Кто построил гром камень

Обновлено: 04.05.2024

Кто бы мог подумать, что наша случайная находка приведет меня к самому настоящему расследованию.

Дело в том, что валун, на который мы случайно наткнулись на берегу Финского залива в микрорайоне Лахта-Ольгино, на многих картах и в путеводителях значится, как камень, из которого был изготовлен пьедестал для «Медного всадника», но так ли это на самом деле – давайте разбираться!

Для изготовления памятника Петру I, который впоследствии легким росчерком пера А.С. Пушкина будет назван «Медным всадником», Екатерина II специально пригласила французского скульптора по фамилии Фальконе.

Общая работа над конной композицией продолжалась целых 12 лет и кроме Фальконе над ней работали архитектор Фельтен, скульпторы Колло и Гордеев и литейные мастера Хайлов и Екимов.

И если отливка бронзовой конной скульптуры ( да-да, она не медная ) хоть и требовала мастерства и точности, но все же была сделана без особых трудностей, то создание пьедестала создало немало хлопот.

Во-первых, подобный памятник на «дикой скале» был чистой воды новаторством – подобного в стране еще не было.

Во-вторых, подходящий камень требовалось где-то разыскать, причем не просто камень, а подходящий по размеру и, так сказать, «по статусу».

В-третьих, мало того, что камень требовалось отыскать, его еще нужно было каким-то образом доставить к месту установки, что для технических возможностей того времени, было той еще задачкой.

Так, для поиска камня было дано объявление в местной газете, за что было обещано вознаграждение.

Подходящий камень был найден казенным крестьянином Семёном Вишняковым, который получил за это обещанные 100 рублей ( очень приличные деньги в те времена ).

«Гром-камень в Лахтинском лесу». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. Источник: официальный сайт ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

«Гром-камень в Лахтинском лесу». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. Источник: официальный сайт ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

Камень подходил как нельзя лучше – гранитная глыба, самая настоящая скала. И если Фальконе изначально задумывал сделать пьедестал сборным из нескольких частей, то данный камень позволял сделать его монолитным. И закипела работа.

Гигантский валун, весом по разным данным от 1600 до 2000 тонн, был принесен в эту местность тысячи лет назад ледником ( ведь возраст камня тоже весьма почтенный – около 1,5 миллиардов лет ) и «спрятан» природой в лесах Конной Лахты.

«Длина сего камня содержала 44 футов (13,2 м), ширина 22 футов (6,6 м), а вышина 27 футов (8,1 м)… Он лежал в земле на 15 футов (4,5 м) глубиною… верхняя и нижняя часть были почти плоски, и зарос со всех сторон мхом на два дюйма толщиною. Тяжесть его, по вычисленной тяжести кубического фута, содержала более четырёх миллионов фунтов, или ста тысяч пуд (1600 т). Взирание на оный возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».

Камень откопали, и началась долгая история поиска технических возможностей его транспортировки, создания новых механизмов и, непосредственно, доставка ценного груза на Сенатскую площадь.

«Движение камня к заливу в присутствии императрицы». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. 1769-1770 гг. Источник: официальный сайт ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

«Движение камня к заливу в присутствии императрицы». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. 1769-1770 гг. Источник: официальный сайт ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

Фрагмент карты 1796 г. с нанесенной трассой движения "Гром камня" (основной и запасной варианты). Источник: официальный сайт ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

Фрагмент карты 1796 г. с нанесенной трассой движения "Гром камня" (основной и запасной варианты). Источник: официальный сайт ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

«1 апреля 1769 г. началась транспортировка Гром-камня по специально подготовленной трассе общей длиной 7.85 км. Для транспортировки были созданы уникальные технические устройства, в частности, «шаровые машины», где использовался принцип шарикоподшипника. Транспортировка камня продолжалась почти год, причем основное передвижение производилось в холодный период – с ноября 1769 по март 1770 г. 27 марта 1770 г. Гром-камень был подтащен к специально построенному пирсу на берегу Финского залива, западнее Лахтинского разлива. В начале августа 1770 г. Гром-камень был погружен на построенное для него судно и 26 сентября был доставлен на Исаакиевскую пристань в Петербурге».

Источник информации: официальный сайт ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

Путь движения "Гром камня", воссозданный Ивановым Г.И. на основании карт 1747-1792 годов, выполненных капитаном Ногаевым. Карта была опубликована в книге "Камень-Гром" его же авторства в 1994 году.

Путь движения "Гром камня", воссозданный Ивановым Г.И. на основании карт 1747-1792 годов, выполненных капитаном Ногаевым. Карта была опубликована в книге "Камень-Гром" его же авторства в 1994 году.

Со временем котлован, где прежде находился валун, заполнился водой и за долгие годы наполнился жизнью. Сегодня это место зовется «Петровский пруд» и является особо охраняемым памятником природы.

Также на месте, где была сооружена специальная пристань для погрузки камня на транспортировочное судно, до сих пор при отливе можно увидеть сваи, на которых с удовольствием отдыхают отряды местных чаек.

Так как точных свидетельств и фотодокументов того времени, по понятным причинам, нет, то изучение и самого «Медного всадника» и этой расколотой каменной глыбы на берегу Финского залива, не прекращалось с начала 1900-х годов.

Расколотая каменная глыба, которая находится здесь же, рядом с остатками пристани, долгое время считалась осколками того самого «Гром камня» - совпадает и по расположению, и по возрасту, и по габаритам.

Однако только в 2020 году были обнародованы исследования, которые проводились в 2016-2019 годах специалистами СПбГУ и Горного университета. Оказалось, что минеральный и структурный состав гранита с пьедестала «Медного всадника» и валуна на побережье, совершенно разные, их «роднит» только ледниковое происхождение.

С тех пор камень на побережье в официальных источниках зовется «Ольгинский валун», хотя во многих путеводителях по-прежнему называется либо «Гром камень», либо «Большой камень».

« В 1978 г. при первичном изучении валуна с целью придания ему статуса памятника природы геологом В. С. Будриным был проведен опрос местных жителей. Но никто из старожилов в поселках Лахта и Ольгино не мог сказать, когда был взорван валун. Некоторые из них утверждали, что еще в начале XX века валун был расколот только на две примерно одинаковые по размерам части. Большая же часть опрошенных говорила, что помнят валун расколотым именно на несколько частей. По их же словам существовало предание, что эта еще цельная глыба, была «привезена» сюда «древними людьми» в незапамятные времена. Что эти люди поклонялись камню и приносили ему дары. Вероятно, это предание возникло в связи с желанием местных жителей как-то объяснить нахождение на пустынном пляже залива гигантской каменной глыбы. О материковых оледенениях и их способности переносить валуны и сегодня знают далеко не все. Возможно, где-то в архивах есть документы, об истинных причинах отказа от Ольгинского валуна для постамента Медному всаднику. Они требуют поисков и обнародования ».

Источник информации: сайт информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России»

Кстати, еще один любопытный факт напоследок. Существовала легенда, что памятник Петру I стоит на «сокровищах». В том же исследовании, которое упомянуто выше, было выявлено, что в в пьедестале действительно есть «сокровища» - небольшие вкрапления топаза, размером не более 1,5 мм.

На этом всё, друзья!

Не знаю как вам, но мне поиск информации и написание статьи, доставили невероятное удовольствие. Выискивать в «пучине» противоречивой информации «зерна» истинных событий – очень интересное занятие. Надеюсь, вам было интересно!

Если среди вас есть краеведы, историки или просто знатоки, то рациональные уточнения или рассказы о дополнительных, важных и интересных деталях – приветствуются! Ну и написать автору о том, какой он молодец - тоже не возбраняется))

Всем спасибо за внимание и до новых встреч на канале!



На Сенатской площади в Санкт-Петербурге находится, наверное, одна из самых легендарных достопримечательностей города. Это скульптура, изображающая Петра Великого верхом на коне. Памятник был установлен императрицей Екатериной Великой, как дань уважения её знаменитой предшественнице и из желания приобщиться к великой династии. Основателя города на Неве изваял специально нанятый французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Результат его трудов поражает великолепием по сей день. Мало кто знает какой огромный любопытный секрет скрывает под собой статуя Медного всадника.

Немного истории

Величественная статуя великого императора всероссийского Петра I принадлежит работе знаменитого скульптора Этьена Фальконе. Он был выписан специально для этой цели из самой Франции. Изначально памятник должен был выглядеть совсем не так. Место для скульптуры было определено самолично Екатериной II. Императрица решила, что Пётр будет стоять именно там, в центре великого города, который был им основан. Она же и решила, что он должен быть непременно верхом. У художника Николая Бельского, который сначала занимался этим проектом, было совсем другое видение. Екатерина обсуждала эту идею со знаменитым философом Дени Дидро, тот предлагал вариант с фонтаном. В конце концов, он и порекомендовал императрице Фальконе.

Медный всадник.

Скульптор приехал в Россию и сразу приступил к работе. Он сделал эскиз, где на высоком пьедестале из гранита величественно возвышается, сидя на коне, Пётр Великий. Он гордо взирает на основанный им город. Вместо седла у всадника шкура медведя — символ того, что государь очень близок к своему народу. Лошадь под Петром встала на дыбы, под её копытами затоптанная змея. Она должна была символизировать поверженных врагов императора. Голову правителя венчает лавровый венок, как ещё одна деталь, дополняющая образ победоносного военачальника и великого полководца.

Таков образ Петра Великого, воплощённый Фальконе.

Название величественной скульптуре подарил незабвенный Александр Сергеевич Пушкин в своей одноимённой поэме. На основе этого произведения создан балет, снято несколько фильмов.

Балет «Медный всадник».

Екатерина II до своего замужества за наследником великой династии Романовых была немецкой принцессой. Ей очень хотелось приобщиться к Петру Великому, как-то связать себя с его наследием. Поэтому проект должен был быть грандиозным и стал таковым.

Громовой камень

Медный всадник стоит на огромном валуне. Как раз история этого пьедестала и является одной из самых любопытных деталей в эпопее создания статуи. Для постамента было решено использовать природный камень. Подходящую по масштабам гранитную глыбу нашёл некий крестьянин по имени Семён Вишняков. Камень оказался непростым, а с историей. Согласно легенде в него ударила молния и образовала трещину. В народе его стали именовать с тех пор «Гром-камень».

Находился валун далеко за пределами Санкт-Петербурга, по дороге в деревню Конная Лахта. Он был невероятно огромным и перевезти его на первый взгляд не представлялось возможным. Фальконе стал ломать голову над тем, как же доставить эту громадину в город. Камень сидел наполовину в земле. Местность вокруг была болотистой. Было решено вытащить его для начала. Для этой цели наняли греческого инженера Мариноса Карбуриса. Тот предложил такой план: дождаться зимы, чтобы земля замёрзла и потом перетащить валун до моря. Инженер сконструировал металлические сани, которые скользили по гусеницам.

В конструкции Карбурис использовал бронзовые сферы для уменьшения трения. Официально шарикоподшипник был изобретён лишь два десятилетия спустя Филипом Воаном. На деле же эта до горя простая вещица встречается во многих машинах, создававшихся в разные периоды истории ещё со времён Римской империи.

Транспортировка громового камня в присутствии Екатерины II. Гравюра И.Ф.Шли.

Пока камень перевозили, Екатерина периодически приезжала к месту работ, чтобы посмотреть, как идёт дело. Чтобы обеспечить передвижение валуна, шпиль вращало больше трёх десятков человек. Камень двигался с черепашьей скоростью. По ровной местности в день удавалось пройти 150 метров. Когда же дорога была не очень ровной, то конструкцию приходилось периодически разбирать и собирать заново. После того как громовой камень был доставлен к морю, для него построили специальный причал и огромную баржу. Когда валун водрузили на судно, его поддерживали с обеих сторон по два полноразмерных боевых корабля.

К счастью, путешествие было коротким и гром-камень, наконец, доставили в Санкт-Петербург. В доках собралась огромная толпа, чтобы поглазеть на его разгрузку. Доставка груза таких размеров и веса стала настоящим подвигом.

Доставка такого гигантского постамента стала по тем временам настоящим подвигом.

Для этого грандиозного дела понадобились усилия четырёх сотен человек, в числе которых каменотёсы, трудившиеся над формированием пьедестала. Целых девять месяцев длилась эта эпопея с камнем. Вес полуторатонного валуна после обтёски составил 1,25 тонны. Наконец, работа по возведению монумента была окончена. К сожалению, создатель Медного всадника не смог присутствовать на церемонии открытия. К этому времени он уже успел поссориться с императрицей и не жил в России.

Открытие Медного всадника на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Гравюра А.К. Мельникова.

Заповедный пруд

После себя громовой камень оставил в земле гигантских размеров яму. Она была в несколько раз больше самого валуна. По сей день на этом месте существует пруд размером в полгектара. Его окружает вал из земляных камней. Называют это место Петровский пруд. Он является заповедной зоной.

Петровский пруд.

С Медным всадником связано множество городских легенд. Об одной из них прочтите подробнее в другой нашей статье о том, как шутили российские правители, и чем эти шутки заканчивались.



Петербургский памятник Петру I, наверное, известен каждому жителю России. Не обязательно для этого приезжать в Санкт-Петербург: запоминающиеся очертания скульптуры сделали её одним из символов северной столицы, проникнув на фотографии, открытки, видеоролики и даже на эмблему Ленфильма. Известности прибавила также поэма «Медный всадник» Пушкина, где возвышающийся Пётр оживает в глазах безумного героя произведения. Между тем постамент памятника – Гром-камень – имеет свою историю и свои загадки, не раскрытые до сих пор.

Находка

Воздвигнуть монумент Петру Великому захотела императрица Екатерина II. Для грандиозной скульптуры было решено найти не менее грандиозный постамент, и с этой целью газета «Санкт-Петербургские ведомости» стала публиковать объявления, где призывала заинтересованных лиц «выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург» подходящий камень.

Гром-камень в лесу. Гравюра Якоба ван дер Шлея

На просьбу отозвался казённый крестьянин Семён Вишняков, служивший поставщиком строительного камня, и указал на огромный валун в окрестностях Конной Лахты. В народе его прозвали Гром-камень, из-за бытовавшей легенды, что он откололся от скалы в результате удара молнии. Капитан Марин Карбури, руководитель поисковых работ, заплатил крестьянину за находку приличную по тем временам сумму – сто рублей.

Учёные предполагают, что в окрестности Санкт-Петербурга камень пришёл давно, около 11 тысяч лет назад, из Северной Карелии или Скандинавии. Или, точнее, его притащил за собой ледник: очень часто уникальные горные породы оказывались южнее своего происхождения благодаря ледниковым периодам, когда нарастающие ледники буквально толкали впереди себя огромные валуны.

По составу Гром-камень действительно уникален (68% полевого шпата, 29% кварца), гранит такого типа больше под Петербургом не встречается. Бытовало мнение, что известные Ольгинские валуны на берегу Финского залива – это отколовшиеся от Гром-камня куски, которые оставили недалеко от пристани во время транспортировки каменного гиганта. Но геологический анализ выяснил, что Ольгинские валуны по своему составу от Гром-камня отличаются. Стало быть, эта легенда неверна.

Ольгинские валуны

Доставка

Гром-камень доставляли в Петербург почти год. Из-за такого огромного срока может показаться, будто место его находки было невероятно далеко от столицы. Однако сегодня район Конной Лахты и вовсе входит в черту города. Технические средства в то время просто не могли позволить быстро доставить огромный валун весом под 2 тысячи тонн.

Его первоначальные размеры составляли 13 на 8 на 6 метров. Дождавшись начала заморозков, чтобы по заледенелой почве было удобнее везти деревянную платформу, рабочие с помощью рычагов извлекли камень и поместили его на платформу. На месте выемки образовался Петровский пруд, существующий и поныне.

Гравюра Якоба ван дер Шлея

За сутки удавалось продвинуть платформу примерно на 20–30 шагов. Так с ноября 1769 года по март 1770 года камень тащили до пристани. Сама императрица однажды специально приехала в Лахту и наблюдала за этим процессом, запретив обтёсывание камня – ей хотелось, чтобы до Петербурга он добрался без утраты объёма. Весной Гром-камень погрузили на барку и доставили в столицу по морю.

Транспортировка Гром-камня

Один валун и множество кусочков

При самом поверхностном взгляде на постамент «Медного всадника» можно заметить, что его фронтальные и тыловые части имеют несколько иной цвет, да и разделяются чуть ли не трещинами:


Зрение вас не обманывает: это разные куски одного Гром-камня. Кстати, на самом деле их не три, а четыре, как показали поздние исследования. Аккуратно уложенные, они поддерживают прочность конструкции пьедестала и, если не обращать внимание на цветовую границу, производят впечатление единого монолита.

Были и другие кусочки. Камень обтёсывали, полировали и приводили в форму согласно архитектурному замыслу. Что же происходило со строительным мусором? Есть сведения о том, что из остатков Гром-камня делали сувениры – письменные приборы, набалдашники тростей, броши. Найти эти сувениры, правда, так и не удалось. Какой-то отполированный кусок Екатерина II отправила своему другу по переписке, французскому философу Дени Дидро. Сохранился ли он, неизвестно – возможно, попал в число экспонатов какого-нибудь французского естественно-научного музея.

Так что даже спустя 250 лет Гром-камень хранит свои загадки, ничуть не меньшие, чем возвышающийся над ним «Медный всадник».

Быть в Санкт- Петербурге и не побывать на Сенатской площади? Как? Вы не видели «Медный всадник»? Тогда вы не были в Санкт-Петербурге! Такие выводы очевидны, верно?) Но, сегодня я хотел бы рассказать не о самой скульптуре всадника на лошади, а о пьедестале под этой скульптурой – знаменитом Гром-камне. В этом самом важном камне нашего города существенно всё, до мельчайших деталей: размеры, пропорции, особенности формы, характер обработки, и, конечно, его увлекательная история.

Фальконе в одном из писем своему другу Дени Дидро вспоминал «…день, когда на углу вашего стола я набросал героя и его скакуна, преодолевающих эмблематическую скалу». Значит, «дикий камень» – эмблема побеждённых Петром трудностей – был задуман Фальконе в качестве пьедестала ещё в Париже, до отъезда в Петербург. Это сейчас нам с вами Гром-камень под Медным всадником кажется абсолютно естественным – а разве могло быть иначе? А в те времена любой постамент, если только он не вторил античным или европейским образцам (то есть был «прямоугольным»), выглядел новаторством, противоречащим устоявшимся вкусам.

Президент Академии искусств Иван Бецкой, назначенный Екатериной отвечать за все работы по возведению памятника, ворчал: «Подобный камень сыскать безнадёжно, а хотя б и сыскался, по великой тягости, паче в провозе через моря или реки и другие великие затруднения последовать могут».

Дидро в письме пытался вразумить Бецкого: «Идея Фальконе показалась мне новой и прекрасной, – она его собственная; он сильно к ней привязан и, мне кажется, он прав… Он лучше, пожалуй, вернётся во Францию, чем согласится работать над вещью обыкновенною и пошлою. Монумент будет прост, но вполне будет соответствовать характеру героя… Наши художники сбежались к нему в мастерскую, все поздравляли его с тем, что он отказался от протоптанной дороги, и я в первый раз вижу, что все рукоплещут новой идее – и художники, и светские люди, и невежи, и знатоки».

Прогрессивно настроенной части окружения Екатерины (и, в первую очередь, самой императрице) пришлась по душе идея «дикой скалы». Императрица наверняка отвергла бы «прямоугольный» пьедестал – так же, как она забраковала уже готовую к тому времени статую Петра I работы Бартоломео Карло Растрелли (эта статуя установлена только в 1800 году – перед Михайловским замком).

«Долго искали требуемых отломков скалы, как, наконец, природа даровала готовое подножие к изваянному образу, – вспоминает Бакмейстер. – Отстоянием от Петербурга почти на шесть вёрст у деревни Лахты в ровной и болотной стране произвела природа ужасной величины камень… Крестьянин Семён Вишняков в 1768 году подал известие о сём камне, который тотчас был найден и рассмотрен с надлежащим вниманием».

«Гром-камень произвёл сильнейшее впечатление на Фальконе, – отмечал Каганович. – Осмотрев монолит, скульптор уже не мог вернуться к составной горе. Он был заворожён гранитным монолитом, представляя его в виде подножия. Перед ним была такая «дикая скала», о какой только можно было мечтать».

«Мне предложили его, – говорил Фальконе, – я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным». В письме герцогу д’Эгийон Фальконе так описывал находку: «Это глыба прекрасного и чрезвычайно твёрдого гранита, с весьма любопытными прожилками кристаллизации. Они заслуживают места в вашем кабинете. Постараюсь добыть осколок покрасивее и, если дозволите, милостивый государь, присоединю его к вашему собранию естественной истории. Этот камень много придаст характера памятнику и, может быть, в этом отношении его можно будет назвать единственным».

«Сначала полагали, не есть ли сие поверхность весьма глубоко в землю вросшего камня, – писал Бакмейстер, – но по учинённым исследованиям нашлось, что сие мнение было неосновательно». Тотчас же было поручено обкопать будущий постамент со всех сторон. Размеры открывшейся взорам глыбы поражали: «Длина сего камня содержала 44 футов (13,2 м), ширина 22 футов (6,6 м), а вышина 27 футов (8,1 м)… Он лежал в земле на 15 футов (4,5 м) глубиною… верхняя и нижняя часть были почти плоски, и зарос со всех сторон мхом на два дюйма толщиною. Тяжесть его, по вычисленной тяжести кубического фута, содержала более четырёх миллионов фунтов, или ста тысяч пуд (1600 т). Взирание на оный возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».

«Обтёсывание камня Гром у Лахты». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. Как указывает Каганович, «на этой гравюре камень ещё не обработан до того состояния, в каком его будут впоследствии перевозить, его формы округлы, ещё отсутствует большая выемка, в которой во время перевозки расположится кузница, ещё не отёсаны его бока».

«Обтёсывание камня Гром у Лахты». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. Как указывает Каганович, «на этой гравюре камень ещё не обработан до того состояния, в каком его будут впоследствии перевозить, его формы округлы, ещё отсутствует большая выемка, в которой во время перевозки расположится кузница, ещё не отёсаны его бока».

Нескрываемая радость от драгоценной находки омрачалась весьма туманной перспективой транспортировки «столь тягостного камня» – через Лахтинские болота и Невские пучины – на Сенатскую площадь.

Судьбу будущего постамента решила Екатерина своим указом от 15 сентября 1768 года: «Повелеваем чинить оному Бецкому всякое вспомоществование… дабы оный камень немедленно сюда доставлен был, и тем наше благоволение исполнить».

Тому, кто придумает механизм для перемещения сей гигантской глыбы, было обещано 7000 рублей – в то время немалая награда. Пока в Контору строений поступали предложения, вокруг Камня начались грандиозные работы: он был со всех сторон раскопан, размечена на местности будущая дорога (в обход болот и холмов), построены казармы для 400 «работных людей». Сделав необходимые замеры, Фальконе пришёл к выводу, что камень следует перевернуть на бок: в таком положении он более соответствовал глиняной модели постамента. Каменотёсы принялись выравнивать этот «исподний (нижний) бок», а Карбури приказал готовить рычаги и домкраты.

Рычаги и лебёдки, с помощью которых Гром-камень переворачивали на бок. Гравюра из книги Карбури «Памятник во славу Петра Великого…».

Рычаги и лебёдки, с помощью которых Гром-камень переворачивали на бок. Гравюра из книги Карбури «Памятник во славу Петра Великого…».

«От той стороны камня, которую надлежало обратить книзу, отшибено было шесть кубических сажен, – писал Бакмейстер. – Была сделана решётка, состоящая из четырёх рядов крестообразно положенных брёвен, на коей камень, когда оный оборотится, лежать был должен… В феврале месяце 1769 года дело было до того уже доведено, что можно было приступить к подниманию оного. К сему употреблены были рычаги первого рода. Каждый рычаг состоял из трёх соединённых между собою дерев… Таковых рычагов было 12…

Чтобы действию рычагов прибавить ещё более силы, были против оных поставлены четыре вóрота (лебёдки), коими натянули верёвки… продетые во влитые со свинцом в камень железные кольца… решётку устлали сеном и мхом… дабы камень от сильного падения сам собою не разбился или не расщепил бы брёвен, на кои его положить было дóлжно.

12 марта был он, наконец, положен на решётку… Камень остался всё лето в сём положении, поелику зыбкая земля в сие годовое время не позволяла далее продолжать работу».

Известно (и это подтверждает Ивановский) – «в скале находилась в вышину и ширину трещина, которою отделялся выдавшийся угол и которою чрезвычайно облегчалась обработка её. Трещина… была наполнена землёю, в которой росло пять больших берёз… По преданию местных крестьян, удачный раскол скалы образовался от удара молниею».

На этой картине художника Луи Бларамберга можно увидеть, что «отшибленный громом кусок» прикреплён к основному блоку Гром-камня – чтобы при перевозке «сохранить равновесие всей массы».

На этой картине художника Луи Бларамберга можно увидеть, что «отшибленный громом кусок» прикреплён к основному блоку Гром-камня – чтобы при перевозке «сохранить равновесие всей массы».

Бакмейстер проясняет дальнейшую судьбу этого обломка: «Отбитый громовым ударом кусок был разбит на две части, дабы оные приставить после к переднему и заднему концу камня».

Оказывается, после того как Гром-камень очистили от внешних трещиноватых частей и заново обмеряли, его длины немного не хватило, чтобы готовый постамент в точности соответствовал модели. Пришлось впоследствии наращивать центральный блок спереди и сзади этими двумя обломками, обтёсывая их с помощью объёмного лекала. Рассматривая современные фотографии постамента, обратите внимание на более светлый оттенок «приставок». Ведь они взяты из другой части валуна.

Эти куски были закреплены для перевозки вместе с основным камнем, чтобы, как свидетельствует секретарь Русского исторического общества Александр Половцов, «сохранить равновесие всей массы, которая, без такой предосторожности, легко могла опрокинуться, при движении на возвышенные места».

Приветствую всех читателей моего блога. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие во времена правления Екатерины II и поговорим об истории самого популярного памятника в Санкт-Петербурге. Конечно же, речь пойдет о Медном всаднике. Я уже писал об истории этого монумента , а сегодня хотел бы рассказать о местах, связанных с появлением Гром-камня — огромного валуна, на котором установлен памятник великому императору.

Немного истории

Далеко не все туристы, делающие селфи у ног вздыбленного коня, задумываются о том, откуда же появился этот внушительных размеров валун, служащий постаментом для скульптуры. По меркам XVIII века, камень прибыл к нам издалека. От исторического района Конная Лахта, откуда он был доставлен в столицу, до современного места его установки чуть больше 15 километров по прямой.

Первоначальная идея скульптора Этьена Фальконе не предполагала использование для постамента единого камня, мастер просто не рассчитывал, что можно найти подножье таких размеров. К тому же у автора уже был готов проект, в котором пьедестал должен был быть составлен из нескольких блоков меньших размеров. Однако в 1768 году, благодаря давнему поставщику строительных материалов, крестьянину Семену Вишнякову, валун требуемых размеров был наконец найден. Длина камня составляла 44 фута (13,41 м), ширина — 22 фута (6,71 м), высота — 27 футов (8,23 м).

Каменная глыба получила свое современное название благодаря тому, что по легенде в нее попал разряд молнии. Вообще, мифов и легенд, связанных с памятником, существует достаточно много. Например, одна из историй говорит, что Петр I, бывавший в этих местах, лично поднимался на камень, чтобы оглядеть окрестности. Есть и другая легенда, в которой статуя императора на коне представляется как всадник Апокалипсиса, возвышающийся на краю дикой скалы. Скорее всего, этот образ родился у старообрядцев, не принимающих петровских преобразований.

Не обходят стороной Медного всадника и любители таинственных теорий заговора. Есть теории, например, о том, что памятник был установлен здесь еще до Екатерины, что приказывала установить памятник не она, и вообще это не Петр. Но давайте оставим эти рассуждения для более мистически направленных каналов и отправимся к Петровскому пруду, откуда и был доставлен Гром-камень.

Петровский пруд

Место, на котором располагался камень до его доставки в Санкт-Петербург, сегодня является частью города, находится оно примерно в пяти километрах от железнодорожной платформы «Ольгино». С течением времени пространство, которое занимал Гром-камень, было заполнено водой, и сегодня оно представляет собой живописный пруд, названный Петровским.

Пруд имеет неправильную форму, его юго-восточная часть вытянута в соответствии с направлением транспортировки камня

Пруд имеет неправильную форму, его юго-восточная часть вытянута в соответствии с направлением транспортировки камня

Работы по перевозке камня в город велись на протяжении двух лет, причем большую часть этого времени заняла доставка исполинского пьедестала к берегу Финского залива. Дальнейший путь по воде до Исаакиевской пристани занял еще полгода. Кстати, посмотреть на передвижение валуна приезжала и сама императрица Екатерина II.

В наши дни вокруг Петровского пруда проложены небольшие тропинки, установлены информационные стенды с информацией об истории пруда и местной флоре и фауне.

Читайте также: