Купол пантеона в риме из аналога газобетона строили

Обновлено: 26.04.2024

Бетон был известен человечеству на протяжении тысячелетий. Есть мнение, что даже храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, возведённый по меньшей мере в девятом тысячелетии до н.э, тоже был построен из бетона. Но римские строители, пользуясь вулканическими дарами Апеннинского полуострова, смогли усовершенствовать бетон, многократно увеличив его прочность.

Из качественно нового бетона они возводили величественные, монументальные постройки, некоторые из которых сохранились и по сей день. Сегодня я предлагаю поговорить о "Пантеоне" - храме, посвящённом всем богам сразу и возведённом в 126 г. н.э.

Какой была почти двухтысячелетняя история Пантеона? В чём заключаются его особенности? И какие интересные факты есть о данном храме? Давайте разбираться!

Какому богу? Да всем сразу!

Пантеон появился на месте храма, посвящённого Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима. Согласно преданиям, именно с этого места Ромул вознёсся на небеса.

Мало кто знает, но "Пантеонов" было целых три! Первый начали строить ещё в 27 г. н.э. по приказу Марка Агриппы, родственника и одного из ближайших сподвижников первого императора Августа, однако крупный пожар в 80 г. н.э. разрушил первый храм.

При императоре Домициане был построен второй храм (лично мне это напоминает историю с иерусалимскими храмами), но и второй Пантеон долго не простоял.

И лишь третья попытка, осуществлённая во время правления императора Адриана в 126 г. н.э. увенчалась успехом - третий храм стоит уже почти две тысячи лет, поражая своей монументальностью и чрезвычайной сложностью исполнения для "всего-то" II века.

С самого начала это был храм, посвящённый всем богам сразу - по кругу стояли алтари всех центральных богов римской религии. В дальнейшем, с ростом влияния и популярности христианства, 13 мая 609 года Пантеон был переоборудован из языческого храма под христианские нужды.

Так, Пантеон превратился в Базилику Святой Марии и Мучеников, которой является и по сей день. Несмотря на это, многие по-прежнему называют этот храм Пантеоном, ибо никакие атрибуты христианства не скроют истинную античную сущность этого строения.

А чего все носятся с этим Пантеоном?

Основная уникальная особенность Пантеона - купол, поражающий воображение своими размерами. Его внутренний диаметр составляет 43,3 метра!

Для справки. Только спустя тринадцать веков инженеры смогли построить купол, превосходящий по размерам купол Пантеона. Таковым стал купол Дуомо, венчающий флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Ненамного превосходящий, кстати говоря: всего лишь 44 метра против 43,3. И, несмотря на все наши технологии и научные прорывы, купол пантеона остаётся крупнейшим неармированным бетонным куполом в мире!

По центру купола располагается "окулюс" - отверстие диаметром в 9 метров, через которое в Пантеон поступает солнечный свет. В Средние века по Европе ходили легенды, что это отверстие было проделано дьявольскими силами.

Как римляне построили столь гигантский купол? Ну, во-первых, вместе с бетоном они использовали и более лёгкие материалы - пемзу и туф, которые не только облегчили всю конструкцию, но и защитили её от образования микротрещин.

А во-вторых, существует легенда, согласно которой при строительстве Пантеон засыпали землёй, в которой были спрятаны золотые монеты. И после завершения постройки купола, римлян пустили внутрь храма, и они очень быстро очистили его и от земли, и от золотых монет.

Факты о Пантеоне

  • Увидев Пантеон, Микеланджело сравнил его с работой ангелов, но не людей.
  • Мастер Брунеллески, который проектировал вышеупомянутый купол Дуомо, вдохновлялся при работе именно Пантеоном.
  • В День сошествия Святого Духа, празднуемый католиками на пятидесятый день после Пасхи, сквозь окулюс выбрасывают тысячи лепестков роз, символизирующих огненные языки Святого Духа.
  • Папа Римский Урбан VIII Барберини воспользовался бронзовыми украшениями Пантеона для отлива пушек. За это его наградили не совсем приятной эпиграммой: "Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini" - "Чего не сделали варвары, сделал Барберини".
  • Пантеон является мавзолеем. В нём захоронены: художник Рафаэль Санти и Мария Биббиена, его невеста; первый итальянский король Виктор Эммануил II, а также его сын Умберто I с супругой Маргаритой (той самой, именем которой названа самая популярная пицца на планете); и другие.

Понравилась статья? Поддержите нас лайком и подпиской! Обещаем, здесь будет много интересных статей об эпохе античности!

Понравилась статья? Поддержите нас лайком и подпиской! Обещаем, здесь будет много интересных статей об эпохе античности!

Великолепные руины вкруг лежат
И гордый Пантеон бросает вызов времени
Не покорён законами природы;
Могущественный гений римлян взнёс купол
Чтобы людям дать дом богов им покорённых
И поразить весь мир благоговением

Джон Коуртени "Поздравительная ода" (1792)

". ангельский, а не человеческий проект."

Микеланджело Буанаротти о куполе Пантеона

Американский инженер Давид Мур с женой посетили Рим в конце 1980-х годов, и служащий отеля, в котором они остановились, предложил им прогуляться к расположенному поблизости Пантеону. Мур так описывает это посещение:

"После короткой прогулки мы оказались перед необычно большим зданием круглой формы, облицованным однородным кирпичом и аккуратно увенчанным массивным куполом. Что-то из современного архитектурного мира, что мог бы создать знаменитый Фрэнк Ллойд Райт. Нет, это не может быть настоящим зданием древнего Пантеона. Оно слишком большое, слишком новое и совершенно во всех деталях, чтобы быть древним римским зданием, которому около 1800 лет.

Высокая колоннада крыльца с большими мраморными колоннами манила нас войти, и мы вошли через две впечатляющие высокие металлические двери. Вид внутри стал еще одним шоком. Мы стояли на отполированном мраморном полу с интересным рисунком. Удивительно, но римляне придали этому полу небольшой уклон посередине, чтобы облегчить дренаж. Осмотревшись, можно было увидеть несколько больших ниш в стенах обрамлённых резными колоннами из фиолетового мрамора. В свое время эти ниши были заняты важными статуями Рима. В центре потолка располагался большое световое окно, но что было действительно необычным для инженера, так это вафельные углубления, которые составляли нижнюю часть массивного купола.

Это здание выглядело слишком сложным для строительства, если обладать только с ручными инструментами древних римлян. Я попросил охранника у двери подтвердить что это здание действительно было построено римлянами во времена Христа. Он моментально развеял все сомнения в отношении своих соотечественников. Здание действительно было построено римлянами около 1800 лет назад и с тех пор не подвергалось перестройке. Да, оно было построено из римского бетона. В официальном туристическом проспекте говорится, что его купол перекрывает 44 метра. Я был поражен. Как можно построить такое большое, элегантное сооружение руками, используя какой-то таинственный бетон?"

Мур был настолько ошеломлен зданием, что следующие десять лет он посвятил изучению Пантеона и римского бетона, в результате чего увидела свет его книга "Пантеон: Триумф римского бетона". И он не одинок. Многие людей, впервые посещающие Пантеон, особенно архитекторы и инженеры-строители, приходят к подобным выводам, ошибочно полагая, что здание действительно великолепное сооружение начала двадцатого века или что здание действительно римское, но купол является современным дополнением или усовершенствованием. Если такие посетители также знают об ограниченном сроке службы современного бетона, они еще более ошеломлены. Не только потому что конструкция и качество работ слишком современно, но их сбивает с толку, как оно смогло простоять 2 тысячи лет без разрушения?

Можно легко отличить посетителей в первый раз оказавшихся в Пантеоне. Как и у Дэвида Мура, возникает удивление и трепет (многие англоязычные посетители не могут подавить " Вау!"или "О-о"), после чего следует вопрос: "как они это сделали"? На протяжении почти двух тысячелетий Пантеон обладал самым большим правильным куполом (половиной геометрической сферы) в мире. Папы, князья, короли, халифы, византийские императоры и немецкие избиратели подталкивали своих архитекторов к созданию зданий с куполами больше, чем у Пантеона, но все они не даже не приближались к его размерам, не говоря уже о том, чтобы превзойти его. Только современные технологии и материаловедение, позволили нам построить купола больше, чем в Пантеоне. Даже по сей день, несмотря на периодические землетрясения и постоянное воздействие окружающей среды на конструкцию, он по-прежнему крупнейший неармированный бетонный купол в мире.

Архитектор и инженер Аполодурус

Рис 13. Архитектор и инженер Аполодурус из Домаскуса. Аполордус совершил ошибку сделав саркастическую ремарку о восторге Императора Адриана куполом

Импертор Хадриан

Рис 14. Выдающийся, но обидчивый Импертор Адриан, возможный проектировщик нового Пантеона

Рис 15. Пантеон. Архитектурное и техническое совершенство построенное из римского бетона. В последствии Адриан приказал совершить самоубийство архитектору Аполордусу, который имел сомнения относительно купола.

Как же римляне это сделали?

Лучше всего сделать здесь паузу и рассказать увлекательную историю Пантеона. Как и у всех великих зданий, созданных человеком, история строительства Пантеона почти так же интересна, как и само здание.

Первые пару столетий Римской Империи были в целом счастливым периодом для ее жителей. Тиберий и Домициан, возможно, терроризировали Сенат, но, по большому счету, они правили хорошо. Даже во времена правления таких психов, как Калигула и Нерон, достойные подражания гражданские и правовые институты империи, разрушенные в Риме капризами и бредом безумных императоров, как правило благополучно работали в большей части Италии и провинций Империи. Убийство Домициана в 96 году н. э. положило начало тому, что большинство историков считают “золотым веком” империи, также известным как “правление пяти добрых императоров". Историк Эдвард Гиббон называет это время "счастливым периодом, протяжённостью более чем в восемьдесят лет", когда империя "охватывала самую прекрасную часть земли и самую цивилизованную часть человечества". Римский сенат выбрал одного из своих сенаторов преемником Домициана - Нерву, который вскоре ввёл в обращение лучший метод наследования престола, когда-либо известного, до или после. Выбранный Сенатом, потому что он был умным, гуманным, честным и трудолюбивым человеком, Нерва, в свою очередь, усыновил молодого человека с подобными качествами, Траяна, и назначил его своим преемником. Траян сделал то же самое, усыновив Адриана, а Адриан сделал то же самое, усыновив Антониуса Пия, и Антониус Пий сделал то же самое, усыновив Марка Аврелия. К сожалению, Марк Аврелий нарушил эту мудрую и давнюю традицию, назначив своим наследником - императором своего сына Коммодуса. К сожалению, Коммодус страдал манией величия.

Из пяти добрых императоров Нерва запомнился своей кроткой натурой, Траян - воинской доблестью, Адриан - многочисленными строительными проектами, Антонин Пий - спокойным и эффективным управлением империей, а Марк Аврелий - философскими размышлениями. Адриан был самым сложным, очаровательным и умным из этих пяти высокоинтеллектуальных людей. Он также был самым неприятным из группы. Вскоре после прихода к власти Адриан получил могущественного недруга в лице Сената, когда приказал казнить четырех сенаторов, людей, которые ему не нравились или которым он не мог доверять. Начинать правление с казни четырех сенаторов не очень то вяжется с обликом “хорошего” императора. Тем не менее, несмотря на дюжину примеров подобного “правосудия”, Адриан в целом был хорошим императором. Однажды, когда он путешествовал по провинции, к нему подошла женщина с петицией. Когда он попытался отмахнуться от нее, сказав, что у него нет времени чтобы рассматривать ее дело, женщина ответила: "Ну, тогда не будь императором!" Уязвленный этим замечанием, Адриан остановился и терпеливо выслушал ее просьбу. Политика Адриана была дальновидной и здравой. Он оставил многие восточные завоевания Траяна и отвёл римские войска за горы и перевалы, которые предоставляли естественную защиту. Чтобы предотвратить набеги варваров - пиктов, которые нападали с территории современной Шотландии на римскую Британию, он построил огромную стену через всю северную Англию, которая перемежалась фортами каждые полтора километра. Большая часть “Адриановой стены” сохранилась, хотя, как это произошло обычно с большинством римских сооружений, большая часть каменной кладки была разобрана столетия спустя для других зданий, в основном местных аббатств, церквей и домов фермеров.

Кажется, не было предмета, о котором Адриан не имел представления и не мог ничего сказать. Он приглашал ученых мужей на обед, обсуждая с ними широкий круг вопросов, а затем подробно - в деталях - указывал на ошибки каждого из своих гостей. Однажды знаменитый филолог Фаворинус из Арелата был гостем Адриана и они обсуждали этимологию слов. Адриан оспаривал теорию Фаворинуса о происхождении определенного слова, и последний признал, что император, вероятно, прав. Когда позже Фаворинус рассказывал друзьям эту историю, они начали упрекать его за то, что он поддался императору, так как он, Фаворинус, был почти наверняка прав насчет происхождения слова. Фаворинус покачал головой и сказал: "Вы, друзья мои, толкаете меня на кривую дорожку, и требуете чтобы я не считал человека командующего тридцатью легионами самым образованным из людей". Эта история стала широко известной, и вскоре император сослал Фаворинуса на греческий остров Хиос. Вот таким парнем был Адриан.

Вид внутри римского Пантеона

Рис 16. Вид внутри римского Пантеона с потоком света из "глаза" в вершине купола

Внутренняя поверхность перекрытия купола

Рис 17. Внутренняя поверхность перекрытия купола

Архитектурный план Пантеона

Рис 18. Архитектурный план Пантеона, показывающий массивные стены, построенные чтобы выдержать огромный вес бетонного купола, который до сих пор остаётся самым большим неармированным куполом в мире.

Помимо обширных знаний в истории, математике и философии, Адриан был архитектором-любителем, который питал страсть к куполам. Существует история, которая даёт представление о характере Адриана и, возможно, содержит важную информацию приведшую к созданию Пантеона. Однажды, когда Траян обсуждал проект строительства со знаменитым архитектором Аполлодором Дамасским, Адриан отважился сделать несколько предложений. Аполлодор велел ему не лезть не в свое дело и вернуться к рисованию своих “тыкв”, насмешливо намекая на увлечение молодого человека куполами. Это было весьма недальновидно со стороны Аполлодора, так как Адриан был человеком, который никогда не забывал и не прощал оскорблений. Когда Адриан стал императором, Аполлодор, пытаясь загладить свою вину, посвятил новому правителю книгу о полевой артиллерии. Ничего не получилось. В то время как Аполлодор, вероятно, ждал новых строительных заказов, которые он никогда не получит, Адриан решил построить великолепный храм, который бы щеголял такой “тыквой”, подобных которой мир никогда не видел. Архитектурный мотив, презираемый Аполлодором, купол, будет, наконец, реабилитирован зданием, от которого у всех захватит дух. Поскольку плотная застройка в центре Рима ограничивала возможности строительства - как обнаружил ранее Нерон - Адриан решил осуществить свою мечту, восстановив храм, сгоревший почти полвека назад: Пантеон Агриппы.

Богач Марк Агриппа, приятель Ирода и лучший друг Августа, также был покровителем искусств. В 27 году до н.э. он решил построить великолепный храм, посвященный всем богам - пантеон. К сожалению, пожар полностью разрушил храм в 80 году н.э., где-то в середине правления Домициана. Мы понятия не имеем, как он выглядел, но, скорее всего, это был стандартный прямоугольный храм. Домициан, вероятно, так и не удосужился восстановить его, потому что был слишком занят борьбой с племенами германцев и даков. Нерва так и не смог восстановить его, потому что он умер всего через шестнадцать месяцев после того, как стал императором. Траян никогда не удосужился восстановить храм, потому что он был слишком занят борьбой с даками и парфинянами, и сначала он хотел закончить строительство своего нового форума и архитектурного комплекса, известного сегодня как рынок Траяна (его истинное назначение было скорее правительственным, чем коммерческим), который Аполлодор строил для него в Риме. К тому времени, когда Адриан пришел к власти, место старого храма пустовало так долго, что, вероятно, превратилось в фермерский рынок.

Вместо того, чтобы просто восстановить предыдущее сооружение, Адриан хотел создать что-то другое и гораздо более грандиозное: здание, которое ослепит всех, кто его увидит. Как мы уже отмечали, он был неравнодушен к куполам, но гениальность Адриана заключалась в том, что он хотел реализовать все эстетические возможности бетона и его потенциал чтобы выразить не только красоту но и силу. И он хотел сделать это так, как не смогла бы сделать великолепно подогнанная и тщательно уложенная кирпичная кладка.

Некоторые специалисты предполагали, что Пантеон спроектировал Аполлодор. Это предложение кажется весьма маловероятным, учитывая неприязнь Адриана к Аполлодору и явное предпочтение которое последний отдавал сводам вместо куполов. Аполлодор также, по-видимому, сомневался в прочности бетона, потому что большинство сводов на рынке Траяна были выполнены из кирпича. Этот метод строительства, использовался давно и был достаточно надежным, когда кирпичи укладывали на бок вдоль деревянной полусводчатой формы для возведения свода. Действительно, до XIX века многие архитекторы считали что купол Пантеона был кирпично-ребристой конструкцией - собранной на полусферической деревянной форме, которая затем была покрыта бетоном. Аполлодор действительно использовал бетон для создания большого крестообразного свода на рынке Траяна, но он, вероятно, строился секциями и не имел ни размеров, ни сложности купола Пантеона.

Адриан, вероятно, был достаточно знаком со свойствами бетона, чтобы знать, что он сможет выдержать вес большого купола. Конечно, бетонные купола строились и в прошлом, но никогда в таком впечатляющем масштабе. Купол Адриана будет в два раза шире, чем любой другой, в два раза выше и, конечно, красивее. Никто в древности не доверял прочности бетона так, как Адриан при строительстве Пантеона. Вы удивитесь, но даже сегодня, большинство инженеров даже не попытаются начать такое строительство без использования стальной арматуры.

Естественно, амбициозный проект Адриана требовал особой тщательности. Мы знаем, по крайней мере, об одном компромиссе или изменении проекта, который имел место во время строительства Пантеона. Первоначально предполагалось, что колонный портик перед Пантеоном будет намного выше. Над существующим портиком можно легко разглядеть слегка сплющенный треугольник, который точно соответствует линии крыши под ним. Очевидно, изначальный размер портика предназначенного для гранитных колонн был просто слишком большим. Гранит чрезвычайно тверд и тяжел; каменщикам пришлось бы найти и вырезать массивный гранитный блок - без дефектов, который впоследствии мог бы поставить под угрозу несущую способность фундамента колонны, а затем, с большой осторожностью, опустить его на полозья, чтобы его можно было переместить в то место, где можно было бы выполнить трудную задачу вырезания из этого твердого материала идеально круглой колонны. (Рифлением колонн, вероятно, также пришлось пренебречь из-за сложности работы с камнем такого рода). Имеющиеся сейчас колонны все еще достаточно велики: гранитная часть каждой имеет высоту в 12 м и толщину в 1,5 м и увенчаны резными коринфскими капителями, которые имеют высоту в 2,5 м, что доводит полную высоту колонны до 14,3м.

Может существовать и другая причина для внесения изменения. Если посмотреть на изображение или модель Пантеона, в том виде, в каком он первоначально планировался, более крупный портик кажется более гармонично сочетается с ротондой позади него. Однако, с точки зрения человека на земле, смотрящего вверх, меньший портик выглядит достаточно большим. Адриан, должно быть, понял, что купол будет выглядеть менее впечатляющим, если входить в храм через больший портик. Адриан, возможно, время от времени срывался на людей, которые представляли для него угрозу или которых он просто не любил, но никто никогда не ставил под сомнение его эстетический вкус или его готовность использовать находящуюся в его распоряжении материальную и политическую власть для реализации строительных проектов. Например, вместо того, чтобы использовать для Пантеона гранит из близлежащих Альп или Калабрии, Адриан выбрал гранит с горы Клавдия (Джебель-Фатерех) в Восточном Египте. Логистика и расходы, связанные с транспортировкой этих колонн из Египта, должно быть, были весьма существенными, но Адриан, вероятно, был поражен бледно-серо-голубым цветом этого гранита и подумал, что он идеально подходит для небесной темы храма. С точки зрения эстетики Адриан был бы прав, если бы решил сделать портик поменьше.

Даже если бы ротонды не было, а портик продолжал очерчивать классический прямолинейный храм, это все равно считалось бы замечательным достижением греко-римской эпохи, но Адриан вместо этого хотел раздвинуть границы возможного в архитектуре больше, чем кто-либо до него.

Предполагается, что до начала работ над храмом был произведен ряд геометрических вычислений и расчет напряжения материалов. Если бы купол был увенчан в основании перевернутым близнецом, то его объем описывал бы идеальную сферу, основание которой точно касалось бы пола ротонды. Примерно за пятьдесят лет до этого замечательный греческий ученый Герон Александрийский написал книгу о математических уравнениях для строительства сводов и куполов, и не исключено, что Герон описал и эту форму. Этого мы никогда не узнаем, потому что трактат Герона, как и подавляющее большинство книг, изданных в древности, не сохранился до наших дней. Недавно была обнаружена еще одна математически выверенная особенность купола, которая, возможно, объясняет размеры, выбранные для отверстия на его вершине: глаза. В 2005 году Роберт Ханна из Университета Отаго в Данидине, Новая Зеландия, посетил Пантеон, проводя исследования для своей книги "Время Античности". Вскоре он понял, что планировка Пантеона предполагает, что это был больше, чем просто храм. Между осенним и весенним равноденствием свет полуденного солнца идёт по внутренней стороне куполообразной крыши; в то время как между весенним и осенним равноденствиями высоко стоящее солнце проходит вдоль нижних стен и пола. В каждое из равноденствий солнечный свет, проникающий через глаз купола, попадает на стык между крышей и стеной, над величественным северным дверным проемом Пантеона, позволяя лучу света проникнуть в окно над порталом и упасть на двор снаружи. Ханна указывает, что это не совпадение, так как такой же тип солнечных часов, распространенный в римские времена, использовался для указания времён года и включал в себя купол с отверстием, хотя, очевидно, намного меньше.

Тем не менее, как гласит старая поговорка, 1 процент везения и 99 труда, так что после того, как расчеты были выполнены и проектирование Пантеона завершено, началась действительно тяжелая работа: строительство внушительного, чрезвычайно сложного и уникального здания. Римляне не армировали бетон стальными стержнями, как мы это делаем сегодня, поэтому прочность бетона на растяжение была очень невысокой, да и прочность римского бетона на сжатие - его способность выдерживать большой вес (включая собственный) - также была меньше, чем у современного бетона. Большой бетонный купол создает огромные напряжения, направленные как вниз, так и наружу, на поддерживающие его стены. Короче говоря, купола заставляют инженеров нервничать, а купол такого размера заставил бы волноваться всех людей, связанных с этим проектом—архитекторов, работающих под руководством Адриана, инженера - строителя, подрядчиков и поставщиков материалов. Адриан хотел, чтобы его купол был голым, поэтому он должен был иметь гладкую поверхность. Было необходимо преодолеть ряд проблем, и если решение любой из этих сложных проблем будет неправильным, в результате все здание может рухнуть.

Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись архитекторы, заключалась в том, что если бы стандартный купол, такой, как в бане в Байе или в Нероновом Domus Aurea, был построен в таком масштабе, его вес стал бы таким, что даже толстые стены и бочкообразные своды ротонды не смогли бы его выдержать. Это было частично исправлено за счет двадцати восьми вертикальных рядов красивых инкрустированных крепежей, которые не только уменьшили бетонную массу купола и его последующую нагрузку, но и добавили потрясающее художественное украшение. Еще раз, инженерное искусство было использовано для того чтобы добавить красоты сооружению, подчеркнуть основную концепцию и идею, ради которых строился Пантеон.

Для еще большего снижения веса купола использовался более легкий заполнитель - пористая вулканическая пемза, в отличие от стен, в которых были использованы более твердые породы заполнителя с лучшей несущей способностью. Действительно, можно увидеть множество различных заполнителей, которые использовались при строительстве Пантеона: один для фундамента, другой для стен, а третий для купола, каждый из которых идеально подходит для конкретного применения и/или обеспечения соответствия имеющейся нагрузки. Это искусное использование различных заполнителей было тем, что не смогут полностью оценить до двадцатого века.

Купол Пантеона не был бы таким великолепным, если бы форма, в которую заливался бетон, не была образцом совершенства. Форма для купола Пантеона была наиболее художественно продвинутым примером бетонной опалубки, используемой до современной эпохи. Представьте себе выпуклый разворот внутренней поверхности купола Пантеона с торчащими из него четырехступенчатыми углублениями. По большому счёту, эта математически совершенная деревянная форма с почти безупречной поверхностью должна была создаваться на месте, десятками рабочих, возводящими её верхнюю и нижнюю часть, а каждый шаг ее изготовления, должен был сопровождаться постоянным контролем, чтобы обеспечить требуемую точность. Форма должна была быть сделана из прочной древесины, такой как орех или дуб, и она должна была быть довольно толстой, чтобы выдержать вес сотен тонн бетона, укладываемого на нее. И поддерживал все это густой лес чрезвычайно крепких лесов внизу, вероятно, состоящий из бревен, вырезанных из цельных стволов сосен.

Тем не менее, трамбовка римского бетона была важным элементом обеспечения долговечности материала. Она не только заполняла все пустоты опалубки, но и сжимала сам бетон, делая его более плотным и твёрдым, обеспечивая минимум микроскопических воздушных полостей внутри материала, которые могли бы служить путями для попадания внутрь бетона воды или химических веществ, которые могли повредить его. Этот метод уплотнения бетона не использовался, пока не был повторно обнаружен в отделе гражданского строительства США, сотрудники которого заметили преимущества такого метода уплотнения при строительстве бетонной конструкции дамбы в 1980х. Сегодня этот метод широко используется.

Построенный храм ошеломляет во всех смыслах этого слова. Сначала вы входите в портик между самыми высокими гранитными колоннами, которые когда-либо существовали в Риме, а затем проходите через сохранившиеся с тех времён двойные бронзовые двери высотой 6,4 м в огромное открытое пространство, которое впечатляет своими размерами. Огромный купол высоко над вами был спроектирован так, чтобы представлять небеса, и потрясающие концентрические ряды сводов, поднимающиеся к "глазу" в его центре, и кажется что они создают какую-то большую естественную силу, как божественную, так и интеллектуальную, застывшую в акте становления. Однако впечатлений и толкований смысла, скрытого в куполе Пантеона - математических, эстетических и даже духовных - не меньше, чем человеческих существ. Один человек описал Пантеон как некий временной портал, в котором посетитель сразу же переносится в Древний Рим во всей красе. Это правда. Здесь, как нигде, посетитель может ощутить мощь и величие Рима времён Римской Империи.

Бетонные своды и купола стали популярны в Римской Империи во втором, третьем и четвертом веках, хотя ни одна из более поздних конструкций никогда не достигла размеров Пантеона. Крестовые своды особенно часто использовались в крупных общественных банях. Все бани разрушились за одним исключением: одна секция бани построенной в Риме императором Диоклетианом в четвертом веке. Эта секция когда-то была frigidarium, крылом бани для купания в холодной воде. Она была спасена от разрушения так как была перестроена в церковь: базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи Мартин. Её стоит посетить, так как это лучший сохранившийся пример сводов из римского бетона.

После правления пяти добрых императоров Римская империя, по крайней мере, ее западная половина, прожила еще пару столетий, несмотря на почти безжалостную гражданскую войну и вторжения варваров. Восточная Римская империя сохранилась в усеченном виде до XV века, когда её столица, Константинополь, была захвачена турками. Однако задолго до этого исчезли бесчисленные книги литературного и исторического значения, а также секреты десятков различных технологий, включая формулу изготовления римского бетона.

За несколькими любопытными и единичными исключениями, прошло почти полторы тысячи лет, пока бетон не был переоткрыт заново, и еще столетие или два, пока мы не поняли, что делаем те же ошибки, которые римляне научились избегать уже в древнем прошлом. К сожалению, к тому времени, когда мы обнаружили наши ошибки, планета уже была покрыта материалом, который был сделан и применен неправильно. В отличие от Пантеона и здания римского Сената, практически все бетонные конструкции, которые мы видим сегодня, в конечном итоге потребуют перестроки, что обойдется нам в триллионы долларов, фунтов, евро, иен и юаней. Но это уже другая история, которая будет рассмотрена позже.

Римский Пантеон без преувеличения относится к самым узнаваемым символам Вечного города. Геометрическое совершенство пропорций и удивительный купол этого здания, само создание которого овеяно удивительными легендами, – яркое напоминание об архитектуре великой Римской империи в историческом центре современного Рима. Красноречивее всего была реакция Микеланджело, который, впервые увидев это чудо, сравнил создание Пантеона с работой ангелов, а не людей.

1. Когда и кем был построен римский Пантеон

Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три.

Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы — полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), однако построенное им здание было разрушено во время большого пожара в 80 году н.э. Пантеон был заново возведен при императоре Домициане, но и это здание долго не прослужило.

2. Храм всех богов

Пантеон — это группа богов , принадлежащих той или иной религии или мифологии (от греческого πάντες — все и θεός — бог). По одной из версий, в языческие времена в храме Пантеон были представлены все главные божества древних римлян . В нем по кругу располагались алтари Марса, Венеры, Сатурна, Юпитера и Юноны. Римляне подносили богам дары и совершали ритуальные жертвоприношения, чтобы заручиться их поддержкой и добиться благоволения.

3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире

Уникальность Пантеона – в его куполе , который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерного дела.

Только спустя более 1300 лет, когда Брунеллески построил купол Дуомо во Флоренции, удалось превзойти диаметр купола Пантеона. И даже в XXI веке со всеми его технологиями купол Пантеона остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире!

Сравнение внутренних диаметров куполов:

  • Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) — 41,47 метров
  • Пантеон в Риме (II в. н.э.) — 43,3 метра
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) — 44 метра

Оказавшись в Пантеоне, трудно представить, что такой громадный купол опирается только на стены (хотя, на минуточку, их толщина под 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами — туфом и пемзой, и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы препятствуют образованию микротрещин.

Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции , при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.

4. Окулюс — загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона

Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus — глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр — 9 метров.

21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Герои книги Дэна Брауна «Ангелы и демоны» именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.

Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его — на этот случай предусмотрены стоки в полу.

А самый впечатляющий «дождь» — дождь из лепестков роз (“La pioggia di petali di rose”) — можно увидеть в День сошествия Святого Духа, который празднуют на 50-й день после Пасхи (то есть каждый год эта дата разная, следите за католическим календарем). На купол Пантеона забираются пожарные, которые выбрасывают тысячи лепестков роз из окулюса.

В этот день цвета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.

5. Самый хорошо сохранившийся памятник античной архитектуры

Пантеон считается одним из самых хорошо сохранившихся памятников античной архитектуры, который практически не перестраивали и не изменяли со времен Римской империи. Во многом сохранность Пантеона объясняется тем простым фактом, что он своевременно перешел в распоряжение церкви, приспособившей его под свои нужды.

В интерьере с античных времен сохранились такие детали, как, например, великолепный мраморный пол. Однако большой урон убранству храма нанес папа Урбан VIII Барберини, который использовал бронзовые украшения Пантеона для пушек замка Святого Ангела. Своим поступком он заслужил едкую эпиграмму: „Quod не fecerunt Barbari, fecerunt Barberini“ («То, что не сделали варвары, сделал Барберини»).

6. Римский Пантеон – христианская церковь

Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников ( Basilica di Santa Maria ad Martyres ).

Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на 1 ноября — день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.

Сегодня Пантеон — действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.

7. Кто похоронен в римском Пантеоне

Пантеон — это не только храм, но и мавзолей . Именно в Пантеоне находится гробница знаменитого художника Рафаэля Санти , о чем известно многим. Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.

Среди других прославленных людей в Пантеоне похоронены:

  • живописец Аннибале Карраччи,
  • композитор Арканджело Корелли,
  • первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II
  • его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной пицце в мире.

8. Фонтан и египетский обелиск напротив Пантеона

Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан ( La Fontana di piazza della Rotonda ). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта, который завершил возведение купола Святого Петра, а реализация его замысла была доверена Леонардо Сормани.

В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду — один из символов все того же Климента XI.

Больше о символах христианства и папской власти можно узнать на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана»

В XIX веке мраморные скульптуры, украшавшие фонтан, были заменены на копии (оригиналы можно посмотреть в Музее Рима на площади Сан-Панталео).

9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона

В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. Знаменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен : Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в Ватикане .

Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.

10. Правила посещения и время работы Пантеона

До недавнего времени вход в римский Пантеон был бесплатным и свободным для всех. С мая 2018 года вход в Пантеон планируют сделать платным, стоимость составит 2 евро.

Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.

Время работы (понедельник-суббота):

Время работы (воскресенье):

Праздничные дни:

Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:

Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).

Этот блог создан с целью понять и принять, или опровергнуть ту историю, которая нам известна с учебников.

Пантеон - бетонный мегалит?!


Бетонный купол Пантеона весит ~5000 тонн. В литературе утверждается, что секрет этого древнего бетона утерян.



Вы можете представить себе купол из современного бетона, способный продержаться 2000 лет?

Цитата: Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора. Конец цитаты.

Вы слышали про бетон переменной твёрдости и плотности? Римляне, которые из бетона не строили домов, вдруг построили чудо из бетона переменного состава! Такое бывает только в сказках и в учебниках по истории :)


Очевидно, что колонны и фронтон Пантеона сделаны из крупных каменных блоков, т.е. Пантеон - однозначно мегалитическое сооружение. Это значит, что 5000-тонный купол Пантеона был изготовлен инопланетянами и является рабочим супермагнетроном.

Цитата: Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой. Конец цитаты.



На этой фотографии отчётливо видно, что внутренние квадраты в нишах купола смещены относительно внешних. Таким образом, создаётся дополнительный градиент внутренней энергии эфира и увеличивается мощность супер-магнетрона. В отличие от современных магнетронов, купол Пантеона резонирует по двум степеням свободы, т.е. и по долготе, и по широте. Кроме того, глухие ступенчатые ниши являются резонаторами треугольного тока и имеют трапециедальную форму, как в мегалитическом комплексе Макчу-Пикчу. Обратите внимание на малый купол, покрашенный в жёлтый цвет. Если орнамент из крестов и восьмиугольников был здесь изначально, то это - действующий элемент источника энергии! В таком случае мы скоро сможем его включить.


Акведуки - это мегалитические каналы для подведения родниковой воды к выпаривательным комплексам. Возможно, что в непосредственной близости от выпаривателя они состояли из элементов источника энергии, т.е. предварительно нагревали воду ещё до входа в выпариватель.



Римский форум. Ещё один мегалитический комплекс.

Читайте также: