Критерий деления горячего асфальтового бетона на типы а б в это

Обновлено: 15.05.2024

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые отражают какие-либо характеристики. Благодаря этому гораздо проще сориентироваться при многообразии выбора, определив наиболее подходящую разновидность материала. Марка асфальта тоже отражает определенные характеристики смеси, однако с ее помощью не всегда получится сделать однозначный вывод.

«Марка асфальта показывает не уровень прочности асфальтобетонных смесей, а совокупность различных параметров и характеристик. Другими словами, марка асфальта не способна однозначно указать на уровень всех характеристик материала, однако может упростить совокупную оценку свойств асфальтобетонных смесей»

Это связано с тем, что асфальтобетоны классифицируются по множеству характеристик, а некоторые разновидности асфальта предназначены только для определенного типа покрытий.

Например, одна и та же марка асфальта может включать:

  • 1. Высококачественный асфальт, в состав которого входит не мене 50-60% щебня из горных пород, а также различные модификаторы для повышения качества. Такой материал применяют для устройства автомобильных дорог высоких категорий с высоким транспортным потоком.
  • 2. Песчаный асфальт, не имеющий в составе каменного заполнителя. Такой тип асфальтобетонных смесей не используется для асфальтирования автодорог, так как его характеристики не предназначены для сопротивления интенсивному транспортному потоку. Песчаные смеси применяют для устройства территорий для пешего передвижения, по которым не происходит движение транспортных средств.

Получается, что к одной марке относится и самая прочная разновидность асфальтобетона, и одна из наименее прочных, не подходящая для устройства автодорог. При этом марка асфальта все же отражает уровень качества материала, однако, только при применении в подходящих для данной разновидности условиях эксплуатации.

Перед тем, как заказать асфальтирование, рекомендуем ознакомиться с основными параметрами классификации асфальтобетона, что позволит подобрать оптимальную для определенных целей разновидность материала.


Какие существуют марки асфальта


Современные асфальтобетонные смеси маркируются 3-мя категориями:

  • I марка асфальта;
  • II марка асфальта;
  • III марка асфальта.

Что отражает марка асфальта

Марка асфальта может использовать несколько основных параметров классификации асфальтобетонных смесей:

  • Состав – отражает возможный вид основного материала;
  • Плотность – определяет уровень плотности/ пористости;
  • Принцип разжижения битума в составе – отражает требуемые условия при укладке;
  • Тип – указывает на процентное содержание в составе горных пород.

Марка Описание
I Данная марка асфальта может включать различные смеси:

  • Высокоплотные;
  • Плотные типов А, Б и Г;
  • Пористые;
  • Высокопористые щебеночные.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх.

Данные смеси могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок.

В зависимости от комбинации основного заполнителя, зернистости и плотности, асфальтобетоны 1-й марки могут применяться для устройства асфальтового покрытия различного назначения, а также укладываться на разных уровнях.

I марка асфальта подразумевает высокую стойкость к воздействию внешних факторов, если асфальтобетонная смесь используется по своему назначению.

  • Горячий щебеночный асфальт 1-й марки с высокой плотностью будет иметь в составе не менее 40% каменистого наполнителя, что обеспечит высокую прочность и возможность укладывать материал на автомобильные дороги любых категорий.
  • Пористые виды горячего и холодного асфальта с высоким содержанием горных пород будут оптимальным вариантом для внутренних слоев дорожного покрытия.
  • Песчаный асфальт данной категории оптимален для устройства пешеходных зон, однако возможны пересечения с песчаными смесями III марки.
  • Высокоплотные;
  • Плотные типов А, Б, В, Г и Д;
  • Пористые;
  • Высокопористые песчаные.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх, Дх.

Данные смеси так же могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок.

Несмотря на то, что 2-я марка асфальта подразумевает среднее качество входящих в нее асфальтовых смесей, она является самой широкой и востребованной. Стойкость материалов к механическому и климатическому воздействию будет ниже, чем аналогов I марки, однако уровень все равно останется высоким.

Это связано с тем, что максимальные физико-механические характеристики требуются далеко не для всех типов покрытий. II марка асфальта широко используется для устройства обычных городских дорог и тротуаров.

Именно из асфальтобетонных смесей 2-й марки устроено большинство городских дорожных покрытий: автомобильные дороги, тротуары, площади и т.д.

Несмотря на то, что такие смеси имеют высокую плотность, их прочность значительно ниже, чем у щебеночных и гравийных вариантов. Однако недостаток прочности может частично компенсироваться добавлением различных добавок.

Что означают параметры асфальтобетонных смесей, которые может отражать марка асфальта


Напомним, что марка асфальта описывает следующие параметры классификации асфальтовых смесей:

  • Возможный состав основного наполнителя;
  • Плотность/ пористость смеси;
  • Допустимые условия при асфальтировании;
  • Тип, отражающий содержание горных пород.

Основной материал асфальтобетона определяет его прочность

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси являются наиболее прочными и долговечными. В их составе используется щебень из горных пород, обеспечивающий высокие качественные характеристики. Кроме того, смесь усиливается специальными модификаторами – целлюлозные волокна.

Также высококачественный щебеночно-мастичный асфальт имеет в качестве вяжущего вещества полимерный битум, значительно превосходящий обыкновенные нефтяные и дорожные битумы.

Помимо высоких эксплуатационных характеристик и длительного срока службы, щебеночно-мастичные смеси позволяют понизить уровень шума на автодороге.

Гравийные асфальтовые смеси уступают в прочности щебеночным, так как гравий является осадочной породой. Тем не менее, наличие основного каменного материала в составе обеспечивает достаточно высокие характеристики.

Это позволяет применять гравийный асфальт для укладки на городские автомобильные дороги и пешеходные зоны. Однако для скоростных дорог, автомагистралей и федеральный трасс такой материал не используется.

Песчаные асфальтовые смеси наименее прочные из разновидностей асфальтобетона, однако со своим назначением покрытие из такого материала полностью справляется – это устройство тротуаров, площадей, парков и других территорий для пешего передвижения.

В зависимости от того, какой песок используется в составе, будут изменяться показатели прочности и плотности. Лучшим вариантом для песчаных смесей является песок из горных пород. Кроме того, стоимость песчаного асфальта ниже, чем вариантов с каменным наполнителем.

Плотность/ пористость асфальтобетонных смесей

Данный показатель подразумевает остаточную пористость асфальтобетона после уплотнения. Для определения используются лабораторные испытания, для чего из асфальтобетонного покрытия вырезаются образцы.

Наименование Значение
Высокоплотная 1 – 2,5%
Плотная 2,5 – 5%
Пористая 5 – 10%
Высокопористая 10 – 18%

Наиболее прочные разновидности асфальта имеют минимальную пористость/ максимальную плотность. Однако высокая плотность не всегда означает такую же прочность – песчаный асфальт может иметь остаточную пористость 1%, однако будет уступать по прочности щебеночным вариантам.

Условия при асфальтировании

Данный параметр определяет:

  • Температуру смеси в момент асфальтирования;
  • Температуру воздуха;
  • Температуру основания;
  • Требуется ли уплотнение.

Особенности разновидностей асфальтобетонных смесей по технологии укладки

Горячие Литые Холодные
Температура смеси 110-150°C 190-250°C не менее +5°C
Температура нижележащего слоя не ниже +5°C не ниже +5°C не менее +5°C
Температура воздуха не ниже +5°C не ниже +5°C не ниже -10°C (в экстренных ситуациях диапазон расширяется до -20°C)
Требуется ли уплотнение Да Нет Да
Физико-механические характеристики Высокие Высокие Средние
Область применения Строительство и ремонт асфальтобетонных покрытий Строительство и ремонт асфальтобетонных покрытий Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий

После укладки и уплотнения некоторых асфальтобетонных смесей требуется искусственное образование шероховатости.

Типы асфальтобетонных смесей

По типу асфальта можно определить долю содержания горных пород по отношению к общему объему смеси. Также некоторые типы могут подразумевать лишь определенные виды асфальтобетона (АБ).

Тип смеси Характеристика
А Не менее 50-60% горных пород. Только горячий АБ.
Б Не менее 40-50% горных пород. Горячий и холодный АБ.
В Не менее 30-40% горных пород. Горячий и холодный АБ.
Г Песок из горных пород.
Д Песок из осадочных пород.

Выводы


Марка асфальта не может служить однозначным показателем прочности материала, так как каждая марка включает в себя по несколько возможных комбинаций параметров асфальтобетонных смесей.

Одна марка асфальта может указывать на высокопрочный щебеночный асфальтобетон, при этом в нее же может входить гораздо менее прочный песчаный асфальт.

Всего существует 3 марки асфальтобетона, которые классифицируют смеси по 4 параметрам:

  • Состав и вид основного материала;
  • Плотность/ пористость;
  • Условия при укладке;
  • Содержание в составе горных пород.

При этом данная маркировка отражает уровень качества материала при условии эксплуатации по прямому назначению – некоторые асфальтовые смеси предназначены для автомобильных дорог разных категорий, а некоторые для устройства пешеходных зон.

S: Химический состав гашеной извести описывается формулой….

S: Строительную известь делят на сорта по…

-: активности и содержанию непогасившихся зерен

S: Негашеная порошкообразная известь (молотая кипелка)…

-: это тонкий порошок, получаемый смачиванием извести водой

+: получается помолом комовой извести в шаровых мельницах в тонкий порошок

-: по химическому составу представляет собой Ca(OH)2

-: представляет собой мелкопористые куски 5..10 см, получаемые обжигом известнякам

S: Химический процесс, характеризующий коррозию цементного камня в минерализованных водах (II вид коррозии) описывается реакцией…

S: В портландцементном клинкере ______ минерала 2CaOSiO2.

S: Выщелачивание гидроксида кальция при действии мягких вод, содержащих мало растворенных веществ, называется коррозией _________ вида.

S: К гидравлическим вяжущим веществам относятся:

-: гипсовые вяжущие, жидкое стекло

-: известково-шлаковые вяжущие, известково-кремнеземистые вяжущие

+: романцемент, алюминатные цементы

S: Марку гипсовых вяжущих веществ определяют через ________ твердения.

S: В качестве покровного слоя гидроизоляционных рулонных материалов может применяться…

S: Число в марке мастики МБК-Г-85означает…

-: адгезионная прочность, Н

-: прочность на разрыв, Н

S: Преимущество холодного асфальтового бетона перед горячим состоит в …

+: возможности укладки при > 5 0 С во влажную погоду

-: высоком сопротивлении сдвигу

-: быстром наборе прочности

S: Холодный асфальтовый бетон …

-: лучше горячего сопротивляется сдвиговым деформациям

-: набирает прочность быстро, сразу после укладки

-: прочнее горячего асфальтового бетона

+: можно заготавливать заранее и длительно хранить до применения

S: Критерий деления горячего асфальтового бетона на типы: А, Б, В – это…

+: процентное содержание щебня

-: наибольшая крупность щебня

S: Мицелла битума состоит из…

-: смолы, раствора смолы в масле

S: Жидкости с молекулярной массой 100…500 и плотностью менее 1 г/см 3 , входящие в состав битума, относятся к …

S: Пенетрометр используется для определения _______ битума.

S: Составленный деготь получают…

+: смешиванием пека с антраценовым маслом при 130…140

-: отгонкой части фракций масел при коксовании каменного угля

-: отгонкой из нефти легких фракций

-: продувкой кислорода через нефтяные остатки

S: Бетон со средней плотностью это ________ бетон.

S: Способность предварительно отформованного конуса бетонной смеси оседать под действием вибрации называется…

S: Способность отформованной в виде конуса бетонной смеси оседать под действием собственной массы называется…

S: Для определения класса (марки) бетона по прочности формуют стандартные образцы – …

+: кубы с ребром 100 мм

-: кубы с ребром 70,7 мм

-: кубы с ребром 150 мм

-: балочки: 40х40х160 мм

S: Для быстротвердеющего гипсового вяжущего: начало схватывания _______; конец схватывания _______.

-: не ранее 6 мин; не позднее 30 мин

-: не ранее 20 мин; не нормируется

+: не ранее 2 мин; не позднее 15 мин

-: не ранее 2 мин; не нормируется

S: Для среднегасящейся комовой извести скорость гашения (время достижения максимальной температуры) …

S: Активность извести определяют по…

+: процентному содержанию (СаО+МgО)

S: Нормальную густоту цементного теста измеряют…

+: по тонкости помола цемента

-: количеством воды, в процентах от массы цемента, при котором пестик прибора Вика не доходит до дна на 5–7 мм

-: по диаметру расплыва цементного теста в вискозиметре Суттарда

-: количеством воды, в процентах от массы цемента, при котором игла прибора Вика не доходит до дна в кольце с цементным тестом на 1–2 мм

S: На равномерное изменение объема цемента при твердении указывает наличие на цементных образцах-лепешках после кипячения…


Методы, применяемые при производстве асфальтобетонных смесей, весьма разнообразны. Это и дробление, и сушка, и подогрев, и смешивание, и многое другое. Важным является то, что как характеристики материала, так и методы, примененные к нему, в одинаковой степени влияют на свойства конечного продукта.

Марки асфальтобетона и их характеристики

  • В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
  • Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
  • Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.

Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:

Понятие и особенности

марки асфальтобетона и их характеристики и типы

Понятие марки весьма обширно. Категорию материалам присуждают в соответствии с требованиями ГОСТ. Сложность заключается в том, что основой определения марки является множество физико-химических параметров, которые для разных компонентов асфальтной смеси разные.

Понятно, что высокоплотный асфальтобетон на основе щебня из горных пород, относящийся к марке I будет иметь более высокие показатели, чем материал на основе шлакового щебня. Однако оба материала относят к марке I, при этом они отличаются показателями по плотности и водостойкости конечного продукта.

Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

  • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
  • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

Виды марок

Различают 3 известные марки АБ.

  • I включает весьма широкий спектр дорожных материалов. Это и высокоплотные, и плотные, и высокопористые материалы, на основе гравия и песка, хотя последние прочностью не отличаются. Однако именно такие смеси проявляют максимально возможные качества, разработанные для тех или иных условий. В составе АБ есть щебень, песок, битум, кварцевый песок или отсев от горной породы. Асфальты I марки используются очень широко, так как обеспечивают лучшее качество дорожного покрытия согласно своей области применения. Стоимость их наиболее высокая. Так, АБ мелкозернистый, смеси типа Б, марки I обойдется в 2480–3020 р.
  • II – отличается еще более широким выбором. Сюда входят и высокоплотные, и высокопористые любого типа, и песчаные, и так далее. Стойкость их к динамическим нагрузкам и климатическим особенностям несколько ниже. Однако распространение они получили еще большее. Для обустройства обычный городских улиц, большинства дорог, площадей и так далее применяют материалы марки II. Стоимость материалов несколько ниже. Упомянутый уже АБ типа Б, но марки II в среднем стоит 2400–2450 р. за тонну.
  • III – это АБ, в составе которых есть песок, отсев и минеральный порошок, но нет щебня. Плотность таких покрытий весьма значительна, но прочность ниже, чем у асфальтов на основе камня. Песчаные АБ всех типов используют для формирования покрытий на участках с небольшой нагрузкой – тротуары, детские площадки, аллеи в парках. На улицах материал можно использовать для «ямочного» сезонного ремонта. Стоимость материала – от 2300 р. за тонну. Цветной декоративный асфальтобетон будет стоить дороже.

О том, почему тип Д асфальтобетонной смеси лучше остальных, расскажет это видео:

Типы асфальтобетона

Наличие или отсутствие щебня, а также его содержание в смеси определяет максимум их прочностных характеристик. Соответственно, классификация по содержанию каменного наполнителя является одной из самых важных.

Их особенности

Абсолютным показателем прочности или плотности тип асфальтобетона не является, так как свойства зависят не только от объема наполнителя, но и от его характера. В связи с этим само деление материалов по типу связано и с происхождением камня.

  • Так, в состав материалов первых 3 классов входит щебень и гравий любого происхождения. Чтобы в точности знать качества такого АБ, нужно знать и марку, и способ изготовления, и величину зерна.
  • 2 последних класса составляют АБ на основе песка, так что их свойства разительно отличаются от характеристик смеси с более крупным наполнителем.

Разделение по типам

Используют следующее деление:

  • тип А – в составе асфальтобетона содержится не менее 50–60% камня. Зернистость их разная, однако смеси типа А могут быть только горячими;
  • тип Б – каменный наполнитель составляет 40–50% массы АБ. Это может быть любой щебневый на основе горячей смеси или холодной. Так как холодные асфальтобетоны могут быть только типа Б и В, но никак не А, в обозначении указывается вторая буква – х, что обозначает холодную смесь;
  • тип В – доля камня составляет 30–40%. Такой АБ производят на основе и холодных, и горячих смесей;
  • тип Г – при изготовлении применяют только песок, но полученный отсевом при дроблении горных пород. Твердость и износостойкость таких материалов выше;
  • тип Д – применяют при изготовлении смесь природных песков и отсева дробления осадочных пород.

Разные марки (1, 2, 3) и типы (А, Б, В, Г, Д) асфальтобетона имеют разные цены и находят разное применение, что обусловлено и характеристиками материала, и его стоимостью.

Нет смысла использовать высокоплотный АБ марки I для оборудования садовых аллей. В то же время, применение АБ типа Д никак не оправдано при строительстве шоссе.

О сфере применения асфальтобетона типа Г рассказывается в этом видеоролике:

Асфальтобетонные смеси имеют множество параметров, по которым можно произвести их классификацию. Один из основных – типы асфальта. Принадлежность асфальтобетона к одному из 5-ти типов отражает наличие или отсутствие в составе каменистого заполнителя (щебень или гравий), а также его долю по отношению к общему объему асфальтовой смеси и ее разновидность по методу испарения углеводородов.


«Типы асфальта могут напрямую указывать на уровень качества асфальтовых смесей. Чем больше в составе каменистого заполнителя, тем прочнее и надежнее покрытие из такого материала. Однако тип асфальтобетона далеко не единственный параметр оценки качества материала»

Асфальтирование в Москве, особенно на высокозагруженных автодорогах, производится с использованием асфальтобетонов высоких типов. При этом для укладки на пешеходных зонах можно использовать и другие типы асфальта, так как разница во внешнем воздействии на автодороге и тротуаре несоизмеримо разная.

Типы асфальта и их характеристики


Как упоминалось, существует 5 типов асфальтобетона, которые маркируются буквами алфавита: А, Б, В, Г, Д.

Типы асфальта Критерии классификации
А Только горячие асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 50-65% щебня.
Б и Бх Горячие и холодные асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 40-50% щебня или гравия.
В и Вх Горячие и холодные асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 30-40% щебня или гравия.
Г и Гх Песчаные смеси, содержащие 30% песка, полученного дроблением горных пород.
Д и Дх Песчаные смеси, содержащие 70% песка, полученного отсевом осадочных пород.

Типы асфальта, кроме А, могут дополнительно маркироваться буквой «х», что означает «холодные». Например, обычная маркировка «Б» будет означать, что смесь горячая, а маркировка «Бх» – что смесь холодная.

Как типы асфальта отражают качество смеси


Щебень, являясь продуктом дробления твердых горных пород, превосходит гравий по своим физико-механическим свойствам, так как гравий представляет собой лишь осадочные горные породы.

Большой % каменистого заполнителя в составе асфальтобетона обеспечивает высокие физико-механические свойства покрытия. Это особенно касается типа А, который подразумевает именно высокое содержание щебня.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон имеет в составе щебень из твердых горных пород в доле 70-80% от общей массы, что делает его одним из самых качественных асфальтобетонов. Однако высокое содержание щебня не единственная причина впечатляющих характеристик материала.

Под типы асфальта Б и В попадают не только щебеночные, но и гравийные смеси. Данные категории будут уступать асфальту типа А, при этом щебеночный асфальт Б или В типа будет иметь характеристики выше, чем гравийный асфальт тех же типов.

Типы асфальта Г и Д уступают другим типам, что не дает возможности использовать их для покрытий, которым требуются высокие эксплуатационные характеристики. При этом данные категории будут иметь и более низкую стоимость.

Где используются те или иные типы асфальта


Федеральные трассы и скоростные автомагистрали подвергаются интенсивному транспортному воздействию, причем воздействию не только легковых, но и грузовых автомобилей. А зоны для пеших прогулок, наоборот, принимают на себя лишь нагрузку от прогуливающихся пешеходов.

Чем выше предполагаемое внешнее воздействие на покрытие, тем более высокими должны быть качественные характеристики асфальтобетона для данной территории. При этом стоит учесть, что в некоторых случаях дорожно-строительные компании используют комбинацию разных асфальтобетоном для устройства покрытия.

Для чего подходят разные типы асфальта

Тип Автодороги с высокой транспортной загрузкой Автодороги со средней и малой транспортной загрузкой Пешеходные территории
А Да Да Да
Б В комбинации Да Да
В В комбинации Да Да
Г Нет Нет Да
Д Нет Нет Да

Комбинация асфальтобетонов может выглядеть следующим образом:

  • Укладывается крупнозернистый асфальт типа Б;
  • Сверху укладывается мелкозернистый асфальт типа Б;
  • Затем укладывается щебеночно-мастичный асфальт типа А.

Несмотря на то, что асфальтобетоны типа А подходят для любых покрытий, использовать их для устройства пешеходных зон не совсем рационально. Во-первых, тротуарам не требуется таких высоких физико-механических характеристик, во-вторых, стоимость щебеночно-мастичного асфальтобетона существенно выше, чем песчаного.

Другие параметры оценки асфальтобетона


Существует несколько параметров классификации асфальтобетонных смесей:

  • 1. Тип;
  • 2. Вид основного заполнителя;
  • 3. Зернистость;
  • 4. Плотность или пористость;
  • 5. Способ испарения углеводородов и технология укладки;
  • 6. Марка.

Мы уже знаем, что такое типы асфальта, а также, какими бывают основные его заполнители (щебень, гравий, песок). Теперь разберемся, что означают другие параметры, применимые к асфальтобетонным смесям.

Что такое зернистость асфальта


Зернистость разделяет асфальтобетонные смеси по диаметру фракций основного компонента. Можно выделить 3 категории:

  • 1. Крупнозернистые смеси – фракции 20-40 мм;
  • 2. Мелкозернистые смеси – фракции 10-20 мм;
  • 3. Песчаные смеси – фракции до 10 мм.

При этом зернистость определяет некоторые физико-механические свойства асфальтобетонов, а также область их применения:

  • Крупнозернистый асфальт применяется в нижних слоях асфальтобетонного покрытия, выполняя функцию стабилизирующего слоя, а также препятствуя образованию колеи и защищая внутренние слои основания.
  • Мелкозернистый асфальт укладывается поверх асфальта с крупными фракциями, так как обладает более высокими показателями прочности и износостойкости, а также хорошо препятствует попаданию влаги во внутренние слои полотна.
  • Песчаный асфальт не обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому используется только для асфальтирования пешеходных территорий.

Что такое плотность и пористость асфальта

Данный показатель призван в процентном соотношении отображать остаточную пористость асфальтобетона. Остаточная пористость представляет собой уровень пористости после того, как асфальт будет уложен и уплотнен. Как и в случае с зернистостью, более пористые асфальты укладываются в нижних слоях для стабилизации, а более плотные – в верхних для сопротивления износу.


На что указывает способ испарения углеводородов


Асфальтобетонные смеси могут быть горячими и холодными, что определяет физико-механические свойства, а также технологию укладки и сезонную допустимость использования материалов. Также, помимо горячего и холодного асфальтобетона, распространен литой асфальт, относящийся к горячим смесям.

  • Нагрев при укладке: до 110-150°C;
  • Минимальная температура нижележащего слоя и воздуха: +5°C;
  • Сезоны использования: поздняя весна-лето-ранняя осень.
  • Нагрев при укладке: до 190-250°C;
  • Минимальная температура нижележащего слоя и воздуха: +5°C;
  • Сезоны использования: поздняя весна-лето-ранняя осень.
  • Нагрев при укладке: не требуется;
  • Минимальная температура нижележащего слоя и воздуха: -10°C (иногда до -20°C);
  • Сезоны использования: любые сезоны.

Чаще всего используются для ямочного ремонта дорожного полотна.

*В составе холодных асфальтовых смесей присутствуют растворители углеводородов, что позволяет производить работы без предварительного разогрева смеси, а также в любые сезоны. Однако это негативно сказывается на качестве асфальтобетона.

Что такое марка асфальта


Марки асфальтобетонных смесей не являются классифицирующим параметром, а также не могут напрямую указывать на качество смеси. Дело в том, что марка асфальта отражает совокупность нескольких характеристик (типы асфальта, разновидность смеси и другие особенности).

К примеру, одна и та же марка может включать и щебеночно-мастичный асфальтобетон для дорог первых категорий, и песчаный асфальт для пешеходных зон. Однако в пределах своего назначения асфальты высоких марок будут лучше, чем смеси низких марок.

  • Высокоплотные;
  • Плотные типы асфальта А, Б и Г;
  • Пористые;
  • Высокопористые на основе щебня.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх.
  • Щебеночные, гравийные, песчаные;
  • Горячие, холодные;
  • С минеральным порошком в составе.
  • Высокоплотные;
  • Плотные типы асфальта А, Б, В, Г и Д;
  • Пористые;
  • Высокопористые на основе песка.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх, Дх.
  • Щебеночные, гравийные, песчаные;
  • Горячие, холодные;
  • С минеральным порошком в составе.
  • Плотные песчаные смеси типов Г и Д (иногда Б и В с низким содержанием камней).

Выводы


Типы асфальта разделяются на 5 категорий (А, Б, В, Г, Д), каждая из которых отражает:

  • Какой материал выступает в роли основного заполнителя (щебень, гравий или песок);
  • Какой процент от общего объема занимает заполнитель;
  • Какие смеси (горячие или холодные) относятся к типу.

Также к маркировке может быть добавлена буква «х», что будет означать принадлежность смеси к холодным асфальтобетонам.

Чем больше каменистого заполнителя в составе, тем выше будет качество асфальта. Таким образом, асфальты типа А будут обладать наилучшими характеристиками, типы асфальта Б и В – средними, а Г и Д – низкими.

При этом каждый тип преимущественно имеет определенное назначение:

  • Тип А чаще используется для автодорог с повышенной транспортной загруженностью;
  • Типы асфальта Б и В применяются для дорог со средней загрузкой, а также для пешеходных территорий;
  • Типы асфальта Г и Д используются только для пешеходных зон.

Помимо типов, асфальтобетоны имеют еще несколько параметров классификации, каждый из которых определяет особенности, характеристики и область применения смеси.

Асфальтобетонное покрытие, используемое для асфальтирования автомобильных и пешеходных зон, может быть классифицировано по множеству параметров. От вида и состава асфальтобетона будут зависеть его эксплуатационные характеристики, область применения, технология укладки, стоимость укладки асфальта и многое другое.


«Асфальтобетонное покрытие – уплотненный слой или несколько слоев асфальтобетона, уложенные на подготовленное основание. Состав и пропорции компонентов могут отличаться, в зависимости от разновидности асфальтовой смеси»

В большинстве случаев асфальтирование в Москве подразумевает использование строго определенного асфальтобетона, однако а в некоторых случаях подойдет даже вторичный асфальтогранулят (асфальтовая крошка). Стоит обратить внимание, что на качество дорожного полотна влияет не только разновидность используемого асфальта.

Также играет роль дорожное основание, профессионализм дорожников, соблюдение технологии укладки асфальта и многое другое. Однако правильный выбор материала, из которого будет создано асфальтобетонное покрытие – один из самых важных моментов.

Основные виды асфальтобетона


Асфальтобетонное покрытие может отличаться по следующим основным параметрам:

  • 1. По типу заполнителя (составу);
  • 2. По температуре изготовления и укладки;
  • 2.1. по необходимости в уплотнении;
  • 3. По пористости;
  • 4. По зернистости;
  • 5. По типу;
  • 6. По марке.

Классификация асфальтобетона (АБ) проходит не по отдельным параметрам, а по их совокупности. Вышеперечисленные критерии влияют на физико-механические свойства материала, а также на область его применения. Причем это может быть даже в рамках асфальтирования одной и той же территории, потому что при укладке часто используются несколько разновидностей асфальтобетона.

Также обратите внимание, что любая марка асфальта включает в себя сразу несколько подтипов материала с разными физико-механическими характеристиками. Поэтому в одну и ту же марку входят материалы, имеющие различное назначение.

Асфальтобетонное покрытие по составу (типу заполнителя)


В зависимости от типа заполнителя, входящего в состав асфальтобетона, можно выделить следующие виды:

  • 1. Песчаный;
  • 2. Гравийный;
  • 3. Щебеночный и щебеночно-мастичный.

Песчаное асфальтобетонное покрытие чаще всего используется для устройства территорий, на которых не предполагается высоких и интенсивных транспортных нагрузок. В большинстве случаев это пешеходные зоны. Связан данный факт с тем, что песчаный асфальт имеет относительно невысокие эксплуатационные характеристики, однако для пешеходных зон их вполне достаточно. Также песчаный АБ отличается бюджетной стоимостью.

Гравийное асфальтобетонное покрытие на данный момент практически вытеснено щебеночно. В целом, гравийный асфальт использовался для устройства дорог общего пользования и пешеходных зон, так как имеет более высокие эксплуатационные характеристики. Однако для дорог I и II категории следует использовать более качественный материал.

Щебеночное асфальтобетонное покрытие обладает наиболее высокими физико-механическими характеристиками, чем предыдущие 2 варианта. Подходит для асфальтирования дорог любой категории, а также для строительства аэродромов. Для пешеходных зон, разумеется, щебеночный асфальт также может использоваться, однако это может быть неоправданно с экономической точки зрения.

В основе щебеночного АБ используется щебень из твердых горных пород, которые образовывают стойкий каркас покрытия. Также для повышения характеристик материала в состав включают специальные волокнистые добавки, например, целлюлозные волокна, таким образом получая щебеночно-мастичный АБ.

Асфальтобетонное покрытие по температуре укладки (+ необходимости в уплотнении)


К данной классификации принято относить 3 разновидности асфальтовых смесей:

  • 1. Горячие;
  • 2. Холодные;
  • 3. Литые.

Горячий асфальт является основным материалом для строительства автомобильных дорог. Перед укладкой данную смесь разогревают до 110-120°C, а чтобы она не потеряла своих характеристик, температура воздуха при укладке должна быть от +5°C. Горячий АБ отличается достаточно высокими физико-механическими характеристиками, что позволяет создавать качественное асфальтобетонное покрытие. После укладки данная смесь требует уплотнения.

Холодный асфальт используется для ямочного ремонта дорог, а также для асфальтирования небольших территорий. Преимущество данной смеси в том, что ее не нужно разогревать перед укладкой, так как разжижение битума происходит за счет добавления растворителей. Благодаря этому холодный асфальт может использоваться даже при минусовой температуре.

Однако физико-механические характеристики смеси ниже, чем у горячего асфальта, поэтому для строительства дорог холодный АБ не подходит – используется для ямочного ремонта дорог, а также, чтобы создать асфальтобетонное покрытие для пешеходных зон. После укладки смесь требует уплотнения.

Литой асфальт является разновидностью горячего АБ, имея при этом ключевую особенность. Во-первых, физико-механические характеристики данного материала выше, чем у других горячих смесей, а во-вторых, литой асфальт не требует уплотнения. Имея жидкую консистенцию, материал самостоятельно набирает прочность и твердость в процессе остывания, имея остаточную пористость в пределах 2%. При укладке разогревается до 190-230°C.

Асфальтобетонное покрытие по пористости


В данной классификации играет роль остаточная пористость материала, выраженная в процентном соотношении. Выделяется 4 основных категории пористости, для наглядности взгляните на таблицу.

Наименование Процент остаточной пористости
Высокоплотные 1 – 2,5%
Плотные 2,5 – 5%
Пористые 5 – 10%
Высокопористые 10 – 18%

Когда строится асфальтобетонное покрытие, более пористый АБ может использоваться в нижних слоях полотна для обеспечения стойкости к нагрузке. Однако это возможно только при условии, что верхние слои дороги будут покрыты плотным или высокоплотным асфальтом, чтобы обеспечить достаточную прочность и герметичность покрытия, защищая при этом нижний пористый слой.

Асфальтобетонное покрытие по зернистости


Зернистость определяется в зависимости от размера минеральных зерен:

  • 1. Песчаные;
  • 2. Мелкозернистые;
  • 3. Крупнозернистые.

Кроме того, какие именно физико-механические свойства присущи материалу, играет роль и размер его фракций. Камень может быть раздроблен на мелко- и крупнозернистые фракции, а песок по умолчанию будет самой мелкозернистой фракцией.

Песчаные – диаметр фракций до 10 миллиметров. Можно получить лишь с помощью добавления песка в качестве заполнителя или одного из заполнителей. Как упоминалось выше, песчаный асфальт не обладает высокими эксплуатационными характеристиками, однако вполне подойдет, чтобы обустроить асфальтобетонное покрытие для пешеходных зон.

Мелкозернистые – диаметр фракций до 20 миллиметров. В основе может лежать щебень или гравий, при этом горный щебень обеспечит более высокие характеристики. Мелкозернистый асфальт используется, преимущественно, в верхних слоях покрытия, ложась на крупнозернистые смеси. Таким образом обеспечивается максимальная плотность, так как мелкие фракции заполняют пустоты между крупными.

Мелкозернистые смеси обладают высокой прочностью, однако больше подвержены формированию колеи. Эту проблему можно решить путем использования высококачественных составов.

Крупнозернистые – диаметр фракций до 40 миллиметров. В основе может лежать гравий или щебень. Используется в нижних слоях асфальтобетонного покрытия в качестве стабилизирующего слоя, а также обязательно в тандеме с более мелким заполнителем, чтобы обеспечить достаточно высокую плотность.

Асфальтобетонное покрытие по типу смеси


Тип смеси определяется процентным содержанием камня в составе. Также некоторые типы не предусматривают наличия каменных пород, подразумевая их замену на песок.

Данный тип подразумевает использование песка, полученного путем отсева при дроблении горных пород .

Данный тип подразумевает использование песка, полученного путем отсева при дроблении осадочных пород .

Асфальтобетонное покрытие по марке


Как упоминалось выше, каждая марка асфальтобетона включает в себя материалы с разными характеристиками плотности, зернистости, с разным составом и так далее. Поэтому для некоторых случаев больше подходит та или иная марка асфальтобетона, и не нужно везде использовать строго самую высокую.

Марка Описание
I Пористость: высокоплотные, плотные и высокопористые.

В составе могут присутствовать те же основные материалы, однако прочность и стойкость к климатическим условиям, при прочих равных, у II марки будет ниже.

К примеру, песчаный высокопористый асфальтобетон I марки нельзя использовать для укладки на автомобильные дороги. Хотя марка и высокая, песчаный асфальт будет уступать по характеристикам гравийному или щебеночному асфальтобетонному покрытию II марки.

Какую толщину должно иметь асфальтобетонное покрытие


Асфальтобетонное покрытие может иметь различную толщину, в зависимости от назначения асфальтируемой территории. Так, например, для тротуара достаточно одного слоя около 3-4 сантиметров, тогда как на скоростной трассе с высокой нагрузкой толщина асфальтобетона может доходить до 30 сантиметров.

Также важную роль играет то, какой именно асфальт будет использоваться при укладке. При прочих равных, песчаного асфальта потребуется больше, чем щебеночного, так как физико-механические характеристики последнего значительно выше.

Если стоит задача возвести асфальтобетонное покрытие толщиной более одного слоя, то нужно учесть пару нюансов:

  • 1. Каждый слой следует отдельно уплотнить, чтобы добиться максимальной прочности и плотности.
  • 2. Между слоями осуществлять проливку битумными эмульсиями, чтобы повысить адгезию.
  • 3. Асфальтобетонное покрытие, особенно предполагающее высокие нагрузки, может дополнительно армироваться геосеткой между слоями асфальта.

Геосетка между слоями асфальтобетона может существенно усилить характеристики дорожного полотна, а также значительно продлить его срок службы. За счет своих свойств, геосетка укрепляет полотно, а также равномерно распределяет вертикальную нагрузку в горизонтальную плоскость.

Можно ли использовать асфальтовую крошку как асфальтобетонное покрытие


Забегая вперед можно сказать, что некоторые виды асфальтовой крошки обладают достаточно высокими эксплуатационными характеристиками, благодаря чему могут использоваться для строительства дорог, не предполагающих высокую нагрузку.

«Асфальтовая крошка или асфальтогранулят – измельченный асфальтобетон, снятый с дорожного полотна. В зависимости от того, из какого асфальта и каким способом изготовлена крошка, будет зависеть ее качество»

Другими словами, чем лучше было асфальтобетонное покрытие, из которого произвели крошку, тем выше будут характеристики асфальтогранулята. Поэтому, если будете покупать асфальтовую крошку, обязательно поинтересуйтесь, из какого места был взят исходный материал.

Например, крошка из песчаного асфальта с тротуара будет уступать по качеству грануляту из щебеночного асфальта, взятого с МКАД. Также на эксплуатационные характеристики крошки влияет способ ее изготовления.

Способы производства асфальтовой крошки:

  • 1. Дробление дорожной фрезой в процессе снятия;
  • 2. Дробление в стационарных установках.

Первый способ обеспечивает более высокое качество материала. Дорожная фреза срезает асфальтобетон с дорожного полотна, и сразу же его измельчает (с возможность задать размер фракций). После этого по ленте все той же дорожной фрезы крошка попадает в кузов самосвала, а затем незамедлительно доставляется на объект заказчика для укладки.

Второй способ дает более низкое качество крошки. Крупные куски асфальтобетонного покрытия помещают в специальные установки, которые их дробят (с возможность отсеять определенные фракции). После этого крошка отправляется на хранение. Именно из-за хранения снижаются ее характеристики, однако есть и преимущество – такой асфальтогранулят можно заказать даже зимой.

Выводы


Асфальтобетонное покрытие может классифицироваться по целому перечню параметров, каждый из которых влияет на физико-механические характеристики материала. При этом общее определение качества материала невозможно лишь по одному параметру, следует оценивать его только по совокупности.

Классифицировать асфальтобетонное покрытие, а точнее сам асфальтобетон, можно по 6-7 основным категориям:

  • 1. Заполнитель (состав);
  • 2. Температура изготовления и укладки;
  • 2.1. необходимость в уплотнении;
  • 3. Пористость;
  • 4. Зернистость;
  • 5. Тип;
  • 6. Марка.

От типа заполнителя напрямую зависят эксплуатационные характеристики покрытия. Также определенные заполнители подходят для определенных объектов. Например, песчаный асфальт используется для асфальтирования пешеходных зон, а щебеночно-мастичный АБ подходит для автомобильных дорог самых высоких категорий.

От того, какой способ разжижения битума используется (нагрев или растворители) зависит и качество материала, и требования к технологии укладки. Горячие смеси нужно разогревать, а их укладка возможна только в теплую погоду с поздней весны до ранней осени.

Холодный асфальт может использоваться даже при минусовой температуре, не требует разогрева, однако имеет более низкие физико-механические характеристики, за счет чего используется для пешеходных зон и ямочного ремонта. Также существует литой асфальт, из которого можно создать качественное асфальтобетонное покрытие без необходимости в уплотнении.

Более пористый асфальт подходит для устройства нижних слоев асфальтобетонного покрытия. Асфальтобетон с низкой пористостью на основе горных пород обладает более высокой прочностью – используется для верхних слоев дорожного полотна.

Зернистость асфальта определяет размер его фракций. Более крупные фракции укладываются в нижних слоях АБ, а мелкие фракции в верхних слоях покрытия, повышая плотность и прочность.

Тип асфальтовых смесей зависит от заполнителя и процентного содержания камня в составе, а марка асфальтобетона определяет комплекс характеристик. Также асфальтобетонное покрытие, не предполагающее высоких и интенсивных нагрузок, можно соорудить из асфальтовой крошки, качество которой будет зависеть от исходного асфальтобетона и способа производства гранулята.

Читайте также: