Крыши домов дороги все было усыпано снегом

Обновлено: 05.05.2024

Данный материал представляет раздаточный материал по развитию речи в виде деформированных текстов.

Задания следующего характера:

1. Раздели текст на предложения.

2. Из слов каждой строчки составь и запиши предложения.

3. Составь рассказ из отдельных предложений.

ВложениеРазмер
didakticheskiy_material_po_razvitiyu_rechi.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по развитию речи во 2 классе

Серия – I Точка, вопросительный и восклицательный

знаки в конце предложения

К-1 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

СОЛНЕЧНАЯ ВАННА ГАДЮКИ

Гадюка каждое утро вползает на сухой пенёк и греется на солнце она ещё с трудом ползает кровь у неё сильно остыла на холоде на солнышке гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами и лягушками.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

К-2 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег показалась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица за ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пошла в лес медвежата бежали за ней вприпрыжку.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-3 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

Из всех зверей на свете самый хищный зверь – тигр он живёт в зарослях шкура у него рыжая полосатая выходит тигр на охоту ночью сегодня оленя схватит, завтра – кабана все звери тигра боятся.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-4 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

По лесу протекала маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой вились стрекозы у березы качались жёлтые кувшинки около ив купались ребятишки они кричали, смеялись и брызгались водой брызги так и сверкали на солнце.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

К-5 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

Всё цветёт, всё зеленеет как хорошо в эту пору в лесу в начале месяца он ещё не оделся листвой многие ветви кустов и деревьев уже цветут тепло, даже немного парит и вот загремел первый гром как из ведра хлынул весенний дождик первая гроза будто омыла землю.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

К-6 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

Чудесное утро зеленеет трава деревья на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется лес пахнет корой и берёзовым соком чуть дымится первая зелень на нивах оживает озимь

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-7 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-8 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-9 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

Сколько цветов на полях каких только нет: одуванчики, колокольчики, клевер, ромашки с белыми лепестками даже в глазах пестрит звонко трещат кузнечики зато птичьи песни слышатся реже птицам теперь не до пения с утра до вечера хлопотливые родители ловят разных жуков и лягушек.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-10 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

Была зима шёл январь месяц снегу намело много деревья в лесу стояли по пояс в сугробах люди сидели в домах и топили печи в такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-11 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пёстрый ковёр много здесь разных трав и цветов вот дикий овёс золотится на солнце из земли выглядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порхают над цветами резвые бабочки.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

К-12 1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

Был тёплый летний день дул лёгкий ветерок с поля доносился запах цветов вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил первый гром полил сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

Серия – II Предложения из отдельных слов

К – 1 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

севера, резкий, с, дует, ветер

деревьев, листья, жёлтые, с, падают

днём, частый, и, ночью, дождь, моросит

небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

иней, деревьях, утром, на, появился

К – 2 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

на, холодно, дворе

покрыл, и, снег, землю, домов, крыши

узорами, стёкла, разрисовал, белыми, мороз

снегу, воробьи, по, прыгают

нахохлились, холода, от, они

крошки, прыгают, подбирают, воробьи

птицам, и, голодно, холодно, зимой

К – 3 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

зима, уже, пришла, настоящая

голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям

верхушки, он, деревьев, качает

да, ели, только, сосны, зелёные

жалобно, в, деревья, стонут, лесу

К – 4 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

у, спрятано, сороки, хорошо, гнездо

вить, кустарнике, сороке, в, нравится, гнездо, густом

птичкам, бед, маленьким, от, много, сороки

очень, к, трудно, подойти, сороке

хорошее, у, глаза, чутье, зоркие, сороки, и

К – 5 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

весна, радостная, наступила

яркое, день, солнце, целый, светит

сна, деревья, от, проснулись, зимнего

появились, и, нежные, листочки, на них, почки

зацветут, в, плодовых, садах, скоро, деревья

лугах, на, запестреют, цветы, ранние

года, прекрасное, это, какое, время

К – 6 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

солнечный, был, денёк, тёплый

рощу, ребятишки, в, пошли, берёзовую

ищут, девочки, щавель

ёжика, кустах, в, нашли, мальчики

лесу, ребята, бродили, долго, в

вечером, домой, поздно, возвращались, они

К – 7 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

к, весна, нам, воротилась

небес, с, солнце, золотыми, льёт, лучами

камешками, по, ручьи, весёлые, зажурчали

цветы, лугам, по, зацвели

головку, одуванчик, жёлтую, поднял, свою

подснежники, в, расцвели, лесу

К – 8 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

чудесное, наступило, утро

весенний, дул, ветерок, тёплый

журчал, овраге, в, ручеек, чистый

насекомыми, гонялись, за, ласточки

песенка, жаворонка, звонкая, раздавалась

солнышко, небу, яркое, по, поднималось

К – 9 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

мороз, на доме, в, улице, а, Наташе, тепло

смотреть, узоры, и, весело, сидеть, на, окна, у

мороз, на, расписал, за, стёклах, ночь, узоры

и звёздочки, и кружочки, и завитки, тут

посмотрела, окно, в, Наташа

снега, дворе, от, всё, на, бело

К – 10 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

гроза, сильная, началась

дымом, всё, небо, затянулось

лягушки, и, замолчали, птицы

лес, прокатился, первый, через, гром

деревья, заскрипели, старые

треск, раздался, страшный

хлынул, за, каплями, ливень, дождя, первыми

К – 11 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ЧЕРЕПАХА И ОРЁЛ

её, черепаха, орла, летать, просила, научить

советовал, не, орёл, черепахе

просить, продолжала, она, его

орёл, поднял, черепаху, вверх, и, бросил, тогда

разбилась, упала, камни, черепаха, на, и

К – 12 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

дождливая, долго, осень, хмурая, стояла

первый, неожиданно, снег, выпал

ночь, снег, покрыл, ковром, землю, пушистым, за

реку, мороз, сковал, льдом

первыми, на, высыпали, двор, ребятишки

кататься, горы, хорошо, санках, коньках, и, лыжах, с, на

К – 13 1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

тёплое, лето, весёлое, наступило

листвой, давно, деревья, уже, одеты, все

деревьев, ласковое, освещает, солнышко, верхушки

птиц, с, лесу, утра, раздаётся, в, пение

мёдом, и, поляне, земляникой, на, пахнет

в, хорошо, летом, лесу

Серия – III Рассказ из отдельных предложений

К – 1 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

Листьями усыпаны все дорожки.

В парках появились стайки красногрудых снегирей.

Идешь, а сухие листья под ногами шепчутся, шуршат.

Курлыкая, пролетели над городом журавли.

Дни становятся всё сумрачнее, а ночи длиннее.

К – 2 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

Моя собака приближалась к нему.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.

Собака бежала впереди меня.

Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

Я возвращался с охоты и шёл по аллеи сада.

Я поспешил отозвать пса – удалился.

К – 3 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ПЕТЯ ЕДЕТ К БАБУШКЕ

У билетной кассы мама встала в очередь.

Вскоре на станцию пришёл пассажирский поезд.

Наконец, мама получила билеты.

В последний раз мелькнул прощальный огонь, и поезд скрылся из виду.

Вот Петя с мамой уже в вагоне.

Петя утром узнал, что с мамой поедет к бабушке.

К – 4 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

Замёрзли реки, пруд за деревнею.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду.

Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу.

Дует холодный ветер.

К – 5 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу.

Лес весь пушистый и белый.

Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.

Первые снежинки закружились в воздухе.

Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно.

К – 6 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

Упали первые тяжёлые капли.

Большая тёмная туча накрыла полнеба.

Сверкнула молния, ударил гром.

Загромыхал гром, зашумели, закачались деревья, закружились над тропинкой сорванные листья.

Капля за каплей и хлынул тёплый проливной дождь.

К – 7 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

На болоте он лакомился лягушками и ужами.

Лесник поймал маленького журавля.

На лугу ловил кузнечиков.

Целый день журавлик бродил по окрестности.

Журавли жили на болоте.

Журавлик часто летал на луг и болото.

Скоро журавлик подружился с лесником.

К – 8 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол.

Выросла на опушке стройная, кудрявая берёзка.

Точно зимний снег, белеет стройный её ствол.

Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная.

Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки.

До осени ещё далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья.

Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.

К – 9 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

Ах какая радость!

Прощайте, льдинки, до будущего года!

Лёд на реке тронулся.

Весело смотреть. Как плывут, шумят большие льдины.

К – 10 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

Бревно унесло водой.

Когда ребята возвращались из школы, ручей стал широким и глубоким.

Было тёплое весеннее утро.

На их пути встретился ручей.

Ребята шли в школу.

Перебраться через ручей им помог сторож Андрей Петрович.

Они перебрались через него по бревну.

К – 11 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Лес обнажился, поля опустели,

Поздняя осень. Грачи улетели.

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

К – 12 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Ты так рано прилетела

Для чего певунья птичка,

В наши дальние края?

Птичка резвая моя,

Клонит ветер до земли,

И тростник сухой и жёлтый

Заслонили солнце тучи,

Небо всё заволокли.

К – 12 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Не на небе – на земле,

За широкими долами,

Жил старик в одном селе.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

К – 13 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Вдоль по улице метёт,

Уж ты зимушка-зима,

Ветер воет, вьюга вьёт,

Ты с морозами пришла.

К – 14 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

И ручьи по оврагам шумят.

Полюбуйся, весна наступает,

В ярком золоте день утопает,

Журавли караваном летят,

К – 15 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Все дороги на село

Ни проехать, ни пройти.

Белым снегом замело.

Все дороги, все пути.

К – 16 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Ель растёт перед дворцом,

Белка там живёт ручная,

Белка песенки поёт

Всё скорлупки золотые,

А под неё хрустальный дом;

Да затейница какая!

Да орешки всё грызёт.

Слуги белку стерегут…

Ядра – чистый изумруд;

А орешки непростые,

К – 17 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Веселей расти, дубрава,

Посадили мы дубки,

На лужайке у реки

Всем на радость,

Шум зелёный поднимай,

С каждым годом расцветай,

На лужайке у реки!

Будьте счастливы, дубки,

К – 18 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Лес, точно терем расписной,

Стоит над светлою поляной.

Блестят в лазури голубой,

А между клёнами синеют

Берёзы жёлтою резьбой

Как вышки, елочки темнеют,

Просветы в небо, что оконца.

То там, то здесь в листве сквозной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от .

Дидактический материал по развитию речи.

Дидактический материал представляет собой серию карточек с заданиями по темам:"Фразеология", "Виды речевых ошибок", "Пословицы", "Работа с текстом", "Синонимы. Антонимы", "Типы текста".

Дидактический материал по развитию речи.

Дидактический материал по развитию речи для обучающихся 4 класса. Программа "Школа России".

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию.


Дидактический материал по развитию речи. Карточки для 2-4 класса

В данном разделе предлагается материал для различного рода занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Задания помогут им увидеть предложение и текст, правильно их прочесть, лучше разобрать.

Дидактический материал по развитию речи во 2 классе. Работа с текстом.

Дидактический материал разработан для работы с текстом во вторых классах.Составление из предложений текста. Выделение в тексте смысловых частей, Оформление записи следующей части текста с помощью ново.


Дидактический материал по развитию речи для 2 класса

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном.

А. А. Пластов родился в крестьянской семье в селе Прислониха. Художник рисовал в основном сельские пейзажи, изображал мирный труд деревенских жителей. Цель его работ – показать естественную красоту мира. В 1931 году, когда А. А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых произведений. Это был расцвет его творчества. В этот период и была написана картина «Первый снег» .
Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает.
Сюжет картины незамысловат. Маленький мальчик собрался идти гулять, вышел на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Малыш забежал обратно в дом и позвал сестру посмотреть на снегопад. Девочка выбежала на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках на босу ногу, накинув на плечи мамин платок. Она, широко раскрыв глаза, наблюдает за происходящим, как и ее брат. На лицах ребят улыбки. Брат с сестрой радуются первому снегу той радостью, которая свойственна только детям. А снег все падает и падает с неба, покрывая крыши домов, крыльцо деревенского дома, дорогу. Любопытная ворона, важно шагая, все же с некоторой опаской ступает по первому снегу. Она удивлена не менее ребят, возможно, ей впервые довелось увидеть снег.
Эта картина вызывает у меня чувство радости, потому что снег – это так здорово! Сразу вспоминается детство, когда мы, будучи такими же малышами, радовались приходу зимы, а с ней и первому снегу, ловили ртом снежинки, лепили снеговиков. Да, это время ушло, но в нашей памяти оно останется навсегда, и картина «Первый снег» напомнит об этой чудесной поре. Всегда приятно после пасмурной темной осени наслаждаться чистотой первого снега, который белым покрывалом стелется по земле.

Работа ученицы 9 класса Максимовой Марии

Как только я проснулся тотчас подбежал к окну. Меня поразило, что наша улица тротуары, мостовая, крыши домов всё успело покрыться снегом. Наверное он шёл всю ночь, а на утро улица преобразилась. Вместо серого, пасмурного осеннего утра, я вижу светлое, весёлое и радостное.

Настроение очень хорошее. А вон и соседки, они выбежали потрогать и походить по первому снежку. Даже маленький щенок Бим выбежал за девочками, он никогда раньше не видел снег и замер от удивления. Стоит и внимательно наблюдает за снежинками, падающими с неба. Какой-то молодой человек разговаривает в телефонной будке. Может быть, он делиться своим хорошим настроением и рассказывает о первом снеге. Девочка на балконе наблюдает за падающими снежинками. Из окна кто-то высунул руку и пытается поймать снег.
Как хорошо. Я всегда очень радуюсь первому снегу. Мне хочется быстрее выбежать на улицу и поваляться в сугробе.

Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

Как только я встала, то сразу же подбежала к окошку. Вся улица, крыши домов, тротуары и старый клён, не успевший ещё сбросить все листья, - всё было усыпано снегом. Снег шёл и сейчас. Белые хлопья медленно ложились на дорогу, петляя в воздухе. На небе как будто выбивали перину: снежинки были похожи на пушистые перья.

Дома на конце улицы были ещё видны: они скрылись за снежной пеленой, затерялись в белой дали.

Вдруг из соседнего дома выбежала на улицу, какая - то девочка, а с ней ещё две подружки, успев накинуть только платки и пальтишки. Все подружки, обрадовавшись первому снегу, пустились в пляс, кружась, как снежинки, прямо посередине улицы.

А снежинки над домами тоже весело танцевали, тихо падая на землю и укрывая собой всё вокруг.

Маленькая собачонка с длинными ушами тоже обрадовалась первому снегу. Она вышла на улицу вслед за девчонками, удивлённо глядя по сторонам, и стала ловить ртом первые снежинки.

Прохожие останавливались и любовались падающими хлопьями снега. Жители домов выглядывали из окон, выходили на балконы, чтобы посмотреть на снег. Кто - то из окна нашего дома даже протянул руку, и снежинки падали на ладошку.

И случайные прохожие, и девочки - подружки, и мужчина в телефонной будке, и даже толстый клён во дворе напротив, были рады этому самому первому, самому чистому снегу. Этот снег, может быть, растает завтра. А пока с пасмурного неба всё так же бесшумно и легко, словно танцуя, летели снежинки.

5. Укажите предложение с несколькими рядами однородных членов.
А. Под стеклянной коркой льда лежали багровые и лимонные листья
березы и осины.
Б. В осеннем лесу можем увидеть и багряные, и алые, и оранжевые, и коричневые листья клена.
В. Весной и осенью, летом и зимой в природе можно найти много интересного.
Г. Собака, Лебедь да Волк с Лисой в соседстве как-то жили.
6. Укажите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
А. Однажды Лебедь, Рак, да Щука везти с поклажей воз взялись.
Б. Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи.
В. Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца, и на перилах балкона, и на листве.
Г. Собака, Человек да Кошка, да Сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.
7. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания.
А. Наделала Синица славы, да моря не зажгла.
Б. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
В. На другой день ни свет, ни заря Лиза проснулась.
Г. Буран крутит, швыряет снегом, высвистывает, заливает жутким воем.

8. Укажите соответствия между схемами однородных членов и предложениями.
1. ОС: О, О. О, и О - …
2. ОС: и О , и О, и О
3. О, О, О – ОС.
А. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.
Б. Туристам приходилось сложно в любое время : и утром, и вечером, и даже ночью.
В. Посаженные заботливыми родственниками деревца : клен, тополь, акации и дикорастущий терн – зеленели приветливо.
Г. Заросли вереска и брусники подходили к самой воде.
9.Укажите соответствия между схемами однородных членов и предложениями.
1. ОС: О, О, О
2. ни О , ни О , ни О – ОС.
3. ОС: О и О , О и О - …
А. Ни дождь, ни холод, ни ветер – ничто не могло остановить юных туристов.
Б. Кое-где при дороге попадается дикая ракита или молодая березка с клейкими листьями.
В. Белый гриб найдешь везде: в березовых рощах, сосновых борах, под пушистыми лапами елей.
Г. Разные виды транспорта: трамвай и троллейбус, автобус и метро – перевозят пассажиров в большом городе.
Прочитайте текст. Выполните задания 10- 11 к нему.
Перед восходом солнца на всех крышах, деревьях, скворечниках – всюду просыпались скворцы. (2) Они заливались разными голосами, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком. (3) Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел. (4) Садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
10. Несколько рядов однородных членов в предложении
А. (1)
Б. (2)
В. (3)
Г. (4)
11. Выделенные слова в предложении (4) являются однородными
А. подлежащими
Б. сказуемыми
В. дополнениями
Г. определениями​

a) На застекленной недавно пристроенной к дому терраске было дымно и людно.

б) Но едва лишь скрипнула закрываемая художником калитка ему опять стало не по себе.

b) Он пел свой юношеский романс пел и играл то откидываясь к спинке кресла то тяжко склоняясь над роялем.

r) Пахнуло расклёванной дроздами рябиной разбухшей дубовой бочкой банным распаренным веником,

2. Укажите предложение, в котором есть обособленное определение:

a) Здесь же на терраске Жулевых сидела за столом соседка Федора

6) Стараясь ступать бесшумно на своих разговорчивых каблуках, Таня продвигалась вдоль стены, глядя на большие, матово-коричневые фотографии.

в) Разговаривая, они свернули с дороги к маленькому домику на поляне и поднялись на крыльцо.

r) Звери, большие и маленькие, тоже перемену почуяли, к зиме готовятся.

3. Укажите предложение с обособленным обстоятельствоме

a) Лес, недавно очнувшийся от зимней спячки, дышал влажной свежестью.

6) Он часами сидит на кухне, слушая щёлканье домино и телефонные разговоры соседей.

b) Есть старые пни в лёсу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочками и сохранившие прочную свою форму.

r) Взоры людей, собравшихся внизу, были устремлены вверх.

4. Укажите предложение с обособленным приложением:

a) Выбежав на крыльцо Нюркиного дома, он постучал в дверь.

6) Перед малышом был лес, его будущий дом, его страж.

в) Почти весь день я по таёжной дороге, усыпанной жёлтыми листьями.

r) Николай Петрович - настоящий спортсмен, это сразу видно-

5. Укажите предложение с обособленным дополнением:

a) Жаворонок повис в самой серёдке неба исходя радостными сверкающими трелями.

6) Помимо наших ребят, к нам подошли девчонки и мальчишки из других классов.

b) Несмотря на снег, поездка не отменяется.

r) В лесу, на поляне, разожгли костёр

6. Укажите предложение с уточняющим обстоятельством (знаки препинания не расставлены):

a) Кругом вместо привычной глазу обстановки мы увидели украшенные разноцветными огнями дома

б) Помимо изучения английского языка мой знакомый интересовался ещё и точными

в) А внизу в доме раздавалось суетливое шарканье старушечьих шлёпанцев.

г) Взявшись за руки, мы несём корабль с наполненными ветром парусами в дом.

7. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении:

Так как я (1) не ночуя (2) ехал уже шестую сотню вёрст (3) несмотря на то (4) что меня очень интересовал исход нашего плутания (5) я невально закрыл глаза и задрёмывал.

a) 1,2,3,4,5; 6) 1,2,3,5, в) 2,3,4,5, r) 1,2,4,5.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Позавтракав они навьючили мулов и двинулись к перевалу

a) Обособленное распространенное определение, стоящее после определяемого слова, выраженное прилагательным с зависимыми словами;

6) Обособленное обстоятельство, стоящее после определяемого слова;

в) Обособленное одиночное обстоятельство;

r) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после

9. В этом предложении придаточное нельзя заменить причастным оборотом:

a) Они разделили хлеб. Он пах летним полем и льняным маслом, которым растворяют

6) И корабль наконец готов, Оснащенный парусами, которые висят на реях один над другим в три ряда он действительно похож на готовый тронуться в путь средневековый фрегат.

в) Ребята, о которых я расскажу, - мои друзья.

г) Я увидел чудесную клумбу, которая вся была усыпана цветами.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предлажения (задание взято из

a) это засоряет речь.

б) вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление.

в) часто затемняется смысл высказывания.

г) ваша речь делается не более, а менее выразительной.

11. Укажите правильный вариант постановки запятых в предложениях:

Человек (1) не помнящий прошлого (2) лишает себя грядущего.

Привлеченные музыкой духового оркестра (3) отдыхающие собирались на набережной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.

Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (167 слов)

(По И. Бильфельду)

Ночь в лесу

Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом. (168 слов)

Человек и природа

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на все живое и неживое, не наделенное его, человеческим, разумом. Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, – всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит еще о ней узнать. Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «белых карликах» и «черных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц – диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддается дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (169 слов)

(По И. Акимушкину)

В июле

Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днем, но уж ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле.

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня, едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.

Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (168 слов)

Бор

Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь.

На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы.

Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам.

Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. (177 слов)

Диктант

Профессор жил в комнате, где властвовали и враждовали, как два противоположных начала, книги и картины.

Книгам удалось захватить все пространство комнаты: гигантские шкафы высились по стенам, как книжные крепости; стол, втиснутый между стенами, был полонен книгами; они захватили и кресла, и маленький шахматный столик, где лежали аккуратно связанными стопками. Они владели и воздухом комнаты, наполняя его особым запахом бумаги и старинных переплетов; книги насыщали воздух, делая его пыльным и душным.

Картины словно хотели раздвинуть комнату и растворить стену, на которой висели, в тихих, спокойных пейзажах. Они наполняли пространство свежим воздухом рощ и мягким, просеянным сквозь облачную дымку солнечным светом. И если в комнату не проникали шорохи листьев и шепот трав, то лишь потому, что на всех картинах царила тишина. Только ее да мечтательную задумчивость природы изображал на своих полотнах художник.

Вечерами с улицы в комнату проникал свет фонарей, и она, казалось, наполнялась рыхлым серым веществом. В тех местах, где стояли книжные шкафы, вещество сгущалось до совершенно черного цвета. (158 слов)

Диктант

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

Перевал

Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты.

Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который всё расширялся и обнимал полнеба.

Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шёл, приближаясь к лесам, – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром. (167 слов)

Шорох листопада

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновенье остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот. (180 слов)

Читайте также: