Конь на крыше дома называется

Обновлено: 02.05.2024

Охлупень – это старорусское название конька дома – завершающая композиционная деталь, которая рубилась из толстого бревна, она закрывала верхний стык скатов крыши. Охлупень всегда осмысливался, как главенствующая деталь дома, «голова». Другое его название «князёк». Испокон веков был предметом гордости хозяина. Часто завершался в виде головы коня, поэтому и приобрел обновленное название – конёк. Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише». В семейских сёлах я до сих пор нигде не замечала явно выраженного Охлупеня. Да, конёк есть, не спорю, но это в основном либо тоненькое бревно, либо доски, либо лист железа. Кстати - то, что для нас сейчас является коньком - две доски на вершине крыши, в старину назывались слегами, именно на них ставился охлупень.

Но именно в Харашибири я увидела впервые Охлупень – явно выраженное массивное бревно на крыше – не конёк, а Охлупень. Меня поразила толщина бревна. Ведь наверняка его вес не мал, наверняка он не легок. Вот силушка была у строителей – такое массивное бревно тянуть на самый верх… И еще один любопытный факт. Когда я начала искать информацию про Охлупень – неожиданно сделала открытие, зайдя в Википедию! Оказывается, в качестве иллюстрации Охлупеня представлена фотография семейской избы из села Десятниково! Представляете - и здесь семейских показывают!))) Почему-то домА в Харашибири напомнили мне иллюстрации из моих старых детских книжек со сказками Пушкина А.С. Может быть виноваты Охлупени или Охлупни? А может быть окна в бело-голубых кудрявых наличниках (они здесь какие-то особенные, старинные, обаятельные). А может быть сразу всё вместе. Уже сидя дома, среди сотен фотографий – на одном из фото я разглядела дом 1869 года – представляете! Это самый старый дом в моем Большой семейском путешествии! Ну да ладно… В-общем своими Охлупнями мне и запомнилась деревня Харашибирь. Нигде в нашей Бурятии таких ярко выраженных коньков, словно в Древней Руси, не нашла, кроме как в Харашибири!

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Массивное бревно на крыше - Охлупень - Конёк, он же Коник, он же Князёк. Сейчас такую старину редко где можно увидеть в сёлах России.

Здесь конёк уже более современный на доме. Но дом с таким коньком всё равно выглядит более харизматичным, нежели просто, отделанный двумя плоскими досками.

Здесь конёк уже более современный на доме. Но дом с таким коньком всё равно выглядит более харизматичным, нежели просто, отделанный двумя плоскими досками.

Просто украшения или тайный смысл, что означали орнаменты и фигуры, украшающие крыши и фасад избы у русских? Начинаешь разбираться и понимаешь, внешнее и внутреннее устройство избы для наших предков было пронизано символами. Истоки этих традиций лежат далеко в дохристианской Руси. Но даже с принятием христианства языческая символика продолжала жить и процветать в деревянном зодчестве. Но что она означала?

Но что же за охлупень?

Надо отдать должное, что наши предки умели совмещать практичность, красоту и пользу во всем. Охлупнем называлось бревно, которое венчало двускатную крышу избы. Из более толстой части бревна, близкой к комлю, или из самого комля вырубалась фигура лошади: широкая выпяченная грудь и голова.

Нижняя часть бревна вырезалась углом и прикрывала сверху стык скатов крыши, которая также была деревянной. Иногда вместо фигуры коня вырезали оленя или лебедя. Все эти символы считались оберегами от злых духов.

А то бревно, которое мы сейчас называем коньковым, идущее под кровелей на месте стыка двух скатов - оказывает называется князевой слегой. Именно к нему через деревянные шпунты (стамики) крепился охлупень.

Сразу под фигурой коня располагалось "полотенце" с кругом или колесом - символом солнца.

А ниже, вдоль скатов, кромку крыши украшали причелины. Они также несли символический смысл, чаще всего были украшены волнообразным рисунком разных форм, символизирующим хляби небесные, напитывающие земли и дающие урожай. Концы причелин часто оформлялись в том же стиле, что и "полотенце" с кругом-колесом внутри.

А где прячется "курица"?

Практичность и красота, мы об этом уже говорили. Так вот стропила на крыше, деланные из тонкого бревна, на концах заканчивались "курицами", этакими крюками с силуэтом домашней птицы, на "спину" которой укладывался деревянный желоб, по которому скатывалась вода.

То, для чего современные строители используют десятки разных материалов, наши предки делали из одного, дешевого и доступного материала - дерева. Мужчина, строя дом, строил целый маленький мир для своей семьи и стремился сделать его не только теплым и удобным, но и красивым, оригинальным.

Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».

Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.

Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.

У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».



Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.

Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы - выступы нескольких верхних бревен сруба.

Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.




Из альюома "Мотивы русской архитектуры", 19в.


В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было "черепное бревно").



Верхняя часть дома из Мекленбурга. Фото: Karl Heinz Kordt



Крестьянский дом в Танкенхагене, земля Мекленбург-Передняя Померания





Дом 1840-х гг. из деревни Эльдена. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-347



Старый дом-двор мекленбургского типа. Постройка 1711г.
Деревня Хоэнвоос, 2000г. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-63



Лаупин, Ябельхайде. Крестьянский дом-двор постройки 1654г.


Важно, что в Германии "область распространения . конских голов на коньках крыш практически совпадает с областью распространения образа белого коня в рождественском ряжении"[2]. Аналогичный обряд ряжения зафиксирован и у русских.

Очевидно, перед нами проявления культа коня , отмечаемого этнографами как на Руси, так и на территории Северной Германии. Причем в данных регионах рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.

1. Ю.В.Иванова-Бучатская. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречьи Эльбы и Одера). СПб, 2006. С.114.
2. Там же, с.115.


"Коньки" на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. Конь считался священным животным, связанным со светлыми Богами, и хранил человека от сил зла.

В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Иногда вместо деревянного конька укрепляли настоящий лошадиный череп.

Скульптурным изображением коня завершается массивное бревно из ствола лиственницы, которым пригнетался тес кровли. Оно вырезалось из огромного корневища дерева.


Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня, утицы или оленя. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Данный охлупень снят с огромного старинного северного дома, срубленного в середине 19 века. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».


Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.


Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.
У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».

Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу. Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы - выступы нескольких верхних бревен сруба.
Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.

В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было "черепное бревно").


Ближайшие аналогии данной традиции находятся на территории современной Северной Германии, в федеральных землях Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония (ранее называвшаяся Wendland - "земля вендов"), Шлезвиг-Гольштейн, а также в Прибалтике.

«Серая лошадь» — самый первый небоскрёб и первый опыт сталинского ампира во Владивостоке

Этот шикарный дом, построенный в столь непривычном для Владивостока стиле сталинский ампир, одновременно и уникален, и загадочен, и монументален, и просто восхитителен. К сожалению, далеко не каждому из нас выпадает возможность побывать в далеком Владивостоке, так что дом, носящий странное название «Серая лошадь», не так широко известен, как, например, архитектурные шедевры Москвы или Питера.

Но если вы будете в Приморском крае, обязательно на него посмотрите – это стоит того.

↑ Дом для непростых жильцов

Архитектурный комплекс на Алеутской (официально это два отдельных дома – под номерами 17 и 19), был построен в 1936–1938 годах.

Проект первой городской многоэтажки разработали Александр Порецков и Николай Бигачев. Интересно, что два корпуса этого невероятного архитектурного ансамбля предназначались для разных социальных групп. Здание на Алеутской 17 предназначалось для работников Дальневосточной железной дороги, и получило название «железнодорожного» дома, а второе — Алеутская 19 − для офицеров и служащих НКВД, погранвойск и милиции, и получило прозвище «милицейский» дом.



Фото начала прошлого века

Квартиры в «Серой лошади» изначально проектировались, выражаясь современным языком, элитными. Ни о какой архитектурной или бытовой скромности при его создании не шло и речи. Потолки – высокие, комнаты – просторные, условия – по тем временам, прекрасные.


В подъезде – скульптуры львов, основательные лестницы, витые перила и, конечно же, лифт. Кстати, считается, что при постройке «Серой лошади» был спроектирован первый в СССР мусоропровод. Предполагалось, что отходы, спускаемые в него, будут сжигаться, а тепло – использоваться для отопления. Конечно же, воплотить эту идею в жизнь в итоге не рискнули.












На просторной крыше дома в советские годы можно было и загорать, и сушить белье, и просто гулять, как во дворе. Изначально и вплоть до 80-х годов прошлого века в «Серой лошади» работал детский садик.

Как в советские годы, так и сейчас жить в «Серой лошади» престижно. Площади в доме немаленькие, архитектурный комплекс расположен в центре города, кроме того, из окон открывается шикарный вид. В числе жильцов дома – известные артисты, врачи, ученые, но есть, конечно, и «обычные» горожане.



С крыши и с верхних этажей открывается шикарная панорама

Дом построен в стиле «сталинский ампир». Такими зданиями в 1930-е годы был застроен центр Москвы, и если бы ни наступила Великая Отечественная война, зданиями в таком стиле, скорее всего, застроили бы весь центр города (такие планы у архитекторов действительно были), однако этой идее было не суждено осуществиться. На Алеутской 17, здание имеет 7 этажей, 42 квартиры и 3 подъезда. На момент строительства дома ни одно здание города не превышало четырех этажей.



Красноармеец и лётчица

«Серая лошадь» настолько великолепна и настолько выделяется среди других зданий Владивостока, что фотографировать эту достопримечательность приходят не только туристы, но и местные жители. Особенно популярен у горожан дом 17, крышу которого украшают огромные скульптуры; все они изображают представителей наиболее актуальных в 1930-е годы советских профессий – это летчик, колхозница, шахтер и боец красной армии.

↑ При чём тут лошадь?

По поводу того, почему дом так назван, существует несколько преданий. Одно из них гласит, что в местную рюмочную часто заезжал один и тот же извозчик – при этом свою лошадь он неизменно привязывал возле дома 17. Животное, вечно ожидающее своего хозяина, невольно стало символом этих двух зданий.


Согласно второй версии, «Серой лошадью» жители дома прозвали массивную статую женщины с веслом, которая когда-то располагалась перед главной лестницей архитектурного ансамбля (другой вариант – здесь была установлена серая фигура лошади, которая также впоследствии была утрачена).

Третья легенда гласит, что название связывает два морских города – Владивосток и Кронштадт.

Как рассказывает писатель Владимир Щербак, который три десятка лет прожил в 19-м доме, в начале двадцатого века в одном из торцов дома 17 располагалась столовая. В ней продавали пиво, и местные моряки часто заглядывали сюда выпить кружку-другую.

Согласно информации писателя, эту столовую они ностальгически окрестили «Серой лошадью» в честь носившего такое название знаменитого питейного заведения, которое они посещали в далеком Кронштадте. Постепенно «Серой лошадью» стали звать забегаловку Владивостока не только моряки, но и все местные жители. А потом так прозвали и оба здания на Алеутской.

↑ Жители «Серой лошади» рассказывают о своём доме

Галина Бабакохян, студентка


Когда туристы проходят мимо нашего дома, поднимают головы и видят кого-то на крыше, начинают улыбаться, махать руками и фотографировать. Еще возле «Серой лошади» часто снимают молодоженов. Раз в две недели стабильно. Однажды видела за день четыре свадьбы, это рекорд.

До 2014 года соседи в нашем подъезде практически не менялись. Я знала их в лицо. Но потом многие квартиры стали сдавать, поэтому жильцы меняются постоянно. Стало больше азиатов.








Лариса Сазонова, старший преподаватель мединститута, на пенсии


Я родилась в «Серой лошади». Мои родители переехали сюда в 1940 году и стали первыми жильцами этого уникального дома. Квартиры здесь давали меблированные. Они были спланированы таким образом, чтобы обеспечить комфортное проживание каждого члена семьи. В нашей — большой зал, огромная кухня, гардеробная, два балкона, потолки 3,5 метра.

На крыше был солярий и видовая площадка. Наши мамы сушили там белье, а мы играли. Еще на крыше планировали открыть ресторан, но этому не суждено было сбыться. Также в «Серой лошади» есть бомбоубежище, мы там часто околачивались. Молодежь в этом доме росла спортивная: ходили под парусом, плавали на байдарках, играли в волейбол и баскетбол. У нас было прекрасное детство.

В «Серой лошади» хорошо была продумана социальная инфраструктура. Работали детский сад и спортивный зал. В конце 80-х детсад закрыли. С тех пор многое поменялось. Раньше во дворе был фонтан, сейчас он уже не функционирует. Если его восстановить, только представьте, какая это будет красота и роскошь.

Людмила Балдина, врач-терапевт, на пенсии


Я живу в этом доме уже 47 лет. В 1967 году мой муж окончил мединститут, его направили на работу в больницу железнодорожников, а потом дали здесь квартиру. На момент переезда у нас уже был сын, а в 1975 году родилась дочь. Они ходили в садик в «Серой лошади».

Что касается ремонта дома, его давно не было. Между 70-ми и 80-ми годами в нашем подъезде поменяли лифт, на этом всё. Ремонт фасада «Серой лошади» делали к саммиту АТЭС, но вышло очень некачественно. В частности, строители нарушили ливневку, теперь наш дом топит. Мы написали несколько заявлений в прокуратуру, разбирательство идет до сих пор.

Капитальный ремонт «Серой лошади» запланирован только на 2041 год, но мы боремся, чтобы его сделали в 2018 году. Очень грустно смотреть на безразличное отношение к нашему дому людей, принимающих решения.




Людмила Рублевская, художник

Живу в «Серой лошади» больше 15 лет, за что благодарна покойному мужу. Он был военным, своего жилья у нас не было. Но под старость лет — в 2002 году — захотелось простора и домашнего уюта, и мы переехали в «Серую лошадь». Влюбились в нашу квартиру с первого взгляда. Раньше здесь была коммуналка на три владельца, мы снесли стены и сделали большой зал. Там, где сейчас ванная комната, была кухня, стояла настоящая русская печь. Мы ее разбирали и выносили, наверное, месяц. На ремонт ушло четыре года, но результат того стоит.

Я обожаю этот дом и людей, которые здесь живут. Поэтому с болью в сердце воспринимаю те непорядки, которые у нас существуют. На нашем подъезде есть замечательная табличка с надписью, которая практически стерлась: «Этот дом является памятником архитектуры и охраняется государством». Сколько раз я предлагала нашей управляющей компании восстановить эти стершиеся буквы, но меня не услышали.

Когда идет дождь, в третьем подъезде заливает лифтовую кабину. Может случиться так, что кабель взорвется. Каждый раз, когда это происходит, моя соседка и ответственная по подъезду Людмила Балдина звонит в управляющую компанию и просит отключить лифт. При этом мы платим за его пользование 850 рублей.

В моей квартире до ремонта с потолка текла вода. В зале стояли восемь ведер. Я спала под зонтиками. Но всё равно мне здесь нравится. Из окон открывается вид на бухту и Золотой мост. Люблю наблюдать за восходами и закатами со своего балкона. Променять эту красоту на что-то другое невозможно. Но очень хотелось бы, чтобы дому уделяли больше внимания. «Серая лошадь» — это реликвия. Почему не сохранить историю нашего города хотя бы в лице нашего дома?






↑ «Серая лошадь» медленно умирает во Владивостоке

История с разбитыми вазами возле «Серой лошади», начавшаяся 26 сентября и, казалось бы, почти сразу затухшая, вновь всплыла. Неравнодушный житель Владивостока 26 сентября рассказал, что на протяжении трёх месяцев наблюдал валяющуюся на косогоре каменную вазу. За это время никто (из тех, кто может за это отвечать) не отреагировал и никаких действий не предпринял.

Ваза так и валяется на траве, рядом ещё какие-то каменные блоки, лестница – в запущенном состоянии. И это только парадная часть здания. Если же пройти по этому каменному комплексу, то можно найти ещё много недочётов. И вот, спустя две недели, 10 октября, мужчина обнаружил, что вторая ваза оказалась сломана. При том, что буквально 9 октября она была на месте, сообщает корреспондент РИА VladNews.

Житель Владивостока опубликовал фотографию с изображением разбитых ваз возле здания «Серая лошадь». На фото видно, что каменная ваза отломана и лежит «в асфальт лицом», дальше, за лестницей, валяется ещё одна ваза и то ли мусорки, то ли какие-то блоки.

«Есть в нашем городе всем хорошо известное здание под названием "Серая лошадь". Здание является памятником архитектуры, и, по логике вещей, вообще охраняется государством. Место популярное. Каждый день хожу мимо и наблюдаю десятки свадеб, проводящие фотосессии на фоне этой красоты, сотни иностранных туристов с фотоаппаратами и телефонами, делающими художественные снимки и селфи для своих соцсетей.

И вот на парадной лестнице упала каменная ваза. Уж не знаю, каким образом: может, кто специально уронил, может, сама рухнула от некачественной установки (чему тоже не удивлюсь), может, ветром сдуло при очередном тайфуне. Вопрос не в этом! Лежит она в самом историческом центре города, на самом видном проходном и крайне посещаемом месте. Лежит так уже третий месяц. Неужели никто этого не видит? Или видит и считает, что это нормально?

Ведь есть в конце концов у этого здания управляющая компания или ТСЖ какое-нибудь, есть наверняка какой-нибудь пафосный комитет по охране памятников, есть сотни функционеров, получающих неслабые зарплаты как раз за то, чтобы город был приемлем для существования в нём. Только почему-то всё это никак не влияет на упавшую вазу. А мы продолжаем ругаться на заезжих блогеров, которые что-то там неприятное сказали про бардак, царящий в городе. Но разве блогеры устроили этот бардак? Что с нами не так, ребята?»

Читайте также: