Какой камень использовался при строительстве белокаменных сооружений древней руси

Обновлено: 07.05.2024

Автор этой статьи Людмила Петровна Строгова - выпускница МГУ. В 60-е годы прошлого века она работала старшим научным сотрудником Владимирской специальной научной реставрационной мастерской, а в 70-е годы была заместителем председателя Областного общества охраны памятников истории и культуры. Памятники белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII вв. составляют целую эпоху в развитии древнерусской архитектуры и являются подлинной жемчужиной нашей национальной культуры.

Памятники сложены из тесаного известняка - это мелкокристаллический камень теплых тонов, мягкий в обработке.

Откуда же наши предки брали для строительства такой прекрасный материал, как белый камень, оказавшийся к тому же столь долговечным?

Письменные источники свидетельствуют о том, что камень привозили из болгарской земли. Один из первых исследователей владимиро-суздальского зодчества С.Строганов пишет: «В 1158 году был заложен во Владимире каменный собор во имя Успения пресвятой Богородицы весь из белого камня, привезенного водою из Болгарии». Тут же он делает ссылку на рукописное житие Андрея Боголюбского, где говорится о том, что храм Покрова на Нерли был сложен из этого же камня. Сооружая храм на месте впадения реки Нерли в Клязьму, Андрей Боголюбский создавал торговый и военный порт, откуда княжеские дружины шли в походы на волжских болгар.

Однако Николай Николаевич Воронин, наш земляк, исследователь древнерусской архитектуры, выражая сомнение по поводу утверждения древнего летописца, указывал на то, что важнейшие постройки закончены Андреем Боголюбским еще до его похода на волжских болгар в 1164 году. Происхождение «болгарской легенды», по мнению Н.Н.Воронина, вероятно, было связано с тем, что белый камень возили во Владимир из каменоломен, находившихся в низовьях Оки, у границы с волжскими болгарами. Но, по данным исторической геологии, в низовьях Оки нет выхода известняков, идентичных известнякам наших белокаменных памятников.

Современные авторы (К.А.Рейтлингер, П.В.Флоренский, М.Н.Соловьева) доказывают, что материал для наших памятников добывали в пещерных каменоломнях Подмосковья. Проведя детальные анализы камней из соборов XII-XIII веков, построенных до монгольского нашествия, они пришли к выводу, что известняки относятся к мячковскому и подольскому горизонту среднего карбона, который имеет выход не у села Мячково, а восточнее, у реки Пахры. Авторы указывают и путь подвоза: из р.Пахры в Москву-реку, затем волоком в р.Ворю в районе Мытищ и водой по реке Клязьме во Владимир, а затем вниз по Клязьме и вверх по р.Нерли в Суздаль и далее в Юрьев-Польский.

Сомнение вызывает тот факт, что совсем отбрасываются летописные свидетельства, хотя они довольно убедительны. Можно предположить, что церковь Бориса и Глеба, храм Покрова на Нерли, Золотые ворота и Успенский собор строились из камня одних каменоломен, а другие - в частности, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьев-Польском - из известняка, добытого в Подмосковье.

В пользу летописного свидетельства говорит тот факт, что древнейшие из известных в Поволжье выходы известняков расположены на южной границе волжских болгар.

Химический состав известняков из этих карьеров и анализ образцов камня, из которых в XII в. были сложены палаты Андрея Боголюбского, показал их идентичность.

Таким образом, есть все основания полагать, что часть наших белокаменных построек сложена из болгарского камня, а другая, возможно - из камня мячковских карьеров.

Возникает естественный вопрос: а нет ли древних белокаменных карьеров в нашей области? Известняк издревле разрабатывался в Гусь-Хрустальном, Меленковском, Ковровском и Вязниковском уездах. Но это был камень слоистой конструкции, желтого цвета, иногда пористый. И помимо плотного известняка в строительстве храмов применяли туфовый камень, который шел на кладку сводов, купола, в забутовку внутри стен. Так, стены Рождественского собора в Суздале в их нижней части сложены из крупных блоков пористого известняка.

Белый камень из Георгиевского карьера в Меленковском районе очень подходит по химическим и физическим свойствам к камням, из которых сложен Успенский собор во Владимире. Поэтому, когда в 80-х годах XIX в. проводили реставрационные работы Успенского собора, использовали этот камень.

Таким образом, можно заключить, что палаты Андрея Боголюбского, Золотые ворота во Владимире, первоначальный объем Успенского собора, церковь Покрова на Нерли были построены с применением белого камня, вывозимого водой из Волжской Болгарии. Другая часть белокаменных построек - из пещерных каменоломен Подмосковья. Это Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьев-Польском, Рождественский собор в Суздале.Автор: Людмила СТРОГОВА


Как известно, подавляющее большинство храмов домонгольской Владимиро-Суздальской земли возведено из белого камня. Рядом – в Киевской, Черниговской, Смоленской, Рязанской, Новгородской землях – все строительство велось из кирпича (плинфы) или в смешанной технике. Кроме Суздаля.

При Владимире Мономахе, в Суздальском крае еще строили из плинфы и в смешанной технике. Белокаменное же строительство началось в середине XII века при Юрии Долгоруком и продолжалось более трехсот лет – из белого камня строили и в Московском княжестве. А в середине XV века произошел практически повсеместный возврат к кирпичу.


Эта ситуация, в истории русской архитектуры уникальная — переход в середине XII века от дешевого и технологичного кирпичного зодчества к более дорогому и менее технологичному белому камню, его трехсотлетнего использования и возврата к кирпичной технике в середине XV века.

Факты, порождающие множество вопросов:

– почему в середине XII века Юрий Долгорукий начал строить во Владимиро-Суздальской земле не из кирпича, а из белого камня, который обходился в десятки раз дороже обыкновенного кирпича. (за счёт несравненно более сложной добычи, транспортировки и обработки)
– Почему белый камень и при потомках Юрия остался господствующим видом строительного материала?
– Почему в «преемнице» Суздаля – Москве – эта традиция продолжалась еще очень долго и прекратилась только в середине XV века?
Подлинное зеркало каждой эпохи – это архитектура. Возможно, изучив характеристики эпох Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и их потомков — всех тех, кто настолько неравнодушен был к белому цвету, можно будет прочесть хоть какую-нибудь информацию, найти ответы на поставленные вопросы. Быть может, белый цвет в строительстве был продиктован из политических соображений, религиозных, а может — исходя из личных симпатий и антипатий… Благо исследований в этом вопросе проводилось немало.


До середины XV века каменное строительство на Руси вели исключительно князья. Именно они отвечали за добычу камня, возведения крепостей и дворцов, всех каменных храмов и в городах, и в селах, и в монастырях.

Особое пристрастие к белому камню наблюдалось исключительно у владимиро-суздальских и московских князей. И это несмотря на повсеместное кирпичное строительство в соседних русских землях. Нигде – ни в Киеве, ни в Чернигове, ни в Переяславле Южном, ни в Рязани, ни в Смоленске, ни в Новгороде-Северском, ни в Волыни – ни одного храма не было построено из белого камня или его местных аналогов, везде строили только из кирпича.


Со времен Юрия Долгорукого до Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской земле из белого камня были возведены 95 % всех построек.

В послемонгольское время до середины XV века все капитальное строительство в Московской земле велось в белокаменной технике. И это при всем том, что «дорого и трудно». Дорого, потому, что нередко приходилось за сотни км. подвозить материал к стройке. Вдобавок ко всему — адские сложности в добыче, ломке и обработке белого камня.

В XII веке капитальное строительство требовало напряжения сил и мобилизации ресурсов всего княжества, а получается, например, что вместо четырех белокаменных храмов Юрий Долгорукий при тех же трудовых и финансовых затратах мог бы построить сорок кирпичных. Упрямство? Принципиальность? Личные пристрастия Долгорукого? Или же серьезное стратегическое решение?


Одной из версий считалась набожность Юрия Долгорукого, который принял волевое решение возводить белостенные храмы даже несмотря на неоправданно большие расходы.

Другая версия объяснения причин перехода при Долгоруком на каменное строительство – красота белого камня. Такой аргумент чаще всего встречается в туристических путеводителях и популярных книгах, но ему отдают косвенную дань и профессионалы – о красоте белого камня говорили многие.

К тому же белый камень иногда якобы ассоциируется с храмом Соломона, белыми одеждами и даже Небесным Иерусалимом. «Всеобщая история архитектуры» добавляет, что белокаменные храмы были очень заметны издали. А если сравнить белокаменные стены суздальских построек с серо-булыжными – Новгорода и Пскова, то такой аргумент может показаться вполне состоятельным.


Действительно, эстетическую красоту храмов, выстроенных из белого камня, трудно отрицать. Но и этот «эстетический аргумент» оказался неспособным объяснить переход в середине XII века от кирпича к белому камню.


Во-первых, даже если допустить у Юрия Долгорукого тонкий эстетический вкус, то стабильность такого вкуса у множества его потомков – от Андрея Боголюбского до Василия Темного – крайне маловероятна.

Во-вторых, храм – это не предмет обихода, за который можно и переплатить. Масштабное капитальное строительство требовало мобилизации всех ресурсов края, и даже небольшое удорожание могло вызвать негативные макроэкономические последствия. А тут речь идет о десятикратном.

В-третьих, никакого безальтернативного выбора между эффектной белокаменной кладкой и неряшливой «opus mixtum» (кирпичной) не было – можно было строить храмы, как в Киеве и Чернигове, из кирпича на цемяночном растворе, получая вполне равномерный и эстетически привлекательный красно-розовый цвет.

При этом кирпич позволял строить храмы гораздо бо’льших размеров, чем белый камень. Сравним, например, подкупольные пространства нескольких храмов: София Киевская – 7,8 м, Спасо-Преображенский собор в Чернигове – 6,5 м, мономахов собор в Суздале – 8,6 м, а Спасо-Преображенский собор в Переславле – 5,1 м. Даже в кирпичных соборах скромной и небогатой Рязани стороны подкупольных квадратов были больше, чем во Владимиро-Суздальском княжестве.


И если Долгорукий соревновался с Киевом, то почему он не строил, как в Киеве, из кирпича, что позволило бы превзойти владения Изяслава Мстиславича и количеством храмов, и их размерами?

В-четвертых, Небесный Иерусалим был золотым, камень храма Соломона – желтоватым, как и весь известняк в Святой Земле, а такая частность, как белые одежды праведников, вряд ли могла повлиять на выбор столь дорогой строительной техники.

В-пятых, что касается «заметности» белокаменных храмов издали, то красный цвет, согласно законам физики, заметен издали гораздо лучше – у него больше длина световых волн и, соответственно, быстрее их распространение.

Белый цвет, хотя и является комбинацией всех цветов, имеет небольшую красную составляющую и воспринимается слабее. Не зря запрещающие и предупреждающие сигналы обычно красные.
А в условиях наличия снегового покрова, который в Северо-Восточной Руси присутствует почти полгода, говорить об особой «заметности» белокаменных храмов вообще неправомерно. Красный кирпич был бы гораздо заметнее и летом, и тем более зимой.


В-шестых, в русском языке всегда именно «красный» означало «красивый» – не случайно красными были и знамя со Спасом Нерукотворным, и парадные плащи князей, и щиты воинов, и гербы большинства городов Владимиро-Суздальской земли.

В-седьмых, белый цвет храмов Юрия весьма условен – не зря в литературе обычно восхваляется белизна церкви Покрова на Нерли, где камень подобран и подогнан гораздо лучше. А храмы Переславля и Кидекши можно назвать бело-желтыми, можно желтоватыми, а можно и пятнистыми – количество вкраплений низкокачественного камня очень велико.

В-восьмых, через несколько десятилетий (или даже лет) после постройки храмы уже были не белыми и не желтоватыми, а грязно-серыми от копоти печей и частых пожаров, и практика их очистки появилась только в XIX веке.

В-девятых, в случае какого-либо особого пристрастия Юрия Долгорукого и его потомков к белому цвету вполне можно было бы строить храмы из кирпича или в еще более дешевой технике «opus mixtum», а потом их оштукатуривать.

Например, затирка раствором – одна из форм оштукатуривания – имела место в храмах Новгорода и Пскова. Была затерта раствором туфовая кладка Суздальского собора начала XIII века. Туфовые своды церкви Покрова на Нерли и владимирского Успенского собора были выравнены обмазкой. В ряде домонгольских суздальских храмов штукатурились фрагменты стен, предназначенные для фресок. Епископ Иоанн в 1194 году побелил мономахов собор в Суздале.


Следовательно, в XII веке оштукатуривание не было чем-то из ряда вон выходящим. На Руси не штукатурились только крепостные сооружения (до второй половины XVII века). И Долгорукий при помощи оштукатуривания и побелки мог бы достичь гораздо большей гладкости стен, белизны и однородности цвета при несравненно меньших затратах.

Из всего вышеперечисленного следует, что «эстетический аргумент» — не убедителен.

Рассмотрим еще одну версию, одну из самых привлекательных: влияние на Долгорукого и его потомков западноевропейской романской архитектуры.

В чем именно оно могло состоять? Прежде всего, конечно, сам факт строительства из камня.

Подавляющее большинство романских соборов и замков в сердце Священной Римской империи – Германии – были именно каменными, из кирпича там в это время строились только второстепенные постройки гражданского характера и небольшие провинциальные храмы.

В Северной Италии романские храмы, как правило, возводились из кирпича, но либо были облицованы камнем (городской собор в Модене), либо такая облицовка предусматривалась, но по разным причинам сделана не была (собор Сан Амброджо в Милане) или была сделана не полностью (церковь Сан Микеле в Павии).

Также, одним из важнейший признаков влияния романики на владимиро-суздальскую архитектуру – скульптурный декор.

Многочисленные черты сходства европейского и суздальского скульптурного декора не отрицал практически никто. Академик В.Н.Лазарев писал, что романская традиция «просочилась в Ростово-Суздальский край не позже середины XII века», и там же приводил примеры романских храмов с похожим декором и техникой строительства.

Историки сошлись во мнении, что в архитектуре Владимиро-Суздальской, а затем и Московской Руси имело место развитие готических тенденций, и отрицать этот факт невозможно – об этом говорят формы Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, собора Андроникова монастыря, да и всего шатрового зодчества XVI века.

Уместным будет вспомнить, что единственное русское княжество, где тоже велось белокаменное строительство, – это Галицкая земля. Но и в ней развивались те же самые готические тенденции, причем весьма интенсивно.

Дело в том, что в 1188 году Галицкая земля была захвачена Венгрией и стала де-юре леном (землёй) венгерского короля, потом венгры в 1190 году ушли, но после смерти князя Романа Волынского в 1205 году вернулись и превратили галицких князей в своих вассалов уже де-факто.

Может быть, какое-то «архитектурное влияние» со стороны Галицкой земли, может быть, через Галич к нам пришла романика? Тем более, что первый князь единого Галицкого княжества — Владимирко Галицкий был союзником Долгорукого.

Историки основательно изучили вероятность и этой версии, но и она оказалась недостоверной. А вывод, к которому пришли историки был крайне удивительным — решение строить из камня — было вовсе не спонтанным, а стратегическим решением. Юрий готовился к белокаменному строительству долго и серьезно, в рамках многолетней и целенаправленной политики возвышения «своей» Суздальской земли.

Более того, мастера и зодчии Долгорукого задолго до строительства, проходили обучение, стажировку в Европейских городах, обменивались опытом. Суздальцам удалось за время стажировки освоить европейские навыки работы с камнем, но строить храмы европейских масштабов они все-таки не могли – для этого требовалась высочайшая строительная культура, воспитанная многими поколениями.

К тому же не будем забывать, что мастера Долгорукого изначально были воспитаны не в европейской, а в мономаховой строительной традиции. Потому все храмы, построенные при Долгоруком не отличались большими размерами. Тем не менее, основное княжеское «техническое задание» – строительство в европейской полубутовой технике* с минимумом раствора и аккуратной кладкой – суздальские мастера выполнили, вложив свой вклад в архитектурное выражение государственной мощи и идеологии Суздальского края.

Полубутовая техника строительства — средневековая техника возведения стен, при которой на месте будущей стены вначале возводились две параллельные стенки из обтёсанных блоков камня (реже из кирпича), затем пустота между ними заполнялась обломками камня, щебня и кирпича, затем заливалась известковым раствором.
Полубутовая техника широко применялась в Древнем Риме, в западноевропейскойроманике, готике и строительстве замков, в белокаменном зодчестве Северо-Восточной Руси.
В этой технике построены Собор Парижской Богоматери, Шпейерский собор, Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский), Церковь Покрова на Нерли и многие другие храмы.

Очевидно, что за основу белокаменного строительства берется — желание Долгорукого видеть у себя храмы, возведенные «по-европейски», как в Древнем Риме. Строительство из камня символизировало государственную мощь и имперскую идеологию.

Это подтверждается и желанием владимиро-суздальских, а потом и московских князей строить «по-европейски» во что бы то ни стало, несмотря на огромные затраты. То, что символизировало имперскую идеологию в Европе, должно было символизировать то же самое и во Владимире, и в Москве.

Мастера присматривались к Европейской архитектуре, которая в свою очередь перенимала идеологию архитектуры великого Древнего Рима. Только в Европе строить из камня было гораздо дешевле. Это в Суздале, камень везли более чем за 500 км к месту строительства. В Европе таких расстояний не было — камень у них добывался повсюду, в непосредственной близости. А у нас уже тогда — хороший понт был дороже денег.

Только вот недолговечными были белокаменные постройки у нас, а не в Европе. И дело здесь не в мастерах и не в технике строительства. Главное отличие Европы от России — климат! С суровыми русскими зимами не одно Европейское государство не сравнится. Вот и получается — в европейской технике строили почти на сухую, предотвращая просачивание влаги. В России же, когда сильнейшие морозы несколько раз за зиму сменяются оттепелями, это приводит к расшатыванию камней. А поскольку из-за ячеистой структуры белого камня вода проникает внутрь самих квадров, трещины появляются и в них.

Анализируя поведение полубутовой кладки в российском климате, выясняется, что вода, попадающая в щели кровли и кладки, проникает между облицовкой и забутовкой и в мороз просто «отрывает» одно от другого. К тому же влага в стены «подсасывается» и снизу.

Исследователи данного вопроса признаются: «если бы строили из кирпича, здание было бы влагоустойчивее и, следовательно, долговечнее. Кирпич штукатурили, тем самым достигая еще большей влагоустойчивости. А в случае белого камня эта «спираль» раскручивается в обратную сторону: неустойчивую к влаге белокаменную кладку еще и не покрывали штукатуркой».

В оправдание Юрию Долгорукому, начавшему строить «по-европейски», скажем лишь, что предвидеть такое поведение полубутовой кладки в российских условиях вряд ли кто-либо был способен. Если на Руси и имелся опыт работы с белым камнем, то это было в Галиче, где климат вполне европейский.

В продолжении вопроса о пределе прочности белокаменных построек, следует добавить еще одну причину — отсутствие должного ухода за храмами. Чем лучше уход за храмом, тем он долговечнее.

А в российском климате хороший уход за белокаменными зданиями был особенно важен, но его не было и не могло быть в условиях и монгольского нашествия, и лихолетья времен Дмитрия Шемяки, и Смутного времени, и вековой российской бесхозяйственности. Очень многое зависело и от «форс-мажоров» – пожаров и ураганов, и от «субъективных факторов» – нерачительных настоятелей или церковных старост, вовремя не замечавших протечку кровель.

Так и получилось, что одни храмы пришли в аварийное состояние и были разобраны (или даже обрушились) через 500-700 лет после постройки, а другие дошли до наших дней.

Белый камень: история и современность

17(25)

Наверное, далеко не все знают, что знаменитый белый камень, наградивший Русь эпитетом «белокаменная», послуживший материалом для строительства и изготовления украшений многих дворцов и храмов, выдержавший испытания веками – это древнейший природный материал известняк. Эта широко распространенная горная порода возникла на Земле много миллионов лет назад на дне древних морей из морских осадков и занимает более 10% отложений покрова нашей планеты. Известняк почти полностью состоит из кальцита и имеет уникальную внутреннюю структуру: объем внутренних пор достигает 20-30% от объема камня, благодаря чему минерал «дышит». Этим объясняется высокая морозостойкость белого камня, а значит, и его долговечность. Пленка выветривания, которой со временем покрывается материал, предотвращает дальнейшее химическое разрушение камня. Твердость кристаллов кальцита придает известняку высокую прочность, а мелкозернистость и наличие пор делают его одним из самых удобных для обработки материалов. Последнее свойство во многом и определило роль белого камня в архитектуре многих стран мира, в том числе древней Руси.

Добыча и обработка известняка

Добыча известняка проводилась довольно просто - способом ломки. Назывался он так потому, что верхний слой породы поднимали ломами и разбивали ударами молота по железным клиньям. Небольшие куски камня вытаскивали вручную, для более крупных применяли приспособление типа ворота, которое приводили в действие от десяти до двадцати рабочих.

Распиловка камней на блоки осуществлялась вручную простой железной пилой. В процессе работы на место распила добавляли песок (как абразив) и воду, делающую натуральный камень более мягким и податливым. Часть добытого известняка шла на обжиг для получения извести, бруски и блоки предназначались для строительства фундаментов и стен, а плоские плиты шли на внешнюю и внутреннюю отделку зданий.

Обработка изделий из белого камня также осуществлялась вручную: неровности поверхности скалывали специальным инструментом, а затем шлифовали с помощью речного песка и чугунной гладилки. Для шлифовки фигурных элементов изготавливали отдельные терки, повторяющие формы выступов. Для придания готовым изделиям дополнительной прочности их высушивали под солнцем или в специальных печах.

История изделий из известняка

На Руси использование известняка началось со времён постройки князем Андреем Боголюбским храма Покрова на Нерли, в 1165 году. По преданию, камень для постройки был привезён из булгарского царства, над которым князь одержал победу за год до начала строительства церкви. Белокаменные резные рельефы украсили стены постройки, а центральной фигурой в композиции стал восседающий на троне царь Давид, левой рукой держащий псалтырь, а правой творящий благословление.

Впрочем, до храма Покрова на Нерли был построен белокаменный Храм Бориса и Глеба в селе Кидекша под Суздалем, и датой его сооружения называют 1152 год.

Дальнейшее строительство на Руси велось из местного известняка. Его добычу начали по указу Дмитрия Донского, решившего окружить Московский Кремль каменной стеной. С тех пор белый камень стал использоваться повсеместно как для строительства, так и для художественного оформления сооружений орнаментами и порталами. Белые и желтоватые мячковские известняки стали идеальным материалом для создания изысканной резьбы и скульптурных композиций, а мастеров, трудившихся над ними, называли камнесечцами.

Одним из прекраснейших белокаменных сооружений стала церковь Знамения, построенная в селе Дубровицы, неподалёку от Подольска. Она возведена из блоков мячковского известняка и украшена удивительной резьбой в виде листьев и гроздьев винограда, вьющихся по стенам. Мастерство строителей и резчиков по камню позволило создать храм, признанный одним из шедевров мирового искусства.

Для изготовления барельефов белый камень стал активно использоваться во второй половине XV века. Именно тогда зодчим и скульптором Василием Ермолиным были изготовлены два барельефа, установленных на Спасской (ранее называвшейся Фроловой) башне Московского Кремля. С наружной стороны ворот был установлен герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. А через двадцать лет после этого события, в 1466 году, сторону башни, обращенную на Кремль, украсил барельеф с фигурой Дмитрия Солунского.

Но самый пик популярности белого камня на Руси пришелся на начало XIX века. Тогда было изготовлено множество скульптур и резных украшений, среди которых более трехсот скульптором Иваном Витали.

Вскоре после победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Воробьёвых горах началось строительство храма Христа Спасителя, как благодарность за заступничество Всевышнего и как памятник мужеству русского народа. По замыслу архитектора А.Л. Витберга это грандиозное сооружение должно было быть видно из любой точки столицы.

Материалом для фундамента храма был выбран известняк. Для того, чтобы его доставка не обходилась слишком дорого, добыча этого камня началась в селе Григорово, расположенном неподалёку от Москвы. Однако из-за наличия подземных ручьев и непрочности почв на Воробьевых горах строительство пришлось завершить и выбрать для храма другое место - на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. После окончания строительства на Воробьевых горах были приостановлены и григоровские разработки известняка. К этому месторождению возвратились уже позже, через 15 лет, когда приступили к новому строительству храма.

Для отделки стен использовался плотный белый известняк, разрабатывавшийся в окрестностях Коломны. Также для внутренней и наружной облицовки применялись другие природные камни - темно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, разноцветные мраморы. Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет, и по окончании работ выглядел белой глыбой, похожей на гигантский айсберг. Таким он остался в памяти современников даже после того, как это величественное сооружение было разрушено.

Со времен использования в качестве отделочного материала белого камня на Руси было создано множество великих архитектурных шедевров, некоторые из которых славятся не только в стране, но и за рубежом. Некоторые из них, к сожалению, не сохранились до наших времен, но большая часть церквей, дворцов и усадеб восхищает своей красотой и изысканностью отделки и по сей день.

Применение известняка в наше время

С середины прошлого века разработки природного камня в России стали проводиться взрывным способом. С одной стороны это значительно облегчило труд рабочих, с другой – резко сократило использование в строительстве и отделке известняка. Причиной тому была специфика месторождений белого камня, залегавшего слишком тонкими пластами, чередовавшимися с мергелями и глинами. Взрывной способ обрушивал вместе со слоями известняка и сопровождавшую их ненужную породу, перемешивая их и затрудняя добычу камня.

Почти полностью прекратилась разработка известняка для облицовки в Мячковских карьерах: камень оттуда поставлялся довольно редко, для особых заказов.

В настоящее время разработка известняка стала активно возрождаться. Всё больше зданий стало обретать изящную белокаменную отделку, возвращая России забытый эпитет «белокаменная». Восстановлением облицовки памятников старины занимаются бригады квалифицированных специалистов и резчиков по камню. Их новые работы не уступают творениям древних мастеров, а благодаря использованию новых современных инструментов, художественная резьба стала более изящной, утонченной.

Вновь открытые по всей России каменоломни позволяют поставлять специалистам по обработке камня известняки различных видов и оттенков – от ослепительного белоснежного до благородного желтоватого. Но специалисты по камнеобработке не ограничиваются камнем только российских месторождений: известняк успешно поставляется и из зарубежных стран, в том числе и из Италии.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах в Московской области. (1690-1704)

На Руси древнейшим натуральным строительным материалом был, так называемый, белый камень. Всезнающая Википедия говорит, что под белым камнем подразумевается любой, хорошо поддающийся обработке камень самых светлых теплых оттенков, не являющийся мрамором или ракушечником, т.е. помимо известняка, это может быть травертин, доломит, песчаник, алебастр.

Однако, если рассматривать наиболее известные постройки древней Руси - Руси белокаменной, то выясняется, что строения или их детали, на территории Москвы и Подмосковья, Рязанской, Ярославской, Нижегородской, Владимирской, и даже Астраханской и Архангельской областей выполнены из известняка, добытого в Подмосковье, в районе старинных сел Мячкова, Тучкова и Домодедова. Начиная с XIIв. близ устья р. Пахры, и по берегам Москвы-реки в каменоломнях, а частью в подземных выработках-штольнях, велась добыча этой осадочной, обломочной, карбонатной горной породы, сформировавшейся в этих местах 230-240 миллионов лет назад как продукт длительного изменения и окаменения остатков скелетов бесчисленного количества живых организмов, живших в морских глубинах.

Иными словами, если верить некоторым уважаемым источникам, белый камень и известный Мячковский известняк можно считать практически синонимами в отношении древнерусской архитектуры. Конечно, в то время белый камень добывался и в других местах, например, в Дорогомиловских каменоломнях, где сейчас высится московский Сити, вблизи г. Старицы на Волге или под Касимовым на Оке, но куда менее масштабно.

Его прочностные характеристики достаточно хороши, так постройки прошли испытание временем в несколько столетий. Некоторые физико-механические свойства Мячковского известняка такие:

Плотность, кг/м3 1850-2200
Предел прочности при сжатии, МПа 6-36
Предел прочности при сжатии при водонасыщении, кгс/см2 * 80-360
Предел прочности при сжатии после Мрз 100, кгс/см2 * 80-360
Пористость, % 4-26
Водопоглощение, % 5-15
Морозостойкость: количество циклов попеременного замораживания и оттаивания (марка по морозостойкости) 100 (F100)

*Приведены крайние показатели от I до IV класса качества. Здесь и далее по «Белый камень» А.М. Викторов, Л.И. Звягинцев. Изд. «Наука», 1981г.

Недостроенный дворец в Царицыно. Арх. В. Баженов. (1776-1786)

Из приведенных цифр видно, что данный вид камня почти не теряет прочность даже после 100 циклов замораживания и оттаивания, а порой и после 400. Примером долговечности могли служить руины недостроенного (до недавнего времени; воссозданного и превращенного в музей) дворца в Царицыно. Его резные белокаменные детали подвергались естественным циклам замораживания, оттаивания и естественного разрушения, не смотря на это, они продержались 200 лет без ремонтов и других положительных воздействий.

Наверное, самым распространенным словосочетанием является «Москва белокаменная». И не случайно. В 1367г. Дмитрием Донским стены Московского Кремля были впервые отстроены из камня – из белого Мячковского известняка.Нижняя часть этих стен фрагментами сохранялась позже, при последующих перестройках Кремля, и до сих пор служит фундаментами ныне существующим стенам.

Апполинарий Васнецов. Башня Белого города

Подобного масштаба белокаменных работ Древняя Русь еще не знала к тому моменту. Автором фундаментального труда о древнем зодчестве Северо-Восточной Руси Н.Н.Ворониным было подсчитано, что для кладки стен (а они были выложены в два ряда, общей шириной в 2-3 м, с забутовкой, т.е. засыпкой, внутреннего пространства обломками камня на известковом растворе) было использовано 14 370м3, для бута-39 600м3, всего нужно было добыть более 50 000м3 известняка. При ежедневном 10-ти часовом рабочем дне потребовалось бы 41,5 тыс. чел.-дн. Для обеспечения стройки зимой необходимо было использовать 230 000 саней для доставки камня. Небывалая логистика! Стройка века!

Справедливости ради надо отметить, что у данной трактовки фактов и событий есть приверженцы и противники. Считается также, и, на наш взгляд, кажется логичной, заслуживающей внимания и изучения, мнение о том, что, и экономически, и практически, версия доставки белого камня из Мячковских каменоломен в таком объеме, и в такие сроки была едва ли возможной, т.к район Домодедово находится на достаточном удалении от центра Москвы. Даже при современных возможностях перемещения дорога займет около часа. Дорогомиловские каменоломни находятся в непосредственной близости от Кремля, по обе стороны от реки - всего в пяти километрах. А если часть пути проделывать по воде, или тогда - по льду, то по земле остается половина - каких-то 2,5 км. Интрига заключается в том, что химический анализ камней, примененных в кладке стен и соборов Кремля, Строгановской церкви в Нижнем Новгороде, и ряда других построек в удаленных от Домодедова местах, согласно опубликованной еще в советское время литературе, подтверждает идентичность использования известняка одного и того же месторождения. А сравнения химического состава образцов Дорогомиловского камня с Мячковским не проводилось пока.

Самым крупным белокаменным сооружением Кремля и самым древним является Успенский собор, построенный Аристотелем Фиорованти к 1479г. Он выложен из гладко тесаных блоков Мячковского известняка размерами 45х40х40см и других размеров.

Грановитая палата в Кремле

С точки зрения камнерезного искусства можно обратить внимание на Грановитую палату, там же в Кремле, сооруженную с 1487 по 1491г, и перестроенную в 1680-м году после пожара, когда окна были украшены белокаменными резными колоннами. Название «Грановитая» идет от граненых рустов главного фасада, обращенного к Соборной площади, на однотонном светлом фоне грани дают необыкновенную игру света и тени, меняющуюся в зависимости от освещения, и создают впечатление «алмазной гранки». Возможно этот прием «приехал» к нам из Болоньи. Так как среди итальянских аналогов палаццо Санутти Бевилаква в Болонье (1477-1482) - самый ранний образец, другие появились в последнее десятилетие XIVв., уже после постройки Грановитой палаты - Алмазный дворец в Ферраре (1493) и Палаццо Раймонди в Кремоне.

Алмазный дворец в Ферраре. Италия

Их отличает другой материал - мрамор - порода хоть и того же карбонатного состава, что и известняк, но отличающегося твердой кристаллической структурой. Т.к. мрамор- это метаморфическая, более плотная порода, представляющая собой видоизмененное под воздействием давления и глубинных температур «производное» от известняка, и будучи куда менее пористым и при этом мелкозернистым легко поддается полировке до зеркального блеска, чем не может похвастаться Мячковский известняк. Камень, из которого возможна «огранка» в виде пирамидок должен быть относительно мягким, позволяющим его резать и тесать, вместе с тем вязким, чтобы при ударах тесла или долота, не раскалываться и не шелушиться, т.к при алмазной рустовке даже небольшой откол (это видно на Алмазном дворце в Ферраре) портит весь облик. Всеми этими необходимыми качествами обладал только Мячковский известняк. Другие разновидности известняка из Подмосковных месторождений и Московских каменоломен не обладали такой текстурой (кроме прослоев так называемого «подольского мрамора»), они были более твердыми, доломитизированными, часто окремнелыми.

Архангельский собор в Московском Кремле. 1505-1508гг.

Другие многие постройки Московского Кремля имеют белокаменные фундаменты (как Колокольня Ивана Великого) или цоколи, иногда довольно высокие, сложенные из тесаных блоков, как у Архангельского собора (на высоту 2,5 м). Кроме того, его лестничные входы, пилястры первого яруса, порталы, архивольты и карнизы выполнены из Мячковского белого камня. Кроме того, будучи усыпальницей всех русских правителей до XVIIIв., и их ближайших родственников, Архангельский собор является хранителем 45 белокаменных орнаментированных саркофагов. Цоколь храма Василия Блаженного также выложен из того же известняка.

Собор Рождества Богородицы (начало XV в.) в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом(Московская обл.)

Если в XII-XIVвв. соборы целиком выкладывались из белого камня, то в XIV- XV вв.- белый камень широко использовался для фундаментов и цоколей храмов и жилых палат, а также для изготовления резного обрамления окон. Примерами могут выступать собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом, Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде в Подмосковье, Успенский собор г. Дмитрова (подклеть, своды), стены Воскресенского собора в г. Волоколамск из блоков размерами 25х25х30см и 20х20х30см.

Один из безусловных шедевров камнерезного искусства, возведенный в конце XVII в. - Церковь Знамения в с. Дубровицы в Подмосковье, как и постройки домонгольского периода, вся состоит из блоков мячковского известняка. Стены и даже колонки этого уникального барочного храма выложены квадрами-рустами, превращая мощную постройку в гигантскую филигрань, поражающую своими размерами и, в то же время, необыкновенным изяществом и изысканностью. Восхищает своим резным декором белокаменным декором Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде, более известная как Рождественская или Строгановская.

Пашков дом в Москве на Моховой

В XVIII- XIXвв.. белый камень применялся в основном для отделки цоколей, карнизов, некоторых других архитектурных деталей, лестниц, воротных столбов, портиков, иногда для изготовления колонн и скульптур, а также изготовления надгробий и саркофагов. Примерами служат мемориальные памятники кладбища Донского монастыря в Москве, Петровский Путевой дворец на Ленинградском шоссе, Пашков дом на Моховой и др. постройки. Надо также отметить, что в конце XVIIIв. были окончательно разобраны стены Белого города – третьего укрепления Москвы, также выстроенного из белого камня зодчим Федором Конем, и этот бывший в употреблении камень пошел на другие стройки, в частности, применялся в строительстве Воспитательного дома.

Дом Игумнова на Якиманке в Москве

В конце XIXв.-начале XXв., когда в моду вошел так называемый «неорусский стиль», и архитекторы активно привносили в свои проекты черты древнерусской архитектуры – псковского зодчества, времен «русского узорочья», «нарышкинского барокко», снова потребовался белый камень. Красивейшими образчиками того периода стали особняк Игумнова (ныне посольство Франции) 1895г. архитектора Н.Поздеева на Якиманке, Марфо-Мариинская Обитель на Большой Ордынке, 34, и, в частности, Храм Покрова Богородицы архитектора А. Щусева в Москве, Воскресенская церковь на Смоленском кладбище в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, арх.В. А. Демяновский, 1901-1903гг., Трапезная палата Феодоровского городка в Царском Селе 1913-1918, арх. С.Кричинский, Морской Никольский собор в Кронштадте (1913) арх. В.Косяков.

Воскресенская церковь на Смоленском кладбище в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, арх.В. А. Демяновский, 1901-1903гг,.

Начиная с 1908г. стал пользоваться популярностью уже не мячковский, а коробчеевский известняк, добываемый в 8км от ст. Голутвин на берегу реки Оки. В качестве блоков и плит он применялся в постройках вплоть до консервации карьера в 1961 году, после чего его место занял привозной крымский известняк. Среди наиболее известных московских построек советского времени с использованием белого камня Коробчеевского карьера гостиница «Советская», высотные дома - на Котельнической набережной, на Кудринской площади, здание МИДа на Смоленской площади.

Белый камень широко используется и сейчас для облицовки фасадов, для цоколей вновь возводимых храмов или реставрации древних, для самых различных изделий Изделия из известняка. Наша компания предлагает мраморизованный известняк Известняк (мраморизованный) в блоках, слэбах, в типовых и индивидуальных изделиях.

Для долгосрочной, многовековой, эксплуатации необходимо соблюдение определенных правил, главное из которых все-таки защита от воды. Вынос кровли, конструкции карнизов и капельников, любые устройства для сброса дождевых вод как то водосточные трубы, водосливы, цепи должны обеспечить максимальный отвод воды от стен и цоколей, а их подошвы должны исключить подсос грунтовых вод; чтобы сохранить морозостойкость в креплении наружных плит следует отказаться от использования металлических ржавеющих деталей, лучше применять медную проволоку. Округлые формы деталей обеспечат быстрый сток воды и равномерное выветривание, а пиленая или шлифованная поверхность камня, в отличии от колотой, будет этому способствовать.

Москва белокаменная – именно так начали называть нынешнюю столицу нашей родины после того, как под руководством Дмитрия Донского вокруг Кремля взамен деревянной крепости были выстроены стены и башни из белоснежного камня. Впрочем, не только Москва стала белокаменной, такою со временем стала вся Русь, поскольку во многих городах и селениях возводили храмы, усадьбы и дворцы из этого материала. Его также использовали для создания скульптур.

Тайна белого камня…

Наверняка, многие удивятся, узнав, что этот величественный камень исторического значения – обычный известняк. Но, как подтверждает история, известняк этот совсем не обычный. Это уникальный природный материал, который занимает на нашей планете более 10% всех отложений. Это древняя горная порода, которая имеет необычную для камня внутреннюю структуру. Она практически полностью состоит из твердых кристаллов кальцита, одновременно около 20-30% объема занимают поры. Благодаря этим самым порам камень “дышит”.

Такая особенность обеспечивает известняк высокими морозоустойчивыми качествами и, как следствие, вечной жизнью. Важно отметить, что с годами поверхность минерала покрывается пленкой выветривания, благодаря чему он становится еще крепче и долговечнее. Твердость кристаллов кальцита способствует высокой прочности известняка, а за счет пор и мелкозернистой структуры он легко поддается обработке. Неудивительно, что данная горная порода стала так популярна в строительстве и скульптурном искусстве.

История использования известняка на Руси

Как уже отмечалось, популярность в строительстве и оформлении белый камень приобрел после возведения стен Московского Кремля, работа над которыми завершилась в 1368 году. Однако впервые этот материал был использован для строительства в селе Кидекша под Суздалем Церкви Бориса и Глеба в 1152 году. А в 1165 с его помощью под руководством Андрея Боголюбского была возведена Церковь Покрова на Нерли.

В конце 14 века повсеместно распространилась профессия камнесечца, мастера создавали удивительные орнаменты, порталы, скульптуры. Во второй половине 15 столетия популярность приобрели барельефы, которые появились и на Спасской башне Московского Кремля. Настоящим произведением искусства стал Храм Знамения Богородицы, возведенный на берегу слияния двух рек в поселке Дубровицы под Подольском в 1703 году. Его стены были украшены резными виноградными гроздьями и листьями.

В начале 19 века использование известняка в строительстве и оформлении достигло пика своей популярности. Многие работы были созданы известным скульптором И.П. Витали. После победы в войне 1812 года возведен величественный Храм Христа Спасителя, строительство которого продолжалось почти 40 лет. К сожалению, в 1931 году было приказано его разрушить, однако в памяти россиян он сохранился навечно. Белый камень послужил основой для многих великолепных строений Руси и России. Не все, но большая часть сохранилась до нашего времени и сегодня заботливо охраняется и реставрируется.

Как добывали и обрабатывали белый камень

Технология добычи была весьма проста: верхние слои минерала поднимали ломами, а затем разбивали, ударяя молотом по железным клиньям. Некрупные куски вытаскивали руками, для больших же использовали специальное приспособление, которое приводили в действие 10-20 рабочих. Пилили известняк обычной железной пилой, поливая место распила водой для размягчения и посыпая песком в качестве абразива.

Полученные блоки и бруски применялись для строительства, а плоские плиты – для облицовки стен. Со всех заготовок сначала удалялись неровности специальным инструментом, а затем они шлифовались с помощью чугунной гладилки и песка. Если на камне вырезались фигурные элементы, для них делали индивидуальные терки. В завершение для придания дополнительной прочности детали из известняка высушивали в печи или на солнце.

Судьба уникальной горной породы

К счастью, сегодня добыча известняка активно возрождается, по всей России открываются новые каменоломни. Более того, этот минерал поставляется к нам и из других регионов, например, Италии. Квалифицированные бригады реставраторов и резчиков восстанавливают белокаменные памятники архитектуры. Материал используют и для новых построек. Современные инструменты позволяют создавать еще более тонкое и изящное оформление. А многообразие оттенков камня – от белоснежного до желтоватого – помогает дизайнерам воплощать любые идеи.

Читайте также: