Корабль в котором заменили все доски

Обновлено: 04.05.2024

Согласно греческому мифу, пересказанному Плутархом, корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами до эпохи Деметрия Фалерского, и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. При починке в нём постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это ещё корабль, или уже другой, новый? [1] Кроме того, возникает вопрос: в случае постройки из старых досок второго корабля, какой из них будет настоящим?

Из современных разновидностей данного парадокса отмечают следующий: будет ли клонированная особь идентична особи-донору?

Содержание

Предложенные решения

Причины Аристотеля

Согласно философской школе Аристотеля, существует несколько описывающих объект причин: форма, материал и суть вещи (которая, по учению Аристотеля, является самой важной характеристикой). Согласно этой философии, корабль остался тем же, так как его суть не поменялась, лишь изменился износившийся материал. Однако, подобное решение спорно, так как оно исходно предполагает превалирование сути над формой и материалом.

Определения «тот же»

Согласно этому решению, вещи могут быть «теми же» количественно и/или качественно. В таком случае, после смены доски корабль Тесея окажется количественно тем же, а качественно — уже другим кораблём. Проблема решения в том, что при введении слишком большого количества характеристик, теряется любая возможность тождества (например, тот же корабль без всякой смены досок, изменив положение в пространстве, сможет считаться «другим» кораблём).

В массовой культуре

Парадокс корабля Тесея упоминается в книге Терри Пратчетта «Пятый элефант». Там идёт речь о топоре, у которого регулярно появляются новые ручки или лезвия. Персонажи книги считают, что этот топор не может считаться тем же топором физически, но может считаться тем же топором эмоционально.

В детской книжке «Волшебник из страны Оз» проклятый топор кузнеца отсекал ему по очереди конечности, взамен которых кузнец выковывал себе новые до тех пор, пока не превратился целиком в Железного человека.

Парадокс также обыгрывается в различной литературе, касающейся телепортаций и путешествий во времени.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Парадокс Тесея" в других словарях:

Парадокс корабля Тесея — Корабль Тесея парадокс, также известный как парадокс Тесея. Звучит парадокс так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же?» Согласно греческому мифу, пересказанному Плутархом, корабль, на котором Тесей… … Википедия

Корабль Тесея — Корабль Тесея, парадокс Тесея парадокс, который можно сформулировать так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?» Согласно греческому мифу, пересказанному Плутархом, корабль, на… … Википедия

Тесей — Теcей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425 410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид … Википедия

Фесей — Тезей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425 410 гг. до н.э. Национальный археологический музей, Мадрид Тесей, Тезей (др. греч. Θησεύς) в древнегреческой мифологии [1] сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и … Википедия

Список парадоксов — … Википедия

Парадоксы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

Афина — У этого термина существуют и другие значения, см. Афина (значения). Афина (Ἀθηνᾶ) … Википедия

Empire Earth — Разработчик Stainless Steel Studios Изда … Википедия

Полиада — Афина (Ἀθηνᾶ) Cтатуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в садах Петергофа Мифология: древнегреческая В иных культурах: Минерва (лат.), Менфра (этрус.) Местность: Аттика … Википедия

Арго (корабль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Арго (значения). Арго (др. греч … Википедия

Это довольно известный парадокс, который звучит следующим образом: «Попросите всемогущего человека создать камень, который он сам не сможет поднять». Если создать такой камень не получится, значит человек не всемогущ, а если получится — то человек утратит своё всемогущество.

2. Парадокс черепахи

Этот парадокс был придуман древнегреческим философом Зеноном. Суть его такова: предположим, что Ахиллес бежит в 10 раз быстрее черепахи и находится за 1000 шагов от неё. Пока Ахиллес пробежит 1000 шагов, черепаха проползёт ещё 100 шагов. Когда Ахиллес пробежит 100 шагов, черепаха проползёт ещё 10 шагов, и так до бесконечности. В итоге Ахиллес так и не догонит черепаху. Естественно все мы понимаем, что в реальной жизни он бы её наверняка и догнал, и перегнал.

Парадокс можно объяснить тем, что в реальности пространство и время нельзя делить бесконечно.

3. Парадокс убитого дедушки

Данный парадокс придумал французский писателеь-фантаст Рене Баржавель. Допустим, что человек создал машину времени, отправился в прошлое и убил там своего биологического деда в раннем детстве. В итоге один из родителей путешественника не был рождён. Соответственно и сам путешественник тоже не появился на свет. А это значит, что в итоге он не отправился в прошлое и не убил там своего деда и остался жив. Вариантов решения парадокса опять-таки несколько. Может быть, переместиться в прошлое попросту невозможно. А может быть, путешественник просто не сможет его изменить. Также есть мнение, что, отправившись в прошлое, путешественник создаст ещё одну альтернативную реальность, в которой он никогда не будет рождён.

4. Корабль Тесея

Согласно древнегреческому мифу, жители Афин долгое время хранили корабль, на котором Тесей вернулся с острова Крит. Со временем корабль начал гнить, поэтому в нём постепенно начали менять доски. В определённый момент все доски корабля были заменены на новые. В итоге возник вполне закономерный вопрос: «Тот ли это ещё корабль или уже совсем другой?» Помимо этого, появился ещё один вопрос: «Если из старых досок собрать ещё один такой-же корабль, то какой из них будет настоящим?»

В современной трактовке этот парадокс звучит так: «Если в исходном объекте заменить постепенно все составные части, останется ли он тем-же объектом?»

Ответ может быть таким: любой предмет может быть «тем-же» количественно и качественно. Это значит, что после смены досок корабль Тесея количественно будет тем-же кораблём, а вот качественно — уже другим.

5. Парадокс кучи

Предположим, у нас есть куча зёрен. Если из неё убирать по одному зерну, то когда она перестанет быть кучей? будет ли она кучей, если в ней останется только одно зерно? Объясняется парадокс тем, что у термина «куча» нет точного определения.

6. Парадокс Абилина

Парадокс звучит следующим образом: «В один жаркий вечер некая семья играла на крыльце дома в домино, пока тесть не предложил поехать отдохнуть в Абилин. Поездка обещала быть долгой и утомительной. Тем не менее, жена сразу же согласилась ехать, сказав: «Неплохая идея!» Муж никуда ехать не хотел, однако решил подстроиться под остальных и сказал, что ему эта идея тоже кажется весьма неплохой. Наконец, тёща тоже согласилась на поездку. Дорога до Абилина оказалась весьма утомительной и жаркой, так что отдых не удался. Через несколько часов семья приехала обратно домой. Тёща сказала, что поездка ей не понравилась и поехала она только ради остальных. Муж сказал, что он тоже рад был бы не ехать, но согласился на поездку, чтобы не портить остальным настроение. Жена, в свою очередь, сказала, что и ей никуда не хотелось ехать, она просто хотела подстроиться под всех остальных. Наконец, сам тесть сказал, что предложил поездку только потому, что окружающая обстановка показалась ему скучноватой. Таким образом, никто из них не хотел ехать в Абилин и согласился только ради остальных».

Данный парадокс является типичным примером группового мышления.

7. Парадокс Греллинга

Разделим все прилагательные на две группы: автологические и гетерологические. Автологические прилагательные — это те, которые характеризуют сами себя. Например, прилагательное «многосложное» является многосложным, а прилагательное «русское» является русским.

Гетерологические прилагательные — это те, которые не характеризуют сами себя. Например, прилагательное «новое» не является новым, а прилагательное «немецкое» не является немецким.

Парадокс возникает в том случае, когда необходимо определить прилагательное «гетерологическое» к одной из двух групп. Если оно характеризует само себя, то является автологическим, а не гетерологическим.

8. Парадокс мэров

В одной стране вышел указ «Мэры всех городов должны проживать не в своём городе, а специальном городе для мэров». Возникает вопрос: «Где должен жить мэр города мэров?»

9. Парадокс неожиданной казни

Одному заключённому сказали: «Вас казнят в полдень следующей среды. Это будет неожиданностью для вас.» Заключённый приходит к выводу, что раз он знает точное время казни, то казнь никак не сможет стать для него неожиданной, а значит его не смогут казнить. В полдень следующей среды за ним действительно приходит палач и его казнят. И казнь действительно ставится неожиданностью для заключённого.

10. Парадокс Эватла

Это древняя логическая задача, суть которой такова: «Некий учитель Протагор взял к себе в ученики Эватла и начал обучать его судебному делу. Эватл пообещал оплатить всё обучение как только выиграет своё первое дело. Однако после обучения Эватл не спешил работать. Тогда Протагор подал на него в суд. В итоге судья так и не смог вынести какое-либо решение, ведь если Эватл выиграет это дело, то он обязан будет отдать деньги Протагору. Таким образом он на самом деле проиграет, а значит, ему не нужно будет оплачивать свою учёбу Протагору. И так до бесконечности

Согласно греческому мифу, пересказанному Плутархом, корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами до эпохи Деметрия Фалерского, и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. При починке в нём постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это ещё корабль, или уже другой, новый?

Этот парадокс публиковался пару лет назад на Пикабу, однако я позволил себе его вновь представить, задумавшись над тем, может ли человека постичь судьба корабля.

Наука и медицина шагают семимильными шагами, и более всего меня интересует возможность замены органов человека на биопротезы.

На текущий момент, мы все ближе к тому, чтобы заменять больные или состарившиеся органы на воссозданные, в точности повторяющие структуру и функции изначальных.

Можно предположить, что однажды, мы сможем создавать себе новые тела, способные к жизни. Я уверен, люди смогут создать кожу и кости и мозг.

И возвращаясь к парадоксу, возникает вопрос: будет ли человек будущего, начиненный бессмертной биомеханикой, оставаться человеком?

Аристотель и его последователи выделяли несколько описывающих объект причин: это форма, материал и суть. Отвечая на парадокс Тесея, и опираясь на представления Аристотеля об объекте, можно заключить, что корабль остался тем же, так как его форма и суть не поменялись, а изменился только материал.

Но человек сложнее. Биомеханика это в первую очередь изменение материала, тут я думаю вопросов нет.

Форма? Благодаря протезированию, человек сможет получить любую внешность, с любыми характеристиками, его форма может быть изменена.

Суть? Вы скажете, что не существует технологии, позволяющей копировать сознание человека, и будете правы. Однако, разве суть существования человека не изменится, если жизнь каждого станет нескончаемой? Разве наше сознание не станет другим, если смерть исчезнет как завершение биологического процесса?

Будучи бессмертным, вы бы стали другим человеком?

Я прихожу к выводу, что у человечества будущего быть не может. Новые создания, развитые, бессмертные, интеллектуальные не смогут называть себя человеком. поскольку им не являются. Это будет новый вид.

Корабль Тесея — это классический философская парадокс об определении личности. Представьте, что у вас есть деревянный корабль на заднем дворе, и вы решили, что хотите разобрать его на части. Вы аккуратно удаляете каждую деталь так, если бы вы собирались использовать эти их, чтобы позже восстановить судно.

Но здесь имеется проблема. Когда вы удаляете по одной детали, корабль все так и остается тем же кораблем. Например, удаление одной доски с пола, похоже, не делает его другим судном. Однако, если вы будете продолжать этот процесс, в конечном итоге вы получите все части корабля в вашем гараже, которые уже не будут являться кораблем Тесея, поскольку у вас не будет корабля — у вас будет куча досок.

Но в какой-то момент деконструкции корабль должен был перейти от существования к небытию, если вы, конечно, не хотите сказать, что все доски в гараже — это корабль. Так в какой момент корабль перестал быть кораблем?

Еще одна проблема: предположим, что вместо того, чтобы просто разобрать корабль, вы решили заменить каждую удаленную деревянную деталь новой аналогичной. Итак, когда вы начинаете, у вас есть полностью оригинальный корабль, а в конце у вас имеется корабль в котором нет ни одной детали от оригинала. По сути, вместо корабля Тесея получилась его абсолютная копия. С другой стороны на каждом отдельном этапе времени у вас есть только один корабль, который отличается от предыдущего.

Есть и еще одна проблема: предположим, что вы решили использовать деревянные доски, которые вы сняли с корабля Тесея, чтобы построить другой корабль, идентичный исходному. В итоге у вас будет два корабля, один из оригинальных деталей и один из новых, где каждый претендует на звание корабля Тесея. Они не могут быть оба кораблем Тесея, но зато они оба могут НЕ быть кораблем Тесея. Но возникает проблема, когда был уничтожен оригинальный корабль Тесея?

Несколько вариантов:

Корабль Тесея — это все его отдельные части, собранные вместе определенным образом.

В этом случае как только вы сняли первую деревянную доску с корабля, он перестает быть самим собой. Но, с точки зрения физики, отдельные атомы в древесине постоянно меняются, в результате чего Корабль никогда не является таким, каким он был мгновение назад.

Корабль Тесея — это то, чем он является из-за своей структуры.

В этом случае Корабль остается тем же кораблем на протяжении всей замены старых деталей на новые, поэтому вы получите, по-видимому, противоречивый результат, что корабль Тесея является одновременно старым и новым кораблем. Кроме того, когда у вас есть два корабля (как в последнем мысленном эксперименте), они оба имеют одинаковую структуру, так что вы получите результат, что оба будут кораблем Тесея — это означает, что два отдельных объекта будут являться одним и тем же объектом.

Корабль Тесея — это то, чем он является из-за своей истории.

В этом случае корабль остается самим собой из-за своей особой роли в истории. Детали меняются, но действующий объект остается прежним. Вы все равно столкнетесь с этой проблемой в случае дубликатов Тесея, потому что каждый из них будет иметь свою судьбу, отличную от оригинального корабля.

Корабль представляет нас

Теперь настоящая проблема вовсе не в кораблях, а в том, что делает нас теми, кто мы есть. Мы знаем, что все клетки человеческого организма полностью обновляются за семь лет , но мы при этом считаем себя все теми же, кем были до этого.


Парадокс Тесея, или как его еще называют, парадокс «Корабль Тесея» — в чем его суть? На этот вопрос с трудом отвечают не только студенты гуманитарных вузов, но и «зрелые» эрудиты. А между тем философы и сегодня ведут споры вокруг этого довольно противоречивого явления, о котором впервые заговорили древние греки.

Кто такой Тесей и в чем особенность его корабля

Для начала расскажем о тех, с кого все началось: легендарном Тесее и его судне.

Величайший герой греческих мифов

Детальную биографию о втором по значимости после Геракла античном герое написал Плутарх. Древнегреческий философ и писатель соединил сюжеты древних мифов. Отдельные эпизоды по-своему объясняли происхождение Тесея. Его отцом был то ли афинский царь Эгей (более правдоподобная версия), то ли бог моря Посейдон. Род матери Тесея — Эфры — происходил от завоевателя Пелопоннеса Пелопа.

тесей

Афиняне приписывали Тесею:

  • объединение Аттики;
  • провозглашение первой конституции;
  • формирование демократии в Афинах.

Спор вокруг отремонтированного корабля

Если верить греческим мифам, корабль, на котором Тесей вернулся в Афины после героических подвигов, жители Афин хранили до эпохи Деметрия Фалерского. Каждый год священное посольство отправлялось на нем с миссией на Делос.

корабль

Со временем судно износилось. При починке в корабле заменяли прогнившие доски на новые, что породило среди философов спор: они видят тот же корабль или уже совершенно другой, новый?

Так был сформулирован парадокс Тесея:

Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?

Теории

  • Корабль Тесея состоит из отдельных частей, которые собраны вместе определенным образом. Если от кормы будет откреплена хотя бы одна доска, судно перестает быть собой. Физики утверждают, что состав атомов в древесине постоянно меняется. То есть корабль никогда не будет таким, каким он был секунду назад.
  • Корабль Тесея представляет собой целостную структуру, а не отдельные ее части. Это значит, что судно — все то же, даже если все старые детали будут заменены на новые. Итого у вас есть два корабля, одинаковых по структуре. Оба — и старое, и новое — являются кораблями Тесея.
  • Из-за того что споры о корабле Тесея прочно вошли в историю, объект остается самим собой на протяжение многих веков, но уже в абстрактном измерении — в сознании людей.

Встречные вопросы

Пытаясь объяснить парадокс, древнегреческий философ Гераклит сформулировал суждение: нельзя войти в одну реку дважды. Спустя столетия английский философ Томас Гоббс озадачил мир новой проблемой: «Что будет, если собрать оригинальные доски, которые заменили, и построить из них другой корабль?».

О корабле ли речь?

Парадокс затрагивает вопросы и о том, как определяется личность человека. Их задал Плутарх:

  • Который из них ты — человек, которым ты являешься сегодня, которым был 5 лет назад или которым будешь через 50 лет?
  • Когда я «есть» я — на этой неделе, сегодня, прямо сейчас?
  • Что собой представляет твое «я»? Ты — физическое тело или твои мысли и чувства? Ты — это твои действия?

плутарх

Человеческому организму свойственно меняться каждую секунду. Остается ли личность той же в силу ее структуры? Перестал бы человек быть самим собой, если бы, например, подстриг волосы? Или личность — это то, что мы называем сознанием? Человек, утративший память либо кардинально изменивший своим моральным принципам, перестает быть собой? Личность человека зависит от его внешних составляющих или от опыта прожитой жизни? Ответы на эти вопросы так никто и не сумел дать до сих пор. Поэтому дилемма все еще не решена, а споры ученых продолжаются.

«Корабль Тесея» в массовой культуре

Известный с древних времен парадокс нашел отражение в искусстве.

Одноименный фильм

«Корабль Тесея» — драма индийского кинорежиссера Ананда Ганди. Картина, премьера которой состоялась в 2012-м в Торонто на Международном кинофестивале, получила признание критиков. Киноленту назвали «скрытой жемчужиной года».

Сюжет фильма вращается вокруг трех персонажей, судьбы которых, на первый взгляд, никак не связаны.

Героиня первой новеллы — девушка-фотограф, потерявшая зрение. Сделанные наощупь снимки получались уникальными. После операции зрение вернулось. Но фотографировать стало сложнее: мир стал пестрым и шумным, а снимки — всего лишь фиксацией «без души».

фотограф

Другой персонаж — монах, который борется против испытаний лекарств на животных. У мужчины диагностируют цирроз печени. Он нуждается в трансплантации и тех самых лекарствах, из-за которых страдают животные. До последнего отказываясь от лечения, он отстаивает свои этические принципы. Но в конечном итоге соглашается на операцию.

В третьей новелле биржевой маклер оказывается вовлеченным в историю индуса, у которого вместе с аппендиксом удалили почку. Украденный орган пересадили шведу. Тот в свою очередь присылает индусу деньги на операцию, но пострадавший решает, что с такой суммой неплохо проживет и с одной почкой.

Автор проводит странную параллель: в корабле Тесея заменялись доски, а в фильме людям пересаживают органы. Остается ли человек прежним, теряя часть себя?

В литературе

Парадокс можно встретить в юмористическом фэнтези Терри Пратчетта «Пятый элефант». В книге упоминается топор, у которого заменяют то рукоятку, то лезвие. Герои рассуждают о том, что теперь этот инструмент не может считаться прежним физически, но эмоционально — вполне.

В детской книге «Волшебник из страны Оз» кузнецу проклятым топором отсекало то одну, то другую часть тела. Он выковывал себе новые до тех пор, пока не стал Железным Дровосеком.

железный дровосек

Хотите узнать больше об особенностях античного наследия? Познакомиться с величайшими литературными и философскими произведениями эпохи древних греков? Прикоснитесь к истории, а авторы ФениксХелп помогут не запустить учебу.

Читайте также: