том, что символизирует черно-белая клетка на полу, но все они такой себе сомнительности.

Например, есть версия, что масоны любят клетчатый пол, потому что знамя тамплиеров было черно-белым, а еще те, кто изучает масонов, любят отсылать к восточному Инь и Янь и, в целом, к дуализму.

В общем, придумывать такие трактовки можно сколько угодно долго, но суть в том, что масоны правда неравнодушны к такой расцветке.

Впрочем, нравится такая расцветка часто и тем, кто никакого отношения к масонам не имеет.

Бр :. А.С.

Впервые этот символ предстает перед нами в первом градусе. Его символика в том виде, в котором она является нам, сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро — белые клетки, зло — черные. Все кажется просто. Возникает лишь сомнение в цели присутствия на шахматном полу черных клеток. Когда мы слышим впервые поговорку “масон должен жить так, чтобы пройти между черными и белыми клетками” сомнения усиливаются. Почему человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой. Эти сомнения и были моим мотивом для того, чтобы разобраться в этом символе внимательнее и понять, является ли на шахматном полу черное злом, а белое добром.

Для начала немного истории. Как-то так повелось считать, что шахматный пол используется в наших храмах из-за присутствия аналогичного в Храме Соломона. Однако это не так. Описание храма дается в 1 книге Мелахим 6:14-15:

“И построил Шеломо дом и закончил его. И обшил стены дома внутри кедровыми досками; от пола дома до балок потолка обшил внутри деревом и покрыл пол дома кипарисовыми досками”.
Иных описаний Тора не дает из чего делаем вывод, что идею украшения ложи шахматным полом следует искать не в храме Соломона.

Где же упоминается шахматный пол или, в общем, черно-белые символы?
Символ Инь-Ян, используемый в древнекитайской натурфилософии в качестве описания концепции мира. Обозначает дуальность в общем смысле. В разное время применялся для обозначения: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д.

Босеон — черно-белое (черный верх, белый низ) знамя тамплиеров. Легенды говорят, что аналогичное знамя использовал Александр Македонский в своих походах. Имени знамени соответствует и воинственный клич тамплиеров — бо-се-он (1). Рыцари тамплиеры, определенно, понимали символизм своего знамени, и его цвет не мог быть выбран случайно. Так же очевидно, что знамя не было символом борьбы добра со злом, потому что черный цвет располагается на нем над белым.

Вспомним знаки отличия второго мощнейшего рыцарского ордена времен крестовых походов — Госпитальеров. На их знамени все тот же сочетание черного и белого: белый крест на черно фоне.
Палата шахматной доски — высший орган финансового управления в средневековой Англии, Франции, а также в Шотландии, один из первых специализированных финансовых органов в европейской истории. Некоторые историки говорят, что основателями банковской системы в Европе были тамплиеры. Шахматная доска в те времена использовалась, как счетный инструмент (аналог современных счетов), а первые упоминания использования в Европе шахматной доски для счета связано с тамплиерами (2).

Папесса, вторая карта колоды таро: она изображена сидящей на стуле и попирающей ногами шахматный пол. Папесса держит в правой руке книгу тайн, которую нельзя прочесть, не обладая серебряным (воображение, луна) и золотым (разум, солнце) ключами, которые она держит в левой руке (3).

Книга Берешит 1:1-5:

“В начале сотворения Б-гом неба и земли, Земля же была — смятение и пустынность, и тьма над пучиною, и дуновение Б-жье витает над водами, — И сказал Б-г Да будет свет! И был свет. И увидел Б-г свет, что хорош, и отделил Б-г свет от тьмы. И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал Он ночью. И был вечер и было утро: день один.”

Этот отрывок рассказывает нам о сотворении мира. Были лишь хаос и тьма над ним, и замысел божий двигался над всем этим. Далее бог произносит слово “свет” и свет появляется. Первые пять строк Торы задают мотив всего последующего повествования — дуальность. Принято считать, что в Торе нет ни одной случайной буквы. Процитированный отрывок начинает Тору. А поскольку первое о чем говорит Тора — дуальность, то, видимо, не сказав о дуальности в самом начале Тора оставила бы все дальнейшее повествование недоступным для нашего понимания. Обратим теперь внимание на второй важный момент. Свет был отделен от тьмы. Бог создал день и ночь и определил законы их сменяемости. Всегда за днем следует ночь, а за ночью опять день. Каждое утро должно напоминать нам о том, что все окружающее нас есть плод божественного замысла. Это отлично иллюстрирует шахматный пол, построенный из ровных квадратов. Ни один из квадратов не вырывается из последовательности. Все они на своем месте. В последовательной смене дня и ночи Тора дает нам еще один завет. Но об этом — в конце.

Следует отметить, что расположение шахматного пола в ложе вряд ли может быть случайным. Он расположен именно на полу, а не на стене или потолке, чтобы подчеркнуть, что символ является основой всего, на чем стоит ложа. Более того, узор состоит из квадратов, что подчеркивает природную основу символа. Квадрат есть символ земного и природного. Шахматный пол окружен зубчатой каймой, что говорит о существовании границ проявления того, что выражает этот символ.

Опираясь на приведенные выше примеры черно-белых символов, можно проводить дальнейшее исследование и приближаться к выводам.

Когда перед учителем встает цель показать ученикам дуализм того или иного объекта, он с большой вероятностью использует для наглядности черный и белый цвета. О каком дуализме идет речь, когда мы говорим о шахматной доске? О дуализме мира природного, материального, но не духовного и материального или духовных миров между собой. Именно поэтому шахматный пол имеет положение низшей точки ложи, ее фундамента. Причем эта дуальность является настолько важной, что ее понимание — основа всего дальнейшего развития.

Я считаю, что материальный мир управляем двумя силами одновременно:

— порядком — всякое событие имеет свои причины и последствия, которые можно рационально понять. Порядок сужает мир, делает его проще, чем он есть.

— хаосом — всякое событие происходит из-за случайного стечения тысяч факторов, проследить которые не возможно, как и предположить последствия. Хаос расширяет мир до бесконечности и усложняет его до такой степени, что теряется даже смысл его постижения.

Эти две силы одновременно воздействуют на материальный мир, но сбалансированы третьей силой — Божественной.

Вспоминая макрокосм и микрокосм, делаю вывод, что подобное утверждение о структуре природного мира должно находить свое отражение и во внутреннем мире человека. И если мы найдем этому подтверждение, можно будет говорить о субъективном доказательстве верности изначального предположения — в духовных источниках в первую очередь имеется ввиду дуальность хаоса и порядка.

Существует множество вариаций изображения духовного мира человека. Их в общем виде можно обобщить до схемы, состоящей из треугольника, в вершинах которого располагаются сознание, сверхсознание и подсознание

Сверхсознание — интуиция или божественное предвидение или идея или слово. Обладание сверхсознанием есть та цель, к которой мы стремимся в саморазвитии. Одни религии называют его единением с творцом, другие раем. Терминология может использоваться совершенно разная. Главное, что масон должен стремиться добиться этого состояния еще при жизни.

Сознание — рациональная часть нашего внутреннего мира. Разум, если угодно. Только сознание способно оценивать, классифицировать, планировать и делать выводы. Его символизирует солнце или золото.

Подсознание — иррациональная часть нашего внутреннего мира. Она ни за что не в ответе и за нее никто не может поручиться. Подсознание отвечает за фантазию и воображение. Ее символизирует луна и серебро. Оно является отражением нашего сознания (если верить психологам), но это не всегда просто понять.

Подобное устройство микрокосма идеально совпадает с устройством макрокосма, в котором энтропия и порядок уравновешивают друг друга, но не сами по себе, а по воле Бога.

При написании этой работы, я руководствуюсь сознанием и подсознанием одновременно. И имею целью своей работы достижение сверхсознания. Примерно таким же образом происходит и всякая наша работа на пути самосовершенствования вне зависимости в ложе или вне оной.

Ученик обладает лишь сознанием и подсознанием (причем, чаще всего предпочитая что-то одно другому) и стремлением к сверхсознанию. Он стоит в ложе на шахматном полу на этих двух основах.
Шахматный пол и есть символ этих двух основ — хаоса и порядка в природном мире и подсознания и сознания во внутреннем мире человека. В ложе шахматный пол ограничен зубчатой каймой точно так же, как в жизни сознание и подсознание ограничены в постижении полной картины мира, потому что не способны воспринять Бога.

Таким образом, шахматный пол символизирует основной принцип развития человека и мира: постоянное движение к божественному должно происходить вне зависимости от обстоятельств внешнего мира или предрасположенностей человека. В развитии своего внутреннего мира с них нужно начинать, от них отталкиваться в развитии, но они есть лишь условия, которые не должны становится целью работы. И никто кроме бога не может управлять этими условиями, как никто не может изменить восход нового дня.

(1) Encyclopedia of freemasonry part 1, A.G. Mackey, p. 128
(2) Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке, Ж. Бордонов, 2004 г.
(3) Таро магов, О. Вирт, 2009г.

тема шахматного масонского пола, или где Глаз играет в Шахматы ?

тема шахматного пола в фильмах встречается не реже, а то и чаще чем глаза. Сейчас сюда подборку сделаю.

Начну сразу с десерта, чтобы вам было интерестно.

1. Есть глаз
2. Есть шахматный пол
3. Есть даже каrтавый мэтр который обучает жён. Я как увидел это в этой развлекухе, аж офигел. напоминаю это где то 96-97й год
4. Мэтр этот кстати косится на левый глаз


впервые тему увидел в лабиринтах истины.




про пол начиная с 3:53
Labyrinth Of Truth pt 15 Devils Curse

Забавно. Не особо разбираюсь в масонстве, но разбираюсь в строительстве и интерьерах. Шахматка как таковая на полу появилась в викторианскую эпоху в Англии (середина - конец 19 века). Насколько известно ранее никто не использовал в оформлении интерьеров такой подход. Даже интересно стало. Надо пройтись по архитектуре того времени в поисках знаков.
Прочитал тот форум, ничего конкретного нет, одни домыслы. Те кто называют там себя "братьями" и понакатали по 5 тыщ постов сами ничего не знают.
Кстати, вспомнилось. Советую обратить внимания на художника Эшер. У него тема пола в шахматку прослеживается почти во всех работах. Даже у Сальвадора Дали что-то было.

Вот мой мир, И в нём я сам себе кумир, Я для себя давно решил, Осуществить мечту
Память уверяет нас, что вчерашний день действительно был, но как знать, не появилась ли вся эта память с первым утренним лучом?

Пол, или основание Ложи, - это шахматная доска из черных и белых квадратов, обозначающих двойственность всего, связанного с земной жизнью и физической основой человеческой природы со всеми ее желаниями и аффектами. «Паутина нашей жизни – это смешанная нить, вместе хорошее и плохое», написал Шекспир. Все материальное характеризуется сложным сочетанием добра и зла, света и тени, радости и печали, позитивного и негативного. То, что является добром для меня, может быть злом для тебя; Наслаждение возникает из боли и, в конечном итоге, вновь обращается в боль; У меня интеллектуальный подъем сегодня и завтра, соответственно, я подавлен и рассеян. Дуализм этих противоположностей управляет нами во всем, и переживание этого неизбежно для нас до тех пор, пока, наученные этими уроками и возросшие, мы не будем готовы к продвижению к состоянию, в котором мы перерастаем ощущение существования этой шахматной доски и эти противоположности перестают восприниматься как противоположности, но осознаются как единство или синтез. Найти это единство или синтез - значит познать, который приносит понимание, т.е. который превосходит наш нынешний опыт, потому что в нем тьма и свет тождественны друг другу, и наши нынешние концепции добра и зла, радости и боли трансцендируются и обнаруживаются сублимированными в состоянии сочетающим и то и другое. И это возвышенное состояние символизируется зубчатой или мозаичной каймой, обрамляющей черно-белую шахматную доску, также как Божественное Присутствие и Провидение окружает и охватывает наши временные организмы, которым присущи эти оппозиции.

Почему шахматная доска имеет столь важное значение в оформлении Ложи ?

Вот мой мир, И в нём я сам себе кумир, Я для себя давно решил, Осуществить мечту
Память уверяет нас, что вчерашний день действительно был, но как знать, не появилась ли вся эта память с первым утренним лучом?

тема шахматного масонского пола, или где Глаз играет в Шахматы ?

тема шахматного пола в фильмах встречается не реже, а то и чаще чем глаза. Сейчас сюда подборку сделаю.

Начну сразу с десерта, чтобы вам было интерестно.

1. Есть глаз
2. Есть шахматный пол
3. Есть даже каrтавый мэтр который обучает жён. Я как увидел это в этой развлекухе, аж офигел. напоминаю это где то 96-97й год
4. Мэтр этот кстати косится на левый глаз


впервые тему увидел в лабиринтах истины.




про пол начиная с 3:53
Labyrinth Of Truth pt 15 Devils Curse

Забавно. Не особо разбираюсь в масонстве, но разбираюсь в строительстве и интерьерах. Шахматка как таковая на полу появилась в викторианскую эпоху в Англии (середина - конец 19 века). Насколько известно ранее никто не использовал в оформлении интерьеров такой подход. Даже интересно стало. Надо пройтись по архитектуре того времени в поисках знаков.
Прочитал тот форум, ничего конкретного нет, одни домыслы. Те кто называют там себя "братьями" и понакатали по 5 тыщ постов сами ничего не знают.
Кстати, вспомнилось. Советую обратить внимания на художника Эшер. У него тема пола в шахматку прослеживается почти во всех работах. Даже у Сальвадора Дали что-то было.

Вот мой мир, И в нём я сам себе кумир, Я для себя давно решил, Осуществить мечту
Память уверяет нас, что вчерашний день действительно был, но как знать, не появилась ли вся эта память с первым утренним лучом?

Пол, или основание Ложи, - это шахматная доска из черных и белых квадратов, обозначающих двойственность всего, связанного с земной жизнью и физической основой человеческой природы со всеми ее желаниями и аффектами. «Паутина нашей жизни – это смешанная нить, вместе хорошее и плохое», написал Шекспир. Все материальное характеризуется сложным сочетанием добра и зла, света и тени, радости и печали, позитивного и негативного. То, что является добром для меня, может быть злом для тебя; Наслаждение возникает из боли и, в конечном итоге, вновь обращается в боль; У меня интеллектуальный подъем сегодня и завтра, соответственно, я подавлен и рассеян. Дуализм этих противоположностей управляет нами во всем, и переживание этого неизбежно для нас до тех пор, пока, наученные этими уроками и возросшие, мы не будем готовы к продвижению к состоянию, в котором мы перерастаем ощущение существования этой шахматной доски и эти противоположности перестают восприниматься как противоположности, но осознаются как единство или синтез. Найти это единство или синтез - значит познать, который приносит понимание, т.е. который превосходит наш нынешний опыт, потому что в нем тьма и свет тождественны друг другу, и наши нынешние концепции добра и зла, радости и боли трансцендируются и обнаруживаются сублимированными в состоянии сочетающим и то и другое. И это возвышенное состояние символизируется зубчатой или мозаичной каймой, обрамляющей черно-белую шахматную доску, также как Божественное Присутствие и Провидение окружает и охватывает наши временные организмы, которым присущи эти оппозиции.

Почему шахматная доска имеет столь важное значение в оформлении Ложи ?

Вот мой мир, И в нём я сам себе кумир, Я для себя давно решил, Осуществить мечту
Память уверяет нас, что вчерашний день действительно был, но как знать, не появилась ли вся эта память с первым утренним лучом?

тема шахматного масонского пола, или где Глаз играет в Шахматы ?

тема шахматного пола в фильмах встречается не реже, а то и чаще чем глаза. Сейчас сюда подборку сделаю.

Начну сразу с десерта, чтобы вам было интерестно.

1. Есть глаз
2. Есть шахматный пол
3. Есть даже каrтавый мэтр который обучает жён. Я как увидел это в этой развлекухе, аж офигел. напоминаю это где то 96-97й год
4. Мэтр этот кстати косится на левый глаз


впервые тему увидел в лабиринтах истины.




про пол начиная с 3:53
Labyrinth Of Truth pt 15 Devils Curse

Забавно. Не особо разбираюсь в масонстве, но разбираюсь в строительстве и интерьерах. Шахматка как таковая на полу появилась в викторианскую эпоху в Англии (середина - конец 19 века). Насколько известно ранее никто не использовал в оформлении интерьеров такой подход. Даже интересно стало. Надо пройтись по архитектуре того времени в поисках знаков.
Прочитал тот форум, ничего конкретного нет, одни домыслы. Те кто называют там себя "братьями" и понакатали по 5 тыщ постов сами ничего не знают.
Кстати, вспомнилось. Советую обратить внимания на художника Эшер. У него тема пола в шахматку прослеживается почти во всех работах. Даже у Сальвадора Дали что-то было.

Вот мой мир, И в нём я сам себе кумир, Я для себя давно решил, Осуществить мечту
Память уверяет нас, что вчерашний день действительно был, но как знать, не появилась ли вся эта память с первым утренним лучом?

Пол, или основание Ложи, - это шахматная доска из черных и белых квадратов, обозначающих двойственность всего, связанного с земной жизнью и физической основой человеческой природы со всеми ее желаниями и аффектами. «Паутина нашей жизни – это смешанная нить, вместе хорошее и плохое», написал Шекспир. Все материальное характеризуется сложным сочетанием добра и зла, света и тени, радости и печали, позитивного и негативного. То, что является добром для меня, может быть злом для тебя; Наслаждение возникает из боли и, в конечном итоге, вновь обращается в боль; У меня интеллектуальный подъем сегодня и завтра, соответственно, я подавлен и рассеян. Дуализм этих противоположностей управляет нами во всем, и переживание этого неизбежно для нас до тех пор, пока, наученные этими уроками и возросшие, мы не будем готовы к продвижению к состоянию, в котором мы перерастаем ощущение существования этой шахматной доски и эти противоположности перестают восприниматься как противоположности, но осознаются как единство или синтез. Найти это единство или синтез - значит познать, который приносит понимание, т.е. который превосходит наш нынешний опыт, потому что в нем тьма и свет тождественны друг другу, и наши нынешние концепции добра и зла, радости и боли трансцендируются и обнаруживаются сублимированными в состоянии сочетающим и то и другое. И это возвышенное состояние символизируется зубчатой или мозаичной каймой, обрамляющей черно-белую шахматную доску, также как Божественное Присутствие и Провидение окружает и охватывает наши временные организмы, которым присущи эти оппозиции.

Почему шахматная доска имеет столь важное значение в оформлении Ложи ?

Вот мой мир, И в нём я сам себе кумир, Я для себя давно решил, Осуществить мечту
Память уверяет нас, что вчерашний день действительно был, но как знать, не появилась ли вся эта память с первым утренним лучом?

Читайте также: