Ленточный фундамент для гаража

Обновлено: 27.04.2024

Гараж является надёжным заслоном на пути атмосферных осадков и отрицательных температур. Строительство гаража начинают с возведения фундамента.

Необходимость фундамента под гараж

Гаражный бокс, как и любое строение, нуждается в надёжном основании. Оно не даст строению просесть в грунт и разрушиться. Его главная задача состоит в том, чтобы нагрузку от бокса вместе с автомобилем равномерно распределить и передать на грунтовое основание, не продавив его.

Выбор типа опорной конструкции зависит от многих причин. В основном решающим фактором в этом отношении является экономическая целесообразность возведения определённого вида конструкций.

Каким должен быть с учетом конструкции бокса?

Выбор типа гаражного основания напрямую зависит от вида конструкций бокса:

  • Капитальный гараж со стенами из кладочных материалов и подвалом строят на монолитном или сборном железобетоне глубокого заложения.
  • Боксы из лёгких материалов таких, как металлокаркас, профнастил, дощатые ограждения и пр., опирают на незаглублённые или мелкозаглубленные основания.

Какой лучше выбрать?

Лента

Ленточная конструкция один из самых распространённых видов оснований гаражных боксов. Его возводят, как ленту из монолитного или сборного железобетона. В некоторых случаях опорное основание выкладывают бутовым камнем на цементном растворе либо другим кладочным материалом. Мелкозаглубленную ленту можно построить из кирпича, шлакоблоков или природного камня.

Ленточное основание необходимо, если под боксом планируют устроить подвал. Лента в этом случае исполняет роль стен подземного помещения. Внешняя сторона основания перед обратной засыпкой обязательно должна быть покрыта гидроизоляцией. Цементная стяжка на полу подвала делается на утрамбованной подушке из щебня и песка.

На заметку. Возведение монолитного массива ленты обходится дешевле, чем основание из сборных ж/б блоков.

Однако по временным затратам в выигрыше остаётся сборный вариант. Не нужно ожидать летнего сезона, чтобы собрать опалубку с металлокаркасом и залить её бетоном. И потом через 30 суток можно будет продолжить строительство гаража. Какой выбрать лучше вариант – решать хозяину стройки.

Столбчатый

Этот вид фундамента выгоден тем, что его можно представить, как разорванную ленту на отдельные точечные опоры. Нагрузка от сооружения распределяется одинаково на все столбы. Эффект достигается тот же, что и у ленты, а экономия расхода материалов составляет существенную разницу.

Опорные столбики возводят из различных материалов – это может быть монолитный железобетон, кирпич, деревянные колоды, металлические или асбестовые трубы, заполненные бетоном с арматурой. В плане это точки опор, установленные по периметру стен бокса для авто.

Расстояние между столбами не должно быть более 1,5 метра. Наземная высота опор для гаражей не должна превышать 300 – 400 мм. Это объясняется тем, что для заезда автомобиля в бокс понадобится пандус, угол наклона которого не должен превышать 25 – 300.

Столбчатые опоры объединяет ростверк. Балки могут быть представлять собой металлический швеллер, деревянный брус, железобетонные ригели. Нередко ростверк устраивают из монолитного армированного бетона.

Внимание! Если пространство под гаражом будет закрыто щитами по периметру, то для сохранения целостности наземной части столбчатого основания необходимо будет устроить вентиляцию.

В противоположных сторонах в ограждениях цоколя проделывают вентиляционные отверстия (продухи). Естественный воздухообмен в подполье не даст скапливаться влаге, что исключит возникновение грибковых и плесневых образований. Также влага из почвы не проникнет внутрь бокса.

Ленточно-столбчатый

Если представить ростверк, погружённый частично в грунт, то так будет выглядеть ленточно-столбчатый фундамент. Такую конструкцию опорного основания применяют для усиления ленты на слабой почве. Столбы своими подошвами достигают несущего слоя грунта и переносят на него всю нагрузку от автомобильного бокса. Недостатком такого типа фундамента, как и в предыдущем случае, является невозможность строительства подвала.

Один из лучших вариантов такого типа фундаментного основания будет устройство мелкозаглубленной ленты из монолитного железобетона, опирающейся на столбы из асбоцементных труб, заполненных арматурой с бетоном.

Свайный

Свайное основание из забивных опор для гаражей практически не возводят – это слишком дорого для такого рода сооружений. А вот винтовые сваи в этом случае будут наилучшим вариантом. Винтовые опоры неприхотливы в монтаже. Фундамент из них для автобокса можно возвести в течение нескольких часов в любой почве, кроме скалистых грунтов и почв с крупными каменистыми включениями.

Опоры длиной до 1,5 м монтируют усилиями двух работников. Все установленные винтовые опоры нивелируют под один уровень. Оголовки срезают газовым резаком или дисковой пилой. Ростверк из металлопрофиля приваривают к опорам электросваркой.

Плита

Обычно плитный фундамент устраивают там, где поверхностный слой почвы слабый, а несущие пласты грунта залегают слишком глубоко. Для бокса монолитная плита — это самый оптимальный вариант основания на любом грунте.

Для этого по разметке снимают плодородный слой грунта. Участок засыпают щебнем, песком. Подушку трамбуют. По периметру устанавливают ограждения из досок или специальных щитов. Затем укладывают арматуру и заливают бетоном, оставляя по периметру вертикальные выпуски арматурных стержней.

После того как площадка окончательно застынет, на неё устанавливают металлический гаражный бокс заводского изготовления. Стенки бокса приваривают к выпускам арматуры плиты. В ином случае стены возводят из других различных материалов.

Сравнительная таблица с ценами

Чтобы иметь представление о том, какой лучше выбрать фундамент под свой гараж, застройщику предоставляется следующая таблица.

Сравнительная таблица стоимости фундаментов под гараж 4 х 6 м.

Тип фундамента Срок строительства Средняя цена, руб/м 3 Срок эксплуатации
Ленточный 2-7 дней 3 600 40
Столбчатый 1-2 дня 1 200 30
Винтовые сваи 1 день 4 800 50
Плита 2-7 дней 26 500 50

Строительство своими руками

Построить своими руками фундамент под гараж при наличии минимального опыта в строительстве не составит особого труда.

Заключение

Фундамент под гараж может оказаться простой или довольно сложной конструкцией. В любом случае к монтажу опорного основания автомобильного бокса нужно отнестись со всей ответственностью. Если не хватает опыта и времени, то лучше обратиться к специалистам. Они возведут фундамент в кратчайший срок и предоставят на него гарантийные обязательства.

Работы по его заложению могут выполняться своими силами. Чем руководствоваться при выборе опорной конструкции, как сделать основание самостоятельно и что нужно подготовить для работы — читайте далее.

Выбор основания

Требования к основанию типичны для закрытых, но не отапливаемых построек – конструкция должна выдерживать вес стен гаража без смещения и защищать их от подсоса грунтовой влаги. К конструктивным особенностям относят потребность в воротах (нагрузка на фундамент может быть неравномерной), заложении смотровой ямы и достаточном воздухообмене в нижней зоне.

Решение о типе основания принимается исходя из:

Непосредственное влияние грунтов

Параметры грунта оказывают прямое влияние на вид и глубину размещения основания под бокс. В частности:

  • На скальных и плотных грунтах без посторонних включений гаражные постройки в принципе не нуждаются в фундаменте и могут закладываться поверх цокольных лент или незаглубленных плит.
  • На грунтах с крупнообломочными включениями, не имеющих цельной структуры фундамент имеет ленточное или плитное исполнение и углубляется ниже нулевой отметки на 40-50 см.
  • На сыпучих, но не пластичных песчаных грунтах тип и глубина фундамента зависят от УГВ и весовых нагрузок. Такие грунты считаются самыми распространенными, уплотняемыми, но не пучинистыми. При низком УГВ углублять основание нет необходимости, оптимальный фундамент подбирается исходя из веса и площади гаража.
  • Грунты с высокой долей чешуек глины склонны к усыханию или разбуханию при разной влажности, что в свою очередь приводит к смещению конструкций при смене сезонов.

Расчет ширины и глубины

Полученное значение сравнивается с несущими способностями грунта, при необходимости тип или габариты фундамента корректируются.

Минимальная ширина ленты, цоколя или ростверка зависит от толщины стен и закладывается на 30% больше. При копке траншеи к этому значению добавляют около 5 см на опалубку.

При расчете глубины заложения основным ориентиром служат ожидаемые нагрузки и состав грунта. На плотных, сухих и устойчивых породах фундаменты под гараж имеют среднюю глубину в 40-50 см при толщине подушки в 10-20 см.

Обратите внимание! При высоком УГВ, пучинистых или слабых грунтах опоры углубляют ниже линии промерзания (от 1,1-1,5 м), вплоть до достижения пород с однородной структурой и плотностью.

Материалы и инструменты

В большинстве случаев фундамент под гараж выполняется монолитным, из ж/б. Для заложения таких конструкций потребуются:

Требования к арматуре перед заливом бетона

Из-за малого заглубления и повышенных требованиях к надежности фундамент под гараж всегда армируется объемным каркасом. Отдельные элементы соединяются хомутами или проволокой и размещаются равномерно, с шагом не более 20 см по вертикали, 30-40 – по горизонтали.

Важно! Правила бетонирования предполагают заложение 5 см отступа металлопроката от краев конструкций, при частом контакте фундамента с влагой предпочтение отдается композитным маркам.

Пошаговая инструкция по возведению

В целях упрощения работ строительство фундамента выполняется поэтапно, начиная с подготовительных и земляных работ и заканчивая уходом за залитым бетоном и гидроизоляцией набравших прочность конструкций. При этом:

Ленточный

Разметку этого типа оснований выполняют с помощью длинных колышков и шнура, с отклонениями по диагонали на внутренних и наружных углах не более ±2 см.

Справка. Рекомендуемая ширина траншеи под ленту составляет 40-50 см, глубина – 50-70.

Песчаная подсылка под будущее основание засыпается лишь после выравнивания и трамбовки дна и обновления разметки. Опалубку и армокаркас чаще всего закладывают одновременно.

В случае ленточных фундаментов каркас выполняется объемным, связанным, усиленным хомутами и перехлестами на стыках. С учетом возвышения ленты выше уровня грунта стоит заранее позаботится о подпорках или стяжки выступающих частей опалубки. К заливке бетона приступают после исключения рисков перекоса, свежезалитые конструкции накрываются пленкой.

Как сделать ленточный фундамент под гараж, показано в видео ниже:

Столбчатый

Из-за низких несущих способностей столбчатые основания строятся лишь на сухих и плотных грунтах, при малом весе постройки. Опоры размещаются с шагом в пределах 1 м по углам и по периметру несущих стен и по возможности обвязываются готовыми ЖБИ или металлом. По аналогии с предыдущим основанием под их подошвами засыпается и трамбуется песок и щебень.

Комбинированные конструкции

При необходимости увеличения несущих способностей столбчато-ленточного фундамента без существенного увеличения его массы и габаритов лента утепляется, расширяется у основания (Т-образная пятка или трапециевидное сечение) или усиливается столбчатыми опорами по углам несущих стен гаража. Последний вариант считается оптимальным при внесении в план ямы, ведении строительства на сложных грунтах или неровных участках.

Функции дополнительных опор выполняют столбы с сечением не менее 15 см, заглубляемые на 1-2 м в заранее выкопанные лунки. Каркасы столбчатых и ленточных частей связываются, после набора бетоном прочности владельцы получают монолитную и устойчивую конструкцию, хорошо выдерживающую сезонные подвижки грунта.

Свайный

Порядок работ зависит от типа свай (буронабивных, забивных или винтовых), в большинстве случаев они проводятся с привлечением спецтехники. Исключение делают для опор ТИСЭ или металлических винтовых свай небольшой длины, при желании закладываемых своими силами, с помощью ручных буров или рычагов.

Обратите внимание. Вне зависимости от типа свайные основания под гаражи обвязываются ростверком – висячим или частично углубляемым.

Пошаговый видео-обзор возведения свайного фундамента для гаража:

Плитный

Плитный фундамент под гараж чаще всего выполняют малозаглубленным, силы морозного пучения компенсируют 10-20 см песчаной и 10 см щебневой подушкой. Рекомендуемая глубина котлована составляет 40 см, при высоте самой плиты от 20 см и более, двурядном армировании (допускается использование готовых сеток с ячейками не более 20х20 см) и защите конструкций по бокам.

Поверхность плиты тщательно разглаживается, до окончательного набора прочности фундамент поливается водой. При выборе такого исполнения в гараже не предусматривается заложения ямы или подвала, но само помещение и транспорт лучше защищаются от влаги.

Из видео узнаете, как сделать фундамент «шведская плита» под гараж:

Частые ошибки и советы по строительству

Главной ошибкой новичков является экономия. Уменьшение глубины заложения или сечения конструкций, отказ от армирования или изоляции, заливка растворов с малой маркой прочности приводит к перекосам и деформации фундамента и стен гаража. Помимо этого, к ошибкам относят:

  • Строительство сборных или не имеющих монолитной обвязки оснований под гаражами из блочных материалов.
  • Отсутствие цоколя и горизонтальных изоляционных отсечек. Гаражные постройки относятся к неотапливаемым и нуждаются в надежной защите от грунтовой и внутренней влаги. Заглубленное в землю основание или низкий цоколь, отсутствие гидроизоляционных или утепляющих прослоек между грунтом, фундаментом и стенками гаража приводят к накоплению конструкциями влаги и последующему разрушению.
  • Попытки поднятия высоты цоколя за счет кирпичного пояса при высокой пористости материала стенок гаража. Данные действия не считаются серьезным нарушением, но при возведении гаража из газобетона кирпичная кладка не обеспечивает достаточную ровность и не защищает стены от подсоса влаги в отличие от 2 см слоя цементного раствора или мастики.
  • Заложение монолитных конструкций без вентиляционных продухов или отверстий под коммуникации.
  • Игнорирование потребности в проеме. Способы укрепления ворот и обустройства проезда продумываются заранее, прямое давление транспорта на фундамент допускается, но не желательно.

Во избежание таких ошибок тип и параметры фундамента обосновываются расчетом, после уточнения планировки гаража и условий его эксплуатации.

Совет. Расчет конструкций и армокаркаса лучше выполнить с помощью строительного калькулятора или доверить профессионалам.

Заключение

В заключение стоит отметить, что оптимальным типом фундамента под гараж по ряду причин признана монолитная лента, с цоколем от 20 см. При отсутствии возможности заложения цельной конструкции из ж/б ленточный фундамент выполняют бутобетонным.

Как залить фундамент под гараж: тонкости и особенности процесса

От прочности и качества основания зависит срок и удобство эксплуатации любого строения. Стоит разобраться, как залить фундамент под гараж, чтобы он прослужил как можно дольше. Внимания заслуживает технологические особенности выполнения работ и требования, предъявляемые к используемым материалам. Читайте до конца, чтобы познакомиться с основными разновидностями оснований, а также понять, какой фундамент выбрать для вашего гаража.

Необходимость наличия фундамента

Отказ от возведения фундамента может показаться хорошей возможностью для экономии семейного бюджета. По некоторым подсчётам на его формирование может потребоваться треть от всей суммы, направляемой на строительство. Между тем его наличие продиктовано необходимостью таких действий:

  • равномерно распределить нагрузки, создаваемые стенами гаража, на грунт;
  • защитить цоколь от неблагоприятных факторов, включая влагу;
  • обеспечить естественную вентиляцию цоколя;
  • предотвратить разрушения строения из-за движения грунта.

Виды фундаментов

Разбираясь, как сделать фундамент под гараж, стоит сначала определиться с его разновидностью. Выбор делается с учётом расположения участка и характеристик грунта. При возведении гаража в качестве основания используют такие типы фундаментов:

  • свайный либо столбчатый;
  • ленточный;
  • монолитный или плитный.

Каждый из них имеет свои отличительные особенности и преимущества. Выбирая подходящий, стоит познакомиться с характеристиками каждого.

Ленточный

Фундамент ленточного типа формируется непосредственно в земле – по контуру возводимого гаража и внешне напоминающая ленту. Получил широкое распространение из-за простоты выполнения монтажных работ и продолжительного периода эксплуатации.

На заметку! Ленточный фундамент, залитый с соблюдением технологических требований, способен прослужить более века.

Особенности ленточного основания:

  • Позволяет организовать подвальное помещение непосредственно под гаражом. В качестве стен у погреба используется само основание.
  • Способно сохранить целостность при значительных температурных колебаниях.
  • Может заливаться под гаражами, возводимыми из различных строительных материалов.

В зависимости от материалов, используемых при заливке, фундамент бывает бутовым, бетонным, бутобетонным. Первый самый дешёвый. Для его изготовления используется бросовый материал, что существенно снижает затраты на производство.

Для формирования бутобетонного фундамента используется смесь, состоящая из щебня, бута и гравия. Это несколько снижает затраты на заливку основания.

Бетонный фундамент заливается с использованием соответствующего раствора. Для обеспечения достаточных прочностных характеристик в состав рабочего раствор вводятся специальные добавки. Они повышают прочностные характеристики готовой конструкции.

Монолитный

По своему исполнению монолитный фундамент – сплошная плита, выступающая в качестве основания и служащая полом для возводимого гаража. Выбор в пользу монолитной плиты делается при эксплуатации строения в сложных условиях:

  • на участке с болотистой почвой;
  • при близком расположении грунтовых вод;
  • в случае пучения почвы.

Сформированная специалистами основа обладает высокими прочностными характеристиками и способна выдержать значительную эксплуатационную нагрузку. Однако из необходимости значительных финансовых затрат на формирование, монолитный фундамент находит ограниченное применение. Для обеспечения достаточной эффективность основы предварительно выполняется технический расчёт будущей конструкции.

Это важно! Прежде чем выбрать монолитный фундамент, следует оценить свои финансовые возможности, так как это самый дорогостоящий вариант из всех.

Столбчатый

Фундамент формируется путём заглубления в землю асбестоцементных или металлических столбов, воспринимающих нагрузку в процессе эксплуатации. Для возведения основания требуется немного времени и минимальные физические усилия при наличии специализированного оборудования и инструмента.

В качестве опор используются различные элементы: сваи, асбестовые трубы, заполненные бетоном, дерево и другие. Это оптимальный вариант для участков, где грунтовые воды находятся близко к основанию. Монтаж столбчатого фундамента может производиться на глубину 3,5 м и более.

На заметку! При устройстве столбчатого фундамента гараж получается без подвала.


Начальные мероприятия

Чтобы правильно залить фундамент под гараж, надо грамотно подготовиться к выполнению работ. К перечню обязательных предварительных действий стоит отнести такие:

  • Разработку эскиза. Самый первый этап, требующий пристального внимания. При разработке эскиза внимание уделяется не только самому гаражу, но и наличию коммуникаций, месту их прокладки и глубине заложения. Если этого не сделать, в процессе выполнения работ возникнут конфликтные ситуации с соседями либо коммунальными службами;
  • Расчёт массы возводимого строения. Это позволит определить величину эксплуатационной нагрузки, а также понять, какое основание будет её воспринимать без разрешения;
  • Разработку чертежа. При его наличии можно будет рассчитать требуемое количество материалов и составить смету на выполнение работ;
  • Выбор площадки. Месторасположение строения влияет на требования к основанию. Стоит хорошенько подумать, как разметить фундамент под гараж, чтобы в процессе его эксплуатации не возникало трудностей. Ворота должны располагаться в месте, обеспечивающим свободный заезд и выезд транспортных средств. Исследуют характеристики почвы в выбранной зоне. Геологические исследования позволят понять, на какой глубине залегают грунтовые воды. Это поможет определиться с типом основания и глубиной его залегания;
  • Разметку территории. Для выделения определённых зон традиционно используются колышки и верёвка. Если концентрация влаги в грунте достаточно большая, предусматривают дренажную систему, чтобы снизить вероятность растрескивания поверхностного слоя основы.

Это важно! Грамотно выполненная подготовка позволяет существенно сократить время и финансовые затраты на устройство фундамента.

Расчёт геометрический параметров фундамента

Чтобы строение получилось прочным и надёжным, важно не только разобраться, как правильно сделать фундамент под гараж, но и рассчитать геометрические параметры. Для большинства подобных построек заливается небольшое основание, рассчитанное на относительно небольшую нагрузку. Если же строение двухэтажное, предусматривают мероприятия по укреплению основы.

Видео описание

Следующее видео позволит разобраться, как можно выполнить расчёт:


Средняя ширина формируемой основы 0,4 – 0,6 м. Такой фундамент используют в случае, если для возведения стен выбран профнастил, металлопрофиль, сэндвич-панели. Их геометрические параметры хорошо согласуются с размерами основы.

Габариты бруса, пеноблоков либо бруса могут несколько отличаться. Размеры фундамента согласуют с параметрами основания. Стены из кирпича, железобетонных и бетонных плит, шлакоблоков, кирпича оказывают более существенное воздействие на груз. Для обеспечения должного сопротивления эксплуатационной нагрузке ширину фундамента делают 1,5 м.

Технологические особенности

Качественно сделать фундамент для гаража самостоятельно сможет не каждый. Существует множество нюансов, заслуживающих пристального внимания в процессе формирования основания. Нарушение технологии приведёт к появлению трещин и существенному снижению несущей способности фундамента.

Заливка ленточного фундамента

После того, как территория будет размечена, выкапывается траншея. Её размер соотносят с габаритами будущего фундамента.

Далее работы выполняются в следующей последовательности:

  • Устройство песчано-щебневой подушки, которую тщательно утрамбовывают. Для обеспечения необходимой плотности песок смачивают водой перед последующим уплотнением;
  • Установка опалубки. Конструкция может быть одноразовой и многоразовой. Опалубка должна быть герметичной, чтобы не допустить вытекание бетонного раствора. Все щели тщательно заделываются;
  • Армирование. По всей траншеи размещается арматура, основное назначение которой – обеспечение достаточной прочности формируемого фундамента;
  • Заливка бетонного раствора. Действовать следует осторожно, чтобы не допустить смещение армирующих элементов.

Сформировав основание, обеспечивают его правильную сушку. Для предотвращения появления трещин поверхность периодически смачивается водой и накрывается полиэтиленом.

Внимание! Для полного застывания заливаемого основания и набор прочности требуется месяц. Только после этого можно приступать к строительству гаража.

Иногда заливку бетона проводят в несколько этапов. В этом случае последовательно заливаются слои толщиной 20 – 30 см. После того, как предыдущий слой подсохнет, производят заливку следующего.

Видео описание

Посмотрите видео, чтобы разобраться, как выполняются работы:


Заливка бутобетонного фундамента

Определившись с тем, как правильно разметить фундамент под гараж, готовят необходимые материалы. Потребуется бутовый камень, цемент М400, песок и щебень. Работы выполняют в следующей последовательности:

  • Выкапывается траншея. Её формируют вдоль выполненной разметки;
  • Засыпается и утрамбовывается песчано-щебневая подушка;
  • Бутовый камень укладывают на дно траншеи;
  • Заливается песчано-цементный раствор. Его количество должно быть достаточным, чтобы полностью закрыть камни. Далее повторно выкладывается ряд камней, который также заливают раствором. Это повторяется до тех пор, пока траншея не будет полностью заполнена.

Видео описание

Посмотрите следующее видео, чтобы узнать, как производится заливка бутобетонного основания:

Устройство столбчатого основания

Монтаж столбчатого фундамента имеет некоторые особенности. После выполнения разметки формируются ямы под каждую опору. Угловые столбы располагают таким образом, чтобы они на 0,5 – 1 м. были глубже промежуточных. Последние располагают с шагом 1,5 – 2 м.

Порядок монтажа может выполняться двумя способами:

  • В подготовленную яму устанавливают арматуру, а затем в неё заливают бетонный раствор для формирования опоры;
  • В яму застилается рубероид, устанавливается труба либо деревянная опалубка. Закладывается арматура. Заливается бетонный раствор М300 – М400. Формируется опорная плита длиной минимум 100 мм. После этого производится бетонирование столбов.

Заливка бетонной плиты

Заливать бетонную плиту надо после предварительной подготовки площадки, на которой возводится гараж. Для этого:

  • Роется котлован, конфигурация которого должна соответствовать контурам будущего гаража. Обычно прямоугольной формы.
  • Готовится песчаная подушка. Поверхность тщательно утрамбовывается.
  • Монтируется армирующий каркас сетчатого типа для обеспечения необходимой прочности основы гаража.
  • Заливается бетонный раствор, имеющий подходящую прочность. Количество смеси должно быть достаточным, чтобы арматура полностью погрузилась в раствор.
  • Поверхность тщательно выравнивается.

После того, как бетонный раствор полностью застынет, начинают выполнять гидроизоляционные работы.

Видео описание

Более подробно с процессом заливки плиты позволит познакомиться следующее видео:


Особенности установки опалубки

Прежде чем заливать бетонный раствор, надо правильно установить опалубку, обеспечив герметичность. Для её изготовления используются:

  • Обрезные строганые доски.
  • Водостойкая фанера, имеющая толщину более 12 мм.
  • ДСП.
  • Листовой металл.
  • Цементно-стружечная плита.

Допустимо использование и других плоских материалов с гладкой поверхностью. Для обустройства несъёмной опалубки используется бетонный профиль.

Монтаж опалубки начинается с выполнения гидроизоляционных работ. Чаще всего для этой цели используют рубероид, который укладывают в два слоя. Для ввода коммуникаций в гараж в опалубку устанавливается труба с подходящим размером поперечного сечения. Для этой цели используется пластиковая либо асбоцементная плита.

Установку опалубки выполняют следующим образом:

  • Вдоль разметки в дно траншеи вбивается брус, который будет играть роль стоек.
  • К стойкам крепятся щиты либо плиты достаточной толщины.
  • Выполняется усиление смонтированной конструкции с помощью укосин либо поперечных перемычек. В качестве опор для укосин используется грунт либо предварительно вбитый анкерный дюбель.

На заметку! Количество укосин зависит от жёсткости используемых щитов.


Коротко о главном

Перед возведением гаража следует позаботиться о наличии фундамента с подходящими техническими характеристиками. Он будет воспринимать эксплуатационную нагрузку, существенно увеличивая срок службы возводимого строения. Но только в том случае, если при выполнении монтажных работ соблюдена технология и используются качественные материалы.

В зависимости от планируемых вложений можно выбрать один из видов фундаментов – столбчатый или свайный, ленточный или монолитный.

Самостоятельно сформировать качественное основание будет достаточно сложно. Каждый вид фундамента имеет свои особенности и предъявляет определённые требования к выполнению монтажных работ.

Ленточный фундамент для гаража

В статье вы найдете информацию, касающуюся ленточного фундамента для гаража. Ленточное основание бывает двух видов – сборное и заливное.

Помимо этого, основание может быть разным по сложности конструкции – незаглубленным, мелкозаглубленным и заглубленным.

Технически самым сложным вариантом является заглубленное основание. Оно требует определенных навыков и серьезных расчётов.

Чаще всего используют мелкозаглубленный ленточный фундамент для гаража. Он сочетает в себе приемлемые характеристики и простоту.

Ленточный фундамент для гаража

Фундамент – основа всего гаража. Существуют разные виды оснований. Одним из самых распространенных является ленточный фундамент. Свое название данный вариант получил за схожесть с лентой, протянутой по периметру всей постройки. Вариант лучше всего подходит для массивных гаражей, например, из бетона или кирпича.

Строение может быть даже двух- и трёхэтажным. Главное преимущество ленточного основания – гарантия равномерного распределения массы постройки. Способ также применим для гаражей из легких материалов (например, металлических листов). В этом случае конструкция основания упрощается, так как выдерживать большой вес не требуется.

Ленточный фундамент под гараж бывает двух видов:

Сборное основание собирают из отдельных конструкционных элементов – бетонных блоков. Конструкционные элементы делят на два типа – ФЛ и ФБС.


Элементы с ФЛ-маркировкой будут подушкой фундамента, а ФБС – бетонными блоками, основой конструкции.

Метод позволяет сэкономить время и снизить трудозатраты. Для создания заливного ленточного фундамента используют бетонный раствор, деревянные щиты для опалубки, арматуру.

Вам будут необходимы и вспомогательные материалы – брус, пакля, рейки, крепления для опалубки. Также используют бут, бутобетон. Бутовый камень обеспечивает защиту от влаги/воды и коррозии.

Помимо этого, ленточный фундамент принято делить на «степень» капитальности:

  • незаглубленный;
  • мелкозаглубленный;
  • заглубленный.

Самым трудоемким является заглубленное ленточное основание. Создание опалубки будет сложной технической задачей, необходим опыт и навыки. Широко применяют второй тип – мелкозаглубленный ленточный фундамент для гаража. Он не требует больших средств, в два-три раза дешевле заглубленного варианта.

Относительная простота конструкции и умеренный объём работ позволяют выполнить его самостоятельно, не привлекая наёмных специалистов. Большим преимуществом является возможность оборудовать подвал или смотровую яму. В незаглубленном ленточном основании осуществить это не получиться. Поэтому для гаража оптимальным решением будет именно мелкозаглубленное основание.

Перед тем, как начать строительство ленточного фундамента под гараж своими руками, вам будет необходимо создать план постройки, произвести расчёты и сделать исследования грунта. Исследования покажут тип почвы, уровень залегания грунтовых вод. Данные напрямую влияют на глубину и размеры основания.

Чтобы рассчитать параметры основания, нужно воспользоваться формулой:

П=ДхПГ, где

П – площадь основания;

Д – давление постройки (на фундамент);

ПГ — плотность грунта.

Площадь основания получают путём перемножения давления постройки и плотности грунта. Давление постройки вычисляют исходя из её массы, плотности стройматериалов. Значение плотности грунта берут из таблиц, и соотносят с полученными данными о конкретном участке.

Читайте подробнее в статье здесь, на какую глубину нужно делать фундамент под гараж и как ее рассчитать.


Как выглядит ленточный фундамент под гараж — фото ниже:




Земляные работы

Первый шаг – земляные работы. Для фундамента следует вырыть траншею по периметру гаража. Глубина траншеи зависит от уровня промерзания грунта и типа почвы. К уровню промерзания добавляют 10-20 сантиметров. Осуществлять работу можно вручную или же с помощью строительной техники.

Основание траншеи необходимо очистить от мусора, затем утрамбовать. После очистки засыпают слой песка толщиной 10-15 сантиметров. В теплых, южных регионах глубина траншеи составит 70-80 сантиметров. В средней полосе траншея должна быть поглубже – минимум 110-120 сантиметров.

На ширину траншеи влияет тип грунта. Если почва плотная и однородная, то ширина будет равна толщине стен. Неоднородный грунт потребует некоторых усложнений конструкции – к ширине стен добавляют 10-15 сантиметров.

СПРАВКА. Например, если толщина кирпичной стены гаража составляет 25 сантиметров (один кирпич), вам будет необходима траншея шириной 35-40 сантиметров.

Опалубке также понадобится дополнительное пространство. Для возведения опалубки траншея должна быть расширена на дополнительные 30-40 сантиметров. В некоторых случаях (при очень устойчивой почве) опалубка не обязательна. Опалубка также не нужна для сборного ленточного основания. Элементы сборного фундамента скрепляются между собой арматурой.

Заливка

Рассмотрим заливной способ. Перед заливкой бетона в траншею следует засыпать подушку безопасности. Подушка переставляет собой слой из щебенки и песка. Материалы будут поддерживать бетон снизу, не давая ему просесть или протечь. Помимо этого, песок выполняет дренажную функцию.

Он пропускает избыточную воду через себя, предотвращает скопление воды под гаражом и разрушение фундамента. Материалы для подушки смешивают в равной пропорции. Переизбыток песка ухудшит прочность смеси. Избыток щебня также испортит качества подушки.

После этого можно приступать к бетону. Для расчёта объёма используют формулу:

О = ПхД, где

О – объём бетона;

П – площадь поперечного сечения фундамента гаража;

Д – общая длина основания.

Формулу применяют для прямоугольного основания.

Бетон заливают поэтапно. Сначала необходимо залить траншею частично (не более 15 сантиметров) слоем бетонного раствора. Первый слой создаст основу от намокания. На него укладывают арматурную сетку. Принцип укладки простой – одну арматурную конструкцию на другую. Затем элементы скрепляют между собой.

Следующим этапом будет создание опалубки. Опалубка – конструкция, предназначенная для заливки бетона. Жидкий бетон заливают в форму (опалубку), в ней он застывает, и получается готовый фундамент. Самым распространенным является стационарный вариант.

Основа стационарной опалубки – деревянные щиты разных размеров, лежащие на брусе. Брус служит ребром твердости в конструкции. Деревянные щиты скрепляют стяжками или проволокой.

Для ленточного основания прямоугольной формы используют доски толщиной 5-7 сантиметров. Деревянные щиты укрепляют изнутри распорками, так как при заливке бетон будет распирать опалубку и деформировать её. На внешней стороне необходимо установить колышки, врыть их в землю, усилить жесткость опалубки.

Обращайте внимание на монолитность конструкции – на отсутствие щелей и зазоров. Большая часть бетонного раствора может попросту уйти через них, в итоге основание потеряет свои характеристики. Допустимым зазором между щитами считается размер 4 миллиметра. Большие щели следует замазывать паклей или заколачивать рейками.


После создания подушки безопасности, укладки начального слоя и монтажа опалубки можно приступать к укладке основного слоя бетона. Процесс достаточно трудоемкий и требует большого количества времени. Не допускайте перелив бетона через края опалубки, торопиться не следует. Зимой бетону будет нужно тепло и обогрев, иначе он не сможет нормально затвердеть.

Для этого вдоль опалубки устанавливают источники тепла, которые поддерживают требуемую температур. Летом бетонный раствор нуждается в защите от солнечных лучей и перегрева. Если не защитить строительный участок, бетон будет портиться. Для защиты от солнца подойдет установка навесов, создающих тень над опалубкой. Помимо этого, бетонный раствор следует защищать от осадков – накрывайте его пленкой.

Мы подготовили для вас познавательные статьи о других видах фундамента для гаража — свайный и из монолитной плиты.

Заключение

Первый этап в строительстве ленточного фундамента под гараж своими руками – расчёты и исследования грунта. Они позволяют определить размеры будущего основания. Ключевым параметром является уровень промерзания грунта. В южных региона он составляет чуть больше полуметра, следовательно, глубина траншеи будет 65-70 сантиметров. В средней полосе – 110-120 сантиметров минимум.

После расчётов приступают к земляным работам. Роют траншею по периметру постройки, создают подушку безопасности. Затем заливают начальный слой бетона – около 15 сантиметров. После этого укладывают арматурную сетку и заливают основной слой бетонного раствора. Обратите внимание, что бетон необходимо защищать от осадков, солнечных лучей и низких температур.

Смотрите видео о ленточном фундаменте:

Как правильно залить фундамент под гараж

В статье пойдет речь о заливке фундамента под гараж. Наиболее популярными типами являются ленточный фундамент и основание на монолитной плите.

В независимости от выбранного варианта будет необходимо собрать данные и произвести некоторые подготовительные работы.

Вам будет нужно определить тип почвы, уровень залегания грунтовых вод, узнать глубину промерзания.

На основании полученной информации выбирают подходящий тип фундамента. Самым распространенным основанием является ленточное. Если же участок не гарантирует устойчивости, то выбор можно остановить на монолитной бетонной плите. Она образует с гаражом замкнутую структуру, которая будет изолирована от нестабильной почвы. Давайте узнаем как заливать фундамент под гараж и какой бетон нужен для фундамента гаража.

Как правильно залить фундамент под гараж: общая информация

Без фундамента ни одна постройка не простоит долго, данное утверждение верно и для гаража. Существует множество технологий создания фундамента – свайный и столбчатый метод, ленточный, а также основание на монолитной плите.

Самыми распространенными вариантами являются два последних. Если грунт не является сложным, обладает устойчивостью и стабилен, то обычно выбирают ленточный. Ленточный фундамент бывает двух видов – сборным и заливным. В случае со сборным ленточным основанием используют готовые бетонные блоки.

Монолитная плита позволяет работать на сложных участках, имеющих проблемную почву. Свайный метод используют, если твердые пласты залегают очень глубоко, на уровне 200-250 сантиметров, тогда не существует другой возможности добраться до них. Все эти три варианта связывает одинаковая технология – монолитную плиту, ленточный фундамент и сваи возводят с помощью заливки бетона.


Как залить фундамент под гараж своими руками?

В независимости от выбранного способа первым этапом станет проведение исследований и подготовка.

Заняться исследованиями почвы можно и своими силами. Легче всего будет узнать у соседей.

Возможно они у них имеются данные о грунте, и они согласятся поделиться информацией.

Если же нет, то придется заняться самостоятельными изысканиями. Для этого выкопайте яму с глубиной 250-300 сантиметров. Пробы берутся каждые двадцать сантиметров. Вместо ямы можно пробурить скважину.

В случае со стабильной почвой свой выбор рекомендуется остановить на ленточном фундаменте. Для пучинистого грунта желательно брать монолитную плиту.

Следующий важный пункт в сборе данных – уровень промерзания грунта. Его не следует определять экспериментально, ждать зимы, проводить опыты. Для этого воспользуйтесь табличными данными, которые публикуются государственными службами. В южных регионах глубина промерзания гораздо ниже, чем в северных. В теплом климате почва промерзает на 50-60 сантиметров. В умеренном почти в два раза больше, 80-90 сантиметров.

Пробы также должны показать вам уровень залегания грунтовых вод. Тут действует простое правило, чем выше залегает вода, тем хуже. Уровень в 50 сантиметров делает ленточное основание неподходящим решением. Желательно чтобы воды залегали минимум на отметке в 90-100 сантиметров.

Если у вас есть желание оборудовать гараж смотровой ямой или подвалом, то планировать подземные помещения нужно до окончания строительных работ. С дренажом дело обстоит аналогичным образом, все надо запланировать заранее. В качестве базовой защиты от грунтовых вод в основание фундамента засыпают слой гравия или битого кирпича (15-20 сантиметров). Улучшить отвод воды можно с помощью канавок и системы труб.

Еще одним подготовительным этапом является разметка территории. В независимости от типа основания участок необходимо разметить. Для этого используют деревянные колышки и прочную, толстую нить. Идеально подходит капроновая нить. Колышки размещают по углам будущего фундамента. Затем под углом в 90 градусов (если гараж будет прямоугольный) натягивают нить. Она будет показывать границы будущего фундамента и постройки.

Ленточный

Ленточный фундамент – наиболее популярное решение. Его принято делить по степеням заглубленности. Для гаража лучше всего подходит так называемый «мелкозаглубленный» ленточный фундамент. Под этим понимается уровень траншеи, насколько глубокой её необходимо делать.


Как залить фундамент для гаража?

Работы начинают с разметки территории. Как было сказано выше, для этого используют колышки и капроновую нить.

Особенностью ленточного основания станет разметка двух краев траншеи – внутреннего и внешнего. Промежуток между ними определит ширину фундамента.

Затем начинают проводить земляные работы. По разметке выкапывают траншею. Задачу можно облегчить, если использовать строительную технику. В стандартном случае глубина траншеи равняется 90-100 сантиметрам.

После этого укладывают песчаную подушку, приблизительно 10-20 сантиметров. Подушку смачивают водой и проводят утрамбовку. Сверху насыпают второй песчаный слой, повторно выполняют утрамбовку и смачивание.

Теперь можно заняться созданием опалубки. Опалубка является жесткой формой, в ней и будет застывать бетон. Чаще всего используют стационарную опалубку. Конструкцию возводят с помощью деревянных щитов. Чтобы придать им прочность и жесткость, их усиливают распорками и колышками.

Колышки врывают по углам опалубки, предотвращая таким образом «расплывание» формы. Щиты укладывают на брус, он выполнят роль ребра жесткости. Доски должны быть толщиной не менее 5-8 сантиметров.

Особое внимание следует уделять отсутствию просветов и щелей. Все щели более четырех миллиметров нужно заделывать. Для этого используют паклю или же заколачивают рейками.

Также настоятельно рекомендуется уложить арматурную сетку. Она придаст прочность фундаменту, повысит его долговечность. Связывать элементы можно обычной проволокой. Затем полученные заготовки помещают в траншею.

После этого начинают заливать бетонный раствор. Его можно изготовить самостоятельно.

Стандартный состав – 1 / 2 / 3. Берут одну часть цемента, две песка, три щебня. Состав разбавляют водой и перемешивают. Полученный раствор заливают за один день, необходимо избегать перепадов температур, холода, жары, солнцепека. Чтобы защитить от дождя, бетон закрывают полиэтиленовой пленкой. Застывать бетон будет долго – два-три месяца.

Монолитная плита

Если участку не подходит ленточное основание, то можно воспользоваться монолитной плитой. Плита будет образовывать замкнутую, изолированную от нестабильной почвы, структуру с гаражом. Это позволяет возводить гараж на торфянистом или пучинистом участке.

Противопоказанием является наклон. Монолитную плиту можно укладывать лишь на идеально ровную поверхность. Выровнять участок можно с помощью строительной техники (например, бульдозера или грейдера).

Процесс возведения монолитного основания является очень схожим с созданием ленточного фундамента.


Первый этап – разметка и проведение земляных работ. По разметке выкапывают котлован, с глубиной 30-50 сантиметров.

Затем в него укладывают слой гравия 10-15 сантиметров. Вторым слоем идет песок, тоже 10-15 сантиметров.

После этого возводят опалубку из досок, укладывают внутрь арматурную сетку.

Затем приступают к основным работам – заливке бетона.

Какой марки бетон нужен для фундамента гаража? Желательно приобрести на фундамент для гаража бетон марки М250 или М350. Для обычного гаража толщина плиты составит 15-20 сантиметров.

Процесс заливки фундамента гаража потребует аккуратности и тщательности. Все неровности нужно выравнивать деревянными гребками.

Как и в случае с ленточным основанием, монолитная плита требует ухода. Нельзя допускать воздействия солнечных лучей, перепадов температур. От солнца помогают навесы, от холода – внешние источники тепла, расставленные вокруг опалубки.

Сколько сохнет фундамент под гараж? Средний срок застывания при теплой погоде (+20 градусов) составит около 10 суток. В более холодную погоду бетон будет застывать значительно дольше, до одного месяца.

Заключение

Любой фундамент начинают с земляных работ. Для ленточного основания следует вырыть траншею, которая вместе с опалубкой станет формой будущего фундамента. В случае с монолитной плитой выкапывают неглубокий котлован. Его также усиливают досками, чтобы бетонный раствор смог правильно застыть. Крайне желательно позаботиться об армировании, металлическая сетка повысит прочность фундамента.

Залив фундамента под гараж нужно осуществлять тщательно и не торопясь. Лучше всего завершить процедуру полностью в течение одного дня. Бетонный раствор нуждается в защите от природных воздействий. Холод, жара, солнечные лучи будут ухудшать качества бетона. Чтобы защититься от них, следует использовать навесы, дополнительные источники тепла.

Читайте также: