Катамаран из пенопласта своими руками

Обновлено: 02.05.2024

Хочется построить катамаран типа Craigcat из пенополистирола обклееным стекловолокном с эпоксидкой.

Может у кого есть чертежик поплавка?

Также интересует вопрос:

как и из чего сделать закладные для крепления палубы?

Буду признателен за ответы.

Рулевой 3-го класса

Планируемые размеры поплавка:

Также снизу по центру днища у поплавка есть вырез,какое его предназначение?

Также вопрос по сливной пробке,нужна ли она,либо же сделать поплавок полностью герметичным?

Ну и ребра жесткости,нужны ли они?

Прикрепленные изображения

Рулевой 3-го класса

Рулевой 3-го класса

Может такие поплавки повеселее

Прикрепленные изображения

И снова здравствуйте! Катамаразм крепчает? Когда-то хотелось сделать монолыжу с мотором из журнала Моделист-Конструктор №4 за 1974г. Две таких лыжи и катамаран.

Прикрепленные изображения

Рулевой 3-го класса

Крепчает

Монолыжа еще та конструкция.

Какой поплавок интересней будет, Craigcatовский или серфовой доски?

Что проше в изготовлении из пенопласта?

Ну и вопрос по толщине поплавка открыт,200-250 или 300 мм?

Никогда ничего подобного не делал,хочется попробывать,попрактиковаться с пенопластом и стеклотканью.

Посмотрел фото и видео - прикольный аппарат, простой конструктив, поплавки плоские, только в носовой части заостренные. Из фанеры можно легко сделать рабочий макет и испытать на воде. Объем поплавка в принципе рассчитать тоже несложно, из него и нужная высота корпуса получится. Мотор правда 30. У меня такого нет, только Ветерок.

Длинна 11 футов 4"

Вес с 30 л.с. мотором около 490 фунтов.

Рулевой 1-го класса

Мне понравились обводы виндсерфинга из книги от Жореса Ивановича(там был ещё "Оптимист"=остались только вырезки). Потом строил ещё из "ЮТ" =пенопластовый с округлыми обводами. Так вот первый, за счёт скул и плоского днища в корме, выходил раньше на глиссирование.За счёт изгиба килевой линии он приобрёл двухрежимность=на малых скоростях транец выходит из воды и не тащит её, а на большей выходит на глиссирование на пятке. так как проэкт фанерный, то наверно возможен СИС.

Хорошая книжка, я тот самый Оптимист строил в 2004 г. Кстати ходил на нем под Ветерком, чуть не обделался, гладкое плоское днище без килей или реданов в повороте страшная вещь. Центральный паз на Крейгкате наверное эту функцию и осуществляет.

Рулевой 2-го класса

Рулевой 3-го класса

Может кто сталкивался,подскажите пожалуйста как правильно и из чего сделать закладные ,для крепления палубы?

Рулевой 3-го класса

Пока одни мечтают,другие уже пару сезонов катают

И толщина поплавка имеется 270 мм.

Там еще и киль сделан,правда фоток маловато.

Себе думаю в таких размерностях делать:

лист пенопласта 600х1200,тоесть ширна будет 600,длинна 3600 ну а с толщиной как получится но около 300

Вот закладную из чего лучше сделать: дерево или алюминий?

Или может как то гайки туда повклеивать,чтоб потом палубу болтом вкручивать,хочется сделать разборным.

Не специалист в пластике. но я бы приформовал лист фанеры (для распределения нагрузки) а к нему на болтах прикрутил плоскую металлическую пластину с привареным крепежом и затем это все закатать стеклом.

В понедельник буду на работать на нашем производстве, если не забуду, спрошу у народа про закладные.

По поводу построенного Крейга. там внизу есть мыло строителя.

1. "Вырез", "тоннель" "полутоннель" - играют ту же роль что и перо киля - повышает курсовую устойчивость, отличие в том, что можно не опасаясь сломать перо идти по мелководью, только двигло и винт покалечишь в случае чего .

2. При изготовлении сендвичевых конструкций наличие пробки приведёт только к тому, что пенопласт со временем наберёт в себя воды как губка - увеличиться вес, осадка. Ежели хочешь использовать пенопласт как болвана, обклеить-распилить-склеить для получения пустотелой конструкции - сливное отверстие я б сделал.

3. Рёбра жёсткости нужны обязательно.

4. Закладные я б сделал из заформованной фанерины (2 фанерины склееные между собой, в нижнюю предварительно закрепить болты нержавеющие, 2я фанерина нужна для маскировки (что б не торчала) шайбы-гайки), при заформовке на торчащие болты одеть резиновую шайбу-кольцо - дабы при возникновении деформирующих нагрузок не разрушался пластик. В результате получишь заформованные болты для крепления палубы (аутригеров) - это ежели хочешь сделать кат разборным, в противном случае приклей наглухо-навсегда.

Рулевой 3-го класса

По туннелю так и предпологал.

Может еще как вариант сделать в поплавках,что то типа швертовых колодцев,а вних вставлять шверты или шверцы или же кили,не знаю как правильно их обозвать.

Со временем парус таки планируется.

Или же не морочить голову и тупо скопировать крейгкат с его тоннелем и ребрами жесткости?

А когда созрею на парус,то шверт вставлять по центру палубы или же предусмотреть все заранее и также сделать закладные на корме поплавка под крепления рулей?

Интересно как поведут себя вставляемые шверты-кили?

Разрезать и делать пустотелыми поплавки не планирую.

Хочется сделать две доски из пенопласта и зактать их стекловолокном намертво.

Также интересно достаточное количество слоев стеклоткани,чтоб сильно не утяжелять но были довольно прочными?

Кат хочу делать разборным ,есть специфика зимнего хранения.

Палуба будет из влагостойкой фанеры 18 мм цельным куском 1.5х1.5 с вырезами как у оригинала.

А вот по поводу закладного болта между двумя фанерами не совсем понятно,разжуйте если не затруднит.

Характеристики: водоизмещение: 1500 кг, пассажировместимость: 1-2 человека, движетель: подвесной 12 вольтовый мотор для резиновых лодок, габариты: 3х1.2 метра.

Как обещал в статье Самодельная лодка из ПВХ труб публикую рассказ с фотоотчететом об изготовлении рыбацкого катамарана из ПВХ труб, пенопласта и сайдинга.

Сборка труб ведется на клей, оптимально использовать расширяющие клеи типа Регент, если таких нет в вашем регионе, можно смешать эпоксидку с мукой или микросферой и обмазывать трубы перед стыковкой. Перед склейкой штубы зашкуриваются и обезжириваются ацетоном в местах соединения.

Палуба самодельного рыбацкого катамарана изготавливается из водостойкой фанеры толщиной 12 см. Отверстия вырезаны с запасом, под последующую вклейку.

Резать можно ножем, импульсным паяльником с самодельным длинным жалом или самодельным резаком по пенопласту.

  • Как сделать самодельный резак для пенопласта читайте тут .

Листы пенопласта не имеют достаточной длинны, поэтому склеиваются между собой обычной монтажной пеной.

Пенопластовые заготовки укладываются на каркас, между собой и в отверстия труб они заполняются монтажной пеной. На время полимеризации пены прижмите заготовки тяжелым грузом!

Выступающую из щелей пену срезаем острым ножом. Обратите внимание на 4 темных полоски - это стягивающая понтоны лента из стеклоткани приклеенная на эпоксидку.

Пока клеящиеся пенопластовые заготовки сохнут, подготавливается палуба. Фанера красится водостойкой краской. С помощью оцинкованных болтов по периметру прикручивается квадратная алюминиевая труба. Фактически она образует несущий каркас для пассажиров.

Перед креплением палубы нужно вырезать в понтонах пазы для поперечных труб, а так же зашкурить фанеру в местах соприкосновения с пенопластом. Вклейка палубы осуществляется на эпоксидную смолу.

Место выхода вертикальных труб в палубе заполняется эпоксидной смолой с мукой или микросферой (густота сметаны) и дополнительно покрывается парой слоев стеклоткани на эпоксидке.

Желающие использовать это плавательное средство в течении 10 и более лет, должны задуматься о защите пенопласта от солнца и механических воздействий.

Защиту решено было сделать из сайдинга. Дешево и прочно! Резался он ножницами по алюминиевому профилю, лучше используйте электробзик, будет аккуратнее!

Для фиксации на пенопласте сайдинга пришлось использовать силиконовый герметик, другие клеи или не липли к сайдингу или отклеивались от пенопласта. Отверстия нужны для фиксации сайдинга на время полимеризации герметика, крепился он с помощью П-образных скоб из алюминиевой проволоки. После склейки проволока была вытащена, а отверстия заполнены шпаклевкой.




Опыт в постройке плавсредств пока отсутствует,но есть огромное желание.
Сам поплавок планирую изготовить из обычного строительного пенопласта или же из разноцветного пенополистирола,разница в цене в разы.
Какую смолу лучше использовать:эпоксидную или полиэфирную?
Полиэфирка разъест пенопласт,но ведь его можно чем то обработать перед поклейкой?
Какую использовать стеклоткань?
Сколько слоев ложить,достаточный минимум?
Это всетаки цена и вес.
Как правильно и из чего сделать закладные для крепления палубы?
Какую сделать толщину поплавка?
Извиняйте за кучу вопросов,я пока новичок в этом деле и хочется избежать части шишек,которые может уже кто-то набил и будет не сложно поделиться информацией.
Спасибо за понимание.

Даже при плоском днище корпуса эти выступы и есть реданы, и без них не избежать доп. лошадок, и не получить устойчивого глиссирования без дельфинирования корпуса.



Здесь написал здесь и комментарий давать надо:
надо внимательно посмотреть на схему лодки с катамаранным обводом здесь и выше. Я указал стрелками на важное конструктивное решение. Без него жесткий катамаранный обвод приведет к плачевным результатам: расход топлива, не предельная возможная скорость и т.д. Просто, посмотри внимательно на стрелки.
Моя лодка - не исключение и если бы я изготовил все технически до конца, тогда на скорости 32-34 км. она бы не дельфинировала и достигла скорости не менее 36-38 км./ч. Однако , 36 км/ч я достиг, но смещением своего тела в корму, чтобы нос задрала, а без этого пытается то поднять, то нырнуть. На этой скорости срабатывает и подъемная сила моста от набегающего потока воздухиа сжатого в корме. Это еще более усугубляет ситуацию и требуется усложнять обвод, тем более обвод с прямыми углами.
Наверное, этого мало для полного представления и я даю более подробное описание:
во время движения корпуса с прямыми углами близко к переходному, в переходном и глиссирующем режимах на начальном этапе происходит замывание борта волной. Вода не растекается от скул в стороны, а набегает на борт и увеличивает смоченную поверхность, что и приводит к необходимости более затратного вывода на полный глиссирующий режим, да и при нем есть эффект замывания кормы. Чтобы этого избежать необходимы реданы-стабилизаторы угла атаки корпуса, а где их ставить, если днище плоское? Вот я показал на важное техническое решение, когда вода не поднимается выше по бортам, а упирается в выступы и создает дополнительную подъемную силу с последствиями и положительными. Когда корпус выйдет полностью на глиссирующий режим этот выступ будет работать в корме и в носовой части и зависит это от длины корпуса, скорости и водоизмещения: то-ли там, то-ли здесь, а может и в середине, а при движении по волнению в любом случайном месте. Не сделав этого, мы столкнемся с доп. расходами и потерей скорости. Так примерно, а как подробнее - надо бы видео и я его снял, но не могу открыть и предоставить. ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЮБОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА + РАЗРАБОТКА КОРПУСОВ И ИСПЫТАНИЕ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБЪЕМЕ.

Информация по конструкционному пенопласту.
Добрый день

В офисе проверили стойкость пенопласта 40 кг/м2. При очень сильном сжатии остается незначительный след.

Прости за невнимательность: только сейчас заметил, что Вы из Киева. Такого добра на Украине должно хватать и взять проще стало. У нас сложнее, зажравшийся Большой бизнес еще больше кушать хочет Вашего. ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЮБОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА + РАЗРАБОТКА КОРПУСОВ И ИСПЫТАНИЕ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБЪЕМЕ.


Мечта каждого рыбака, охотника, туриста забраться как можно дальше, туда, где нога человека не ступала. Где непуганый зверь, рыба косяками, вода чистая и простор для вольной души нашего брата туриста.

Забраться, да так, чтобы еще и с комфортом и безопасно, да грузу намеренно взять, да топлива на дальнею дорогу, да еще чтобы и скорость лодки была приличная, отпуск то не безграничный. Да еще разборная, чтобы в легковушку входила и переносить мог один человек и хранить можно было на балконе. А еще, ночевать на палубе, а еще … в пору машинку покупать закатывающую.

ВИДЕО. Катамаран своими руками

Пролистав интернет в поисках серийного судно под выше изложенные пожелания и не найдя то что искал, начал изобретать свое, руководствуясь жизненным опытом владения различными судами с их плюсами и минусами.

И вот что получилось:

— Длинна палубы 4,5 метра,

— Полезная площадь палубы 9 кв.м. Прям комната небольшая. Не сравнить ни с какой надувной лодкой.

Палуба жесткая, фанерная, прочная, хоть танцуй, хоть лежи, ставь палатку, стол или мобильную баню и еще место останется.


Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Схема катамарана / тримарана. Автор проекта Рудольф Кавчик

При таких размерах катамаран получился легко переносимый. Масса катамарана без двигателя и поста управления 140 кг с палубой. При этом максимальный вес одной детали конструкции весит всего 11,5 кг, это лист палубного покрытия. Таких листов 8. То есть, по частям катамаран может переносить даже ребёнок. Максимальный размер самой большой детали 200х50 см. Это позволяет перевозить катамаран легковым транспортом, в поезде и самолете. Без палубы катамаран весит 50 килограмм.

Время полной сборки с постом управления и установкой двигателя 1,5-2 часа/один человек.

Время разборки 45 минут.


Фото катамаран на реке Чая, приток Лены. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Для рыбалки и походов. Автор проекта Рудольф Кавчик

Испытал под загрузкой в 700 кг, идёт нормально. Максимальная расчётная грузоподъемность полторы тонны. При желании на палубу и квадроцикл загнать можно.

Порадовала, да что там говорить, удивила экономичность, стакан топлива на километр, что в два раза меньше чем у традиционных пластиковых и алюминиевых лодок.

Крейсерская скорость при ¾ газа — 21 км/час. При этом расход топлива — 240 гр/км., 5 литров в час. При максимальном газе скорость 26 км/час, но расход топлива уже 7 литров. Максимальная скорость 26 км/час на Ямаха 9,9 л.с., шаг винта 11, двигатель не раздушин, загрузка 2 человека.

При такой экономичности на 500 километров требуется всего 120 литров топлива и это расстояние можно пройти за 24 часа.


Фото. Поход через озеро Хубсугул, Сентябрь 2016. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Автор проекта Рудольф Кавчик

Катамаран не требует регистрации в ГИМС-е, так как вес судна мал и двигатель до 10 л.с. не подлежат регистрации. А это значительно экономим нервы и средства на регистрацию и последующие ежегодные налоги и сборы.

Не маловажный фактор – безопасность. Для этого в катамаране 3 поплавка и 6 независимых отсеков, точнее это не катамарана, а тримаран. Но дабы не резать слух обывателя, называю его привычным словом — катамаран. Даже если, напрочь, порвать один из поплавков, на его место можно поставить центральный, превратив тримаран в привычный катамаран.


Фото. Поход через озеро Хубсугул, Сентябрь 2016. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Автор проекта Рудольф Кавчик

Без палубы катамаран можно использовать как сплавной катамаран с двумя поплавками или даже тремя, если хотите загрузить как можно больше и река не энной категории сложности.

В процессе эксплуатации замечена одна особенность, во время рыбалки и передвижения по палубе нет шума пугающего рыбу или зверя. Деревянная палуба практически бесшумная, а надувные поплавки гасят и без того тихие шаги и прочую возню на палубе.

Катамаран можно использовать с постом управления или без него, удлинив румпелем.

Даже на большой волне, до полуметра, судно ведёт себя устойчиво, сказывается ширина корпуса и разнесённые поплавки. Кружка с чаем стоя на посту управления не ерзает и содержимое не выплёскивается, даже на встречной волне от большого танкера катамаран мягко переваливается через волну.


Фото. Установка палатки. Река Иркут, приток Ангары. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Автор проекта Рудольф Кавчик

Чтобы сэкономить вес и избавится от лишних деталей, релинг заменил рундуками. Два в одном и ограждение и рундуки.

Стоимость судна 120 000 рублей, включая рубку и транец. Не так уж и много за комфорт, экономичность и мобильность при хороших скоростных характеристиках.

Автор проекта Рудольф Кавчик, Иркутск 2016 год.


Фото. Поход через озеро Хубсугул, Сентябрь 2016. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Автор проекта Рудольф Кавчик

Для тех, кто проживает рядом с озером, рекой, морем или другими водоемами, такое средство передвижения по воде, как катамаран весьма актуально. В некоторых случаях подобный вид транспорта является необходимостью, поэтому должно отвечать ряду требований, в частности быть прочным и надежным. Приобрести катамаран удовольствие нельзя назвать дешевым, однако есть альтернатива – сделать его своими руками. Как это сделать грамотно, вы сможете узнать далее.

Как сделать

Чертежи катамаранов

Предлагаем рассмотреть варианты чертежей для строительства плавсредства.

Чертеж катамарана

Материалы и комплектующие для строительства катамарана

Катамаран характеризуется большим количеством особенностей своей конструкции, если рассматривать его в сравнении с остальными плавсредствами. Именно по этой причине, перед тем, как приступить к постройке катамарана, необходимо выяснить, из каких комплектующих он состоит.

  • Основная часть – это поплавки, которые выглядят как две камерные конструкции, находящиеся по бокам транспортного средства. Задача этой детали заключается в том, чтобы приспособление держалось на плаву. Поплавки могут изготавливаться из различных материалов. Для подобных целей можно взять пленку, из которой сделаны надувные баллоны, трубы из пластика или пенопласт.
  • Соединительная рама. Эта деталь может состоять из любого материала: трубы из пластика, дерево, металл. При этом следует учитывать, что чем легче будет рама для катамарана, тем меньше по габаритам могут быть поплавки.
  • Палуба. Данная часть служит для посадки пассажиров, вещей и в принципе того, что планируется перевозить.
  • Руль. Функции, которые возложены на руль катамарана, выполняет лопасть под водой, которая устанавливается параллельно движению, если нужно двигаться прямо, и отгибается в сторону для поворота влево или вправо соответственно. Все манипуляции осуществляются благодаря поворотной ручке, которая выведена на палубу.
  • Весла, мотор, педали или другое приспособление, которое будет приводить транспортное средство в движение.

Руководство по строительству катамарана

Прежде чем приступить к строительству катамарана, стоит разобраться в некоторых нюансах.

Во-первых , прежде чем приступить к строительству водного велосипеда своими руками, нужно определиться с основной конструкцией, а именно, из чего будет сделан корпус.

Во-вторых , то, каким будет конструкция, зависит от того, для каких целей планируется строительство.

В-третьих , сейчас на просторах интернета можно найти массу примеров реальных проектов, которые легко реализовать даже при минимальных условиях (материалы, помещение, инструменты).

Далее предлагаем несколько вариантов строительства этого плавсредства.

Руководство по строительству

Надежный катамаран из пенопласта

Катамаран из пенопласта может похвастаться массой преимуществ: долговечность, непотопляемость, легкость эксплуатации. Чтобы сделать плавсредство, понадобится следующие детали, которые изготавливаются из фанеры с толщиной 12 мм:

  1. Две диафрагмы в носовой части.
  2. Четыре перегородки.
  3. Четыре шпангоута.

Для закрепления деталей используют стяжные трубы из дюралюминия (также подойдут стальные тонкостенные трубы). На трубах необходимо нарезать резьбу, размер которой должен составлять примерно 12 мм.

Перед сбором поплавков плавсредства на широкие части пластин кладут эпоксидный клей, а потом за счет стяжек их совмещают с помощью стальных трубок. Далее будущее плавсредство обклеивают с помощью бязи или стеклоткани, сложенной в несколько слоев. Делать это лучше с помощью эпоксидной смолы.

Передняя сторона поплавков изготавливается также собственноручно с помощью уголков, а далее обшивается листами из алюминия.

Крышки, состоящие из фанеры листового дюралюминия, приделывают к уголкам носовой части винтами, а сама носовая часть садится на концы стяжных труб и затягивается гайками. Финишная стадия заключается в заполнении носа плавсредства пенопластом, после чего закрывается крышка.

Палуба строится с помощью реек и деревянных брусков. Далее механизм крепят к шпангоутам болтами и гайками.

Внимание! Для тех, кто желает ускорить движение транспортного средства или двигаться против течения или ветра, в кормовой части можно поставить электродвигатель.

Надежный катамаран

Надувной катамаран своими руками

Чаще всего поплавки отличаются конструкцией двухслойного вида: камеры внутри и защитную оболочку снаружи. Чтобы смастерить надувной катамаран, можно воспользоваться внутренними камерами с двумя отсеками.

Установка надувной камеры в средство передвижения по воде производится в шкуру поплавка через отверстия, которые расположены на концах шкуры. Все действия должны проводятся следующим образом:

  • Камера кладется рядом с отверстием.
  • Шкуру надевают на руку через другое отверстие.
  • Камера втягивается в шкуру.
  • Концы загибают приблизительно на 10 см.

У надувного плавсредства с примитивными люками отсутствует застежка, так как в момент надувания, камеры закрываются сами. В ходе вставки двух камер в шкуру, они наслаиваются друг на друга. Далее проводится втяжка двух шкур одновременно.

Трубка, которая надувает камеры, идет из шкуры через один из люков. Что касается давления в камерах, в основном оно равняется не более 0,1 атм.

Важно! Когда катамаран остается на берегу, он должен находиться в тени. В ином варианте следует слегка снизить давление в камере.

Надувной катамаран своими руками

Катамаран из труб ПВХ

И, наконец, предлагаем рассмотреть, как сделать самодельный катамаран из пластиковых труб (ПВХ) своими руками.

Для подобного приспособления вполне можно взять канализационные трубы из пластика с диаметром 110-116 мм. Длина труб должна составлять 3 м.

Для каждого поплавка в среднем понадобиться по 5 труб, 3 из которых пойдут на верхнюю часть, а остальные 2 на нижнюю. Между собой пластиковые материалы необходимо соединить, что легко сделать благодаря уголкам или тройникам (в этом=й ситуации можно взять то, что имеется под рукой, так как вариантов крепления множество). Между собой поплавки скрепляются переходами из труб, диаметр которых должен быть 50 мм.

Видео как сделать катамаран своими руками

Для тех, кто хочет получить более наглядные инструкции, лучше всего посмотреть видео как сделать катамаран самостоятельно.

Читайте также: