Когда в риме начали строить из кирпича

Обновлено: 16.05.2024

В 330 г. после Р.Х. кесарь Константин перенес столицу своей империи из Рима в Константинополь, сегодняшний Стамбул. Созданная им Восточная Римская империя существовала долгое время после падения Рима и наступления на итальянский полуостров северных племен – до 1453 года.

Обожженные кирпичи изготавливались в Византийской империи так же, как и в Риме. Людей, делающих кирпичи, называли в рукописях остакариори (работающие с глиной) или керамопойои (производители обожжённого кирпича). Обжиговые печи были круглыми или прямоугольными, и строились так же, как и римские печи – с шуровочными отверстиями в нижней части и перфорированным дном над ними. Они также топились дровами или углем. Кирпичная мастерская в монастыре Лавра на горе Афон находилась на побережье для облегчения доставки обожжённых кирпичей. Спрос на кирпичи был огромный, таким образом, кирпичники также пользовались спросом. Феофан сообщает, что для строительства нового акведука в Константинополе в 766-767 гг. туда было доставлено 500 остакариори из Греции и 200 керамопойои из Фракии.

Ранее византийские производители кирпичей следовали при маркировке своих кирпичей римским образцам, но, как и поздние римские клейма, византийские также содержат очень мало информации. Примеры клейм для кирпичей за пределами Константинополя встречаются очень редко, а сама практика клеймления произведенных в городе кирпичей, как кажется, полностью исчезает в ХI веке. Византийские мастера, как и их римские предшественники, делали прямоугольные кирпичи. Стандартный размер кирпича с длиной стороны 320-360 мм основывался, очевидно, на римских кирпичах педалес. Ширина кирпичей составляла 35-50 мм. Кажется, что с течением времени этот формат почти не менялся, поэтому формат кирпичей не годится для датировки находок.

Непонятно также, являлась ли кладка обожженных кирпичей в византийскую эпоху самостоятельным ремеслом – во всяком случае, в документах нет никаких сведений об этом. Ранние иллюстрации Библии о строительстве Вавилонской башни показывают рабочих с мастерками в руках. Обожжённые кирпичи подносились в ведрах по деревянным строительным лесам. Другие рабочие с длинными кирками гасят известь в деревянных корытах и заливают раствор в похожие емкости. Книга Эпарха, приводящая подробные сведения о существовавших в Х веке в Константинополе гильдиях ремесленников, показывает также, что строительная отрасль строго регламентировалась. Строители-ремесленники имели право работать только на одной стройке, и они в течение 10 лет после окончания работ несли ответственность за дефекты, допущенные ими при кладке обожжённого кирпича. Книга констатирует также, что каменщики должны были обладать специальными знаниями – а именно, они делились на тех, «кто кладет купола и своды из обожжённого кирпича, они должны работать с тщательностью и обладать большим опытом, чтобы фундаменты были устойчивыми, а здание прямым и равномерным».

На первый взгляд византийская кладка имеет много общего с римской кладкой стен – но, в то время как римляне применяли обожженный только для облицовки бетонных стен, в византийской империи строились массивные стены из обожжённых кирпичей. Иногда византийские стены клались в виде опус микстум (смешанная работа), то есть, сменяющимися слоями из природного камня и обожженного кирпича, но чаще применялись просто обожжённые кирпичи. Мы не знаем причины перехода от бетонных стен к массивным стенам из обожжённого кирпича. Может быть, римские поселенцы не доверяли прочности раствора в том случае, когда пуццолановая земля бралась из незнакомых им источников, но, вполне возможно, что на них оказывали влияние восточные традиции зодчества. Во всяком случае, эта новая ориентация наложила свой отпечаток на дальнейшее развитие архитектуры.

Особенностью византийской кирпичной кладки были горизонтальные швы раствора, которые по толщине не уступали самим кирпичам, в то время как вертикальные швы достигали по толщине часто нескольких миллиметров. Эффектом этой подчеркнутой в горизонтальном плане сетки швов были сильно расчлененные стены. Для достижения подобного воздействия в Х веке были изобретена новая техника кладки, при которой обожжённые кирпичи в каждом втором слое смещались назад и полностью штукатурились, так что создавалось впечатление, что стена состоит только из половины кирпичей, из которых она имелась в действительности, и что кладка делалась с чрезвычайно широкими швами. Подразумевалось, что такая техника позволяла легко перерабатывать в кладке каменную крошку, но основной мотив при этом был скорее эстетический.

Раствор изготовлялся из гашеной извести. Часто в него добавлялась кирпичная пыль, которая вызывала не только его розовую окраску, хорошо гармонирующую с обожженным кирпичом, но и делала его похожим на пуццолановую землю. Неясно, правда, догадывались ли мастера тогда об этом эффекте. Иногда для заполнения швов на видимой стороне стены использовался более тонкий раствор для лучшего заполнения швов (сегодня это называется полным заполнением). Края возникавших таким образом швов часто процарапывались острым инструментом для швов, иногда с помощью линейки. В еще свежие швы вдавливали также веревки, чтобы отпечатать на них ее узор. Оба вида техники работы придавали кладке равномерность.

Византийские мастера не только практиковали новые методы работы, они проявляли также массу фантазии при создании декоративных видов кладки. Толстые стены и толстые швы создавали огромное простор для творчества. Были очень распространены узоры из клиновидных обожжённых кирпичей. Сложные декоры состояли из изогнутых кровельных кирпичей. Обожжённые кирпичи клались, кроме того, двумя расположенными друг над другом слоями, попеременно наискосок друг к другу, так что создавался рисунок вертикальной или горизонтальной елочки, зигзага или шахматной доски. Раннее византийское кирпичное зодчество было сравнительно простым. Позднее разнообразие узоров кладки увеличилось и стало отличаться от региона к региону и от одного зодчего к другому.

Возможно, многие обращали внимание на детали древнеримских строений из тонкого кирпича. Он тоньше современных стандартов, а кладка зачастую производилась на такой же толщины раствор как и сам кирпич:

Это так называемая плинфа. Плоский кирпич с почти квадратными размерами. В Древнем Риме размер плинфы был 50х55х4,5 см, а в Византии - 30х35х2,5 см.

Тогда слой раствора в кладке был толщиной либо половина плинфы, либо равный толщине (высоте). С чем это связано? При поверхностном взгляде видно, что был перерасход раствора. Возможно, замесить его из нужных компонентов было дешевле, чем сформовать кирпичи, высушить их обжечь их. Историки пишут, что так повышалась сейсмоустойчивость зданий. Может быть из-за того, что кирпич не такой прочный как раствор.

Древний раствор очень прочный. В Древнем Риме – на основе римского бетона с добавлением вулканического пепла (обожженных в вулкане минералов). Поэтому, древние делали упор на прочность раствора, а не кирпича (как мы в наше время).

Еще такое наблюдение: большой ширины кирпичи неудобно брать одной рукой. Работать придется двумя руками. Или тогда работали в паре? Один кладет раствор, а второй укладывал плинфу?

В Римской империи использовали плинфу и другого формата. Размер 40х10х4 см. Вообще, интересно проследить эволюцию кирпича. Вероятно, небольшая толщина плинфы была связана со скоростью сушки. Чем тоньше – тем быстрее сохнет. А так же масса более качественно обжигается.

Плинфу византийского формата использовали и на Руси в 10-13 вв. при строительстве храмов.

Потом были периоды строительства из белого камня (известковых блоков) и позже переход на кирпич. Почему перешел переход с плинфы на привычный формат кирпича (хоть и большой) – информации нет. Причем, размер этого кирпича менялся со временем:

В 17 в. размер кирпича тоже был неудобный. Одной рукой кирпич шириной 144 мм брать крайне сложно. Если только руки строителей были больше! И вес кирпича большой. Современный полнотелый кирпич весит чуть более 4 кг. Крупноформатный кирпич весом 6-7 кг сложно класть одной рукой. Видимо, богатыри не только в сказках, но были и в строительстве тех времен.

Среди упоминаний про размеры кирпича можно отметить такую информацию:

Стены башен кремля Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.) были выложены большемерным кирпичем (30х14х8 см.). Стены кремля Коломны (1525-1531 гг.) сооружались из камня и облицовывались кирпичем с размерами 32х16х8 см. Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году из кирпича, имеющего средние размеры 30х14х8 см. Стены Смоленского кремля(строительство с 1595 по 1602 гг.) выкладывались из крупноформатного кирпича, размер которого составлял 31х15х8 см. Петр I установил размеры кирпича – 28х14х7 см.

Это переводы в нашу метрическую меру. В старых текстах размеры записаны в вершках.

Эта статья, как бы, продолжение темы помпейской, и вместе с тем, начало новой темы.

Нет, про лазерные болгарки сегодня не будет ни слова. Но про крупных промышленников речь пойдёт. Таки, цивилизация :о)

Перед вами император римский Марк Аврелий.

Родился в 121 году н.э. происзодил от знатной фамилии, переселившейся в Италию из Испании. Впрочем, сегодня с упоминания я начинаю речь не об императорах, а о кирпичниках. Начала с него по той причине, что был этот император-философ сыном женщины, родом из семейства знаменитых кирпичников. Как связаны между собою Марк Аврелий и находка археологов рядом с небольшой итальянской деревушкой Теверине (Teverina) в 80 км к северу от Рима?

Именно там в 2005 году археологи откопали участок кирпичного завода с печами, в которых остались кирпичи с клеймами владельцев. Из таких же кирпичей сложены Колизей, Пантеон, рынок Траяна и Каракалла. Завод работал с I по V века н.э.

2 тысячи лет назад эти печи, должно быть, работали круглосуточно, поставляя кирпичи, из которых строили древний Рим. Завод находился в 50 милях к северу от Рима, недалеко от деревни Бомарцо ( Bomarzo (Viterbo) - маленькое и очень древнее поселение, основали его этруски, a древние римляне называли его Polimarium. Как многие древние селения Италии, Бомарцо расположен на вершине горной гряды. ) и рядом с рекой Тибр, что позволяло загружать красные кирпичи на лодки и перевозить вниз по реке.

По маркам кирпичей, имеющихся на колоннах Колизея и Пантеона, археологи уже знали, что они были сделаны двумя братьями, Туллом и Луцием Домициями (Domitii - семья Домициев была тесно связана римскими дворянами. Домиция Луцилла Младшая, была матерью будущего императора Марка Аврелия, который позже унаследовал кирпичный завод).

Доказательства, связывающие братьев с обнаруженными печами, были найдены археологами в латинской надписи, оставшейся на дороге, ведущей к кирпичному заводу, гласящей: «Iter privatum duorum Domitiorum» - « Частная дорога двух Домициев ».

Были разкрыты две печи, а также тысячи кирпичей, плиток для пола и черепицы, помеченные отпечатками полумесяца - марки братьев.

Профессор Тизано Гасперони, археолог из Университета Тусии, сказал:

«Находка особенно важна, поскольку это первый кирпичный завод, который, как известно, поставлял материал для самых известных зданий древнего Рима. Мы знаем, что братья поставляли кирпичи для таких больших сооружений, как Колизей, Пантеон и Рынок Траяна. Мы только что зацепили поверхность комплекса, и работа всё еще продолжается. Мы наткнулись на него случайно, изследуя другой проект, и это очень увлекательная находка».

Согласно римскому законодательству, кирпичники были обязаны маркировать свой продукт, чтобы они могли нести ответственность за качество зданий. У каждого римского кирпича был свой собственный знак - круглый, прямоугольный или лунный. Знак содержал его собственное имя, часто с именем места или владельца кирпичного завода. Кирпичи братьев Домициев содержат имя человека, ответственного за печь, - Титуса Грея Януария, название кирпичного предприятия и имена Туллия и Луция.

В печах Домициев археологи нашли более 100 таких марок, поэтому нет никаких сомнений в том, что участок в Мугнано поставил кирпичи для строительства самых важных памятников Рима. Марки были своеобразной особенностью печей.

Среди готовой продукции также оказались доли - терракотовые контейнеры для вина или оливкового масла, которые зарывались в землю по горлышко. Также были найдены ступки для измельчения семян трав и орехов в муку.

Профессор Гасперони сказал, что братья также занимались экспортом. Доли и ступки с маркой Домициев были найдены во всем Средиземноморье, особенно во Франции, в Испании и в Северной Африке.

Mugnano был идеальным местом для печей. Он был богат некоторыми из лучших глин и имел обилие воды и древесины.

В течение первой половины 1-го века н.э. печи оставались собственностью семьи Домициев более ста лет. Затем они были унаследованы императором Марком Аврелием и остались собственностью императора до тех пор, пока производство кирпича не закончилось в IV и V вв.

Кирпичный завод работал на двух объектах (филиалы?). Он, кажется, был очень успешным предприятием, которое действовало с первого века нашей эры до пятого века.

«Он был близко к реке Тибр, где кирпичи загружались на баржи и доставлялись в Рим. Другие кирпичи отправлялись в порт Остии, откуда их отвозили в другие места в Римской империи».

Завод № 2

В Эмилии Романья был обнаружен древнеримский кирпичный завод в почти идеальном состоянии. Комплекс, самый большой в регионе и один из крупнейших в Италии, был обнаружен вблизи канала в центральном итальянском городе Ронта.

«Это поистине необычная находка», - сказал представитель министерства культуры. «Он настолько хорошо сохранился, что с минимальной реставрацией он по-прежнему будет отлично работать сегодня». Античный комплекс имеет такое значение, что консорциум, проводящий работу над каналом, согласился отклонить свой маршрут, чтобы сохранить его остатки и обеспечить дальнейшие раскопки.

До сих пор археологи открыли две большие прямоугольные печи для обжига кирпичей, плиточный пол, который когда-то был частью производственного котла, большую терракотовую ванну и остатки стен.

Самое большое помещение с духовкой - 4,2 х 5 метров и имеет отверстие в центре, показывающее каверну внизу для прохождения огня. Она имеет стены высотой в два метра, поддерживающие слой, на который закладывали кирпичи.

Эксперты говорят, что помещение расширялось три раза, предположительно, это совпадало с периодом общего расширения кирпичного завода.

Жаровня во второй духовке, которая составляет 3,8 метра, построена из ряда арок и небольших стен, что позволяет размещать большие детали непосредственно над пламенем.

Стены комнаты сделаны из мягкой глиняной плитки, которая постепенно выпекалась под воздействием тепла.

Комплекс, который относится ко второму столетию до нашей эры, является вторым старейшим кирпичным заводом, открытым в Эмилии-Романья. Ранняя структура в Ca Turci Cesenatico была датирована концом 3-го века до нашей эры, когда римляне впервые заняли этот район.

Место Ronta было построено в более позднюю эпоху, и к этому времени римляне довольно хорошо обосновались и нуждались в комплексе (кирпичном производстве), способном работать быстрее и производить большие партии (и изделия больших размеров).

Несмотря на то, что территория уже обнаружена, археологи убеждены, что многое ещё предстоит найти, поэтому совет и консорциум согласились сменить маршрут прокладки канала.

В комплексе такого рода, почти индустриальном, как правило, было минимум три печи, поэтому их можно было использовать в тандеме, в то время как одна была загружена, другая подготавливалась, а третья разгружалась.

Поэтому возможно, что в этих раскопках есть еще много сюрпризов. Хотя кирпичи изпользовались предыдущими цивилизациями (до римлян), римляне популяризировали и распространили их изпользование.

Кирпич был настолько распространен в Риме, что Светоний написал Августу: «Я нашел Рим городом кирпичей и оставил его городом мрамора».

Но под мраморными поверхностями Рима кирпич был главным материалом, используемым в строительстве .

Римляне отличались между кирпичами, высушенными солнцем и воздухом (позже crudi), и теми, которые обжигались в печи (позже cocti). ( Видимо, речь о том, что именно римлянам принаждлежит переход в этих местах с выделки высушенного кирпича на обожжённый - Взор ). Обычно для изготовления кирпичей изпользовали беловатую или красную глину, часто смешивали её с соломой.

Римляне предпочитали делать кирпичи весной. Кирпичи хранились в течение двух лет, прежде, чем их использовали, и были намного тоньше, чем сегодняшние кирпичи, они больше похожи на современную плитку.

После падения Римской империи искусство кирпичного производства было потеряно в большей части Европы, сохранившись только в самой Италии. Центральная Европа не открывала навыки до 18 века, а Англия до 1100-х годов.

Тема оказалась интересной. Выношу благодарность комментатору темы Помпеи :о)))

Во II веке после Р.Х. производство кирпичей стало очень дифференцированным промыслом. Это была одна из немногих отраслей, куда вкладывала деньги аристократия, так как они приносили значительную прибыль. Наиболее хорошие свидетельства производства кирпичей были получены из Рима и расположенного неподалеку портового города Остия. Они помогли историкам создать точный портрет этой отрасли. В Остии, как и в самом Риме землевладельцы использовали свою землю, очевидно, для создания производства кирпичей, чтобы покрыть постоянно растущий спрос, а кирпичные мастерские считались ценным вкладом денег.

За обжигом кирпичей наблюдали оффицинаты, возглавлявшие мастерские. Правовые отношения между оффицинатами и соответствующим землевладельцем до сих пор не выяснены. Вполне возможно, что оффицинаты брали землю в аренду или же были служащими землевладельца. Ясно то, что оффицинаты были свободными или отпущенными людьми – статус, которого, скорее всего, не имели простые рабочие. Как и все другие тяжелые работы в Риме, резка и разминание глины и прессование кирпичей производились рабами. В пограничных районах Римской империи за это отвечали легионеры.

Первые обожжённые кирпичи в Риме были плохого качества, потому что для них использовалась неподготовленная глина, кирпичи давали усадку. Поэтому позже стали добавлять песок. В своем труде об изготовлении кирпичей Витрувий писал: «Кирпичи должны формоваться весной или осенью, чтобы они высыхали равномерно… так как солнце досрочно высушивает наружный слой, и кирпич производит впечатление уже сухого, в то время как середина еще не высохла». Подобный метод применялся и в случае с обожжёнными кирпичами.

Научные исследователи так еще и не пришли к единому мнению о формовании кирпичей. Обожжённые кирпичи делались стандартных размеров, но их форма редко была одинаковой. Это склонило некоторых ученых-исследователей к предпосылке, что при изготовлении кирпичей от полосы умятой глины при помощи ножа отрезались кирпичи правильной длины. Однако большинство мастеров по изготовлению кирпича считают этот метод непрактичным. Наиболее вероятно, что на подложку из соломы ставилась открытая деревянная форма, которая набивалась влажной глиной. Перед заполнением форма погружалась в воду, чтобы легче было достать заготовку. Этот так называемый «метод затирания с водой» дает кирпичи, которые выглядят так же точно, как и римские, имеющие на одной стороне шероховатую поверхность. Разница в размерах объясняется разным размером формовочных ящичков и разным составом смеси, влияющим на усадку при сушке и обжиге.

Римляне пользовались прямоугольными, плоскими кирпичами. Витрувий различает три вида: лидийские кирпичи, длиной полтора и шириной один фут. Пентодорон, с боковой длиной в пять ладоней и тетрадорон – с боковой длиной в четыре ладони (дорон означает по-гречески «ладонь»). Плиний повторяет, ссылаясь на Витрувия, более или менее то же самое, но приводит размеры в римских футах и дюймах и использует вместо лидиона дидорон. Только у Витрувия и Плиния название «лидийский кирпич» связано с римлянами, а пентадорон и тетрадорон с греками. Оба автора ссылаются при этом на необожжённые глиняные кирпичи. При различении обожжённых кирпичей историки архитектуры должны ориентироваться на противоречивые и фрагментарные данные из надписей и конторских книг.

Самый маленький римский кирпич – бессалис, слово произведено от латинского слова «бес», две трети единицы, причем единицей при этом является римский фут (29,5 см). Следовательно, бессалис – это кирпич с боковой длиной около 20 см,его толщина составляла около 45 мм. Витрувий пишет, что кирпичи такого размера использовались для пилае римских терм (купален), т.е. для облицовки несущих подогревавшихся полов теплых бань низких столбиков. Вообще-то, бессалес использовались очень широко, и их можно часто встретить разрезанным на куски при оформлении фасадов. Педалис был величиной в квадратный фут, он соответствует, тем самым, упомянутому у Витрувия и Плиния тетрадорону. Название педалис заимствовано из раздела (De fictilibus – О глиняных изделиях) эдикта Диоклетиана о предельных границах цен и заработной платы. Мы не знаем, как сильно был распространен этот вид кирпича в Риме, но так как размер черепицы и обычных кирпичей измерялся явно в футах, вполне понятно, что имелись кирпичи с боковой длиной в один фут. Все педалис использовались для пилае и опорных столбиков купален, или же их разрезали на маленькие куски. Сохранившиеся находки несколько меньше по размеру и в среднем на пару миллиметров толще, чем бессалес.

Витрувий упоминает два других, более крупных вида квадратных кирпичей, сесквипедалис – в полтора – и бипедалис – в два фута боковой длины. При этом речь идет о сравнительно крупных кирпичах, почти плитах, и Витрувий указывает, что они использовались для полов отапливаемых бань. Эти плиты были не только больше, они соответственно были толще, чем оба маленьких кирпича. Сесквипедалес достигал в размерах по квадрату 443 мм, а закругленные экземпляры были толщиной до 50 мм. Двухфутовые кирпичи достигали по квадрату 590 мм, имелись экземпляры, достигавшие до 750 мм боковой длины. Их толщина составляла около 60 мм, и они использовались для арок, для выравнивающих слоев при кладке слоями и (поделенные на треугольники) для облицовки кирпичной кладки с заполнением из литого бетона. При весе до 65 кг бипедалис не годились для повседневного использования. Прямоугольный кирпич (обычно называемый археологами лидион – лидийский кирпич) – простой римский строительный кирпич, его размеры составляют 400 х 280 х 40 мм. По размерам он похож на минойский кирпич (который был, правда, в два раза толще), очевидно он этрусского происхождения. Насколько разумны такие названия кирпичей? Какими бы удобными ни были эти ясные категории – нет доказательств тому, что у римлян было повсеместно распространено название лидион, или что размерам кирпичей придавалось должное внимание. Каждая коллегия следовала, очевидно, своим собственным правилам, а на практике видно, что с течением времени кирпичи становились все тоньше, а швы между ними все толще, поэтому одни только размеры не являются убедительным доказательством происхождения.

После того, как кирпичи клеймились и высушивались, их можно было обжигать. Вероятнее всего большинство римских кирпичей обжигалось в печах. Однако для той эпохи не было найдено никаких признаков полевых обжиговых печей. В то время было раскопано довольно много римских обжиговых печей, и они дали возможность составить точное представление о методике обжига. Так как римские кровельные и кладочные кирпичи сильно походили друг на друга по размерам и форме, вполне вероятно, что в большинстве случаев использовались те же самые обжиговые печи, да и кирпичи, кровельные и для кладки стен, обжигались совместно. Римские обжиговые печи были двухэтажными. В нижней части разводили огонь, который шуровался снаружи. На перфорированное дно выше клались обжигаемые вещи; через отверстия удалялись появляющиеся газы. Хотя у верхней части и не было крышки, но были высокие стенки, накапливающие тепло. Эти стенки, как правило, не сохраняются. Кирпич-сырец укладывался в печи слоями и затем накрывался кирпичным боем для защиты от дождя. Доступ ко второму этажу был через дверку в боковой стенке; очень часто обжиговые печи строились на склонах, Так что их можно было загружать сверху.

Римские обжиговые печи были круглыми или прямоугольными. Долгое время считалось, что обжиговые печи для кирпичей были прямоугольными, так как благодаря такой форме удавалось лучше укладывать в штабели строительные кирпичи, а обжиговые печи для керамики были круглыми. Однако раскопки в Южной Италии показали, что римляне использовали круглые обжиговые печи для обеих видов. Римские обжиговые печи работали как правило на дереве, но иногда использовался также уголь.

изготовление кирпича в Египте


Изготовление кирпича в Древнем Египте

Многочисленные археологические раскопки позволяют нам с уверенностью говорить о том, что первые кирпичи в качестве строительного материала были применены человеком около 5 тысяч лет назад. Но кто именно изобрел кирпич достоверно сказать нельзя. Скорее всего, кирпич в том понимание, которое мы вкладываем в это слово был изобретением не одного человека, а плод эволюционного развития самой технологии постройки крепкого и недорогого жилища из подручных материалов. Ученым не удалось точно указать и найти место постройки первого строения из кирпича, но, то, что эти строения стали возводится в Месопотамии, территории между Тигром и Евфратом (Междуречье), совсем не случайно. Дело в том, что в этих местах всегда вдоволь было воды, глины и соломы. И вся эта благодать освещалась жарким солнцем практически круглый год. Именно из этих природных материалов и строили свои жилища местные жители. Строения возводились из соломы обмазанной глиной.

глинобитные кибитки

Глина высыхала под солнечными лучами и становилась твердой, при этом не пропускала влагу и хорошо защищала от непогоды. Люди это заметили, а так как они стремились облегчить свой труд, то ими и был изобретен этот, незатейливый на первый взгляд, брусок из соломы и глины, получивший у нас название кирпич. Технология изготовления первых кирпичей была проста: клейкую глину смешивали с водой, добавляли для прочности и крепости солому, а уже сформированные таким образом кирпичи под горячими лучами солнца высыхали и становились твердыми как камень.

изготовление кирпича-сырца


Изготовление кирпича-сырца

Это был еще необожженный кирпич или кирпич-сырец. Кирпич-сырец и сейчас в наше время широко используется во многих станах мира как основной строительный материал.
Первыми кто освоил технологию обжига кирпича в печи, стали древние египтяне. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, хорошо видно как производился кирпич, и строились из него храмы и дома. Например, городские стены Иерихона сложены из кирпича, который имел форму, сходную с нынешними батонами белого хлеба.

Стены Иерихона из кирпича


Стены Иерихона из кирпича

Кирпич стал основным строительным материалам в Междуречье и практически все города в период расцвета этой цивилизации были построены из него. Например, в Вавилоне красивейшем городе древнего мира все здания были построены из кирпича.
Большими мастерами в производстве кирпича и строительстве зданий и сооружений из него стали древние римляне и греки. Именно от греческого слова "plinthos", которое буквально и означает "кирпич" получили свое название плинфы, изделие, которое явило собой новую веху в истории производства кирпичей.
Это интересно: Другое греческое слово, "керамос", переводится как глина. А понятие "керамика" обозначает изделия из обожженной глины. Когда-то в древних Афинах мастера - горшечники жили компактно в одном из районов города. Этот район стал называться афинянами "Керамик".

Плинфы - наиболее древние обожженные кирпичи. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. Они были квадратными и крупных размеров. В Древнем Риме плинфа изготавливалась как правило следующих размеров 50 х 55 х 4,5 см,а в Византии 30 х 35 х 2,5.
Изготавливались плинфы и поменьше, но их использовали как черепицу. Как видим, древние плинфы были значительно тоньше современного кирпича, но это обстоятельство нисколько не мешало тем, же римлянам строить из них знаменитые римские арки и своды.

Внешний арки Колизея


Внешние арки Колизея

Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась "полосатой". Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.

Кирпич в России

В домонгольской Киевской Руси, которая очень много переняла от культуры Византии, в том числе и строительные технологии, плинфа стала основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий и использовалась в древнерусском храмовом зодчестве 10 - начала 13 века, в частности из них были построены Софийский собор (Киев), 1037 год, Церковь Спаса на Берестове, 1113-25 годы, Благовещенская церковь (Витебск), Борисоглебская церковь (Гродно).
Первые кирпичные мастерские на Руси появились при монастырях. Их продукция преимущественно шла на нужды храма. Считается, что первым религиозным сооружением на Руси, построенным из кирпича, стала Десятинная церковь в Киеве.

Десятинная церковь в Киеве


Десятинная церковь в Киеве

Это интересно: В научной литературе высказывались предположения, что наряду с плинфой на Руси уже в XII-XIII вв. изготавливали и брусковый кирпич, который применяли вместе с плинфой. В действительности брусковый кирпич, имеющий романское происхождение, впервые проник в Киев из Польши в самые последние предмонгольские годы. Брусковый кирпич вместе с плинфой использовали лишь в тех случаях, когда им чинили здания, построенные ранее. Примерами могут служить Успенский собор Печерского монастыря, киевская ротонда, собор Михаила в Переяславле, восстановленные вскоре после того, как они пострадали при землетрясении 1230 г. Кроме того, за брусковые кирпичи иногда ошибочно принимали плинфы узкого формата, т.е. "половинки", особенно если они имели необычно большую толщину (например, в новгородском соборе Антониева монастыря и староладожском соборе Никольского монастыря - более 7 см).

На самом деле в Московской Руси формованный кирпич стал повсеместно применяться лишь с конца 15 века, а первый кирпичный завод заложили в 1475 году. И уже из этого кирпича были возведены стены Кремля в Москве.
Это интересно: История появления первого завода по производству кирпича в Московском царстве довольно интересна. В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. Но Аристотель начал не со строительства, а с налаживания производства кирпича с особой обжиговой печью. И очень быстро этот завод стал производить очень качественный кирпич. В честь архитектора его прозвали "Аристотелев кирпич". Из такого "глиняного камня" были возведены также стены Новгородского и Казанского кремля. "Аристотелев кирпич" имел практически идентичный современному кирпичу вид и следующие размеры 289х189х67 мм. "Государев кирпич" - первый в России, который предполагал перевязку швов.

Несмотря на исключительную популярность кирпича как строительного материала вплоть до XIX века техника производства кирпичей в России оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца или небольших переносных печах. В середине XIX века в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот. Впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вяльцы, глиномялки.
Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей была придумана система клеймения. То есть каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак - клеймо, который наносился на кирпич. В XIX веке также появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств.

Старый клейменный кирпич


Старый клейменный кирпич

Это интересно: При Петре 1 качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более 3 штук, то вся партия браковалась. При строительстве Санкт-Петербурга Петром I был введен т.н. "каменный налог" - плата кирпичом за въезд в город.

Современный кирпич обрел знакомые нам размеры - 250х120х65 мм - в 1927 году, его вес не более 4,3 кг.
Прошло 5 тысяч лет, а кирпич по-прежнему остается самым популярным строительным материалам и свое первенство не собирается уступать никому. Эволюция в развитие технологии производства кирпича и керамических изделий в чем-то сродни эволюции человека по теории Дарвина. Если провести аналогию, то сначала зарождение примитивных форм (глинобитные хижины), затем первобытный человек (кирпич-сырец), теперь человек современный (обожженный кирпич и керамические камни). Эволюционное развитие человека и технологии производства кирпича идут рука об руку, и эта закономерность свидетельствует, что пока существует наша цивилизация, будет существовать и кирпич, как основа всей строительной индустрии созданной человечеством за много веков.

Читайте также: