Классный руководитель входит в класс на доске видит написанное прозвище

Обновлено: 12.05.2024

2. Каковы слагаемые педагогического мастерства в общении?

3. Какая из трех сторон общения - информационная, перцептивная, интерактивная - вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии?

4. Каковы условия успешности педагогического общения?

5. Какие рекомендации может дать психолог учителям по предупреждению возникновения в педагогическом общении конфликтных ситуаций?

6. Объясните выражение « агрессивны, потому что несчастны ».

7. Каким образом можно предотвратить превращение спора в ссору?

8. Что нужно сделать, чтобы «неразрешимые конфликты» были разрешены?

9. Назовите отличие противоречивых отношений от конфликтных.

10. Зависит ли поведение личности от обстоятельств или в любой ситуации человек всегда контролирует свои поступки?

11. Почему у многих старших школьников возникают конфликты с родителями, а у подростков с учителями?

12. Прочитайте приведенные ниже описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания (если у вас возникла педагогическая проблемная ситуация):

а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации;

б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации;

в) приведите обоснованный пример и проанализируйте его.

Ситуация 1. Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: «На фиг нужно», - и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других учащихся.

Ситуация 2. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище.

Ситуация 3. Света М. учиться может только на «5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать?

Ситуация 4. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл.

Ситуация 5. На уроке литературы дается задание: «Описать внешность человека». Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: «Все надо описывать?». «Да», - отвечает учитель. «А половые органы?» - не унимается ученик.

Ситуация 6. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди».

13. Выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте педагогические ситуационные задачи, построенные с учетом этих ошибок. Докажите целесообразность применения используемых вами средств решения педагогической проблемной ситуации в профилактике профессиональных ошибок. Попробуйте проанализировать связь между педагогической проблемной ситуацией и педагогической ошибкой на следующих примерах: педагогическая проблемная ситуация - это следствие педагогической ошибки, допущенной ранее в работе с учащимися; педагогическая проблемная ситуация - это веха на пути к педагогическим ошибкам, вероятность которых велика, но пока они еще не совершены.

14. Проанализируйте данные, представленные в табл. 3. Постарайтесь обосновать приведенные в ней параметры педагогической проблемной ситуации.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Ситуация 1.

Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.

Определение возможных причин возникновения данной ситуации:

В данной ситуации, учащиеся хотят протестировать учителя и увидеть, какие эмоции, действия он будет совершать. Если преподаватель будет выходить из себя, будет пытается узнавать, кто был инициатором этой идеи, грозить поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу, это вызовет протест и негативное отношение со стороны учащихся.

Определение педагогического эффекта:
Я бы на месте этого учителя к данной ситуации отнеслась с чувством юмора. Я бы улыбнулась, сказала, что ваша шутка удалась. Так как весь класс принимал участие в данной ситуации, выявлять виновника я бы не стала. Я бы ответила «Пошутили, отвлеклись, а теперь продолжаем работать». Важно найти общий язык с детьми, иногда можно и нужно с ними шутить. И стараться заслужить доверительные отношения. Но конечно же и должны быть рамки дозволенного. Если на каждом уроке устраивать подобные испытания, то учебный процесс превратится в хаос.

Наиболее существенные рефлексивные ошибки учителя:
Не стоило выходить учителю из себя. И искать инициатора идеи, и тем более грозить выставить плохие отметки и вызывать родителей. Тем самым учитель вызвал негативное отношение к себе со стороны учащихся. И о доверии здесь не может быть речи.

Ситуация 2.

Описание ситуации: Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ.

На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.

Определение возможных причин возникновения данной ситуации:
В данной ситуации мы видим, что отношения между учащимися дружелюбные. Не выучив урок учащийся веселит своим ответом сверстников. А учитель своим действием вызывает обиду у ребенка.


Определение педагогического эффекта:
В данной ситуация учитель должен был прежде чем поставить оценку, указать на ошибки по ходу ответа учащегося. Напомнить, что ответ должен быть точным, а поведение подобающим. И напомнить всему классу, что идет учебный процесс. На шутки и веселье есть перемена. Ученик рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку. Я думаю, что учителю в данной ситуации, стоило предложить ученику выучить данную тему, подойти и рассказать ее после уроков.

Наиболее существенные рефлексивные ошибки учителя:

Данная ситуация возникла из – за того, что личные отношения ученика и учителя столкнулись с деловыми. Учитель не остановил ответ ребенка, не указал на ошибки, а поддержал его улыбкой. Ребенок увидел в улыбке учителя одобрение.

Ситуация 3.

Описание ситуации: Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя.
Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит: – Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.

Определение возможных причин возникновения данной ситуации:
В данной ситуации учитель стойко воспринял эту карикатуру. Четко показал свое безразличие, не стал паниковать (кричать, угрожать плохими отметками) чего возможно и ждали ученики. Показав свой профессионализм учитель не стал обижаться на детскую выходку. Не стал искать виноватых. Такая реакция учителя позволила детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность. Они увидели, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать.


Определение педагогического эффекта:
В данной ситуации дети увидели силу учителя, сдержанность. Я думаю в неудобном положении остались учащиеся и в следующий раз они не будут испытывать и проверять учителя.

Наиболее существенные рефлексивные ошибки учителя:

В данной ситуации я не вижу ошибок со стороны учителя. В данной ситуации, наверное, бы сделала вид, что ничего не заметила на доске и попросила бы дежурного привести в порядок доску.

Каждая ситуация нас учит не провоцироваться на действия учащихся. Наши отношения с ними должны быть доверительными. Они всегда должны в нас видеть поддержку. В любой возникшей ситуации мы должны оставаться достойными людьми. Быть примером нашим любимым ученикам.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы


«Имидж преподавателя и студента: точки взаимодействия»

Краткое описание документа:

Ситуация 1.

Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.

Определение возможных причин возникновения данной ситуации:

В данной ситуации, учащиеся хотят протестировать учителя и увидеть, какие эмоции, действия он будет совершать. Если преподаватель будет выходить из себя, будет пытается узнавать, кто был инициатором этой идеи, грозить поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу, это вызовет протест и негативное отношение со стороны учащихся.

Определение педагогического эффекта:
Я бы на месте этого учителя к данной ситуации отнеслась с чувством юмора. Я бы улыбнулась, сказала, что ваша шутка удалась.Так как весь класс принимал участие в данной ситуации, выявлять виновника я бы не стала. Я бы ответила «Пошутили, отвлеклись, а теперь продолжаем работать». Важно найти общий язык с детьми, иногда можно и нужно с ними шутить. И стараться заслужить доверительные отношения. Но конечно же и должны быть рамки дозволенного. Если на каждом уроке устраивать подобные испытания, то учебный процесс превратится в хаос.

Наиболее существенные рефлексивные ошибки учителя:
Не стоило выходить учителю из себя. И искать инициатора идеи, и тем более грозить выставить плохие отметки и вызывать родителей. Тем самым учитель вызвал негативное отношение к себе со стороны учащихся. И о доверии здесь не может быть речи.

Ситуация 2.

Описание ситуации: Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ.

На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.

Определение возможных причин возникновения данной ситуации:
В данной ситуации мы видим, что отношения между учащимися дружелюбные. Не выучив урок учащийся веселит своим ответом сверстников. А учитель своим действием вызывает обиду у ребенка.

Определение педагогического эффекта:
В данной ситуация учитель должен был прежде чем поставить оценку, указать на ошибки по ходу ответа учащегося. Напомнить, что ответ должен быть точным, а поведение подобающим. И напомнить всему классу, что идет учебный процесс. На шутки и веселье есть перемена. Ученик рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку. Я думаю, что учителю в данной ситуации, стоило предложить ученику выучить данную тему, подойти и рассказать ее после уроков.

Наиболее существенные рефлексивные ошибки учителя:

Данная ситуация возникла из – за того, что личные отношения ученика и учителя столкнулись с деловыми. Учитель не остановил ответ ребенка, не указал на ошибки, а поддержал его улыбкой. Ребенок увидел в улыбке учителя одобрение.

Ситуация 3.

Описание ситуации: Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя.
Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит: – Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.

Определение возможных причин возникновения данной ситуации:
В данной ситуации учитель стойко воспринял эту карикатуру. Четко показал свое безразличие, не стал паниковать (кричать, угрожать плохими отметками) чего возможно и ждали ученики. Показав свой профессионализм учитель не стал обижаться на детскую выходку. Не стал искать виноватых. Такая реакция учителя позволила детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность. Они увидели, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать.

Определение педагогического эффекта:
В данной ситуации дети увидели силу учителя, сдержанность. Я думаю в неудобном положении остались учащиеся и в следующий раз они не будут испытывать и проверять учителя.

Наиболее существенные рефлексивные ошибки учителя:

В данной ситуации я не вижу ошибок со стороны учителя. В данной ситуации, наверное, бы сделала вид, что ничего не заметила на доске и попросила бы дежурного привести в порядок доску.

Каждая ситуация нас учит не провоцироваться на действия учащихся. Наши отношения с ними должны быть доверительными. Они всегда должны в нас видеть поддержку. В любой возникшей ситуации мы должны оставаться достойными людьми. Быть примером нашим любимым ученикам.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

КОНФЛИКТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ С ВОЗМОЖНЫМИ ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ

Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стерто.

Возможный вариант решения:

Учитель: «Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а в оставшееся время вы должны будете решить контрольную работу».

Ситуация «Урок стоя»

Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов педагога: «Здравствуйте, садитесь», — все продолжают стоять.

Возможный вариант решения:

Необходимо, чтобы учащиеся сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Один из способов добиться этого - начать урок как обычно, не акцентируя вни¬мания на том, что класс стоит.

Урок английского языка в десятом классе ведет молодая учительница. По ходу урока, проходя по классу, она приостанавливается у парты Вити. На платье учительницы Витя замечает украшение из янтаря и тут же в сторону бросает реплику: «Подумаешь, канифоль нацепила».

Возможный вариант решения:

Спокойным, тихим голосом рассказать притчу о причудливом морском камне, который приносит счастье женщине, согревая ее своим теплом.

Ситуация «Необычное применение стула»

Учительница музыки входит в восьмой класс. За последней партой развалился «акселерат» с распущенными волосами. На голове у него стул.

Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на ученика и ждет ее реакции.

Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят?»

Класс взрывается от смеха. Ученик покраснел. Он явно смущен и теперь не знает, что делать. Учитель же, как ни в чем не бывало, начинает урок. Стул поставлен на место.

Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре.

1. Не обратить никакого внимания на это опоздание (при¬выкли).

2. Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс.

3. Устроить «торжественную» встречу «Ее Величества Ната¬ши» с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя.

Ребята шестого класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работает в школе второй год), заменявшей заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5—6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук. Но учительница не реагировала, поскольку не знала, что это: система или случайность. Свою «атаку» она повела после второго хрюканья.

Возможный вариант решения:

«Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом (она была классным руководителем в параллельном классе) наметила экскурсию на свиноферму. Кто из вас пожелает, могу взять с собой. Витя нам поможет в «общении». Мне от ребят уже приходилось слышать о твоем увлечении, но не думала, что это так серьезно. Поможешь, Витя?»

Урок прошел успешно. Желающих мешать не оказалось.

Урок биологии в девятом классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли, как подобает учащимся школы.

Ребята выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и они вползают в класс на четвереньках.

Возможный вариант решения:

Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей». И — ученикам, стоящим на четвереньках: «Пожалуйста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные шутники не выдерживают, встают на ноги и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и продолжает урок.

(Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество? = The conflict — is it creative?: Тренинговый практикум по конфликтологии. — Минск, 1996.)

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических си-туаций. - М., 1999.

Ситуация 2. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище.

Ситуация 3. Света М. учиться может только на «5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать?

Ситуация 4. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл.

Ситуация 5. На уроке литературы дается задание: «Описать внешность человека». Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: «Все надо описывать?». «Да», - отвечает учитель. «А половые органы?» - не унимается ученик.

Ситуация 6. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди».

  1. Выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте педагогические ситуационные задачи, построенные с учетом этих ошибок. Докажите целесообразность применения используемых вами средств решения педагогической проблемной ситуации в профилактике профессиональных ошибок. Попробуйте проанализировать связь между педагогической проблемной ситуацией и педагогической ошибкой на следующих примерах: педагогическая проблемная ситуация - это следствие педагогической ошибки, допущенной ранее в работе с учащимися; педагогическая проблемная ситуация - это веха на пути к педагогическим ошибкам, вероятность которых велика, но пока они еще не совершены.
  2. Проанализируйте данные, представленные в табл. 3. Постарайтесь обосновать приведенные в ней параметры педагогической проблемной ситуации.
Причины возникновения проблемной ситуации в деятельности учителя

Аспекты взаимоотношений в педагогическом процессе

Признаки педагогической проблемной ситуации

Нетактичные поступки учителя (например, высмеивание ученика; разглашение доверенных им учителю тайн и личных проблем; высказывания, обесценивающие ученика)

Растерянность как ответная реакция на грубость ученика. Оказавшись в таком состоянии, учитель испытывает затруднения в анализе ситуации и поиске средств ее разрешения

2. Каковы слагаемые педагогического мастерства в общении?

3. Какая из трех сторон общения - информационная, перцептивная, интерактивная - вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии?

4. Каковы условия успешности педагогического общения?

5. Какие рекомендации может дать психолог учителям по предупреждению возникновения в педагогическом общении конфликтных ситуаций?

6. Объясните выражение « агрессивны, потому что несчастны ».

7. Каким образом можно предотвратить превращение спора в ссору?

8. Что нужно сделать, чтобы «неразрешимые конфликты» были разрешены?

9. Назовите отличие противоречивых отношений от конфликтных.

10. Зависит ли поведение личности от обстоятельств или в любой ситуации человек всегда контролирует свои поступки?

11. Почему у многих старших школьников возникают конфликты с родителями, а у подростков с учителями?

12. Прочитайте приведенные ниже описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания (если у вас возникла педагогическая проблемная ситуация):

а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации;

б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации;

в) приведите обоснованный пример и проанализируйте его.

Ситуация 1. Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: «На фиг нужно», - и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других учащихся.

Ситуация 2. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище.

Ситуация 3. Света М. учиться может только на «5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать?

Ситуация 4. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл.

Ситуация 5. На уроке литературы дается задание: «Описать внешность человека». Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: «Все надо описывать?». «Да», - отвечает учитель. «А половые органы?» - не унимается ученик.

Ситуация 6. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди».

13. Выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте педагогические ситуационные задачи, построенные с учетом этих ошибок. Докажите целесообразность применения используемых вами средств решения педагогической проблемной ситуации в профилактике профессиональных ошибок. Попробуйте проанализировать связь между педагогической проблемной ситуацией и педагогической ошибкой на следующих примерах: педагогическая проблемная ситуация - это следствие педагогической ошибки, допущенной ранее в работе с учащимися; педагогическая проблемная ситуация - это веха на пути к педагогическим ошибкам, вероятность которых велика, но пока они еще не совершены.

14. Проанализируйте данные, представленные в табл. 3. Постарайтесь обосновать приведенные в ней параметры педагогической проблемной ситуации.

Читайте также: