Красный свет камина трепетал на полу

Обновлено: 28.04.2024

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернака

В наше время Б. Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Признание на родине пришло к нему уже после смерти. После публикации на Западе романа «Доктор Живаго» творчество Пастернака в СССР находилось под запретом. В своем самом известном произведении писатель уделил большую часть поэзии, являющейся плодом творчества главного героя. Эта философская и любовная лирика становится органической частью романа, объясняющей и связывающей различные части. В этой лирике одним из центральных стихотворений является «Зимняя ночь». Впоследствии оно выходило и в качестве самостоятельного произведения. Точная дата написания неизвестна, так как над всем романом писатель работал около десяти лет.

Центральный образ стихотворения – горящая свеча, символизирующая спасительный огонек среди окружающего мрака. Она способна отогреть и успокоить измученную душу. Этим образом проникнут и весь роман в целом. Свеча становится для влюбленных центром мироздания, который притянул их к себе и дал пристанище посреди «снежной мглы». Любовные отношения намечены лишь несколькими броскими штрихами: «скрещенья рук», «скрещенья ног», «жар соблазна». Они не так важны в общефилософском смысле. Гораздо важнее «судьбы скрещенье», т. е. соединение вокруг животворящего истинного источника света двух одиноких сердец.

В контексте романа образ свечи символизирует человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть. Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением, это напоминает человеку, что смерть может прийти внезапно в самый неожиданный момент. С другой стороны, пламя свечи неизмеримо слабее жесткой вьюги, но продолжает свою неравную борьбу. Философский смысл этой символической схватки – человек никогда не должен сдаваться и использовать отведенное ему время до конца.

Пастернак использует в стихотворении разнообразные выразительные средства. Несколько раз повторяется рефрен «свеча горела», подчеркивающий значимость образа. Эпитеты применяются в основном в описании февральской непогоды: «снежной», «седой и белой». Практически все, что окружает главных героев, наделяется человеческими чертами через олицетворения («метель лепила», «ложились тени»). Очень выразительны используемые сравнения: «как мошкара», «воск слезами», «как ангел».

Стихотворение стало очень популярным на постсоветском пространстве. Его слова были положены на музыку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок русского языка в 9 классе


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок русского языка в 9 классе

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок русского языка в 9 классе

Повторим изученное! 1 вариант Выпишите грамматические основы из предложений (.

Повторим изученное! 1 вариант Выпишите грамматические основы из предложений (задание типа В9) 2 вариант Укажите количество грамматических основ в данных предложениях (задание типа В12)

Проверьте себя 1 вариант 1) важно сохранить 2) он опустил и повернулся 3) ник.

Проверьте себя 1 вариант 1) важно сохранить 2) он опустил и повернулся 3) никто не соприкоснулся 4) человек не может состояться 5) владеть значит владеть 6) многие умели и умеют 7) гудение и серебро 8) круги становятся слабее. 9) три опасности существуют 10) Москва показалась не безмолвной, а полной звуков. 2 вариант 1) три 2) две 3) три 4) пять 5) три 6) три 7) три 8) три 9) три 10) три

Повторим изученное о БСП!

Повторим изученное о БСП!

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ С.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры [],[]. Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха. […];[…]. Перечисление фактов и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры []:[причина]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. []:[пояснение]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. []:[дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смы.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры []-[]. противопоставление а Лето припасает – зима поедает. [время]-[]. когда Кончил дело – гуляй смело. [условие]-[]. если Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смы.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры []-[вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. []-[]. Быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. []-[сравнение]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоет.

Запишите опорную схему! противопоставление (а) быстрая смена событий значен.

Запишите опорную схему! противопоставление (а) быстрая смена событий значение условие (если) время (когда) сравнение (как будто) следствие (так что, поэтому, значит) ТИРЕ


В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; сле.

В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова. (причина и следствие)

Тренировочные упражнения Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. О.

Тренировочные упражнения Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения. Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.). Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев). Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев). Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин). Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).

Тренировочные упражнения 6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах.

Тренировочные упражнения 6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн). 7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин). 8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский). 9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин). 10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Тренировочные упражнения 11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мир.

Тренировочные упражнения 11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов). 12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.). 13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский). 14. Придет вечер _ обо всем поговорим. 15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят! 16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.) Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Запятая: 1 (ссп), 2 (ссп),3 (спп) Точка с запятой: 4 (спп), 5 (бсп), 6 (бсп).

Запятая: 1 (ссп), 2 (ссп),3 (спп) Точка с запятой: 4 (спп), 5 (бсп), 6 (бсп) Двоеточие: 7 (прост.), 8 (бсп, причина), 9 (бсп, поясн.),10 (бсп, поясн.), 11 (бсп, поясн.) Тире: 12 (бсп, противопост.),13 (бсп, причина-следствие),14 (бсп, время),15 (бсп, сравнение),16 (бсп, условие). Проверьте себя:

Подведём итоги! Постановка тире в БСП зависит от смысловых отношений между ча.

Подведём итоги! Постановка тире в БСП зависит от смысловых отношений между частями. При произнесении БСП со знаком тире голос повышается перед этим знаком и понижается в конце предложения.

Запишите домашнее задание! Выучить схему в справочной тетради; правило на стр.

Запишите домашнее задание! Выучить схему в справочной тетради; правило на стр. 133-134; вспомнить случаи постановки тире в ПП (см. форзац учебника); упр. 200.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок
русского языка

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ

Выпишите только грамматические основы из следующих предложений
1.Вот почему так важно сохранить исторический образ города.
2.Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
3.Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.
4.Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
5.Владеть этим – значит владеть всем.
6.Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют.
7.В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.
8.Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее.
9.Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры.
1) важно сохранить
2) он опустил и повернулся
3) никто не соприкоснулся
4) человек не может состояться
5) владеть значит владеть
6) многие умели и умеют
7) гудение и серебро
8) круги становятся слабее.
9) три опасности существуют

Укажите количество грамматических основ в предложениях
1.Надо видеть, видеть, надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.
2.Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птолемея составил фразу «подобно мёду», а из имени царицы Арсинои –«фиалки Геры».
3.Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи, и, когда нет этой полноты, оно улетучивается.
4.И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.
5.Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
6.Многие думают, что интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
7.Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.
8.А раз бывают – значит, не всё пропало и можно жить дальше.
9.Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек.
10.Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.
1) три
2) две
3) три
4) пять
5) три
6) три
7) три
8) три
9) три
10) три

Повторим изученное о БСП!
ЗАПЯТАЯ

части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;

тесно связаны между собой по смыслу;

произносятся тоном перечисления;

! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет .
[ ], [ ], [ ]. БСП

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

части БСП менее связаны по смыслу;

содержат собственные знаки;

к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
Сел да поехал; ах, хорошо!
[ да ]; [межд.,]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься.
[ да ], [ ]. БСП

[ ] : [причина]. БСП
(= потому что; так как)
Богатому не спится: богатый вора боится.


[ ] : [пояснение]. БСП
(= а именно; то есть)
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

[ ] : [дополнение]. БСП
(= что; и увидел, что…; и понял, что. )
Пора понять: ты за себя в ответе.

Тире в БСП
ЗНАК

Познакомимся с новым материалом!
Между подлежащим и сказуемым.
Перед обобщающим словом.
В БСП
В БСП
В предложении с прямой речью.

Я гость, а вы хозяин.

2. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова.

3. Если любишь кататься , то люби и саночки возить.

4. Когда настанет утро, двинемся в путь.

5. Молвит слово, как будто соловей поёт.

6. Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать!
(противопоставление)
(условие)
(быстрая смена событий)
(время)
(сравнение)
(следствие, вывод)
ОПРЕДЕЛИТЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С СОСТАВЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Попробуем убрать союзы!
1. Я гость ( ) вы хозяин. (противопоставление?)
2. Сыр выпал ( ) с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий ?)
3. Любишь кататься ( ) люби и саночки возить. (условие ?)
4. Настанет утро ( ) двинемся в путь. (время ?)
5. Молвит слово ( ) соловей поёт. (сравнение ?)
6. Хвалы приманчивы ( ) как их не пожелать! (следствие, вывод ?)

Сформулируем правило!
1. Я гость - вы хозяин. (противопоставление)
2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий)
3. Любишь кататься - люби и саночки возить. (условие)
4. Настанет утро - двинемся в путь. (время)
5. Молвит слово - соловей поёт. (сравнение)
6. Хвалы приманчивы - как их не пожелать! (следствие, вывод)

Тире в БСП ставится:
противопоставление
быстрая смена событий
условие
время
сравнение
следствие, вывод

В одном предложении могут совмещаться разные значения:
условия и времени;
следствия и быстрой смены действия и т.д.
Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова.
(причина и следствие)

Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить постановку тире.

Собака поджала хвост охотник насторожился.
Посмотрит рублём подарит.
Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла.
Вспыхнул свет я зажмурил глаза.
Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
Герой умрёт имя его останется.
время
сравнение
следствие, вывод
быстрая смена событий
противопоставление
условие

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.
Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.).
Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).
Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев).
Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин).
Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).
6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн).
7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин).
8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский).
9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин).
10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли.
11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов).
12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.).
13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский).
14. Придет вечер _ обо всем поговорим.
15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят!
16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.)

Тест
1.Укажите бессоюзные сложные предложения, где следует поставить тире.
А) Солнце быстро встаёт будет день горячий.
Б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал.
В) Махнёт птица раз станет светлым-светло.
Г) Земля кругла на ней не скроешь тайны.
2.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй.
А) Закончена бригадная работа народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть как дом поднимается сколько брёвен плотники затесали.
Б) Я говорил правду мне не верили.
В) Хочу к нему вы тащите с собой.
Г) Я прошу Вас всеми чувствами
Никогда не будьте грустными.
3.Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А) За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью.
Б) Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная тьма.
В) Мы знали крепче непогоды прочнее стали человек.
Г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.
А, В, Г
Б, В
Г

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок русского языка в 9 классе


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок русского языка в 9 классе

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Урок русского языка в 9 классе

Повторим изученное о БСП!

Повторим
изученное о БСП!

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложенииДВОЕТОЧИЕ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
ДВОЕТОЧИЕ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложенииТИРЕ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
ТИРЕ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложенииТИРЕ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
ТИРЕ

Запишите опорную схему! противопоставлен.

Запишите
опорную схему!

противопоставление (а)
быстрая смена событий
значение условие (если)
время (когда)
сравнение (как будто)
следствие (так что, поэтому, значит)


В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; с.

В одном предложении могут совмещаться разные значения:
условия и времени;
следствия и быстрой смены действия и т.д.
Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова.
(причина и следствие)

Тренировочные упражненияРасставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Оп.

Тренировочные упражнения
Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.
Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.).
Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).
Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев).
Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин).
Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).

Тренировочные упражнения6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркал.

Тренировочные упражнения
6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн).
7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин).
8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский).
9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин).
10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли.
Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Тренировочные упражнения11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мир.

Тренировочные упражнения
11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов).
12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.).
13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский).
14. Придет вечер _ обо всем поговорим.
15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят!
16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.)
Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Запятая: 1 (ссп), 2 (ссп),3 (спп) Точка с запятой: 4 (спп), 5 (бсп), 6 (бсп).

Запятая: 1 (ссп), 2 (ссп),3 (спп)
Точка с запятой: 4 (спп), 5 (бсп), 6 (бсп)
Двоеточие: 7 (прост.), 8 (бсп, причина), 9 (бсп, поясн.),10 (бсп, поясн.), 11 (бсп, поясн.)
Тире: 12 (бсп, противопост.),13 (бсп, причина-следствие),14 (бсп, время),15 (бсп, сравнение),16 (бсп, условие).
Проверьте себя:

Подведём итоги! Постановка тире в БСП зависит от смысловых отношений между ча.

Постановка тире в БСП зависит от смысловых отношений между частями.
При произнесении БСП со знаком тире голос повышается перед этим знаком и понижается в конце предложения.

Запишите домашнее задание!Выучить схему в справочной тетради; правило на ст.

Запишите
домашнее задание!
Выучить схему в справочной тетради;
правило на стр. 133-134;
вспомнить случаи постановки тире в ПП (см. форзац учебника);
упр. 200.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Вот почему так важно сохранить исторический образ города.

2.Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.

3.Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.

4.Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

5.Владеть этим – значит владеть всем.

6.Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют.

7.В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.

8.Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее.

9.Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры.

1) важно сохранить

2) он опустил и повернулся

3) никто не соприкоснулся

4) человек не может состояться

5) владеть значит владеть

6) многие умели и умеют

7) гудение и серебро

8) круги становятся слабее.

9) три опасности существуют

Укажите количество грамматических основ в предложениях

1.Надо видеть, видеть, надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.

2.Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птолемея составил фразу «подобно мёду», а из имени царицы Арсинои –«фиалки Геры».

3.Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи, и, когда нет этой полноты, оно улетучивается.

4.И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.

5.Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.

6.Многие думают, что интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

7.Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.

8.А раз бывают – значит, не всё пропало и можно жить дальше.

9.Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек.

10.Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.

Повторим изученное о БСП! ЗАПЯТАЯ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП [ ], [ ]. Примеры Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха.

Повторим изученное о БСП!

Схема предложения. Смысловые отношения

Чем можно заменить знак в БСП

Перечисление фактов

Луна сияла, июльская ночь была тиха.

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • произносятся тоном перечисления;
  • произносятся тоном перечисления;
  • произносятся тоном перечисления;
  • произносятся тоном перечисления;
  • произносятся тоном перечисления;
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет .

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП […]; […]. Примеры Перечисление фактов, одновременность и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Схема предложения. Смысловые отношения

Чем можно заменить знак в БСП

Перечисление фактов, одновременность

Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

  • более распространены;
  • более распространены;
  • более распространены;
  • более распространены;
  • более распространены;
  • содержат собственные знаки;
  • содержат собственные знаки;
  • содержат собственные знаки;
  • содержат собственные знаки;
  • содержат собственные знаки;
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

Сел да поехал; ах, хорошо!

[ да ]; [межд.,]! БСП

Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься .

ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП [ ]: [ причина ]. потому что [ ]: [ пояснение ]. Примеры Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. а именно [ ]: [ дополнение ]. Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Схема предложения. Смысловые отношения

Чем можно заменить знак в БСП

[ ]: [ причина ].

потому что

[ ]: [ пояснение ].

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

а именно

[ ]: [ дополнение ].

Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

(= потому что; так как)

Богатому не спится: богатый вора боится.

(= а именно; то есть )

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

(= что; и увидел, что…; и понял, что. )

Пора понять: ты за себя в ответе.

Тире в БСП ЗНАК

Познакомимся с новым материалом! Пример Тире употребляется 1. Рощи да леса – всему миру краса. 2. И утесы, и море, и горы – все это приняло серую окраску. 3. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. 4. Лето припасает – зима поедает. 5. «Нам придется здесь заночевать, - сказал он с досадой, - в такую метель через горы не поедешь». Между подлежащим и сказуемым. Перед обобщающим словом. В БСП В БСП В предложении с прямой речью.

Познакомимся с новым материалом!

Пример

Тире употребляется

1. Рощи да леса – всему миру краса.

2. И утесы, и море, и горы – все это приняло серую окраску.

3. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

4. Лето припасает – зима поедает.

5. «Нам придется здесь заночевать, - сказал он с досадой, - в такую метель через горы не поедешь».

Между подлежащим и сказуемым.

Перед обобщающим словом.

В предложении с прямой речью.

ОПРЕДЕЛИТЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОСТАВЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (противопоставление) Я гость, а вы хозяин. 2. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова. 3. Если любишь кататься , то люби и саночки возить. 4. Когда настанет утро, двинемся в путь. 5. Молвит слово, как будто соловей поёт. 6. Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать! (быстрая смена событий) (условие) (время) (сравнение) (следствие, вывод)

ОПРЕДЕЛИТЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С СОСТАВЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова.

3. Если любишь кататься , то люби и саночки возить.

4. Когда настанет утро, двинемся в путь.

5. Молвит слово, как будто соловей поёт.

6. Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать!

(быстрая смена событий)

Попробуем убрать союзы! 1. Я гость ( ) вы хозяин. (противопоставление?) 2. Сыр выпал ( ) с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий ?) 3. Любишь кататься ( ) люби и саночки возить. (условие ?) 4. Настанет утро ( ) двинемся в путь. (время ?) 5. Молвит слово ( ) соловей поёт. (сравнение ?) 6. Хвалы приманчивы ( ) как их не пожелать! (следствие, вывод ?)

Попробуем убрать союзы!

1. Я гость ( ) вы хозяин. (противопоставление?)

2. Сыр выпал ( ) с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий ?)

3. Любишь кататься ( ) люби и саночки возить. (условие ?)

4. Настанет утро ( ) двинемся в путь. (время ?)

5. Молвит слово ( ) соловей поёт. (сравнение ?)

6. Хвалы приманчивы ( ) как их не пожелать! (следствие, вывод ?)

 Сформулируем правило! 1. Я гость - вы хозяин. (противопоставление) 2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий) 3. Любишь кататься - люби и саночки возить. (условие) 4. Настанет утро - двинемся в путь. (время) 5. Молвит слово - соловей поёт. (сравнение) 6. Хвалы приманчивы - как их не пожелать! (следствие, вывод)

Сформулируем правило!

1. Я гость - вы хозяин. (противопоставление)

2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий)

3. Любишь кататься - люби и саночки возить. (условие)

4. Настанет утро - двинемся в путь. (время)

5. Молвит слово - соловей поёт. (сравнение)

6. Хвалы приманчивы - как их не пожелать! (следствие, вывод)

Тире в БСП ставится: время противопоставление быстрая смена событий сравнение следствие, вывод условие

Тире в БСП ставится:

противопоставление

быстрая смена событий

следствие, вывод

Схема предложения Чем заменить знак в предложении противопоставление Примеры 1. [ ] – [ ]. = а, но Труд человека кормит – лень портит. 2. [Время, условие] – [ ]. = если…; когда 3. [ ] – [вывод, следствие]. быстрая смена событий = так что; поэтому Любишь кататься – люби и саночки возить. Тьма света не любит – злой доброго не терпит. 5. [ ] – [сравнение]. Раз солгал – на век лгуном стал. 4. [ ] – [ ]! Проголодаешься – хлеба достать догадаешься. Я за свечку – свечка в печку! = словно; как; будто; точно; что По улице идёт – лебёдушка плывёт. Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

Схема предложения

Чем заменить знак в предложении

противопоставление

Труд человека кормит – лень портит.

2. [Время, условие] – [ ].

= если…; когда

3. [ ] – [вывод, следствие].

быстрая смена событий

= так что; поэтому

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

5. [ ] – [сравнение].

Раз солгал – на век лгуном стал.

Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.

Я за свечку – свечка в печку!

= словно; как; будто; точно; что

По улице идёт – лебёдушка плывёт.

Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова . (причина и следствие)

В одном предложении могут совмещаться разные значения:

  • условия и времени;
  • следствия и быстрой смены действия и т.д.

Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова .

(причина и следствие)

Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить постановку тире. Собака поджала хвост охотник насторожился. Посмотрит рублём подарит. Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла. Вспыхнул свет я зажмурил глаза. Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало. Герой умрёт имя его останется. время сравнение следствие, вывод быстрая смена событий противопоставление условие

Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить постановку тире.

  • Собака поджала хвост охотник насторожился.
  • Посмотрит рублём подарит.
  • Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла.
  • Вспыхнул свет я зажмурил глаза.
  • Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
  • Герой умрёт имя его останется.

следствие, вывод

быстрая смена событий

противопоставление

Тренировочные упражнения

Тренировочные

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли.

11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов).

12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.).

13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский).

14. Придет вечер _ обо всем поговорим.

15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят!

16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.)

  • Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.).
  • Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).
  • Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев).
  • Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин).
  • Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).

6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн).

7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин).

8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский).

9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин).

Читайте также: