Как вытащить лампочку из цоколя приборной панели

Обновлено: 30.04.2024

Для того чтобы заменить лампы в осветительных приборах своего автомобиля, совсем необязательно обращаться на СТО и платить высококвалифицированному специалисту. Все операции можно сделать самостоятельно с минимальными затратами сил и средств. Сегодня мы поговорим о замене лампочек в приборной панели (ПП) автомобиля ВАЗ 2107.

Расположение ламп на панели приборов ваз 2107

Прежде чем взяться за замену лампочек, посмотрим, где они располагаются на плате ПП и за подсветку или индикацию чего отвечают в ВАЗ 2107.

  1. Уровень топлива.
  2. Подсветка приборов.
  3. Указатели поворотов включены.
  4. Неисправность контроллера управления двигателем.
  5. Наружное освещение включено.
  6. Аварийное давление масла.
  7. Стояночный (ручной) тормоз включен.
  8. Включены фары дальнего света.
  9. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

Снятие панели приборов и подготовка к замене

Чтобы поменять лампы в панели приборов, последнюю придется снять. Нельзя сказать, что ПП снимается одним движением руки: конструкторы ВАЗ 2107 сделали демонтаж чуть более сложным, чем на других автомобилях семейства ВАЗ. Тем не менее демонтаж ПП вполне выполним в условиях гаража и даже стоянки. При этом никаких особых знаний операция не потребует. Из инструментов нам понадобятся:

  • небольшая плоская отвертка или нож;
  • крестовая отвертка.

Я думаю, все это найдется в багажнике любого ВАЗ 2107, и можно будет приступать. Прежде всего снимаем пластиковые рукоятки с ручек управления отоплением, для чего поддеваем их плоской отверткой.

Снятие ручек с системы отопления

Снятие ручек с системы отопления салона семерки

Отворачиваем гайку крепления кнопки сброса суточного счетчика (помечена красной стрелкой), а саму кнопку проталкиваем внутрь щитка.

Демонтаж кнопки сброса

Демонтаж кнопки сброса суточного счетчика

Теперь нужно отвернуть винт, который находится под заглушкой и крепит декоративную накладку. Заглушку снимаем при помощи плоской отвертки, винт отворачиваем крестовой.

Снятие винта накладки ПП

Снятие фиксирующего винта декоративной накладки ПП

После этой операции правая часть панели отодвинется так, что можно будет добраться до гибкого вала управления спидометром.

Освобождение правой части ПП

Освобождение правой части ПП на ВАЗ 2107

Снимается вал голыми руками: просто отворачиваем фиксирующую его гайку.

привод спидометра

Снятие привода спидометра

Теперь сними приборную панель с фиксатора, который крепит ее левую сторону, и слегка выдвини, чтобы добраться до шланга разряжения, подключенного к эконометру. Снимается он тоже голыми руками, но будь осторожен и не порви его.

шланг разряжения ВАЗ 2107

Снятие шланга разряжения с эконометра на ПП

Осталось отключить три разъема питания приборной панели и три провода на переключателе печки ВАЗ 2107. Перед отключением их желательно пометить, чтобы при сборке панели не перепутать.

Отключение проводов питания

Отключение проводов питания от переключателя печки

Снимаем декоративную накладку вместе с ПП и отворачиваем четыре самореза крепления полок (по два на каждой, я пометил их красными стрелками) к декоративной накладке, и панель приборов можно снять.

Снятие ПП с накладки

Снятие ПП с декоративной накладки к содержанию ↑

Какие нужны лампы

Прежде чем разбирать свой ВАЗ, имеет смысл съездить на нем в ближайший автомагазин и запастись новыми лампочками. Но какие покупать? Судя по первому фото, лампы подсветки и индикации имеют разные размеры. Выбор прост: если сгорели лампы подсветки (на том же фото позиция 2), то тебе понадобятся лампочки АМН 12-3-1 (T3W). Если же индикаторные, то А 12-1,2 (Wl,2).

Приобрести лампы подсветки для ВАЗа можно как вместе с патронами, так и отдельно. Во втором случае сгоревшую лампочку нужно извлечь из патрона и на ее место установить новую.

Лампа подсветки панели ВАЗ 2107

Лампа подсветки приборной панели ВАЗ 2107 с патроном в комплекте и без него

Светодиодные лампочки

Если ты устал менять лампочки в ПП своего ВАЗа или просто любитель современного тюнинга, то можешь вместо лампочек накаливания установить светодиодные, поскольку промышленность выпускает и такие, имеющие тот же типоразмер, цоколь, патрон и рабочее напряжение.

Светодиодная лампочка подсветки

Светодиодные лампочки подсветки приборной панели (слева) и индикации для автомобиля ВАЗ 2107

Важно! Лампочку индикации заряда аккумулятора менять на светодиодную нельзя – зарядка АКБ не будет проводиться должным образом.

Замена контрольных ламп и лампочек подсветки

Укладываем приборную панель ВАЗ 2103 на гладкую мягкую поверхность «лицом» вниз и видим лампочки подсветки и индикации (см. самое первое фото). Надеюсь, перед тем как снять приборную панель, ты выяснил, какие лампы сгорели и, пользуясь приведенными выше рекомендациями, приобрел новые нужного типа. Как я уже указывал выше, лампы подсветки могут продаваться как с патронами, готовые к установке, так и без них.

вынимаем лампу вместе с патроном

Лампу вместе с патроном легко вынимаем прямо с задней стороны панели приборов ВАЗ 2107 (на фото ПП другой модели ВАЗ)

Если были куплены лампы с патронами, то достаточно просто установить новую взамен сгоревшей и зафиксировать ее поворотом по часовой стрелке. Если лампочка куплена без патрона, то нужно, предварительно вынув из патрона сгоревшую, установить на ее место новую. Снимается лампа с помощью легкого нажатия на нее и поворота против часовой стрелки.

вынутая лампочка из патрона

Чтобы вынуть лампочку из патрона, ее нужно прижать и провернуть на 90 градусов

После этого устанавливаем готовый комплект лампочка-патрон на свое место. Осталось поставить ПП на место, не забыв подключить 3 разъема питания, 3 провода переключателя печки, привод спидометра и шланг разряжения.

Как сделать подсветку стрелок своими руками

Если есть желание сделать подсветку ПП интереснее, то можно немного поэкспериментировать. Предлагаю один из вариантов подсветки на ВАЗ 2107, на мой взгляд, наиболее эффектный. Для реализации идеи понадобятся:

  1. Обычные индикаторные светодиоды желаемого цвета свечения.
  2. Резисторы (по количеству светодиодов) номиналом 550 Ом.

Для начала нужно разобрать приборную панель, чтобы добраться до лицевой стороны монтажной платы. Подпаиваем к анодам каждого из светодиодов резистор и фиксируем каждую пару по внутреннему периметру панели приборов при помощи клеевого термопистолета или герметика.

Короткими отрезками провода соединяем все катоды светодиодов и отдельно все свободные выводы резисторов. После этого штатные лампочки подсветки снимаем и к токоподводящим контактам любой из них подпаиваем провода – от резисторов к «+» питания, от резисторов – к «-». Схема подключения подсветки будет выглядеть примерно так:

схема подключения подсветки приборов ВАЗ 2107

Электрическая схема подключения самодельной подсветки стрелочных приборов для ВАЗ 2107

Подпаивая провода, необходимо следить за полярностью их включения (+ и -)! Светодиоды – приборы полярные. В противном случае «гирлянда» светодиодов сразу же выйдет из строя.

Чем больше светодиодов используется, тем ярче и равномернее будет подсветка шкал приборов.

Теперь ты знаешь, как заменить лампочки подсветки и индикации в приборной панели машины ВАЗ 2107 и, надеюсь, легко справишься с этой проблемой самостоятельно.


Поперегарали все лампочки в приборной панели. Порядок работы снятия козырька (высокая панель).
1)Извлекаем кнопку переключателя габариты/ближний свет из панели при помощи отвёртки. От кнопки отсоединяем ее разъем.



2)Таким же образом извлекаем кнопку аварийки. Отключаем её разъём.



3)Крестовой отверткой откручиваем два винта крепления накладки консоли приборки, еще называемой «бородой» и откидываем её.



4)Вынимаем магнитолу и отключаем все ее разъемы, либо штатную заглушку.


5)Сверху на козырьке имеются 3 металлические защелки (2), снизу с краев имеются 2 пластиковых язычка (1). Чтобы снять козырёк, их надо поочередно отжать и освободить козырек панели приборов. Дальше отжимаем отверткой два нижних пластиковых крепления козырька, и приподнимаем козырек вверх.


Начинаем с двух верхних защелок, отжимаем их отвёрткой через нишу для магнитолы, и сдвигаем козырёк на себя. Здесь также необходима осторожность, так как защелки хрупкие и могут оторваться.



6)Приподняв козырек, отцепляем третью верхнюю скобу крепления, находящуюся слева.
Ну и, отсоединив электрические разъемы прикуривателя, его подсветки и лампы индикации работы аварийки, освобождаем козырек.


7)Если нужно снять комбинацию панели приборов, например, для того чтобы сделать подсветку шкал приборов изнутри, не забываем все это дело отключить.


Собственно, саму панель я не стал снимать, а только отогнул. Лампочки подсветки, и многих индикаторов перегорели.
Схема комбинации приборов.


1 — спидометр; 2 --рукоятка сброса показаний счетчика суточного пробега; 3 — счетчик суточного пробега; 4 — счетчик суммарного пробега; 5 — указатель уровня топлива;
6 — световая панель бортовой системы контроля; 7 — табло «TEST»; 8 — табло «STOP»; 9 — контрольная лампа выхода из строя ламп стоп-сигналов и габаритного света;
10 — контрольная лампа падения уровня тормозной жидкости; 11 — контрольная лампа падения уровня охлаждающей жидкости;
12 — контрольная лампа износа колодок передних тормозов; 13 — контрольная лампа падения уровня в бачке омывателя;
14 — контрольная лампа падения уровня масла в картере двигателя; 15 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 16 — тахометр;
17 — контрольная лампа включения стояночного тормоза; 18 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» («Проверьте двигатель») системы впрыска;
19 — контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 20 — контрольная лампа резервного остатка топлива;
21 — контрольная лампа падения давления масла в системе смазки двигателя; 22 — контрольная лампа включения указателей правого поворота;
23 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 24 — контрольная лампа включения указателей левого поворота;
25 — контрольная лампа непристегнутых ремней безопасности; 26 — контрольная лампа незакрытых дверей; 27 — контрольная лампа включения габаритного света;
28 — контрольная лампа включения дальнего света фар; 29 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» («Проверьте двигатель») системы снижения токсичности


Пожалуй один из самых заметных тюняшэг для водителя это тюнинг приборной панели. На драйве есть масса записей подобного типа, и вполне возможно моя будет просто ещё одной… Однако я расскажу о том, чего не видел в других статьях.

Сперва необходимо купить все необходимые компоненты, в частности:
Смотрим на фотографию №3. Слева то, что было. Справа то, что установили.
• Светодиодные лампы: 4 шт. (справа внизу) белого света + 7 шт. (справа вверху) из них 3 шт. красного света, 2 шт. зелёного, 1 шт. синего, 1 шт. белого.
• Цоколь (держатель) для маленькой лампы. (слева вверху)
• Конденсатор электролитический на 25 Вольт, 2000 — 4000 Микрофарад

После того как отмыли панель от грязи, приступаем к модернизации. Для работы вам пригодится изображение №1. На нём с помощью красных и синих точек указана полярность для светодиодов, которую необходимо знать, иначе лампы не будут работать. Проверять полярность на самой лампе можно "методом тыка" с помощью блока питания постоянного тока на 12 вольт или хотя бы "кроны" на 9 В. (!ВНИМАНИЕ: светодиоды не любят смену полярности и могут выйти из строя.). Лично я использовал цветные светодиоды, однако это не обязательно и можно использовать все белого. Меняем все кроме одной — индикатора разряда аккумулятора, на изображении №9. Эту лампу нельзя менять.

А теперь о нюансах. В нескольких статьях я встречал мнение о том, что зелёные полупрозрачные колпачки в которых находятся лампы подсветки не нужны, якобы из-за них свет тусклее. Может и так, однако эти колпачки необходимы для герметизации, что б пыль не попала под "стекло" панели. Настоятельно не рекомендую их трогать. Тем более что и с ними яркость вполне нормальная. Правда они дают изумрудный оттенок свечения (видно на фото №2).
Лично в моём случае не обошлось и без проблем. Индикатор поворота светиться после выключения поворота ещё некоторое время, после чего малость мерцает. С чем это связано не ясно. Решил эту проблему не самым правильным способом: припаял и приклеил на плату прежнюю лампу, параллельно светодиоду. Следующий глюк решить пока не смог: индикатор "габаритов/ближнего света" слабо светиться в выключенном положении переключателя. Пробовал подключить параллельно фрагмент светодиодной ленты приклеенной с правого торца, однако проблема осталась. Зато теперь, при включении габаритов/ближнего, у меня подсвечивается пространство за рычагами управления вентиляции.

А для чего же конденсатор? А для того что бы устранить дёргание стрелки уровня топлива. Схема подключения на изображении №1. Если оно конечно вам надо. Стоит заметить, что после этой модернизации, при включении зажигания стрелка будет плавно подниматься пока конденсатор не зарядится полностью, а при выключении биться в максимум. Выраженность этих эффектов зависит от ёмкости. Чем больше ёмкость, тем лучше сглаживание, но сильнее побочный эффект. Не рекомендую использовать ёмкость менее 2000 и выше 10000 мкФ.

А ещё, я припаял конденсатор 25 В 10000 мкФ параллельно лампам подсветки приборной панели. Правда я уже сомневаюсь в его полезности…

На изображении №2 можно увидеть области обведённые зелёным маркером, это для тех, у кого панель скрипит. На пластиковые штырки я наклеил пластырь в два слоя. Другие места соприкосновения проклеил чёрной изолентой. Например по краям "стекла", перед тем как вернуть панель в её чёрный корпус. А так же сам корпус, так же ободком. Так, что бы места соприкосновения с торпедо были "изолированы". Фотографий нет, уж простите.

В заключении скажу, что все модификации стоят того. Панель смотрится живее, новее, современнее.

Панель приборов: замена ламп светодиодами (фото отчет)


Тема не нова, но хочу предложить своё решение.
Началось с того, что у меня на панели приборов сгорела одна лампочка. Ну если разбирать, то менять уж все, подумал я и поехал в магазин радиодеталей за светодиодами и резисторами. Светодиоды дорогие да и выбор 8 мая (так получилось) был не велик, поэтому вспомнив, что в одном из множества фото отчетов на данную тему видел такую штуку
(48 светодиодов), решил взять её. Резисторов также прикупил 560 Ом 0.25 Ватт и поехал домой всё это собирать в кучу.


Сначала снял панель:
Выкручиваем два шурупа


Опускаем руль вниз и снимаем эту декоративную пластмассу, она снизу выщелкивается.
Три шурупа вот здесь

Просовываем руку, это почти нереально, но глотнув японской пыли из глубин панели, проникнувшись японской "тонкостью", вспомнив всех японских матерей, отсоединяем три разъема проводов, привод тросика спидометра и вытаскиваем панель.


Дальше я подсоединил всё обратно, уже снаружи, включая зажигание, поворотники, открывая двери вообщем заставляя лампочки светиться, тестером узнаю полярность контактов

Отнёс сие домой и понеслась.


Начинаю паять:
Подпаиваюсь к бронзовым коннекторам, они легко вытаскиваются из пластикового гнезда



На место большой лампочки ставлю два светодиода


Их становится больше.


И вот наконец все готовы

Остается установить светодиоды соблюдая полярность.


Через пару часов работы панель на месте и "моргает" новыми, почти вечными огоньками.

Свет стал мягче но в яркости не уступает свету ламп накаливания.
Вообщем я доволен!

Для того чтобы произвести замену лампочек в приборной панели ВАЗ 2110, совсем необязательно ехать на СТО и платить специалисту немалые деньги. Все можно сделать самому, и сегодня мы попробуем произвести такой ремонт самостоятельно.

Расположение ламп на приборной панели ВАЗ 2110

Для того чтобы заменить конкретную лампочку, нужно четко знать ее местоположение. Рассмотрим приборную панель автомобиля ВАЗ 2110 и выясним, какая лампочка за что отвечает.

  • 1, 5, 7, 8, 12, 15 и 20 – подсветка системы стрелочных приборов;
  • 3 – контроль правого указателя поворота;
  • 4 – контроль левого указателя поворота;
  • 9 – аварийно низкое давление масла;
  • 10 – стояночный тормоз;
  • 11 – неисправен генератор (аккумуляторная батарея не заряжается);
  • 13 – включение аварийной сигнализации;
  • 14 – неисправность систем двигателя;
  • 16 – контроль включения дальнего света;
  • 17 – критически низкий уровень тормозной жидкости;
  • 18 – контроль включения наружного освещения (габаритные огни и ближний свет);
  • 19 – датчик критического уровня топлива (резерв 6-7 л).

Какие лампы установлены и сколько их

Подсветка панели приборов ВАЗ и индикация состояния агрегатов автомобиля осуществляется при помощи ламп накаливания 12 В 1.2 Вт, которые установлены в патрон 2W2. Лампа вытаскивается из патрона легко – нужно просто потянуть её пальцами, она может быть приобретена как отдельно, так и с патроном. Всего для подсветки и индикации в приборке для ВАЗ 2110 используется 20 ламп, и стоят они недорого – 5-10 руб. (на момент написания) в зависимости от бренда (без патрона).

Лампа автомобиля ВАЗ

Лампа автомобиля ВАЗ, установленная в патрон и без него

Обычно лампы покупают с небольшим запасом (на 2-3 больше), но я бы рекомендовал менять сразу все, если они накаливания, поскольку неизвестно, сколько продержатся старые – они могут сгореть и завтра, и послезавтра. И снова разбирать свой ВАЗ из-за одной лампочки?

При желании вместо ламп накаливания можно установить в панель приборов ВАЗа светодиодные – они выпускаются на то же напряжение с таким же типоразмером и могут быть как с патроном, так и без. Кстати, в последних модификациях десятки ВАЗ устанавливал уже светодиодные источники света.

Светодиодная лампочка ВАЗ 2110

Светодиодные лампочки без патрона и с патроном для ВАЗ 2110

Чем светодиоды лучше?

В первую очередь у них больший срок службы (до 20-30 000 ч вместо 1 000 для ламп накаливания). Они не боятся вибраций и в 8 раз экономичнее. Но за все это надо платить в буквальном смысле слова: стоят светодиодные лампочки в разы дороже своих обычных аналогов накаливания. Если учесть, что в панели ВАЗа их 20, то сумма получится немалая.

Будьте осторожны с контрольной лампой генератора, по обратной связи от наших читателей её лучше менять только на такую же.

Как снять приборку

На ВАЗ 2110 снять приборную панель с торпедо не составляет никакого труда, а из инструментов понадобится лишь крестовая отвертка и пассатижи или гаечный ключ. С их помощью мы снимем с аккумулятора плюсовую клемму перед началом работ. Итак, опускаем руль и отворачиваем 4 винта, которыми крепится декоративная накладка.

После этого тянем накладку на себя, и она легко снимается, повиснув на проводах переключателей. Чтобы накладка не мешала, провода от переключателей можно отсоединить – они на разъемах.

провода и переключатели кнопок на декоративной накладке

Отсоединение проводов от переключателей и снятие кнопок, расположенных на декоративной накладке

Перед тем как отключить разъемы, не забудь их промаркировать, чтобы при сборке не перепутать!

Итак, теперь перед нами приборка, которую держат два винта, расположенные по бокам.

Щиток приборов

Щиток приборов крепится при помощи двух винтов

Отворачиваем их и осторожно вынимаем панель, не забывая, что и она на проводах. В принципе, питающие консоль приборов провода в ВАЗе можно и не отключать, так как их длины достаточно для замены ламп.

Консоль имеет достаточно длинные провода, чтобы заменить лампочки

На десятке достаточно длинные провода, они дают заменить лампочки без отключения разъемов к содержанию ↑

Восстанавливаем подсветку и меняем контрольные лампы

Снимаем лампочку, которую нужно заменить (назначение лампочек на первом фото статьи). Для этого поворачиваем патрон против часовой стрелки на 90 градусов, и он легко выйдет вместе с лампочкой.

Замена лампочки без отключения проводов питания на ВАЗ 2110

Замена лампочки без отключения проводов питания на ВАЗ 2110

Вынимаем из патрона сгоревший прибор, на его место вставляем новый и устанавливаем патрон с лампой на место, провернув на 90 градусов, но уже по часовой стрелке. После этого устанавливаем клемму на аккумулятор, включаем зажигание и проверяем работу панели ВАЗа, проделывая соответствующие манипуляции: включаем ручной стояночный тормоз, габариты, указатели поворотов, фары дальнего света и т. д. Если все в порядке, то устанавливаем панель и декоративную накладку на место.

Заменил лампы, но подсветки все равно нет – возможные причины

Может случиться так, что подсветка или индикация на ВАЗе не восстановится даже после замены ламп. В чем неисправность и как ее найти и устранить? Рассмотрим основные причины такой ситуации, а поиск проще всего производить именно в той последовательности, в которой они перечислены:

  1. Окислились разъемы кабеля питания и управления.
  2. Окислились контактные площадки одной или группы ламп.
  3. Сгорел предохранитель, питающий лампочки подсветки.
  4. Окислились токопроводящие дорожки и замкнули между собой или «отгорели».
  5. Питающие те или иные лампы провода замкнулись на кузов автомобиля.

Итак, начинаем поиск. Проверяем качество контактов на разъемах, через которые подключаются управляющие кабели к панели приборов ВАЗ. Контакты (они в пластиковых колодках) не должны быть окислены, а сами разъемы должны плотно стоять в своих гнездах. Дополнительно имеет смысл подергать с небольшим усилием (без фанатизма!) каждый провод в жгутах: он может просто переломиться внутри от вибрации и висеть на одной изоляции.

Проверить качество контактных площадок достаточно просто визуально. Необходимо снять неработающие лампы и при ярком свете рассмотреть эти площадки. Если они покрыты налетом (обычно белым или зеленоватым), его нужно удалить, к примеру, канцелярской резинкой.

Возможно, для этой операции нужно будет снять защитный кожух, закрывающий плату со стороны установки ламп. Крепится кожух при помощи десяти миниатюрных винтов под крестовую отвертку.

Открываем щиток предохранителей десятки и находим предохранитель, отвечающий за питание подсветки. Он должен плотно стоять в своем гнезде, а контакты не должны быть окислены. Заодно проверяем исправность предохранителя – он мог сгореть от скачка напряжения или просто оказаться бракованным.

Для того чтобы проверить токопроводящие дорожки на плате, придется однозначно снимать защитный кожух с панели ВАЗа. Отворачиваем 10 винтов и внимательно осматриваем дорожки. Они не должны быть окислены или покрыты белым налетом. Налет удаляем той же стирательной резинкой. Если находим отгоревшую или отгнившую дорожку, восстанавливаем контакт при помощи паяльника и отрезка луженого провода.

Если ты не умеешь паять, то лучше отнести плату с отгоревшими дорожками знакомому радиотехнику, пусть даже не знакомому с автомобилями ВАЗ – он решит проблему за пару минут. В противном случае ты можешь окончательно вывести плату комбинации приборов из строя.

В этом случае, как правило, сгорает предохранитель или в месте замыкания отгорает провод. Меняем предохранитель на новый с таким же номиналом. Если он снова сгорает, то дело в замыкании: придется его найти, пройдясь по жгуту. Это может оказаться довольно сложной задачей, поскольку жгут лежит под торпедо. Но тем не менее ее нужно выполнить, чтобы найти и устранить замыкание.

Чаще всего КЗ происходят в местах, где изоляция провода трётся о кузов: это различные переходные отверстия или ребра, через которые проходит жгут.

Если предохранитель не сгорает, а лампа так и не светится, то таким же манером имеет смысл поискать отгоревший провод.

Чтобы попусту не жечь предохранители и не рисковать проводкой своего ВАЗа, прежде чем устанавливать новый, имеет смысл прозвонить обе клеммы гнезда предохранителя на кузов автомобиля, предварительно сняв плюсовую клемму с аккумулятора и включив зажигание, ручной тормоз, габариты, фары, открыть дверцу. В общем, все то, за что отвечают индикаторные лампы. Если прибор хоть на одной из клемм показывает 0, то дело в замыкании.

Если ты внимательно прочитал эту статью, то без труда сможешь своими силами заменить лампы подсветки и индикации на приборной панели ВАЗа 2110, а при необходимости – найти и устранить неисправность без помощи специалиста.

Читайте также: