Малоуклонные покрытия с безрулонной кровлей

Обновлено: 26.04.2024

Крыша- верхняя несущая и ограждающая конструк­ция здания, предохраняющая его от воздействия окружа­ющей среды.

Роль крыши не ограничивается только защитными функциями. Она еще и важный архитектурный элемент зда­ния, играющий ведущую роль в его художественном реше­нии. Силуэты крыш (скатных, шатровых, вальмовых, мансар-

дных и др.), их пластика и цветовая гамма кровель - архи­тектурно-конструктивные средства проектирования зданий. Архитектурная выразительность зданий с плоскими крыша­ми может решаться за счет таких элементов как парапеты, карнизы, ограждения эксплуатируемых участков.

Крыша подвергается вертикальным и горизонталь­ным силовым воздействиям (собственный вес, снег, ве­тер, кратковременные эксплуатационные нагрузки), а так­же воздействиям атмосферных осадков, солнечной ради­ации, переменой температуры и влажности наружного воздуха, воздействиям теплового потока с наружной сто­роны и потока пара изнутри.

Крыши должны отвечать ряду требований,а именно:

• иметь необходимую прочность- выдерживать снеговые, ветровые и дополнительные полезные нагруз­ки (эксплуатируемые крыши);

• иметь достаточную водонепроницаемостьи быстрый отводатмосферной воды;

• обеспечивать защиту отударного (дождь, град) и воздушного шума;

• защищатьпомещения верхних этажей от ох­лажденияи нагрева;

• не допускать образования конденсатана по­верхностях конструкции и в ее толще;

• быть ремонтнопригоднымдля обеспечения не­обходимой долговечности;

• обладать эстетическимвнешним видоми гар­монично сочетаться с основным объемом здания;

• быть индустриальнымив устройстве и эконо­мичнымипо первоначальным затратам и эксплуатацион­ным расходам.

В процессе проектирования крыши необходимо учи­тывать следующие основные предпосылки:

• характеристики здания (назначение, этажность, температурно-влажностный режим, степень огнестойко­сти и др.);

• климатические данные района строительства (температура воздуха зимой и летом, инсоляция, ско­рость ветра, атмосферные осадки);

• номенклатура имеющихся строительных матери­алов и технические возможности строительно-монтажных организаций;

• финансовые возможности заказчика.

Классификация крыш.Крыши разделяют по разным признакам.

По материалу несущих конструкций:

• деревянные;

• стальные;

• железобетонные;

• комбинированные.По способу выполнения:

• построечного изготовления;

• сборные;

• монолитные.

По наличию пространства между кровлей и помеще­ниями здания:

• чердачные;

• бесчердачные.

По величине уклона скатов:

• скатные(более 5%);

• малоуклонные (2-5%);

• плоские(до 2%).

По теплотехническим характеристикам:

• утепленные;

• неутепленные.

По эксплуатационным характеристикам:

• эксплуатируемые;

• неэксплуатируемые.По виду кровли:

• с кровельным слоем;

• без кровельного слоя.

По организации водосброса со здания (рис. 1.1):

• крыши с наружным водостоком;

• крыши с внутренним водостоком;

• крыши с совмещенным водостоком.

В целях успешного выполнения крышей своих функ­ций и устойчивости к различным воздействиям, необхо­димо, во-первых, достаточно корректно выполнить расчет несущей части; во-вторых, найти оптимальный вариант конструкции и, наконец, обеспечить оптимальное сочета­ние материалов.

В конструкции крыши могут присутствовать следую­щие слои:

• кровля, на которую при необходимости наносит­ся дополнительный слой (посыпка, балласт и т.п.);

• гидроизоляционный слой - дополнительно изоли­рующие внутренние слои крыши от проникновения влаги;

Рис. 1.1. Схемы организации водосброса с крыши здания:

а - по наружному водостоку; б - по внутреннему водостоку; в – совмещенный.

• теплоизоляция - обеспечивающая стабильную температуру в помещениях под крышей;

• пароизоляция - препятствующая проникнове­нию водяного пара изнутри здания в конструкцию крыши;

• основание - обеспечивающее несущую и ограж­дающую функции.

Кроме того, должны быть предусмотрены меры для свободной циркуляции воздуха (вентиляция).

Только учитывая физические процессы, происходя­щие в крыше, можно спроектировать и возвести действи­тельно надежную конструкцию, которая будет выполнять все возложенные на нее функции.

Малоуклонные чердачные железобетонные крыши.

Чердачная крыша- основной тип покрытия в жилых многоэтажных зданиях массового строительства. Конструкцию чердачных крыш составляют:

• плиты (кровельные, лотковые, чердачного пере­крытия);

• опорные элементы - подкровельные и лотковые плиты;

• наружные стены чердака (фризовые панели, кир­пичная кладка и др. элементы).


6 3 7 8 4 9

Чердачная крыша решается, как правило, по про­дольной конструктивной схеме с опиранием кровельных плит на водосборный лоток и наружные стены чердака при симметричном расположении плит относительно лот­ка. Уклон кровли к лотку обеспечивается наклонной ук­ладкой кровельных плит.


Рис. 2.1. Варианты укладки теплоизоляции в наклонных участ­ках мансардной крыши:

а - теплоизоляция между стропилами; б - между и под стропи­лами; в - над стропилами; г - теплоизоляция между стропилами, отражающая изоляция под стропилами; 1 - кровля; 2 - обрешет­ка (пли настил); 3 - брусок 50 х 40 мм; 4 - воздушный продух; 5 -подкровельная пленка; 6 - стропило; 7 - утеплитель; 8 - паро-изоляция; 9 - внутренняя обшивка; 10 - брус 50 х 100 мм; 11 -деревянный настил; 12 - отражающая изоляция «Пенофол»

Минимальная ширина лотка (900 мм) определяется шириной его открытого участка между сливными ребрами.

Внутренние опорные конструкции крыши выполняют­ся, как правило, из плоских бетонных панелей или рам, устанавливаемых над внутренними несущими стенами здания. Опорные панели проектируются с проемами (от­верстиями) таких размеров, чтобы их проемность была не менее 50%.

Высота сквозного прохода вдоль чердака должна быть не менее 1,6 м (при ширине не менее 1,2 м); на отдельных участках (под лотком, прогоном и т.д.) допускается высота чердака 1,2 м. При необходимости в отдельных местах вы­сота чердака может быть увеличена до 2,2 м.

По способу удаления воздуха из системы вытяжной вентиляции через конструкцию чердачной крыши различа­ют следующие типы железобетонных крыш(рис. 2.1):

• с холодным чердаком;вентиляционные каналы пропускаются через конструкцию крыши с выбросом воз­духа наружу; чердачное пространство сообщается с на­ружным воздухом через отверстия в стенах, равные 0,002 от площади чердака;

• с теплым чердаком;вентиляционные каналы завершаются в пределах чердачного пространства с вы­пуском в него отбросного воздуха; закрытый объем чер­дака использует тепло отбросного воздуха, который уда­ляется через общую вытяжную шахту; покрытие и стены чердака утеплены;

• с открытым чердаком;вентиляционные каналы также завершаются в пространстве чердака; воздух из объема чердака удаляется интенсивным проветриванием через увеличенные отверстия в наружных стенах; пере­крытие верхнего этажа утеплено.

В зависимости от вида и способа гидроизоляции чер­дачное покрытие выполняется:

• с рулонной кровлей- из слоев рулонного кро­вельного материала, последовательно наклеиваемых на месте строительства;

• с мастичной кровлей- из слоев гидроизоляци­онной мастики; такая кровля может армироваться и не уступать по своим защитным свойствам кровле из рулон­ных материалов;

• с безрулонной кровлей- из мастичных и окра­сочных гидроизоляционных материалов, выполняющих защитные функции совместно с водонепроницаемым и морозостойким бетоном плиты;

Рис. 2.2. Типы железобетонных крыш по способу вентиляции:

а - с холодным чердаком; б - с теплым чердаком; в - с открытым чердаком


• с бетонной кровлей- из атмосферостойкого бетона, выполняющего все защитные функции без допол­нительной поверхностной гидроизоляции.

В покрытии с рулонной (мастичной) кровлей уклон кровли на скатах принимается не менее 2%, а вдоль во­досборного лотка - не менее 1%. Плиты покрытия под ру­лонную кровлю изготавливаются с плоской верхней по­верхностью, на которую предварительно наносится вре­менная гидроизоляция из мастики или слоя кровельного материала.


Рис. 2.3. Конструкции железобетонных крыш с холодным чер­даком (разрезы и фрагменты планов):

а - с рулонной кровлей; б - с безрулонной кровлей; 1 - несущая стена; 2 - ненесущая стена; 3 - опорный элемент лотка; 4 - опор­ная рама; 5 - фасадный опорный элемент (пилястра, столбик); 6 - железобетонная балка; 7 - кровельная ребристая плита; 8 -плита чердачного перекрытия; 9 - кровельная плита безрулон­ной крыши; 10 - П- образная плита - нащельник; 11 - плита водо­сборного лотка; 12 - утеплитель; 13 - рулонный кровельный ко­вер; 14 - водосточная воронка; 15 - вентиляционный блок; 16 -машинное помещение лифта; 17 - вентиляционное отверстие; 18 - оголовок вентблока; 19 – фартук.

Таблица 1.1. Конструкции железобетонных крыш

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)

Мастичные кровли устраивают на основе битумных эмульсионных материалов, представляющих собой дисперсные системы, состоящие из битума, эмульгатора, наполнителя и воды.

Устройство мастичных кровель начинают с подготовки поверхности: проверяют нивелиром уклоны поверхности покрытия, наклеивают над стыками панелей покрытия защитные армирующие прокладки из тканой стеклосетки, втапливая их в битумно-эмульсионную мастику, а также укладывают гибкие компенсаторы из полиэтиленовой пленки по слою мастики

Пароизоляционные слои устраивают из битумной мастики сплошными без разрывов с помощью компрессорной форсунки.

Число слоев мастики (от одного до четырех) зависит от режима эксплуатации ограждаемого помещения. Толщина каждого слоя в стабилизированном (высохшем) состоянии должна находиться в пределах 2 мм.

У мест примыканий к выступающим над крышей или проходящим через нее конструкциям пароизоляционный слой поднимается на высоту теплоизоляции, но не менее чем на 100 мм.

Теплоизолирующий слой и стяжки устраивают так же, как и в рулонных кровлях, однако при этом с помощью деревянных реек-шаблонов разделяют деформационными швами шириной 20 мм монолитный утеплитель и стяжки на карты размером 3 х 3 м.,

Усиление ковра выполняют в ендовах, на коньках, карнизах и в местах примыканий. При этом вначале укладывают в поперечные швы компенсирующие жгуты, промазывая полости деформационных швов битумно-полимерной мастикой, затем укладывают гибкие компенсаторы с обязательным прогибом в полости шва (по продольным швам) и выгиба над швом (по поперечным швам). Над компенсаторами наклеивают на битумной эмульсионной мастике локальные армирующие прокладки.

Грунтовку наносят механизированным способом слоем толщиной 1 мм по всей поверхности покрытий. Основные слои мастичной кровли следует наносить сразу после высыхания грунтовки, так как длительные перерывы приводят к засорению поверхности и требуют дополнительных затрат на ее очистку.

Мастику наносят также механизированным способом сплошным равномерным слоем, начиная с участков, наиболее удаленных от места подъема материалов на покрытие, и от пониженных точек к повышенным. При наличии фонарей устройство мастичной кровли следует начинать с них.

Каждый последующий слой битумной эмульсионной мастики наносят после высыхания предыдущего. Защитный слой мастичной кровли устраивают после высыхания последнего рабочего слоя насыпкой по дополнительному слою мастики гравия или крупнозернистого песка или окраской кровли суспензией алюминиевой пудры в керосине.

Железобетонные крыши гражданских зданий проектируют чердачны­ми и бесчердачными малоуклонными (с уклоном до 5%). В жилых зданиях основным типом крыш является чердачная, в массовых общественных - бесчердачная.

Водоотвод с покрытий, как правило, проектируют внутренним. Водоприемные воронки внутреннего водостока размещают по одной на жи­лую секцию, но не менее двух на здание.

Гидроизоляцию малоуклонных крыш обеспечивает кровельный слой из рулонных материалов или мастик, наносимых на кровельные панели или без кровельного слоя с обеспечением гидроизоляции окрасочными составами.

В массовом строительстве применяют конструкции крыш и её уклонов в зависимости от типа здания и климатических условий района стро­ительства, (табл. 4,5). Принципиальные схемы конструкций чердачных же­лезобетонных крыш показаны на рис.30,31, а бесчердачных крыш на рис. 32.

Конструкцию чердачных крыш составляют панели чердачного покры­тия (кровельные панели и лоток), чердачного перекрытия, опорные конструкции под лотковые и кровельные панели и наружные фризовые па­нели. Высота сквозного прохода вдоль здания в чердачном пространст­ве долина составлять не менее 1,6м. Допускаются местные понижения чердака вне сквозного прохода до 1,2м.

Чердачные крыши с холодным чердаком (типа А и Б) имеют утеплен­ное чердачное перекрытие неутепленные тонкостенные ребристые железобетонные кровельные и лотковые панели, опорные конструктивные эле­менты покрытия (рис. 33,34). Фризовые панели проектируют с отверстия­ми для вентиляции чердачного пространства. Такие крыши пересекаются вентиляционными блоками.

Конструкцию чердачных крыш с теплым чердаком (типы В и Г) со­ставляют утепленные кровельные, лотковые и фризовые панели, опорные конструкции кровельных и лотковых панелей и неутепленное чердачное перекрытие (рис.35 ,36).

Вентиляционные блоки нижележащих этажей в таких крышах завершаются оголовками высотой 600мм в чердачном пространстве, т.к. теп­лый чердак служит воздухосборной камерой вытяжной вентиляции здания. Фразовые панели делают глухими. В средней зоне теплого чердака устраивают общую вытяжку-шахту высотой 4,5м от уровня верхней плоскости чердачного перекрытия.

Конструкцию раздельных бесчердачных крыш (тип Е) составляют те же элементы, что и чердачных крыш с холодным чердаком. Так как воз­душное пространство таких крыш имеет малую высоту (до 600мм), упрощено решение опорных конструкций под кровельные панели (рис.37,А).

Кровельные панели безрулонных крыш с холодным чердаком или бесчердачных раздельных крыш представляют собой тонкостенные железо­бетонны. ребристые плиты, выполненные из морозостойкого и водонепро­ницаемого прочного бетона.

Стыки кровельных панелей и их примыкания к вертикальным элемен­там подняты над поверхностью крыши на 100мм, благодаря наружным ре­брам, и перекрыты железобетонными нательниками с герметизацией мест сопряжения.

Корытообразные водосборные лотки выполняют также из водонепроницаемых бетонов в виде ребристых плит.

Кровельные панели и лотки безрулонных крыш с теплым чердаком представляют собой двух- или трехслойную конструкцию, верхний слой которой выполняют из морозостойкого тяжелого бетона. Утепленные кровельные панели имеют продольные краевые ребра по линии сопряжения с нащельниками.

Для однослойных панелей совмещенных невентилируемых крыш (тип Ж) применяют легкие бетоны или автоклавные ячеистые бетоны.

При большой начальной влажности бетонов в подкровельном слое однослойных панелей устраивают цилиндрические каналы осушающей вентиляции (рис.37,Б).

Трехслойные панели совмещенных крыш изготавливают в едином технологическом цикле и комплектуют на заводе из двух ребристых железобетонных плит и утеплителя между ними (рис.37,В).

Впервые они были предложены И.А. Кизима как многослойные покрытия из битума, цемента и глины в 1948 г., а применение известково-битумных эмульсионных мастик для устройства кровель и сам термин «безрулонные кровли» были предложены Л.А. Афониным в 1956 г.; армированные покрытия из горячих резинобитумных мастик впервые были предложены П.Д. Глебовым в 1937 г. [39, 56].

Глебов П.Д. Изоляция гидротехнических сооружений. ОНТИ, 1938; Применение битумов в гидротехническом строительстве

За рубежом также разработано много мастичных покрытий; из них наиболее интересны следующие:

  • а) в Румынии (с 1949 г., стандарт РНР 661–49) — известково-битумные эмульсионные пасты «филлербитум» и с добавкой целлюлозы — «челокит» [56];
  • б) в США, ФРГ и Франции — кровельные покрытия на основе глинобитумной эмульсионной пасты с армированием рубленым стекловолокном по способу «флинткоте-моноформ», в том числе на таких ответственных крышах, как купольно-шедовая на здании Высшей школы в штате Канзас, купольная на спортивном зале в г. Кантоне в том же штате («Bitumen, Asphalte u. s. w.», 1968, № 10);
  • в) в Польше — известково-битумные эмульсионные мастики «субит» с соотношением битума к порошку 1:5 («Dragownictwo», 1960, № 1);
  • г) в Чехословакии (с 1962 г.) — кровельные покрытия из битумно-латексных композиций, иногда с армированием рубленым стекловолокном или стеклохолстом («Pozemni Stavby», 1967, № 3) [49, 88, 98];
  • д) в ФРГ — широко применяемые кровельные покрытия из литого асфальта; так, в 1961—1965 гг. было выполнено 1,2 млн. м 2 таких покрытий, причем они укрепляются армирующими стеклотканями и подкладкой рулонных материалов на картонной основе; например, кровельное покрытие на здании в Ганновере состоит из 16 слоев: алюминиевой фольги, стеклоткани, битуминированного войлока и т.п. («Bitumen, Asphalte u. s.w.» 1968, № 10).

Естественно, что такая многослойность лишает мастичные кровли всех присущих им преимуществ. И в нашей стране резинобитумные мастики в условиях сурового климата требуют армирования двумя или тремя слоями стеклоткани либо стеклосетки [5, 49], что превращает их в обычные рулонные покрытия, причем высокой стоимости.

Дисс. Жданов Ю.К. Исследование возможности применения асфальтовых покрытий для укрепления откосов подтопляемых насыпей и водоотводов в условиях Сибири. НИИЖТ, Новосибирск, 1973.

Дисс. Миронов А.А. Исследование и расчет полимерных пленочных экранов гидротехнических сооружений на лёссовых просадочных грунтах, ВНИИ-ГиМ, 1972.

Рассмотрим опыт устройства мастичных кровель из наиболее перспективных материалов.

1. Безрулонные кровельные покрытия из битумно-асбестовой эмульсионной мастики БАЭМ разработаны ВНИИГом [21, 56, 103]. Такие кровли впервые были выполнены на зданиях Красноводской ТЭЦ (40 000 м 2 ) в 1963—1964 гг.; на основании серпентинито-битумной мастики они с 1967 г. применяются в Грузии [110]; в 1976 г. было начато уже производственное их использование на Троицкой ГРЭС, стадионе в Челябинске (свыше 40 000 м 2 ), а с 1977 г. на гостинице «Ашхабад» в Туркмении и на жилых домах в Узбекской ССР (свыше 50 000 м 2 ).

П 13–78. Руководство по устройству холодной асфальтовой гидроизоляции и безрулонных кров П 62–77. ВНИИГ. Рекомендации по применению битумно-асбестовой эмульсионной мастики БАЭМ для устройства безрулонных кровель (Дополнение к П 13–73 ВНИИГ)

Дисс. Поляков Л.М. Исследования полисульфидных герметиков и технологии их применения в стыковых соединениях трубопроводов ВЗИСИ, Москва, 1978.

Дисс. Ткемаладзе Р.К. Исследование холодной асфальтовой гидроизоляции в условиях отрывающего гидростатического напора грунтовых вод ГрузПИ им. В.И. Ленина, 1972.

Данные покрытия являются усовершенствованием ранее применявшихся безрулонных кровель из мастик хамаст на основе известково-битумных эмульсионных паст, которые, однако, оказались недостаточно трещиноустойчивыми и потребовали через три-четыре года ремонта на 75 % площади в северных районах и 25 % в южных. Мастики же БАЭМ обладают повышенной трещиноустойчивостью и морозостойкостью (см. табл. 1.28) при растяжимости до 32 % и температуре хрупкости ниже –70° С. Исследования В.Н. Трофимова [47] структуры мастик БАЭМ и их изменения при длительном воздействии атмосферы показали, что расчетная долговечность кровель из мастик превосходит 28 лет, а это значительно больше, чем рулонных кровель.

Важное достоинство мастик БАЭМ — нейтральная реакция — позволяет армировать их во всех местах примыканий и над швами между сборными кровельными панелями обычным стеклохолстом ВВ-К и стеклосеткой СС-1А (см. табл. 1.27), что повышает трещиноустойчивость кровель (рис. 5.13 и 5.14). Действенным способом повышения трещиноустойчивости покрытий является добавка в них синтетических латексов (до 10 %), что увеличивает их растяжимость до 65 %, а при добавке натурального латекса гектолекса — даже до 95 % [47]. Такие мастики, называемые асбилатом, успешно применены в аэропорту «Пулково». Сравнительные характеристики этих покрытий приведены в табл. 5.6 и 5.10.

Конструкции безрулонных кровельных покрытий из мастики БАЭМ

а — над швами между сборными железобетонными плитами; б — над швами в теплоизоляции; в — конструкция свеса утепленной кровли; г — то же, холодной; д — примыкание утепленной кровли к парапету; е — то же, к стене

1 — пароизоляция из двух слоев мастики; 2 — теплоизоляция; 3 — стяжка из цементного раствора (20—25 мм); 4 — кровельное покрытие из двух слоев мастики (10—12 мм); 5 — полимербитумный герметик битэп; 5 — цементный раствор; 7 — бронирующий слой каменной крошки (5—7 мм); 8 — армирующая стеклосетка; 9 — оголовок парапета; 10 — лист кровельной стали; 11 — цементная штукатурка; 12 — кирпичная стенка

Технико-экономические характеристики безрулонных кровель

Вид мастики Нормальные кровли Усиленные кровли
Расход * мастики, кг/м 2 Стоимость, руб./м 2 Трудо-
затраты,
чел.-ч/м 2
Расход мастики, кг/м 2 Стоимость, руб./м 2 Трудо-
затраты,
чел.-ч/м 3
Битумно-асбестовая эмульсионная БАЭМ (2 слоя 4-СС-1А) 12,0/0,2 1,24 0,48 18,0/1,2 1,50 0,67
Горячая резинобитумная (3 слоя БРМ+ СС-1А) 9,0/1,2 1,32 0,52 12,0/2,2 1,78 0,72
Горячая полимербитумная (2—3 слоя битэп + ВВ-К) 6,5/0,2 2,86 0,55 9,0/1,2 4,46 0,75
Битумно-наиритная БНК (3—4 слоя + ВВ-К) 4,8/1,0 1,94 0,60 6,5/1,2 2,40 0,71
Битумно-латексная ЭГИК (3—4 слоя + ВВ-К) 5,0/1,2 1,54 0,57 7,5/2,2 2,59 0,76
Эмульсионная эмульбит (3— 4 слоя + СС-1А) 6,0/1,2 1,23 0,51 9,6/2,2 1,73 0,70

* В знаменателе — расход армирующей ткани, м 2 .

Еще одним положительным качеством мастик БАЭМ является возможность комплексной механизации кровельных работ с помощью серийных растворомешалок и растворонасосов (рис. 5.15), благодаря чему звено кровельщиков из трех человек выполняет до 1000 м 2 двухслойного покрытия в смену. К недостаткам таких кровель относятся невозможность их выполнения в дождь и при температуре ниже +5° С, а также ручные работы при армировании и бронировании покрытий.

Технологическая схема организации кровельных работ при устройстве безрулонной кровли из холодной асфальтовой мастики

Рис. 5.15. Технологическая схема организации кровельных работ при устройстве безрулонной кровли из холодной асфальтовой мастики

1 — смесительно-штукатурная станция; 2 — приемный бункер для мастики БАЭМ; 3 — материальный шланг подачи мастики; 4 — емкость или бункер для мастики; 5 — дополнительный растворонасос (не всегда); 6 — материальный шланг и штукатурное сопло для нанесения мастики на кровлю

3. Безрулонные кровельные покрытия из битумно-наиритной мастики БНК-2 (см. табл. 1.8 и 1.9), армированные стеклохолстом ВВ-К (табл. 5.10), широко применяются в строительстве благодаря разработкам Донецкого Промстройниипроекта. Исследования М.К. Фроловой [112] показали, что такие покрытия толщиной 2,5 мм обладают долговечностью свыше 20 лет при условии армирования.

Дисс. Фролова М.К. Исследования битумно-наиритовых композиций как гидроизоляционного материала. ВНИИГ, 1973.

Мастики БНК приготавливаются на специальных установках. Одна из них (в тресте Азовжелезобетонстрой, г. Жданов) имеет производительность 1,5 т/сутки при стоимости мастики 286 руб./т, а аналогичная установка в тресте Донбассэнергострой (г. Славянск) — 8т/сутки при стоимости 282 руб./т. Эти установки обеспечивают возможность выполнения до 70 000 м 2 в год гидроизоляционных и кровельных покрытий. С 1975 г. сооружено много безрулонных кровель, в том числе кровля овощехранилища в г. Жданове площадью свыше 10 000 м 2 , которые работают вполне удовлетворительно.

4. Безрулонные кровли из эмульсионных и битумно-латексных мастик все шире применяются в строительстве [89, 98], ибо они позволяют комплексно механизировать кровельные работы, причем покрытия из них выполняются сравнительно просто.

Дисс. Завражин Н.Н. Исследование технологии устройства мастичных кровель, армированных рубленым стекловолокном. ЦНИИОМТП, 1970.

Дисс. Миронов А.А. Исследование и расчет полимерных пленочных экранов гидротехнических сооружений на лёссовых просадочных грунтах, ВНИИ-ГиМ, 1972.

К сожалению, битумные эмульсии на основе водорастворимых эмульгаторов, являющихся вяжущим таких мастик, лишают покрытия из них водоустойчивости. Еще в 1967 г. Н.С. Покровским (ВНИИГ) в результате десятилетних испытаний было показано, что при наличии в битумном или асфальтовом покрытии всего 0,3 % водорастворимого вещества оно становится неводоустойчивым. Тогда же нами совместно с Г.К. Захарьиной было доказано, что мастики на основе битумных (анионных и катионных) эмульсий и битумно-латексных композиций уже через два месяца пребывания в воде набухают до 4 % и теряют до 50 % прочности, причем в дальнейшем процесс разрушения усиливается. Более того, эти эмульсии непригодны даже для грунтовки, так как сцепление асфальта с бетоном, загрунтованным эмульсией, уже через 35 суток снижается на 30 % при отрыве и на 50—70 % при сдвиге. Поэтому такие покрытия можно применять лишь в качестве временных, в дальнейшем перекрывая кровлю иным, более надежным покрытием. Нужно также учитывать, что температура хрупкости таких мастик не бывает ниже –25° С и покрытия из них обладают низкой тепло- и атмосфероустойчивостью, сравнительно быстро старея под воздействием солнечных лучей.

Научно-исследовательским институтом Главмосстроя разработана мастика ЭГИК, состоящая из битумной эмульсии на основе асидол-мылонафтового эмульгатора (2 %) с добавками (по 0,8 %) едкого натра и жидкого стекла.

Битумно-латексные композиции марок ЭБЛ-Х-75, ЭБЛ-Х-85 и ЭБЛ-Х-100 применяют (в зависимости от температуры размягчения покрытия) с добавкой 16—35 % синтетического латекса СКС-65ГП, Л-4 и др. Отметим, что битумно-латексно-кукерсольные мастики БЛК с добавкой 45—55 % лака кукерсоль (ТУ ЭССР 510–63) очень быстро стареют и становятся жесткими, а потому их можно использовать только при приклеивания рубероида нижнего слоя, обычно при необходимости быстрого перекрытия кровли в зимних условиях в качестве временного покрытия.

Эмульбит — мастика, разработанная И.И. Буштедтом и Л.И. Маниной (Днепропетровский филиал НИИСП Госстроя УССР) на основе битумной эмульсии на эмульгаторе из ССБ и минеральных наполнителей, нашла применение на кровлях промышленных строек Главприднепровстроя, Кировоградстроя, Куйбышевгидростроя и Киевгорстроя-6. Эта мастика стоит всего 28,3 руб./т, и кровельное покрытие из 12 кг/м 2 эмульбита, армированное стеклохолстом ВВ-К, стоит 97 коп/м 2 при трудозатратах 0,06 чел.-ч/м 2 , что экономит 50—75 % затрат труда и средств по сравнению с рулонной кровлей [101].

Дисс. Павлюк О.Т. Исследование и разработка водоустойчивых глинобитумных эмульсионных материалов гидроизоляционного назначения. ДИСИ, Днепропетровск, 1977.

Данная мастика очень проста в приготовлении, позволяет использовать в качестве эмульгатора обычную растворомешалку, причем в зависимости от емкости ее барабана стоимость приготовления эмульбита изменяется от 30 до 55 руб./т, трудоемкость — от 18 до 50 чел.-ч/т. Мастику легко наносить на кровлю, подавая и распыляя ее при помощи передвижной штукатурной станции, автогудронатора и даже обычной автоцистерны.

В табл. 5.11 приведены некоторые технико-экономические характеристики кровельных работ, полученные на основании опыта треста Автозаводстрой Куйбышевгидростроя при интенсивности до 1000 м 2 в смену.

Технико-экономические характеристики кровельных работ с эмульбитом

Характеристики При нанесении мастики
штукатурной
станцией
автогудро-
натором
автоцистерной
Стоимость кровельного покрытия, руб./м 3 1,61 1,23 0,41
Трудозатраты, чел.-ч/м 2 1,21 1,27 1,02
Стоимость окраски по кровле, руб/м 3 1,28 0,94 0,33
Трудозатраты, чел.-ч/м 2 0,79 0,96 0,76

Как видим, покрытия из эмульбита имеют значительные технико-экономические преимущества, в том числе и перед безрулонной кровлей из горячей резинобитумной мастики БРМ стоимостью 98 руб./т и из эмульсионной мастики БАЭМ стоимостью 45 руб./т, однако эти кровли недолговечны из-за низкой тепло-, трещиноустойчивости и старения.

В табл. 5.12 приведены результаты обследования Е.И. Кричевской [50] 151 крыши с безрулонными кровлями из ЭГИК и Л.И. Маниной [97] — 21 крыши с безрулонными кровлями из эмульбита. Уже через три-пять лет на них образовалось много дефектов, причем большинство из них вызвано недостаточной механической прочностью и трещиноустойчивостью безрулонных покрытий, что требует усиленного армирования покрытий не стеклохолстом, а стеклосеткой или стеклотканью, а также бронирования кровельного покрытия каменной крошкой. Необходимо также усиленное армирование покрытий в местах примыканий посредством двойного армирования.

Дисс. Манина Л.И. Исследование технологии комплексно-механизированной безрулонной гидроизоляции на основе эмульбита. ХИСИ, Харьков, 1974.

Читайте также: