Люк в полу вагона поезда

Обновлено: 05.05.2024

В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.

Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка "Запорожца". Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.

Проштудировав километры форумов и литературу по устройству и эксплуатации автомобиля, я собрал для вас несколько наиболее реалистичных версий, объясняющих наличие этой особенности!

Версия №1. Отверстие для воды и мусора

"При езде в сильный дождь или по глубоким лужам, а также при мытье из шланга с большим напором в кузов может попасть вода"

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Для того, чтобы избежать быстрой коррозии поверхности пола, в нём предусмотрены т.н. сливные отверстия, которые закрываются резиновыми пробками.

На фотографии вы можете заметить, что под лючком пассажира есть похожее посадочное место, где мог бы расположиться лючок водителя. Оказывается, в зависимости от года выпуска "Запорожца", под ногами водителя тоже может находиться такой лючок.

Первая версия гласит, что эти большие прямоугольные отверстия могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы смахивать туда накопившиеся под ковриком песок, грязь и другой мусор.

Однако в руководстве по эксплуатации ничего подобного найти не удалось. Кроме того, тяжело объяснить, почему же в некоторых версиях лючок имеется только у пассажира, ведь водительская сторона пачкается быстрее.

Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе

Все видимые поверхности кузова снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы грунтом, грутшпаклёвкой и окрашены двумя слоями синтетической эмали.

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Многие владельцы "Запорожцев" на форумах утверждают, что грунтование кузова автомобиля производилось методом его окунания в ванну с грунтом.

Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.

Немного переплетается с первой версией, но тут необходимость в таком отверстии проявляется лишь в стенах завода.

Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.

Стоит сказать, что это самая распространённая версия на просторах интернета! Удивительно, что распространил эту информацию англичанин Джереми Кларксон — один из ведущих знаменитого шоу об автомобилях "Top Gear".

Этот замечательный отрывок я рекомендую каждому посмотреть!

Ну а для тех, кто видео смотреть не хочет, расскажу кратко. Отверстие предназначено для того, чтобы зимой заехать на "Запорожце" на замёрзший водоём, пробурить лунку и рыбачить через лючок в полу, сидя в машине.

"Такого даже в Майбахе нет!" — удивился англичанин в шутку. Не факт, что и это предназначение отверстия в полу ЗАЗа не являлось шуткой, ведь телешоу носит ярко выраженный юмористический характер.

Сомневаюсь, что через такое небольшое отверстие удобно ловить рыбу, хотя и утверждать не могу, т.к. сам я не рыбак и зимней ловлей никогда не занимался.

Шуточные версии

Отверстие необходимо для того, чтобы:

  • справлять через него нужду в пробках;
  • останавливать "Запорожец" с помощью лома;
  • покидать через него подбитый "Запорожец".

Теперь я предлагаю вам сделать оценку представленных версий и написать в комментариях, к какому варианту склоняетесь именно вы. Ну или предложите свой вариант использования лючка в днище ЗАЗ 968!

Спать на своих вещах

На фотографии выше – рундук в купейном вагоне поезда дальнего следования. Еще 10-15 лет назад такие ставились повсеместно – и в купе, и в плацкарте.

Однако со временем производители отказались от рундуков. Когда я написал об этом впервые, это вызвало шквал негативных мнений. До сих пор, когда я пишу про какой-либо новый вагон, один из самых частых комментариев – а как там с рундуками?

Интерес пассажиров к рундуку понятен – в нем легко перевозить ценные вещи. Убрал сумку под полку, лег сверху и спишь спокойно, зная, что никто ничего не унесет из-под тебя. Я и сам хорошо знаю это ощущение безопасности, когда везешь ноутбук, фотоаппарат или еще какую-то другую технику. Убираешь вниз и не беспокоишься.

Бывало, что при поездке откуда-нибудь из деревни, в рундук убирались вещи, которые могли потенциально запахнуть – грибы, рыба, ведра с сырым мясом.

Но несколько лет назад от рундуков отказались. Во всех новых вагонах их нет – ни в плацкартных вагонах, ни в купейных (в том числе в двухэтажках).

Требования безопасности и не только

Когда я впервые написал об исчезновении рундуков, мне на почту пришло письмо от человека, который сообщил, что в курсе причин изменений. По его словам, исчезновение рундуков – это было новое требование безопасности. Рундуки убрали, чтобы нехорошие люди не могли ничего спрятать там.

Меня такой ответ не удовлетворил: уж очень нелогично он выглядел. Согласитесь, в вагоне довольно много мест, где можно что-то скрыть. Например, запереть в купе. Или убрать в том же купе в нишу над проходом. Да и, чего греха таить, в вагонах без рундуков проводники не проверяют постоянно, что там внизу под полками. Стоят себе сумки и стоят.

В первое время, как только от рундуков отказались, производители стали делать вагоны просто со свободным пространством под полками, как в купе, так и в плацкарте. В плацкартных вагонах казалось, что вещи совсем не защищены со стороны прохода. Так что позже между пространством под полкой и коридором стали ставить перегородки, как на фото выше, сделанном на Тверском вагоностроительном заводе.

Когда я общался с авторами концепции других плацкартных вагонов – со шторками, – они рассказали , что тоже отказались рундука, но не только потому, что это было требование безопасности. Отказ от ящика под полкой позволяет решить еще как минимум три проблемы.

Во-первых, без рундука под полку влезает больше вещей, в том числе негабаритные чемоданы. Особенно если сместить вбок штангу, поддерживающую нижнее место. Это и было сделано в плацкартах со шторками.

Во-вторых, когда нет рундука, то пассажиру верхней полки проще выйти из вагона, взяв внизу свои вещи и не тревожа нижнего пассажира.

Наконец, в-третьих, проводникам легче убираться и мыть пол в вагонах, где нет рундуков.

Чемодан с замком

По правде говоря, первое время я считал, что исчезновение рундуков – большая проблема. Но со временем понял, что это не так.

Во-первых, действительно убирать вещи вниз и доставать их оттуда без рундука намного удобнее. В вагонах с рундуками поднять полку, особенно когда она застелена и сверху лежат матрасы с бельем – это всегда было целым событием. И да, практика подтвердила, что без рундука внизу гораздо проще разместить негабаритный багаж.

Во-вторых, в том, что касается сохранности самих вещей, то тут тоже есть решения. Например, на чемодан можно повесить замочек. А если вы беспокоитесь за сохранность самого чемодана, то его можно привязать к столу или штанге специальным тросом – опять же с замком. Кажется, так никто не делает, и это требует дополнительной подготовки – покупки соответствующего чемодана и аксессуара к нему. Но тут уж ничего не поделаешь. Покупают же пассажиры авиакомпаний чемоданы такого размера, чтобы они проходили по габаритам в ручную кладь.

Но главное, на что я обратил внимание: в вагонах в общем-то стало безопасно, и никто на вашу ручную кладь покушаться не будет. Тут и камеры ставят, и любой пассажир понимает, что при покупке билета давал паспортные данные, так что желающих рискнуть и попасться на воровстве – мало. Никогда не видел, чтобы кто-то лез ковыряться под полку другого пассажира. И уж тем более, нет желающих стянуть вещи с третьей полки наверху.

Так что, вероятно, отказ от рундуков был верным решением. А вы как думаете?

Спасаемся от духоты: от самодельного увлажнителя воздуха до поездного кондиционера

Поезд от Екатеринбурга до Сочи, Туапсе или Адлера идет от 58 до 72 часов. Очевидно, что страшная духота будет преследовать пассажиров как минимум в «приморской» части маршрута, а учитывая нынешнюю жару на Среднем Урале, так и вовсе весь путь. Перспектива получить тепловой удар в такой ситуации становится весьма реальной. Тем более – если с вагоном не повезло, и в нем не только нет кондиционера, но плюс ко всему еще и открываются не все окна. Впрочем, варианты по самоспасению есть.

Совет первый. Если вы уверены, что в поезде с окнами все в порядке, то лучше выбирать вторую полку – во время движения вас будет обдувать из окна. Однако легко простывающим лучше не располагаться по движению поезда – продует, а возмущенные соседи просто не дадут закрыть окно. Если же к моменту покупки билетов остались только места рядом с аварийным (не открывающимся) окном – очевидно, стоит брать нижние полки, там слегка прохладнее. Стандартно аварийные окна находятся в 3 и 6 купе (места 9-12, 49, 50 и 21-24, 43, 44). Еще одно место, где можно «охладиться» в пути, – тамбуры. Тем более что официально там сейчас не курят. Стоит почаще выходить и на станциях, тем более вечером, но это полезно и днем – даже если греет солнышко, то воздух «за бортом» куда свежее того, что скопился за пару суток в поезде.

Совет второй. Воздух стоит охлаждать и увлажнять. Для этого с собой можно взять два простых приспособления – карманный увлажнитель (стоит 2000-3000 тыс. рублей) и настольный вентилятор (от 500 рублей). Первый прибор фактически распыляет воду и несколько охлаждает воздух, а перед вторым было бы логичным поставить ледяную бутылку. Такие варианты подходят для купе и новых плацкартов, где есть розетки. Однако можно поискать и альтернативу, работающую на батарейках.

Ну и наконец дедовский метод. При невозможности принять душ стоит периодически обтираться влажным холодным полотенцем. Как вариант – намочить футболку или даже простыню. Кроме этого, стоит много пить, желательно простую воду или минералку – она восполняет солевой баланс.

Последний совет – для тех, кто хочет ехать в комфорте и не боится за это платить. В поездах от Екатеринбурга до Адлера есть купе повышенного комфорта с кондиционером. Стоимость билета – около 10 тысяч против «стандартных» 5000 рублей. В обычных плацкартных и «простых» купе, «кондиционер не гарантирован», говорят в справочной РЖД. Причем железнодорожники отмечают: это означает, что никто не знает, какой вариант попадется, – если повезет, то можно попасть в вагон с кондиционером и в плацкарте.

Проблемы питания: непротухающие продукты, самодельный холодильник и вагоны-рестораны

А вот как обезопасить свою еду – вопрос более сложный. Питаться трое суток одними сухарями проблематично, а практически все остальные продукты на жаре портятся. Некоторые, в том числе и медики, дают совет – брать «бичпакеты». Здоровому желудку такое питание, конечно, на пользу не пойдет, но вреда будет меньше, чем от протухшего мяса. Однако не все эту идею поддерживают. «Нет, в «дошираках» в любом случае нет ничего хорошего. Какой можно дать совет… Чаще мойте руки – в поезде кругом антисанитария. А вообще, стоит больше пить и меньше есть», – считает главный пульмонолог министерства здравоохранения Свердловской области и научный руководитель клиники ГКБ № 33 г. Екатеринбурга Игорь Лещенко.

«Общие советы такие. Не брать скоропортящиеся продукты, вареные яйца, кремовые кондитерские изделия. Следить за личной гигиеной. Может быть, продукты быстрого приготовления. Питаться в вагоне-ресторане можно. А вообще, можно пополнять запасы на больших станциях. И в случае чего – обращаться к медикам», – посоветовала пресс-секретарь Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Лукьянцева. Отметим, поезда до Адлера «пошустрее» делают всего две остановки длительностью 40-60 минут – в Пензе и Ростове. Поезд помедленнее – в Самаре, Саратове, Краснодаре и Горячем Ключе.

Кстати, бичпакеты можно заменить более дорогими, но и куда более полезными аналогами. В туристических магазинах продается сублимированная еда: от завтраков и обедов до десертов. Украинский борщ, к примеру, стоит 400 рублей, мюсли – 250 рублей.

Что же касается вагона-ресторана, то у путешествующих поездом сложилось неоднозначное отношение к этому заведению. Здесь дорого, не всегда чисто, в конце концов, как и в любом кафе, отравиться можно и здесь. Однако общие правила перекусов в общепите действуют и в вагонах-ресторанах: не брать котлеты и другое «перемолотое» мясо, не брать салаты с майонезом, блюда с каким-либо продуктом, имеющим слишком выраженный вкус и запах и т.д.

Уже купленные продукты можно хранить в холодильнике. Причем вариантов сразу несколько. Первый – холодильники есть в том же вагоне-ресторане и чаще всего у проводников, можно договориться с ними. Второй вариант – люк в полу вагона, по принципу действия больше всего напоминающий «хрущевский холодильник». Воздух там остается прохладным и летом за счет обдува при движении. Удивительно, но даже люди, которые часто ездят в поездах, о таком приспособлении не знают. Вариант третий – в тамбурах есть отсеки, куда можно положить продукты. В этих вариантах необходимо договариваться с проводником.

Еще разумнее о холодильнике позаботиться заранее. И здесь снова есть варианты. Сумки-холодильники стоят от 1000 рублей, по летней жаре самые бюджетные варианты продержатся около 8 часов, варианты подороже – 12 и более часов. Ради особой экономичности такую сумку можно соорудить самостоятельно – из обычной дорожной сумки, утеплителя и бутылок со льдом. Лайфхак: бабушки-продавщицы на станциях частенько замораживают минералку и другие напитки до состояния льда, чтобы хватило на ожидание нескольких поездов. Как раз у них и можно восполнить запасы льда в бутылках. Эту же воду, когда лед растает, можно пить.

Екатеринбург, Светлана Загороднева

Сад мхов, созданный в Екатеринбурге год назад, не прижился (ФОТО). / На ЧЕ-2015 по настольному теннису в Екатеринбурге уже заявились 25 стран. / Эскизы по МакДонаху и Мольеру представят участники семинара для молодых режиссеров в ТЮЗе. Читать дальше


01.10.1960 на запорожском предприятии "Коммунар" была выпущена первая машина ЗАЗ-965. Через много лет после этого предприятие переименовали, появились новые модели, а в девяностые годы их изготовление прекратилось. Однако эта своеобразная бюджетная машина, наверное, и сейчас известна многим жителям стран бывшего СССР.


Вот семь интересных фактов об авто "Запорожец".


Удобство ремонта

Можно было быстро и просто устранить многие неисправности. К примеру, лобовое и заднее стекла являлись одинаковыми и если повреждено лобовое, была возможность временно поставить на его место заднее стекло.

Экспортные модели

Подобно прочим автозаводам Советского Союза, Запорожский автомобильный завод производил модели для экспорта в некоторые страны. Был и вариант автомобиля с правым рулем.

Автомобиль для инвалидов

Сейчас у многих эта машина ассоциируется в основном с "инвалидками" - особыми версиями для людей, которые имеют ограниченные возможности. В 80-х годах автомобили, которые производил Запорожский автозавод, значительно устарели и стали непопулярными. Но в Советском Союзе только два предприятия производили машины для инвалидов: мотоколяски завода в Серпухове сильно уступали "Запорожцам" по всем параметрам, потому "Запорожец" тогда занял именно эту узкую нишу.

Низкая цена

Первый "Запорожец" имел стоимость вдвое меньше самого дешевого авто марки ВАЗ и втрое меньше, чем автомобиль "Волга". Его цена составляла 1800 руб., что было равно цене 1000 бутылок водки. При средней заработной плате в Советском Союзе в начале шестидесятых годов на этот автомобиль возможно было накопить за 1,5-2 года (если откладывать на это всю зарплату).

Опережая время

Один прототип автомобиля, который был разработан в пятидесятых годах и назывался "Белка", обладал интересной особенностью: он не имел дверей, вместо них имелась передняя часть кузова, которая откидывалась. Этот вариант посчитали небезопасным и отвергли. Но в наше время он используется в некоторых концепт-карах.

Люк в полу

В полу, перед пассажирским сиденьем, у модели ЗАЗ-968 был небольшой люк прямоугольной формы.


В одной из программ Top Gear ее ведущий Д. Кларксон сказал, что он нужен для рыбалки: когда автомобиль можно остановить на льду пруда, озера, водохранилища или реки, то через эту дыру в полу можно сделать лунку и рыбачить, не выходя из авто. Однако есть и другие версии.


Насколько я помню, в модели ЗАЗ-968М такого люка не было.

Прозвища

Все модели автомобиля «Запорожец» имели прозвища: ЗАЗ-965 называли "горбатым", ЗАЗ-966 - "ушастым", а ЗАЗ-968М - "мыльницей".


По роду деятельности мне часто приходится ездить в другие города на поездах. В отличие от самолетов, слишком уж страшных катастроф, связанных с поездами дальнего следования, в последние несколько лет, к счастью, не происходило. В любом случае ездить в составах РЖД я, как и многие другие люди, несмотря на уверения статистов, боюсь меньше, чем летать на лайнерах.

Но как бы там ни было, от попадания в катастрофу, в том числе и на железной дороге, к сожалению, никто не застрахован. Моя бабушка, которая всю жизнь проработала проводником, рассказала мне о том, какое место в поезде может считаться самым безопасным и что делать в случае крушения, чтобы повысить свои шансы на выживание.

О чем переживать — о столкновении или сходе с рельсов

Согласно статистике, сталкиваются поезда дальнего следования и электрички друг с другом гораздо реже, чем сходят с рельсов. Аварии второй разновидности случаются на железной дороге в 9 раз чаще, чем первой. Поэтому за основу при выборе самого безопасного места в составе моя бабушка рекомендует брать все же в первую очередь именно возможность схода вагона с рельсов.


Считается, что чаще всего с рельсов в составе сходят первые вагоны. Но иногда с «сбивается с пути» и середина поезда дальнего следования или электрички. С хвостовыми вагонами такая неприятность происходит очень редко.

Возможность столкновения, хотя такие аварии на железной дороге редкость, при выборе безопасного места, конечно же, также нужно учитывать. При таких катастрофах, согласно статистике, чаще всего страдают первые вагоны. Иногда столкновение может происходить и со стороны хвостовой части состава. Середина поезда в таких катастрофах страдает реже всего.

Вывод: какое же место в поезде может считаться самым безопасным

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что наиболее безопасным местом в поезде дальнего следования являются вагоны, расположенные между серединой состава и его хвостовой частью. В этом месте риск выживания выше как при сходе поезда с рельсов, так и при столкновении.


Вагон-ресторан

Самым опасным местом в поезде дальнего следования, по словам моей бабушки, является вагон-ресторан. Столики здесь имеют большие размеры и жестко зафиксированы. Поэтому при столкновении об них очень легко получить серьезную травму. Проводить слишком много времени в вагоне-ресторане людям, боящимся катастроф, поэтому не стоит.


Самые безопасные места в электричке и вагоне

Таким образом, в поезде дальнего следования самыми безопасными являются вагоны, расположенные в середине, чуть ближе к хвосту. Но какое же место стоит выбирать собственно в самих вагонах? Где лучше сидеть в электричке или лежать в поезде дальнего следования?

В самом вагоне, по словам бабушки, лучше всего выбирать сиденья и полки, обращенные спинкой к голове состава. Пассажиры с таких мест меньше всего страдают при лобовом столкновении. Именно такие столкновения из-за наложения скоростей, как известно, и бывают самыми опасными.

В вагоне как электрички, так и поезда дальнего следования, по мнению моей бабушки, лучше всего также выбирать места, расположенные поближе к выходам. В экстренной ситуации пассажирам с таких полок и сидений обычно бывает гораздо проще эвакуироваться.


Каким образом нужно действовать при крушении

В аварийной ситуации, если вы чувствуете, что сейчас произойдет столкновение или падение вагона, согласно существующим правилам безопасности РЖД, нужно:

  • отойти от дверей и окон и сесть на пол;
  • ухватиться за неподвижную часть вагона и упереться во что-нибудь ногами;
  • после удара не расслабляться до того момента, пока состав полностью не прекратит движение.


Если крушение на самом деле произошло, в первую очередь необходимо попытаться найти выход из вагона. Это может быть как дверь, так и окно. Первыми из поездов при катастрофе, конечно же, эвакуируют пострадавших и детей. Покинув вагон или электричку, обязательно нужно отойти от ж/д путей минимум на 30 м, чтобы избежать поражения шаговым током.


Важный совет

Если в вагоне после крушения началось возгорание, даже незначительное, покинуть его нужно постараться как можно быстрее. В данном случае опасность заключается не столько в риске сгореть, сколько в отравлении ядовитым дымом. Если выйти из вагона на улицу по каким-либо причинам не получается, нужно постараться хотя бы перейти в другой вагон.

Рот и нос при возгорании обязательно следует закрыть намоченной тряпкой, к примеру, носовым платком или вагонным полотенцем. Передвигаться по вагону, если пассажиров в нем не слишком много, при возгорании лучше всего на четвереньках по полу. Внизу дыма обычно бывает меньше.

Верхние полки

Пассажирам верхних полок бабушка советует обязательно пользоваться страховочным поручнем. Подгибать его под матрас не стоит ни в коем случае. Иногда люди в вагонах падают с верхних полок и получают травмы даже не при аварии, а просто при резком торможении или трогании с места состава.

Что делать при пожаре в движущемся поезде

Возгорание в вагоне может произойти, конечно же, не только из-за катастрофы. Пожар может начаться и из-за несоблюдения техники безопасности проводниками или пассажирами. В такой ситуации (при пожаре в движущемся поезде) действовать нужно по следующей схеме.


То есть в первую очередь следует сообщить о возгорании проводнику, а также разбудить всех спящих пассажиров. Эвакуация из движущегося поезда в самой экстренной ситуации должна производится по такой схеме.


Где в вагонах находятся аварийные выходы и как через них выбираться

Если двери в вагоне после крушения заблокированы или в них возникла давка, следует обязательно открыть аварийный выход. Находятся аварийные выходы в поездах дальнего следования в окнах в третьем и шестом купе со стороны поперечных полок. Окна, используемые с целью эвакуации пассажиров, имеют особую конструкцию: у них отсутствует открывающаяся верхняя часть - фрамуга.

Аварийное окно в экстренной ситуации нужно разбить каким-нибудь тяжелым подручным предметом. Покидая вагон через такой выход, двигаться следует в ту сторону железнодорожного пути, где имеется больше всего свободного пространства. Если имеется возможность, перед эвакуацией стоит забрать свои документы, а в холодное время года взять побольше одежды и одеяла.

Читайте также: