Какой инструмент применяется для демонтажа крыши аварийного тс при ликвидации последствий дтп

Обновлено: 04.05.2024

по работе с аварийно-спасательным
инструментом при
дорожно-транспортных происшествиях.

Данные методические рекомендации разработаны для пожарных-спасателей как вспомогательный материал при проведении занятий, тренировок и непосредственной работе на ДТП, и содержат информацию по аварийно-спасательным инструментам и технологиям спасения, которые применяются в различных чрезвычайных ситуациях (ЧС). Важно понимать, что каждая отдельно взятая ЧС является уникальной. Невозможно охватить все ситуации при эвакуации пострадавших из транспортных средств. В данных рекомендациях дано описание лишь части основных принципов, которые могут быть применены в конкретной ситуации.

Выбор спасательных инструментов и спасательных технологий зависит от множества различных факторов, таких, как тип автомобиля, число и расположение транспортных средств на месте аварии, количество пострадавших и их состояние, и другие влияющие факторы. Ситуации, показанные в данных рекомендациях, являются только примерами и не представляют полный перечень всех возможных случаев. Примеры большей частью предназначены помочь пожарному-спасателю в понимании некоторых базовых технологий применения аварийно-спасательного оборудования при ликвидации последствий ДТП и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

Любая чрезвычайная ситуация может быть экстремально опасной. Персональная безопасность будет зависеть от уровня обучения и подготовки, от грамотного использования средств индивидуальной защиты, а также от умения правильно применять аварийно-спасательное оборудование, имеющиеся в арсенале автомобилей оперативного реагирования. Очень важно, внимательно изучить и понять содержание инструкций по работе со спасательным инструментом. Также необходимо, всегда руководствоваться и действовать в соответствии с установленными правилами работы в ЧС, и следовать инструкциям.

Технологии, описываемые в тексте, смогут быть эффективны только при условии их отработки на практике при проведении занятий с личным составом.

Внимание ! К сожалению не удалось загрузить документ для просмотра
Попробуйте обновить страницу или (нажмите F5)
Возможно формат файла не поддерживается.
Материал доступен по кнопке скачать!

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

РУКОВОДСТВОпо ведению аварийно-спасательных работ

при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП»

Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий для региональных поисково-спасательных отрядов с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП» (далее – Руководство) регламентирует приемы, способы и технологические операции процесса разборки транспортных средств, содержит типовые технологические карты по деблокированию и извлечению пострадавших и предназначено для обучения спасателей в учебно-методических центрах, использования в практической деятельности поисково-спасательных формирований и при самостоятельной подготовке спасателей.

Проект Руководства разработан в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Проект Руководства рекомендован к практической апробации специалистами региональных поисково-спасательных формирований МЧС России и рассмотрению другими заинтересованными организациями, в том числе МВД России и Минздравсоцразвития России в интересах получения от них замечаний и предложений с учетом имеющегося у них практического опыта деблокирования и извлечения пострадавших в ДТП.

В разработке проекта Руководства приняли участие специалисты Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)): к.т.н. Тодосейчук С.П., к.т.н. Федорков В.И., к.т.н. Самойлов К.И., Корнейчук Л.В., Климачева Н.Г., а также ученые и специалисты ОАО НПЦ «Средства спасения»: к.т.н. Виноградов А.Ю., к.э.н. Потапенко Ю.П., к.т.н. Баканов С.В., Теплова В.Л., Потапенко А.Ю., Якутов А.В., Старков Д.А.

При обучении спасателей и самоподготовке настоящий проект Руководства рекомендуется использовать совместно с видеоруководством по ведению АСР при ДТП, разработанном в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

TOC \o "1-1" \h \z \u Перечень сокращений и условных обозначений PAGEREF _Toc300916439 \h 5Термины и определения PAGEREF _Toc300916440 \h 6Глава 1. Общие положения PAGEREF _Toc300916441 \h 91.1. Основные виды ДТП PAGEREF _Toc300916442 \h 91.2. Особые виды ДТП PAGEREF _Toc300916443 \h 111.3. Нормативные правовые документы в области организации и ведения АСР при ликвидации последствий ДТП PAGEREF _Toc300916444 \h 121.4. Управление АСР при ликвидации последствий ДТП PAGEREF _Toc300916445 \h 21Глава 2. Организация и технологии аварийно- спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий PAGEREF _Toc300916446 \h 242.1. Средства индивидуальной защиты и экипировка спасателей PAGEREF _Toc300916447 \h 242.2. Основные типы АСИ, приспособлений и оборудования PAGEREF _Toc300916448 \h 242.3. Техническое обслуживание оборудования и инструмента при завершении работ на месте ДТП PAGEREF _Toc300916449 \h 272.4. Общие правила работы с инструментом, оборудованием и приспособлениями PAGEREF _Toc300916450 \h 292.5. Технология ведения АСР при ликвидации последствий ДТП PAGEREF _Toc300916451 \h 292.5.1. Организация зоны оцепления и ее обозначение PAGEREF _Toc300916452 \h 302.5.2. Предотвращение действия вторичных поражающих факторов PAGEREF _Toc300916453 \h 312.5.3. Отключение АКБ в аварийном ТС PAGEREF _Toc300916454 \h 322.5.4. Стабилизация ТС PAGEREF _Toc300916455 \h 322.5.6. Деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС PAGEREF _Toc300916456 \h 352.5.7. Особенности ведения АСР при ликвидации последствий особых видов ДТП PAGEREF _Toc300916457 \h 412.6. Нормативы по выполнению АСР при ликвидации последствий ДТП PAGEREF _Toc300916458 \h 47Глава 3. Оказание ПЕРВОЙ помощи пострадавшим на месте дорожно-транспортного происшествия до прибытия бригады скорой помощи PAGEREF _Toc300916459 \h 483.1. Основные виды травм при различных типах повреждений транспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях PAGEREF _Toc300916460 \h 483.2. Первая помощь PAGEREF _Toc300916461 \h 493.3. Применение вертолетов в АСР при ликвидации последствий ДТП PAGEREF _Toc300916462 \h 51Глава 4. Общие правила техники безопасности проведения АСР при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий PAGEREF _Toc300916463 \h 564.1. Общие требования PAGEREF _Toc300916464 \h 564.2. Требования правил техники безопасности перед началом АСР PAGEREF _Toc300916465 \h 564.3. Требования правил техники безопасности во время проведения АСР при ликвидации последствий ДТП PAGEREF _Toc300916466 \h 574.4. Требования правил техники безопасности в аварийной ситуации при ликвидации последствий ДТП PAGEREF _Toc300916467 \h 60Приложения PAGEREF _Toc300916468 \h 61Приложение 1. Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях PAGEREF _Toc300916470 \h 62Приложение 2. Перечень нормативных правовых документов в области обеспечения безопасности дорожного движения PAGEREF _Toc300916474 \h 64Приложение 3. Перечень оборудования и специальных средств для выполнения работ по разборке транспортных средств, деблокированию и извлечению пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях68

Приложение 4. Состав комплекта аварийно-спасательного инструмента, оборудования и приспособлений для проведения АСР при ликвидации последствий ДТП (рекомендуемый для комплектации АСМ) PAGEREF _Toc300916478 \h 80Приложение 5. Рекомендации по применению аптечки первой помощи (автомобильной) (с изменениями от 8 сентября 2009 г.) PAGEREF _Toc300916480 \h 84Приложение 6. Типовые технологические карты деблокирования и извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств PAGEREF _Toc300916482 \h 85

Перечень сокращений и условных обозначенийАКБ — аккумуляторная батарея;

АСИ — аварийно-спасательный инструмент;

АСМ — аварийно-спасательная машина;

АСР — аварийно-спасательные работы;

АСС— аварийно-спасательные средства;

АХОВ — аварийно химически опасные вещества;

ВВ— взрывчатые вещества;

ВОП — взрывоопасные предметы;

ГАСИ — гидравлический аварийно-спасательный инструмент;

ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

ГСМ — горюче-смазочные материалы;

ДПС — дорожно-патрульная служба;

ДТП — дорожно-транспортное происшествие;

ИДА — индивидуальный дыхательный аппарат;

ПП — первая помощь;

ПСФ — поисково-спасательное формирование;

РТП — руководитель тушения пожара;

СМП — скорая медицинская помощь;

ТС — транспортное средство;

УГПС — управление государственной противопожарной службы;

ЧС — чрезвычайная ситуация.

Термины и определенияАварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Основными критериями, определяющими привлечение спасателей к ликвидации последствий ДТП, являются:

ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;

угроза падения на аварийное ТС с пострадавшими грузов, конструкций и других опасных предметов;

ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;

сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специального спасательного оборудовании и техники.

Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР.

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).Поисково-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованное.

Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение АСР.

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по локализации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

Основными видами ДТП являются столкновения, которые подразделяются на:

лобовое — столкновение ТС при встречном движении;

боковое — столкновение ТС с боковой стороной другого ТС;

касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении.

Транспортное средство (ТС) — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Участник дорожного движения — лицо, пронимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Чрезвычайная ситуация локального характера — ЧС, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. руб.

Чрезвычайная ситуация муниципального характера — ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб., а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.Конструктивные элементы автомобиля представлены на рис. 1.

Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличи-ем факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:

ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;

-ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;

-сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.

Аварийно-спасательные средства — это специальные приборы, оборудование и техника, материально-технические средства, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР.

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, воз-никшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания меди-цинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Поисково-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, пред-назначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованное.

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по локализации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

-касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении.

Транспортное средство (ТС) — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Чрезвычайная ситуация локального характера — ЧС, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природ-ной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. руб.

Чрезвычайная ситуация муниципального характера — ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб., а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полот-на, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:

-накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;

В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:

-если существует опасность для команды спасателей или по-страдавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.);

Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.

контролируемое извлечение является наиболее щадящим для по-страдавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдает-ся предпочтение.

-оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации выше-стоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств);



1. Общие положения. В компетенцию МЧС России, региональных, территориальных и местных органов управления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно) входит: организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП; обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды в зоне ДТП; организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности; оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России; обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непосредственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России (инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.

2. Порядок действий по ликвидации последствий ДТП.
Первый, прибывший на место ДТП, руководитель одного из подразделений сил спасения или сотрудник ГИБДД принимает на себя полномочия руководителя ликвидации последствий ДТП и исполняет их до прибытия назначенного комиссией по чрезвычайным ситуациям руководителя ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Руководитель ликвидации последствий ДТП обязан:
— произвести разведку и оценить обстановку на месте; немедленно организовать спасение людей, предотвратить панику, используя для этого имеющиеся силы и средства;
— определить решающее направление, необходимые силы и средства, способы и приемы действий;
— поставить задачи подразделениям (службам), обеспечить выполнение поставленных задач;
— непрерывно следить за изменением обстановки, принимать соответствующие решения;
— по прибытии к месту ДТП передать информацию на центральный узел связи (ЦУС) города (зоны) или пункт связи подразделения (ПСП), где произошло происшествие; после принятия решения и отдачи приказаний сообщить точные координаты происшествия, что произошло, какие силы и средства введены в действие, есть ли опасность развития ситуации, какие необходимы дополнительные силы и средства; поддерживать в дальнейшем непрерывную связь с ЦУС или ПСП, периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на месте ДТП;
— вызывать дополнительные силы и средства одновременно, а не по частям, организовать встречу прибывающих сил и средств;
— по прибытии к месту ДТП старшего начальника доложить об обстановке, о принятых мерах, задействованных силах и средствах; силах и средствах, прибывших к месту ДТП; силах и средствах, вызванных дополнительно;
— в зависимости от обстановки на месте ДТП при необходимости организовать оперативный штаб и определить место его расположения;
— информировать оперативный штаб о принимаемых решениях;
— создать резерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможность отдохнуть, обогреться и переодеться;
— назначить из числа лиц начальствующего состава ответственного за соблюдение мер безопасности; при необходимости организовать на месте ДТП пункт оказания медицинской помощи;
— в случае прибытия к месту ДТП сил и средств различных направлений начальнику тыла выделить помощников со средствами передвижения и связи;
— организовать взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации последствий ДТП, поддерживать постоянную связь с инженерно-техническими сотрудниками, принимать решения о приемах и способах ведения работ;
— определить порядок убытия с места ДТП подразделений и взаимодействующих служб.
Прибывший к месту ДТП старший начальник сил АСФ обязан:
— оценить обстановку и правильность ведения работ по ликвидации последствий ДТП;
— определить необходимость вызова дополнительных сил и средств;
— при необходимости принять на себя руководство работами.
Старший начальник, прибывший к месту ДТП, несет ответственность за исход работ независимо от того, принял он руководство на себя или нет. Принятие старшим начальником руководства на себя обязательно, если руководитель работами по ликвидации последствий ДТП не обеспечивает управления привлекаемыми силами и средствами.
В зависимости от обстановки на месте ДТП для управления силами и средствами руководитель работ может организовать отдельные (боевые) участки и оперативный штаб.
Старший начальник должен объявить руководителю работ о своем решении принять руководство и оповестить об этом начальника оперативного штаба, начальника тыла и начальников участков. Моментом принятия руководства старшим начальником на себя считается отдача им первого распоряжения. Отдельные участки могут создаваться по видам работ или по территориальному признаку. При работе на месте ДТП двух и более подразделений АСФ назначается начальник тыла из числа среднего и младшего начальствующего состава того подразделения, в зоне ответственности которого ведутся работы.
При внезапном изменении обстановки в зоне ДТП и невозможности своевременного получения приказания от руководителя работ, начальники (командиры) подразделений должны действовать самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Отсутствие приказаний руководителя работ не может служить оправданием бездеятельности командира.
В зависимости от состояния зоны ДТП в ходе работ производится корректирование технологии выполнения АСР. При этом сведения о всех изменениях обстановки, а также информация о применяемых технологиях спасения пострадавших направляются от руководителя работ в вышестоящие органы управления, которые уточняют и согласовывают ранее принятые организационные решения и обеспечивают их выполнение через соответствующие мероприятия, в результате чего процесс ликвидации последствий ДТП продолжается в принятом порядке.
Основными способами управления ведением АСР являются: личное наблюдение руководителем работ за ликвидацией последствий ДТП; изучение обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; контроль за ходом выполнения поставленных задач; личные переговоры с подчиненными и вышестоящими руководителями (командирами, начальниками) по средствам связи; отдача коротких распоряжений; уточнение задач; изучение донесений; постановка новых задач.
Основным средством управления ведением АСР при ликвидации последствий ДТП является связь.
Средства связи используются комплексно. Организация связи должна обеспечивать устойчивость управления, возможность передачи сигналов, распоряжений и информации по нескольким каналам связи. Связь устанавливается с органами управления ГИБДД, Минздрава России, МЧС России и других ведомств и со спасателями на месте проведения АСР.

3. Основные принципы проведения АСР при ликвидации последствий ДТП
1. Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия (ЛП ДТП). Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
2. Распределение полномочий, ответственности и обеспечение взаимодействия служб различных ведомств по ЛП ДТП. Порядок организации управления и взаимодействия служб различных министерств и ведомств Российской Федерации по ликвидации последствий ДТП приведен в разделе 2.
3. Заблаговременное распределение обязанностей по спасению пострадавших при ДТП в спасательной группе.
К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:
— командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями;
— водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП;
— 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС;
— спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР;
— медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.
4. Разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС.
5. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т. п.) на спасателей и пострадавших, а также исключению действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использования электроинструментов при розливе топлива).
6. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами.
Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой помощи. 7. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП.
Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т. п.
8. Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при извлечении его из автомобиля.
9. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях: при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей; при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала.
10. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего:
— противошоковой терапии;
— обезболивания;
— остановки кровотечения и т.п.;
— фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.



В зависимости от обстановки, сложившейся в результате ДТП, и уровня ЧС и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определяется состав сил и средств спасения пострадавших в ДТП из числа следующих формирований:
а) аварийно-спасательные, противопожарные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования; формирования, учреждения и службы органов исполнительной власти; б) силы и средства территориальных подсистем РСЧС и их звеньев (субъектов РФ, городов, районов и объектов).
В соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ к спасению пострадавших в ДТП могут привлекаться участники ДТП и на добровольной основе отдельные граждане, оказавшиеся в зоне дорожно-транспортного происшествия.
С целью повышения эффективности спасения пострадавших в ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также аварийно-спасательными формированиями (АСФ) определяются зоны обслуживания (ответственности).
Зоны обслуживания АСФ, участвующих в спасении пострадавших в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией в соответствии с территориально-административным делением РФ по согласованию с соответствующей комиссией по чрезвычайным ситуациям и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных и региональных органов управления по делам ГОЧС, комиссий по ЧС субъектов РФ и местных административно-территориальных образований.
Размеры зон обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистических данных по количеству и масштабам ДТП, а также возможностей АСФ. При этом должна обеспечиваться перекрываемость дорог зонами ответственности, а также предусматриваться возможность дублирования мероприятий по спасению пострадавших в зоне ДТП несколькими АСФ. Нормы времени прибытия сил различных ведомств для спасения пострадавших в ДТП определяются нормативными документами или комиссиями по ЧС субъектов РФ для каждой зоны ответственности в соответствии с местными условиями.
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации последствий ДТП, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации последствий ДТП; он является единоначальником, ему подчиняются все подразделения, прибывшие к месту ДТП. Он несет ответственность за организацию работ, безопасность личного состава, сохранность аварийно-спасательной техники.
Первый, прибывший на место ДТП руководитель одного из подразделений сил спасения или сотрудник ГИБДД принимает на себя полномочия руководителя ликвидации последствий ДТП и исполняет их до прибытия назначенного комиссией по чрезвычайным ситуациям руководителя ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия.
Руководитель ликвидации последствий ДТП обязан:
- произвести разведку и оценить обстановку на месте; немедленно организовать спасение людей, предотвратить панику, используя для этого имеющиеся силы и средства;
- определить решающее направление, необходимые силы и средства, способы и приемы действий;
- поставить задачи подразделениям (службам), обеспечить выполнение поставленных задач;
- непрерывно следить за изменением обстановки, принимать соответствующие решения;
- по прибытии к месту ДТП передать информацию на центральный узел связи (ЦУС) города (зоны) или пункт связи подразделения (ПСП), где произошло происшествие; после принятия решения и отдачи приказаний сообщить точные координаты происшествия, что произошло, какие силы и средства введены в действие, есть ли опасность развития ситуации, какие необходимы дополнительные силы и средства; поддерживать в дальнейшем непрерывную связь с ЦУС или ПСП, периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на месте ДТП;
- вызывать дополнительные силы и средства одновременно, а не по частям, организовать встречу прибывающих сил и средств;
- по прибытии к месту ДТП старшего начальника доложить об обстановке, принятых мерах, задействованных силах и средствах; силах и средствах, прибывших к месту ДТП; силах и средствах, вызванных дополнительно;
- в зависимости от обстановки на месте ДТП при необходимости организовать оперативный штаб и определить место его расположения;
- информировать оперативный штаб о принимаемых решениях;
- создать резерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможность отдохнуть, обогреться и переодеться;
- назначить из числа лиц начальствующего состава ответственного за соблюдение мер безопасности; при необходимости организовать на месте ДТП пункт оказания медицинской помощи;
- в случае прибытия к месту ДТП сил и средств с различных направлений начальнику тыла выделить помощников со средствами передвижения и связи;
- организовать взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации последствий ДТП, поддерживать постоянную связь с инженерно-техническими сотрудниками, принимать решения о приемах и способах ведения работ;
- определить порядок убытия с места ДТП подразделений и взаимодействующих служб.
Прибывший к месту ДТП старший начальник сил АСФ обязан:
- оценить обстановку и правильность ведения работ по ликвидации последствий ДТП;
- определить необходимость вызова дополнительных сил и средств;
- при необходимости принять на себя руководство работами.
Старший начальник, прибывший к месту ДТП, несет ответственность за исход работ независимо от того, принял он руководство на себя или нет. Принятие старшим начальником руководства на себя обязательно, если руководитель работами по ликвидации последствий ДТП не обеспечивает управления привлекаемыми силами и средствами.
В зависимости от обстановки на месте ДТП для управления силами и средствами руководитель работ может организовать отдельные (боевые) участки и оперативный штаб.
Старший начальник должен объявить руководителю работ о своем решении принять руководство и оповестить начальника оперативного штаба, начальника тыла и начальников участков. Моментом принятия руководства старшим начальником на себя считается отдача им первого распоряжения. Отдельные участки могут создаваться по видам работ или по территориальному признаку. При работе на месте ДТП двух и более подразделений АСФ назначается начальник тыла из числа среднего и младшего начальствующего состава того подразделения, в зоне ответственности которого ведутся работы.
При внезапном изменении обстановки в зоне ДТП и невозможности своевременного получения приказания от руководителя работ начальники (командиры) подразделений должны действовать самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Отсутствие приказаний руководителя работ не может служить оправданием бездеятельности командира.
В зависимости от состояния зоны ДТП в ходе работ производится корректирование технологии выполнения АСР. При этом сведения о всех изменениях обстановки, а также информация о применяемых технологиях спасения пострадавших направляются от руководителя работ в вышестоящие органы управления, которые уточняют и согласовывают ранее принятые организационные решения и обеспечивают их выполнение через соответствующие мероприятия, в результате чего процесс ликвидации последствий ДТП продолжается в принятом порядке.
Основными способами управления ведением АСР являются: личное наблюдение руководителем за проведением работ по ликвидации последствий ДТП; изучение обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; контроль за ходом выполнения поставленных задач; личные переговоры с подчиненными и вышестоящими руководителями (командирами, начальниками) по средствам связи; отдача коротких распоряжений; уточнение задач; изучение донесений; постановка новых задач.
Основным средством управления ведением АСР при ликвидации последствий ДТП является связь.
Средства связи используются комплексно. Организация связи должна обеспечивать устойчивость управления, возможность передачи сигналов, распоряжений и информации по нескольким каналам связи. Связь устанавливается с органами управления ГИБДД, Минздрава России, МЧС России и других ведомств и со спасателями на месте проведения АСР.

Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

Взаимодействие при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий ДТП — это согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам выполнения действия сил и средств органов управления и АСФ. Организация взаимодействия при ликвидации последствий ДТП включает комплекс мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами сторон и органами управления по согласованию действий сил и средств при совместном выполнении ими задач спасения пострадавших и ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие организуется с целью повышения оперативности и эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с ДТП, между привлекаемыми к их ликвидации федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также между аварийно-спасательными формированиями на месте ДТП.
Взаимодействие обеспечивается:
- взаимным оповещением и информированием о фактах ДТП, о составе и готовности сил и средств, имеющихся для их ликвидации;
- совместным и скоординированным применением АСФ;
- эффективным управлением работами и мероприятиями по ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие органов управления и АСФ, привлекаемых к спасению пострадавших в ДТП, организуется на всех уровнях РСЧС.
При этом органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем РСЧС решаются следующие задачи:
а) МВД России, территориальными органами внутренних дел, ГИБДД:
- информирование (оповещение) органов управления служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере ДТП;
- привлечение дежурных сил и средств, находящихся в их ведении, для выполнения АСР, пожаротушения и других мероприятий в зоне ДТП, а также охраны общественного порядка, имущества и обеспечения оперативно-следственных действий;
- принятие мер по прибытию к месту происшествия медицинских работников и оказанию первой экстренной медицинской помощи пострадавшим;
- ограничение или запрещение движения, направление транспортных средств в объезд зоны ДТП;
- содействие беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных и других служб;
- принятие мер и оповещение участников движения об опасности, вызванной ДТП;
- принятие мер по деблокированию пострадавших из поврежденных транспортных средств;
- обеспечение безопасности работ на месте ДТП;
- обеспечение эвакуации пострадавших из зоны ДТП;
- контроль за выполнением АСР в части сохранения первичной обстановки ДТП, сохранения вещественных доказательств;
- учет ДТП, анализ причин происшествий и разработка мер по их предупреждению; б) Минздравом России, территориальными и местными органами здравоохранения:
- привлечение дежурных сил и средств (в том числе Службы медицины катастроф) для деблокирования пострадавших из поврежденных транспортных средств и оказания медицинской помощи пострадавшим при проведении АСР;
- организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения с целью оказания специализированной медицинской помощи;
- организация оказания всем пострадавшим квалифицированной медицинской помощи;
в) Минтрансом России, территориальными и местными органами управления автотранспортом:
- обеспечение перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для спасения пострадавших в ДТП и осуществления эвакуационных мероприятий;
г) ФДС России, федеральными дирекциями или территориальными органами дорожной службы:
- обеспечение беспрепятственного и безопасного движения по автомобильным дорогам общего пользования в зоне ДТП;
д) МПС России, его территориальными и местными органами:
- участие в спасении пострадавших в ДТП, связанных с объектами железнодорожного транспорта (вокзалами, станциями, переездами, эстакадами, мостами, путепроводами и др.) и восстановление движения автотранспорта и железнодорожного транспорта;
е) МЧС России, региональными, территориальными и местными органами управления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно):
- организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП;
- обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды в зоне ДТП;
- организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;
- организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдением режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности;
- оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
- обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России;
- обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непосредственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России (инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.
ж) Комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, комиссиями по ЧС объектов:
- назначение руководителя работами по спасению пострадавших в ДТП (при ДТП местного и территориального уровней);
- организация передачи оперативной информации в Центр управления в кризисных ситуациях, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, региональные информационно-управляющие центры, информационно-управляющие центры органов управления по делам ГОЧС, информационные центры организаций;
- принятие решения о привлечении необходимых сил и средств для спасения пострадавших в ДТП;
- руководство работами по спасению пострадавших в ДТП;
- обращение за помощью к вышестоящим органам исполнительной власти или через них к органам исполнительной власти федерального уровня при недостаточности собственных сил и средств;
- информирование органов социальной защиты населения при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления о гражданах, пострадавших в ДТП, для оказания помощи пострадавшим в соответствии с действующим законодательством;
- контроль и оценка результатов деятельности по совершенствованию взаимодействия при ликвидации последствий ДТП.

Читайте также: