Кирпич в современной архитектуре

Обновлено: 06.05.2024

Строительный рынок радует разнообразием предлагаемых материалов для возведения домов и коттеджей. Среди них такие открытия века как: блоки из ячеистого бетона, сендвич-панели, деревянный брус особой обработки – однако, наши современники по прежнему предпочитают использовать в загородном строительстве старый, проверенный веками и милый сердцу кирпич.

  • Дома из кирпича: хорошо или плохо?
  • Выбираем проекты кирпичных домов
  • Архитектура и стилистика современных кирпичных домов
  • Популярные проекты кирпичных домов
  • Несколько идей кирпичных домов с гаражным помещением
  • Дома с мансардами
  • Проекты с верандами
  • Заключение
  • Фотогалерея – кирпичный дом
  • Видео

И объяснение этому – отличные качественные характеристики материала. Кирпичный дом – это все также престижно и не менее дорого. Тем не менее, кирпичные особняки никогда не перестанут пользоваться спросом, так как отличаются просторностью, уютом и готовы веками, верно, защищать своих владельцев от природных катаклизмов.

Дома из кирпича: хорошо или плохо?

«Последним, но не самым незначительным недостатком, остается высокая стоимость работ по реализации идей возведения кирпичных домов»

Список достоинств кирпича открывают архитектурные возможности материала. Из него можно строить дома любой стилистической направленности, архитектурной сложности и этажности. При аккуратной работе и качественно выполненной кладке фасад дома не будет нуждаться в дополнительных отделочных работах.

Далее идет долговечность. Кирпич относится к чрезвычайно износостойким материалам. Его высокая прочность обеспечивается стойким противостоянием к любым негативным воздействиям, в том числе:

1. Высокой влажности.

2. Температурным перепадам.

5. Поражению плесенью и грибками.

кирпичный дом

Кирпичный дом отличается своей долговечностью

Благодаря этому, дом не будет многие десятилетия нуждаться в ремонте. Боле того, отстроив его в оригинальном проекте, вы получите настоящее наследственное владение, которое не стыдно будет оставить своим потомкам.

Экологичность объекта также на высоте. Кирпич производится только из природных компонентов, что гарантирует дому отличный микроклимат, а жильцам – полную безопасность.

кирпичный дом

Кирпич обеспечивает дому отличный микроклимат

Если посмотреть проекты кирпичных домов, то невозможно будет не отметить толщину стен в них. Мощность несущих конструкций станет залогом великолепной звукоизоляции, что даст возможность отгораживаться от мира и наслаждаться тишиной, даже живя в зоне оживленных автотрасс.

Поскольку речь идет о загородных домах, то актуальными вопросом будет биологическая устойчивость материала. Кирпич не боится зубов грызунов, коварства грибков и атак насекомых.

Кирпичный дом пожаробезопасен. Материал не горит и отлично выдерживает высокие температуры. Исключением в этом правиле является его газосиликатный вариант.

Кирпичный дом полностью пожаробезопасен

Говоря о недостатках кирпича, нужно отметить его мелкокалиберность, что порождает высокую трудоёмкость работ по кладке. Это бич не всех типов материала. Существуют его типоразмеры аналогичные параметрам пеноблоков. Ярким представителем можно считать блок теплой керамики.

Кирпичное строительство – это работа «мокрая», требующая использования цементного раствора и, как следствие, подачи воды в строительную зону. Это порождает сезонное ограничение на проведение работ. В морозную погоду они просто прекращаются.

Большой вес штучного изделия влечет за собой неудобства при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах. На строительстве солидных объектов для последних придется привлекать автопогрузчик или кран. Этот же недостаток потребует обустройства внушительного, обязательно армированного, фундамента.

Высокая температурная инерционность станет причиной длительного прогрева стен, что повлечет существенные затраты на отопление.

Кое-кого может пугать продолжительная усадка дома из кирпича. Она может занять около года. Поскольку кирпич – материал достаточной жесткости, то усадка стен будет не слишком значительной. Тем не менее, начинать в этот период оформлять интерьер не рационально. Если откладывать новоселье в ваши планы не входит, тогда ведите отделку специфическими, не реагирующими на усадочные процессы материалами:

3. Стеновыми панелями.

Ну и последним, но не самым незначительным недостатком, остается высокая стоимость работ по реализации идей возведения кирпичных домов. Причем дорого стоит не только труд рабочих, но и сам строительный материал.

Выбираем проекты кирпичных домов

Строительство любого объекта, а тем более собственного дома, должно начинаться с поиска подходящего проекта. Что в нем должно быть отражено?

Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.

mainImg


Проекты:
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Юрий Платонов
1987
Москва



Собор в Эври
Марио Ботта
1995
Эври


Другие тексты:
Марат Невлютов. Какой хочет быть школа?, 08.07.2014


В архитектуре брутализма, отправной точкой развития которой считаются проекты и теоретические работы англичан Элисон и Питера Смитсонов, использовался именно красный кирпич.

Он был вторым по популярности материалом после бетона и едва ли не в большей степени соответствовал основным принципам направления, предлагая вместо гладких белых поверхностей интернационального стиля мелкий рисунок кладки и равномерный, теплый и яркий, цвет натуральной керамики.

Если в XIX веке красный кирпич считался подходящим для недорогого жилья и заводских корпусов – то именно брутализм 1960-х – 1970-х проявил его как выразительный материал, обладающий фактурой и историческими аллюзиями наравне с лаконизмом и монументальностью. В сущности это было одним первых шагов постмодернизма – направления, выбранного человечеством, уставшим от стерильной формы и истосковавшимся по фактуре и цвету. Простая сетка красно-кирпичной кладки, которую еще лет 50 назад считали монотонной и мелкой, вдруг стала казаться практически орнаментом, примером детализации, за которую глаз наблюдателя может «зацепиться», а душа при этом – отдохнуть.

Впрочем это не отменяло крупных форм и гигантских плоскостей: брутализм предложил целый ряд подходов, благодаря которым красно-кирпичные поверхности выглядят величественно – и по-настоящему впечатляют.

В наше суетное время мало кто осмеливается делать так. А может, и стоило бы.

Вилла Гёта

Бенгт Эдман, Леннарт Холм
Уппсала, Швеция
1950

zooming


Некоторые исследователи, пытавшиеся отыскать и свести воедино истоки брутализма, считают, что свое название он, вопреки логике, указывающей на beton brut, получил благодаря постройке из кирпича. По их мнению, термин впервые употребил шведский архитектор Ганс Асплунд, описывая работу коллег Бенгта Эдмана и Леннарта Холма – виллу главы фармацевтической фирмы Элиса Гёта. Двухэтажный дом в городе Уппсала виллой можно назвать только с большой натяжкой. На первый взгляд его фасад мало отличается от добротной подмосковной дачи конца 1990-х. Однако в 1950 году постройка удивила современников «честностью» материалов – кирпичный фасад не оштукатурен, над оконными проемами можно различить двутавровые балки, в интерьере использована открытая кирпичная кладка, а потолок хранит следы опалубки. Вилла Гёта включена в список национального архитектурного наследия Швеции, и шведы убеждены, что именно с нее в Европе начался брутализм.

Инженерный корпус Лестерского университета

Джеймс Стерлинг, Джеймс Гован
Лестер, Великобритания
1959–1963

zooming

Впрочем, поддерживать здание в хорошем состоянии оказалось непросто: несмотря на относительно молодой возраст, оно уже пережило две масштабные реставрации и капитальный ремонт. В 1988 году обновили витражи на башне, с 2015 по 2017 меняли остекление кровли, а в 1990-х занимались внутренними помещениями. Кирпич все это время служит по-прежнему верно.

Рецепт: простой красный кирпич сочетается почти со всеми материалами: камнем, стеклом, бетоном, металлом, деревом. Но не экспериментируйте с зеленым зеркальным стеклом, пожалуйста.

Институт менеджмента в Ахмадабаде

Луис Кан
Индия, Ахмедабад
1962-1974

zooming


Вскоре выразительные особенности кирпичной кладки были освоены и переосмыслены. Кирпичная стена – не инертная, а теплая, и когда в ней возникает ритм и форма, она может оказаться очень впечатляющей: массивной, округлой или угловатой, цельной или пронизанной множеством тенистых отверстий.

zooming


Кроме того кирпич – глина, терракота – способен помочь связать здания с контекстом, особенно – в странах с долгой традицией. Несколько примеров построек из кирпича в Индии связано с творчеством Луиса Кана – глядя на них, впрочем, не в меньшей степени вспоминается форум Траяна в Риме – классика не индийской, а европейской архитектуры. В некоторых ракурсах он, в общем-то похож на римский акведук.

Резиденции членов парламента
Национальной Ассамблеи Бангладеша

Луис Кан
Дакка, Бангладеш
1962–1982

zooming

Очень романтичный вид у Национальной Ассамблеи в Дакке: она стоит над озером, отражается в нем и кажется какой-то старинной крепостью. Историки искусства считает ее хорошим примером взаимодействия архитектуры XX века с национальным бенгальским контекстом. Кирпичный корпус резиденций составляет единый ансамбль с бетонным объемом главного здания Ассамблеи.

Театр на Таганке

Александр Анисимов, Юрий Гнедовский, Борис Таранцев
Москва, Россия
1972–1983

zooming


Проект театра на Таганке был таким же новаторским и дерзким, как и спектакли его труппы. При всей сложности архитектуры отправной точкой для его концепции стало не объемно-пространственное решение, а материал. Сразу после того, как главный архитектор города Михаил Посохин посоветовал не наращивать электротеатр «Вулкан», а снести здания за ним и построить что-то новое, Александр Анисимов, Юрий Гнедовский и Борис Таранцев поняли, что здание должно быть из красного кирпича.

zooming


Идея была почти утопией. Кирпичное производство в СССР к тому времени балансировало на грани умирания. Архитектор Александр Анисимов потом не раз будет говорить в интервью, что ему и его коллегам просто повезло: строительство совпало с реконструкцией Кремля, для которой привезли качественную глину из Прибалтики. От нее удалось «отщипнуть» часть и, смешав с подмосковной, изготовить кирпичи для Театра на Таганке. Они были особых габаритов – на сантиметр ниже, чем обычные, и специально для этой стройки завод в Загорске производил восемь нестандартных разновидностей кирпича. Здание возводили долго, с большими перерывами, и вопреки опасениям архитекторов, что в итоге кто-нибудь из чиновников решит, что фасад необходимо оштукатурить, проект удалось реализовать именно таким, каким он был задуман.

Конспект лекции Сергея Чобана, прочитанной в Германии на заводе Hagemeister. На примере собственных проектов и построек, а также рисунков архитектор демонстрирует образные возможности кирпичной облицовки.

mainImg


Другие тексты:
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов, 01.12.2021

0 На «клинкерном семинаре» компании по производству кирпича Hagemeister Сергей Чобан, глава российского бюро SPEECH и соруководитель немецкого nps tchoban voss, прочитал доклад, где на примере собственных проектов рассказал об особой роли этого материала в современной архитектуре. Доклад Сергея Чобана так и назывался – «Чувство материала».

zooming
zooming


В первой части доклада Сергей Чобан показал собственные рисунки с видами реально существующих исторических городов и архитектурными фантазиями. На их примере архитектор объяснил, как меняется представление о гармоничной городской среде – от соразмерных исторических объемов до ярко-контрастных сочетаний подчеркнуто современных форм. В основе формирования «лица» городской среды, по мнению архитектора, всегда лежат фасады и те материалы, из которых созданы их поверхности.

zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming


Говоря о практике, Сергей Чобан начал со своих построек в Берлине. Отель NHow, находящийся в районе Восточной гавани и обращённый главным фасадом в сторону реки, – пример сочетания самых разных фактур. Клинкерная облицовка из кирпичей разного размера в сочетании с окнами, разбросанными по фасаду с продуманной живописностью и – главное – серебристой консолью, нижняя поверхность которой облицована металлом, вместе создают вибрирующий образ, созвучный потоку речных волн. На фасадах отеля NHow смешаны четыре оттенка клинкерного кирпича.

zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming

Другое здание – комплекс Hamburger Hof в Берлине – пример совмещения реставрации исторического здания с новым строительством. Ансамбль формировался с начала XIX века и тогда в основном состоял из небольших частных предприятий и мастерских. Проект Сергея Чобана по реконструкции комплекса предлагал сохранить существующую функцию основных зданий, дополнив их до многофункционального центра с помощью общественно-развлекательных зон и жилых объектов.

Но самой сложной задачей проекта оказался поиск решения, позволившего снести как можно меньше, деликатно вписав новые постройки в исторический контекст. Облицовка фасадов реставрируемых корпусов клинкерным кирпичом помогла обновить их, сохранив историческую достоверность. В то же время красный кирпич холодного оттенка хорошо сочетается со светлыми листами современного металла и большими поверхностями стекла в новых корпусах. Особенно хорошо эта контрастная гармония заметна во внутренних двориках комплекса, ставших новым общественным пространством комплекса, наделенным в то же время ощущением «старого города».

zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming


Комплекс расположен в районе Берлин-Митте у Главного вокзала и состоит из двух отелей, примыкающих друг к другу по сторонам трапециевидного двора. Строгая сетка фасадов продиктована соседством правительственных зданий на противоположном берегу реки, поэтому особое внимание Сергей Чобан уделил деталям. Кирпичная облицовка, сочетающая оттенки от светло-бежевого до тёмно-серого, оживляет фасады, подчеркивая подвижный ритм трёхслойных фасадов, где выступы и впадины, чередуясь в обрамлениях окон, создают игру светотени, способную заставить зрителя усомниться единообразии поверхности этих, на первый взгляд очень строгих, зданий.

zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming


Последним в обзоре немецких построек Сергея Чобана стал частный дом под Потсдамом. Здесь nps tchoban voss снова обратились к теме контраста материалов. Дом состоит из двух простых параллелепипедов: нижний кирпичный объём служит постаментом для верхнего, облицованного светлым металлом, опоясанного сплошной лентой окон и главное – выдвинутого глубокой консолью ровно наполовину длины, заставляя зрителя усомниться в надёжности конструкции и, с другой стороны, восхититься её прочностью. На кровле нижнего объема появляется большая открытая терраса, консоль образует внушительный козырёк.

zooming
zooming


Части дома соединены белой спиралью лестницы, которая служит не только коммуникационной, но скульптурной осью светлого внутреннего пространства. Лестницу видно снаружи, её белизна оттеняет темную шершавую фактуру клинкера, оживлённую вкраплениями светло-бежевых «солнечных бликов».

zooming

Сергей Чобан упомянул, что этот дом – удачный пример развития темы: полностью современное здание кажется состоящим из исторического каменного низа и лёгкого современного верха.

Эффект контрастной гармонии необходим архитектуре современного города, – уверен докладчик. А клинкерный кирпич – наиболее удачный материал для достижения цели.

zooming
zooming
zooming
zooming
zooming


Во второй части лекции Сергей Чобан обратился к опыту использования кирпича в российском строительстве. Исторически кирпич изготавливался вручную вплоть до XIX века. Традиции и сложившиеся исторические особенности применения кирпича Сергей Чобан рассмотрел на примере ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, построенной в середине XVII века. Насыщенный тёмный оттенок крупных кирпичей-большемеров контрастирует со светлым скрепляющим известковым раствором, что, впрочем, не нарушает цельности формы. Однако цветовые контрасты не были главным украшением фасадов, эту роль выполняли дробные архитектурные элементы, собранные из того же кирпича.

zooming
zooming


Изучив самобытность применения кирпичной облицовки на территории России, Сергей Чобан предлагает собственный взгляд на её использование в своих проектах. Первый – проект многофункционального комплекса «Западный порт» на Шелепихинской набережной в Москве. Это протяженная масштабная застройка у воды, состоящая из пяти разноэтажных кварталов. Над проектом работал консорциум трёх московских архитектурных бюро – SPEECH, ADM architects и ТПО Резерв. Поэтому после разработки единой архитектурной концепции, где каждый из пяти кварталов формируется из одинаковых прямоугольных в плане замкнутых дворов, каждая мастерская предложила собственное решение фасадов. Поскольку по форме все здания идентичны друг другу, и различаются лишь габаритами и этажностью, фасады должны были выполнять в проекте наиболее важные функции: придавать каждому корпусу индивидуальность, впрочем не спорящую с соседствующими постройками и служащую для целостного оформления набережной. И снова архитекторы пришли к выводу, что лучшим решением станет цветовой контраст: сочетание тёмного кирпича и светлого натурального камня. Различия оттенков как первого, так и второго материалов, вероятнее всего, будет достаточно для гармоничного оформления набережной единой вереницей разных фасадов.

Керамический кирпич – один из самых древних стройматериалов, который до сих пор остается символом долговечности, элегантности и практичности. Традиционные и современные керамические строительные материалы абсолютно универсальны – из них по-прежнему создают настоящие архитектурные произведения искусства.

Расскажем, как выглядят керамические дома в разных стилях, чем они отличаются друг от друга и как можно построить похожее жилье для себя.

Романский стиль

Для домов в романском стиле характерны массивные мощные стены, напоминающие больше о крепостях, чем о жилых зданиях, а также круговые арки, своды и кирпичный декор.

Романский стиль господствовал в средневековой Европе в XI и XII веках. В нем строили в основном монастыри, храмы и крепости, поэтому он излучает некую торжественность, но в то же время и спокойствие.

Готика

Готическая архитектура процветала в Европе с XII по XVI век. Ее отличительные черты – тонкие линии, изящество, устремленность вверх и богатое декоративное убранство. Кстати, такие здания возводят только из кирпича.

Сейчас в готическом стиле нередко строят частные дома, и им присуща своя особенная атмосфера – немного мрачная и загадочная, благодаря башенкам, высоким сводам и узким окнам.

Барокко

Слово barocco с итальянского языка переводится как «причудливый, склонный к излишествам». Оно справедливо характеризует архитектурный стиль, который появился в Европе в XVII–XVIII веках.

У кирпичных домов с элементами барокко величественный и эффектный вид. Они отличаются особой роскошностью, сложными конструкциями с колоннами и пышными формами, которых достигают зачастую благодаря необычным приемам кладки.

Прованс

Стиль прованс впервые появился в одноименном французском регионе. По сути, это архитектура загородных или деревенских домов, для которых характерны светлые тона, изящная простота, практичность и милый романтизм.

Хотя обычно фасады зданий в стиле прованс покрывают штукатуркой, можно немного отступить от традиций и оставить на виду кирпичную кладку, лишь покрасив ее в светлые тона. У дома в стиле прованс должны быть ставни, черепитчатая крыша и небольшой внутренний дворик, где можно красиво отдохнуть.

Модерн

У модерна множество направлений, поэтому он довольно противоречив и общие черты найти бывает непросто. Когда он возник в Европе в конце XIX века, это было совершенно новое веяние в архитектуре, которое стремилось кардинально отличаться от перегруженных стилей прошлого. В нем строил свои шедевры, например, знаменитый каталонский архитектор Антонио Гауди.

Дома в стиле модерн – это рационально продуманное жилое пространство, в которое внедрены передовые технологии и все устроено для максимального комфорта. Возможны комбинации редких и непривычных материалов, а также самые разные эксперименты. У дома могут быть как прямые линии, так и, наоборот, природные закругленные формы.

Хайтек

Хайтек – это в первую очередь вызов традиционным архитектурным стилям и устоям. В нем архитекторы идеализируют новейшие технологии и достижения человека. При строительстве таких зданий используют бетон, пластик, стекло, металл и кирпич. В последние годы чаще используют «потомка» кирпича – керамический блок. Это тот же кирпич, только крупного формата и с улучшенными теплотехническими характеристиками.

Для домов в этом стиле характерны простые и правильные формы, много пространства, минимум перегородок и практически полное отсутствие декора.

Если вы все еще сомневаетесь, что из кирпича и керамических блоков можно построить дом в любом стиле, посмотрите на готовые проекты компании Wienerberger . Выбирайте любой понравившийся или закажите индивидуальный, например, в стиле модерн, классики или шале. Прованс, барокко, хай-тек: в каких еще архитектурных стилях можно строить кирпичные дома

В этой статье рассмотрим виды облицовочного кирпича. Так же рассмотрим стили в современной архитектуре.

С примерами и фото попробуем понять, к какому стилю какой вид кирпича больше подходит.

В этой статье рассмотрим только декоративные свойства кирпича, без технических характеристик.

Виды облицовочного кирпича

Керамический

Наиболее часто встречающийся вид облицовочного кирпича. Изготовлен из обожжённой глины. Поверхность его может быть гладкой или структурированной. Цвет варьируется от белого до тёмного графита и пёстрого, изготовленного путём флэш обжига.

Силикатный

Его главными компонентами являются песок и известь. В отличии от керамического он не обжигается в печи а формируется в автоклавах под высоким давлением.

Поверхность силикатного кирпича может быть гладкой или рустированной. Рустированным может быть угол или ложок.

Популярные цвета - белый, красный, жёлтый, чёрный, серый, коричневый.

Гиперпресованный

Как и силикатный, производится безобжиговым методом.

Изготовлен из смеси цемента и извести путём гиперпрессования под высоким давлением.

Поверхность его может быть гладкой и рустированной. Цвета так же разнообразны. от светлого белого до чёрного. Очень красивым в облицовке получается сочетание гладкого и рустированного кирпича различных цветов.

Ручной формовки

кирпич изготовлен из глины различных сортов, иногда для прочности и придания определённой фактуры или цвета, в глину добавляется песок. Затем изделие обжигается в печи при температуре от 1000 градусов. Это самый необычный из всех видов кирпича. С помощью этого материала создаются самые необычные кладки.

Клинкерный

Этот кирпич так же производится из глины. В отличие от керамического, для производства используется глина особых сортов и обжигаются изделия при температуре более 1200 градусов до полного запекания. Поверхность такого изделия так же может быть гладкой или фактурной, с посыпкой песком. За счёт высокой температуры достигаются очень необычные цвета бруска.

Рассмотрим самые популярные стили в архитектуре и варианты кирпича, который больше подходит для строений, выполненных в этом стиле.

Стили в архитектуре загородных домов

Стиль лофт

Сейчас очень популярен. Характеризуется высокими потолками, большими просторными помещениями, большими окнами. минимальным количеством перегородок.

Более всего для такого стиля подходит кирпич ручной формовки или клинкер.

Читайте также: