Конец четверти на уроке математики в 6 классе коля выполняет сложное задание у доски кейс

Обновлено: 17.05.2024

Данный материал можно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности.

ВложениеРазмер
keys_-_teh_po_matem_urok.docx 139.03 КБ

Предварительный просмотр:

2.1. Методы кейс – технологии. 3

2.2. Этапы создания кейса. 5

2.3 Этапы реализации кейс - технологии. 6

4.Список литературы 9

5. Приложение 10

Исторически Кейс-метод возник в начале XX в.в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался практический материал. В 1920 г. профессор Копленд издал первый сборник кейсов.

К середине прошлого столетия данная технология приобрела четкий технологический алгоритм, стала активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском образовании.

В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, которые направлены на развитие личности и формирование здоровья, среди них метод проектов, ИКТ, кейс - технологии.

Кейс (с английского case)

- Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся);

  • кейс-метод, метод конкретных ситуаций означает:

набор практических ситуаций, которые должны изучаться, анализироваться учащимися.

Применение кейс–технологии в групповой работе, направленное на формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Приоритетной целью образования становится развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Для формирования универсальных учебных действий необходимы новые технологии, в том числе кейс – технология, применение которой формирует у учащихся умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.

Почему так важно апробировать кейс-технологию в обучении младших школьников?

Она способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, что является составляющей фундаментального ядра содержания образования младших школьников.

Педагогическая технология включает в себя три аспекта: научный –

педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения; процессуально- описательный – описание процесса, совокупность целей, содержания, методов, и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенный – осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологическихпедагогических средств» ( Г.К. Селевко )

Кейс-технология достаточно сложное явление в методике преподавания.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Формируемые навыки согласно ФГОС:

  • аналитические
  • практические
  • творческие
  • коммуникативные
  • социальные
  • самоанализ

Именно они обеспечивают реализацию универсальных учебных действий второго поколения в технологии сотрудничества учителя и уч-ся, а не командной формы обучения.

При создании кейса следует учитывать:

1)Для кого и с какой целью пишется кейс?

2)Чему должны научиться дети?

3)Какие уроки они из этого извлекут?

Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.

При использовании кейс – технологий происходит:

- развитие аналитического, творческого, критического мышления;

- практики поиска и выработки альтернативных решений, осознание

многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;

- способность и готовность к оценке и принятию решения;

- развитие социальных компетенций при работе в группе.

Инициативность – это высшая ступень развития активности, которую можно трактовать как побуждение к новым формам деятельности, как новое начинание, стремление к преобразовательной деятельности.

Цель кейс–технологии заключается в том, чтобы научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кейс-технология – это интерактивная технология для обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.

Кейс – это головоломка, части которой нужно сложить, чтобы получить представление о том, что представляет собой ситуация, привлекшая

внимание. Кейс можно представить в виде цветов спектра.

Похож на луч белого света, входящего в призму:

на другой стороне ответы выходят радугой цветов. ( Приложение 1)

Кейс должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать и предложить определенное решение, обоснованное рядом условий и критериев.

Кейс это не просто качественное описание ситуации, это информация, изложенная таким образом, чтобы читатель погрузился в ту же самую ситуацию, что и сам создатель кейса.

Можно выделить различные виды кейсов:

- практические (отражают реальные жизненные ситуации);

- обучающие (направлены на развитие образовательных курсов);

2.1. Методы кейс – технологии

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

К кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

метод ситуационного анализа:

  • ситуационные задачи и упражнения;
  • анализ конкретных ситуаций;

метод ситуационного обучения:

  • метод анализа конкретных ситуаций,
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Кейс-обучение в групповой форме повышает интерес к предмету, позволяет детям самим включаться в процесс исследования, самим получать знания, добиваться поставленной цели, самим искать ответы на поставленные вопросы.

2.2. Этапы создания кейса

Этапы создания кейса:

  • Первый этап представляет собой сложную творческую работу по

созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.

  • Второй этап работы включает в себя деятельность учителя в аудитории , где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Этапы работы с кейсом:

  • Этап введения в кейс
  • Анализ ситуации
  • Этап презентации
  • Этап общей дискуссии
  • Этап подведения итогов

Подготовительный этап. Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы.

Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем.

Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Основные требования к кейсу: исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; соответствие тематике курса; достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей; отсутствие авторской оценки проблемы; представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.

Основной этап. Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс учащимся (если он в компьютере, то это должна быть специальная папка) и поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться.

Школьники, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений.

Результаты исследования могут быть оформлены в виде презентации, проекта.

Задачи для учеников на занятии:

Источники формирования кейса:

  • прочитать ситуацию и обдумать ее;
  • внимательно слушать высказывания учеников и учителя;
  • проследить логику дискуссии;
  • избегать крайностей;
  • уметь выделять главные вопросы;
  • обобщить результаты дискуссии;
  • выделить наиболее важные моменты дискуссии.

Задачи для учителя:

  • иметь четкую учебную цель;
  • разработать вопросы и раздать их ученикам накануне дискуссии;
  • подготовить необходимые материалы (распечатки текстов с изложением кейсов, наглядность, видеоматериалы, программное обеспечение и т.п.);
  • провоцировать дискуссию;
  • направлять дискуссию,
  • быть толерантным в процессе дискуссии;
  • прояснять сложные моменты в ходе дискуссии;
  • стимулировать творческий подход учеников;
  • поощрять их активность;
  • дать концептуальное или теоретическое завершение.

Результаты работы групп ученики представляются во время защиты проектов. Краткая справка. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.

Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены из различных источников. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, документирует свою деятельность.

Этапы работы над проектом:

На уроке представляются различные проекты – информационные, коммуникационные, исследовательские.

В конце урока в качестве рефлексии мы даём возможность учащимся и всем присутствующим осуществить самоанализ, дать качественную оценку своей деятельности и содержанию урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель математики предлагает обучающимся 6 класса обсчитать стоимость работ по укладке кафельной плитки на пол кухни для бабушки Агафьи, которая плохо разбирается в ценах на плитку, не знает, как оптимально выбрать экологически чистую продукцию, в какие фирмы более выгодно обратиться. Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть прайс-листы трех фирм, ознакомившись с которыми необходимо выбрать самый оптимальный вариант по закупке строительного материала и найму рабочих.

Дается время на обсуждение в подгруппах.

Для решения поставленной задачи подготовлен кейс, в котором имеются характеристики кухни, условия проведения ремонта, прайс-листы фирм. Обучающиеся должны произвести соответствующие практические расчеты и обоснованно объяснить выбор той или иной фирмы.

Задание группам.

Группа 1. Произвести вычисления для проведения подготовки пола на кухне и оплаты работы строителей.

Группа 2. Произвести вычисления наиболее выгодной закупки кафельной плитки и оплаты работы рабочих по наклеиванию плитки и плинтуса.

Содержание кейса.

Ребята, в наше время происходит строительный бум. И строительное производство сейчас является наиболее востребованной отраслью

И сегодня ваша задача быстро и качественно определить стоимость необходимых материалов и стоимость услуг представленных фирм. А для этого нужны знания.

Во время работы внутри группы разрешаются взаимоконсультации. При необходимости вы можете обратиться к учителю. Во время работы постарайтесь применить свои знания на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии материалов и экологии продукции.

После окончания работы представитель группы должен защищает свой проект, объясняя все действия.

1. План работы группы с кейсом

3. Задачи на урок

4. Критерии оценки проекта

5. Прайс-листы известных фирм города.

План работы группы:

1. Определить организатора, перед которым будет стоять задача руководить работой группы

2. Определить секретаря, который будет фиксировать предложенные решения ситуаций

3. Внимательно изучить материалы кейса

4. Обсудить изученную информацию

5. Обменяться мнениями и составить план работы над задачей (ситуацией)

6. Проанализировать материал

7. Определить сущность ситуации

8. Зафиксировать основные и второстепенные проблемы

9. Работать над проблемой (дискуссия)

10. Выработать решение задачи.

Требуется найти:

а. стоимость всех материалов;

б. стоимость проводимых работ.

11. Подготовить проект (оформить)

ЗАДАЧИ НА УРОК.

Внимательно изучить, проанализировать информацию кейса.

На основании анализа разработать и защитить проект выбора покупки продукции в определенной фирме, а также найма рабочих для проведения строительных работ.

Данный проект должен обеспечить:

-максимальное удовлетворение хозяйки квартиры в стоимости отделочного материала.

-экономичность, экологичность и качественность проведения отделочных работ.

критерии оценки защиты проектов

1. Обоснование выбора фирмы для покупки отделочного материала.

2. Обоснование выбора фирмы для проведения отделочных работ.

3. Стоимость отделочных работ кухни.

Отчёт о выполнении заданий.

Приступаем к сдаче объекта.

Члены каждой группы заполняют таблицу и объясняют, как проводили расчеты.

(размеры кухни 3x4 м)

Дверной проём 80 см.

Итого

Вопросы для обсуждения.

· С чем вы сегодня познакомились?

· Каким практическим навыкам вы научились?

Какие математические знания вам помогли на уроке?

Просмотр содержимого документа
«Кейс на урок для 6 класса. »

Класс – 6, общеобразовательный

Время занятия – 2 учебных часа.

Вид кейса – практический

Тип кейса – Аналитический кейс (Case-incident method)

Учитель математики предлагает обучающимся 6 класса обсчитать стоимость работ по укладке кафельной плитки на пол кухни для бабушки Агафьи, которая плохо разбирается в ценах на плитку, не знает, как оптимально выбрать экологически чистую продукцию, в какие фирмы более выгодно обратиться. Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть прайс-листы трех фирм, ознакомившись с которыми необходимо выбрать самый оптимальный вариант по закупке строительного материала и найму рабочих.

Дается время на обсуждение в подгруппах.

Для решения поставленной задачи подготовлен кейс, в котором имеются характеристики кухни, условия проведения ремонта, прайс-листы фирм. Обучающиеся должны произвести соответствующие практические расчеты и обоснованно объяснить выбор той или иной фирмы.

Задание группам.

Группа 1. Произвести вычисления для проведения подготовки пола на кухне и оплаты работы строителей.

Группа 2. Произвести вычисления наиболее выгодной закупки кафельной плитки и оплаты работы рабочих по наклеиванию плитки и плинтуса.

Содержание кейса.

Ребята, в наше время происходит строительный бум. И строительное производство сейчас является наиболее востребованной отраслью

И сегодня ваша задача быстро и качественно определить стоимость необходимых материалов и стоимость услуг представленных фирм. А для этого нужны знания.

Во время работы внутри группы разрешаются взаимоконсультации. При необходимости вы можете обратиться к учителю. Во время работы постарайтесь применить свои знания на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии материалов и экологии продукции.

После окончания работы представитель группы должен защищает свой проект, объясняя все действия.

План работы группы с кейсом

Критерии оценки проекта

Прайс-листы известных фирм города.

План работы группы:

1. Определить организатора, перед которым будет стоять задача руководить работой группы

2. Определить секретаря, который будет фиксировать предложенные решения ситуаций

3. Внимательно изучить материалы кейса

4. Обсудить изученную информацию

5. Обменяться мнениями и составить план работы над задачей (ситуацией)

6. Проанализировать материал

7. Определить сущность ситуации

8. Зафиксировать основные и второстепенные проблемы

9. Работать над проблемой (дискуссия)

10. Выработать решение задачи.

Требуется найти:

стоимость всех материалов;

стоимость проводимых работ.

11. Подготовить проект (оформить)

ЗАДАЧИ НА УРОК.

Внимательно изучить, проанализировать информацию кейса.

На основании анализа разработать и защитить проект выбора покупки продукции в определенной фирме, а также найма рабочих для проведения строительных работ.

Данный проект должен обеспечить:

-максимальное удовлетворение хозяйки квартиры в стоимости отделочного материала.

-экономичность, экологичность и качественность проведения отделочных работ.

критериИ оценки защиты проектов

Обоснование выбора фирмы для покупки отделочного материала.

Обоснование выбора фирмы для проведения отделочных работ.

Стоимость отделочных работ кухни.

Отчёт о выполнении заданий.

Приступаем к сдаче объекта.

Члены каждой группы заполняют таблицу и объясняют, как проводили расчеты.

Сущность и классификация методов обучения. Восприятие информации и воспроизводящая практика учащихся. Развитие методологии дидактики. Способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.10.2014
Размер файла 119,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Задача 3. Урок химии ведет Эмма Анатольевна. С первого момента она вовлекает класс в живое общение. С порога задает темп уроку. Обсуждению она придает остроту, коллективному решению - всесторонность. Град, шквал вопросов по всякому поводу: а это почему? А это отчего? Каким образом?

- Пытаемся решить проблему как математики. А как химики-теоретики? Станем экспериментаторами. Теперь отправимся на производство. Вы, технологи, не забывайте, что цех - не лаборатория. Решите-ка проблему технически.

Работать на уроках химии на заданном уровне оптимистического мироощущения радостно. Она вносит в атмосферу урока творчество, напряженность мысли и юмор.

Юмор - это метод или средство решения поставленных учителем задач на уроке?

В данном случае, юмор это средство, или по-другому прием, то есть элемент метода, его составная часть, которая помогает реализовать метод. Если говорить о методе, то можно сказать, что учитель выбрал метод фронтальной беседы. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вот тут учитель и применил такое средство как юмор, чтобы создать нужную атмосферу.

- Что же ты так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали. Опять недоучил! И очередная тройка ложится на страничку журнала.

Какие методы и приемы следует использовать учителю, чтобы активизировать учащихся на этом этапе урока?

На данном этапе урока мы видим, что задействован только один ученик, отвечающий у доски. У остальных ребят задания нет, поэтому они слушают Колю и активно реагируют на его рассказ. Учитывая активность учащихся, учителю необходимо выбрать такие методы как фронтальная беседа или дискуссия, чтобы задействовать всех учеников. Если же все таки учитель предпочитает индивидуальный ответ, то остальных ребят нужно занять, например выбрать такой метод как работа с книгой.

Задача 5. На уроке физики в X классе при изучении теории относительности перед учащимися была поставлена задача: "Ученый, знающий механику Галилея - Ньютона, покидает свою неподвижную относительно Земли лабораторию и устраивает лабораторию, изолированную, в закрытом прицепе, который можно тащить с помощью тягача вдоль горизонтального шоссе без шума и вибрации. Этот ученый может выполнить, по крайней мере, один опыт в своей лаборатории, с тем, чтобы определить, имеет ли прицеп линейное или центростремительное ускорение, движется он с постоянной скоростью или покоится. Постройте опыты, которые ученый мог бы провести в каждом из этих случаев".

Какой метод обучения был избран учителем для изучения теории относительности?

В этом случае учитель предложил учащимся с помощью опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений изучить теорию относительности. Он выбрал метод лабораторной работы.

Ситуация 1. Учительница: “А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”.

Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д. Учительница: “Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”

В данной ситуации учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками.

Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой метод и вид задания лучше подойдет для закрепления материала.

И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель.

В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены.

Напр., слова: “Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку”, - дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы.

Кроме того, как мне кажется, учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.

Ситуация 2. Вы собираетесь на занятие в класс, где есть ученики с разным уровнем готовности к освоению новой темы.

Как Вы поступите, что сделаете на этапе подготовки к уроку?

Ситуация 3. Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:

-- Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно.

Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко.

Педагогическая ценность в такой организации проверки знаний очень высока т.к. учитель верно выбрал метод и способ работы с этой ученицей, учитывая ее психологические особенности.

Ситуация 4. Первоклашке (в 1998 году) дали нестандартное задание:

-- В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен, -- сказал учитель, -- что ты сможешь сам ее решить.

-- Моей бабушке сейчас 50 лет.

-- Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

-- Столько же, сколько и мне, 7 лет.

-- Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?

-- В школу она пошла в 7 лет, значит, -- рассуждает малыш, -- она пошла в первый класс -- от 50 отнять 7 -- 43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс -- в 1955 году.

-- Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

Прокомментируйте выбранный метод и прием учителя.

Учитель, поставив нестандартную задачу перед учеником, правильно выбрал метод работы с ним - эвристическая беседа, с помощью которой учащийся решил поставленную перед ним задачу.

Ситуация 5. Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив.

-- Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, -- рассказывала потом Мария Александровна коллегам. -- После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.

-- Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа.

В журнале и дневнике появилась первая пятерка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по литературе.

Опираясь на психологические и личностные особенности ученика, учитель верно выбрал методы работы с ним.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

КЕЙС – МЕТОД на уроке математики Асташова Елена Викторовна, учитель начальны.

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Практические аспекты применения современных технологий при обучении школьников математике в рамках ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС


«Обзор традиционных и современных методик для формирования навыков арифметических вычислений в уме у младших школьников»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

КЕЙС – МЕТОД на уроке математики Асташова Елена Викторовна, учитель начальны.

КЕЙС – МЕТОД на уроке математики

Асташова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №117, Первомайский район

Кейс –это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной си.

Кейс –это
реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Название метода происходит от англ.case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг,
документов, журналов и пр.

История возникновенияКейс-метод возник в начале XX в.в Школе бизнеса Гарвардс.

История возникновения
Кейс-метод возник в начале XX в.в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Особый упор делался на самостоятельную работу студентов.
В 1920 г. профессор Копленд издал первый сборник кейсов.
В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.


Кейс-метод, метод конкретных ситуаций означает: набор практических ситуаций.

Кейс-метод, метод конкретных ситуаций означает:
набор практических ситуаций, которые должны изучаться, анализироваться учащимися.
Применение кейс–технологии в групповой работе, направленное на формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения

Работа ученика с кейсом 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2.

Работа ученика с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем),
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Действия учителя в кейс – технологии: 1)распределение учеников по малым групп.

Действия учителя в кейс – технологии:

1)распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
2) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания
решений проблемы, сроками выполнения заданий
организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
3) организация презентации решений в малых группах;
4) организация общей дискуссии;
5) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
6) оценивание учащихся учителем

Виды кейсов

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их уч.

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Практические кейсы

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема.

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
Обучающие кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в.

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Научно-исследовательские кейсы

Что дает использование кейс-технологииПреподавателю УченикуДоступ к базе совр.

Что дает использование
кейс-технологии
Преподавателю
Ученику
Доступ к базе современных учебно-методических материалов
Организация гибкого учебного процесса
Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Работа с дополнительными материалами
Общение с другими учащимися в группе
Освоение современных информационных технологий

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Математикараздел «Куб и его изображение» Тип кейса: иссл.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Математика
раздел «Куб и его изображение»
Тип кейса: исследовательский кейс
Содержание кейса
Задание: Мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с геометрией. Нас окружает много предметов, которые подчиняются правилам геометрии :наш дом , любимые игрушки ,вещи , которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
Задача – рассмотреть изображение куба, основные свойства куба и научиться изображать куб .
Проблема: к какому виду геометрических фигур можно отнести куб.
Для решения проблемы учащиеся должны :
-рассмотреть модель куба;
- выяснить, из каких геометрически фигур построен куб;
- как называются стороны куба( грани), отрезки( ребра,вершины
- свойства куба;
- научиться выполнять чертёж куба.
Цель:организовать исследование объекта, сбор и изучение информации о кубе.

Работа в группах. Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения по.

Работа в группах. Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Группам предлагается оформить карточку-задание.

Вывод. Преподаватель совместно с учащимися делает выводы, опираясь на презентованные группами варианты решений, подводятся итоги занятия.

Практическая часть. Учащиеся выполняют индивидуально чертёж.

Рефлексия. В завершение проводится рефлексия.

РАБОТА С КЕЙСОМ: Кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии.

РАБОТА С КЕЙСОМ:
Кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии.
Задание №1.Вопросы для обсуждения:
- Какие фигуры называются многоугольниками?
- На какие группы можно разделить многоугольниками?
-Назовите свойства прямоугольника, четырехугольника, квадрата?
- Что необходимо учитывать при выборе материалов?
- Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры)
- Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов)
- Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник и квадрат)

Задание №2 - Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры) - Ка.

- Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры)
- Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов)
- Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник, квадрат и . )






Задание №4 Практическая часть Учащиеся выполняют чертёж куба на бумаге.

Задание №4
Практическая часть
Учащиеся выполняют чертёж куба на бумаге.

Благодарю Всех за внимание и желаю творческих учеников!

Благодарю
Всех за внимание и желаю творческих учеников!

Краткое описание документа:

КЕЙС-МЕТОД на уроке математики

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Преимущества этой технологии: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков столь привлекательны, что привлечение его к работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках школы имеет очень много плюсов.

Исторически Кейс-метод возник в начале XX в.в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался практический материал. В 1920 г. профессор Копленд издал первый сборник кейсов.

К середине прошлого столетия данная технология приобрела четкий технологический алгоритм, стала активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском образовании.

В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, которые направлены на развитие личности и формирование здоровья, среди них метод проектов, ИКТ, кейс - технологии.

Кейс (с английского case)

- Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся);

Особенностью кейс - технологии является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Данная технология имеет многоплановые цели:

  • научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;
  • сортировать информацию для решения выбранной задачи;
  • выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации;
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий:Работа ученика с кейсом1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;2 этап — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Действия учителя в кейс – технологии:1)создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; 7) оценивание учащихся учителемВиды кейсов:

1.Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

2.Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

3.Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».

При применении кейс - технологии достигаются и социальные компетентности.

  • получают коммуникативные навыки;
  • развивают презентационные умения;
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • приобретают экспертные умения и навыки;
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.Примерная структура кейса: 1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни 2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. 3.Комментарий ситуации, представленный автором4.Вопросы или задания для работы с кейсом5.Приложения Пример применения кейс-технологии на уроках математики при изучении раздела «Куб и его изображение»Вид кейса: обучающийТип кейса: исследовательский кейсСодержание кейсаЗадание: Мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с геометрией. Нас окружает много предметов, которые подчиняются правилам геометрии :наш дом , любимые игрушки ,вещи , которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Изучить куб.Задача – рассмотреть изображение куба, основные свойства куба и научиться изображать куб .Проблема:к какому виду геометрических фигур можно отнести куб.Для решения проблемы учащиеся должны :-рассмотреть модель куба;- выяснить, из каких геометрически фигур построен куб;- как называются стороны куба( грани), отрезки( ребра,вершины- свойства куба;- научиться выполнять чертёж куба.Цель: организовать исследованиеобъекта, сбор и изучениеинформации о кубе. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задачу.1 группа–рассмотреть стороны куба, просчитать ихи выяснить какой фигуройявляетсягрань куба( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)2 группа– рассмотреть вершины куба, просчитать ихи выяснитьсколько ребер выходит из вершины( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)3 группа– рассмотреть стороны куба, просчитать ихи выяснить какой фигуройявляетсягрань куба, определить все ли грани куба равны между собой( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)4 группа–– рассмотреть куб, выяснить ,что является ребром куба? просчитать ихи выяснитьсколько ребер выходит из вершины( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)Подготовительный этап
    Группам выдаются песочные часы.( на каждый этап отводится время для обсуждения и вывода)
    Назначается жюри(заполняют бланк «Критерии оценок работы групп»)
    Назначаются старшие групп.
    Задания выдаются из кейсастаршим групп в конверте.Работа в группах. Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Группам предлагается оформить карточку-задание.

Задание 1.

- Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры)

- Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов)

- Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник, квадрат и . )

- Кто догадался, какая тема урока? Кто может назвать, сформулировать её?

Задание 2.

- Обведите замкнутой линией все прямоугольники на чертеже.

- Обведите замкнутой линией все квадраты на чертеже.

- Что вы заметили? (Что квадраты находятся внутри множества прямоугольников). Почему? (Это тоже прямоугольник)

- Четыре угла значит четырёхугольник, все углы прямые. Из этого следует, что квадрат прямоугольник. Но это особенный прямоугольник. У квадрата все стороны равны/

Современное общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности в ФГОС . Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями , которые делают любую деятельность осозна нной и результативной.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях: метадеятельность, метазнания, метаспособы, метаумения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования, среди них умение осуществлять познавательные действия.

Применение кейс - технологии позволяет организовать новый способ познавательной деятельности обучающихся на уроках математики. Работая в шко ле, учитель всегда сталкивается с вопросом: как заинтересовать учеников на уроке? Наблюдая за учениками, которые могут использовать свои умственные способности, можно сказать о самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой ученик учится проектировать, открывать что-то новое, исследовать, так у него появляется увлечение предметом. Для осуществления познавательной деятельности учащихся на уроках математики учителю необходимо использовать современные технологии обучения.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике [6].

Методы кейс - технологии [7]: метод инцидентов, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, ситуационно-ролевая игра, метод дискуссии, метод кейс-стади.

Ф.-Й. Кайзер, Х. Камиски в книге [5, С. 26] описывают ход работы с использованием кейс-метода, представленный в таблице 1. Кейс - метод в системе методов организации обучения (приложение 1)

Е.О. Цаплиной определены преимущества использования кейса на уроке: активизация учащихся на уроке; ученик становиться субъектом деятельности; использование жизненной ситуации повышает мотивацию к обучению. Учащийся видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни и он становиться заинтересованным в их получении [7].

По мнению Б.Е. Андюсева, кейс-технологии развивают умения [2]:

- анализировать и устанавливать проблему;

- четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;

- общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию;

- принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Кейс – технология способствует развитию критичности мышления, задается какая-либо ситуация и ученики должны ее разобрать. Учитель использую данную технологию сможет создать кейс на определенную тему для развития критичности мышления.

Кейс: «Действия с рациональными числами».

Вид кейса: печатный.

Тип кейса: практический.

Цель: выявить у шестиклассников уровень развития учебно-логических, учебно-информационных и учебно-организационных универсальных учебных действий, а именно: умения делать вывод на основе предположений и несложных умозаключений; умения систематизировать материал на основе установления родовидовых отношений; умения осуществлять логическое действие «сравнение» по самостоятельно выбранным критериям; умения осуществлять логическое действие «классификация»; умения осуществлять перевод текста в различные таблицы, схемы и модели; умения самостоятельно осуществлять контроль учебных действий.

В учебниках Н.Б.Истоминой «Математика 5» и «Математика 6» изучение учебного материала сопровождают двое учащихся-помощника Маша и Миша.

Описание ситуации: На электронную почту школы пришло письмо: « Дорогие шестиклассники!

Мы всегда старались вам помочь изучать математику, а сегодня нам потребовалась ваша помощь.

При решении домашних заданий мы очень часто допускаем вычислительные ошибки, выполняя действия с рациональными числами. Для нас оказалось трудным усвоить все правила выполнения арифметических действий с положительными и отрицательными числами. Чаще всего мы не можем верно определить знак.

Цель: рассмотреть пример решения задания с учителем и далее весь класс решает аналогичное задание.

1. Рассмотрим несколько примеров:

В первую очередь, когда выполняем действия с рациональными числами, нужно вспомнить основные правила (приложение 2).

Учащимся предлагается на магнитной доске «собрать» правила (индивидуальное задание).

В то же время остальные учащиеся, работая в парах, выполняют тест.

Заполните схему на тему «Рациональные числа», используя опорные термины.

Опорные термины: рациональные числа, положительные числа, отрицательные числа, дробные положительные числа, дробные отрицательные числа, целые положительные числа, целые отрицательные числа, число 0.

Фронтальная работа: решение примеров.

2. Групповая работа. Тест 2 (приложение 3)

3. Самостоятельная работа. (приложение 4)

4. Рефлексия. Советы Маше и Мише.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП. От каждой группы нужно разработать и предоставить на уроке не менее пяти рекомендаций к системе подготовки решения заданий данного типа. Показать ваше преимущество. Каждой команде нужно решить предоставленные задания.

Задание для выполнения (приложение 5)

Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: и . Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.

Даны числа: +100; 0,4; ; -8; 12.

Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.

  1. Прочитайте правила и проверьте правильность выполненной работы. Рядом с каждым заданием в квадрате напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.

а) - * + (- ) * ; б) (-1 + 0,2) * 3.

Каждая команда предоставляет решение своего заданий, предлагает свои рекомендации, показывая их преимущество.

Учащиеся совместно с учителем обсуждают уровень достижения поставленных целей. Отвечают на такие вопросы, как:

1. В чем, по вашему мнению, состоит преимущество кейс - технологии?

2. Справились ли вы с темпом урока?

3. Что вызывало у вас затруднения?

4. Что вам понравилось на уроке?

Индивидуальная работа с кейсом

Отметьте правильные решения знаком «+», неправильные решения знаком «-»

б) -5 *42-5 *42=-5 *84=- =-71*84:14=-71*(84:14)=-71*6=-426.

  1. В холодильной камере в момент включения была температура +3ºС. Через 2,5 часа после включения температура понизилась до -6 ºС. Определите, какая температура была в холодильной камере через 1,5 часа после включения, если известно, что она понижалась с постоянной скоростью.

а) Через 1,5 часа после включения температура была -7 ºС.

Найдите красивые решения.

Результативность применения кейс-технологии представлен в виде диаграммы (приложение 5).

Читайте также: