Крепление доски для серфинга к ноге

Обновлено: 01.05.2024

50 лет назад его называли "Придурошный поводок". Тестируя первую модель, человек потерял глаз. Сегодня вы вряд ли пойдёте кататься без него.

Верёвка, соединяющая доску и ногу сёрфера называется лиш (от англ. leash – поводок). За годы своего существования этот аксессуар прошёл долгий путь трансформаций и усовершенствований. Современные лиши отличаются по многим параметрам, из этой статьи вы узнаете подробности о том, какие бывают лиши, и как выбрать нужный именно вам.

Вплоть до 1971 года все серферы были отличными пловцами, потому что доска никак не крепилась к телу, а значит при каждом неудачном падении уплывала практически до берега. Песчаный пляж ничем не угрожал большим деревянным доскам, но поколение первых шортбордов из пены, покрытой стекловолокном, сильно страдало, особенно если их хозяева предпочитали более резкие рифовые споты, где на границе с пляжем были камни. Кроме того, на коротких досках и плавать было сложнее, в итоге сёрферы быстрее выбивались из сил. Желание кататься дольше и уберечь доску подтолкнуло Пэта О'Нейла к идее посадить серфборд на поводок. Первый прототип он сделал из медицинского катетера, который привязал с одной стороны к носу доски, а с другой – к запястью. К сожалению, конструкция оказалась очень опасной: катетер сильно растягивался, а потом опружинивал назад, буквально «выстреливая» доской назад в серфера. Именно так Джек О'Нейл, отец Пэта, потерял свой глаз во время тестирования изобретения. В то же время пионеры старой школы серфинга называли лиш «Придурошный поводок» («Kook's cord»), и считали, что данное приспособление придумано для слабых и ленивых серферов.


В начале 70х лиш никак не мог снискать популярность у серферов, так как они считали, что использовать его либо слишком опасно, либо просто не круто. Однако уже в 1975 крупные компании, такие как BlockEnterprises и Surfmore, заинтересовались нововведением, и разработали более жизнеспособную модель, которой и по сей день пользуются во всем мире: лиш из полиуретана, который крепится к хвосту доски и ноге серфера. Классическая модель состоит из пяти элементов: шнура, манжета, предохранителя (рейл-сейвера) и двух вращающихся суставов.


Шнур сделан из полиуретана, чем он толще, тем прочнее. С другой стороны, болтаясь в воде, лиш оказывает сопротивление, пусть и небольшое, и тем самым тормозит сёрфера во время проезда. Поэтому, чем шнур тоньше, тем большую можно набрать скорость. Для разных целей используются разные лиши. Информация о толщине шнура отражается в названии:

Regular или Standart – это стандартные, прочные лиши для ежедневного катания, они выдерживают нагрузку волн до 6-9 футов.

Pro Comp или Competition – это облегчённые тонкие лиши, которые оказывают меньшее сопротивление. Рвутся они значительно быстрее и их использование может быть оправдано в рамках соревнований, либо при катании исключительно на маленьких волнах.

Premium, Big Wave или XXL - это особо прочные, толстые лиши для волн 9 футов и больше.

Длина лиша должна быть не меньше длины доски. Поскольку варианты различаются на целое число футов, надо округлять длину доски, предпочтительно в большую сторону. Так, для досок 8'8" или 9'2" подходит лиш 9', а для 6'4" или 6'6" лучше взять лиш 7'.

Манжет – это та часть, которая оборачивается вокруг ноги. Крепление осуществляется за счет липучки. Лиши с цветными манжетами – это симпатично, но вот липучка практичнее чёрная. Дело в том, что при окрашивании некоторые крючки и петельки липучки забиваются краской и перестают работать, такой манжет с большей вероятностью расстегнётся в неподходящий момент.

Манжеты бывают двух типов: на щиколотку и под колено. Последними пользуются лонгбордисты, так как на волне они ходят по доске туда-сюда, а при таком креплении лиш не путается под ногами.

В манжеты бывает вшит маленький карман для ключа. В него же также можно положить кусочек воска или немного мелочи на воду после каталки.

Эта часть защищает хвост доски от повреждения, которое может нанести шнур, если перегнётся через рейл и натянется, что довольно часто случается в замесах. Чем толще и длиннее рейл-сейвер, тем лучше защищена доска, но, с другой стороны, он также оказывает сопротивление при езде. Рейл-сейвер крепится к доске с помощью верёвочки и липучки с тройным замком. Длина верёвки должна быть меньше, чем кратчайшее расстояние до края доски, иначе весь смысл предохранителя теряется.

Как любой фрукт состоит из кожуры, мякоти и косточки, у любого серфа есть базовые элементы, дизайном которых и определяются его характеристики.

На протяжении всей истории серфинга доска непрерывно эволюционировала, чтобы отвечать возрастающим требованиям прогрессирующих сёрферов. Это коснулось всего, от размера и формы, вплоть до материала, из которого сделан серфборд. Тем не менее, основные её части остались прежними, как любой фрукт состоит из кожуры, мякоти и косточки, у любого серфа есть базовые элементы, дизайном которых и определяются его характеристики. Разбираем в подробностях анатомию доски для сёрфинга.


Общие очертания серфборда, если посмотреть на него фронтально (с верхней или с нижней стороны) называются «шейп» (от англ shape – форма). Именно этой формой и определяются основные характеристики доски. Ширина измеряется в самой широкой точке, которая обычно находится посередине, хотя иногда бывает смещена. Ширина носа и хвоста измеряется в 12 дюймах от соответствующего края.



Сколько это в метрах?

Исторически сложилось измерять доски в английской системе мер, то есть в футах и дюймах. Все дело в том, что вплоть до 2005 года почти 90% всех бланков для серфбордов (то есть специально подготовленной пены, из которой затем вытачивается доска) делалось на фабрике Clark Foam в Калифорнии, где принята именно эта система измерения.

Рокер – это изгиб доски от носа к хвосту, «округлось» ее профиля. Рокер разделяют на носовой и хвостовой, так как две эти величины по-разному влияют на поведение доски. Так, небольшой, почти плоский носовой рокер придаёт доске большую плавучесть и лёгкость при разгребании, но замедляет повороты. Крутой хвостовой рокер помогает делать резкие повороты, но ухудшает скоростные характеристики.

Тонкая полоска дерева, идущая по центру доски от хвоста до носа называется стрингер. Это центральная ось, надёжно вклеенная в пену, придаёт доске прочность. Некоторые доски делают совсем без стрингера, например, эпоксидные доски технологии «сэндвич» не нуждаются в стрингере, так как многослойное прочное покрытие выполняет роль своего рода экзоскелета. Некоторые доски, наоборот, делают с двумя или даже тремя стрингерами, сломать их пополам становится вдвое сложнее, это оправдано в случае лонгборда, если на нем катаются на больших волнах.


Передняя часть доски называется «нос», он бывает круглый, острый и вообще любой между двумя этими крайностями. Широкий закруглённый нос добавляет доске объёма, что делает её более стабильной и позволяет легче разгребаться, такой нос характерен для больших досок от малибу до лонгборда. Острый нос – для шортбордов, так как облегчённая передняя часть позволяет делать более резкие и крутые повороты. В общем, ширина носа – это соотношение стабильности и поворотливости.


Хвост – это самая важная деталь, определяющая манёвренность доски, шейперы много мудрили с этой частью, поэтому сегодня от выбора разбегаются глаза. Общий принцип такой: широкий квадратный хвост даёт скорость и хорошо толкается волной, но с ним труднее «зарезаться» краем доски в стенку волну. Узкий хвост, напротив, позволяет плавно резать стенку, делать повороты, но в целом замедляет скорость проезда. Любые промежуточные варианты – это соотношение скорости и поворотливости. Для больших волн подходят зауженные хвосты, так как мощности волны достаточно, чтобы придать сёрферу нужную скорость, а на маленьких волнах приятнее кататься на доске с широким хвостом.


Лиш (от английского leash – поводок) – это специальный трос, которым серф крепится к ноге серфера во избежание потери оборудования при падении. В 1971 году его ввел в обиход Пат О'Нил, сын знаменитого изобретателя гидрокостюма Джека О'Нила.
Вначале лиши делались из трубок, которые применяются в медицине для капельниц, и были не слишком-то надежными и крепкими. Именно по этой причине Джек О'Нил когда-то потерял глаз…

Сегодня лиши производят из полиуретанового провода, который намного прочнее, но все равно представляет некую опасность для серфера. Иными словами: лиш и полезен, и опасен.

Плюсы использования лиша

Лиш является очень полезным изобретением, так как не позволяет вашей доске убежать от вас. С лишем у доски значительно меньше шансов быть поломанной о рифы, скалы и т.п. Он избавляет райдера от долгих заплывов за доской в местах, где волны встают очень далеко от берега. Наличие лиша позволяет спокойно оставить доску в опасной ситуации.

Лиш может обезопасить окружающих на слишком людных спотах, т.к. "бесхозная" доска, несущаяся с бешеной скоростью, может натворить много бед. В некоторых местах даже запрещено кататься без лиша.

Минусы

Лиш может порваться в любой неподходящий момент, и вам придется возвращаться на берег без доски. Поэтому всегда будьте уверены, что можете проплыть расстояние от места катания до берега без серфа. Правильно оценивайте свои способности.

Если лиш порвался:

- не паникуйте, постарайтесь расслабиться, улыбнитесь себе и скажите, что вы справитесь с этим;
- плывите брасом, чтобы сэкономить энергию;
- используйте волну для продвижения к берегу;
- не боритесь с течением: если чувствуете, что застряли в течении, плывите по нему;
- перед тем как лезть в воду, хорошенько изучите течение.

В случае если лиш зацепился за что-нибудь на дне, например, за риф, вы должны уметь быстро отцепить его от своей ноги. Поэтому застежка на манжете должна быть надежной и простой в использовании, чтобы можно было снять манжет в неудобных условиях.

Наличие лиша не дает вам право не следить за доской - это очень плохая и распространенная привычка. Брошенная доска в любом случае может "выстрелить" в кого-то рядом. Иногда (но только в очень редких случаях) лучше отбросить доску, чтобы она не покалечила вас. Помните о том, что лиш растягивается и в какой-нибудь неподходящий момент доска может вернуться в вас.

Лиш имеет тенденцию постоянно цепляться и обматываться вокруг вашей ноги. Это все время надоедает, но избежать этого нельзя. А, следовательно, вам стоит обзавестись привычкой перепроверять, где он находится.

Лиш не освобождает вас от необходимости уметь правильно проныривать волны.

Длина лиша

Длина лиша должна быть примерно равна длине вашей доски. Он может быть длиннее, но не короче. Например, для доски 6'6'' (6 футов 6 дюймов) рекомендуется лиш в 7'. В то же время лиш не должен быть слишком длинным, потому что будет служить якорем.

Существует и специальная разновидность лишей – для соревнований. Они тоньше обычных. Если вы начинающий или серфер среднего уровня, то не стоит обращать на них свое внимание.

Бренды

Покупать лучше лиши известных брендов, чтобы быть уверенным в их надежности. Вполне серьезна продукция таких фирм, как DaKine и FCS. Если вы покупаете продукт неизвестного бренда, убедитесь в качестве исполнения: проверьте швы, удобность манжета и шарнир.

Хранение

Обычно многие серферы обматывают лиш вокруг доски перед плавниками, но это делать не рекомендуется, т.к. чем дольше лиш находится в свернутом состоянии, тем хуже он потом распрямляется и будет все время обматываться вокруг ноги. А долгий контакт с относительно острыми плавниками может постепенно повреждать лиш. Поэтому не обматывайте лиш вокруг доски, а просто положите его в чехол вместе с доской.

surfleashwipeout

Лиш в серфинге, представляющий собой веревку, которой доска крепится к ноге райдера, являются неотъемлемой деталью в наше время. Но вопросы об их целесообразности не перестают возникать в серф-среде. Кто-то считает лиш серьезной помехой в исполнении задуманных трюков, тогда как другие верят в безопасность, которую они гарантируют.

Основными противниками страхующих лишей являются любители лонгборда. Среди доводов в пользу категорического отказа от лиша, они приводят частые случаи столкновения серфера с доской, что всегда следует за своим хозяином. Также они вспоминают тот факт, что изначально серфинг были придуман без всяких веревок и довольно долго функционировал таким образом. К тому же, среди противников лиша существует мнение, что в случае потери доски серфер вынужден анализировать свои ошибки, что способствует повышению его мастерства в серфинге.

Как бы то ни было, это приспособление, придуманное еще в 1970-х годах, по-прежнему является популярным аксессуаром среди большинства поклонников серфинга. За эти годы лиши помогли избежать огромного количества критических ситуаций и спасли не одну жизнь.

Вот пять причин, которые убедят вас обвязать полиуретановый шнур вокруг своей лодыжки, прежде чем выйти на воду.

1. Лиш может спасти вашу жизнь. Он вместе с доской будет держать вас на плаву, если произошла неприятная ситуация, падение или серьезная травма.

2. Веревка будет препятствовать столкновению вашей доски для серфинга со снаряжением другого серфера. Вы же не хотите нанести травму другому человеку? Ношение лиша является элементарной вежливостью.

3. Лиш позволяет вам серфить гораздо дольше. Если каждый раз при совершении ошибки вам придется плыть к берегу, догоняя собственную доску, то заниматься серфингом вы будете гораздо меньше, чем в том случае, когда борд будет привязан в вашей ноге.

4. Лиш помогает в случае опасного дак-дайвинга. Опасный набор волновых сетов не позволит вам выполнить правильный дак-дайв, поэтому просто оставьте ваш доску для серфинга позади и погрузите тело так глубоко, как только сможете.

5. И наконец, задумайтесь: 99% серферов используют лиши для серфинга. Потому что стиль – это еще не все.

girl_surf

Положение ног на доске для серфинга имеет решающее значение. В серфинге ноги отвечают прежде всего за баланс, а также за контроль и скорость. При помощи бедер и рук, ноги обеспечивают правильное положение корпуса. Именно поэтому позиционирование ступней на доске для серфинга является обязательным уроком для всякого новичка.

К счастью, тут есть золотое правило. Ваша ведущая нога всегда должна находиться в середине доски – продольной и поперечной — независимо от того, каков размер вашего серфборда. Это классика, общее положение.

Именно ваша передняя нога управляет доской, и она всегда должна находиться над стрингером, кроме случаев, когда вы маневрируете на волнах, независимо от того, регуляр вы, гуфи футер или же предпочитаете менять стойки.

Это же правило относится и к вашей задней ноге. Стандартное правило говорит о том, что задняя нога должна быть расположена на уровне передних плавников или немного впереди них. Если вы используете противоскользящий коврик, это облегчит вам задачу.

— Если вы хотите быстро повернуть или настроиться для маневра, то задняя нога будет скользить назад к хвосту. Помните, что эта незначительная корректировка может привести к потере доски в критических частях волны.

— В продвинутом серфинге обе ноги перемещаются по доске. Другими словами, при помощи этого вы постоянно адаптируетесь к различным ситуациям. Например, движетесь вперед для бочек и бареллей, и назад при атаке губы волны.

— Если вы гонитесь за скоростью, ваши ноги могут передвигаться вперед по направлению к носу. Если вам нужны вырезания или вы хотите просто пройти по губе, то ваши стопы должны двигаться назад.

— Если вы катаетесь на правильной доске для серфинга, идеальной для вашего веса и роста, то заметите, что ваши ноги располагаются всегда на ширине плеч. Привыкните к положению ваших ног при взлете, для того, чтобы избежать ненужных корректировок во время каждой поездки.

— И в заключение: задняя нога, как правило, тормоз, а передняя — педаль газа. Продолжайте добиваться идеального положения каждый раз, чтобы ничто не помешало вам покорить идеальную волну. Даже небольшие изменения могут сотворить чудеса.

Читайте также: