Картины с окнами в старом доме
Обновлено: 28.04.2024
Русские живописцы веками воспевали природу родных мест с помощью красочной палитры, выплескивая ее на свои холсты. И редко кто из художников, проживая в крупных городах, не "сбегал" на летнее время за город для уединения от мирской суеты, чтобы наполниться вдохновением и отдохнуть. И поэтому художественное наследие живописцев весьма богато на полотна с изображением милых деревянных дачных домиков и больших усадьб.
В понятии русского человека дача это было нечто большее, нежели простой загородный дом с фруктовым садом и грядками. Дача — это прежде всего летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. И конечно же размеренное утро под трели птиц, неспешный день с прогулкой в лес или на реку, вечерняя зорька и яркие отблески пламени костров.
И все это, начиная с момента первого скрипа калитки и запаха молодой травы цветущей весной, до висячего замка на двери дачного домика и прощального шороха осенних листьев под ногами.
«Около дачи». (1894). Иван Иванович Шишкин
«Около дачи». (1894). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Автор: Иван Шишкин.
Иван Шишкин был гениальным пейзажистом и очень любил природу. Его все пейзажи написаны так реалистично и гармонично, что «слышится» как «шелестит» каждый листок на дереве и каждая травинка под ногами. Полотно «Около дачи» - не исключение. Работа как бы пронизана светом и воздухом. А девушка, сидящая на лавочке в глубине композиции, отложила книгу и в задумчивости слушает шум вековых деревьев и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен дают почувствовать прохладу листвы в жаркий полдень.
«На террасе» (1906). Борис Кустодиев.
Полотно «На террасе» можно расценивать как семейный портрет в дачном интерьере и одно из самых умиротворенных произведений Бориса Кустодиева. Цветовая гамма картины светлая и мягкая, как и сам теплый вечер, а ее особая тонкая чувственность и гармония выражает любовь к своим родным, к домашнему очагу. На полотне изображены жена художника, дети, сестра с ее мужем и няня, распивающие чай во дворе усадьбы.
Деревянный домик с мастерской на Волге живописец назвал «Терем» и проводил здесь со своими домочадцами каждое лето.
«За чайным столом». (1888). Константин Коровин.
А Константин Коровин, как-то заглянув на чай в усадьбу к супругам Поленовым, с которыми был дружен, написал полотно «За чайным столом». Василий Поленов был гостеприимным хозяином и любил принимать гостей на даче. На картине Коровина видим чайный стол на террасе и большой медный самовар, за которым в разное время собирались Нестеров, Серов, Остроухов.
«На Академической даче. 1898). Илья Репин
Два века студенты Петербургской Академии художеств писали этюды с лесными и болотными пейзажами на полянах в окрестностях Вышнего Волочка, где находилась академическая дача. «Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли» .
На картине Ильи Репина видим выстроенные в ряд мольберты, за которыми работают студенты. Долгое время преподавателями на этой даче были Куинджи и Верещагин.
«Окно на даче». (1915). Шагал Марк Захарович
Летом 1915 года, поженившись, Марк Шагал и Белла Розенфельд жили на даче под Витебском. Это время было счастливейшим для молодоженов. Под впечатлением художник напишет незамысловатое, но такое теплое полотно «Окно на даче», где видим окошко с откинутой занавеской с видом на березовую рощу. А перед ним - сидящих себя и Беллу.
Любуясь вечерним пейзажем из окна, влюбленная пара как бы является связующим звеном между зрителем и окружающим миром, находящимся за окном. Во всей картине Шагала чувствуется душевное тепло, гармония и любовь.
«Кукольное представление на дачах». Владимир Маковский
Стоит еще отметить как интересна была общественная жизнь на дачах. С домашними театрами, с массовыми гуляньями на закате по еще теплым аллеям, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами, парным молоком. На картине Владимира Маковского «Кукольное представление на дачах» мы видим как развлекалось дачное население на досуге.
«На даче в сумерки». (1890-е). Исаак Левитан.
«На даче в сумерки». (1890-е). Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Автор: Исаак Левитан.
Полотно Исаака Левитана, дачников всех объединяющее. Ни с чем не сравнимо ощущение сумерок на дачах, когда усадьбы погружаются во мрак и лишь в окнах или на террасах загораются теплые огоньки или же пламя костров, и отовсюду слышны тихие разговоры стрекотание цикад, легкий шелест ветерка. Одним словом, весь воздух пропитан дачной романтикой и умиротворяющей тишиной. Видимо поэтому ездят люди из века в век на дачи, чтобы послушать тишину и насладиться единением с природой.
«Дача» — древнее русское слово, произошедшее от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В 17 столетии слово «дача» встречается в исторических документах как обозначение земельного участка, полученного от государства.
Во второй половине 18 века слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной в пригороде. И что интересно «дача» — типичное русское слово, дословно не переводится на другие языки и стало культом в наши дни.
Сейчас «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. На приусадебных участках разбивают сады и огороды, на которых выращивают всего понемногу. И делается это в основном ради чистого удовольствия, чтобы покопаться в земле, да полакомиться своими первыми огурчиками и клубникой.
Русская душа всегда стремилась к единению с природой, поэтому мастера кисти во все времена с трепетной любовью обращались к весенним мотивам , где изображали таинство пробуждения всего живого.
Может показаться удивительным, но на протяжении последних пяти веков в истории живописи не было более популярного и любимого художниками мотива, чем окно. Для большинства мастеров оконный проем служил соединением двух миров, двух реальностей. Ведь не зря говорят: окна, как судьбы. Ведь они действительно расскажут очень многое. Итак, заглянем в окна знаменитых живописцев и узнаем, какие тайны они нам откроют.
От окошка до окна
В своей истории обычные окна эволюционировали от маленьких, с мутными стеклами, едва пропускающими свет и напоминающими заготовки под витражи, до огромных современных окон-витрин. На протяжении веков их размеры и светопроницаемость постепенно увеличивались, так как стеклодувы с развитием технологий уже могли изготавливать относительно большие и прозрачные стекла. Это и сыграло решающую роль в «возвышении» окна во времена великой эпохи Возрождения.
Окно, как художественный прием, стало основным элементом живописных композиций как в интерьерах, так и в самих картинных пространствах. Пейзажи, просматривающиеся из окон, начали представлять собой завершенную картину, а образы людей объединялись с реальным материальным миром. Обозначенное границами рамы, светлое или темное, распахнутое или закрытое окошко на полотнах живописцев служило не только фоном, а и выступало символом изображаемой эпохи.
Стремительно вошли в моду портреты на фоне оконных проемов и на полотнах появилось ощущение пространства. А человек и природа становились единым целым, и это стало одним из ключевых моментов в искусстве Ренессанса.
В преобладающем своем большинстве случаев окно на полотнах используется как источник света, и весьма часто оно становится центром сюжета. Именно здесь чаще всего и происходят амурные истории: высматривание объекта вожделения, немой диалог между влюбленными, демонстрация внешности… У окон назначают свидания, поют серенады, да и к возлюбленным в романах бегут все через те же окна. Причем возле него, в основном изображают именно женщину, девушку и это конечно же не спроста.
Как правило, сюжеты с использованием этого архитектурного элемента, несущего свет на полотно, что безусловно является ключевым смыслом, еще несут в себе и романтические нотки, иногда наталкивают на философские размышления. А персонажи, всматривающиеся в даль через окно, содержат в себе двойной смысл: с одной стороны художник призывает вырваться из повседневности и устремиться в даль за мечтой и еще куда-либо, а с другой - показывает невозможность уйти от реальной жизни. Зачастую эта роль на картинах отводится все тому же образу женщины - пленницы домашнего очага. Яркий тому пример - полотно Сальвадора Дали.
К слову, известная художница Татьяна Яблонская также не обошла своим вниманием тематику окна. А будучи уже в преклонном возрасте и прикованной к инвалидному креслу, она продолжала общаться с природой посредством окошка, и, как настоящий художник, каждый раз находила для себя нечто новое.
Этот популярнейший сюжетный прием не упустили использовать в своем творчестве художники всех новомодных течений и направлений прошлого столетия, а для некоторых он стал излюбленной темой.
В 20 столетии новые технологии в строительстве позволили освободить наружные стены от функции опор и сделали возможным превратить ее в сплошное окно. А полная прозрачность создает ощущение открытости, отсутствия границ, единения пространства внутри и вне стен. Ведь «прозрачное — призрачно». Так окно стало играть роль не просто архитектурного украшения, а явилось границей, разделяющей пространство и миры, человеческие души, людей.
Современные художники все чаще и чаще начали использовать в своих сюжетах окна в альянсе с натюрмортами и пейзажами, что весьма привлекает зрителя и задает романтическое настроение.
И в продолжении темы о стекле хотелось бы вспомнить серию работ, посвященную граненному стакану известного русского живописца Кузьмы Петрова-Водкина, который знал толк в "гранчаках", конечно же в художественном смысле.
Окно на полотне - выигрышный объект, поскольку позволяет совместить два или более жанров живописи: пейзаж, натюрморт, интерьер и даже портрет. В этой подборке представлены западные художники XIX-XX веков самых разных направлений: от величественного Юхана Даля до загадочного Сальвадора Дали, от уютно-домашнего Фернана Туссена до холодно-тревожного Томаса Бёрка, от скурпулёзной реалистичности Адольфа фон Мензеля до весёлого размаха Анри Матисса.
В общем, окна на любой вкус :-)
Jakob Alt (1789-1872), Германия
Adolph von Menzel (1815-1905), Германия
Henri-Joseph Harpignies (1819-1916), Франция
Alfred George Stevens (1823-1906), Бельгия
Pierre Bonnard (1867-1947), Франция
Henri-Émile-Benoît Matisse (1869-1954), Франция
Fernand Toussaint (1873-1956), Бельгия
Paul Kauzmann (1874-1951), Германия
Daniel Garber (1880–1958), США
Carlo Hornung-Jensen (1882 - 1960), Дания
Thomas Burke (1886-1945), Великобритания
Salvador Dalí (1904-1989), Испания
Andrew Newell Wyeth (1917-2009), США
По материалам интернета.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Раскрытое окно, изображённое на полотне, создаёт особую глубину, наполняет картину свежестью и светом. Два мира - уютный, домашний и вольный, наружный - перекликаются, контрастируют и дополняют друг друга в этом образе. Окно, как центральный объект, любят изображать многие художники. В этой подборке я хочу показать чудесные раскрытые окна, написанные русскими живописцами конца XIX - начала XX века.
Константин Коровин. Балкон в Крыму
Константин Сомов. Открытая дверь в сад
Николай Богданов-Бельский. Лето
Станислав Жуковский. Окно в лето
Константин Юон. Окно в природу
Константин Горбатов. Букет цветов на окне
Марк Шагал. Окно. Витебск
Николай Ге. Портрет Н.Петрункевич
Зинаида Серебрякова. Веранда. Весна
Александр Герасимов. Букет цветов. Окно
Николай Богданов-Бельский. Солнечное утро
Станислав Жуковский. Весенний пейзаж с фиалками
По материалам интернета.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Светлый или тёмный , распахнутый или закрытый — оконный проем как архитектурный элемент на картинах художников служит не только фоном или акцентом композиции , но и выступает как метафора надежды , перемен , шага в неведомое. Давайте посмотрим в окна живописцев и узнаем , какие символы они открывают.
От окошка до окна
Привычный для нас элемент интерьера , как , впрочем , и экстерьера , окно свою значимость в жизни человека « осознало» не сразу. Все-таки первые окна были маленькими , мутными , едва пропускали свет и больше походили на заготовки для витражей, — что с успехом использовалось в сакральной архитектуре. Свет , льющийся в храм с небес , воспринимался эквивалентом Божественного присутствия , а три окна в церкви веках соответственно подразумевали Святую Троицу.
Размер имеет значение
Стеклодувы Италии раньше других в Европе начали изготавливать относительно большие и прозрачные стекла. Этот технологический прорыв , а также популярность в архитектуре большого трехчастного ( т.н. «венецианского») окна , сыграло решающую роль в «возвышении» окна во времена интеллектуальной революции Возрождения. Рама
Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Перефразируя пословицу, скажем так: как вы раму подберете – так картина «запоет». Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Рассказываем об истории и эволюции вопроса, представляя иллюстрированный экскурс с комментариями специалиста. Читать дальше
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
предстает как завершенная и предназначенная для созерцания картина. Приоритет видения художественного мира зрением « духовным» ( а окна , как мы знаем, — «глаза души»), утверждавшийся религией и церковью и господствовавший в Средние века , изменился. Отныне человек посредством окна объединяется с материальным миром. Один из ведущих теоретиков искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти именно так и рассматривал живопись — как обозначенное границами рамы распахнутое окно в другой мир.
Портреты на фоне оконного проема стали весьма популярными: на полотнах появилось ощущение пространства , а человек и природа становились единым целым , и это было одним из ключевых моментов в искусстве Ренессанса.
Читайте также: