Каковы требования к использованию интерактивной доски в образовательной системе

Обновлено: 03.05.2024

Введение технических средств обучения (ТСО) в процесс обучения, которое многими определяется как технологическая революция в образовании, началось в 1930-е гг. в США с разработки первых программ аудиовизуального обучения. Сегодня, спустя 80 лет, организацию обучения трудно представить без использования современных ТСО. Об одном из них — интерактивной доске и о том, как пользоваться ею безопасно для здоровья школьников и их учителей, рассказывает настоящая статья.

ТСО в образовательной деятельности

Применение ТСО в ходе педагогического процесса интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, позволяет предложить учащимся более полную и точную информацию об изучаемом предмете или явлении, повысить наглядность, создать представления о механизме сложных явлений и тем самым облегчить их понимание, ознакомить учащихся с характером быстро или, напротив, медленно протекающих процессов. Еще одно существенное достоинство ТСО — возможность индивидуализировать усвоение знаний в условиях классно-урочной системы, поднять степень его дифференциации и, таким образом, сократить недостаток учебного времени. Важнейшей особенностью информации, поступающей к ученику через различные ТСО, является ее образный, динамичный характер, снимающий монотонность урока. Такая организация учебного процесса создает положительный эмоциональный фон и, что очень важно, формирует мотивацию к обучению.

Вместе с тем, как следует из многочисленных исследований, выполненных гигиенистами, ТСО способны оптимизировать учебный процесс только при условии их гигиенически рационального использования. Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012) все технические средства обучения должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья пользователей.

Известно, что все электронные средства обучения увеличивают зрительную нагрузку, которая офтальмологами рассматривается как фактор риска ухудшения зрения у детей. Привнесение в учебные классы новых ТСО предполагает соблюдение безопасных для здоровья школьников и педагогов условий их эксплуатации. Актуальность этого требования подтверждают результаты медицинских осмотров учащихся, в ходе которых установлено, что за годы школьного обучения количество детей с нарушениями зрениями увеличивается в 2–3 раза. А наблюдения последних лет выявили стремительное увеличение распространенности миопии слабой степени у учащихся с 1-го по 7-ой класс. Более чем у половины из них происходило ежегодное ухудшение зрения на 0,5 диоптрии и более.

Достоинства и недостатки интерактивной доски

В последние годы арсенал ТСО пополнила интерактивная доска, которая широко используется не только в странах Европы и Америки, но и в России. Более 90 % российских пользователей интерактивных досок находится в образовательном секторе. Первые такие доски в российских школах появились несколько лет назад, но сегодня все большее число школ приобретает их с целью повышения качества знаний учащихся. Причиной их востребованности является не только технология, способная заменить традиционную школьную доску с тряпкой и мелом, но и широкая возможность ее использования на всех ступенях школьного обучения, удобство визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением на электронных носителях.

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Поверхность доски, на которую проецируется экран монитора, является чувствительной и позволяет использовать ручку (или даже палец), чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, к ней подключенного.

Принцип работы интерактивной доски основан на следующем: сначала компьютер посылает изображение хранимой в нем информации видеопроектору; видеопроектор передает изображение на проекционный экран, который способен работать и в качестве монитора, и как устройство ввода данных. Последнее обеспечивает ее интерактивность. Она нередко используется и в качестве маркерной доски.

Однако у такого типа досок есть существенный недостаток — их гладкая поверхность бликует, что ухудшает условия рассматривания размещаемой на ней информации.

Учитывая перспективу широкого применения интерактивного оборудования в образовательном процессе, встает вопрос о регламентации работы, поскольку его внедрение в широкую школьную практику, по аналогии с другими ТСО (например, учебное телевидение, персональные компьютеры), может оказывать и неблагоприятное влияние на здоровье учащихся.

Требования к использованию интерактивной доски

Использование интерактивной доски предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий для восприятия подаваемой с ее помощью информации. Кроме того, педагог, использующий в своей практике интерактивную доску, должен обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.). Сегодня такие сведения практически отсутствуют, и внедрение в учебный процесс нового ТСО идет без должного обоснования мер безопасного для здоровья пользователей их использования. Наши наблюдения на уроках с использованием интерактивной доски показали, что педагоги пренебрегают соблюдением даже самых очевидных на уровне здравого смысла требований, например: желтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, малый размер используемого шрифта, одновременное применение большого количества различных цветов и др.

Важное значение имеет размер интерактивной доски. Согласно существующим требованиям, диагональ доски должна быть не менее 1900 мм, а размер активной поверхности — не менее 1560 × 1100 мм, аппаратное разрешение — не ниже 4000 × 4000 точек. Активная поверхность доски должна быть износостойкой, твердой, матовой и антивандальной. Важное требование — работоспособность доски должна сохраняться даже при частичном повреждении ее активной поверхности.

При выборе места для интерактивной доски нужно руководствоваться теми же соображениями, что и в случае с обычной или маркерной. Она должна размещаться на той же высоте, быть хорошо видна и легкодоступна. Если для работы интерактивной доски используется проектор, его размещение должно быть таким, чтобы исключить попадание луча проектора в глаза работающему у доски человеку. Яркость проектора должна обеспечивать высокую четкость изображения, поскольку полное затемнение учебного помещения невозможно. Следует предусмотреть, чтобы тень от работающего не попадала на доску. Не менее важен и низкий уровень шума, производимого вентилятором проектора.

Результаты исследования

Нами было проведено изучение особенностей, связанных с использованием интерактивной доски в процессе занятий, и влияния этих занятий на самочувствие пользователей — учащихся и педагогов. В анкетировании приняли участие 145 преподавателей общеобразовательных учреждений.

Полученные в ходе анкетирования данные показали, что стаж работы с интерактивной доской у подавляющего большинства педагогов небольшой. Так у 42,7 % опрошенных он составил 2 года, у 36,9 % — 1 год и только 5,8 % респондентов работали с ней более 2-х лет. Вместе с тем даже самые стажированные респонденты отмечали, что они не в полной мере владеют всеми возможностями, которыми располагает новое ТСО. Это позволяет предположить, что, по мере накопления у педагогов опыта использования этой доски в учебном процессе, продолжительность ее использования на занятиях будет увеличиваться. По отзывам более половины опрошенных учителей среднее время использования доски составляло у них менее 15 мин от продолжительности урока; у четверти учителей — от 25 до 30 мин. Использование интерактивной доски в течение всего урока отметили всего немногим более 11 % респондентов.

Наша гипотеза о том, что использование интерактивной доски увеличивает объем учебной информации на уроке и тем самым интенсифицирует учебную деятельность школьников подтвердилась результатами анкетирования. Так, по мнению абсолютного большинства опрошенных (более 91 %), во время занятий с привлечением интерактивной доски информационная емкость урока оказывается намного выше, чем на уроках без ее использования.

Результаты анкетирования подтвердили и другое наше предположение о том, что интегрирование интерактивной доски в учебный процесс снимает монотонию и эмоционально активизирует учебную деятельность. В ходе нашего исследования почти 89 % респондентов указали, что использование на уроке интерактивной доски повышает учебную мотивацию учащихся, а это может способствовать сохранению уровня их работоспособности, в то время как увеличение информационной нагрузки способно привести к обратному результату.

Постоянные жалобы учащихся на утомление по окончании урока с использованием новой доски (головные боли, ощущение тяжести в голове) отмечают 12,2 % учителей, 21,1 % указывают на периодический характер их возникновения. 18,3 % учителей постоянно и 31,7 % учителей «иногда» отмечают у своих воспитанников симптомы зрительного утомления: дети в основном жалуются на боли в области глаз.

Среди факторов, связанных с использованием интерактивной доски и способных оказать негативное влияние на самочувствие и состояние здоровья учащихся, 58,3 % респондентов называют яркий светового поток от видеопроектора, 14,0 % указывают на возможное влияние электромагнитных излучений, а 12,3 % отмечают повышение температуры воздуха, субъективно ощущаемое у проекционного экрана.

По данным анкетирования, о наличии интенсификации обучения учащихся при использовании интерактивной доски указали 35,5 % опрошенных; на воздействие статического электричества — 5 %; на неприятный химический запах — 4,3 %; на шум от работы видеопроектора — 0,6 %.

Среди всех учителей, отметивших те или иные признаки утомления учащихся после уроков, на которых применялась интерактивная доска, почти 55 % также регистрировали снижение собственной зрительной и умственной работоспособности.

Учитывая, что светящийся экран, кроме того, является еще и источником электромагнитных излучений, нами были проведены замеры уровней электромагнитного поля непосредственно на рабочем месте у доски. Результаты этих замеров показали, что уровни электромагнитных излучений не превышают предельно допустимых.

Выводы

Предварительные результаты исследований свидетельствуют, что использование интерактивной доски в учебном процессе расширяет дидактические возможности обучения детей и, с одной стороны, сопровождается увеличением объема учебной нагрузки, а с другой — способствует повышению уровня учебной мотивации со стороны учащихся. Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе урока составляет 15 мин, а время непосредственной работы с ней учащихся — в пределах 10 мин. Установлено, что к концу уроков, на которых использовалась интерактивная доска, отмечалось появление жалоб астенического характера, указывающее на развитие общего (треть опрошенных) и зрительного (половина опрошенных) утомления. Появление дискомфортных состояний и зрительного утомления после работы с новой доской характерно не только для учащихся, но и для педагогов.

По мнению педагогов, наиболее значимые неблагоприятные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на самочувствие работающих с интерактивной доской, являются: яркий световой поток проектора, повышение температуры воздуха у проекционного экрана, электромагнитные излучения.

В ходе физиолого-гигиенических исследований было установлено, что безопасная длительность применения интерактивной доски на уроке в 1–3-х классах составляет не более 20 мин, а начиная с 4-го класса — не более 30 мин. Для профилактики зрительного утомления у детей работу с интерактивной доской следует чередовать с другими видами учебной деятельности и физкультминутками. Если доска не используется, ее следует выключать, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения учащихся.

СТЕПАНОВА М. И., зав. лабораторией обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, д-р мед. наук

Как нам известно, смартфоны и планшеты стали привычными игрушками современных детей. Без таких технических средств теперь сложно вовлечь детей в образовательную деятельность. Воспитатели это понимают и стараются не отставать, все чаще используя на занятиях, например, интерактивные доски. Но как соблюсти баланс между интерактивностью и гигиеническими требованиями, я вам сейчас расскажу в своем докладе!

ВложениеРазмер
tekst_k_prezentatsii.docx 21.85 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Рамонский детский сад №3

Доклад к методическому объединению воспитателей на тему:

«Гигиенические требования к интерактивным доскам».

Воспитатель Рамонского детского сада №3

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  2. Виды интерактивных досок………………………………………………………..……4
  3. Достоинства и недостатки интерактивной доски…………………………………. …5
  4. Требования к работе с интерактивной доской…………………………………………6
  5. Комплексы упражнений для снятия зрительного утомления у детей………………..7
  6. Заключение……………………………………………………………………………….8
  7. Список использованной литературы…………………………………………………. 9

Как нам известно, смартфоны и планшеты стали привычными игрушками современных детей. Без таких технических средств теперь сложно вовлечь детей в образовательную деятельность. Воспитатели это понимают и стараются не отставать, все чаще используя на занятиях, например, интерактивные доски. Но как соблюсти баланс между интерактивностью и гигиеническими требованиями, я вам сейчас расскажу в своем докладе!

Виды интерактивных досок

Существует два вида интерактивных досок, это активная и пассивная. Различия их в том что активная доска подключается к источнику питания и компьютеру проводами и у нее низкая стоимость. А пассивная доска не требует подключения к электросети и компьютеру, а также ее преимущество в том что она безопасна как для дошкольников так и для воспитателей. (Слайд 3-4)

Достоинства и недостатки интерактивной доски

В последнее десятилетие список используемых технических средств обучения пополнился интерактивными досками. В нашей стране их чаще используют и в образовательной деятельности. Первые доски появились в российских школах 8 лет назад, а сегодня они уверенно теснят традиционные доски и в детских садах. Их популярность обусловлена следующими преимуществами: (Слайд 5)

  1. Они универсальны (заменяют традиционные и маркерные доски);
  2. Функциональны (позволяют визуализировать текстовую и графическую информацию);
  3. Удобны в использовании (возможность корректирования обучающего материала в процессе демонстрации);
  4. Экономичны (сенсорная поверхность не требует дополнительных расходных материалов).

Детям очень нравиться быть участниками процесса живого обучения. Рассматривая крупные, яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова, они воспринимают информацию не только визуально, но и кинетически. И соответственно, легко и непринужденно усваивают обучающий материал.

Существенный недостаток интерактивной доски- его стоимость. Средняя цена экран + проектор 150 000 рублей , кроме того в случае отключения электроэнергии провести занятие, запланированное с применением интерактивной доски, не получиться.

А так же максимальная продолжительность использования интерактивной доски на занятии занимает 15 минут. (Слайд 6)

Требования к работе с интерактивной доской

Правильное соблюдение интерактивной доски возможно при соблюдении следующих условий. (Слайд 7)





Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной.
Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков от учащихся. Почти у каждого ученика класса есть сотовый телефон, у 90% учащихся есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке бесспорны.
Применяю работу с интерактивной доской на различных уроках, внеклассных мероприятиях, праздниках, родительских собраниях и т.д.

Примеры использования на уроках:
Русского языка: составление и заполнение таблиц, исправление ошибок в тексте, распределение слов по группам, вставка пропущенных букв и слов, разбор предложения, работа со схемами и т.д.
Соединение линиями соответствующих понятий -






На математике: работа с геометрическим материалом – измерение площади и периметра фигур, изготовление чертежей, измерение углов и др.; составление кратких записей, схем к задачам и их решение, заполнение таблиц, сравнение величин. Удобно применять на этапе устного счёта, например:
Нахождение значения числового выражения -






На уроках окружающего мира: работа с географическими объектами на карте (распределение полезных ископаемых, путешествия по различным территориям, выделение границ государств, сравнение географических объектов), просмотр видеофайлов, распределение животных и растений по классам, выстраивание объектов по каким-либо признакам (например, планет солнечной системы - по размеру), решение тестов при закреплении темы.



На ИЗО и технологии: просмотр видеороликов, составление технологических карт, редактирование рисунков и т.д.



Нравится создавать технологические карты прямо на глазах у учащихся или дополнять готовые, добавляя комментарии.




На уроках литературного чтения: выделение выразительных средств речи (эпитетов, метафор и др.) в тексте стихотворений, прослушивание аудиозаписей, работа с интернет ресурсами для поиска толкования слова, а также:
Установление соответствия между автором и названием его произведения:




Использую возможности интерактивной доски на таком этапе урока, как «физминутка». Это видеоролики, анимации, аудиозаписи, танцевальные песни, зрительная гимнастика и т.д. И всё это, не теряя контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.




Праздники – тоже не исключение. Музыка, видеоролики, анимация – всё это помогает при организации мероприятий для детей и родителей. Удобно останавливать музыку при проведении конкурсов.
Хочу отметить, что звук, который исходит от доски – его громкость и чистота – намного лучше, чем на обычных колонках.
Просмотр слайдфильма к дню матери:




На родительских собраниях показываю диаграммы, таблицы с результатами обучения учащихся, демонстрирую фотографии и видеофайлы о школьной жизни детей и их успехах, делаю записи на доске о предстоящих делах класса.
Безусловно, применение интерактивной доски требует от учителя определённой подготовки, знаний и времени. Но главное, что работа с этим «чудом» техники очень нравится детям. Они с нетерпением ждут от меня чего-то новенького и интересного. Для учителя это важно. Освоив нетрудные приёмы работы с интерактивной доской, я призываю всех своих коллег применять в нашей педагогической практике это новшество.
Желаю Вам творческих успехов! Спасибо за внимание!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.

Просмотр содержимого документа
«"Использование интерактивной доски в учебном процессе"»

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи.

Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Технические возможности доски позволяют вернуться при необходимости к началу изложения или более сложному аспекту материала урока.

Интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации.

Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

экономить время на уроке

увеличит глубину погружения в материал

повышать мотивацию обучения

формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.

учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка.

Как сделать урок более продуктивным и запоминающимся?

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русского языка всегда будет две составляющие: использование традиций и поиски нового. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски. Перед учителем русского языка и его учениками всегда стоят конкретные задачи - сформировать прочные умения применять знания на практике. Интерактивная доска обладает уникальной возможностью сочетать вывод на нее любой информации с компьютера с произвольным дополнением выведенного изображения подчеркиваниями, комментариями.

Интерактивная доска стала помощником учителю в его работе и помогает на уроке решать учебные, воспитательные, познавательные и эстетические задачи. Использование интерактивной доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.. Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка. Специальное программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро подобрать и правильно расположить учебный материал, при этом преподаватель может использовать готовые, собранные в спецбиблиотеку картинки, блок схемы, фоны. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить весь ход мысли.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Эта возможность позволяет не только использовать большой объем учебного материала, но и иметь про запас для сильного класса. Для такого объема учебного материала обычной доски учителю бы не хватило. Вся наглядность готовится заранее и размещается в нужном порядке. На уроке достаточно просто щелкнуть пером на определенную клавишу, чтобы открылась следующая страница. Это значительно экономит время, а учитель может держать в зрительном контроле класс. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Ребенок вовлечен в проверку. Он имеет возможность постепенно открывать шторки, за которыми спрятаны ответы. Это интересный процесс, ведь вначале ученик говорит правильный ответ. Он может сам передвигать с помощью пера слова, распределяя их на группы. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа), то шторкой можно закрыть часть интерактивной доски. Шторку открываем для проверки задания. Слайды с такими заданиями содержат цветные картинки. Это создает особое настроение игры и необычности. Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме проверки обязательно запомнятся ребенку, ведь он не просто выполнял учебную задачу, а помогал «разогнать тучки» или доставал нужные окончания из корзинки. Таким образом, детям интересно на уроке, а значит, они меньше устают.

Я считаю, что интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала. Это позволяет учащимся самим искать решение возникшей перед ними проблемы. А выводы легко оформить в виде таблицы или схемы. Работа с таблицей может быть самой разнообразной: устный анализ материала, перенос таблиц в тетради с последующим заполнением граф примерами слов, словосочетаний, предложений, воссоздание по памяти недостающих частей. Также при объяснении нового материала использование цветных карандашей помогает выделить главное. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, помогает выделить важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие. При закреплении знаний и отработке умений в любой момент можно вернуться к составленной таблице или схеме.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе. Ее использование позволяет разнообразить изучение предмета. Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске несколько учеников, для того чтобы они показали знание теоретического материала. Благодаря интерактивной доске мы соединяем возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения. Работать на интерактивной доске можно в классах с разным уровнем компьютерной грамотности, ведь для этого учащемуся вовсе не обязательно пользоваться компьютером: ученик работает у доски, только вместо мела используется маркер.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации. А благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Учителю всегда хочется оставить свой урок для следующего раза, а интерактивная доска позволяет без труда это сделать. Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

экономить время на уроке

увеличит глубину погружения в материал

повышать мотивацию обучения

формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.

учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Вывод: на уроках русского языка интерактивные технологии позволяют за меньшее количество времени повторить, закрепить и обобщить больший объем информации, а следовательно, повысить качество знаний учащихся по предмету.

Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Интерактивная доска – это новые возможности.

Как обобщить и систематизировать объемный материал за один урок? Как привлечь и активизировать внимание и мышление на уроках повторения?

Один из способов решения этой проблемы – использование ИД, которая дает возможность мобильно и емко решить вопросы повторения, систематизации и обобщения объемного материала.


Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Так на уроке письма и развития речи применение интерактивной доски позволяет выполнить большое количество разнообразных заданий, провести работу с текстом, который нужно было не распечатывать, и, в отличие от использования обычной презентации, при выполнении заданий с грамматически правильным продолжением предложения можно было передвигать предложенные продолжения, подбирая подходящее, исправлять ошибки.

Одна из задач, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

Таким образом, ИД помогает в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.

Как привлечь внимание и мобилизовать мышление и память, объясняя новый материал?

Интерактивная доска – это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность включения любой программы, которая открыта на компьютере, вы можете работать с ней прямо на интерактивной доске. Легко вставить имеющиеся в единой коллекции ЦОР флэшки, картинки, видеофрагменты, музыку.

Ученик, вызванный к ИД, выполняет задание учителя и тесно взаимодействует с современными технологиями. Чем больше практики в школе - тем квалифицированнее вырастет специалист. А презентация на проекторе - это не практическое занятие, ученики не могут, как на интерактивной доске, вносить изменения, поэтому могут и не следить за слайд-шоу.

Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.

На уроке «Имя существительное» в 6-м классе, выполняя задание: «Найди лишнее слово», учащиеся могли услышать звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще». При объяснении нового материала использовались флэшки из единой коллекции ЦОРов, которые отличались яркими красочными образами, прекрасно были озвучены.

Ребенок при работе с ИД не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Запас изобразительного и видео-материала при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

ИД заинтересовывает учащихся, а в результате активизируются внимание, зрительная память, и как следствие - повышение эффективности обучения.

ИД позволяет применить различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом, «мгновенная проверка» выполненного задания. Особенно это важно при анализе текста на уроках чтения и развития речи.

Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

С помощью ИД возможно опробовать заранее приготовленные учениками упражнения к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик». Учитель станет иллюзионистом, когда волшебный ластик вдруг на чистой странице проявит картинку или текст.

Интерактивная доска прочно вошла в нашу повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках в достаточной степени широк.

Прежде всего, это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе.

В этой связи хотелось бы выделить ряд неоспоримых достоинств интерактивной доски.

Во-первых, ИД позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим.

Во-вторых, интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении. Подготовка к уроку с использованием доски происходит технологично и не занимает больше времени, чем подготовка урока с помощью других компьютерных программ. Освоение приемов работы с доской не вызывает трудностей благодаря четкой структуре и наглядному интерфейсу.

В-третьих, она позволяет качественно строить графические объекты. Тем, кто пробовал с помощью мела, циркуля и угольника работать у обычной доски, это особенно понятно.

В-четвертых, доска позволяет рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на обычной доске затруднена.

В-пятых, использование материалов из других сторонних источников расширяет возможности работы при подготовке к уроку

В-шестых, возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе.

В-седьмых, очень важный момент связан с гигиеной труда преподавателя и школьника. Меловая пыль воздействует на легкие не лучшим образом, мало того, она отрицательно влияет на технику и эргономику учебного процесса. В-восьмых, высокое качество картинок и шаблонов позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус.

В-девятых, возможность индивидуально-дифференцированного подхода;

В-десятых, оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.

И, наконец, наша доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.

большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока (если нет опыта);

здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.

Просмотр содержимого документа
«"Использование интерактивной доски в учебном процессе"»

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи.

Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Технические возможности доски позволяют вернуться при необходимости к началу изложения или более сложному аспекту материала урока.

Интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации.

Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

экономить время на уроке

увеличит глубину погружения в материал

повышать мотивацию обучения

формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.

учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка.

Как сделать урок более продуктивным и запоминающимся?

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русского языка всегда будет две составляющие: использование традиций и поиски нового. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски. Перед учителем русского языка и его учениками всегда стоят конкретные задачи - сформировать прочные умения применять знания на практике. Интерактивная доска обладает уникальной возможностью сочетать вывод на нее любой информации с компьютера с произвольным дополнением выведенного изображения подчеркиваниями, комментариями.

Интерактивная доска стала помощником учителю в его работе и помогает на уроке решать учебные, воспитательные, познавательные и эстетические задачи. Использование интерактивной доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.. Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка. Специальное программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро подобрать и правильно расположить учебный материал, при этом преподаватель может использовать готовые, собранные в спецбиблиотеку картинки, блок схемы, фоны. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить весь ход мысли.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Эта возможность позволяет не только использовать большой объем учебного материала, но и иметь про запас для сильного класса. Для такого объема учебного материала обычной доски учителю бы не хватило. Вся наглядность готовится заранее и размещается в нужном порядке. На уроке достаточно просто щелкнуть пером на определенную клавишу, чтобы открылась следующая страница. Это значительно экономит время, а учитель может держать в зрительном контроле класс. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Ребенок вовлечен в проверку. Он имеет возможность постепенно открывать шторки, за которыми спрятаны ответы. Это интересный процесс, ведь вначале ученик говорит правильный ответ. Он может сам передвигать с помощью пера слова, распределяя их на группы. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа), то шторкой можно закрыть часть интерактивной доски. Шторку открываем для проверки задания. Слайды с такими заданиями содержат цветные картинки. Это создает особое настроение игры и необычности. Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме проверки обязательно запомнятся ребенку, ведь он не просто выполнял учебную задачу, а помогал «разогнать тучки» или доставал нужные окончания из корзинки. Таким образом, детям интересно на уроке, а значит, они меньше устают.

Я считаю, что интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала. Это позволяет учащимся самим искать решение возникшей перед ними проблемы. А выводы легко оформить в виде таблицы или схемы. Работа с таблицей может быть самой разнообразной: устный анализ материала, перенос таблиц в тетради с последующим заполнением граф примерами слов, словосочетаний, предложений, воссоздание по памяти недостающих частей. Также при объяснении нового материала использование цветных карандашей помогает выделить главное. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, помогает выделить важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие. При закреплении знаний и отработке умений в любой момент можно вернуться к составленной таблице или схеме.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе. Ее использование позволяет разнообразить изучение предмета. Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске несколько учеников, для того чтобы они показали знание теоретического материала. Благодаря интерактивной доске мы соединяем возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения. Работать на интерактивной доске можно в классах с разным уровнем компьютерной грамотности, ведь для этого учащемуся вовсе не обязательно пользоваться компьютером: ученик работает у доски, только вместо мела используется маркер.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации. А благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Учителю всегда хочется оставить свой урок для следующего раза, а интерактивная доска позволяет без труда это сделать. Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

экономить время на уроке

увеличит глубину погружения в материал

повышать мотивацию обучения

формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.

учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Вывод: на уроках русского языка интерактивные технологии позволяют за меньшее количество времени повторить, закрепить и обобщить больший объем информации, а следовательно, повысить качество знаний учащихся по предмету.

Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Интерактивная доска – это новые возможности.

Как обобщить и систематизировать объемный материал за один урок? Как привлечь и активизировать внимание и мышление на уроках повторения?

Один из способов решения этой проблемы – использование ИД, которая дает возможность мобильно и емко решить вопросы повторения, систематизации и обобщения объемного материала.


Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Так на уроке письма и развития речи применение интерактивной доски позволяет выполнить большое количество разнообразных заданий, провести работу с текстом, который нужно было не распечатывать, и, в отличие от использования обычной презентации, при выполнении заданий с грамматически правильным продолжением предложения можно было передвигать предложенные продолжения, подбирая подходящее, исправлять ошибки.

Одна из задач, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

Таким образом, ИД помогает в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.

Как привлечь внимание и мобилизовать мышление и память, объясняя новый материал?

Интерактивная доска – это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность включения любой программы, которая открыта на компьютере, вы можете работать с ней прямо на интерактивной доске. Легко вставить имеющиеся в единой коллекции ЦОР флэшки, картинки, видеофрагменты, музыку.

Ученик, вызванный к ИД, выполняет задание учителя и тесно взаимодействует с современными технологиями. Чем больше практики в школе - тем квалифицированнее вырастет специалист. А презентация на проекторе - это не практическое занятие, ученики не могут, как на интерактивной доске, вносить изменения, поэтому могут и не следить за слайд-шоу.

Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.

На уроке «Имя существительное» в 6-м классе, выполняя задание: «Найди лишнее слово», учащиеся могли услышать звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще». При объяснении нового материала использовались флэшки из единой коллекции ЦОРов, которые отличались яркими красочными образами, прекрасно были озвучены.

Ребенок при работе с ИД не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Запас изобразительного и видео-материала при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

ИД заинтересовывает учащихся, а в результате активизируются внимание, зрительная память, и как следствие - повышение эффективности обучения.

ИД позволяет применить различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом, «мгновенная проверка» выполненного задания. Особенно это важно при анализе текста на уроках чтения и развития речи.

Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

С помощью ИД возможно опробовать заранее приготовленные учениками упражнения к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик». Учитель станет иллюзионистом, когда волшебный ластик вдруг на чистой странице проявит картинку или текст.

Интерактивная доска прочно вошла в нашу повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках в достаточной степени широк.

Прежде всего, это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе.

В этой связи хотелось бы выделить ряд неоспоримых достоинств интерактивной доски.

Во-первых, ИД позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим.

Во-вторых, интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении. Подготовка к уроку с использованием доски происходит технологично и не занимает больше времени, чем подготовка урока с помощью других компьютерных программ. Освоение приемов работы с доской не вызывает трудностей благодаря четкой структуре и наглядному интерфейсу.

В-третьих, она позволяет качественно строить графические объекты. Тем, кто пробовал с помощью мела, циркуля и угольника работать у обычной доски, это особенно понятно.

В-четвертых, доска позволяет рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на обычной доске затруднена.

В-пятых, использование материалов из других сторонних источников расширяет возможности работы при подготовке к уроку

В-шестых, возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе.

В-седьмых, очень важный момент связан с гигиеной труда преподавателя и школьника. Меловая пыль воздействует на легкие не лучшим образом, мало того, она отрицательно влияет на технику и эргономику учебного процесса. В-восьмых, высокое качество картинок и шаблонов позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус.

В-девятых, возможность индивидуально-дифференцированного подхода;

В-десятых, оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.

И, наконец, наша доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.

большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока (если нет опыта);

здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.

Читайте также: