Катер на воздушной подушке своими руками из пенопласта

Обновлено: 17.05.2024

Ещё со времен всепоглощающей увлеченности журналом Моделист-Конструктор ( который, кстати существует и поныне ) в голове сложился стереотип катера на воздушной подушке как чего-то недосегаемого, но практически всепроходимого.

Сейчас ситуация с возможностью приобрести/посмотреть/пощупать такой транспорт намного проще, хотя цена на эти СВП всё еще высокая.

СВП - Судно на воздушной подушке. Это судно, у которого вся масса или значительная ее часть поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой.

Одной из самых бюджетных моделей СВП на нашем рынке был катер на воздушной подушке Tornado F50 , выпускаемый компанией ООО «Артель» ЛТД из Николаева. К примеру, в 2014 году Tornado F50 продавался по цене в 740 тысяч рублей.

Tornado F-50 способен передвигаться практически над любой поверхностью, будь то вода, болото, земля или лед, и делает это он очень быстро: максимальная скорость по суше 60 км/ч, по воде 75 км/ч, на льду до 100 км/ч .

Для непотопляемости, в конструкции корпуса, предусмотрены блоки плавучести объемом 250 литров.

Сам корпус СВП изготавливается из стеклопластика.

В процессе изготовления корпусу СВП можно придать практически любой цвет.

Tornado F50 выпускается в двух вариантах ( R ) и ( I ). Буква "R" означает, что СВП предназначен для российского рынка и на нем установлен двигатель РМЗ-550 . Второй вариант подразумевает установку итальянского двигателя Victor 1 Super и нацелен на европейский рынок.

Российский двигатель РМЗ-550 двухтактный, воздушного охлаждения. При весе в 32 кг. (вместе с резонатором и глушителем) он способен выдать мощность в 55 л.с.

Основные характеристики двигательной установки СВП

Двигатель РМЗ-550 (Россия)
Трансмиссия ременная
Мощность 55 л/с
Расход топлива 10-15 л/ч
Охлаждение воздушное принудительное
Число карбюраторов 2 шт
Тип карбюратора MIKUNI VM34-619
Аккумулятор 12В
Система зажигания бесконтактная электронная тиристорная
Стартер электростартер (возможен ручной стар­­тер)

Девятилопстной пропеллер диаметром 0.86 метра, выполнен из полиамида и армирован стекловолокном.

Юбка имеет 54 сегмента, сделана из армированного нейлона покрытого слоем износостойкого полиэтиленового эластомера Хайпалон (Hypalon).

Приборная панель исполнена сразу с интегрированными зеркалами ( отчего у неё получился вид Чебурашки ), оснащена, помимо спидометра, еще тахометром и вольтметром.
В качестве руля применен мотоциклетный руль с ручкой газа и чоком холостого хода.

Сиденье съемное, рассчитано на 2 человек.

На крыльях СВП нанесено антискользящее покрытие. На носу установлен U-образный буксировочный рым болт, по бокам имеются швартовые утки.

Tехнические характеристики СВП

Габариты 3150х1890х1540 мм
Диаметр пропеллера 0,86 м
Топливный бак 18 л
Запас хода 200 км
Запас плавучести 250 л
Уровень шума 80 дБ
Число пассажиров 2 чел
Масса перевозимого груза до 200 кг по воде
до 300 кг по суше
Высота преодолеваемых препятствий 0,2 м
Высота волны до 0,4 м
Максимальная скорость до 100 км/ч
Масса катера 230 кг

Помня о преимуществах катера на воздушной подушке, стоит не забывать и про недостатки, такие как высокий уровень шума, отсутствие тормозов , опасность повреждения нежной юбки. К чисто техническим вопросам сейчас ещё добавляется и цена.

К примеру, сейчас, СВП Tornado F50 стоит уже 1 млн.380 тыс. рублей.
Так что массовыми катера на воздушной подушке навряд ли станут.


Получилось СВП со следующими характеристиками.
длинна*ширина*высота (см) — 340*180*130
Материал корпуса пластик, вес — 150 кг.
Грузоподъемность 250 кг.
Скорость 55-60 км/ч
Двигатель — Лифан 15 л/с, электростарт. (разогнанный до 23 л/с)
Винтомоторная установка (ВМУ) совмещенная, диаметром 90 см.
Вентилятор ХасконВинг,
высота парения над землей 150-170мм.
Передвигается по земле, воде/льду/шуге, глубокому снегу.
Для охоты, рыбалки, и просто для активного отдыха.
Процесс постройки и видео испытаний смотрите ниже!
Благодарю за внимание.















Метки: судно на воздушной подушке, свп, hovercraft

Комментарии 230


Хорошая работа.
Ценник в личку кидай.


Если сделать механический ручник типа "колика" который будет упираться в землю (под углом) выезжая из под днища то можно будет более эффективно тормозить. А если его сделать в носу корабля, то можно будет при этом еще и делать разворот на месте. Разумеется на воде сей номер не прокатит :)

С воды поднимается?


Конечно, и на воде неплохо держится! (это не первый мой СВП)

Я не про "держится", а про старт с воды. Из водоизмещающего положения.


из водоизмещающего положения поднимается, встает на подушку и продолжает движение уже на подушке при полной загрузке в 250 кг!

Замечательно! У многих это проблема :-)


с мешочниками проще (у них другая проблема-попадание воды в юбку, и последуюшее удаление ее при взлете!)

Пофиг. Просто нехватает сухой площади под юбкой, чтобы выдернуть аппарат из воды. Днищще слишком широким делают. С земли поднимается (воздух под дно затекает через щели), а с воды — никак…


Вообще сложно бывает начатое до конца довести. Респект и уважуха!



Крайне напоминает так называемый "Змей" который постепенно поступает на вооружение сил мчс . Из усовершенствований на лицо более эстетичный корпус, но лично меня смущает дикая квадратная сидушка )))


Змей Каркасно-надувной СВП скегового типа! Этот же СВП пластиковый мешочного типа!
Чем же вас смущает дикая квадратная сидушка? (зато удобная — на дальние расстояния если ездить!)


Просто в силу основного вида деятельности имею дело с разной техникой в том числе и с СВП. На мой взгляд Змей себя не очень хорошо показал совсем с разных сторон, это предисловие было к тому что на крайнем показательном выступлении спасателей эта сидушка и некоторые другие вещи не показались мне удобными.
При том что корпус лепился из стеклопластика на мой сугубо личный взгляд можно было бы более удобный "Трон " для восседания ))) но это всего лишь моё даже не мнение а впечатление .
Просто мне понравился корпус по сравнением с выше упомянутом изделием и возможно просто оттолкнула сидушка из-за впечетления от Змея…
В любом случае, труд похвальный!

Ховеркрафт – это транспортное средство, способное перемещаться как по воде, так и по суше. Подобное средство передвижения совсем не сложно сделать своими руками.

Что такое “ховеркрафт”?

Это аппарат, где совмещены функции автомобиля и лодки. В результате этого получилось судно на воздушной подушке (СВП), обладающее уникальными характеристиками проходимости, без потерь скорости при движении по воде благодаря тому, что корпус судна перемещается не по воде, а над ее поверхностью. Это дало возможность двигаться по воде гораздо быстрее, за счет того, что сила трения водных масс не оказывает никакого сопротивления.

Хотя судно на воздушной подушке и обладает рядом достоинств, его область применения не получила столь широкого распространения. Дело в том, что не по любой поверхности этот аппарат может передвигаться без особых проблем. Для него нужна мягкая песчаная или грунтовая почва, без наличия камней и других преград. Наличие асфальта и других твердых оснований может привести в негодность днище судна, которое создает воздушную подушку при движении. В связи с этим, “ховеркрафты” используются там, где нужно больше плыть и меньше ехать. Если наоборот, то лучше воспользоваться услугами автомобиля-амфибии с колесами. Идеальные условия их применения – это труднопроходимые болотистые места, где кроме судна на воздушной подушке (СВП) никакой другой транспорт проехать не сможет. Поэтому СВП и не получили столь широкого распространения, хотя подобным транспортом пользуются спасатели некоторых стран, таких как Канада, например. По некоторым данным, СВП находятся на вооружении стран НАТО.

Как приобрести подобный транспорт или как его сделать своими руками?


Ховеркрафт – это дорогой вид транспорта, средняя цена которого доходит до 700 тыс. рублей. Транспорт типа “скутер” стоит раз в 10 дешевле. Но при этом следует учитывать тот факт, что транспорт заводского изготовления всегда отличается лучшим качеством, по сравнению с самоделками. Да и надежность транспортного средства выше. К тому же, заводские модели сопровождаются заводскими гарантиями, чего не скажешь о конструкциях, собранных в гаражах.

Заводские модели всегда были ориентированы на узкопрофессиональное направление, связанное либо с рыбалкой, либо с охотой, либо со специальными службами. Что касается самодельных СВП, то они встречаются крайне редко и тому есть свои причины.

К таким причинам следует отнести:

  • Довольно высокую стоимость, а также дорогое обслуживание. Основные элементы аппарата быстро изнашиваются, что требует их замены. Причем каждый такой ремонт выльется в копеечку. Подобный аппарат позволит себе купить только богатый человек, да и то он подумает лишний раз, стоит ли с ним связываться. Дело в том, что такие мастерские – это такое же редкое явление, как и само транспортное средство. Поэтому, выгоднее приобрести гидроцикл или квадроцикл для перемещения по воде.
  • Работающее изделие создает много шума, поэтому передвигаться можно только в наушниках.
  • При движении против ветра существенно падает скорость и значительно увеличивается расход горючего. Поэтому, самодельные СВП – это скорее демонстрация своих профессиональных способностей. Судном не только нужно уметь управлять, но и уметь его ремонтировать, без существенных затрат средств.

Процесс изготовления СВП своими руками

Во-первых, собрать в домашних условиях хорошее СВП не так-то и просто. Для этого необходимо иметь возможности, желание и профессиональные навыки. Не помешает и техническое образование. Если отсутствует последнее условие, то лучше от постройки аппарата отказаться, иначе можно разбиться на нем при первом же испытании.

Все работы начинаются с эскизов, которые потом трансформируются в рабочие чертежи. При создании эскизов следует помнить, что этот аппарат должен быть максимально обтекаемым, чтобы не создавать лишнего сопротивления при движении. На этом этапе следует учитывать тот фактор, что это, практически, воздушное средство передвижения, хотя оно и находится очень низко к поверхности земли. Если все условия взяты во внимание, то можно приступать к разработке чертежей.


На рисунке представлен эскиз СВП Канадской службы спасения.

Технические данные аппарата

Как правило, все судна на воздушной подушке способны развивать приличную скорость, которую не сможет развить никакая лодка. Это если учесть, что лодка и СВП имеют одинаковую массу и мощность двигателя.

При этом, предложенная модель одноместного судна на воздушной подушке рассчитана на пилота весом от 100 до 120 килограммов.

Что касается управления транспортным средством, то оно довольно специфичное и в сравнении с управлением обычной моторной лодкой никак не вписывается. Специфика связана не только с наличием большой скорости, но и способом передвижения.

Основной нюанс связан с тем, что на поворотах, особенно на больших скоростях, судно сильно заносит. Чтобы подобный фактор свести к минимуму, необходимо на поворотах наклоняться в сторону. Но это кратковременные трудности. Со временем техника управления осваивается и на СВП можно показывать чудеса маневренности.

Какие нужны материалы?

В основном понадобится фанера, пенопласт и специальный конструкторский набор от ”Юниверсал Ховеркрафт”, куда входит все необходимое для самостоятельной сборки транспортного средства. В комплект входит изоляция, винты, ткань для воздушной подушки, специальный клей и другое. Этоn набор можно заказать на официальном сайте, заплатив за него 500 баксов. В комплект также входит несколько вариантов чертежей, для сборки аппарата СВП.

Как изготовить корпус?

Как изготовить корпус

Поскольку чертежи уже имеются, то форму судна следует привязать к готовому чертежу. Но если имеется техническое образование, то, скорее всего, будет построено судно не похожее ни на какой из вариантов.

Днище судна изготавливается из пенопласта, толщиной 5-7 см. Если нужен аппарат для перевозки больше, чем одного пассажира, то снизу крепится еще один такой лист пенопласта. После этого, в днище делаются два отверстия: одно предназначается для потока воздуха, а второе для обеспечения подушки воздухом. Вырезаются отверстия с помощью электрического лобзика.

На следующем этапе осуществляют герметизацию нижней части транспортного средства от влаги. Для этого, берется стекловолокно и клеится на пенопласт с помощью эпоксидного клея. При этом, на поверхности могут образоваться неровности и воздушные пузыри. Чтобы от них избавиться, поверхность покрывается полиэтиленом, а сверху еще и одеялом. Затем, на одеяло ложится еще один слой пленки, после чего она фиксируется к основанию скотчем. Из этого “бутерброда” лучше выдуть воздух, воспользовавшись пылесосом. По истечении 2-х или 3-х часов эпоксидная смола застынет и днище будет готовым к дальнейшим работам.

Верх корпуса может иметь произвольную форму, но учитывать законы аэродинамики. После этого приступают к креплению подушки. Самое главное, чтобы в нее поступал воздух без потерь.

Трубу для мотора следует использовать из стирофома. Здесь главное, угадать с размерами: если труба будет слишком большой, то не получится той тяги, которая необходима для подъема СВП. Затем следует уделить внимание креплению мотора. Держатель для мотора – это своеобразный табурет, состоящий из 3-х ножек, прикрепленных к днищу. Сверху этой “табуретки” и устанавливается двигатель.

Какой нужен двигатель?


Имеется два варианта: первый вариант – это применение двигателя от компании “Юниверсал Ховеркрафт” или использование любого подходящего движка. Это может быть двигатель от бензопилы, мощности которого вполне хватит для самодельного устройства. Если хочется получить более мощное устройство, то следует брать и более мощный двигатель.

Желательно использовать лопасти заводского изготовления (те, что в наборе), так как они требуют тщательной балансировки и в домашних условиях это сделать достаточно сложно. Если этого не сделать, то разбалансированные лопасти разобьют весь двигатель.

Радиоуправляемый катер на воздушной подушке – дорогое удовольствие. Несмотря на большой ассортимент подобной продукции в магазинах, купить катер на воздушной подушке может не каждый! Впрочем, не расстраивайтесь, радиоуправляемую модель судна можно сделать своими руками. Конечно, полученная в итоге поделка будет выглядеть менее презентабельно, чем магазинная модель, но все же удовольствие от процесса управления (а может быть и сборки), вы получите!

В итоге у нас должна получиться радиоуправляемая модель, способная перелетать небольшие препятствия. На катер будет установлена система технического зрения, способная определять препятствия, помогать в преодолении и следовать за определенными движущимися целями.

Переходим к действиям.

Итак, вам понадобится: пеноплекс — 2-3 штуки, двухсторонний скотч, полистирол — 2 *1,5 м., двигатель — 2 штуки, регулятор скорости — 2 штуки, пропеллер — 2 штуки, сервопривод — 1 штука,

6-канальное радиоуправление, клей «Титан», аккумулятор — 2 штуки, медицинская клеенка — 1 штука. Траты на приобретения всего этого – чуть больше 10 тыс. руб.

Процесс сборки.

Пеноплекс, скотч, 2 двигателя, аккумуляторы, комплекты пропеллеров, компонуются в зависимости от выбранной модели катера. Двигатели не стоит соединять с аккумулятором напрямую, иначе они могут сгореть, вам понадобится регулятор скорости. Мощности должно быть достаточно, чтобы поднять корпус катера над поверхностью.

Держатель для двигателя можно или вырезать из корпуса блока питания или сделать из алюминия.

“Юбка” катера делается из отдельных кусков пленки из цельного листа (в зависимости от модели). Во втором случае в листе вырезается середина.

Далее приклеиваем днище юбки.

Хвостовая часть делается из полистирола. Этот материал достаточно легкий и плотный, он сделать катер маневренней. Хвостовую часть и корпус следует крепить к пеноплексу при помощи саморезов.

Добавьте к готовой модели немного пеноплекса, чтобы придать форму и скрыть невыразительные части катера. Вырежьте в материале емкости под аккумуляторы и сервопривод.

Рули и обшивку можно сделать из пластика или полистирола.

Система поворота рулей делается из деталей любого аналогового манипулятора.

На этом все. Модель готова. Для придания схожести с реальными прототипами, катер можно покрасить специальной краской.

Статья оказалась полезной? Ставь лайк, делись с друзьями, и подписывайся на канал! (Если тебе не лень, конечно ;))


Все началось с того, что я хотел сделать какой-нибудь проект и вовлечь в него внука. У меня большой инженерный опыт за плечами, поэтому простых проектов я не искал, и вот, как то раз смотря ТВ, я увидел лодку, которая двигалась за счет пропеллера. "Классная штука!" - подумал я, и начал шерстить просторы интернета в поисках хоть какой то информации.

Мотор мы взяли со старой газонокосилки, а саму планировку купили (стоит 30$). Она хороша тем, что требует только одного мотора, большинство же подобных лодок требуют двух движков. В той же компании мы купили пропеллер, пропеллерный хаб, ткань для воздушной подушки, эпоксидную смолу, стекловолокно и шурупы (все это они продают в одном наборе). Остальные материалы довольно банальные и могут быть куплены в любом строительном магазине. Итоговый бюджет немногим превысил 600$.

Шаг 1: Материалы


Из материалов понадобятся: пенопласт, фанера, кит от Universal Hovercraft (~500$). В наборе есть все мелочи, которые понадобятся для выполнения проекта: план, стекловолокно, пропеллер, хаб для пропеллера, ткань для воздушной подушки, клей, эпоксидная смола, втулки и т.д. Как и писал в описании, на все материалы ушло порядка 600$.

Шаг 2: Делаем каркас


Берем пенопласт (толщина 5 см) и вырезаем из него прямоугольник 1.5 на 2 метра. Такие размеры обеспечат плавучесть веса в ~270 кг. Если 270 кг кажется мало, можно взять еще один такой же лист и прикрепить его понизу. Лобзиком вырезаем две дырки: одна для входящего потока воздуха и другая для надува подушки.

Шаг 3: Покрываем стеловолокном


Нижняя часть корпуса должна быть водонепроницаемой, для этого покрываем ее стекловолокном и эпоксидкой. Чтобы все высохло как надо, без неровностей и шероховатостей, нужно избавиться от воздушных пузырей, которые могут возникнуть. Для этого можно использовать промышленный пылесос. Покрываем стекловолокно слоем пленки, затем покрываем одеялом. Покрытие нужно, чтобы одеяло не приклеилось к волокну. Затем одеяло покрываем еще одним слоем пленки и приклеиваем к полу липкой лентой. Делаем небольшой разрез, засовываем в него хобот пылесоса и включаем. В таком положении оставляем на пару часов, когда процедура завершится, пластик можно будет отскрести от стекловолокна без каких либо усилий, он к нему не приклеится.

Шаг 4: Нижняя часть корпуса готова


Шаг 5: Делаем трубу

Труба делается из стирофома, толщиной в 2.5 см. Сложно описать весь процесс, но в плане он расписан подробно, у нас никаких проблем на этом этапе не возникло. Отмечу лишь что диск из фанеры временный, и на последующих шагах будет снят.

Шаг 6: Держатель для мотора


Конструкция не хитрая, сооружается из фанеры и брусков. Размещается точно по центру корпуса лодки. Крепится на клей и шурупы.

Шаг 7: Пропеллер

Пропеллер можно приобрести в двух видах: готовый, и "полуфабрикат". Готовый как правило гораздо дороже, и покупая полуфабрикат можно хорошо сэкономить. Так мы и сделали.

Чем ближе лопасти пропеллера к краям воздухоотвода, тем эффективнее работает последний. Как только вы определились с зазором, можно отшлифовать лопасти. Как только шлифовка закончена, нужно обязательно провести балансировку лопастей, чтобы в будущем не было вибраций. Если одна из лопастей весит больше другой, то вес нужно выровнять, но не урезанием концов, и шлифовкой. Как только баланс найден, можно нанести пару слоев краски чтобы он сохранился. Для безопасности желательно наконечники лопастей покрасить в белый цвет.

Шаг 8: Воздушная камера


Шаг 9: Установка воздушной камеры

Воздушная камера крепится на клей, но можно и на стекловолокно, я предпочитаю всегда использовать волокно.

Шаг 10: Направляющие


Направляющие делаются из 1 мм фанеры. Чтобы придать им прочности, покройте одним слоем стекловолокна. На фото не очень хорошо видно, но все же можно заметить, что оба направляющих соединены вместе по низу алюминиевой планкой, делается это чтобы они работали синхронно.

Шаг 11: Придадим лодке форму, добавим боковые панели


Очертания формы/контура делаются на днище, после чего по очертаниям крепится на шурупы деревянная планка. Фанера в 3 мм гнется хорошо, и ложится прямо по нужной нам форме. Далее крепим и клеим 2 см балку вдоль верхнего края боков из фанеры. Добавляем поперечную балку, и устанавливаем рукоятку, которая будет рулем. К ней крепим тросики отходящие от направляющих лопастей установленных ранее. Теперь можно раскрасить лодку, желательно нанести несколько слоев. Мы выбрали белый цвет, с ним даже при длительных прямых лучах солнца корпус практически не греется.

Поперечная балка нужна не только для прочности, она выполняет роль загрождения, через которое переходить не желательно - одно неосторожное движение руки и она может попасть в пропеллер.

Шаг 12: Подушка


Я не сделал подробных снимков с процесса установки подушки, но в плане этот этап расписан довольно подробно. Сама подушка крепится на 200 шурупов из нержавеющей стали.

Шаг 13: Тест драйв


Внешне лодка удалась, и мы спустили ее на воду чтобы проверить ее рабочие свойства.

Должен сказать, что плывет она резво, и это радует, но удивило меня рулевое управление. На средних скоростях повороты получаются, а вот на большой скорости лодку сначала заносит в бок, а потом еще по инерции некоторое время она движется назад. Хотя немного приноровившись я понял, что наклоняя тело в сторону поворота и немного сбавляя газ можно заметно снизить этот эффект. Точную скорость сказать сложно, т.к на лодке нет спидометра, но по ощущениям она вполне себе хорошая, и после лодки еще остается приличный след и волны.

В день теста лодку опробовало около 10 человек, самый грузный весил около 140 кг, и она его выдержала, хотя выжать скорость которая доступна нам у него конечно же не вышло. С весом до 100 кг лодка идет резво.

Читайте также: