Лионский зал екатерининского дворца паркет

Обновлено: 25.04.2024

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781-1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект достигался благодаря сочетанию «золотого» шёлка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали больше 92 пудов камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.

Со времен Екатерины II шёлковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. В 1866 году стены вновь обили жёлтым шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до фриза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. В таком виде Лионский зал в 1878 году запечатлел на акварели Луиджи Премацци.

Декоративное убранство великолепного интерьера было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. Сохранилось 25 предметов уникального мебельного убранства, выполненных с использованием лазурита. Паркет, похищенный из Лионского зала фашистами, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село.

Только спустя десятилетия, в 2005-м, удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003), корректировку проекта произвели в 2006 – 2007 годах.

Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, осуществляемая поэтапно. В 2016-2017 годах при поддержке фонда «Транссоюз» восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.

В 2018 году реставрацию Лионского зала удалось продолжить благодаря финансовой помощи компании «Газпром», которая выделила средства на воссоздание интерьера, в том числе:

  • воссоздание плафона, включая разработку эскизов и картонов для живописных вставок,
  • создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе,
  • воссоздание наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором,
  • пошив и монтаж обивки стен и портьер из лионского шелка,
  • изготовление басонных изделий и аграмантов по историческим образцам.

Средства на производство шёлка выделил корпоративный фонд ENGIE (Франция). К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры «Прелль» – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры «Прелль». В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, мебели и портьер, в Лионе изготовлено 320 метров ткани «золотой бутон» («Lampas bouton d’or Louis XVI») шириной 162 см. Работы по восстановлению шелкового декора были завершены в 2019 году.

В 2020 году ООО «Царскосельская янтарная мастерская» продолжило работы по восстановлению интерьера Лионского зала. К настоящему времени завершается реставрация уникального подлинного паркета XVIII в., воссоздание 2-х мраморных каминов с лазуритовыми вставками, 2-х простеночных зеркал с лазуритовыми подзеркальными столиками, 3-х оконных наличников, также декорированных лазуритом и бронзовыми золочеными накладками, 3-х двупольных дверей из ценных пород дерева, инкрустированных орнаментальными вставками маркетри и перламутра. После воссоздания каминов на свое место вернутся шесть подлинных путти, чудом сохранившихся после войны.

Лионский зал или «Комната лионских обоев» – уникальная интерьер, созданный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1781‒1783 гг. на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры. Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, Екатерина II приняла решение преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.

Архитектор использовал в отделке лазурит (ляпис-лазурь) – синий полудрагоценный камень сложного минералогического состава с белыми и золотистыми вкраплениями. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу (впоследствии эта техника получила название «русская мозаика»). Каменный декор Лионской гостиной состоял из фриза, панелей в нижней части стен, наличников окон и дверных порталов. Для зала были выполнены и два стола-консоли со столешницами, облицованные ляпис-лазурью.

Настоящим шедевром являлся паркет Лионского зала. Он был набран из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев и украшен перламутром.

Главным декоративным элементом в декоре зала стал шелк виртуозной работы французских мастеров известной лионской мануфактуры К. Пернона. Рисунок с разноцветными павлинами, фазанами, лебедями в сложном переплетении гирлянд и ветвей на золотистом фоне, производил неизгладимое впечатление. Именно шелку зал обязан своим названием.

На протяжении XIX в. отделка стен Лионского зала неоднократно подвергалась обновлению. Уже в начале марта 1801 г. лионские обои и оконные драпировки были изъяты и заменены на «Обои Лионские шелковые, абрикосовые, шитые в тамбур разными шелками»; в документах они имеют пометку «ветхие». Позже гостиную вновь обивают «желтым цветным атласом».

В 1841 г. наследник цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) женился на немецкой принцессе, вошедшей в русскую историю под именем Марии Александровны. Будущая императрица получила для проживания бывшую половину Екатерины II, так называемый Пятый апартамент. В 1848 г. «за ветхостью желтой материи» Мария Александровна повелела полностью обтянуть малиновой тканью стены и мебель Лионского покоя. Малиновый шелк с рисунком «в новом вкусе» в виде вертикально расположенных извилистых цветочных полос был куплен в Санкт-Петербурге в Английском магазине. В 1866 г. возобновляется обивка из желтого шелка, с той же сплошной затяжкой стен от лазуритовых панелей до верхнего фриза. На этот раз ткань заказали на лионской мануфактуре «Лами и Жиро», в архиве которой сохранилась запись о заказе для Царского Села шелка, называвшегося «золотой бутон».

В 1860-е гг. заменили не только ткань. Работы в зале начались уже в 1856‒1857 гг. под руководством придворного архитектора И. А. Монигетти, который внес существенные изменения в художественное решение интерьера. И хотя в результате переделок зал получил новый вид, от прежнего оформления сохранялись лазуритовые панели, дверные и оконные обрамления, наборные двери и уникальны паркет, предусмотрительно закрытый хозяйкой коврами.

В новом состоянии Лионская гостиная была запечатлена в 1878 г. по личному заказу императрицы художником Л. О. Премацци. Эта акварель ‒ большая художественная ценность, являющаяся одновременно произведением искусства и документом, к которому сегодня обращаются специалисты, уточняя цвет, форму, характер утраченных деталей.

На акварели мы видим живописные произведения, подчеркивающие вкус хозяйки резиденции. «Молодая итальянка с маской в руке», «Итальянка, покрывающая платком ребенка, спящего в колыбели» – написаны Ж.-Б. Л. Масом в Риме в 1830-е гг. На северной стене в богатой резной золоченой раме картина Л. Галле «Семья рыбака (Ожидание)» 1855 г. Эту картину бельгийского живописца сегодня можно вновь видеть в зале на своем месте. Большое полотно «Смерть Рафаэля» Ф. Скьявони, также представленное в воссозданном зале, было заказано Александром Николаевичем во время его европейского вояжа в 1839 г. и появилась в Лионской гостиной в 1859 г. Наряду с полотнами Л. Галле и Ф. Скьявони, в довоенной экспозиции дворца-музея находились «Святая Агнесса с ягненком на руках» Ф. Ванни и «Диоген с фонарем» Б. Строцци. которые вернулись на свои места.

Акварель Премацци дает представление и о предметном наполнении гостиной. Убранство зала составляли уникальный лазуритовый гарнитур, в состав которого входила роскошная люстра с монограммой императрицы Марии Александровны, позолоченный мебельный комплект, созданный в 1866 г. на фабрике А. Тура, позолоченная ширма, часы работы Каффиери.

Из 32 предметов лазуритовой меблировки Лионского покоя во время Великой Отечественной войны были утрачены простеночные зеркала с консолями и двухъярусная жардиньерка для комнатных цветов. Сохранившиеся 27 предметов ныне относятся к уникальной части музейной коллекции и вновь представлены в Лионском зале.

Проект реставрации интерьера, полностью погибшего в годы войны, был подготовлен еще в 1983 г. СНПО «Реставратор» под руководством главного архитектора музея А. А. Кедринского; корректировку проекта выполнили специалисты ГУП «Ленпроектреставрация» в 2006‒2007 гг. Новым проектом было предусмотрено восстановление зала на довоенное состояние, таким, каким он стал после изменений, внесенных в середине XIX в. И. А. Монигетти.

Воссоздание уникального декоративного убранства дворцового интерьера стало возможным благодаря финансовой поддержке благотворителей.

Руководство ПАО «Газпром» выделило средства на воссоздание великолепного плафона, наборных мозаичных панелей из лазурита, на монтаж обивки стен, изготовление портьер, басонных изделий и аграманта.

Фонд ENGIE (Франция) профинансировал изготовление лионского шелка для стен, портьер и мебели на мануфактуре Прелль (Prelle), преемнице фабрики «Лами и Жиро».
Благотворительный фонд содействия развитию железнодорожного транспорта «Транссоюз» передал музею средства на выполнение работ по восстановлению трех лазуритовых порталов.

Реставраторы приступили к установке паркета в Лионском зале Екатерининского дворца. В этом изумительном по красоте интерьере несколько жемчужин. Помимо лазурита и «золотого» шелка это, несомненно, паркет. Он – подлинный, создан при Екатерине II.

Уникальный паркет – единственная сохранившаяся и не затронутая существенными переделками часть убранства Лионского зала – был изготовлен в 1782‒1784 годах в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Чарлза Камерона в мастерской столярного (мебельного) мастера Иоганна Кимеля. В контракте на работы указывалось, что ему надлежит сделать «из разных заморских 12 сортов дерев квадратных же 25 сажен, вставя в них в назначенных на рисунке местах жемчужных раковин, или перламутр, ценою по 425 рублей за каждую квадратную сажень, а за все – 10625 рублей». Современные реставраторы называют семь пород: амарант, розовое дерево, самшит, эбеновое дерево, палисандр, граб, клен.

Паркет геометрического характера с симметричным рисунком из цветного дерева с перламутровыми вставками был набран из щитов в размер каждого элемента. Его колористическое решение строилось на противопоставлении более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов (украшенных розетками, орнаментальными лентами и венками) темным массивным шестигранным элементам. Объединяли щиты узкие полосы с узором из пальметт.

Камерону для паркета Лионского зала под расписку выдали пятьсот австралийских раковин «под разными номерами и литерами», которые были «сортированы академии профессорами и тем означены, что оне весьма дорогие и редкие». Первоначально зодчий императрицы планировал использовать перламутр только в орнаментах более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов паркета, однако позднее по требованию Екатерины II был вынужден дополнить темные шестигранные щиты крупными инкрустациями из перламутровых раковин.

На современников императрицы полы произвели большое впечатление. Фрейлина Варвара Головина вспоминала, что стены Лионского зала «были украшены лапис-лазурью», «…а пол паркетный, наполовину из красного дерева, наполовину из перламутра».

Чтобы наборный паркет зала не выгорал на солнце, в XVIII веке были сшиты четыре суконные покрывала на плотной подкладке – ими закрывали пол во время отсутствия императорской фамилии в царскосельской резиденции.

После появления здесь в начале 1860-х годов тяжелых бронзовых предметов с лазуритовой отделкой для защиты паркета был приобретен ковер на всю площадь Лионской гостиной.

В 1917-м паркет обследовала комиссия Временного правительства по передаче имущества Царскосельского дворцового управления. Она отметила, что паркет пересох, пролежав 53 года под коврами и «двухрядным» сукном, которое не менялось всё это время. Кроме того, сквозь сукно и ковер к паркету были прибиты ширмы, находившиеся в этом зале. Одним словом, паркет нуждался в реставрации.

С августа по декабрь 1918 года паркетная фабрика «Леров и Арендт» укрепляла паркетные полы Екатерининского дворца, в том числе и паркет Лионского покоя, предотвратив выпадение «замечательных пород разноцветных дерев и перламутра…».

Это произведение искусства могло быть утрачено навсегда: во время Великой Отечественной войны оккупанты вывезли паркет в Берлин. Но в 1947-м наши соотечественники обнаружили его в элеваторах порта. В том же году паркет Лионского зала вернулся в город Пушкин и поступил в Центральное хранилище музейных фондов.

В начале 1970-х несколько щитов отреставрировали. Их экспонировали в Лионском зале до начала воссоздания его декоративной отделки. После завершения финального этапа работ, которые выполняют специалисты Царскосельской янтарной мастерской, паркет вновь займет свое историческое место в одном из самых нарядных дворцовых залов.


Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.


Освещенные окнами с двух сторон залы антикамер были декорированы по проекту Ф. Растрелли. По архитектурному решению они перекликались с Тронным залом дворца: главным элементом их декоративного наряда была деревянная золоченая резьба, а особенно пышное завершение в виде объемной скульптуры, картушей и гирлянд получили обрамления порталов. Дополнительными нотами в декоре пышного барочного интерьера были потолки с огромными живописными плафонами и геометрический рисунок паркета из ценных пород дерева.



Первая Антикамера Екатерининского дворца, 1940 г.

Сюжеты плафонов посвящены античной мифологии: в Первой и Второй антикамерах это «Триумф Бахуса и Ариадны» работы П. и А. Градицци и А. Перезинотти, в Третьей — «Олимп». По поводу авторства плафона Третьей антикамеры сохраняются разночтения. А. Н. Бенуа считал его автором А. Перезинотти, некоторые современные исследователи приписывают его И. И. Бельскому, а архивные документы говорят о том, что идея, композиция и исполнение плафона принадлежат П. Градицци, которому Бельский лишь помогал в исполнении работы. В годы оккупации плафон был утрачен, и наше представление о нем основывается на акварели А.-Х. Кольба и довоенных фотографиях, которые и послужили образцом для воссоздания композиции «Олимп» после войны.



Первая Антикамера



Вторая Антикамера



Третья Антикамера

Плафоны Антикамер иллюстрируют миф о приключениях Бахуса и Ариадны.




В центре композиций - бракосочетание Бахуса и Ариадны в окружении ликующих жителей Олимпа. Венец над головой Ариадны символизирует победу любви и преданности над кознями противников и недругов.



Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»

В первой Антикамере на плафоне изображена композиция «Триумф Бахуса и Ариадны». Плафон заключён в раму из гербов, амуров и арабесок.









Бахус – римский вариант бога Диониса, греки называли его Вакх, сын Зевса и Фиванской царевны Симелы, бог плодоносящих сил земли, растительности и виноделия, избавитель от забот и печалей. В шествии экстатического характера его сопровождали сатиры, играющие на дудках и вакханки. Ариадна, помогла Одиссею выбраться из лабиринта с помощью клубка ниток, но тот покинул её спящей. Ей на помощь пришёл Бахус, взяв её венец, украшенный драгоценными камнями, он закинул его к звёздам – так она стала созвездием. Бахус легко утешил её и вскоре они поженились.




























Так, в Первой антикамере в 1765 году в день своего рождения императрица https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_IIЕкатерина II/ смотрела французскую оперу «Летрокер», которая была сыграна для нее малолетними придворными певчими. А 19 августа 1772 года здесь «госпожами фрейлинами и господами кавалерами» для знатной публики была представлена «комедия на российском диалекте господина Фонвизина "Бригадир"».



Антропов Алексей Петрович. Портрет Екатерины II, 1761

Екатерина II (Екатери́на Алексе́евна; Екатери́на Вели́кая; урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.



Антропов Алексей Петрович. Портрет императрицы Екатерины II, 1765



Антропов Алексей Петрович. Портрет Екатерины II, 1766



Антропов Алексей Петрович. Портрет Екатерины II, 1766

Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.



Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия 1780-е



Саблуков Иван Семенович. Портрет Екатерины II.1770-е

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства.



Эриксен Вигилиус. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике, 1772



Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II, 1782

При Екатерине Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).



Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II, 1787



Дрождин Петр Семенович. Портрет Екатерины II, 1796

Система государственного управления при Екатерине Второй впервые со времени Петра I была реформирована.



Портрет Екатерины II. Вторая половина XVIII в.

В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.


Лионский зал или «Комната лионских обоев» – уникальная интерьер, созданный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1781‒1783 гг. на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры.


Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, Екатерина II приняла решение преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.


Catherine II Alekseyevna (1729-1796), Grand Duchess of Russia (1745-1761), Empress consort of All the Russias (1761-1762), Empress and Autocrat of All the Russias (1762-1796), 1770

Архитектор использовал в отделке лазурит (ляпис-лазурь) – синий полудрагоценный камень сложного минералогического состава с белыми и золотистыми вкраплениями. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу (впоследствии эта техника получила название «русская мозаика»).


Портал из лазурита




Портал из лазурита





Каменный декор Лионской гостиной состоял из фриза, панелей в нижней части стен, наличников окон и дверных порталов. Для зала были выполнены и два стола-консоли со столешницами, облицованные ляпис-лазурью.






Настоящим шедевром являлся паркет Лионского зала. Он был набран из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев и украшен перламутром.



Главным декоративным элементом в декоре зала стал шелк виртуозной работы французских мастеров известной лионской мануфактуры К. Пернона. Рисунок с разноцветными павлинами, фазанами, лебедями в сложном переплетении гирлянд и ветвей на золотистом фоне, производил неизгладимое впечатление. Именно шелку зал обязан своим названием.






Каминный экран (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза)


Каминный экран (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза)


Каминный экран (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза)

На протяжении XIX в. отделка стен Лионского зала неоднократно подвергалась обновлению. Уже в начале марта 1801 г. лионские обои и оконные драпировки были изъяты и заменены на «Обои Лионские шелковые, абрикосовые, шитые в тамбур разными шелками»; в документах они имеют пометку «ветхие». Позже гостиную вновь обивают «желтым цветным атласом».






Столик из лазурита (лазурит, золоченая бронза)









Портрет императора Александра II

Александр II Николаевич (17 [29] апреля 1818, Москва — 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года — императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Вошёл в русскую историю как император, реализовавший широкомасштабные реформы. Удостоен особого эпитета в русской и болгарской историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».


Лавров Н.А. (1820-1875). Aлeкcaндp II Hикoлaeвич, 1873


Мария Александровна. Портрет кисти Франца Винтерхальтера, 1857

Мария Александровна (27 июля (8 августа) 1824, Дармштадт — 22 мая (3 июня) 1880, Санкт-Петербург) — принцесса Гессенского дома, российская императрица, супруга императора Александра II и мать императора Александра III.


Макаров И. К. Портрет Марии Александровны в русском платье

Будущая императрица получила для проживания бывшую половину Екатерины II, так называемый Пятый апартамент. В 1848 г. «за ветхостью желтой материи» Мария Александровна повелела полностью обтянуть малиновой тканью стены и мебель Лионского покоя. Малиновый шелк с рисунком «в новом вкусе» в виде вертикально расположенных извилистых цветочных полос был куплен в Санкт-Петербурге в Английском магазине. В 1866 г. возобновляется обивка из желтого шелка, с той же сплошной затяжкой стен от лазуритовых панелей до верхнего фриза. На этот раз ткань заказали на лионской мануфактуре «Лами и Жиро», в архиве которой сохранилась запись о заказе для Царского Села шелка, называвшегося «золотой бутон».


Ваза на подставке (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза)



Ваза на подставке (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза). Деталь - медальон на дне




В 1860-е гг. заменили не только ткань. Работы в зале начались уже в 1856‒1857 гг. под руководством придворного архитектора И. А. Монигетти, который внес существенные изменения в художественное решение интерьера. И хотя в результате переделок зал получил новый вид, от прежнего оформления сохранялись лазуритовые панели, дверные и оконные обрамления, наборные двери и уникальны паркет, предусмотрительно закрытый хозяйкой коврами.











В новом состоянии Лионская гостиная была запечатлена в 1878 г. по личному заказу императрицы художником Л. О. Премацци. Эта акварель ‒ большая художественная ценность, являющаяся одновременно произведением искусства и документом, к которому сегодня обращаются специалисты, уточняя цвет, форму, характер утраченных деталей.


Луиджи Премацци. Лионский зал (Жёлтая гостиная) в Большом Царскосельском дворце, 1878

На акварели мы видим живописные произведения, подчеркивающие вкус хозяйки резиденции. «Молодая итальянка с маской в руке», «Итальянка, покрывающая платком ребенка, спящего в колыбели» – написаны Ж.-Б. Л. Масом в Риме в 1830-е гг. На северной стене в богатой резной золоченой раме картина Л. Галле «Семья рыбака (Ожидание)» 1855 г. Эту картину бельгийского живописца сегодня можно вновь видеть в зале на своем месте.





Луи Галле. «Семья рыбака (Ожидание)» 1855 год

Большое полотно «Смерть Рафаэля» Ф. Скьявони, также представленное в воссозданном зале, было заказано Александром Николаевичем во время его европейского вояжа в 1839 г. и появилась в Лионской гостиной в 1859 г.


13-190610-71bb731083 (5аа)


Феличе Скьявоне. «Смерть Рафаэля»

Наряду с полотнами Л. Галле и Ф. Скьявони, в довоенной экспозиции дворца-музея находились «Святая Агнесса с ягненком на руках» Ф. Ванни и «Диоген с фонарем» Б. Строцци, которые вернулись на свои места. Акварель Премацци дает представление и о предметном наполнении гостиной.


Убранство зала составляли уникальный лазуритовый гарнитур, в состав которого входила роскошная люстра с монограммой императрицы Марии Александровны, позолоченный мебельный комплект, созданный в 1866 г. на фабрике А. Тура, позолоченная ширма, часы работы Каффиери.






Люстра. Вензель императрицы Марии Александровны




Ширма








Часы работы Каффиери

Из 32 предметов лазуритовой меблировки Лионского покоя во время Великой Отечественной войны были утрачены простеночные зеркала с консолями и двухъярусная жардиньерка для комнатных цветов. Сохранившиеся 27 предметов ныне относятся к уникальной части музейной коллекции и вновь представлены в Лионском зале.









Читайте также: