Какой линолеум нужен для линогравюры

Обновлено: 09.05.2024

Расширяем горизонты применения талантов: рассказываем про необычные техники и приёмы творческого самовыражения. Сегодня поговорим о линогравюре.

Линогравюра — это техника высокой печати, когда краска переносится на бумагу с выступающих участков печатной формы, а места, которые бумаги касаться не должны, углубляются. Линогравюра или Гравирование на линолеуме — самая молодая из основных графических техник.

Из глубины веков

Ксилография — гравюра на дереве — зародилась в Китае, по некоторым источникам, уже в VI - VII веках. Самая ранняя, из дошедших до нас китайских гравюр, датирована 868 годом. Фрагменты ксилографических книг на арабском языке, относящихся к периоду между X и XIV веками, были найдены в Египте.

Первые европейские ксилографии появились на рубеже XIV - XV веков. Историки связывают появление гравюры с началом производства бумаги в европейских странах. Самая раняя датированная ксилография относится к 1418 году. Именно в эпоху раннего Возрождения гравюра развивается как самостоятельный вид искусства и как средство массовой печати.

Линогравюра возникла на рубеже XIX - XX веков: в 1860-х годах появился линолеум как строительный материал. А после уже нашёл применение и как основа для гравюры. Одними из первых мастеров, использовавших линолеум вместо дерева, были художники-экспрессионисты немецкой группы «Мост», когда им потребовалось отпечатать плакаты большого формата и обои.

Первыми в России мастерами линогравюры стали Иван Павлов, Николай Шевердяев и Вадим Фалилеев. Примечательно, что Павлов способствовал широкому внедрению линогравюры в книжное дело.

В технике линогравюры работали даже такие великие художники как Пабло Пикассо и Анри Матисс. Пикассо фактически изобрел метод гравировки одного куска линолеума для всех цветов: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.

Материалы и инструменты

Освоить линогравюру можно даже самостоятельно. Главное желание и правильные инструменты :)

Например, для новичков или для детского творчества продаются специальные наборы для линогравюры, в которые входит всё необходимое для создания отпечатка.

Для начала выбираем материал — можно приобрести специальный линолеум для линогравюры, а можно воспользоваться и бытовым линолеумом — однотонным и без фактуры, толщиной 3-5 мм.

Так же понадобится набор резцов , лезвие которых бывает разной формы: радиусная, плоская, коробчатая, уголковая (есть и в художественных, и в хозяйственных магазинах).

Следующий этап: выбираем краски . В продаже есть специальные краски для линогравюры , а можно взять типографскую краску, гуашь или акрил . Можно даже воспользоваться краской для текстиля и перенести изображение на ткань. Главное, чтобы краска была умеренно густая и не слишком быстро сохнущая.

Для нанесения краски на основу потребуется валик. Это может быть полиграфический вальцмассовый валик или обычный резиновый для обоев.

Материал для оттиска — бумага, картон, ткань .

Пресс — в домашних условиях это может быть валик, ложка или обыкновенная скалка. Такое точно есть дома у каждого ;)

Начинаем творить и вытворять

Если линолеум недостаточно гладкий, нужно тщательно отшлифовать.

Сначала создаётся эскиз . Необходимо хорошо продумать все детали, разобрать, где будет свет, а где тень. Это очень ответственный этап работы. За счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в материалах. Готовый эскиз переносится на линолеум.

Проще всего при помощи карандаша перевести рисунок на кальку, положить под кальку на линолеум копировальную бумагу и обвести рисунок карандашом. Или вообще нарисовать эскиз тушью сразу на линолеуме. Важно помнить, что изображение на линолеуме должно быть зеркальным .

Рисунок на линолеуме делается резцами различных профилей и размеров. При работе с острыми инструментами помните о технике безопасности!

Когда печатная форма готова, на неё валиком наносится краска. Важно следить за её количеством, чтобы не залить мелкие штрихи или наоборот не оставить непрокрашенные участки.

Теперь можно переносить изображение. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги или картона и прижимают прессом или вручную. Главное при печати — хорошо прижать печатную форму к материалу, но не переусердствовать, чтобы не смять тонкие штрихи .

Линогравюра — это один из видов высокой печати. В отличие, например, от ксилографии (гравюры на дереве), линолеум обладает приятной мягкостью и не сильно сопротивляется, резать его одно удовольствие. Каждый отпечаток может стать уникальным, если экспериментировать с количеством краски и силой давления при переносе на лист. Так что совсем не обязательно нести свою работу в типографию, вы можете сами напечатать тираж, в котором каждый оттиск будет обладать своей ценностью. Предпочтение линогравюре отдавали многие художники, например, у немецких экспрессионистов вы найдете немало работ в этой технике. Но и сейчас, в эпоху 3D-принтеров, современные художники продолжают резать линолеум. Сегодня у нас мастер-класс по линогравюре.

«Типацеха» — это команда четырех иллюстраторов, выпускников Британской высшей школы дизайна. Нина Стадник, Света Муллари, Лена Четверик и Кристина Колесникова работают вместе как независимое издательство, среди их проектов — ежеквартальный журнал графических работ «Бумажно», независимые журналы, календари, комиксы, а также принты в разных техниках ручной печати. «Типацеха» проводят мастер-классы по иллюстрации и созданию собственных книг, в том числе и в технике линогравюры. Мы встретились с ними в принт-мастерской Британской Высшей школы дизайна, где проследили за процессом создания принта.

Для того, чтобы печатать линогравюру, вам понадобятся:

1) Линолеум. В художественном магазине можно купить специальный, для линогравюры, а можно приобрести обычный в строительном магазине. Важно, чтобы он был не пористым и не слишком мягким, иначе резать его будет сложно. Можно взять с собой в магазин штихель (специальный нож для линогравюры) и попробовать.

2) Штихели или резцы. Их также можно купить в художественном магазине. Они отличаются по толщине — более толстый позволит вам снимать большие куски линолеума, тонкий — вырезать тонкие линии. В таком ноже главное острота.

3) Краска. Подходит офортная или специальная краска для линогравюры на водной основе. Отличительная особенность этих красок — они не засохнут раньше, чем оттиск окажется на бумаге, что может произойти, например, с акрилом.

5) Тряпки, чтобы сохранять чистоту и эстетичность процесса.

7) Бумага, на которой вы собираетесь печатать. Это, кстати, может быть не только бумага, но и ткань.

При создании эскиза важно четко понять, что именно будет черным, а что белым. В линогравюре хорошо работает пятно с мелкими деталями, поэтому линейный рисунок — не самый подходящий вариант. И по этой же причине лучше рисовать эскиз материалами, которые позволяют работать пятном (тушью или маркером). Проверьте все пересечения и переходы в рисунке — отрезать лишнее будет обидно, поэтому лучше заранее все продумать. Место серого в линогравюре обычно занимают ритмичные штрихи, их направление также имеет значение. Зато, решив все сложные вопросы до вырезания, в процессе сможете расслабиться и почувствовать весь кайф этой техники.

Перевод эскиза на линолеум

Тут самое важное помнить, если вы решили сразу нарисовать эскиз на линолеуме, то при печати изображение получится зеркальным! Существует небольшой трюк, как просто перевести эскиз с бумаги на линолеум и получить то, что вы задумали. Для начала обведите свой эскиз очень мягким графитным карандашом, после этого положите его на линолеум и пройдитесь по обратной стороне карандашом.

Нужно применить усилие, чтобы ваш эскиз оказался в итоге на линолеуме. Он будет выглядеть зеркально, но оттиск на бумаге получится, как надо.

Теперь начинается самое интересное. Во-первых, нужно помнить про меры осторожности: резак — это острое оружие, и не стоит класть вторую руку по направлению реза. Вырезать вы будете те места, которые хотите оставить белыми. Можно даже заштриховать черным маркером все то, что вырезать не нужно, чтобы не запутаться. Если вы не уверены, стоит ли резать дальше — всегда можно сделать отпечаток и, уже глядя на него, решить. И еще, не обязательно точь-в-точь повторять ваш эскиз. У линий, которые дает штихель, есть свое очарование, можно доверять им и смотреть на то, что получается.

Перед тем как наносить краску, ее нужно валиком раскатать на стекле (или на толстом пластике), добиваясь равномерного слоя. Затем, также при помощи валика, нанести краску на линолеум.

Линогравюра — это гравирование на линолеуме, печатная форма для так называемой высокой печати. Возникла линогравюра на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолиума. В России, один из первых, серьезно стал заниматься это техникой Иван Павлов. С 1909 года Павлов, работая в типографии Ивана Сытина, стал применять для обложек и иллюстраций линогравюру вместо трудоемких литографии и цинкографии.

Этот мастер-касс рассчитан на новичков и предполагает использование подручных средств, а не профессиональных инструментов и материалов. Одним словом, для тех кто хочет просто попробовать и сделать это на «коленке»!

И так, что же понадобится для созданная нашей первой работы:

2. Режущий инструмент (резак, штихель, стамеска).

4. Резиновый валик.

7. Маркер и карандаш.

8. Столовая ложка.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 1

Начинаем с создания эскиза. Выбираем близкий вам сюжет или тему и начинаем отрисовывать ее на бумаге. Так же вы можете скачать мой эскиз.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 2

Работая карандашом сразу заштрихуйте объекты и формы, которые будут отпечатываться — это создаст правильное представление того каким будет изображение на печати.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 3

Второй шаг это выбор и подготовка линолеума. Линолеум художественный — очень дорогой, поэтому мы будем использовать строительный, единственное что нужно учесть его толщина должна быть не меньше 2,5 мм, он должен быть твердым и однородным. Купить такой можно на строительных рынках или в специализированных супермаркетах, причем нередко там торгуют обрезками. Отрезаем кусок линолеума исходя из размеров эскиза с небольшими припусками с каждой стороны для удобства работы. Затем тщательно шлифуем всю поверхность наждачной бумагой (это делается для того, чтобы краска равномерно ложилась на нашу будущую форму).

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 4

Шаг третий. Переводим на кальку рисунок с эскиза мягким карандашом (я использую карандаш 8В). Кальку и эскиз между собой лучше скрепить, например, канцелярскими прижимами.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 5

Затем уже с кальки переводим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след от мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой путем нажатия переводим рисунок на линолеум. Получившийся рисунок на линолеуме обводим тонким фломастером черного цвета. Можно использовать для перевода копировальную бумагу и обойтись без кальки, но она имеет свойство пачкаться и смазываться (я не рекомендую, проверено на опыте).

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 6

Шаг четвертый. Берем в руки штихель (угловая стамеска) и начинаем гравировать. Вместо штихеля можно использовать небольшую полукруглую стамеску. Также понадобится макетный или канцелярский нож для подрезки контуров. Снимаем области линолеума, которые не должны отпечатываться и оставляем не тронутыми те, которые будут печататься.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 7

Спешить не нужно, но и слушком аккуратно работать тоже не правильно. Постарайтесь добиться живой линии, работайте смело, активно и в тоже время следите за инструментом, что бы не пораниться.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 8

Шаг пятый. Если все необходимые участки вырезаны и проработаны стряхните мусор и удалите всю пыль с формы.Приступаем к накатке краски на форму. Я использую штемпельную краску, она идеально подходит в нашем случае так как стоит недорого и высыхает очень медленно. Купить такую можно почти в любом канцелярском магазине. Что бы раскатать краску я использую резиновый валик для фотографий (такой есть почти у всех, кто занимался печатью пленочных фотографий дома). Если такого валика нет под рукой, можно купить полиуретановый валик для обоев. Сначала нужно раскатать краску на стекле, чтобы равномерно нанести ее на всю поверхность валика.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 9

Затем хорошо с усилием накатать краску на форму. Делать это нужно в разных направления, избегая нераскатанных сгустков краски.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 10

Шаг шестой — печать. Берем плотный лист бумаги, например, ватман или бумагу для акварели (если хотите поэкспериментировать) накладываем на форму и печатаем. Я для печати использую обычную столовую ложку и круговыми движениями прикатываю бумагу к форме, проходя несколько раз в противоположенных направлениях. Так же отлично подойдет бутылка, кусок пластиковой трубы или жесткая втулка от какого-нибудь рулона — всем это прекрасно прокатает бумагу.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 11

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 1

Во-первых. Линолеум должен быть светлый. Если линолеум темный, то предварительно красим его в белый цвет любой краской, которая потом смоется (водоэмульсионка, например).

Помните, что принт (он же оттиск) — зеркальное отражение штампа. Поэтому рисунок, переносимый на линолеум, должен быть зеркальным отражением желаемого принта.

Варианты перевода рисунка на линолеум:

1. Через копирку. Тут всё ясно.

2. С помощью лазерного принтера.

Сканируем рисунок, делаем зеркальное отражение в любом графическом редакторе, печатаем.

Берем распечатку, кладем рисунком на линолеум и сверху проглаживаем утюгом с очень сильным давлением и на самой большой температуре. Требуется аккуратность: если линолеум перегреем, то он может пойти пузырями.

Чем более темная печать — тем лучше.

Ждем пока линолеум остынет. Если бумага сильно прилипла, то мочим её сверху и стираем рукой. После этого рисунок перенесется на линолеум.

3. С помощью струйного принтера.

Кладем распечатку лицом на линолеум, аккуратно промакиваем его кисточкой или ватным диском на с помощью жидкости для снятия лака для ногтей или ацетона. Потом придавливаем рисунок, например валиком.

Качество переноса будет зависеть от краски в принтере. Чем она темнее и её больше (на распечатке) — тем лучше.

4. По старинке — нарисовать рисунок в зеркальном отражении на самом линолеуме (углем, шариковой ручкой, маркером, тушью).

Существует альтернатива линолеуму — резина из художественных магазинов. Возможно, для новичков это достойный вариант (я сам не пробовал)! Главный минус — это намного дороже, чем линолеум. Я режу довольно много, поэтому предпочитаю линолеум, как деды наши резали :)

Предполагаю, что варианты описанные для перевода на линолеум сработают и для резины. 1 и 4 то точно сработают :)

5. Выр­езание штампа

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 3

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 4

Итак у нас есть рису­нок на линолеуме. Са­мый трудоемкий проце­сс — это как раз выр­езание.

Ещё раз напомню, что самое главное — тех­ника безопасности! П­ри работе с резаками всегда режьте от се­бя, а свободной рукой придерживайте лист линолеума ближе к себе.

Надо помнить, что мы вырезаем фон, а соп­рикасаться с поверхностью и, как следствие, формировать оттиск бу­дет окрашенная часть (линии рисунка).

Мелкий рисунок лучше вырезать или U-обра­зным штихелем шириной 1-2 мм или V-образ­ным 1-3 мм. Широкий U-образный штихель мы используем для выбирания больших пло­щадей внутри рисунка, а плоский (он же канцелярский нож) — для выбирания перимет­ра (вокруг штампа).

Надо стараться не пр­орезать линолеум нас­квозь, но если это всё-таки произошло, то страшного ничего нет.

Обязательно оставляй­те по периметру рису­нка небольшой отступ от выпуклой части штампа, чтобы в момент отрывания линолеума от поверхности было за что хвататься.

После того как вы вы­резали штамп обязате­льно нужно помыть ли­нолеум жесткой щетко­й, чтобы оторвались все ненужные кусочки, смылась водоэмульсионка, краска от пр­интера или чернила, короче всё лишнее.

Если мы хотим исполь­зовать принт часто (например я часто исп­ользую своё лого), то лучше приклеить его на жесткую основу (фанера, дерево, кир­пич). Клеить мож­но на что угодно (си­ликон, суперклей). Самое важное — клеить надо ДО вырезания штампа. Иначе в момент наклейки полые час­ти могут стать высок­им рельефом и отпеча­тываться на поверхно­сти, что испортит ваш штамп.

6. Нанесение краски и печать

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 5

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 6

Необходимое оборудование: валик и палитра. В качестве палитры я использую большой кусок стекла, с него очень просто смывается акрил. Не самый практичный вариант, так как может разбиться. В целом подойдет любая гладкая ровная поверхность, которую удобно мыть (чтобы в неё краска не впитывалась).

Валик подойдет прикаточный для обоев из любого строительного магазина. Он мягкий, резиново-поролоновый. Они бывают разных размеров, удобно когда валик по ширине примерно соответствует принту, можно чтобы был меньше.

Краску наливаем на палитру и раскатываем её валиком, чтобы на валике был тонкий равномерный слой краски. Если хотим получим сложный цвет, то сразу же валиком их и смешиваем. Если хотим получить градиент, то наливаем краску нескольких цветов рядом и раскатываем таким образом, чтобы градиент перенесся на валик. Тут потребуется немного практики.

Затем переносим краску валиком на выпуклый рельеф штампа. Равномерно раскатываем. Лучше прокатать валиком с тонким слоем краски 2-3 раза, тогда краска на штамп тоже ляжет тонким слоем и не зальется в рельеф.

Печатать надо сразу же после нанесения краски.

Есть 2 способа печати:

1. Накладываем лист бумаги сверху на штамп — при печати на бумаге такой способ удобнее.

При нанесении краски на штамп мы неизбежно испачкаем поверхность на которой находится штамп. Для того, чтобы это поверхность не испачкала работу штамп лучше переместить на чистое место.

2. Прикладываем штамп к поверхности, на которой печатаем (футболка, стена).

При многоцветной линогравюре, когда на 1 лист наносятся несколько оттисков, создающих единую картинку, применим только способ 2, иначе точного попадания не получится.

Пожалуй это всё. Напоследок покажу, что ещё может получится.

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 7

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 8

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 9

Линогравюра — печатаем на открытках, футболках, стенах! Часть 2, фото № 10

Линогравюрой я оформляю свои конверты, этикетки, визитки, коробки. Короче всё, что попадается под руку!

Вырезать базовые вещи вроде какого-нибудь несложного логотипа можно даже не умея вырезать и рисовать, так что не пугайтесь пробовать.

Меня зовут Макс Ельцов, я художник из Новосибирска. Хочу познакомить вас с одной из техник, представляющих для меня творческий интерес, — линогравюрой. Если вкратце, то это вырезание штампа на линолеуме и последывающее отпечатывание на любой ровной поверхности. Я печатаю открытки (они же принты, оттиски), футболки (стойкие к стиркам, конечно же), декорирую стены.

Печать на ткани (в данном случае футболке):


Печать на стенах в новосибирском баре:


Печать на бумаге:


Это искусство возникло на рубеже XIX—XX веков с изобретением линолеума. Впервые его использовали в качестве материала для гравировки художники немецкой группы «Мост» в 1905 году. На этом со вступлением закончим.

В пунктах 1-3 я изложу технические детали: какой инструмент, краски и линолеум использовать. С пункта 4 пойдет практическая сторона (как рисовать, резать и тп). К сожалению есть ограничение по длине мастеркласса, поэтому разбил его на 2 части.

1. Инструмент. Что и где купить



Для резьбы по линолеуму я пользуюсь резаками по дереву, называются они штихели. Без них в линогравюре никак. Не рекомендую приобретать самые дешевые, так как они быстро тупятся, и работа будет не в кайф. Приемлемый для меня вариант — это штихели фирмы «Татьянка», стоят от 400 рублей за штуку. Продаются в Леонардо.

Штихели делятся на 4 категории: 1) Линия (плоский) — аналог обычного канцелярского ножа; 2) U-образные; 3) V-образные; 4) П-образные (редкость). Внутри каждой категории штихели бывают разной ширины — от 1мм до 10-15мм.

Наборы приобретать не советую, так как поначалу вполне хватит двух штихелей: V-образный 1-2мм и U-образный 6-8мм + канцелярский нож, который послужит вам плоским штихелем.

При работе с резаками всегда режьте от себя, а свободной рукой придерживайте лист линолеума ближе к себе (первое фото). При соблюдении этих двух простых условий ваши пальцы будут радовать вас ещё долго!

2. Линолеум. Какой использовать и где его взять

Обычно используется плотный не пористый линолеум, у которого нет ворсистой подложки, например Tarkett или любой другой технический линолеум, служащий для офисных помещений.

Когда идете покупать линолеум, лучше всего взять с собой штихель и проверить, как он режется и с внешней стороны, и с внутренней. Иногда с внутренней резать удобнее. Мягкий линолеум при сцеплении со штихелем рвется и мнется, твердый же ведет себя подобно дереву.

Совет — можно поискать строителей, которые стелят такой линолеум и попросить у них обрезки.

3. Краски



Выбор краски в первую очередь зависит от поверхности. Для печати на футболках и ткани — акриловые краски по ткани. Для печати на бумаге — типографские или акриловые краски. Для печати на стенах — акрил по стенам. Конечно же, краски можно смешивать и получить любой желаемый цвет.

Расскажу немного подробнее про печать по текстилю, ведь нам необходимо, чтобы краска хорошо впитывалась и выдерживала машинные стирки.

Я пользуюсь красками Love2art, Decola, Таир — все они продаются в Леонардо. Краски Dye-na-flow и pebeo мне не нравятся, соотношение цена-качество не устроило. Перламутровые и металлик краски брать не советую, они хуже ложатся и эффект особо не виден.

После нанесения рисунка на ткань нужно закрепить краску термически — проглажкой утюгом на максимальной температуре. При проглаживании необходимо подкладывать под рисунок доску, так как иначе рисунок пропечатается насквозь. Гладить нужно после высыхания краски.

Между принтом и утюгом рекомендую прокладывать тонкую ткань или марлю, чтобы утюг не смазал рельеф.

4. Нанесение рисунка на линолеум

Рисунок шариковой ручкой.

Уже в вырезанном и напечатанном виде.


Во-первых. Линолеум должен быть светлый. Если линолеум темный, то предварительно красим его в белый цвет любой краской, которая потом смоется (водоэмульсионка, например).

Помните, что принт (он же оттиск) — зеркальное отражение штампа. Поэтому рисунок, переносимый на линолеум, должен быть зеркальным отражением желаемого принта.

Варианты перевода рисунка на линолеум:

1. Через копирку. Тут всё ясно.

2. С помощью лазерного принтера.

Сканируем рисунок, делаем зеркальное отражение в любом графическом редакторе, печатаем.

Берем распечатку, кладем рисунком на линолеум и сверху проглаживаем утюгом с очень сильным давлением и на самой большой температуре. Требуется аккуратность: если линолеум перегреем, то он может пойти пузырями. Чем более темная печать — тем лучше.

Ждем пока линолеум остынет. Если бумага сильно прилипла, то мочим её сверху и стираем рукой. После этого рисунок перенесется на линолеум.

3. С помощью струйного принтера.

Кладем распечатку лицом на линолеум, аккуратно промакиваем его кисточкой или ватным диском на с помощью жидкости для снятия лака для ногтей или ацетона. Потом придавливаем рисунок, например валиком.

Качество переноса будет зависеть от краски в принтере. Чем она темнее и её больше (на распечатке) — тем лучше.

4. По старинке — нарисовать рисунок в зеркальном отражении на самом линолеуме (углем, шариковой ручкой, маркером, тушью).

Существует альтернатива линолеуму — резина из художественных магазинов. Возможно, для новичков это достойный вариант (я сам не пробовал)! Главный минус — это намного дороже, чем линолеум. Я режу довольно много, поэтому предпочитаю линолеум, как деды наши резали 🙂

Предполагаю, что варианты описанные для перевода на линолеум сработают и для резины. 1 и 4 то точно сработают 🙂

5. Выр­езание штампа



Итак у нас есть рису­нок на линолеуме. Са­мый трудоемкий проце­сс — это как раз выр­езание.

Ещё раз напомню, что самое главное — тех­ника безопасности! П­ри работе с резаками всегда режьте от се­бя, а свободной рукой придерживайте лист линолеума ближе к себе.

Надо помнить, что мы вырезаем фон, а соп­рикасаться с поверхностью и, как следствие, формировать оттиск бу­дет окрашенная часть (линии рисунка).

Мелкий рисунок лучше вырезать или U-обра­зным штихелем шириной 1-2 мм или V-образ­ным 1-3 мм. Широкий U-образный штихель мы используем для выбирания больших пло­щадей внутри рисунка, а плоский (он же канцелярский нож) — для выбирания перимет­ра (вокруг штампа).

Надо стараться не пр­орезать линолеум нас­квозь, но если это всё-таки произошло, то страшного ничего нет.

Обязательно оставляй­те по периметру рису­нка небольшой отступ от выпуклой части штампа, чтобы в момент отрывания линолеума от поверхности было за что хвататься.

После того как вы вы­резали штамп обязате­льно нужно помыть ли­нолеум жесткой щетко­й, чтобы оторвались все ненужные кусочки, смылась водоэмульсионка, краска от пр­интера или чернила, короче всё лишнее.

Если мы хотим исполь­зовать принт часто (например я часто исп­ользую своё лого), то лучше приклеить его на жесткую основу (фанера, дерево, кир­пич). Клеить мож­но на что угодно (си­ликон, суперклей). Самое важное — клеить надо ДО вырезания штампа. Иначе в момент наклейки полые час­ти могут стать высок­им рельефом и отпеча­тываться на поверхно­сти, что испортит ваш штамп.

6. Нанесение краски и печать



Необходимое оборудование: валик и палитра. В качестве палитры я использую большой кусок стекла, с него очень просто смывается акрил. Не самый практичный вариант, так как может разбиться. В целом подойдет любая гладкая ровная поверхность, которую удобно мыть (чтобы в неё краска не впитывалась).

Валик подойдет прикаточный для обоев из любого строительного магазина. Он мягкий, резиново-поролоновый. Они бывают разных размеров, удобно когда валик по ширине примерно соответствует принту, можно чтобы был меньше.

Краску наливаем на палитру и раскатываем её валиком, чтобы на валике был тонкий равномерный слой краски. Если хотим получим сложный цвет, то сразу же валиком их и смешиваем. Если хотим получить градиент, то наливаем краску нескольких цветов рядом и раскатываем таким образом, чтобы градиент перенесся на валик. Тут потребуется немного практики.

Затем переносим краску валиком на выпуклый рельеф штампа. Равномерно раскатываем. Лучше прокатать валиком с тонким слоем краски 2-3 раза, тогда краска на штамп тоже ляжет тонким слоем и не зальется в рельеф.

Печатать надо сразу же после нанесения краски.

Есть 2 способа печати:

1. Накладываем лист бумаги сверху на штамп — при печати на бумаге такой способ удобнее.

При нанесении краски на штамп мы неизбежно испачкаем поверхность на которой находится штамп. Для того, чтобы это поверхность не испачкала работу штамп лучше переместить на чистое место.

2. Прикладываем штамп к поверхности, на которой печатаем (футболка, стена).

При многоцветной линогравюре, когда на 1 лист наносятся несколько оттисков, создающих единую картинку, применим только способ 2, иначе точного попадания не получится.

Пожалуй это всё. Напоследок покажу, что ещё может получится.





Линогравюрой я оформляю свои конверты, этикетки, визитки, коробки. Короче всё, что попадается под руку!

Вырезать базовые вещи вроде какого-нибудь несложного логотипа можно даже не умея вырезать и рисовать, так что не пугайтесь пробовать. Желаю вам успехов в освоении линогравюры.

Читайте также: