Как сделать шахматную доску в кумире

Обновлено: 03.05.2024

Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования.

В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёжник, Водолей, Кузнечик,Черепашка.

При изучении одного из наиболее трудных разделов информатики «алгоритмизация и программирование».

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

ВложениеРазмер
ispolnitel._robot.ppt 2.09 МБ
metod_razrabotka_robot1.doc 653 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по информатике.

Тема: «Исполнитель Робот в программе КуМир на уроках информатики »

Автор: Ефимова А.В.

учитель «Информатика и ИКТ»

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики Практика на компьютере : работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое исполнитель; СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
  • что такое алгоритм ; в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
  • алгоритмов; ⇒ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:

Учащиеся должны уметь:

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Занятие 1 (2 часа) Урок 1.

Исполнитель Робот. Система команд исполнителя.

2.Разбор типичных алгоритмов Робота.

Рассмотрим описание исполнителя.

Среда исполнителя : Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

СКИ Робота : простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.

Команды логические: (проверки условия)

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно.

Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:

Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие

серия команд серия команд

(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице : )

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие делать

серия команд серия команд

Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:

В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный

Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Занятие 1 (2 часа) Урок 2.

Практическая работа « Составление линейных алгоритмов».

Задания: 1.Робот в произвольной точке поля. Закрасить клетку сверху, снизу и справа от исходного положения.

  1. Робот в произвольной точке поля. Передвинуть Робот на 4 клетки вправо, закрасив их.
  2. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле квадрат со стороной 4 клетки. Сохраните обстановку как стартовую.
  3. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле коридор с проходами в стенах. Сохраните обстановку как obst2.fil. Смените стартовую обстановку на вновь созданную.

Занятие 2 (2 часа) Урок 1.

Тема : Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Разбор задач КИМов с использованием исполнителя Робот.

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

Пр. раб. №14. Составление и отладка алгоритмов ветвления

Задания. См. Приложение.

Занятие 3. Циклические алгоритмы. Урок 1-2

Цель: раскрыть сущность понятия цикла в алгоритмах, показать формы записи циклов алгоритмах, дать навыки создания и записи циклических алгоритмов.

Пр. раб. №15. Составление и отладка циклических алгоритмов

1.Составьте алгоритм, закрашивающий все внутренние клетки, прилегающие к стене.

нц пока справа свободно

нц пока снизу свободно

нц пока не снизу свободно

2.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки между Роботом и стеной. Расстояние до стены неизвестно.

нц пока справа свободно

3.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки, находящиеся между двумя стенами.

нц пока (не сверху свободно) или (не снизу свободно)

если (не сверху свободно) и (не снизу свободно)

4.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки вокруг прямоугольной стены.

нц пока не справа свободно

нц пока не снизу свободно

нц пока не слева свободно

нц пока не сверху свободно

нц пока не снизу свободно

нц пока слева свободно

нц пока не слева свободно

нц пока сверху свободно

нц пока не сверху свободно

Занятие 4 Урок 1

Цель: ввести понятие основного и вспомогательного алгоритма; объяснить правила использования вспомогательного алгоритма; разобрать примеры алгоритмов с использованием вспомогательного.

1.Ввод новых терминов (основного и вспомогательного алгоритма, вызова) и объяснение новых понятий.

2.Разбор примеров решения задач с применением вспомогательного алгоритма.

При решении некоторых задач удобно разбить их на более мелкие подзадачи, каждую из которых можно оформит как самостоятельный алгоритм. В этом случае сначала составляется так называемый основной алгоритм, в котором для решения подзадач используются вызовы вспомогательных алгоритмов, которые дописываются позднее. Такой способ решения называется методом последовательного уточнения. Он позволяет работать над проектом группе программистов, каждый при этом решает свою подзадачу.

В процессе решения задачи каждый вспомогательный алгоритм может при необходимости быть разбит на более мелкие вспомогательные алгоритмы.

Команда выполнения вспомогательного алгоритма называется вызовом и записывается в теле основного алгоритма.

Один и тот же алгоритм может рассматриваться как основной и вспомогательный по отношению к другим алгоритмам. В алгоритмическом языке сначала записывается основной алгоритм, ниже подряд записываются вспомогательные.

Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составить алгоритм, с использованием вспомогательного, рисующий четыре крестика на одной горизонтали. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Разбор на доске:

Задача2. Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает в шахматном порядке квадрат 8 х 8. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Занятие 4 Урок 2

Практическая работа на ПК «Решение задачи с использованием вспомогательных алгоритмов» .

Цель : привить практические навыки построения алгоритмов методом последовательного уточнения.

1.Задание полностью проходит за ПК. Учащиеся получают задания и выполняют их в программной среде Кумир. Результаты Работы сохраняются в виде файлов для последующей проверки.

Задача1 . Робот находится в нижнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает 6 вертикальных полос одинаковой длины в 6 клеток. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Задача2 .Используя вспомогательные, составьте алгоритм для закрашивания клеток, образующих число 1212.

Домашнее задание : Придумайте алгоритм, рисующий следующее изображение: Для решения задачи примените два вспомогательных алгоритма.

Занятие 5 Урок 1-2

«Составление алгоритма в среде исполнителя Робот».

Цель: проверить полученные знания по созданию и умению анализировать алгоритмы в программной среде Кумир.

Задания для контрольной работы делятся по уровням сложности и включает в себя 3 задачи с исполнителем Робот (1 и 2 задача –на ветвление и циклы, 3 задача с- на использование вспомогательного алгоритма.) Тексты заданий приводятся в приложении.

Исходные и конечные обстановки и созданные алгоритмы записываются в виде файла.

Оценка выставляется соответственно уровню сложности задания. Ученик вправе сам выбрать тип задания.

Вспомогательным алгоритмам можно передавать дополнительные аргументы. Пример программы, содержащей основной алгоритм и вспомогательный алгоритм "Закрасить полоску":

Также робот может выполнять арифметические операции над целыми величинами: +, -, *.

Исходные данные для всех задач: робот находится на бесконечном поле без внешних стенок (то есть использовать внешние стенки для решения задачи нельзя. В результате исполнения вспомогательного алгоритма робот должен вернуться в исходную клетку.

Во всех задачах этого листка нельзя использовать цикл нц пока.

Задание 11-А

Напишите алг Нарисовать полоску вправо (арг цел длина), рисующий горизонтальную полоску из длина клеток и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/A.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая длина=5.

Задание 11-B

Напишите алг Нарисовать разреженную полоску вправо (арг цел длина), рисующий горизонтальную полоску из длина закрашенных клеток, разделенных незакрашенными клетками и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/B.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая длина=5.

Задание 11-C

Напишите алг Нарисовать полоску вправо вниз (арг цел длина), рисующий полоску из длина клеток по диагонали вправо вниз и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/C.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая длина=5.

Задание 11-D

Напишите алг Нарисовать пилу (арг цел длина), рисующий "пилу" из 2*длина закрашенных клеток и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/D.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая длина=5.

Задание 11-E

Напишите алг Нарисовать ряд квадратов (арг цел количество), рисующий количество закрашенных квадратов размером 2x2 и возвращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/E.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая количество=5.

Задание 11-F

Напишите алг Нарисовать границу квадрата (арг цел длина), рисующий внешнюю границу квадрата со стороной длина клеток и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/F.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая длина=5.

Задание 11-G

Напишите алг Нарисовать квадрат (арг цел длина), рисующий закрашенный квадрат со стороной длина клеток и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/G.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая длина=5.

Задание 11-H

Напишите алг Нарисовать границу прямоугольника (арг цел высота, арг цел длина), рисующий внешнюю границу прямоугольника размером высота×длина клеток и возвращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/H.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая высота=5, длина=7.

Задание 11-I

Напишите алг Нарисовать прямоугольник (арг цел высота, цел длина), рисующий закрашенный прямоугольник размерами высота×длина клеток и возвращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/I.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая высота=5, длина=7.

Задание 11-J

Напишите алг Нарисовать лесенку (арг цел количество ступенек, цел длина ступеньки), рисующий количество ступенек строчек, каждая строчка состоит из длина ступеньки клеток и сдвинута на одну клетку вправо относительно верхнего ряда и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/J.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая количество ступенек=4, длина ступеньки=5.

Задание 11-K

Напишите алг Нарисовать квадрат из квадратиков (арг цел количество), рисующий количество×количество закрашенных квадратиков 2x2, разделенных одним рядом и возвращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/K.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая количество=3.

Задание 11-L

Напишите алг Нарисовать лесенку (арг цел количество ступенек, цел длина ступеньки) и возращающий робота в исходную клетку. Первая закрашенная клетка в каждой новой ступеньке должна находиться под последней закрашенной клеткой в более высокой ступеньке. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/L.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая количество ступенек = 5, длина ступеньки=3.

Задание 11-M

Напишите алг Нарисовать шахматную доску (арг цел длина), рисующий квадрат со стороной 2×длина клеток покрашенных в шахматном порядке и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/M.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая длина=3.

Задание 11-N

Напишите алг Нарисовать шахматную доску (арг цел высота, арг цел длина), рисующая прямоугольник со сторонами 2×высота и 2×длина клеток покрашенных в шахматном порядке и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/N.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая высота=3, длина=5.

Задание 11-O

В каталоге /usr/lib/kumir/fields/11/O находится несколько стартовых обстановок, на которых изображены различные башни. Напишите один алгоритм алг Нарисовать башню (. ), выполняя который Робот нарисует все эти башни. Для каждой стартовой обстановки укажите значения аргументов алгоритма, при которых он нарисует соответствующий рисунок.

Задание 11-P

В каталоге /usr/lib/kumir/fields/11/P находится несколько стартовых обстановок, на которых изображены различные флаги. Напишите один алгоритм алг Нарисовать флаг (. ), выполняя который Робот нарисует все эти флаги. Для каждой стартовой обстановки укажите значения аргументов алгоритма, при которых он нарисует соответствующий рисунок.

Задание 11-Q

Меандр – древний орнамент в виде изогнутых линий.
В каталоге /usr/lib/kumir/fields/11/Q находится несколько стартовых обстановок, на которых изображены различные орнаменты-меандры. Напишите один алгоритм алг Нарисовать меандр (. ), выполняя который Робот нарисует все эти меандры. Для каждой стартовой обстановки укажите значения аргументов алгоритма, при которых он нарисует соответствующий рисунок.

Задание 11-R

Напишите алг Нарисовать лесенку (арг цел длина), рисующий лесенку, каждая ступенька которой на одну клетку длиннее верхней ступеньки и возращающий робота в исходную клетку. На стартовой обстановке, записанной в файле /usr/lib/kumir/fields/11/R.fil отмечены клетки, которые должен закрасить алгоритм для случая длина=5.

1. Создать папку last7 на своем сетевом диске и поместить туда (если хочется)
– файлы с программами-распознавалками (команда Сохранить как. в Кумире)
имена файлов строго: A B V и(или) G
– другие интересные файлы (сайты, собственные программы, техи и пр.)
2. Активно участвовать в раздаче слонов

Важно

1. Написать процедуры черепахового робота: вперед, назад, направо, налево, кругом
(В программе используется глобальная переменная направление)
2. Создать практикум – 5 обстановок.
Задача: Написать программу обхода произвольного лабиринта
Клетка выхода помечена температурой 10 (она по условию всегда есть)
(решать саму задачу необязательно)

Справочный материал

Примеры процедур (фрагменты кода)

алг вперед
нач

все
если направление = 1 то

кон

алг направо
нач

если направление = 4 то

все

Алгоритм кругом можно реализовать вызовом направо дважды

По изготовлению практикума – информация на этой странице

1. Закончить работу с Практикумами (16-й пока не обязательно)
2. Добавить в практикум обхода в глубину задачи

— Найти любую клетку лабиринта (остановится в ней) из которой возможен "круговой маршрут"
— Раскрасить лабиринт "в шахматную клетку".

(обстановки обязательные во всех задачах)
и принести соответствующую папку в школу

III четверть

1. Напомнить преподавателю про задачу Ханойские башни
2. Начать работу с Практикумом. №14 ( file:prac14.zip).

Справочный материал

Требования по содержанию

  • Законченный связанный математический текст с несколькими разделами
  • Суть текста не должна сильно измениться

Технические требования:

  • Статья должна иметь название и несколько подзаголовков
  • Текст должен быть оформлен различными шрифтами (размер, полужирность, курсив)
  • Содержать не менее десяти включенных и выключенных формул с использованием дробей, верхних и нижних индексов, букв греческого алфавита, знаков корня.
  • Содержать не менее одной системы (матрицы)
  • Иметь указание авторства, даты создания, название использованных технологий
  • В статье должна быть минимум одна сноска

1. Продолжить работу над статьей.
Принести набранный исходный текст в школу.

Сегодня (с среду!)
Послать файл программами – фракталами (Задания и свой)

Сделать оттуда задания Упражнения 3.8 по порядку.

В случае затруднений пишите письма!

Простой шаблон документа ( file:template.tex)

В случае затруднений пишите письма!

Обратите внимание

Название каждого фрактала в задании – ссылка на подробное построение.
Внизу странички с построением обычно ссылка на другие ресурсы, посвященные данному фракталу!

Работа рассчитана на два урока.

Листочки у всех одинаковые, но нужно выполнять по вариантам.

Вариант определяется как остаток от деления номера компьютера (считая от двери, по часовой стрелке, нумерация с нуля)
на два плюс 1. Например, сидящий за пятым компьютером (по нумерации четвертым) делает первый вариант.

Предлагается 3 задания, которые надо сдавать по системе
"сделал как понял-показал-исправил-сдал".

Первый вариант делает задания в последовательности 1 – 2 – 3a, Второй: 2 – 1 – 3б.
Для получения оценки пять необходимо за первый урок сделать (сдать) не менее одного задания.Задания делаются только на уроках в школе.

II четверть

1. Подготовить таблицу "Ведомость поступления" (По вертикали фамилии абитуриентов (строго Иванов с номерами), по горизонтали оценки за пять предметов (названия любые) или пустоты, если предмет еще не сдавался)
Итог считается по каждому абитуренту в порядке приоритета:
a. Если есть хотя бы одна двойка – "Не прошел"
b. Если есть хотя бы одна пустота – Пустая ячейка
c. Сумма баллов
Лучше всего использовать дополнительные столбцы для промежуточных расчетов
Необходимо немного поработать над оформлением – сделать красиво (заголовки, границы).
2. Сохранить результат на личном диске

Основные знания

1. Начать работу с Практикумом. №11 ( file:prac11.zip).
В этих задачах не только можно, но и нужно использовать переменные!

Справочный материал

Целочисленным величинам можно присваивать значения. Величина должна быть определена в начале алгоритма.

использовать Робот
алг Cчитаем клетки
нач

Значение величины можно использовать в циклах.
Например, так:

1. Подготовить таблицу "Состав компьютера" (название комплектующих, цена в долларах, цена в рублях, всего)
Необходимо немного поработать над оформлением – сделать красиво (заголовки, границы).

Основные знания

1. Начать работу с с Практикумом №10 ( file:prac10.zip)
Записывать решения в тетрадь на естественном языке!

Справочный материал

Рекурсия – прием, когда алгоритм вызывает сам себя (или другой алгоритм, а тот – вызвавший)

Примеры
Пример рекурсивного алгоритма, перемещающего робота вправо до стены:

Аналогичный алгоритм, перемещающий робота вправо до стены и закрашивающий клетку у стены:

Алгоритм, перемещающий робота вправо до стены, затем возвращающий его в исходную клетку:

I четверть

1. Вклеить выданный лист "Работа с текстом" на сторону тетради "Пользовательский курс"

2. Внимательно прочитать и запомнить правила набора текста

a) для первой обстановки программу, закрашивающую все клетки, которые Робот может закрасить, используя минимальное количество команд.
б) для второй переводящие Робота из начальной клетки в клетку Б по кратчайшему пути, закрашивая путь за собой "через клетку".

3. Создать обстановку Робота размером 5x5 клеток, стены в которой расположены спиралью, "толщиной" в одну клетку. Разместите Робота в центре. Пометьте конечную клетку (самую

дальнюю от Робота буквой А)
4. Составить алгоритм для Чертежника, рисующий домик (прямоугольник с треугольной крышей).
5. Составить алгоритм для Рисователя, рисующий "мишень" из пяти окружностей.

6. Решить еще несколько задач.
7. Оформить рисование 1 и 0 (из дом. задания к этому уроку) в виде вспомогательных алгоритмов.
Вывести число 1010
8. С помощью циклов вывести числа 1111111111 и 100000000.
9. Забрать папку с Практикумом №1 домой (например, на флешке или спаковать архив и послать себе по почте)

Справочный материал по командам занятия

Команды перемещения
вправо
влево
вниз
вверх

Команда закраски
закрасить

Структура "вспомогательный алгоритм"
алг Главный алгоритм
нач

алг Вспомогательный алгоритм
нач

Цикл . раз
нц число раз

Если не получается что-то с рабочей тетрадью – делаем как на уроке. Скачиваем, распаковываем, открываем через Инструменты. Делаем. Пытаемся проверить результат. В любом случае приносим архив (папку) с решениями (файлы KUM) в школу! Для того сохраняем все решения.

3. Начать работу с Практикумами №2 ( file:prac2.zip) и №3( file:prac3.zip)
(Ориентировочно все задание на 1 неделю, но возможно по почтовому запросу продление срока сдачи)
4. Доставить соответствующие папки (по каждому практикуму) в школу.

1. Перейти в каталог C:\Windows
2. Посчитать количество файлов c расширением txt
3. Выяснить размер самого большого файла со второй буквой r в имени.
4. Создать каталог TEMP в корне личного диска и скопировать в него все файлы с расширением xml из каталога system32, расположенного в Windows кроме тех, имена которых начинаются на w.
5. Перейти на личный диск.
6. Создать на нем файловую систему Myfamilytree – свое генеалогическое дерево – только ваши родители и прародители до 3-го колена (придумать как организовать систему каталогов)
7. В каталогах родителей и "своем" создать файлы info.txt в которых указать Имя Фамилию Отчество и дату рождения человека

Справочный материал по командам занятия

(не все данные заполнены – остальное найти)
Каталоги
. – текущий каталог
.. – родительский каталог
\ – разделитель в Windows
/ – разделитель в Linux
Маски
* – любое количество любых символов
? – один любой символ
Команда Windows (Linux)
Выбор диска : (-)
Смена каталога CD (CD )
Вывод содержимого каталога DIR [] (LS [])
Создание каталога MD
Удаление каталога RD
Копирование файла сopy
Переименование файла ren
Создание файла copy con
(после окончания ввода Ctrl+Z)
Удаление файла del

Справочный материал по командам занятия

Цикл пока
нц пока условие

условия
слева свободно
справа свободно
сверху свободно
снизу свободно
слева стена
справа стена
сверху стена
снизу стена
клетка закрашена
клетка чистая

1. Доделать задания предыдущего занятия.
2. Проделать все пункты предыдущего занятия в двухпанельном файловом менеджере (времени должно хватить вполне)

Справка по командам занятия

Горячие клавиши FAR

F1 Помощь
F2 Пользовательское меню
F3 Просмотр
F4 Редактирование файла
F5 Копирование
F6 Переименование/перемещение
F7 Создание новой папки
F8 Удаление
F9 Вызов меню
F10 Завершить работу FAR
Alt-F1 Смена диска левой панели
Alt-F2 Смена диска правой панели
Alt-F5 Печать
Alt-F7 Поиск файлов
Alt-F8 История команд
Shift-F4 Создать текстовый файл
Alt-Del Полное удаление файлов и папок

Управление панелями

TAB Смена активной панели
Ctrl-U Поменять панели местами
Ctrl-L Показ информационной панели
Ctrl-Q Показ панели быстрого просмотра файла
Ctrl-T Показ дерева папок
Ctrl-O Показ обеих панелей
Ctrl-P Показ неактивной панели
Ctrl-F1 Показ левой панели
Ctrl-F2 Показ правой панели
Ins, Shift-клавиши курсора Пометить файл
Gray+ Пометить группу
Gray- Снять пометку с группы
Gray* Инвертировать пометку
Shift- Пометить все файлы
Shift- Снять пометку со всех файлов
Ctrl+M Восстановить предыдущую пометку

Горячие клавиши текстового редактора

Ctrl-Home Перемещение в начало файла
Ctrl-End Перемещение в конец файла
Home Перемещение в начало строки
End Перемещение в конец строки
Pg Up Переместить страницу наверх
Pg Down Переместить страницу вниз
Del Удалить символ справа от курсора
Ctrl-Y Удалить строку
Shift+стрелка Выделить простой (строчный) блок
Ctrl-U Снять выделение с блока
Shift-A Выделение всего текста
Shift-Ins, Ctrl-V Вставить блок из буфера обмена
Shift-Del, Ctrl-X Переместить (вырезать) блок в буфер обмена
Ctrl-C Скопировать блок в буфер обмена
Ctrl-D Удалить блок
Ctrl-P Копировать блок в текущую позицию курсора
Ctrl-M Переместить блок в текущую позицию курсора
F1 Помощь
F2 Сохранить файл
Shift-F2 Сохранить файл под другим именем
F7 Поиск
Ctrl-F7 Замена всех вхождений слова на другое
Shift-F7 Продолжить поиск/замену
F8 Переключение кодировки
F10, Esc Выход из редактора
Shift-F10 Сохранение и выход
Ctrl-Z Отмена последнего действия (откат)

Справочный материал по командам занятия

Из логических условий можно составлять сложные конструкции, используя логические операции и, или, не.

Логическое и, или «конъюнкция». Результатом выражения условие1 и условие2 является истина, если истинны оба условия.

Логическое или, или «дизъюнкция». Результатом выражения условие1 или условие2 является истина, если истинно хотя бы одно из двух условий (возможно, и оба одновременно).

Логическое не, или «отрицание». Результатом выражения не условие является истина, если условие ложно и наоборот.

Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования.

В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёжник, Водолей, Кузнечик,Черепашка.

При изучении одного из наиболее трудных разделов информатики «алгоритмизация и программирование».

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

ВложениеРазмер
ispolnitel._robot.ppt 2.09 МБ
metod_razrabotka_robot1.doc 653 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по информатике.

Тема: «Исполнитель Робот в программе КуМир на уроках информатики »

Автор: Ефимова А.В.

учитель «Информатика и ИКТ»

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики Практика на компьютере : работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое исполнитель; СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
  • что такое алгоритм ; в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
  • алгоритмов; ⇒ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:

Учащиеся должны уметь:

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Занятие 1 (2 часа) Урок 1.

Исполнитель Робот. Система команд исполнителя.

2.Разбор типичных алгоритмов Робота.

Рассмотрим описание исполнителя.

Среда исполнителя : Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

СКИ Робота : простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.

Команды логические: (проверки условия)

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно.

Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:

Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие

серия команд серия команд

(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице : )

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие делать

серия команд серия команд

Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:

В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный

Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Занятие 1 (2 часа) Урок 2.

Практическая работа « Составление линейных алгоритмов».

Задания: 1.Робот в произвольной точке поля. Закрасить клетку сверху, снизу и справа от исходного положения.

  1. Робот в произвольной точке поля. Передвинуть Робот на 4 клетки вправо, закрасив их.
  2. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле квадрат со стороной 4 клетки. Сохраните обстановку как стартовую.
  3. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле коридор с проходами в стенах. Сохраните обстановку как obst2.fil. Смените стартовую обстановку на вновь созданную.

Занятие 2 (2 часа) Урок 1.

Тема : Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Разбор задач КИМов с использованием исполнителя Робот.

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

Пр. раб. №14. Составление и отладка алгоритмов ветвления

Задания. См. Приложение.

Занятие 3. Циклические алгоритмы. Урок 1-2

Цель: раскрыть сущность понятия цикла в алгоритмах, показать формы записи циклов алгоритмах, дать навыки создания и записи циклических алгоритмов.

Пр. раб. №15. Составление и отладка циклических алгоритмов

1.Составьте алгоритм, закрашивающий все внутренние клетки, прилегающие к стене.

нц пока справа свободно

нц пока снизу свободно

нц пока не снизу свободно

2.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки между Роботом и стеной. Расстояние до стены неизвестно.

нц пока справа свободно

3.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки, находящиеся между двумя стенами.

нц пока (не сверху свободно) или (не снизу свободно)

если (не сверху свободно) и (не снизу свободно)

4.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки вокруг прямоугольной стены.

нц пока не справа свободно

нц пока не снизу свободно

нц пока не слева свободно

нц пока не сверху свободно

нц пока не снизу свободно

нц пока слева свободно

нц пока не слева свободно

нц пока сверху свободно

нц пока не сверху свободно

Занятие 4 Урок 1

Цель: ввести понятие основного и вспомогательного алгоритма; объяснить правила использования вспомогательного алгоритма; разобрать примеры алгоритмов с использованием вспомогательного.

1.Ввод новых терминов (основного и вспомогательного алгоритма, вызова) и объяснение новых понятий.

2.Разбор примеров решения задач с применением вспомогательного алгоритма.

При решении некоторых задач удобно разбить их на более мелкие подзадачи, каждую из которых можно оформит как самостоятельный алгоритм. В этом случае сначала составляется так называемый основной алгоритм, в котором для решения подзадач используются вызовы вспомогательных алгоритмов, которые дописываются позднее. Такой способ решения называется методом последовательного уточнения. Он позволяет работать над проектом группе программистов, каждый при этом решает свою подзадачу.

В процессе решения задачи каждый вспомогательный алгоритм может при необходимости быть разбит на более мелкие вспомогательные алгоритмы.

Команда выполнения вспомогательного алгоритма называется вызовом и записывается в теле основного алгоритма.

Один и тот же алгоритм может рассматриваться как основной и вспомогательный по отношению к другим алгоритмам. В алгоритмическом языке сначала записывается основной алгоритм, ниже подряд записываются вспомогательные.

Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составить алгоритм, с использованием вспомогательного, рисующий четыре крестика на одной горизонтали. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Разбор на доске:

Задача2. Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает в шахматном порядке квадрат 8 х 8. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Занятие 4 Урок 2

Практическая работа на ПК «Решение задачи с использованием вспомогательных алгоритмов» .

Цель : привить практические навыки построения алгоритмов методом последовательного уточнения.

1.Задание полностью проходит за ПК. Учащиеся получают задания и выполняют их в программной среде Кумир. Результаты Работы сохраняются в виде файлов для последующей проверки.

Задача1 . Робот находится в нижнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает 6 вертикальных полос одинаковой длины в 6 клеток. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Задача2 .Используя вспомогательные, составьте алгоритм для закрашивания клеток, образующих число 1212.

Домашнее задание : Придумайте алгоритм, рисующий следующее изображение: Для решения задачи примените два вспомогательных алгоритма.

Занятие 5 Урок 1-2

«Составление алгоритма в среде исполнителя Робот».

Цель: проверить полученные знания по созданию и умению анализировать алгоритмы в программной среде Кумир.

Задания для контрольной работы делятся по уровням сложности и включает в себя 3 задачи с исполнителем Робот (1 и 2 задача –на ветвление и циклы, 3 задача с- на использование вспомогательного алгоритма.) Тексты заданий приводятся в приложении.

Исходные и конечные обстановки и созданные алгоритмы записываются в виде файла.

Оценка выставляется соответственно уровню сложности задания. Ученик вправе сам выбрать тип задания.

Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования.

В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёжник, Водолей, Кузнечик,Черепашка.

При изучении одного из наиболее трудных разделов информатики «алгоритмизация и программирование».

Цель разработки: изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

ВложениеРазмер
metod_razrabotka_robot1.doc 642.5 КБ
Презентация с заданиями и решениями 2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по информатике.

Тема: «Исполнитель Робот в программе КуМир на уроках информатики »

Автор: Григорьева Ю.А.,

учитель технологии «Информатика и ИКТ»

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики Практика на компьютере : работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое исполнитель; СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
  • что такое алгоритм ; в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
  • алгоритмов; ⇒ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:

Учащиеся должны уметь:

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Занятие 1 (2 часа) Урок 1.

Исполнитель Робот. Система команд исполнителя.

2.Разбор типичных алгоритмов Робота.

Рассмотрим описание исполнителя.

Среда исполнителя : Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

СКИ Робота : простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.

Команды логические: (проверки условия)

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно.

Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:

Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие

серия команд серия команд

(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице : )

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие делать

серия команд серия команд

Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:

В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный

Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Занятие 1 (2 часа) Урок 2.

Практическая работа « Составление линейных алгоритмов».

Задания: 1.Робот в произвольной точке поля. Закрасить клетку сверху, снизу и справа от исходного положения.

  1. Робот в произвольной точке поля. Передвинуть Робот на 4 клетки вправо, закрасив их.
  2. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле квадрат со стороной 4 клетки. Сохраните обстановку как стартовую.
  3. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле коридор с проходами в стенах. Сохраните обстановку как obst2.fil. Смените стартовую обстановку на вновь созданную.

Занятие 2 (2 часа) Урок 1.

Тема : Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Разбор задач КИМов с использованием исполнителя Робот.

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

Пр. раб. №14. Составление и отладка алгоритмов ветвления

Задания. См. Приложение.

Занятие 3. Циклические алгоритмы. Урок 1-2

Цель: раскрыть сущность понятия цикла в алгоритмах, показать формы записи циклов алгоритмах, дать навыки создания и записи циклических алгоритмов.

Пр. раб. №15. Составление и отладка циклических алгоритмов

1.Составьте алгоритм, закрашивающий все внутренние клетки, прилегающие к стене.

нц пока справа свободно

нц пока снизу свободно

нц пока не снизу свободно

2.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки между Роботом и стеной. Расстояние до стены неизвестно.

нц пока справа свободно

3.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки, находящиеся между двумя стенами.

нц пока (не сверху свободно) или (не снизу свободно)

если (не сверху свободно) и (не снизу свободно)

4.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки вокруг прямоугольной стены.

нц пока не справа свободно

нц пока не снизу свободно

нц пока не слева свободно

нц пока не сверху свободно

нц пока не снизу свободно

нц пока слева свободно

нц пока не слева свободно

нц пока сверху свободно

нц пока не сверху свободно

Занятие 4 Урок 1

Цель: ввести понятие основного и вспомогательного алгоритма; объяснить правила использования вспомогательного алгоритма; разобрать примеры алгоритмов с использованием вспомогательного.

1.Ввод новых терминов (основного и вспомогательного алгоритма, вызова) и объяснение новых понятий.

2.Разбор примеров решения задач с применением вспомогательного алгоритма.

При решении некоторых задач удобно разбить их на более мелкие подзадачи, каждую из которых можно оформит как самостоятельный алгоритм. В этом случае сначала составляется так называемый основной алгоритм, в котором для решения подзадач используются вызовы вспомогательных алгоритмов, которые дописываются позднее. Такой способ решения называется методом последовательного уточнения. Он позволяет работать над проектом группе программистов, каждый при этом решает свою подзадачу.

В процессе решения задачи каждый вспомогательный алгоритм может при необходимости быть разбит на более мелкие вспомогательные алгоритмы.

Команда выполнения вспомогательного алгоритма называется вызовом и записывается в теле основного алгоритма.

Один и тот же алгоритм может рассматриваться как основной и вспомогательный по отношению к другим алгоритмам. В алгоритмическом языке сначала записывается основной алгоритм, ниже подряд записываются вспомогательные.

Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составить алгоритм, с использованием вспомогательного, рисующий четыре крестика на одной горизонтали. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Разбор на доске:

Задача2. Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает в шахматном порядке квадрат 8 х 8. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Занятие 4 Урок 2

Практическая работа на ПК «Решение задачи с использованием вспомогательных алгоритмов» .

Цель : привить практические навыки построения алгоритмов методом последовательного уточнения.

1.Задание полностью проходит за ПК. Учащиеся получают задания и выполняют их в программной среде Кумир. Результаты Работы сохраняются в виде файлов для последующей проверки.

Задача1 . Робот находится в нижнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает 6 вертикальных полос одинаковой длины в 6 клеток. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Задача2 .Используя вспомогательные, составьте алгоритм для закрашивания клеток, образующих число 1212.

Домашнее задание : Придумайте алгоритм, рисующий следующее изображение: Для решения задачи примените два вспомогательных алгоритма.

Занятие 5 Урок 1-2

«Составление алгоритма в среде исполнителя Робот».

Цель: проверить полученные знания по созданию и умению анализировать алгоритмы в программной среде Кумир.

Задания для контрольной работы делятся по уровням сложности и включает в себя 3 задачи с исполнителем Робот (1 и 2 задача –на ветвление и циклы, 3 задача с- на использование вспомогательного алгоритма.) Тексты заданий приводятся в приложении.

Исходные и конечные обстановки и созданные алгоритмы записываются в виде файла.

Оценка выставляется соответственно уровню сложности задания. Ученик вправе сам выбрать тип задания.

Читайте также: