Максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги

Обновлено: 27.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Большой популярностью у детей пользуются акробатические упражнения, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников — развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат (орган равновесия) и, что очень важно, оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся. Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности, доступности в организации и оборудовании акробатические упражнения являются одним из важных средств физического воспитания школьников. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает следующие акробатические упражнения.

Группировки Упражнения в группировке выполняются в положении сидя, в приседе и лежа на спине. Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены. При выполнении некоторых акробатических упражнений применяется «широкая» группировка, при которой захват руками ног осуществляется снаружи, за бедра, около голеней.

Перекаты — движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты как самостоятельные упражнения применяются редко. В основном они используются как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений. Однако их следует тщательно разучивать, так как они часто применяются и при самостраховке. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись, прогнувшись. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Группировки

Группировки: а — сидя; б — в приседе; в — лежа на спине

Широкая группировка

Перекат назад в группировке

Перекат назад в группировке: а — из упора присев; б— из седа; в — лежа на спине; г — круговой перекат; д — вперед прогнувшись

Перекаты

  • 1. Перекаты в группировке назад,вперед из положения лежа на спине, сидя и упора присев.
  • 2. Из положения лежа на груди прогнувшись, руки вверх, перекат вправо кругом. То же в другую сторону.
  • 3. Из стойки на коленях в группировке перекаты вправо, влево.
  • 4. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках и наоборот: из стойки на лопатках в упор присев.
  • 5. Круговой перекат — из седа ноги врозь перехват руками снаружи под коленями, лечь на правый бок и, поднимая левую ногу, левой рукой перекатиться на спину, затем на другой бок и снова в сед ноги врозь лицом в противоположном направлении.
  • 6. Перекат вперед прогнувшись — из стойки на коленях руки вдоль туловища, прогибаясь вперед на грудь (касаясь пола бедрами и животом), обратным движением прийти в упор лежа на бедрах.

Кувырки — вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных исходных положений в конечные.

Кувырок вперед — из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.

Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибая ноги, опереться руками как можно дальше от ног и, оттолкнувшись ногами, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

Кувырок прыжком из полуприседа руки назад, махом рук вперед и толчком ног сделать прыжок вперед с приземлением на руки и выполнением кувырка вперед в группировке.

При обучении кувырку вперед необходимо следить, чтобы учащиеся не ставили руки близко к ногам и выполняли плотную и правильную группировку. После освоения одного кувырка следует выполнять два и более кувырка подряд. Далее рекомендуется приступать к обучению длинному кувырку и кувырку прыжком. При этом особое внимание необходимо уделить мерам предосторожности. Маты нужно класть в несколько слоев. Постепенно усложнять прыжок (изменять высоту, длину фазы полета, начальное и конечное положение тела, включать дополнительные движения рук и т.д.).

Осуществляя страховку, преподаватель должен стоять сбоку от ученика, у того места, где он должен опираться руками о мат. Одной рукой поддерживать под живот или бедра, другая рука должна находиться сверху в области шеи с тем, чтобы при необходимости помочь принять группировку.

Кувырок назад — из упора присев сгруппироваться и выполнить перекат назад на лопатки, быстро подставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцы к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову и прийти в упор присев.

Кувырок вперед

Кувырок вперед

Кувырок прыжком

Кувырок прыжком

Кувырок назад

Кувырок назад

Кувырок назад через плечо — из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо) выполнить перекат, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.

В дальнейшем кувырки назад рекомендуется изучать, изменяя исходное (стоя ноги врозь, согнувшись, стоя на коленях и т.д.) и конечные положения тела, способы выполнения и в сочетании с другими акробатическими упражнениями. После овладения кувырками вперед и назад рекомендуется изучать их в соединениях, например: кувырок вперед — кувырок прыжком вперед ноги скрестно — поворот кругом в приседе — кувырок назад — кувырок назад через плечо в упор лежа на бедрах.

Стойки

Стойка на лопатках — из положения лежа на спине сгибаясь поднять ноги и таз, прогнуться, принять положение стойки на лопатках,

Стойки

Стойки: а — на груди; 6 — на плече; в — на предплечьях; г-на предплечьях и голове упереться руками в поясницу, локти ближе друг к другу. Стойку на лопатках можно выполнить из разных исходных положений и с опорой прямых рук.

Стойка на голове. Из упора присев, выпрямляя ноги, оттолкнуться, принять положение стойки на голове и руках. Вес тела равномерно распределить на руки и голову (опора верхней частью лба). Первоначальное изучение стойки на голове следует осуществлять с помощью партнера.

Школьный материал предусматривает изучение и других вариантов стоек: стойка на груди, стойка на плече, стойка на предплечьях, стойка на предплечьях и голове.

Стойка на руках выполняется махом одной ноги и толчком другой, толчком двух ног, силой, силой согнувшись и прогнувшись. Руки ставятся на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута в поясничной части, смотреть на кисти. Первоначальное изучение стойки на руках осуществляется с помощью партнера. Далее стойка на руках с опорой стоп о стену.

Перевороты характеризуются переворачиванием тела через голову с последовательной опорой рук и ног в направлении движения, выполняются вперед, назад, в сторону. Наиболее доступным из группы переворотов является переворот в сторону (колесо), включенный в школьную программу.

Переворот в сторону — из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, шагом левой, сгибая ее, наклониться вперед, опереться левой рукой на расстоянии шага от левой ноги, махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90° налево выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире); пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу, затем оттолкнуться правой рукой и прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны, приставить правую ногу к левой, руки вниз. Рекомендуется после овладения переворотом в сторону из стойки лицом по направлению движения изучить его, стоя боком по направлению движения.

«Мосты» «Мост» — максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Примерные упражнения:

  • 1) из положения лежа на спине согнуть ноги, поставить их на ширине плеч, руки опираются за плечами (пальцы к плечам). Прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голову назад (смотреть на кисти рук). При этом плечи должны находиться над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на точки опоры;
  • 2) из стойки ноги врозь руки вверх, наклоняясь назад (смотреть на кисти), прогибаясь, поднять таз, согнуть в коленях ноги, опуститься в «мост». Необходимо следить, чтобы пребывание в положении «мост» было недлительным, так как оно затрудняет дыхание и увеличивает приток крови к голове;
  • 3) из «моста» возможны различные переходы (в основную стойку, вупорстоянаколенях,из«моста»в«мост»вращенияна360°). Переход из «моста» в «мост» поворотом кругом в различное положение (стоя на одном колене, стоя на коленях, сидя на пятках и т. д.).

«Шпагаты» Приступая к обучению «шпагатам», необходимо учитывать, что мышцы и связки конечностей занимающихся получают очень большую нагрузку, поэтому следует тщательно подготавливать их к предстоящей работе.

Подготовительные упражнения :

  • 1) в выпаде правой (левой) вперед пружинящие приседания;
  • 2) «полушпагат» на полу;
  • 3) стоя у гимнастической стенки (в разных исходных положениях), поочередные махи ногами вперед, назад, в сторону;
  • 4) стоя у гимнастической стенки, отведение ног вперед, назад, в сторону с помощью партнера;
  • 5) стоя боком к гимнастической стенке, ноги врозь (пошире), правая (левая) вперед, рукой взяться за рейку на уровне пояса, пружинящие покачивания;
  • 6) то же, стоя лицом к гимнастической стенке;
  • 7) в дальнейшем «шпагат» нужно выполнять из приседа и основной стойки, опираясь на руки скольжением вперед и назад правой (левой);

Изучать упражнения на гибкость («мосты», «шпагаты» и т.д.) следует систематически, постепенно увеличивая амплитуду движения и число повторений. Невыполнение этих требований часто приводит к травмам.

Примерные акробатические соединения. Разучивая акробатические упражнения, составляются различные комбинации.

  • 1. И.п. — основная стойка. Приседая, перекат назад, скрещивая ноги, перекат вперед в упор присев, поворот кругом, кувырок вперед.
  • 2. И. п. — упор присев. Перекат назад до стойки на лопатках, перекат вперед, сесть с прямыми ногами, наклон вперед, кувырок назад в стойку на коленях, сесть на пятки, руки назад, прыжком встать.
  • 3. И. п. — основная стойка. Перекат согнувшись с прямыми ногами в стойку на лопатках, носком одной ноги коснуться мата за головой, соединить ноги, перекат вперед, скрещивая ноги, встать с поворотом кругом.
  • 4. И. п. — упор стоя ноги врозь. Кувырок вперед в положение сидя ноги врозь, захватить руками бедра под коленями, круговой перекат с поворотом кругом, руки в стороны, опираясь на руки, встать.

При обучении акробатическим упражнениям возможны ошибки. Наиболее характерные из них:

при выполнении кувырка : медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе (причина — слабый толчок ногами); опора головой о пол; неправильная группировка; опора руками сзади при завершении кувырка; неправильное положение кистей при опоре, преждевременное разгибание ног в коленных суставах; отсутствие активной опоры руками во время переворачивания через голову; при выполнении переворота: потеря направления (при опоре рук и ног не на одной линии, сгибание в тазобедренных суставах, сильный прогиб в пояснице); слабое поступательное и вращательное движения (отсутствие толчка руками и ногами); при выполнении стойки (стойка на лопатках): отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями; стойка на голове: опора головой близко крукам, сильное прогибание, согнутые и расслабленные ноги;

при выполнении «моста»: неправильное расположение рук, ног, сильно согнутые или расслабленные ноги, недостаточный прогиб в грудной и поясничной части позвоночника.

При исправлении этих ошибок следует указать на них, проверить правильность выполнения, а в некоторых случаях оказать помощь, благодаря которой ученик мог бы правильно прочувствовать выполнение данного упражнения.

Изучение акробатического упражнения начинается с выполнения подготовительных и подводящих упражнений. Эти упражнения подбираются преподавателем и выполняются под его непосредственным наблюдением. Подводящие упражнения должны преследовать цель имитации движений, которые обеспечивают выполнение данного упражнения.

Парные упражнения . Уверенность и легкость выполнения парных упражнений (кувырки и поддержки) во многом зависят от правильности хватов руками. Существуют следующие хваты :

Акробатические хваты

Акробатические хваты: а — простой; б — лицевой; в — за большие пальцы; г — пальцами; д — глубокий; е — плечевой

  • простой хват, при котором партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье;
  • лицевой хват, при котором правая рука одного партнера соединяется с левой рукой другого, причем кисти одного развернуты наружу, другого — направлены прямо;
  • хват за большие пальцы',
  • хват пальцами;
  • глубокий хват, при котором партнеры держат друг друга за запястье;
  • плечевой хват, при котором один из партнеров держит другого за плечо, а другой — под локоть.

Хват может быть одноименным (правой за правую), разноименным (правой за левую) и скрестным.

Кувырок вперед вдвоем, взявшись под руки . Приседая, опереться о пол руками, находящимися снаружи, оттолкнуться одновременно ногами, выполнить кувырок вперед. В момент переворачивания свободной рукой захватить голень одноименной ноги (плотная группировка).

Кувырок вперед вдвоем, держась за голени

Кувырок вперед вдвоем, держась за голени

Простейшие поддержки

Простейшие поддержки

Разновидности простейших поддержек

Разновидности простейших поддержек

Кувырок вперед вдвоем, держась за голени . Один из партнеров лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит за головой лицом к нему. Оба захватывают друг друга за ноги у голеностопных суставов. Наклоняясь вперед, второй отталкивается ногами, ставит согнутые в коленях ноги первого на пол на ширину плеч, сгибая руки, выполняет кувырок, поднимая ногами партнера, и так поочередно выполняет кувырки (2—3 и т.д.). Желательно на первом этапе обучения подбирать партнеров, примерно одинаковых по весу и росту, и оказывать помощь, стоя сбоку.

Поддержки . Упражнения в поддержках очень разнообразны. Они могут с успехом применяться на первых этапах обучения на уроках гимнастики. С их помощью вырабатывается чувство согласованности движений, приобретаются навыки в балансировке, осваиваются простейшие способы страховки, воспитываются некоторые физические качества.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён гибкости и технике выполнения гимнастического упражнения «мост».

Акробатика – вид гимнастики, включающий в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку.

Амплитуда – максимальное изменение положения тела или части тела по сравнению с первоначальным.

Быстрота (скорость) – способность выполнять движения в минимальное время.

Выносливость – способность длительное время выполнять то или иное двигательное действие.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой (т.е. максимально изменять положение той или иной части тела).

Гимнастика – система специальных физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, физического развития, совершенствования двигательных способностей человека.

Грация – изящество движений, умение легко и красиво двигаться.

Ловкость – способность человека овладевать новыми движениями (быстро обучаться им) и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям.

«Мост» – максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Физические качества человека (спортсмена) – Физические свойства человека, которые определяют его двигательные возможности. Обычно выделяют пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Физическое совершенствование – процесс физического образования и воспитания, направленный на гармоничное физическое развитие, на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Оно предполагает освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Вы уже знаете, что занятия гимнастикой не только приносят пользу здоровью, но и дают возможность усовершенствовать красоту своего тела, приобрести красивые формы, гибкость и грацию. Слово «грация» переводится с латинского языка как «изящество, привлекательность». Это особый вид красоты, проявляющийся в движении. Вспомни, как красиво двигаются спортсмены, мастера танца, как завораживающе прекрасны в движении кошки. Грациозный человек двигается легко и непринуждённо, у него прекрасная координация движений.

Одно из самых замечательных упражнений для развития гибкости является «мост». Упражнение «мост» называется так потому, что тело человека, выполняющего это упражнение, становится похож на мост – сооружение, возведённое через реку, озеро или любое другое физическое препятствие. У моста есть опоры и пролётные строения. При выполнении этого упражнения твои руки и ноги будут словно бы опорами, а корпус – пролётным строением. Чем ближе ты сможешь поставить кисти рук и пятки при выполнении этого упражнения, тем более изогнутым будет твой «мост».


«Мост» – одно из гимнастических упражнений. Оно тренирует мышечный «корсет» в области позвоночника. Выполнение «моста» хорошо влияет и на спинной мозг, обеспечивая тебя здоровье нервной системы, хорошее настроение. Эластичность мышц спины также помогает быть грациозным, легко и красиво двигаться, и, главное, защищает от травм. Особенно полезно это упражнение тем, кто много сидит – за партой или рабочим столом.

Существует несколько способов выполнения гимнастического упражнения «мост».

1. «Мост» из положения лёжа. Ляг на спину, руки вдоль туловища. Согните ноги в коленях и поставь их на ширине плеч. Согните руки в локтях и поставь их за плечами. Теперь одновременно выпрямляй руки и ноги. Выпрямляйте их максимально, но не торопитесь, делайте упражнение медленно! Прогнитесь, голову отведите назад. Спина при выполнении мостика должна быть выгнута по дуге, таз расположен выше головы и плеч.

Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.



Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении нужно стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки (рис. 77).

Работайте в паре: один выполняет «мост», другой стоит сбоку, поддерживая одной рукой под лопатки, другой – под поясницу.


По мере повышения гибкости позвоночника и укрепления мышечного корсета спины, вы сможете выполнять «мост» из положения стоя.

2. «Мост» из положения стоя. Это упражнение намного сложнее. Выполнять его сначала только в паре и только тогда, когда научитесь легко выполнять «мост» из положения лёжа. Переходить к этому упражнению можно после того, как полностью пройден и освоен подготовительный комплекс. Выполнять его можно как у шведской стенки, так и у обычной стены. Главное, наличие свободного пространства.

К стене или стенке становятся спиной, сохраняя дистанцию до ее поверхности около 80 см, поставив ноги по ширине плеч. Из этого положения начинают наклоняться назад, пока пальцы не упрутся в стенку. Чтобы опуститься, пальцами перебирают по рейкам или по поверхности стены до того момента, когда руки окажутся на полу и будет выполнен полноценный мостик.

Соблюдай технику безопасности. «Мост» – весьма сложное упражнение, поэтому перед тем, как делать его, необходимо сделать разминку, «разогреть» мышцы, участвующие в выполнении этого упражнения, иначе можно получить серьёзную травму.

2. Сядь на пол, расставь широко ноги и тянись сначала к одной, потом к другой стопе, стараясь грудью коснуться ног. Затем потянись к середине пола, стараясь коснуться пола корпусом.

3. Ляг на спину, ноги согни в коленях. Руки по швам. Тяни подбородок вниз, чтобы как следует растянуть шейные позвонки. Плавно приподними таз, плечи и ноги при этом не отрывай от коврика. Так же плавно опусти его. Не забывай правильно дышать. Повтори несколько раз.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Гимнастика

Найдите пять слов по теме «Гимнастика».



Находим слова: акробат, амплитуда, мост, гибкость, грация. Все эти слова относятся к теме урока. Задание закрепляет знание теоретического материала.

2. Какой «мост» правильный?

Перед вами 4 гимнастки и гимнаст. Отметьте тех спортсменов, которые правильно выполняют упражнение «мост».


1.


2.


4.

4 и 5 спортсменки.

У первой спортсменки таз ниже головы, ноги согнуты, руки не запрокинуты назад, спина не прогнута, это не мост.

У второго спортсмена согнуты колени и локти, голова упирается в мат, это не мост.

У третьей спортсменки нет опоры на руки, голова и плечи не оторваны от мата, это не мат.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён гибкости и технике выполнения гимнастического упражнения «мост».

Акробатика – вид гимнастики, включающий в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку.

Амплитуда – максимальное изменение положения тела или части тела по сравнению с первоначальным.

Быстрота (скорость) – способность выполнять движения в минимальное время.

Выносливость – способность длительное время выполнять то или иное двигательное действие.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой (т.е. максимально изменять положение той или иной части тела).

Гимнастика – система специальных физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, физического развития, совершенствования двигательных способностей человека.

Грация – изящество движений, умение легко и красиво двигаться.

Ловкость – способность человека овладевать новыми движениями (быстро обучаться им) и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям.

«Мост» – максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Физические качества человека (спортсмена) – Физические свойства человека, которые определяют его двигательные возможности. Обычно выделяют пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Физическое совершенствование – процесс физического образования и воспитания, направленный на гармоничное физическое развитие, на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Оно предполагает освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Вы уже знаете, что занятия гимнастикой не только приносят пользу здоровью, но и дают возможность усовершенствовать красоту своего тела, приобрести красивые формы, гибкость и грацию. Слово «грация» переводится с латинского языка как «изящество, привлекательность». Это особый вид красоты, проявляющийся в движении. Вспомни, как красиво двигаются спортсмены, мастера танца, как завораживающе прекрасны в движении кошки. Грациозный человек двигается легко и непринуждённо, у него прекрасная координация движений.

Одно из самых замечательных упражнений для развития гибкости является «мост». Упражнение «мост» называется так потому, что тело человека, выполняющего это упражнение, становится похож на мост – сооружение, возведённое через реку, озеро или любое другое физическое препятствие. У моста есть опоры и пролётные строения. При выполнении этого упражнения твои руки и ноги будут словно бы опорами, а корпус – пролётным строением. Чем ближе ты сможешь поставить кисти рук и пятки при выполнении этого упражнения, тем более изогнутым будет твой «мост».


«Мост» – одно из гимнастических упражнений. Оно тренирует мышечный «корсет» в области позвоночника. Выполнение «моста» хорошо влияет и на спинной мозг, обеспечивая тебя здоровье нервной системы, хорошее настроение. Эластичность мышц спины также помогает быть грациозным, легко и красиво двигаться, и, главное, защищает от травм. Особенно полезно это упражнение тем, кто много сидит – за партой или рабочим столом.

Существует несколько способов выполнения гимнастического упражнения «мост».

1. «Мост» из положения лёжа. Ляг на спину, руки вдоль туловища. Согните ноги в коленях и поставь их на ширине плеч. Согните руки в локтях и поставь их за плечами. Теперь одновременно выпрямляй руки и ноги. Выпрямляйте их максимально, но не торопитесь, делайте упражнение медленно! Прогнитесь, голову отведите назад. Спина при выполнении мостика должна быть выгнута по дуге, таз расположен выше головы и плеч.

Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.



Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении нужно стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки (рис. 77).

Работайте в паре: один выполняет «мост», другой стоит сбоку, поддерживая одной рукой под лопатки, другой – под поясницу.


По мере повышения гибкости позвоночника и укрепления мышечного корсета спины, вы сможете выполнять «мост» из положения стоя.

2. «Мост» из положения стоя. Это упражнение намного сложнее. Выполнять его сначала только в паре и только тогда, когда научитесь легко выполнять «мост» из положения лёжа. Переходить к этому упражнению можно после того, как полностью пройден и освоен подготовительный комплекс. Выполнять его можно как у шведской стенки, так и у обычной стены. Главное, наличие свободного пространства.

К стене или стенке становятся спиной, сохраняя дистанцию до ее поверхности около 80 см, поставив ноги по ширине плеч. Из этого положения начинают наклоняться назад, пока пальцы не упрутся в стенку. Чтобы опуститься, пальцами перебирают по рейкам или по поверхности стены до того момента, когда руки окажутся на полу и будет выполнен полноценный мостик.

Соблюдай технику безопасности. «Мост» – весьма сложное упражнение, поэтому перед тем, как делать его, необходимо сделать разминку, «разогреть» мышцы, участвующие в выполнении этого упражнения, иначе можно получить серьёзную травму.

2. Сядь на пол, расставь широко ноги и тянись сначала к одной, потом к другой стопе, стараясь грудью коснуться ног. Затем потянись к середине пола, стараясь коснуться пола корпусом.

3. Ляг на спину, ноги согни в коленях. Руки по швам. Тяни подбородок вниз, чтобы как следует растянуть шейные позвонки. Плавно приподними таз, плечи и ноги при этом не отрывай от коврика. Так же плавно опусти его. Не забывай правильно дышать. Повтори несколько раз.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Гимнастика

Найдите пять слов по теме «Гимнастика».



Находим слова: акробат, амплитуда, мост, гибкость, грация. Все эти слова относятся к теме урока. Задание закрепляет знание теоретического материала.

2. Какой «мост» правильный?

Перед вами 4 гимнастки и гимнаст. Отметьте тех спортсменов, которые правильно выполняют упражнение «мост».


1.


2.


4.

4 и 5 спортсменки.

У первой спортсменки таз ниже головы, ноги согнуты, руки не запрокинуты назад, спина не прогнута, это не мост.

У второго спортсмена согнуты колени и локти, голова упирается в мат, это не мост.

У третьей спортсменки нет опоры на руки, голова и плечи не оторваны от мата, это не мат.

Акробатика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.

Спортивная акробатика - вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).

Группировка – положение согнувшись с захватом согнутых ног, подготовительное упражнение для выполнения перекатов, кувырков, сальто.

Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.

Кувырок – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.

Мост – максимально прогнутое положение тела с опорой ногами и поднятыми вверх руками.

Шпагат – сед с предельно разведёнными ногами; ш. правой (левой) – указана нога, находящаяся впереди.

Полушпагат – сед на пятке правой (левой), а вторая нога отводится назад и полностью выпрямляется. Кувырок - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачивания через голову.

Мост – максимально прогнутое положение тела с опорой ногами и поднятыми вверх руками.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

1. Физическая культура. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

1. Коркин В. П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

2. Сосина В. Ю. Акробатика для всех. – М.: Олимпийская литература, 2014.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

1. Кувырок вперёд в группировке из упора присев.

Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев, о. с.

1. Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

2. Отсутствие отталкивания ногами.

3. Недостаточная группировка.

4. Неправильное положение рук.

5. Опора руками сзади при переходе в упор присев.

2. Кувырок назад в группировке из упора присев.

Из упора присев, выполнить перекат назад в группировке, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол, опустить ноги за голову и, выпрямляя руки, перевернуться через голову и прийти в упор присев.

1. Запрокидывание головы.

2. Отсутствие постановки рук.

3. Не плотная группировка.

4. Отсутствие вращающего момента.

3. Кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.

Из положения упор присев перекат назад в стойку на лопатках. Из стойки на лопатках кувырок назад в полушпагат. Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упоре стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу - полушпагат.

1. Резкое опускание согнутой и прямой ноги.

2. Сгибание ноги, отведенной назад.

Занятия акробатическими упражнениями надо начинать со специальной разминки, в которую включаются знакомые упражнения.

- в группировке назад-вперёд из упора присев;

- назад из упора присев в стойку на лопатках и из стойки на лопатках в упор присев;

- в стороны прогнувшись из положения лёжа на груди;

- в сторону в группировке из стойки на коленях;

- круговой перекат – из положения сидя ноги врозь с захватом руками под коленями в сторону, на спину, на другой бок и снова в сед ноги врозь лицом в направлении, противоположном исходному;

- перекат вправо из стойки на правом колене, левая нога в сторону на носок, руки в стороны – последовательно опираясь предплечьем и плечом правой руки, лечь на правый бок, перекатиться на спину, затем на другой бок, встать на левое колено, правую ногу в сторону, руки в стороны.

2. Стойки на лопатках.

3. Кувырки вперёд в группировке

- вперёд из стойки ноги врозь в сед ноги врозь.

После разминки можно приступать к разучиванию новых элементов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице.

Информация о тестовом вопросе:

Подставьте правильный элемент.

Положение согнувшись с захватом согнутых ног ___________________.

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А. Группировка.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б, В, Г.

Выберите тип интерактивного теста:

III группа – не менее 50%

7. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов.

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Информация о тестовом вопросе:

Подчеркните, какие элементы относятся к общим ошибкам выполнения акробатических упражнений?

1. Не плотная группировка.

2. Запрокидывание головы.

4. Постановка рук.

5.Слабый толчок ногами.

Информация об ответах

1 Не плотная группировка.

2. Запрокидывание головы.

4. Постановка рук.

5.Слабый толчок ногами.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.

Основные акробатические элементы можно разделить на два подвида: статические и динамические. Множество статических элементов могут быть частью динамических. Так, например, стойка на руках является неотъемлемым элементом выполнения колеса. Также сложные элементы составляются из простых, одиночных. Большой популярностью у детей пользуются акробатические упражнения, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников: развивают силу, ловкость,быстроту реакции,ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат (орган равновесия) , оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся.

Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает следующие акробатические упражнения.

Группировки

Упражнения в группировке выполняются в положении сидя(а), в приседе (б) и лежа на спине (в). Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены.

Перекаты — движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты как самостоятельные упражнения применяются редко. В основном они используются как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений.

Перекат назад в группировке: а — из упора присев; б— из седа; в — лежа на спине; г — круговой перекат; д — вперед прогнувшись

Кувырки — вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных исходных положений в конечные.

Кувырок вперед — из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.

Кувырок назад — из упора присев сгруппироваться и выполнить перекат назад на лопатки, быстро подставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцы к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову и прийти в упор присев.

Кувырок прыжком — из полуприседа руки назад, махом рук вперед и толчком ног сделать прыжок вперед с приземлением на руки и выполнением кувырка вперед в группировке.

Стойки

Стойка на голове. Из упора присев, выпрямляя ноги, оттолкнуться, принять положение стойки на голове и руках. Вес тела равномерно распределить на руки и голову (опора верхней частью лба). Первоначальное изучение стойки на голове следует осуществлять с помощью партнера.

Стойка на руках выполняется махом одной ноги и толчком другой, толчком двух ног, силой, силой согнувшись и прогнувшись. Руки ставятся на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута в поясничной части, смотреть на кисти. Первоначальное изучение стойки на руках осуществляется с помощью партнера. Далее стойка на руках с опорой стоп о стену.

Переворот в сторону (колесо) нажми на колесо — из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, шагом левой, сгибая ее, наклониться вперед, опереться левой рукой на расстоянии шага от левой ноги, махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90° налево выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире); пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу, затем оттолкнуться правой рукой и прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны, приставить правую ногу к левой, руки вниз. Рекомендуется после овладения переворотом в сторону из стойки лицом по направлению движения изучить его, стоя боком по направлению движения.

«Мосты»

«Мост» — максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Читайте также: