Крепление башенного крана к стене

Обновлено: 26.04.2024

Рекомендации предназначены для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся проектированием, изготовлением или эксплуатацией опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям. Рекомендации определяют требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям

Открытое акционерное общество «Специальное
конструкторско-технологическое бюро башенного
краностроения»

(ОАО «СКТБ БК»)

Начальник Управления государственного
строительного надзора Ростехнадзора

_________________ В.С. Котельников

«____» __________ 2007 г.

Руководитель Московского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора

_________________ Ю.В. Артюх

«___» ______________2007 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И
БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПОРНЫХ КРЕПЛЕНИЙ
БАШЕННЫХ КРАНОВ К СТРОИТЕЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ

Генеральный директор

ОАО «СКТБ БК»

_________ Р.М. Арутюнян

__________________ 2007 г.

1. Разработан и утвержден

ОАО «Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краностроения (ОАО «СКТБ БК») - головной организацией по краностроению

129301, г. Москва, ул. Касаткина, 11

Гехт А.Х., Жуков В.Г., Инденбаум А.И., Колпаков В.П., Котельников B . C ., Леонов П.А., Поляков Л.Н., Прикащиков Р.Г., Степанов Б.М.

3. Введен в действие:

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения СКТБ БК.

Руководящий нормативный документ

Рекомендации по проектированию, изготовлению
и безопасной эксплуатации опорных креплений
башенных кранов к строительным сооружениям

Разработан впервые

Дата введения: 01.10.2007

1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся проектированием, изготовлением или эксплуатацией опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

1.2. Рекомендации определяют требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

Опорное крепление башенного крана - система горизонтальных опор, удерживающая башню крана в вертикальном положении и передающая нагрузки от крана на сооружение.

Опора горизонтальная - система связей, соединяющих башню крана со строительным сооружением на определенной высоте башни и передающих нагрузку от крана на сооружение.

Связь - металлическая стержневая конструкция, входящая в горизонтальную опору, состоящая из одного или нескольких звеньев.

Контрольные испытания - испытания опорного крепления башенного крана, выполняемые при установке первой горизонтальной опоры на строительном сооружении с целью решения вопроса о возможности использования этого опорного крепления.

3.1. Проектирование опорного крепления башенного крана выполняется головными организациями по краностроению или специализированными организациями по башенным кранам. Руководители и специалисты данных организаций должны быть аттестованы по вопросам промышленной безопасности и на знание настоящих Рекомендаций.

3.2. При разработке проектов опорных креплений соблюдаются установленные нормативные и технические требования к конструкциям башенных кранов и строительным сооружениям.

а) техническое задание (заявку), рекомендации по разработке которого приведены в приложении № 2;

б) комплект чертежей, расчеты, паспорт с разделом по эксплуатации и монтажу опорного крепления (форма паспорта приведена в приложении № 3);

в) рабочую программу и методику испытания опорного крепления, рекомендации по разработке к которым приведены в приложении № 4;

г) заключение экспертизы промышленной безопасности проекта, выполненной экспертной организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора, и заключение экспертизы промышленной безопасности башенного крана (при необходимости).

Индивидуальный рабочий проект вновь создаваемого опорного крепления может быть разработан на основе существующего проекта опорного крепления - базового проекта, который используется в эксплуатации. В том случае, если геометрическая схема нового опорного крепления не отличается от схемы существующего, а расчетные нагрузки на горизонтальные опоры не выше нагрузок на горизонтальные опоры базового, экспертиза промышленной безопасности может не проводиться. При этом индивидуальный рабочий проект вновь создаваемого опорного крепления согласовывается с разработчиком базового проекта опорного крепления или должен быть представлен комплект документов, предусмотренный в подпунктах а), б), в), г) пункта 3.3. настоящих Рекомендаций.

3.4. Проекты опорного крепления во всех случаях согласовываются с организацией-проектировщиком сооружения в части расположения мест крепления горизонтальных опор и возникающих при этом нагрузок на сооружение.

Программа и методика испытаний опорного крепления базового проекта согласовывается с территориальными органами Ростехнадзора.

4.1. Изготовление опорного крепления выполняется предприятиями, получившими разрешение на применение, выданное территориальными органами Ростехадзора. Выдача разрешений на применение осуществляется в соответствии с РД 03-485-02 .

4.2. Опорные крепления изготавливаются в соответствии с проектом, действующими нормативными материалами и техническими требованиями к конструкциям башенных кранов.

4.3. Применяемые стали и сварочные материалы выбираются в соответствии с указаниями ПБ 10-382-00 и РД 22-16-2005 .

4.4. Предельные отклонения от заданной геометрической формы и размеров горизонтальных опор и связей опорного крепления должны соответствовать предельным отклонениям, установленным для металлоконструкций башенных кранов по ГОСТ 13556-91 и табл. 4, 5 РД 22-207-88 .

4.5. Раскрой металла, его механическая обработка и покрытия выполняются в соответствии с требованиям п. 4.1 РД 22-207-88 .

4.6. Сварные соединения выполняются с учетом требований ПБ 10-382-00 и РД 22-207-88 . Размеры и допуски при обработке кромок под сварку должны отвечать п. 4.1.11 РД 22-207-88 . Сварные швы проверяются в соответствии с п. 3.5 ПБ 10-382-00 методами неразрушающего контроля. Не допускаются дефекты, указанные в п. 3.5.6 и 3.5.7 ПБ 10-382-00 . Сварочные работы должны выполняться сварщиками, аттестованными в установленном порядке.

4.8. Каждое изготовленное опорное крепление подвергается приемосдаточным испытаниям службой контроля продукции предприятия-изготовителя по разработанной им программе. По результатам испытаний оформляется паспорт опорного крепления.

4.9. При повторном использовании горизонтальных опор и связей, бывших в употреблении, их применение в новом опорном креплении отражается в технической документации. При этом они обследуются, при необходимости производится ремонт и составляется акт с оценкой их состояния. Повторное применение горизонтальных опор и связей отражается в паспорте на опорное крепление.

4.10. Элементы опорных креплений маркируются в соответствии с проектом. Маркировка может быть нанесена несмываемой краской. Сохранность маркировки должна обеспечиваться в течение срока эксплуатации крепления.

5.1. Монтаж и демонтаж опорного крепления выполняется с соблюдением требований, указанных в паспорте и в соответствии с проектом производства работ (ППР).

5.2. После установки первой горизонтальной опоры, соединяющей башенный кран со строительным сооружением, опорное крепление подвергается контрольным испытаниям в соответствии с программой и методикой. Испытания осуществляются комиссией, в которую входят представители организации-разработчика опорного крепления, организации, эксплуатирующей кран, организации- производителя работ на строящемся объекте.

Работа комиссии оформляется актом, где указывается, что опорное крепление смонтировано и установлено в соответствии с проектом и паспортом и выдержало испытания, а нагрузки, действующие на возводимое сооружение от крана, соответствуют расчетной прочности сооружения. Акт прикладывается к паспорту крепления. При этом, если в опорном креплении используются горизонтальные опоры, существенно отличающиеся по конструкции от испытанной, комиссия может принять решение о необходимости проведения повторных контрольных испытаний при установке этих опор. Пуск в работу крана после монтажа, установки первой и каждой следующей горизонтальной опоры осуществляется государственным инспектором территориального органа Ростехнадзора с учетом требований настоящих рекомендаций. Вызов инспектора для пуска осуществляется владельцем крана в установленном порядке.

5.3. После установки других горизонтальных опор крепления, аналогичных по конструкции первой опоре, кран подвергается контролю и испытаниям в соответствии с инструкцией по монтажу завода изготовителя. В том случае, если контроль и испытания крана после установки горизонтальных опор крепления инструкцией по монтажу не предусмотрены, он подвергается контролю и испытаниям в объеме частичного технического освидетельствования с проведением динамических испытаний номинальными грузами.

5.4. В процессе эксплуатации крановщиком и ИТР, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, согласно паспорта крана осуществляется контроль за состоянием опорного крепления в соответствии с требованиями, указанными в паспорте. При этом обязательному контролю подвергаются состояние болтовых соединений и сварных швов. Ослабление болтовых соединений, наличие смещений и зазоров выше установленных значений, а так же трещин в сварных швах и элементах опорного крепления не допускается.

Состояние сооружения в местах присоединения горизонтальных опор контролируется согласно паспорту крана, но не реже чем через каждые десять дней крановщиком и ИТР, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, с записью результатов осмотра в вахтенный журнал крановщика. Наличие трещин в конструкциях сооружения не допускается.

5.5. При обнаружении дефектов в конструкциях опорного крепления или сооружении эксплуатация крана прекращается. Дефекты незамедлительно устраняются. При этом ремонт выполняется в соответствии с ПБ 10-382-00 и РД 22-322-02 с демонтажом и заменой дефектного узла конструкции либо на смонтированной опоре по специальному проекту. Во всех случаях сварные швы при ремонте должны контролироваться методами неразрушающего контроля.

В процессе ремонтных работ особое внимание должно быть обращено на безопасность крана и сооружения.

Сведения о выполненном ремонте отражаются в акте, в т.ч. данные о примененном материале с указанием сертификата.

Краны башенные строительные. Общие технические условия.

Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

4. ПОТ Р М-012-2000

Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте.

5. ПОТ Р М-016-2001

Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

Положение о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах.

Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин.

Машины грузоподъемные. Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций.

Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление.

Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полнокомплектный и капитально-восстановительный ремонты.

Краны грузоподъемные Типовые программы и методики испытаний.

Требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов.

Безопасность труда в строительстве ч. 1. Общие требования.

Инструкция по проведению технического освидетельствования крана.

Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ.

Техническое задание содержит следующие данные:

б) адрес объекта;

в) условия климатического исполнения;

г) раздел проекта производства работ (ППР), относящийся к установке башенного крана к строительному сооружению и креплению его по мере возведения сооружения;

д) план типового этажа, если все этажи одинаковые (или план всех отличающихся этажей, где согласно ППР должны устанавливаться опоры крепления);

е) вертикальный разрез здания со стороны башенного крана;

ж) для стационарного приставного крана, установленного на фундаменте, исполнительные размеры фундамента крана относительно строительного сооружения в плане и отметке верха фундамента под кран относительно нулевой отметки сооружения;

з) для крана на рельсовом ходу фактические координаты рельсового пути относительно здания и фактическая отметка головки рельса относительно нулевой отметки возводимого сооружения и место установки крана в приставном исполнении;

и) возможность повторного использования ранее применявшихся горизонтальных опор и связей;

к) нагрузки на опорное крепление от крана для рабочего и нерабочего состояния;

л) требования к местам присоединения горизонтальных опор к башне крана и к сооружению, требования к доступу к местам присоединений горизонтальных опор с соответствующими чертежами (эскизами);

м) в случае необходимости использования опорного крепления для установки переходных приспособлений (мостиков) должны быть указаны параметры каждого приспособления: высота расположения, длина, ширина, высота ограждений, предельная нагрузка на приспособление (мостик);

н) требования к транспортировке, максимальная масса и предполагаемые размеры перевозимых узлов опорного крепления;

о) данные по монтажу и демонтажу опорного крепления, включающие:

- схему монтажа и демонтажа, разработанную с учетом специфики сооружения и места установки крана;

- последовательность выполнения операций монтажа и демонтажа опорного крепления;

- механизмы и приспособления для проведения монтажа и демонтажа, в т.ч. подъемные механизмы, установленные на кране, а так же другие грузоподъемные краны.

Краны башенные. Устройства для установки. Общие требования

Cranes. Tower cranes. Devices for installation. General requirements*

Дата введения 2016-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Региональный инженерно-консультационный центр башенного краностроения" (ООО "РИКЦ БК")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 805-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33170-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к устройствам для опорных креплений приставных башенных кранов к строительным сооружениям, их проектированию, изготовлению и эксплуатации. Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032-79* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 9.032-74. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации.

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия.

ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия.

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, ГОСТ 13556, [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опорное крепление башенного крана: Система горизонтальных опор, удерживающая башню крана в вертикальном положении и передающая нагрузки от крана на строительное сооружение.

3.2 опора горизонтальная: Система связей, соединяющих башню крана со строительным сооружением на определенной высоте башни и передающих нагрузку от крана на сооружение.

3.3 связь: Металлическая стержневая конструкция, входящая в горизонтальную опору, состоящая из одного или нескольких звеньев, включая узлы, обеспечивающие крепления опоры к крану и к строительному сооружению.

3.4 контрольные испытания: Испытания опорного крепления башенного крана, выполняемые при установке первой горизонтальной опоры на строительном сооружении с целью решения вопроса о возможности использования этого опорного крепления

4 Требования безопасности

Опорное крепление должно обеспечивать надежное прикрепление приставного башенного крана к строительному сооружению в процессе эксплуатации, монтажа, демонтажа и испытаний с учетом действий максимальных нагрузок* элементы крепления.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Для этого должны выполняться следующие требования:

а) соответствие опорного крепления техническому заданию (заявка) на его проектирование, требованиям, относящимся к креплению и указанным в эксплуатационной документации крана и технической документации на строительное сооружение;

б) соответствие прочности, жесткости, устойчивости элементов конструкции нагрузкам рабочего и нерабочего состояния крана во всем диапазоне температур для соответствующего климатического исполнения крепления с учетом внешних воздействий от ветра, снега и возможных нагрузок от сейсмических воздействий;

в) соответствие материалов, примененных в конструкции, технология изготовления крепления и методы контроля при изготовлении установленным требованиям, которые должны быть конкретизированы применительно к опорным креплениям в технических условиях на ее проектирование;

г) соответствие контроля за состоянием конструкции в процессе эксплуатации требованиям, указанным в паспорте крепления.

5 Проектирование

5.1 Проектирование опорного крепления башенного крана должно выполняться специализированными организациями по краностроению или специализированными организациями по башенным кранам.

5.2 Разработка проекта опорных креплений должна выполняться в соответствии с установленными нормативными и техническими требованиями к конструкциям башенных кранов и строительным сооружениям.

5.3 Проект на изготовление опорного крепления должен включать:

а) техническое задание (заявку) на проектирование, рекомендации по разработке которого приведены в приложении А;

б) комплект чертежей, расчеты, паспорт с разделом по эксплуатации и монтажу опорного крепления (форма паспорта приведена в приложении Б);

в) рабочую программу и методику испытания опорного крепления, рекомендации по разработке которых приведены в приложении В.

5.4 Технические характеристики и параметры опорного крепления должны соответствовать техническому заданию (заявке) на проектирование и значениям, указанным в эксплуатационной документации крана, техническое задание на проектирование опорных креплений*.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5.5 Проект крепления должен согласовываться с организацией - проектировщиком строительного сооружения в части расположения мест крепления горизонтальных опор и возникающих при этом нагрузок на сооружение.

5.6 При многоуровневом креплении крана к строительному сооружению конструкция креплений должна проектироваться с учетом указаний в эксплуатационной документации на кран о необходимости включения в работу или отключения из работы отдельных горизонтальных опор при установке очередных опор крепления.

5.7 В случае необходимости использования опорного крепления для установки переходных приспособлений (мостиков), соединяющих кран и строительное сооружение, конструкция приспособления должна обеспечивать безопасность его использования и соответствовать требованиям [3]*.

5.8 Применяемые в конструкции крепления стали и сварочные материалы должны соответствовать требованиям национальных и нормативных документов государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

5.9 В случае использования в конструкции опорного крепления крана ранее применявшихся узлов крепления проект должен включать обоснование такой возможности с учетом фактического состояния узлов.

6 Изготовление

6.1 Изготовление опорного крепления выполняется предприятиями, получившими разрешение согласно национальным требованиям государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

6.2 Опорные крепления изготавливаются в соответствии с проектом и техническими условиями.

6.3 Качество применяемых материалов (металлопроката, труб, сварочных материалов, антикоррозийных материалов) должно быть подтверждено сертификатами изготовителя этих материалов.

6.4 Все материалы должны быть подвергнуты входному контролю по программе, действующей на предприятии - изготовителе опорных креплений, включая проверку:

- соответствия сортамента и марок сталей клеймам или биркам предприятия-изготовителя;

- отсутствия в прокате видимых расслоений, трещин, раковин, закатов, вмятин и общих остаточных деформаций, превышающих допустимые значения.

При наличии отклонений от указанных требований, вся партия металлопроката к использованию не допускается.

6.5 Правку стального проката (при необходимости) в зависимости от профиля следует выполнять на листоправильных, сортоправильных машинах или прессах в холодном состоянии.

Крепление башенного крана, пристёжка крана

Все башенные краны при больших высотах нуждаются в закреплении к возводимому зданию. В зависимости от модели строительного крана крепления (крановые пристёжки) располагаются в различных отметках. Существует тенденция по различным производителям кранов — первое крепление монтируется на высоте приблизительно 35 — 40 м.

При монтаже кранового крепления существенно уменьшаются нагрузки на фундамент.


Комбинированное крепление крана (1)

В качестве исходных данных для разработки проекта обычно требуются следующие:

  • Проект производства работ краном (ППРк);
  • Паспортные данные на кран с таблицей нагрузок (поперечная сила и крутящий момент) для рабочего состояния крана и для не рабочего;
  • Проект несущих конструкций здания (разделы КР или КЖ).

В общем случае рабочая документация, разработанная для крепления башенного крана, включает в себя следующее:

  • Паспорт изделия, необходимый для эксплуатации крепления, его консервации и ввода в эксплуатацию;
  • Проект металлоконструкций, включающий в себя сборочные чертежи, деталировочные чертежи и спецификации материалов, необходимые для производства изделия.

Ниже представлены выборочные листы из обычного проекта креплений башенного крана:

Чертеж расположения крепления крана (1) Сборочный чертёж пристёжки (2) Монтажный чертеж крепления (3)

Крановая пристёжка рассчитывается в два основных этапа:

1. Определение действующих нагрузок. В составе исходных данных Заказчик передаёт паспортные данные — нагрузки от башни крана в месте установки пристёжки. Расчёт нагрузки на пристёжку выполняется в виде решения системы уравнений, для решения которой также учитываются углы установки креплений и угол поворота нагрузки от крана — через каждые 5 градусов.

2. Расчёт прочности конструкции крепления методом конечных элементов (МКЭ) в специализированном программном обеспечении. Расчёт проводится на основе спроектированной 3D модели пристёжки.

Нашими специалистами разработана конструкция универсального комплекта крановых креплений, состоящая из сборных частей, имеющая повышенную жёсткость в сочетании с малой массой и высокой несущей способностью:

Пристёжки необходимы для удержания башни крана в вертикальном положении, при этом вдобавок уменьшаются нагрузки на фундаментную плиту под кран (в частности горизонтальная нагрузка и крутящий момент).

Нагрузка, передающаяся на крановое крепление, состоит в основном из горизонтальной составляющей с неопределённым направлением и крутящего момента. Из-за этой неопределённости направления нагрузки — перед проектированием пристёжки необходимо провести расчёты системы уравнения для определения усилий в различных направлениях приложения нагрузки.

При расчёте крепления необходимо учитывать наибольшие из нагрузок:

  • рабочее состояние крана (горизонтальная сила переменного направления и крутящий момент по оси башни);
  • не рабочее состояние крана (наибольшая горизонтальная сила при обычно отсутствующем крутящем моменте).

Расчёт крановой пристёжки сводится к решению системы уравнения для различного угла приложения горизонтальной силы в уровне установки крепления.


Тяга крепления башенного крана — 1


Тяга крепления башенного крана — 2

Крановые крепления представляют из себя три стержневых элемента с шарнирным закреплением по краям, установленным под разными углами, обеспечивающими пространственную жёсткость.

В основном пристёжки выполняются из трубы диаметром до 326 мм. В редких случаях, когда расстояние от башни крана до возводимого здания превышает 8 м — применяются крепления из пространственных ферм (четыре уголка, соединённые пластинами). Все крановые крепления снабжаются регулируемыми винтовыми вставками, необходимыми для выборки зазоров и включения всех конструкций в работу.


Винтовая регулировка длины пристёжки

Стоимость разработки крановых креплений обычно зависит от длины пристёжек (соответственно их конфигурации) и способа монтажа пристёжек на конструкции здания. Ориентировочные стоимости разработки крановых пристёжек Вы можете посмотреть здесь .

Отправьте нам на почту заявку и прикрепите план и разрез по ППРк — мы ответим Вам в ближайшее время — сообщим, какова будет стоимость проекта, как много времени займёт его разработка, а также приблизительный вид конструктива.

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2019 г. N 122-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2019 г. N 930-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34463.3-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 12480-3:2005* "Краны. Безопасная эксплуатация. Часть 3. Башенные краны" ("Cranes - Safe use - Part 3: Tower cranes", NEQ)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2020 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт является третьей частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Безопасная эксплуатация" и устанавливает требования безопасности при использовании башенных кранов. Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при разработке нормативных актов в области безопасного применения башенных кранов, эксплуатационных документов, а также при подтверждении и оценке соответствия башенных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает специальные требования к выбору методов безопасного использования башенных кранов, выбору схем для безопасной работы, безопасным способам управления, планированию работ, выбору кранов и грузозахватных приспособлений, способам монтажа и демонтажа, обслуживанию грузоподъемных кранов, а также к подбору крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 13556 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Общие технические требования

ГОСТ 31272.1 Краны грузоподъемные. Обучение крановщиков (операторов). Часть 1. Общие положения

ГОСТ 31272.3 Краны грузоподъемные. Обучение крановщиков (операторов). Часть 3. Башенные краны

ГОСТ 32575.3 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 3. Краны башенные

ГОСТ 32576.3 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 3. Краны башенные

ГОСТ 33168 Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности

ГОСТ 33170 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Устройства для установки. Общие требования

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33709.3 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 3. Краны башенные

ГОСТ 33711.1 Краны грузоподъемные. Обучение персонала. Часть 1. Ответственный за безопасное производство работ с применением кранов

ГОСТ 33714.1 Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 34018.1 Краны грузоподъемные. Крепежные устройства для рабочего и нерабочего состояний. Часть 1. Основные принципы

ГОСТ 34463.1 Краны грузоподъемные. Безопасная эксплуатация. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 34466 Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков

3 Термины и определения

4 Выбор крана

4.1 При выборе кранов следует учитывать:

- основные типы башенных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.3.

4.2 При расчете расстояний между кранами с горизонтальной стрелой и грузовой тележкой следует учитывать деформации башни и стрелы.

4.3 При использовании кранов с подъемной стрелой, в силу специфических условий эксплуатации, особое внимание следует уделять соблюдению инструкций предприятия-изготовителя.

4.4 При разработке проектов производства работ кранами следует учитывать возможность их демонтажа по окончании строительства, в первую очередь для самоподъемных кранов.

4.5 Передвижные башенные краны следует использовать в тех случаях, когда требуется частое перемещение между участками строительства. Особое внимание следует уделять подготовке места установки кранов в соответствии с указанными в эксплуатационной документации нагрузками на выносные опоры или домкраты.

4.6 Некоторые башенные краны малой грузоподъемности перевозят на прицепах с пневматическими колесами. Такие краны должны быть смонтированы на месте применения с тщательным соблюдением инструкций предприятия-изготовителя. Когда монтаж крана осуществляет сам крановщик, он должен быть соответствующим образом обучен и к нему предъявляются те же требования, что и к монтажникам.

4.7 Гусеничные башенные краны без самовыравнивания должны перемещаться по площадке в строгом соответствии с инструкциями предприятия-изготовителя.

Особые меры предосторожности должны быть приняты относительно защиты от столкновений и ограничения по скорости ветра.

4.8 При выборе кранов с дистанционным управлением следует соблюдать осторожность по следующим причинам:

- крановщик не имеет "чувства машины" и может начать работать менее осторожно, чем при управлении краном из кабины;

- инфракрасное дистанционное управление может оказаться не надежным в тех случаях, когда инфракрасный приемник установлен на поворотной части крана.

4.9 Башенные краны не допускается применять для совместного подъема грузов. Исключение составляют краны, специально подготовленные для таких операций изготовителем. Совместную работу следует осуществлять в соответствии со специальными инструкциями, разработанными изготовителем крана.

5 Подбор персонала, обязанности и требования к персоналу

5.1 Общие положения

Подбор персонала, обязанности и требования к персоналу должны соответствовать указаниям ГОСТ 34466.

5.2 Обязанности лица, ответственного за безопасное производство работ кранами

Обязанности и ответственность лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, определены в ГОСТ 33711.1 и должны соответствовать требованиям ГОСТ 34463.1.

Ответственное лицо должно организовать работу таким образом, чтобы в условиях окружающей среды, не соответствующих паспортным характеристикам крана, крановщик покидал кабину управления или физически не мог управлять краном.

Перерывы в работе крановщика должны быть организованы в соответствии с рабочей деятельностью других рабочих.

5.3 Крановщик (оператор крана, машинист)

Основные требования к крановщику должны соответствовать указаниям ГОСТ 31272.1 и ГОСТ 34466.

При выборе крановщиков следует учитывать, что им необходимо подниматься на большую высоту и находиться длительное время в изоляции.

Обязанности и требования к квалификации крановщиков установлены в ГОСТ 34466, ГОСТ 31272.3.

5.4 Стропальщики

Основные требования к стропальщикам и требования к их квалификации должны соответствовать требованиям ГОСТ 34466 и ГОСТ 34463.1.

Обязанности стропальщиков установлены в ГОСТ 34466 и ГОСТ 34463.1.

5.5 Сигнальщики

Основные требования к сигнальщикам и требования к их квалификации должны соответствовать указаниям ГОСТ 34466 и ГОСТ 34463.1.

В современном строительстве при возведении объектов большой высотности к выполнению работ привлекается различная спецтехника, включая башенные краны.

Чтобы обеспечить безопасную и эффективную работу крана, необходимо обеспечить надежное крепление.

По мере увеличения высоты строящегося объекта возникает необходимость прочного крепления подъемной техники с помощью башенных пристежек. Эти конструкции являются главными вспомогательными приспособлениями, гарантирующими безопасность при поднятии грузов.

Виды пристежек для крана

Существуют различные виды пристежек: коробчатые, тяговые, круглого сечения, прямоугольного сечения. Для их изготовления используется профильный металлопрокат: трубы, швеллеры, уголки. При монтаже пристежки с одной стороны она крепится к мачте крана ниже опорно-поворотного устройства. В качестве крепежных элементов применяются шарниры. С другой стороны пристежку крепят к межэтажным распоркам, колоннах или перекрытиям к закладным деталям с помощью сварки, кронштейнов или шпилек.

изготавливает металлические пристежки для башенного крана высокого качества с учетом особенностей возводимого объекта и индивидуальных пожеланий заказчика. При выборе материала для производства тяговых систем, рамок, связей мы учитываем условия эксплуатации. Работы по проектированию и производству пристежек выполняются со строгим соблюдением требований ГОСТ, санитарной, промышленной и технической безопасности.

К наиболее востребованным и практичным относятся опоры из балок:

  • прямоугольного сечения (швеллер, уголок);
  • круглого сечения (Ш от 219 мм).

Типы опорных креплений башенных кранов

В большинстве случаев опорные крепления располагаются горизонтально и выполняют одну и ту же функцию — фиксацию крана и обеспечение безопасности, однако могут иметь различную конструкцию:

  • Коробчатая сварная многосекционная конструкция, которая выполняется из металлического профиля, а также может иметь раму, охватывающую башню крана.
  • Трубчатая тяговая конструкция.

Проектирование и установка креплений

Для создания проекта опорных креплений необходимо указать максимум информации, в том числе марку крана, высоту работ, проект среза стены возводимого здания и т.д. — более подробно о необходимых данных можно узнать у наших специалистов.

Согласно стандартам, крепления устанавливаются ниже опорно-поворотного пункта с помощью болтового или пальцевого соединительного узла.

ИМПОРТСТРОЙКОМПЛЕКТ занимается продажей готовых опорных креплений башенного крана, а также проектированием и изготовлением по индивидуальным заказам данных комплектующих. Для заказа достаточно написать или позвонить нашим специалистам.

Особенности башенных креплений

Применение опорного крепления является необходимым при наращивании башенного крана выше его положения, регламентируемого данными паспорта на данную модель спецтехники. Расчет количества креплений и отметок их установки производится в процессе разработки проекта.

Крепление крана, состоящее из горизонтальных опор, устанавливается на одном или нескольких уровнях. Конструкция горизонтальной опоры включает несколько отдельных тяг (связей), которые концами крепятся к башне крана и возводимому объекту.

Существуют тяги двух типов, материал и длина которых зависит от расстояния от места установки крана до возводимого здания. Для изготовления связей длиной до 10 метров используются трубы диаметром d=219 мм и d=273 мм. Если требуется изготовить тяги большего размера, тогда в качестве материала используется уголковый профиль, швеллеры и пластины.

В качестве крепления пристежек к объекту, как правило, используются технологические колонны, которые устанавливаются между перекрытиями здания. При невозможности применения такого варианта, связи крепятся за колонны здания или за одно перекрытие с помощью «башмаков».





Опорные крепления (пристёжки) башенного крана предназначены для крепления крана к зданию, с целью удержания его в вертикальном положении.

Опорное крепление применяется при необходимости наращивания башенного крана выше его свободностоящего положения, которое регламентируется паспортными данными крана. Крепление крана осуществляется на одном или нескольких уровнях и состоит из горизонтальных опор. Горизонтальная опора состоит из отдельных связей (тяг) и по концам крепится к башне крана и к строящемуся зданию.


ООО «ЭМР» готово спроектировать и изготовить опорные крепления башенных кранов к зданию (пристежка)

Масса: 625 кг.

Стоимость: от 141 000 тыс. рублей за комплект

Масса: 670 кг.

Стоимость: от 150 000 тыс. рублей за комплект

Масса: 250 кг.

Стоимость: от 68 000 тыс. рублей за комплект

Длина 1 тяги: 8900 мм.

Масса: 613 кг.

Длина 2 Тяги: 7400 мм.

Масса: 535 кг.

Стоимость: от 150 000 тыс. рублей за комплект:

— тяги с регулировкой (винты) (3 шт.)

Сроки изготовления: 10-14 (десять-четырнадцать) рабочих дней.

Порядок оплаты: 70 % — предоплата после подписания Договора и спецификации;

30 % — после уведомления о готовности к отгрузке.

Гарантия: 12 (двенадцать) месяцев.

Анкеры для башенных кранов

Анкеры и анкерные опоры для башенных кранов выполняют функцию крепежного элемента и позволяют установить башенный кран на фундамент. Башенные краны разных торговых марок и производителей имеют собственную особенность монтажа крана, а также различные варианты комплектов анкеров и анкерных опор.

ООО «ЭМР» предлагает комплекты анкеров и анкерных опор для башенных кранов различных торговых марок. Изделия нашего производства, выпускаются на основе собственных чертежей. Благодаря этому, анкера и анкерные опоры предлагаемые нашей компанией, обладают качеством на уровне, не уступающим заводским изделиям, а по некоторым моделям и превосходящим его. Продукция номерная, каждый комплект комплектуется документом качества ООО «ЭМР» с проверкой ОТК. Анкеры и анкерные опоры от ООО «ЭМР» обладают высочайшим уровнем качества, обеспеченным целым рядом факторов, среди которых можно перечислить следующие:

  • использование для изготовления только высококачественных сертифицированных сталей, в основном марки 09Г2С;
  • для сварки используется только импортная сварочная проволока с высочайшими характеристиками;
  • металлоемкость изделий выше, чем у оригинальных (в зависимости от моделей);
  • весь персонал принимающий участие в изготовлении анкеров башенных кранов обладает высочайшей квалификацией и имеет удостоверения НАКС;
  • технология сварки анкеров башенных кранов аттестована в соответствии с требованиями НАКС;
  • сварочное оборудование, применяемое при изготовлении анкеров башенных кранов аттестовано в соответствии с требованиями НАКС.

Расчет крановых пристежек

Изготовление пристежек производится по индивидуальному проекту, который может включать охватывающие рамы для крана. Часто при наличии типового проекта его приходится корректировать для привязки к конкретному объекту на основании входных данных.

  • типа башенного крана;
  • высоты башни;
  • величины нагрузки на вертикальную опору и пристежку в рабочем/нерабочем состоянии;
  • данных из проекта ППР, относящихся к установке крана;
  • конструктивных особенностей элементов башни;
  • параметров горизонтального крепления к зданию и его тип: коробчатый, трубчатый или прямоугольный;
  • длины связующих элементов;
  • характеристик прочности и сортамента материалов, входящих в «связь» комплектующих: уголков, швеллеров, крепежных элементов, сварочных швов и соединительных узлов.

В нашей компании разработкой и производством башенных пристежек занимаются аттестованные специалисты, строго соблюдающие нормы и требования промышленной и технической безопасности к конструкциям кранов и строительным конструкциям.

Заказчик получает полный пакет документации с оформлением паспорта на опорные крепления по результатам приемки.

Монтаж башенного крана

Способ монтажа крана зависит от его модели и марки. Последовательность действий при монтажных работах регламентируется Инструкцией по монтажу, поставляемой предприятием-изготовителем в комплекте документов на башенный кран. Кроме того, разрабатываются технологические карты на монтаж применительно к конкретным объектам и условиям строительства.

До начала установки выполняется ряд подготовительных мероприятий, состав которых указывается в проекте организации строительства.

  • Подготовка фундамента под башенный кран. Тип фундамента выбирается в зависимости от инженерно-геологических условий, нагрузок модели крана. Это может быть монолитная железобетонная плита для стационарных кранов, либо железобетонные балки для подкрановых путей — для передвижных кранов на рельсовом ходу.
  • Устройство контура заземления с выполнением замера сопротивлению растекания тока и прокладка питающего кабеля.
  • Монтаж опорных и крепежных конструкций: подкрановых рельс с тупиковыми упорами и анкерных болтов для стационарных кранов.
  • Установка ограждения опасных зон, освещения и предупреждающих знаков.

Перед началом монтажа, в обязательном порядке должны быть составлены и подписаны следующие документы:

  • Акт приема-передачи фундамента/подкранового пути для башенного крана;
  • Акт нивелировки;
  • Акт измерения сопротивления заземления.

Современные башенные краны отличаются высокой скоростью сборки: на строительную площадку доставляются укрупненные модули, которые собираются по принципу телескопа. Перед началом установки проверяется все монтажное оборудование: канаты, домкраты, якоря. Резьбовые соединения осматриваются и очищаются от загрязнений и ржавчины. Все трущиеся детали смазываются.

Быстромонтируемые краны

Монтаж такого крана занимает всего несколько часов. Он доставляется на строительную площадку на трейлере в сложенном виде и собирается небольшой бригадой. Установка не требует верхолазных и монтажных работ: весь процесс сборки осуществляется оператором из кабины самого крана. Кран устанавливается на 4 опоры, а затем монтируется при помощи тяговых и гидравлических механизмов.

Высота подъема стрелы быстромонтируемого крана составляет от 15 до 60 м, а грузоподъемность ограничена весом 8 т. Поэтому данный тип используется при возведении зданий, этажностью до 5-7 этажей, погрузочно-разгрузочных работах, монтаже конструкций мостов и развязок, а также на начальном этапе строительства высотных зданий.

Башенные краны телескопической конструкции

Сборка данного типа крана производится с помощью наращивания секций и выполняется в следующей последовательности:

  • Монтаж первых трех секций выполняется с помощью автомобильного крана. Верхние секции устанавливаются на нижние и скрепляются при помощи монтажных пальцев.
  • Установка «телескопа» — вспомогательной монтажной секции с проемом, при помощи которой будет производиться наращивание крана по высоте.
  • Сборка, подъем и крепление стрелы со стреловой тележкой, монтаж кабины.
  • Наращивание крана при помощи «телескопа». Секции башни поднимаются стрелой самого крана и последовательно монтируются на всю высоту, либо наращиваются позже, по мере возведения конструкций здания. Управление процессом производится оператором из кабины крана.

Сборка башенного крана методом наращивания секций занимает от 2 до 5 дней в зависимости от типа крана. По завершении монтажа, производится проверка всех узлов и систем, пуско-наладочные работы, испытание крана и сдача его заказчику.

Специалисты работают со всеми марками башенных кранов, выполняя монтаж в максимально короткие сроки. Для предварительного расчета стоимости нам необходимы следующие данные

  • технических характеристик спецтехники: размеры, маркировка, состав комплектации;
  • информация об объекте строительства и местоположении строительной площадки;
  • информация о транспортной доступности — наличие и качество подъездных путей;
  • техническая и проектная документация: проект организации строительства (ПОС), проект производства работ (ППР), проект производства работ с использованием крана (ППРк), проект по наращиванию крана и выполнению пристежек (при наличии);
  • наличие технологических карт и инструкций по монтажу для конкретной марки крана.

Любые интересующие вопросы по стоимости услуг и условиям заключения договора можно задать менеджеру по телефону, указанному на сайте нашей компании.

Привязка башенного крана к зданию

В настоящее время в мире строительства широко применяется привязка башенных кранов зарубежного и отечественного производства. Крепятся такие краны к сооружению с помощью тяг (связей), которые представляют собой сваренные конструкции из метала с регулируемой системой длины тяги . Конструкции соединяются одной стороной с краном , другой стороной с опорным элементом стойки. В результате этого соединения нагрузка передается естественно на несущие конструкции сооружения . Длину связей (тяг) возможно регулировать в нужном вам диапазоне необходимом для компенсирования в неточности установки крана , закладных деталях и в работе над креплениями крана .

От крана на здание передается нагрузка. рассмотрим пример крана КБ -676 можно отметить что все зависит от высоты подъема крепления крюка , одно крепление — до 83 м , два — до 107 м, три -до120 м.

Действие нагрузок на узлы крепления в рабочем и нерабочем состоянии крана .

Сочетание расчета нагрузок в рабочем состоянии крана включает в себя нагрузку от веса груза самого крана, снега, льда и силы инерции и ветровых порывов .

Расчет нагрузки в нерабочем состоянии включает только ветровые нагрузки. Значение шкалы нагрузки определяются изготовителями крана и доводятся в записях технической документации эксплуатации крана . Работу по монтажу, разработке и изготовлению узлов для крепления крана производит организация эксплуатирующая данный кран . Приведенные в документах значения являются максимально существующими нагрузками и не берут во внимание высоту при подъеме крюка и общее количество креплений на кране .

Проведенные расчеты показывают , что большие нагрузки на узлы креплений крана приходятся на его нерабочее состояние.

Судя из всего перечисленного следует сделать выводы, что больше всего нагрузкой подвергаются узлы креплений верхних уровней сцепления крана,

само высокой нагрузкой на узлы креплений подвержены краны во многих случаях, таких как- при креплении одного уровня. Но давление существенно ниже , чем указывают изготовители в техническом паспорте.

Стоит еще учесть, что величины нагрузки оказывают большое влияние на общий вес всех скрепленных узлов крана , стоимость же их изготовления и решения конструктивного усиления строения в местах крепления узлов крана. Важно разработать методику по определению и подсчету шкалы нагрузок с учетом всех приведенных факторов написанных выше.

Читайте также: