Коэффициент уплотнения щебня пгс

Обновлено: 07.05.2024

Суть такова что в проекте я учитываю Купл=1,1 для ПГС.
Звонят строители и говорят что я не прав. должен быть Купл=1,27.
Как быть и где глянуть как правильно.
Например для Щебня беру 1,3.

Суть такова что в проекте я учитываю Купл=1,1 для ПГС.
Звонят строители и говорят что я не прав. должен быть Купл=1,27.

Полная чушь! Нельзя уплотнить грунты больше, чем в природном состоянии. В п. 3 приложения 1 СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий" коэффициент уплотнения назначается 0,95. А насыпные грунты всегда имеют плотность менее плотности до его разработки.

строительство автомобильных дорог

коэффициент относительного уплотнения - если Вам достаточно ориентировочного значения, то можите воспользоваться таблицей 14 обязательного приложения 2 в СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги". Если Вам нужена точная цифра то закажите определение данного показателя в строительной лаборатории

рисую дороги, в перерывах курю Lisp

Полная чушь! Нельзя уплотнить грунты больше, чем в природном состоянии. В п. 3 приложения 1 СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий" коэффициент уплотнения назначается 0,95. А насыпные грунты всегда имеют плотность менее плотности до его разработки.

Вы говорите немного о разных коэффициентах. 0,95 - отношение плотности грунта к плотности при оптимальной влажности, полученой при испытаниях и теоретически можно уплотнять до коэфф. 1,03,
а коэффициент 1,1 для ПГС используется для расчета необходимого количества насыпного материала, зная объем в плотном теле.
А в природном состоянии грунт далеко не всегда оптимально уплотнен.

строительство автомобильных дорог

Я даже больше скажу. что в природном состоянии коэффициент уплотнения грунта может быть намного больше, чем 1.

Вопрос периодически возникающий, и пока однозначного ответа не получивший)
Есть в ГЭСН 27 на Автомобильные дороги табл.1.1 (кстати гэсн редакции 2001 года, в 2009 по-моему ее уже нет). По этой табл. можно получить некоторые коэффициенты относительного уплотнения. так к таблице 04-003(1) "устройство оснований из ПГС.." предлагается для 1000 кв.метров основания толщиной 12 см (120 кубов плотного тела) взять 152 м.куб. ПГСа. получим 152/120=1,27 - возможно отсюда и появился этот полюбившийся коэф-т строителей. )
сложнее с гравийными смесями, используемыми в земполотне.. там требуемый коэф-т уплотнения ниже, чем в дорожной одежде, отсюда и кэф. относительного уплотнения меньше. насколько - ?)
в вашем случае - поскольку как я понимаю проект идет вместе со стройкой - оптимальный вариант получить от строителей (вернее от их лаборатории) акт, письмо, заключение (читай,"бумажку"), на которую можно сослаться в случае необходимости.
в конце концов пробного уплотнения никто не отменял)

строительство автомобильных дорог

Вы не могли бы объяснить, что вы имелли ввиду? Ведь коэффициент уплотнения в насыпи зависит не от материала из которого она отсыпается, а от ее высоты.
и при чем тут пробная укатка. Пробное уплотнение проводят с целью уточнения оптимальной толщины отсыпаемого слоя, а также для определения количества проходов катка по одному следу, необходимого для получения требуемой степени уплотнения.

поясню, по мере возможности, что я имел в виду. попробуем разложить по полочкам, извиняюсь если не совсем логично будет. )
1. прежде всего различаем кэф. уплотнения грунта и коэф-т относительного уплотнения. в конечном счете для определения необходимого кол-ва материала нужен как раз последний.
коэф-т ОТНОСИТЕЛЬНОГО уплотнения зависит от МАТЕРИАЛА и от ТРЕБУЕМОГО КОЭФ-ТА УПЛОТНЕНИЯ (согласно табл.14 приложения 2 снип 2.05.02-85*.)
2. Коэф-т уплотнения. в свою очередь, зависит от ДКЗ, типа дорожной одежды (что нам не сильно важно), и, самое главное, от ГЛУБИНЫ расположения слоя от поверхности (говорить, что от высоты насыпи считаю не совсем верным, см. дальше).
3. Следует отметить, что все вышесказанное относится к 6 главе снипа, т.е. ЗЕМЛЯНОМУ ПОЛОТНУ. Позиция гэсн на которую я ссылался выше. дана для устройства ОСНОВАНИЙ дорожной одежды.
4. Я исхожу из того (мои личные рассуждения), что используемый ПГС в основании дорожной одежды должен уплотнятся сильнее, чем тот же ПГС в земполотне (все зависит как раз от ГЛУБИНЫ расположения слоя от поверхности - основание обычно выше земполотна).
5. Следовательно возникает вопрос - может ли коэф-т ОТНОСИТЕЛЬНОГО уплотнения для основания из ПГС 1,27 на основании таблицы ГЭСНа использоваться для подсчета необходимого кол-ва материала при устройстве земляного полотна? я думаю, что он должен быть несколько меньше (мое личное мнение). однако в одном из проектов закладывали 1,27 - т.к. работали наши строители, а для хороших людей ничего не жалко)))
6. Ну и теперь про пробную укатку, как вы выразились) последний абзац главы №7 моего любимого снипа 2.05.02-85 - и пусть вас не пугает начало п. 7.53 "при проектировании оснований из фосфополугидрата сульфата кальция. " читаем внизу " при расчете потребности материала коэф-т уплотнения следует принимать равным 1,5 - 2,5 и уточнять ПРОБНЫМ УПЛОТНЕНИЕМ")
р.с. все вышесказанное - мое мнение и мои рассуждения, и в связи с небольшим опытом, не советую использовать как истину в последней инстанции)))

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

2.1.13. Объем нескального грунта природной плотности, необходимый для возведения насыпи, должен приниматься равным проектному объему насыпи. Если необходимая по проекту плотность грунта в насыпи превосходит природную плотность в естественном залегании (в резервах или карьерах), объем, исчисленный по профилям, надлежит умножить на коэффициент уплотнения.

При устройстве фундамента, отмостки, оснований для дорожек и дорог, тротуаров и прокладки коммуникаций используют различные комбинации грунта, песка, щебня, гравия и вторичного гравия. При этом смеси обязательно трамбуются и уплотняются, что подразумевает определенный коэффициент уплотнения, который надо знать для точного расчета материала.

Использование сыпучих материалов

Типичная подготовка основания под монолитный или блочный фундамент в разрезе

В среднем данные о коэффициентах уплотнения наиболее популярных материалов изложена в таблице 1.

фракция 40-70, марка 800

фракция 70-120, марка 800

Однако это общие, усредненные данные. Давайте подробно разберемся, откуда берется понятие коэффициента уплотнения и как его определять.

Используемые материалы

Для оснований разного типа может использовать как местный грунт, подвергнутый трамбовке, так и завозные материалы. Чаще всего трамбовке подвергают местные грунты полускального и песчаного типа. Уже суглинки, и тем более глинистые грунты необходимо убирать на глубину котлована и заменять подушкой из песка и гравия.

При этом слои основания обязательно подвергают трамбовке, эффективность которой зависит от следующих факторов:

  • материал слоя. Для щебня разных пород, гравия, гравийно-песчаной смеси (ПГС) и песка коэффициент уплотнения сильно отличается;
  • фракции материала. Чем крупнее фрагменты, тем сложнее их уплотнить;
  • способа трамбовки – ручная, механизированная – и прилагаемого усилия;
  • высоты и общего объема засыпаемого слоя;
  • наличие материала с зернистостью меньше, чем задано нижней границей данного класса (например, для щебня фракции 5…20 содержание камня размером до 3 мм включительно составляет около 5% — такое расхождение мало повлияет на степень уплотнения. Если процентная доля составляет ¼…1/4 объема – придется вносить поправки);
  • лещадности (для щебня). Этот параметр выражает отношение содержания кубовидных камней к плоским. Чем ниже лещадность, тем больше кубических элементов и тем плотнее можно утрамбовать щебень;
  • влажности слоя.

Нормы качества, фракции и другие параметры щебня регулируются ГОСТ 8267-93 для щебня и ГОСТ 8736-2014 для строительного песка.

Соответственно, степень уплотнения любого сыпучего материала, выражаемая безразмерным коэффициентом, зависит от типа материала и условий работы.

Что такое коэффициент уплотнения транспортировки

Под этим названием понимают отношение объема материала в момент загрузки транспортного средства к объему в момент доставки.

С учетом того, что при транспортировке сыпучий материал неизбежно уплотняется – роль трамбовки выполняет дорожная тряска – минимально допустимым коэффициентом при приемке доставленного на объект щебня, песка или песчано-гравийной смеси считается 1,1. То есть данные об объеме кузова (вагона, иной транспортной емкости), умноженные на коэффициент 1,1 должны совпадать с заказанным объемом или немного его превышать. Если полученная цифра меньше требуемой на 2…5% и более, необходимо решать вопрос с недопоставкой материала.

Заказано 20 кубометров щебня, доставлено 18 куб.м. (согласно измерениям кузова изнутри). С учетом коэффициента 18х1,1=19,8 куб.м. Недогруз составляет 0,2 куб.м., то есть 1% — погрешность в пределах допустимой.

Важно: данные об уплотнении материала в процессе транспортировки могут быть указаны, но не являются обязательными для указания в сопроводительных документах груза! Чтобы не было недоразумений, потребуйте от поставщика включить данные в договор купли-продажи и перевозки.

Как рассчитывается коэффициент уплотнения

Для этого необходимы лабораторные или, для частного домостроения, домашние испытания.

Образец материала уплотняется до той степени, которая будет организовываться на строительной площадке, после чего замеры утрамбованного образца сравниваются с замерами до уплотнения.

Общие принципы проведения испытаний, используемое оборудование и методы описаны в ГОСТ 22733-2016 и ГОСТ 8269.0-97.

Для более полного понимания процесса проверки степени уплотнения насыпных материалов рекомендуем посмотреть видео.

Также можно использовать более точные измерители плотности грунта.

Коэффициент уплотнения щебня

Согласно СНиП 3.06.03-85, нормальными коэффициентами уплотнения щебня считаются:

  • 1,25…1,3 для марки 800, фракции 40-70 и 70-120;
  • 1,1…1,5 для марок 300…600, в зависимости от фракции;
  • 1,3…1,5 для шлака в зависимости от его плотности.

При этом точные данные получить невозможно, даже поставщик дает информацию о степени уплотнения с определенным допуском.

Если достоверной информации нет, но при этом необходимо обеспечить повышенную плотность трамбовки, СНиП рекомендует использовать расклинцовку (то есть вклинивание более мелкого камня):

  • для фракции 40-70 щебнем фракций 5-20, 0-20, 0-10 — постепенно, с уменьшением фракции к поверхности слоя;
  • для фракции 70-120 – щебнем 40-70.

При этом расход более мелкого камня должен соответствовать данным приведенной ниже таблицы.

Расход фракций

Для облегчения расклинивания и лучшего уплотнения смесь проливают в процессе трамбовки водой, с расходом 15…25 /м.кв. Если используют шлак, количество воды увеличивается до 25…35 л/м.кв. на первичном этапе и 10…12 л/м.кв. на этапе расклинцовки.

Коэффициент уплотнения песка

Здесь также можно ориентироваться на данные поставщика, но проверять реальные данные лучше по результатам испытаний.

В среднем насыпная плотность песка указана в таблице.

насыпная плотность песка

Исходя из нормативных данных, средний коэффициент уплотнения строительного песка принят 1,15.

Следует помнить, что для некоторых видов работ тщательное уплотнение песка может быть не нужно, и соответственно коэффициент может быть меньше единицы.

Манипуляции и коэффициент уплотнения

Коэффициент уплотнения грунта

Этот параметр очень сильно зависит от вида грунта. Номинальные значения указаны в таблице.

Коэффициент уплотнения грунта - таблица

Уточнить данные можно с помощью проведения испытаний, но при этом следует учитывать разницу влажности в момент отбора образцов и в момент выполнения трамбовки.

Коэффициент уплотнения ПГС

Песчано-гравийной смесью (ПГС) называют природную или обогащенную (ОПГС) смесь песка и гравия. Состав природной смеси нормирует ГОСТ 23735-2014, согласно данным ГОСТа, содержание зерен гравия с фракцией около 5 мм должно быть в пределах 10…90%.

Данный материал редко используется для отсыпки песчано-гравийной подушки под фундамент, чаще применяется для изготовления средних и тяжелых бетонов. Соответственно, зернистость и процентный состав смеси сильно влияют на коэффициент уплотнения бетона.

Обязательно учитывается группа ПГС согласно таблице.

Таблица группа ПГС

Заключение

Нормативные и полученные экспериментальным путем данные о том, насколько уплотняется конкретный материал при определенных условиях воздействия – не единственное, что надо знать строителю для точного расчета объема закупок и трат на подготовку основания. Также важно понимать, что коэффициент уплотнения песка при трамбовке зависит от толщины слоя, способа трамбовки и количества проходов.

Коэффициент уплотнения для ПГС не всегда просто рассчитать. Это связано с тем, что смесь состоит из двух природных компонентов – песка и гравия. Их соотношение на каждом карьере и в каждой партии может быть разным. Например, содержание гравия в ПГС нашего региона колеблется от 37,7% до 81 81,3%, а песка – от 18,6 до 64,3%. Кроме этого, есть еще обогащенные п есчано-гравийные смеси.

С учетом гравийной части, выделяют 5 групп материала:

  • Первая – 15-25%
  • Вторая – 25-35%
  • Третья – 35-50%
  • Четвертая – 50-65%
  • Пятая – 65-70%

Чем выше группа, тем ниже будет коэффициент уплотнения. Гравий не разделяют на фракции, но максимальный размер зерен не должен превышать 70 мм. Частицы разного диаметра хорошо заполняют любые пустые п р остранства. Но при этом в состав материала входит много лещадных зерен неправильной формы, которые ухудшают характеристику.

Песок увеличивает общую плотность смеси. При этом его коэ ф фициент, в большей степени, будет зависеть от его влажности, в меньшей мере – от размера зерен.

Данные для ПГС и его компонентов приведены в таблице:

Название материала Коэффициент уплотнения
ПГС 1,2
Песок до 1,15
Гравий от 1,1 до 1,4

Показатель 1,2 соответствует ГОСТу и определяется для смесей, в которых содержится не больше 30% гравия (некоторых природных или обогащенных ПГС из первой и второй групп). На него стоит ориентироваться при вычислении примерной усадки смеси. Более точные значения коэффициента уплотнения для ПГС получают только при испытаниях конкретного об р азца в лаборатории. Его величина не должна существенно превышать стандарт ГОСТа.

Важно учитывать, что показатель изменяется в зависимости от способа перевозки материала (автомобиль, корабль, железная дорога). Имеет значение и расстояние от места погрузки к заказчику. На первом километре коэффициент уплотнения увеличивается на 0 , 5%, в дальнейшем – на 1%. Но эти цифры могут увеличиться, если автомобиль двигается по ухабистой дороге.

Подробнее о том, что такое коэффициент уплотнения, читайте в разделе Коэффициент уплотнения.

Коэффициент уплотнения ПЩС прописан в нормативных документах. Это усредненное значение, так как смесь неоднородна, состоит из песка (иногда отсева) и щебня. Кроме того , производится ПЩС нескольких фракций, с разными соотношениями компонентов и максимальными размерами зерен.

Показатели ГОСТа для ПЩС, а также отдельно для щебня и песка, приведены в таблице:

Материал Коэффициент уплотнения
ПЩС 1,2
Песок 1,5
Щебень 1,1

Параметр необходимо знать, чтобы проверить, верное ли количество материала вам привезли. Для этого нужно перемножить доставленный объем продукции и коэффициент уплотнения. Полученное число должно совпадать с данными в документах.

В ГОСТе прописана величина уплотнения для фракций с диаметром зерен от 40 мм. Именно они чаще всего используются как основа для фундаментов и дорожных подушек. Мелкий щебень 5-10 и средний 20-40 используются для расклинцовки, и показатель для них не так в ажен. Но при перевозке материал тоже уплотняется, поэтому нужно учитывать значение показателя.

Влияние на коэффициент оказывает порода, из которой изготовлен щебень. Чем выше ее прочность, тем меньше будет показатель. Например, для гранитного щебня с маркой выше М800 он приближается к 1,25, а для известнякового, с прочностью до М600, может превышать 1,3. Показатель песка может меняться в зависимости от в л ажности. Чем она выше, тем лучше уплотняется материал.

Кроме того, усадка материала зависит от способа транспортировки. Если перевозить ПЩС по грунтовой дороге с ухабами, коэффициент уплотнения будет выше, чем после поездки по трассе. Наименьшее значение получается во время транспортировки по воде.

Подробнее о том, что такое коэффициент уплотнения, читайте в разделе Коэффициент уплотнения.

Суть такова что в проекте я учитываю Купл=1,1 для ПГС.
Звонят строители и говорят что я не прав. должен быть Купл=1,27.
Как быть и где глянуть как правильно.
Например для Щебня беру 1,3.

Суть такова что в проекте я учитываю Купл=1,1 для ПГС.
Звонят строители и говорят что я не прав. должен быть Купл=1,27.

Полная чушь! Нельзя уплотнить грунты больше, чем в природном состоянии. В п. 3 приложения 1 СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий" коэффициент уплотнения назначается 0,95. А насыпные грунты всегда имеют плотность менее плотности до его разработки.

строительство автомобильных дорог

коэффициент относительного уплотнения - если Вам достаточно ориентировочного значения, то можите воспользоваться таблицей 14 обязательного приложения 2 в СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги". Если Вам нужена точная цифра то закажите определение данного показателя в строительной лаборатории

рисую дороги, в перерывах курю Lisp

Полная чушь! Нельзя уплотнить грунты больше, чем в природном состоянии. В п. 3 приложения 1 СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий" коэффициент уплотнения назначается 0,95. А насыпные грунты всегда имеют плотность менее плотности до его разработки.

Вы говорите немного о разных коэффициентах. 0,95 - отношение плотности грунта к плотности при оптимальной влажности, полученой при испытаниях и теоретически можно уплотнять до коэфф. 1,03,
а коэффициент 1,1 для ПГС используется для расчета необходимого количества насыпного материала, зная объем в плотном теле.
А в природном состоянии грунт далеко не всегда оптимально уплотнен.

строительство автомобильных дорог

Я даже больше скажу. что в природном состоянии коэффициент уплотнения грунта может быть намного больше, чем 1.

Вопрос периодически возникающий, и пока однозначного ответа не получивший)
Есть в ГЭСН 27 на Автомобильные дороги табл.1.1 (кстати гэсн редакции 2001 года, в 2009 по-моему ее уже нет). По этой табл. можно получить некоторые коэффициенты относительного уплотнения. так к таблице 04-003(1) "устройство оснований из ПГС.." предлагается для 1000 кв.метров основания толщиной 12 см (120 кубов плотного тела) взять 152 м.куб. ПГСа. получим 152/120=1,27 - возможно отсюда и появился этот полюбившийся коэф-т строителей. )
сложнее с гравийными смесями, используемыми в земполотне.. там требуемый коэф-т уплотнения ниже, чем в дорожной одежде, отсюда и кэф. относительного уплотнения меньше. насколько - ?)
в вашем случае - поскольку как я понимаю проект идет вместе со стройкой - оптимальный вариант получить от строителей (вернее от их лаборатории) акт, письмо, заключение (читай,"бумажку"), на которую можно сослаться в случае необходимости.
в конце концов пробного уплотнения никто не отменял)

строительство автомобильных дорог

Вы не могли бы объяснить, что вы имелли ввиду? Ведь коэффициент уплотнения в насыпи зависит не от материала из которого она отсыпается, а от ее высоты.
и при чем тут пробная укатка. Пробное уплотнение проводят с целью уточнения оптимальной толщины отсыпаемого слоя, а также для определения количества проходов катка по одному следу, необходимого для получения требуемой степени уплотнения.

поясню, по мере возможности, что я имел в виду. попробуем разложить по полочкам, извиняюсь если не совсем логично будет. )
1. прежде всего различаем кэф. уплотнения грунта и коэф-т относительного уплотнения. в конечном счете для определения необходимого кол-ва материала нужен как раз последний.
коэф-т ОТНОСИТЕЛЬНОГО уплотнения зависит от МАТЕРИАЛА и от ТРЕБУЕМОГО КОЭФ-ТА УПЛОТНЕНИЯ (согласно табл.14 приложения 2 снип 2.05.02-85*.)
2. Коэф-т уплотнения. в свою очередь, зависит от ДКЗ, типа дорожной одежды (что нам не сильно важно), и, самое главное, от ГЛУБИНЫ расположения слоя от поверхности (говорить, что от высоты насыпи считаю не совсем верным, см. дальше).
3. Следует отметить, что все вышесказанное относится к 6 главе снипа, т.е. ЗЕМЛЯНОМУ ПОЛОТНУ. Позиция гэсн на которую я ссылался выше. дана для устройства ОСНОВАНИЙ дорожной одежды.
4. Я исхожу из того (мои личные рассуждения), что используемый ПГС в основании дорожной одежды должен уплотнятся сильнее, чем тот же ПГС в земполотне (все зависит как раз от ГЛУБИНЫ расположения слоя от поверхности - основание обычно выше земполотна).
5. Следовательно возникает вопрос - может ли коэф-т ОТНОСИТЕЛЬНОГО уплотнения для основания из ПГС 1,27 на основании таблицы ГЭСНа использоваться для подсчета необходимого кол-ва материала при устройстве земляного полотна? я думаю, что он должен быть несколько меньше (мое личное мнение). однако в одном из проектов закладывали 1,27 - т.к. работали наши строители, а для хороших людей ничего не жалко)))
6. Ну и теперь про пробную укатку, как вы выразились) последний абзац главы №7 моего любимого снипа 2.05.02-85 - и пусть вас не пугает начало п. 7.53 "при проектировании оснований из фосфополугидрата сульфата кальция. " читаем внизу " при расчете потребности материала коэф-т уплотнения следует принимать равным 1,5 - 2,5 и уточнять ПРОБНЫМ УПЛОТНЕНИЕМ")
р.с. все вышесказанное - мое мнение и мои рассуждения, и в связи с небольшим опытом, не советую использовать как истину в последней инстанции)))

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

2.1.13. Объем нескального грунта природной плотности, необходимый для возведения насыпи, должен приниматься равным проектному объему насыпи. Если необходимая по проекту плотность грунта в насыпи превосходит природную плотность в естественном залегании (в резервах или карьерах), объем, исчисленный по профилям, надлежит умножить на коэффициент уплотнения.

Читайте также: