Какой компонент педагогического мастерства является фундаментом основой этого комплекса

Обновлено: 16.05.2024

Нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие – что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые – что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.

Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: “Мастерство – это высокое искусство в какой – либо области”.

Авторские определения педагогического мастерства:

  • А.И. Щербаков: “Педагогическое мастерство – это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.
  • Н.Н. Тарасевич: “Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности”.
  • Л.А. Байкова: “Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка”.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Набор качеств учителя – профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.

Следующий компонент педагогического мастерства – это общая культура педагога , своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней.

Внутренняя культура – совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения.

Внешняя культура – это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае – педагогическая.

Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.

В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Гуманистическая направленность личности педагога – это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.

Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.
Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания.

Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно- содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя. Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности.

Определение понятия «педагогическое мастерство», Основы педагогического мастерства (ПМ): знания, педагогический опыт, личность педагога. Обобщенные умения, отражающие сущность мастерства педагога. Уровни проявления профессиональных умений. Компоненты педагогического мастерства: фундамент ПМ, педагогическая технология, педагогическая техника, педагогическое творчество. Педагогическая компетентность, ее виды. Ценностное отношение как показатель внутренней позиции личности. Типы отношений: к миру вещей, явлениям природы, людям, явлениям социума, самому себе.

Уровни развития отношений: условно-рефлекторный, конкретно-эмоциональный, конкретно-личностный, духовный. Смысловая сфера личности: мотивы поведения, соотношение целей и средств их достижения, ценностные ориентации. Смысловые уровни: доличностный, группоцентрический, гуманистический, духовный. Культура как фактор становления ценностной сферы человека. Ценностная установка – осознание личностью внутренней позиции. Ценностная ориентация – система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе.

Профессионализм и его уровни. Критерии определения уровня профессионализма. Определение уровня обучающей деятельности педагога (ОДП). Система "ЛИДЕР" как способ определения профессионализма педагога. Критерии определения уровня профессионализма педагога по функциональному аспекту и по результативно-личностному аспекту деятельности.

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических знаний и умений каждого ученика.

Педагогическое мастерство не является одинаковым и общим стандартом для всех преподавателей, степень ее зависит от совершенствования, от работы, от творческого труда каждого преподавателя и развивается в процессе этого труда. Следовательно, профессионализм преподавателя может иметь различные уровни и степени.

Общие признаки педагогического мастерства: сильные и глубокие знания, развитые умения и навыки, авторитет в научно-исследовательской, рабочей, методической деятельности, широта кругозора и способность находить эффективные методы, приемы и способы для достижения цели обучения.

Отражение сущности педагогического мастерства должно быть, прежде всего, в определении этого понятия. Поэтому приведем несколько определений. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Мастерство педагогическое - высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Условия, предпосылки, которые способствуют достижению этого уровня: призвание педагога и ярко выраженное положительное отношение к объекту, на который направлена его деятельность.

Напомним, что мастерство - это «высокое искусство в какой-нибудь области». Значит, это высокий уровень осуществления деятельности, ведущий к высокому результату в этой области.

В педагогической деятельности результат - следствие деятельности и педагога, и его воспитанника.Значит, сущность педагогического мастерства должна быть определена через уровень осуществления деятельности педагогом, приводящий к высокому результату. Отвечая на этот вопрос, следует раскрыть структуру педагогического мастерства.

По определению И.А. Зязюна: «Педагогическое мастерство есть комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности». Главные компоненты этой системы - «педагогическую направленность личности учителя», «профессиональные знания», «способности к педагогической деятельности», «педагогическую технику».

По Н.В. Кузьминой, любая педагогическая система имеет довольно простую структуру. Она разводит понятия структурных и функциональных компонентов: «Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых собственно, образует эти системы, во-первых, и отличает от всех других систем - во-вторых». К ним принадлежат цели, учебная информация, средства педагогической коммуникации, педагоги и учении (рис. 1).




Компоненты педагогического мастерства

Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, которые обеспечивают его успешность. И, хотя, мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:

Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям; педагогические способности: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области; профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.

Профессиональная педагогическая техника- совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники: 1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи); 2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Таким образом,педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

В целом же, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

Компоненты педагогического мастерства: фундамент ПМ, педагогическая технология, педагогическая техника, педагогическое творчество.

Фундамент педагогического мастерства, который необходимо сформировать, охватывает следующие основные составляющие: личность педагога, знания, педагогический опыт. Каждая составная часть может быть освоена.
Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога. И они будут служить тем базисом, который даст возможность подняться на уровень педагогического мастерства.
Мастерство педагога в обучении – это высокое искусство осуществления обучающей деятельности на основе знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития учащихся.

Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства. Сухие, бесстрастные, сугубо «информационные» уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными. Поэтому важную роль играет умение педагога выражать свои чувства, делать их для детей ощутимыми и притягательными. С помощью языка чувств педагог вызывает у школьников сопереживание. Добиваясь такой чувственной гармонии, он получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика.

В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства:
1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);
2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);
3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);
4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель)

Термин" педагогическая техника " (форма организации поведения учителя)ввелА. С. Макаренко.Он рассматривал ее как стержень воспитания. Овладение педагогической техникой, превращение ее в тонкий инструмент решения педагогических задач - является делом чести и долга учителя. Педагогическая техника: комплекс умений и навыков, необходимых преподавателю для эффективного применения на практике методов педагогического воздействия. Педагогическое творчество - целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего - либо нового, ранее неизвестного. Методика педагогического воздействия - система средств для организации общественно - полезной и педагогически целесообразной деятельности учащихся. Личные качества учителя: 1. Морально - волевые 2. Общая культура (внешняя и внутренняя) 3. Профессионально - педагогические (педагогическая направленность, способности, такт).

Педагогическая техника —это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации. Педагог, владеющий техникой, не мучается от потери голоса или умения отвлечься от каких-то своих, не связанных с работой, переживаний.

Управление эмоциональным состоянием.Учителю необходимо формировать умения и навыки собственной эмоциональной регуляции, которые помогают избрать верные педагогические действия в конфликтных ситуациях, не допустить своего эмоционального срыва, разрушающего авторитет педагога, снижающего его веру в свои профессиональные возможности и способности. Иногда неумение регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние становится причиной разрушения физического здоровья.

Педагогическое искусство= знания + умения + техника при грамотно организованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.

Педагогическое творчество —активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся. Это такая педагогическая деятельность, когда преподаватель ничего не принимает слепо, на веру, а все проверяет, исследует и на основе уже достигнутого проектирует и создает собственный опыт, совершенствует свое педагогическое мастерство, когда у педагога появляется потребность работать нестандартно, на основе последних достижений педагогической науки и практики, современных требований общества, планомерно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышая его эффективность и качество.

Педагогическое творчество рассматривается как деятельность, основанная на способностях, обеспечивающих успешность прогнозирования, реконструирования и коррекции продуктивной педагогической деятельности и ее результата. Нетрудно заметить, что в означенном обосновании сущности понятия творчества педагога отчетливо представлены все его компоненты: сплав интеллектуальных и побудительных умений, волевых усилий и эмоциональное состояние.

В условиях решения стратегических педагогических задач, когда целью деятельности выступает формирование целостной творческой личности, в полную силу проявляется творчество педагога в создании образа результата, в отборе, комбинировании, коррекции и реконструировании процесса, приводящего к этому результату.
При этом эффективность инновационности определяется временным промежутком и энергозатратами как обучаемого, так и педагога. В данном случае четко прослеживается направленность творчества. Оно нацелено в первую очередь на обучаемого и на самого педагога. Осуществляется выход на самотворчество.
Основными психическими новообразованиями выступают творческое мышление, мобильная память, творческое воображение в сочетании с инновационностью, интеллектуальные и побудительные умения. Наиболее активно их формирование происходит во взаимодействии с творчески работающим педагогом, который заряжает обучаемых своим оптимизмом и целеустремленностью.

Существует множество определений педагогического мастерства, и в любом из них подчеркивается какая-либо изюминка.

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог как мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

В педагогической теории сложились два основных подхода к пониманию педагогического мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но так как метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство – как метод через личность, его реализующую, или через личность педагога, реализующую метод.

Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества.

Существует мнение, что подлинным мастером-педагогом может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением («учителем надо родиться»). Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди самой природой наделены качествами воспитателей; задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.

«Формула успеха» современного педагога, несомненно, включает следующие составляющие: информированность, методическое мастерство, увлеченность, нравственную культуру. Но главным стержнем успешной деятельности является творчество и любовь к детям.

Педагогическое мастерствовключает следующие компоненты:

- Морально-духовные качества: гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность.

- Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения.

- Социально-педагогические качества: организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность.

- Психолого-педагогические умения: конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники.

- Педагогическая техника: внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами.

В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие:

- гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь;

- педагогические способности, а именно:

- дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету);

- академические (знание своего предмета и способности к научному поиску);

- перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента);

- организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач);

- авторитарные (эмоционально-волевое влияние на студентов);




- коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт);

- речевые способности (умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики);

- педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий, воспитательное проектирование личности студентов);

- способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

- профессиональная компетентность, которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение студентов);

- педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции и т. п.);

- коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению со студентами.

Важное значение в повышении продуктивности педагогического труда имеет способность педагога выстроить свои отношения со студентами в рамках партнерской педагогики, создавать комфортную для всех участников образовательного процесса образовательную среду.

Развитию познавательной активности и вместе с тем комфортному эмоциональному состоянию обучающихся способствуют следующие характеристики процесса взаимодействия преподавателя и студента:

- партнерские отношения преподавателей и студентов, стремление к общению на равных и реальное его осуществление;

- проблемность и дискуссионность обсуждения учебного материала;

- эмоциональная и содержательная поддержка учебной работы студентов и положительное оценивание любого продвижения в усвоении, при этом важно ориентирование на самооценку;

- адекватное содержательное отношение к ошибке, использование ее не в целях порицания, а для создания развивающей ситуации;

- направленность педагога в отношениях со студентом на его развитие и личностный рост;

- побуждения к работе, опирающиеся на доброжелательные, шутливые замечания; эмоциональность и неформальность разговора с обучающимися.

Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

ГПОБУ «Республиканский педагогический колледж имени М.М.Меджидова»

по ОП Педагогическому мастерству

«Педагогическое мастерство и его компоненты»

Подготовила: Сулейманова Н.Р.

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Цель : формировать основы профессиональной компетентности

обобщение и систематизация знаний по разделу;

развивать эмоциональную выразительность, творческие способности
студентов;

воспитывать культуру поведения будущего педагога.

Тип : формирование умений и навыков

Вид : урок-практикум

Форма : конкурс

Оборудование : карточки с заданиями; видеозаписи к/ф; картины; раздаточный материал

I. Организационный момент (1 мин)

Ведущий: На сегодняшнем уроке-конкурсе нам предстоит закрепить теоретические знания по пройденным темам раздела «Педагогическое мастерство и его компоненты», а также усовершенствовать необходимые способности и качества, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности.

Ваши выступления будет оценивать компетентное жюри. Выполнение теоретических и практических заданий оценивается по таблице 5-бальной системой. Приветствуется оригинальность выступления, творческий подход к решению задач, выразительность, смелость, находчивость. Итак, начнем наш конкурс с представления групп.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (НАЗВАНИЕ, ДЕВИЗ КОМАНДЫ)

III. Основная часть

Ведущий: - Вашему вниманию предлагается:

РАЗМИНКА - « КОНКУРС ЭРУДИТОВ »

hello_html_4e0f9e2a.jpg

1 вариант

Высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения (педагогическое мастерство).

Какой компонент педагогического мастерства включает в себя профессионально педагогическую направленность, общие и специальные способности (личностный).

Какой из компонентов педагогического мастерства включает в себя специальные, методологические, психолого-педагогические знания (информационно-теоретический).

К каким средствам общения относится мимика и пантомимика (к невербальным).

Система умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур (педагогическая технология).

Совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности учителя, слагаемое педагогического мастерства (педагогическая техника).

Индивидуально-психологические особенности человека к определенному виду деятельности (способности).

Составляющими, какого понятия являются культура общения, культура внешнего вида, культура речи, саморегуляция (педагогическая культура).

Способности, проявляющиеся в умении управлять взаимодействием в педагогическом процессе (организаторские).

Способности, необходимые в любом виде деятельности (общие).

Способности управлять своим внутренним психологическим состоянием, чувствами, своим поведением (эмоциональная устойчивость).

Искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, состояния движениями мускулов лица (мимика).

hello_html_2b5fbbd3.jpg

Внешнее выражение психических эмоциональных состояний через выразительные движения тела (пантомимика)

2 вариант.

Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности (педагогическое мастерство)

Какой компонент состоит их педагогической технологии и педагогической техники (деятельностный)

Способы и средства управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогического процесса ( педагогическая техника)

Что является вербальным средством общения (речь)

Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (способности)

Внешнее выражение психических эмоциональных состояний через движение мышц лица (мимика)

Способность воспринимать и определять эмоциональное состояние человека (перцептивность)

Ведущая группа педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения (коммуникативные)

Способности, ярко выраженные в конкретном виде деятельности (специальные)

Какой из компонентов педагогического мастерства является фундаментом его развития (информационно-теоретический )

Движения тела, рук, ног (пантомимика)

Система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей (педагогическая технология)

Устойчивая индивидуальная система психолого-педагогических средств, приемов, навыков, методов, технологий осуществления педагогической деятельности (индивидуальный стиль педагога)

Ведущий: – СЛЕДУЮЩЕЕ ИСПЫТАНИЕ « КОНКУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА »

Цель задания: освоить технику владения невербальными способами общения, развить эмоциональную выразительность. Вам предлагаются билеты с творческими заданиями (раздаются карточки с заданиями). Оценивается выразительность действия. Показ может быть индивидуальным и коллективным, показ осуществляется командами поочередно. На подготовку задания - 2 минуты.

Задание 1 : С помощью невербальных средств общения проиграть следующие ситуации:

Сильное желание ответить на уроке

Плохая оценка в дневнике

Отличная сдача экзамена.

Задание 2 : Проиллюстрировать пословицы :

У страха глаза велики

Рот до ушей, хоть завязочки пришей

Ему палец в рот не клади

Семь раз отмерь - один раз отрежь

Ведущий : следующий КОНКУРС « ОЖИВШИЙ ПОРТРЕТ »

Перед вами картины известных художников: Брюллов «Итальянский полдень», «Портрет баснописца И.Л. Крылова»; Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», «Портрет князя А.Б. Куракина». Выбрав по одному из полотен, ваша задача определить и устно описать эмоциональное состояние героев, изображенных на картине, их внутренние переживания. Чем ярче, подробнее и достовернее будет ваше представление одной из картин, тем выше балл. На подготовку выступления отводится 3 минуты.

hello_html_m69d44eb3.jpg
hello_html_m5b1918f4.jpg

hello_html_3e68a815.jpg
hello_html_m3cc7a32.jpg

Ведущий : Всем нам хочется стать лучше. Я это знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить безконфликтно. Одним из способов – умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

КОНКУРС КАПИТАНОВ: « КОМПЛИМЕНТИНА ».

Задача: вызываются два человека – мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты

Ведущий: - А теперь - ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Цель данного задания: продемонстрировать умение распознавать характер мимики и жеста. Заранее вам был представлен не озвученный фрагмент из кинофильма «Усатый нянь». Внимание задание: представить свою версию по озвучиванию киноэпизода. На подготовку дается 3 минуты. Оцениваются оригинальность содержания, соответствие характеру персонажа, юмор,

Ведущий : Следующий конкурс нам покажет коммуникативные способности учащихся «Рассказ»

Расскажите жителю пустыни о русской зиме, расскажите чукче о цивилизации

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Ведущий: - Наш конкурс подходит к концу. Слово жюри (Выставление оценок)

Ведущий: - До свидания. До новых встреч! Пусть положительные эмоции сопровождают все ваши начинания и свершения!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Доклад на тему «Сущность и составляющие педагогического мастерства» Арбузов Н. М.

Что такое «педагогическое мастерство»? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций своего собственного жизненного и профессионального опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, «мастерство»- понятие более абстрактное, отвлеченное; а для тех, кто имеет за плечами определенный жизненный опыт, « мастерство» воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, что ему не хватает, не достаточно. Однако, в целом, для каждого «педагогическое мастерство» - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

Мастер - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. Мастерство – ( высший уровень профессионализма) – это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, независимо от стажа, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие обучаемых, включая их мировоззрение и способности.

Общие компоненты педагогического мастерства:

1. Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, профессиональная педагогическая направленность.

2. Профессиональное знание, которое включает в себя знание преподаваемого предмета, его методы и методику, умение решать педагогические задачи. « Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знание человека. Чем глубже знание, тем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель – это … человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что человек без знания науки о воспитании работать с детьми не сможет. (В.А.Сухомлинский).

3. Профессиональная педагогическая техника – совокупность знаний, умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники:

1. Умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой и пантомимой; управление эмоциями и настроением; социально - перцептивные способности ( способности, позволяющие понимать субъекта на основе чувственного восприятия) – внимание, наблюдательность, воображение; техника речи ( дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2. Умение воздействовать на личность и коллектив. Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности; условием успешности – педагогические способности; средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога – умения в области педагогической техники.

Уровни педагогического мастерства.

Основной функцией педагога является передача деятельности с целью развития личности, способной сохранять и развивать предметную область передаваемой деятельности. Главный критерий оценки педагога – это успешность его учеников в применении переданной им деятельности. Уровень педагогического мастерства определяется уровнем успешности учеников на соответствующем этапе их деятельности.

Рассмотрим педагогический процесс как технологический. Для этого в педагогическом процессе должны быть обозначены последовательные технологические этапы, предусматривающие получение на каждом из них конкретных результатов, и , как итог – достижение поставленной цели. Переход на следующий технологический этап должен происходить только после того, как на предыдущем этапе объективно получены заданные результаты. Если же на предыдущем технологическом этапе не получены необходимые результаты, то возникает брак, а это резко снижает эффективность всего педагогического процесса.

Педагогический процесс в общем виде можно разделить на пять основных технологических этапов:

1) понимание учениками деятельности. Результат этапа: знание о предметной области;

2_ усвоение учениками деятельности. Результат этапа: умения в предметной области;

3) применение учениками деятельности. Результат этапа: навыки в предметной области;

4) улучшение учениками известной деятельности. Результат этапа: новации в предметной области.

5) создание учениками новой деятельности. Результат этапа: открытия в предметной области.

Объединив в одну систему понятия «функция педагога», «главный критерий педагогической деятельности», «педагогические технологические этапы» мы получим уровни педагогического мастерства по отношению к ученикам:

1) успешность понимания учениками деятельности;

2) успешность усвоения учениками деятельности;

3) успешность применения учениками деятельности;

4) успешность улучшения деятельности;

5) успешность создания учениками новой деятельности.

Еще одним из элементов педагогического мастерства является общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные функции и направленное ( если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри коллектива. Другими словами, «педагогическое общение» - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях. Будет ли общение оптимальным, зависит от педагога, от его уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Основная цель педагогического общения состоит в передаче общественног8о и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагогов к обучаемым . В общении происходит становление ( т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Во-вторых, это владение психикой и приёмами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен к практической психологии. И, наконец, третье условие – это накопленный опыт, это, то, что в обыденной практике называется «с начала-умением, а потом – мастерством.

Читайте также: