Картины с окнами в старом доме

Обновлено: 28.04.2024

«Приезд на дачу». (1899). Автор: Владимир Маковский.


Русские живописцы веками воспевали природу родных мест с помощью красочной палитры, выплескивая ее на свои холсты. И редко кто из художников, проживая в крупных городах, не "сбегал" на летнее время за город для уединения от мирской суеты, чтобы наполниться вдохновением и отдохнуть. И поэтому художественное наследие живописцев весьма богато на полотна с изображением милых деревянных дачных домиков и больших усадьб.

«Дача в Крыму». Автор: Александр Александрович Киселёв.

В понятии русского человека дача это было нечто большее, нежели простой загородный дом с фруктовым садом и грядками. Дача — это прежде всего летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. И конечно же размеренное утро под трели птиц, неспешный день с прогулкой в лес или на реку, вечерняя зорька и яркие отблески пламени костров.

 «Дача в саду». Автор: Витольд Бялыницкий.

И все это, начиная с момента первого скрипа калитки и запаха молодой травы цветущей весной, до висячего замка на двери дачного домика и прощального шороха осенних листьев под ногами.

«Осенью на даче». Автор: Исаак Израилевич Бродский.

«Около дачи». (1894). Иван Иванович Шишкин

«Около дачи». (1894). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Автор: Иван Шишкин.

«Около дачи». (1894). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Автор: Иван Шишкин.

Иван Шишкин был гениальным пейзажистом и очень любил природу. Его все пейзажи написаны так реалистично и гармонично, что «слышится» как «шелестит» каждый листок на дереве и каждая травинка под ногами. Полотно «Около дачи» - не исключение. Работа как бы пронизана светом и воздухом. А девушка, сидящая на лавочке в глубине композиции, отложила книгу и в задумчивости слушает шум вековых деревьев и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен дают почувствовать прохладу листвы в жаркий полдень.

«На террасе» (1906). Борис Кустодиев.

 «На террасе». (1906). Автор: Борис Кустодиев. Нижегородский художественный музей

Полотно «На террасе» можно расценивать как семейный портрет в дачном интерьере и одно из самых умиротворенных произведений Бориса Кустодиева. Цветовая гамма картины светлая и мягкая, как и сам теплый вечер, а ее особая тонкая чувственность и гармония выражает любовь к своим родным, к домашнему очагу. На полотне изображены жена художника, дети, сестра с ее мужем и няня, распивающие чай во дворе усадьбы.

Деревянный домик с мастерской на Волге живописец назвал «Терем» и проводил здесь со своими домочадцами каждое лето.

«За чайным столом». (1888). Константин Коровин.

« За чайным столом. (1888). Автор: Константин Коровин.

А Константин Коровин, как-то заглянув на чай в усадьбу к супругам Поленовым, с которыми был дружен, написал полотно «За чайным столом». Василий Поленов был гостеприимным хозяином и любил принимать гостей на даче. На картине Коровина видим чайный стол на террасе и большой медный самовар, за которым в разное время собирались Нестеров, Серов, Остроухов.

«Вечер на террасе (Охотино)» (1915). Автор: Константин Коровин.

«На Академической даче. 1898). Илья Репин

«На Академической даче». (1898). Автор: Илья Репин.

Два века студенты Петербургской Академии художеств писали этюды с лесными и болотными пейзажами на полянах в окрестностях Вышнего Волочка, где находилась академическая дача. «Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли» .

На картине Ильи Репина видим выстроенные в ряд мольберты, за которыми работают студенты. Долгое время преподавателями на этой даче были Куинджи и Верещагин.

«Окно на даче». (1915). Шагал Марк Захарович

«Окно на даче». Государственная Третьяковская галерея. Автор: Марк Шагал.

Летом 1915 года, поженившись, Марк Шагал и Белла Розенфельд жили на даче под Витебском. Это время было счастливейшим для молодоженов. Под впечатлением художник напишет незамысловатое, но такое теплое полотно «Окно на даче», где видим окошко с откинутой занавеской с видом на березовую рощу. А перед ним - сидящих себя и Беллу.

Любуясь вечерним пейзажем из окна, влюбленная пара как бы является связующим звеном между зрителем и окружающим миром, находящимся за окном. Во всей картине Шагала чувствуется душевное тепло, гармония и любовь.

«Кукольное представление на дачах». Владимир Маковский

«Кукольное представление на дачах». Автор: Владимир Маковский.

Стоит еще отметить как интересна была общественная жизнь на дачах. С домашними театрами, с массовыми гуляньями на закате по еще теплым аллеям, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами, парным молоком. На картине Владимира Маковского «Кукольное представление на дачах» мы видим как развлекалось дачное население на досуге.

«На даче в сумерки». (1890-е). Исаак Левитан.

 «На даче в сумерки». (1890-е). Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Автор: Исаак Левитан.

«На даче в сумерки». (1890-е). Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Автор: Исаак Левитан.

Полотно Исаака Левитана, дачников всех объединяющее. Ни с чем не сравнимо ощущение сумерок на дачах, когда усадьбы погружаются во мрак и лишь в окнах или на террасах загораются теплые огоньки или же пламя костров, и отовсюду слышны тихие разговоры стрекотание цикад, легкий шелест ветерка. Одним словом, весь воздух пропитан дачной романтикой и умиротворяющей тишиной. Видимо поэтому ездят люди из века в век на дачи, чтобы послушать тишину и насладиться единением с природой.

«Дача в Силломягах». Автор: Николай Дубовской.

«Дача в Крыму». Автор: Ольга Кадовская

«Весна на даче». Автор: Вячеслав Федорович Шумилов.

«Дача» — древнее русское слово, произошедшее от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В 17 столетии слово «дача» встречается в исторических документах как обозначение земельного участка, полученного от государства.

«Дача Боголюбова и Нечаевой». Автор: Алексей Петрович Боголюбов.

Во второй половине 18 века слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной в пригороде. И что интересно «дача» — типичное русское слово, дословно не переводится на другие языки и стало культом в наши дни.

 «На даче». Автор: Федор Решетников.

Сейчас «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. На приусадебных участках разбивают сады и огороды, на которых выращивают всего понемногу. И делается это в основном ради чистого удовольствия, чтобы покопаться в земле, да полакомиться своими первыми огурчиками и клубникой.

На даче. Автор: Павлова Мария Станиславовна.

Русская душа всегда стремилась к единению с природой, поэтому мастера кисти во все времена с трепетной любовью обращались к весенним мотивам , где изображали таинство пробуждения всего живого.

Что видели знаменитые живописцы в окнах начиная с эпохи Возрождения и до нынешнего времени.


Может показаться удивительным, но на протяжении последних пяти веков в истории живописи не было более популярного и любимого художниками мотива, чем окно. Для большинства мастеров оконный проем служил соединением двух миров, двух реальностей. Ведь не зря говорят: окна, как судьбы. Ведь они действительно расскажут очень многое. Итак, заглянем в окна знаменитых живописцев и узнаем, какие тайны они нам откроют.

От окошка до окна

Что видели знаменитые живописцы в окнах начиная с эпохи Возрождения и до нынешнего времени.

В своей истории обычные окна эволюционировали от маленьких, с мутными стеклами, едва пропускающими свет и напоминающими заготовки под витражи, до огромных современных окон-витрин. На протяжении веков их размеры и светопроницаемость постепенно увеличивались, так как стеклодувы с развитием технологий уже могли изготавливать относительно большие и прозрачные стекла. Это и сыграло решающую роль в «возвышении» окна во времена великой эпохи Возрождения.

«Мадонна с цветком». (ок. 1478—1480). Автор: Леонардо да Винчи.

Святое семейство. Автор: Лоренцо Коста.

Окно, как художественный прием, стало основным элементом живописных композиций как в интерьерах, так и в самих картинных пространствах. Пейзажи, просматривающиеся из окон, начали представлять собой завершенную картину, а образы людей объединялись с реальным материальным миром. Обозначенное границами рамы, светлое или темное, распахнутое или закрытое окошко на полотнах живописцев служило не только фоном, а и выступало символом изображаемой эпохи.

Мадонна с гвоздиками. (1507). Автор: Рафаэль Санти.

Мальчик, выдувающий мыльные пузыри. Автор:Франц ван Мирис Старший.

Стремительно вошли в моду портреты на фоне оконных проемов и на полотнах появилось ощущение пространства. А человек и природа становились единым целым, и это стало одним из ключевых моментов в искусстве Ренессанса.

Старуха в окне поливающая цветы. Автор: Геррит (Герард) Доу.

В преобладающем своем большинстве случаев окно на полотнах используется как источник света, и весьма часто оно становится центром сюжета. Именно здесь чаще всего и происходят амурные истории: высматривание объекта вожделения, немой диалог между влюбленными, демонстрация внешности… У окон назначают свидания, поют серенады, да и к возлюбленным в романах бегут все через те же окна. Причем возле него, в основном изображают именно женщину, девушку и это конечно же не спроста.

 Женщина в окне. Автор: Василий Андреевич Тропинин.

У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой. Автор: Валентин Серов.

Женщина у окна в Фигерасе. (1926). Автор: Сальвадор Дали.

Как правило, сюжеты с использованием этого архитектурного элемента, несущего свет на полотно, что безусловно является ключевым смыслом, еще несут в себе и романтические нотки, иногда наталкивают на философские размышления. А персонажи, всматривающиеся в даль через окно, содержат в себе двойной смысл: с одной стороны художник призывает вырваться из повседневности и устремиться в даль за мечтой и еще куда-либо, а с другой - показывает невозможность уйти от реальной жизни. Зачастую эта роль на картинах отводится все тому же образу женщины - пленницы домашнего очага. Яркий тому пример - полотно Сальвадора Дали.

Девушка у окна. Автор: Сальвадор Дали.

Вечер. Старая Флоренция. (1973). Автор: Татьяна Ниловна Яблонская.

К слову, известная художница Татьяна Яблонская также не обошла своим вниманием тематику окна. А будучи уже в преклонном возрасте и прикованной к инвалидному креслу, она продолжала общаться с природой посредством окошка, и, как настоящий художник, каждый раз находила для себя нечто новое.

Коллиур. Катя на террасе. Автор: Зинаида Серебрякова.

Этот популярнейший сюжетный прием не упустили использовать в своем творчестве художники всех новомодных течений и направлений прошлого столетия, а для некоторых он стал излюбленной темой.

Париж через окно. Автор: Марк Захарович Шагал.

Вечереет. (1964). Автор: Рене Магрит.

 «Человеческий удел». Автор: Рене Магритт.

Открытое окно в Коллиуре. Автор: Андре Матисс.

 Натюрморт у окна в Сан-Рафаэле. (1919 г). Автор: Пабло Пикассо.

Полуночники.(1942). Автор: Эдвард Хоппер.

В 20 столетии новые технологии в строительстве позволили освободить наружные стены от функции опор и сделали возможным превратить ее в сплошное окно. А полная прозрачность создает ощущение открытости, отсутствия границ, единения пространства внутри и вне стен. Ведь «прозрачное — призрачно». Так окно стало играть роль не просто архитектурного украшения, а явилось границей, разделяющей пространство и миры, человеческие души, людей.

*Окна в живописи* от Михаила Горбаня.

Современные художники все чаще и чаще начали использовать в своих сюжетах окна в альянсе с натюрмортами и пейзажами, что весьма привлекает зрителя и задает романтическое настроение.

*Окна в живописи* от Владимира Жданова.

*Окна в живописи* от Дианы Коробкиной.

*Окна в живописи* от Глеба Голубецкого.

*Окна в живописи* от Владимира Коркодыма.

*Окна в живописи* от Станислава Жуковского.

*Окна в живописи* от Валентина Короткова.

*Окна в живописи* от Paula Thury.

*Окна в живописи* от Станислава Плутенко.

И в продолжении темы о стекле хотелось бы вспомнить серию работ, посвященную граненному стакану известного русского живописца Кузьмы Петрова-Водкина, который знал толк в "гранчаках", конечно же в художественном смысле.

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Окно на полотне - выигрышный объект, поскольку позволяет совместить два или более жанров живописи: пейзаж, натюрморт, интерьер и даже портрет. В этой подборке представлены западные художники XIX-XX веков самых разных направлений: от величественного Юхана Даля до загадочного Сальвадора Дали, от уютно-домашнего Фернана Туссена до холодно-тревожного Томаса Бёрка, от скурпулёзной реалистичности Адольфа фон Мензеля до весёлого размаха Анри Матисса.

В общем, окна на любой вкус :-)

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Jakob Alt (1789-1872), Германия

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Adolph von Menzel (1815-1905), Германия

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Henri-Joseph Harpignies (1819-1916), Франция

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Alfred George Stevens (1823-1906), Бельгия

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Pierre Bonnard (1867-1947), Франция

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Henri-Émile-Benoît Matisse (1869-1954), Франция

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Fernand Toussaint (1873-1956), Бельгия

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Paul Kauzmann (1874-1951), Германия

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Daniel Garber (1880–1958), США

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Carlo Hornung-Jensen (1882 - 1960), Дания

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Thomas Burke (1886-1945), Великобритания

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Salvador Dalí (1904-1989), Испания

Вид из окна на полотнах западных мастеров

Andrew Newell Wyeth (1917-2009), США

По материалам интернета.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Раскрытое окно, изображённое на полотне, создаёт особую глубину, наполняет картину свежестью и светом. Два мира - уютный, домашний и вольный, наружный - перекликаются, контрастируют и дополняют друг друга в этом образе. Окно, как центральный объект, любят изображать многие художники. В этой подборке я хочу показать чудесные раскрытые окна, написанные русскими живописцами конца XIX - начала XX века.

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Константин Коровин. Балкон в Крыму

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Константин Сомов. Открытая дверь в сад

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Николай Богданов-Бельский. Лето

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Станислав Жуковский. Окно в лето

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Константин Юон. Окно в природу

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Константин Горбатов. Букет цветов на окне

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Марк Шагал. Окно. Витебск

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Николай Ге. Портрет Н.Петрункевич

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Зинаида Серебрякова. Веранда. Весна

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Александр Герасимов. Букет цветов. Окно

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Николай Богданов-Бельский. Солнечное утро

Раскрытое окно на полотнах русских художников

Станислав Жуковский. Весенний пейзаж с фиалками

По материалам интернета.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Светлый или тёмный , распахнутый или закрытый — оконный проем как архитектурный элемент на картинах художников служит не только фоном или акцентом композиции , но и выступает как метафора надежды , перемен , шага в неведомое. Давайте посмотрим в окна живописцев и узнаем , какие символы они открывают.

Окно как символ в искусстве. Портал в иные миры

От окошка до окна

Привычный для нас элемент интерьера , как , впрочем , и экстерьера , окно свою значимость в жизни человека « осознало» не сразу. Все-таки первые окна были маленькими , мутными , едва пропускали свет и больше походили на заготовки для витражей, — что с успехом использовалось в сакральной архитектуре. Свет , льющийся в храм с небес , воспринимался эквивалентом Божественного присутствия , а три окна в церкви веках соответственно подразумевали Святую Троицу.

Джузеппе Арчимбольдо. Сцены из жития святой Екатерины. Фрагмент

Лоренцо Коста. Святое семейство

Леонардо да Винчи. Мадонна Дрейфус (Мадонна с Младенцем и гранатом)

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта

Рафаэль Санти. Мадонна с гвоздиками

Рафаэль Санти. Мадонна Альдобрандини (Мадонна лорда Гарвага)

Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)

Размер имеет значение

Стеклодувы Италии раньше других в Европе начали изготавливать относительно большие и прозрачные стекла. Этот технологический прорыв , а также популярность в архитектуре большого трехчастного ( т.н. «венецианского») окна , сыграло решающую роль в «возвышении» окна во времена интеллектуальной революции Возрождения. Рама

Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Перефразируя пословицу, скажем так: как вы раму подберете – так картина «запоет». Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Рассказываем об истории и эволюции вопроса, представляя иллюстрированный экскурс с комментариями специалиста. Читать дальше

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

предстает как завершенная и предназначенная для созерцания картина. Приоритет видения художественного мира зрением « духовным» ( а окна , как мы знаем, — «глаза души»), утверждавшийся религией и церковью и господствовавший в Средние века , изменился. Отныне человек посредством окна объединяется с материальным миром. Один из ведущих теоретиков искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти именно так и рассматривал живопись — как обозначенное границами рамы распахнутое окно в другой мир.

Портреты на фоне оконного проема стали весьма популярными: на полотнах появилось ощущение пространства , а человек и природа становились единым целым , и это было одним из ключевых моментов в искусстве Ренессанса.

Читайте также: