Крепление солнечных панелей на крыше кемпера

Обновлено: 14.05.2024

В прошлом посте про строительство самодельного автодома я рассказал про второй аккумулятор , который поставил для жилых нужд: освещение в салоне, холодильник, зарядка ноутбуков и питание других устройств напряжением 220В. В этот раз расскажу про то, как я этот аккумулятор заряжаю - про солнечные панели.

В обычных автомобилях и мини-кемперах может не быть второго аккумулятора. Все питание берется с основного автомобильного, который заряжается от генератора под капотом. Если же есть второй аккум, то его тоже надо заряжать. Можно подключить два аккумулятора в одну систему, тогда генератор машины будет заряжать сразу два аккума. Но что если автодом стоит несколько дней без движения, и при этом энергия расходуется? А еще не бывает возможность подключиться к внешнему электричеству. В этом случае ставят солнечные панели на крышу.

Я решил, что поставлю две тонкие и гибкие панели. Они легче, их проще крепить на крыше, не нужны крепления и арматура. Достаточно мощного скотча. Но гибкие панели дороже обычных процентов на 20-30, а их эффективность при этом примерно на те же цифры меньше, чем у обычных толстых панелей. Я знал, на что иду, мне важнее была простота крепления. А еще тот факт, что машина с тонкими панелями не выделяется из "толпы".

Я заказал панели E-Power EP-110W-SP, каждая рассчитана на 12 вольт и выдает максимум 110Вт (рабочее напряжение 18,5 вольт, рабочий ток - 5,95 А). Приехали почтой из Владивостока в жесткой упаковке из картона и листами фанеры для жесткости. На солнечные элементы панелей была наклеена заводская пленка. Не стал их отдирать до установки. Выглядят панели весьма солидно.

Долго думал, как лучше всего прикрепить их на крыше. Габариты каждой панели 1050 х 540 х 3 мм. Вес каждой всего 1,75 кг. В теории достаточно было приклеить их к крыше мощным двухсторонним скотчем. Но нужное количество такого скотча стоит немалых денег. В итоге решил сделать комбинацию крепежей. Несколько полосок супер-скотча, по углам площадки для стяжек + металлические стяжки, плюс по периметру армированный скотч. Последний нужен больше для того, чтобы убрать возможный эффект парусности, чтобы потоками воздуха панели не сорвало.


А из чего сделана крыша прицепа ? У меня корпус алюминиевый и солнечные батареи стоят на кронштейнах из нержавейки и нержавеющими саморезами через специальный герметик привинчены к крыше. Разумеется это соединение не является быстросЪемным, но не припомню такой ситуации, когда была бы необходимость снимать батареи. И не слышал, чтобы кто-нибудь так делал.

"В деле распространения здравых мыслей без того не обойтись, чтобы кто-нибудь паскудой не назвал." (М.Е.Салтыков-Щедрин)



У меня стоит так. Стоит стационарно не куда не чего поворачивать не надо, даже в тени и в пасмурную погоду достаточно для подзарядки АКБ.


батарея как раз такая как на вашем фото. а где брали держатели? Крыша , наверное, тоже сендвич панель. Страшно мне её дырявить. Удержат шурупы при движении или лучше насквозь? вот варианты размещения. ряске


Если мне не изменяет память, установочный комплект продается отдельно. Установить лучше как на Вашем первом фото поперек,крепиться на саморезы с герметиком (не сквозные), лучше садить на клей-герметик для авто, (продается во всех магазинах автозапчасти ), он долговечнее и крепче, бывает белый,серый и черный.


Почему поперёк лучше? Где в Москве можно купить установочные комплекты? поискал по иннету , не нашёл пока.




Я снял старую аналоговую спутниковую(немецкую) тарелку осталось отверстие. Вокруг отверстия сделал силиконом отбортовку, на случай если под солнечную панел затечет вода. Приклеил к внутренней поверхности панели несколько полосок пенки от туристического коврика, для того, что бы при тряски стекло панели не вибрировало. Сейчас приклею панель по периметру силиконовым клеем для приклейки автостекол. Получиться герметично, отверстие под провод одновременно будет являться компенсатором давления.


говорят , что надо оставлять зазор для проветривания. типа очень нагреваются иногда от солнца. Клеить через амортизирующий элемент наверное правильно. Не люблю клеить намертво, то что может сниматься.


Про нагреваться, я не знал и не подумал. На следующие выходные переделаю. Но 4 килорубля за крепление - дороговато. Какие еще нюансы знаете? Я планирую разобраться и подключить через родной блок , что бы зарядку бот солнечной панели было видно на табло.

Есть специальные пластиковые крепления к крыше. Их производят все производители панелей. Ставить надо на эти крепежи, чтобы во время торможения панель не улетела с крыши.


Ну не должны четыре куска пластмассы стоить 4000 рублей. А чем плохо поставить на уголки из аллюминия?


Цитата
автор Анди on 31 май 2010 18:01:01 Ну не должны четыре куска пластмассы стоить 4000 рублей. А чем плохо поставить на уголки из аллюминия?
4 тыр рублей - многовааато. Навеоное можно и на уголки.. Я и собираю инфу , у кого как прикручено. Подводные камни везде есть. Лучше учится на чужих ошибках.


Цитата
автор Анди on 31 май 2010 16:44:20 Я планирую разобраться и подключить через родной блок , что бы зарядку бот солнечной панели было видно на табло.
Я купил к панели блок зарядки Juta MMPT - 20. вариант бюджетный и особой индикации нет. Родной блок у меня простой. Так что создание полноценной системы в прицепе мне ещё предстоит. Поделюсь в процесее , что получается.


Буржуи рекомендуют КЛЕЯТЬ вот такие системы на крышу авто, а панель крепится к ним саморезами. Рекомендуют клеять на полиуретановый клей. Я сделал по ихнему. javascript:amaf_insertHTML('');amaf_toggleInline(9204,2095,0); javascript:amaf_insertHTML('');amaf_toggleInline(9205,2095,0);



Не не нашёл подходящего решения и пришлось колхозить. Очень нетривиальная задача оказалась. Большая проблема найти точки крепления в крыше. Даже вокруг люков часто нет деревянных брусков. Возможность ориентировать панель на солнце на широте Москвы даёт прибавку 20%. Получилось не очень элегантно, но может, кому пригодится как идея. походное крепление варианты ориентации во время стоянки.


сейчас вышел ради интереса, солнце нормально светит, забрался, ткнул пальцем - панель холодная(относительно), и разницы с остальной крышей не заметил. да. отдача от панели в этом момент была почти 100Вт


В ютубе есть ролик - дядя льет воду на панель и показания амперметра подскакивают на 10-20%. Кроме того она у вас еще и лежит горизонтально, ориентирована не лучшим образом. Я не критикую, в такой компоновке есть свои плюсы и минусы.


Цитата
автор Gontelnikov on 07 май 2014 17:45:45 В ютубе есть ролик - дядя льет воду на панель и показания амперметра подскакивают на 10-20%. Кроме того она у вас еще и лежит горизонтально, ориентирована не лучшим образом. Я не критикую, в такой компоновке есть свои плюсы и минусы.
Да Вы правы по всем пунктам, и тот мужик, что облил водой панель тоже)))Я не об этом - я о том, что: 1.нагрев панели находится в пределах допуска и абсолютно безопасен сам по себе 2.потери на КПД при нагреве считаются, как и вся система ЗАРАНЕЕ и эти потери включаются в будущий колхоз и уже учтены при грамотном подходе изначально 3. А уж насколько значительны эти потери - об этом я и писал - они незначительны сами по себе относительно потерь в других ветвях системы. ПС. А ставить систему с потолка "потому, что все ставят" и потом штудировать форум в поиске ответа на вопрос "почему все не так, как хотелось" изначально неверный подход.



Цитата
автор Aleks77 on 06 май 2014 22:47:10 Панель полностью устроила и оправдала ожидания. Нагрузка вечером всех лампочек, айпадов, ноутбуков, плюс отопление ночью с раздувом от 12В в течение часов 12 каждый день. в общем к 11-12 утра уже аккумулятор вновь был полный.
вот и я говорю: при установке солнечной панели вопрос о зарядке АКБ исчезает совсем. /главное соразмерить мощность панели и свою неумную жадность в потреблении Ампер/


Умная и интересная беседа, полезная информация, кое что даже сохранил. Спасибо. Надо мануал по своей СБ срочно перевести с английского и изучить.

Соренто 2.4 МКПП. KIP KG 42T Когда мы окружаем себя хорошими людьми и добрыми мыслями, жизнь начинает меняться в лучшую сторону.



Где брал в Зеленограде? тут вроде только оптом Знакомые ребята потеряли гибкую панель на трассе из-за неправильного клея. Я только самопальную защитную крышку потерял на испытаниях. Гы-гы. Еще если поперек мастырить, то опасность возрастает, очевидно. Даже люки отрывает, спойлер нашел. У меня сечение 16 квадратов. Нагрев проводов? Не, не слышал. Про инвертор без ТОР. Я прикупил стабилизатор Ресанта. Оно поможет для защиты от резкой нагрузки? Импульсный китайский инвертор типа с чистой синусоидой вытворял чудеса со спутником, пульт рессивера жутко глючил. Взял А-Электроника ПН5-12-1500, качество монтажа через дырочки разглядываю, смущает. На практике 230Вт моно-панель, 2 гелевых аккума по 100Ач. Это впритык для телека 47" со спутником или PS3 и мощного ноута на Азовском море. Панель заряжала аккумы к двум часам дня, дальше просто не давала им проседать. А к полуночи аккумы уже садились. Но у меня еще и свет был накаливанием.


Я все же думаю сделать багажник из водопроводной ПВХ-трубы. И с вентиляцией проще. И с креплением. И можно будет приподнимать под наклоном на стоянке, как на мольберте. И вообще снять-перепрятать.


Мне пришла в голову мысль просто перевешивать панель на удобный борт. И кемперу тенечек и панельке удобно.

Как сделать автодом из обычного цельнометаллического грузового фургона? Очень просто, если есть умелые руки и желание… В нашей небольшой статье, расскажем, как мы установили солнечную электростанцию на один из таких «грузовиков», который в скором времени станет уютным автодомом.

Техзадание

С нашим покупателем, как и обычно бывает, мы познакомились по телефону, он позвонил нам, и сказал, что ему нужна солнечная электростанция на его Mercedes Sprinter. Тех-задание он нам дал – питание мини-холодильника, свет, телевизор и мелкие бытовые приборы, которые пригодятся в путешествии на автомобиле. Мы договорились о встрече, и приехали к месту, где стоял наш объект перевоплощения из грузовика в кемпер.

Подбор оборудования

Работа по переобрудованию Спринтера шла полным ходом, была уже снята обшивка с салона авто и происходил процесс разметки, где будут вырезаться вентиляционные люки и проходить бортовая проводка внутри салона.

Солнечная панель

Наша работа началась, мы поднялись на крышу авто, сделали замеры, учли размещения будущих люков на крыше, и сделали вывод, что оптимальным будет размещение панели мощностью 300Вт. Её размер составляет, округлённо, 1700*990мм. Вот её описание .

Такой площадью размещения мы получаем на крыше максимальное занимаемое пространство, и, соответственно, максимальную мощность с этой площади крыши (выработка будет приблизительно 1000Вт/сутки). Ширина авто составляет 1400мм, следовательно, при размещении нашей солнечной панели, её вообще не будет видно со стороны, что никак не портит вид немецкого автомобиля.

Инвертор, контроллер заряда

Далее мы обговорили какой тип оборудования будет устанавливаться. Выбор был перед двумя вариантами оборудования:

  • отдельный контроллер заряда плюс автономный инвертор, либо
  • гибридный инвертор-моноблок с возможностью подключения централизованной электросети для зарядки аккумулятора

Выбор был сделан – однозначно гибридный моноблок SmartWatt мощностью 1кВт и номинальным напряжением 12В. У такого гибридного инвертора есть вход для 220В, поэтому на кемпинговых стоянках можно будет подзаряжать аккумуляторы при затяжной непогоде (когда солнечная панель будет не справляться со своим предназначением). Да и клиент проживает в частном секторе в Казани, и не против подзаряжать аккумулятор в автодоме через удлинитель из дома.

Аккумулятор

Аккумулятор выбрали с большим запасом мощности – емкостью 200Ач. Марка аккумулятора Delta GEL – это аккумуляторы специальной “солнечной серии”, выполненные по комбинированной технологии AGM+GEL, отличительной особенностью этой серии АКБ является наличие в комплекте к аккумулятору 6 банок, которые через 500-600 дней эксплуатации аккумулятора можно долить в непосредственно в отсеки АКБ, тем самым продлив срок службы до 30%.

Запасенная мощность в таком АКБ – приблизительно 1700Вт. Такого запаса достаточно, как минимум, на 3 дня автономной жизни в таком автомобиле, при полном отсутствии солнца. Это точно хватит в таком ритме отдыха, и клиент не останется без электричества в процессе своего путешествия.

Тем временем, в России уже можно продавать выработанную солнечную электроэнергию в сеть. Подробнее - в 10 выпуске подкаста "Солар-Ньюс"

Начинаем монтаж

В общем, покупатель цели рассказал, оборудование подобрано, пора действовать. Согласовали день монтажа, время и поехали… Сделали проект, продумали каким образом лучше закрепить солнечную панель на крыше авто, как завести провода внутрь, где разместить инвертор и АКБ. Всё готово, загрузили оборудование, инструменты – можно ехать.

Прибыв к автомобилю, работы уже шли по наклейке шумоизоляции кузова. Ждали нас, чтобы устанавливать люки на крыше, ведь свободное пространство напрямую зависело от расположения солнечной панели на крыше.

Приступаем к монтажу. Для установки солнечной панели на крыше было решено использовать Z-образные нержавеющие крепежи, которые мы зачастую используем для крепления на кровле домов.

Делаем отверстия в крыше

Сделали много замеров, чтобы не ошибиться в местах сверления дыр в крыше, ведь права на ошибку в таком деле нет, дырку сделал не в том месте-её просто так не замажешь)) Установка панели должна происходить в местах усиления кузова, что мы и сделали. Во-общем семь раз отмерь – один раз отрежь – это про нас, разметку мы делали около часа…

Время прошло не зря, отверстия просверлены, попадание в рамы кузова точные, всё идёт по плану.

Ввод для солнечного кабеля

Следующее, делаем отверстия для проводов, идущих от солнечной панели внутрь кузова.

Для этого используем специальные гермовводы . Размечаем и сверлим под них два отверстия. Сверление производим специальным коническим сверлом – очень удобное, советуем всем.

Устанавливаем гермовводы, дополнительно промазывая их герметиком (идущая в комплекте резиновая прокладка не внушает доверия, есть вероятность подтекания влаги через некоторое время). Сделано, теперь протаскиваем провода изнутри, и устанавливаем на них коннекторы МС4, чтобы подключаться к солнечной панели.

Герметизация

Подключаем солнечную панель и устанавливаем её с помощью оцинкованных болтов М6 на ранее высверленные отверстия на крыше.

Используем в качестве изоляции специальные битумные прокладки в несколько слоёв. Затягиваем гайки – готово, панель встала как «вкопанная», жесткая конструкция, не боящаяся бездорожья и больших скоростей на трассе.

Подключение инвертора

Следующий этап – прокладываем провода от солнечных панелей к инвертору. Напомним, устанавливаем гибридный солнечный инвертор номинальной мощностью 1кВт (пиковая 2кВт в течении 2 сек). Гибридный инвертор означает, что в его корпусе встроены и контроллер заряда, в нашем случае МРРТ, и преобразователь напряжения 12в-220в. Такой инвертор имеет множество настроек, небольшой дисплей даёт всю важную информацию о состоянии солнечной электростанции, например, сколько ватт вырабатывают панели, какая мощность потребляемой нагрузки, состояние заряда аккумуляторов и т.д. Во-общем, такой моноблок очень удобный и простой в подключении.

Инвертор временно установили на его будущее место, окончательно он примет своё положение после финишной обшивки салона авто, но этим уже займется позже сам хозяин.

Подробнее про аккумулятор

Там же, около инвертора был установлен аккумулятор. Немного расскажем об аккумуляторе. Почему именно он? АКБ на служит для накопления энергии выработанной солнечной панелью, ну и для функционирования самой солнечной электростанции конечно. Чем больше ёмкость АКБ, тем больше у нас запас на пасмурное и вечернее время. К примеру, планируется использование мини холодильника, который приблизительно потребляет 300Вт/сутки, телевизор небольшой – 50Вт/час, лампы освещения на вечернее время 3-4 шт. по 10Вт мощностью. Опираясь на эти параметры и подбираем ёмкость АКБ с запасом на пасмурную погоду. Аккумулятор был выбран емкостью 200Ач, простым языком, это 1700Вт полезной мощности при 100% заряде и новом состоянии. Для наших задач это вполне достаточно.

Аккумулятор используем обязательно гелевый, а в нашей системе – специальная серия для солнечной энергетики. Такие гелевые аккумуляторы, в отличие от обычных свинцово-кислотных автомобильных, более стойкие к глубоким разрядам и имеют большой ресурс по зарядам-разрядам, а, следовательно, дольше срок службы. Ну и конечно не мало важно, у таких АКБ нет вредных испарений в атмосферу во время заряда, а в нашем случае эта атмосфера находится внутри авто, в котором будут спать и жить люди… Подключили аккумулятор к инвертору кабелем с сечением 25мм.кв – потери будут минимальны.

Итоги

Всё, осталось только пользоваться, клиент доволен работой, солнечная электростанция готова к эксплуатации. На работу ушло около 4-х часов. Сумма всего проекта под ключ вышла чуть более 70 тыс. руб. За такой комфорт, это очень небольшая сумма, тем более деньги вкладываются в любимое дело и хобби – путешествие, в этом лучше не экономить и делать сразу на качество, чтобы воспоминания об этом развлечении были только положительными. Вот такая вот история, спасибо за внимание, а нашему покупателю мы пожелаем счастливого пути, и увлекательных путешествий на его новом, теперь уже, автокемпере…

Для развития канала нам важна ваша поддержка, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

Еще на этапе проектирования всех систем нашего небольшого автодома я планировал установку солнечной панели, но для того чтобы подобрать нужную нам необходимо было определиться с величиной автобокса на крыше и окончательным количеством потребителей.

Откатав один сезон на нашем автодоме стало понятно сколько места занимает кемпинговая мебель и остальные вещи которые можно хранить в автобоксе, а также сформировался окончательный перечень всех энергопотребителей.

Выбор панели

В результате мы пришли к тому, что нам необходима панель мощностью 150-200Вт, которая будет выдавать при хорошем солнце 7-10 а/ч, что достаточно для восполнения потерь + резерв в 25%, на случай пасмурной погоды.

Анализ рынка солнечных панелей показал, что выбор не очень большой и в итоге мы остановились на панели Delta серии BST на 24В поликристаллическая. Почему именно такая панель?

Во-первых : из-за размеров 1315х992х35 мм, которые позволили разместить солнечную панель не выходя за габариты крыши и автобокс длиной 2м.

Во-вторых : из-за характеристик самой панели, для 24v можно использовать более тонкие провода, потерь будет меньше, но поликристалл имеет меньший КПД (15-18), чем моно (19-20%). На самом деле намного больше зависит угол наклона панелей и чистота поверхности.

Провода взял многожильные ПУГВ 6мм2 и несколько коннекторов.

Но подключать панели напрямую нельзя, необходим контроллер заряда . В данном случае не стоит экономить и покупать PWM версию, необходим MPPT ( Maximum Power Point Tracking ), который самостоятельно осуществляет поиск точки максимальной мощности для заряда аккумулятора. Мы выбрали модель DELTA Battery MPPT 2420 на максимальный ток заряда 20А и мощность панелей 520Вт. Т.о. у нас осталась в резерве мощность для установки второй панели если будет необходимо.

Дополнительный аккумулятор тяговый, имеющий емкость 100 а/ч, технология AGM.

Монтаж на крыше микроавтобуса

Для монтажа солнечной панели на крыше я купил дополнительный комплект поперечин Atlant для нашего VW t4. Крепить саму панель решил с помощью строительных уголков 40х80мм.

Читайте также: