Как списать цемент в бюджетном учреждении нормы

Обновлено: 09.05.2024

Каковы особенности списания объектов основных средств при несоответствии критериям признания их активами у автономных учреждений? Списание какого имущества необходимо согласовывать АУ с учредителем? Какие документы необходимо оформить? Как отразить в бухгалтерском учете АУ данные операции?

Основания для выбытия объектов ОС с бухгалтерского учета поименованы в п. 51 Инструкции № 157н, п. 45 СГС «Основные средства». К ним, в частности, относятся:

прекращение признания объекта ОС при условии несоответствия его критериям признания активов (объект, который не приносит учреждению экономических выгод, не имеет полезного потенциала и в отношении которого в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод) (п. 8 СГС «Основные средства»);

передача в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;

возврат объекта учета финансовой аренды при прекращении права пользования и (или) владения без выкупа объекта;

включение объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда;

передача в результате продажи (дарения);

иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.

Комплекс действий учреждения при принятии решения о выбытии (списании) имущества (в том числе оформление необходимых документов, отражение операций в бухгалтерском учете) в каждом из перечисленных случаев различается.

Далее рассмотрим порядок списания с учета объектов ОС, которые не соответствуют критериям признания их активами, в случаях, когда имущество:

1) непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

2) выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Комплекс действий при списании объектов ОС

Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).

Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.

Для справки: Положение № 834 не распространяется:

а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;

б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.

Принятие решения о списании

Решение о списании федерального имущества принимается (п. 4 Положения № 834):

а) в отношении движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение имущества, – учреждением самостоятельно;

б) в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, – учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

С целью подготовки принятия решения о списании федерального имущества нужно осуществить ряд мероприятий, выполнение которых возлагается на созданную в учреждении постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее – комиссия).

Комиссия осуществляет следующие полномочия (п. 6 Положения № 834):

осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;

устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества;

подготавливает акт о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.

Для справки: положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения, которым на комиссию также могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании имущества (п. 7 Положения № 834).

Комиссия правомочна проводить заседания по мере необходимости при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. При этом срок рассмотрения представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения № 834).

Подготовка документов, необходимых для согласования списания ОС

Перечень документов, необходимых для согласования списания имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом власти субъекта РФ, муниципальным органом власти, в ведении которого оно находится.

В качестве примера приведем перечень документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания федерального имущества, утвержденный Приказом Минспорта РФ от 28.12.2015 № 1250 в части особо ценного движимого имущества:

1. Сопроводительное письмо с указанием прилагаемых документов и причин списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем и главным бухгалтером учреждения.

2. Перечень особо ценного движимого имущества, решение о списании которого подлежит согласованию. В перечне указываются:

номер по порядку;

наименование объекта учета;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска);

балансовая и остаточная стоимость объекта учета на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования и срок фактического использования объекта учета на момент принятия решения о его списании.

3. Копия приказа учреждения о создании постоянно действующей комиссии, на которую возложены полномочия по подготовке и принятию решений о списании имущества, с приложением положения о данной комиссии и сведений о ее составе, утвержденного приказом руководителя.

4. Копия протокола заседания комиссии о списании имущества.

5. Оригинал акта о списании имущества.

6. Инвентарные карточки учета предлагаемого к списанию имущества.

7. Техническое заключение о состоянии объекта имущества независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ.

8. При списании транспортных средств дополнительно представляются:

копия паспорта транспортного средства;

копия свидетельства о регистрации транспортного средства;

акт о техническом состоянии транспортного средства;

копия отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства с фотоматериалами, произведенной не ранее чем за три месяца до представления его учредителю.

9. При списании транспортного средства, выбывшего вследствие аварии, дорожно-транспортного происшествия, дополнительно прилагаются:

акт об аварии или дорожно-транспортном происшествии, выданный уполномоченным органом;

документы о регистрации аварии или дорожно-транспортного происшествия, выданные уполномоченным органом;

справка о размере нанесенного ущерба, составленная учреждением;

постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов или возмещению причиненного ущерба;

постановление об административном правонарушении;

приказ о принятии мер в отношении виновных лиц, допустивших повреждение транспортного средства.

В отношении недвижимого имущества указанным приказом Минспорта утвержден отдельный перечень документов, необходимых для согласования списания недвижимости.

Оформление акта о списании ОС

При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н):

акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);

акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

Для справки: выбытие объектов основных средств в случаях их продажи, безвозмездной передачи и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, оформляется актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем в следующем порядке (п. 10 Положения № 834):

в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем, – после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение;

в отношении иного движимого имущества – самостоятельно.

Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (демонтаж, утилизация), и отражение в учете выбытия объекта ОС не допускаются до утверждения в установленном порядке акта о списании (п. 11 Положения № 834, п. 52 Инструкции № 157н).

Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию ОС

В бухгалтерском учете списание инвентарных объектов ОС (в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21) отражается на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим актом (формы приведены выше), и при наличии согласования собственника (в вышеуказанных случаях).

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия подлежит списанию сумма накопленных по этим объектам амортизационных отчислений, а также убытков от обесценения (при наличии) (п. 52 Инструкции № 157н).

Учет операций по выбытию объектов ОС ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).

При списании объектов ОС с балансового учета необходимо учитывать следующее.

Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке «один объект – один рубль». Выбытие объектов с забалансового учета отражается после окончания указанных мероприятий на основании оправдательных документов.

Таким образом, объекты ОС, подлежащие демонтажу, утилизации (уничтожению) до момента окончания этих мероприятий, при списании их с учета (со счета 0 101 00 000, с забалансового счета 21) должны быть приняты к учету на забалансовый счет 02. Сведения о предстоящих (прошедших) указанных мероприятиях могут быть зафиксированы в акте о списании в разделах «Заключение комиссии», «Результаты выбытия».

Порядок списания объектов ОС с забалансового счета 02 после демонтажа, утилизации (в том числе формы первичных учетных документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий) целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.

В случае списания ОС вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (при хищении), такие объекты не отражаются на забалансовом счете 02.

  • персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального износа (балансовая стоимость – 45 000 руб., начисленная амортизация в размере 100 %);

  • письменные столы (5 шт.), пришедшие в негодность по причине физического износа (числящиеся на забалансовом счете 21), стоимостью 3 000 руб. за единицу;

В заключение необходимо отметить, что сведения о выбытии с учета имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, подлежат передаче в соответствующие органы исполнительной власти, на которые возложены полномочия по управлению таким имуществом (в том числе ведению реестра федерального, государственного, муниципального имущества).

В отношении федерального имущества такие полномочия возложены на Росимущество. Положение об учете федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее – Положение № 447).

В пункте 13 Положения № 834 отмечено, что после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденным руководителем АУ, документы, представление которых предусмотрено Положением № 447, в месячный срок направляются учреждением в Росимущество для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (если иное не установлено актами Правительства РФ).

а) запись о прекращении права собственности РФ на имущество по установленной форме (приложение 3 к Положению № 447) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;

б) документ, подтверждающий прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.

При подготовке указанных документов рекомендуем уточнить сроки их представления непосредственно в территориальном органе Росимущества по месту регистрации учреждения.


Нормы списания строительных материалов — одно из специфических отличий строительной отрасли. В этой статье разберем основные аспекты и некоторые нюансы нормирования стройматериалов.

Нормативная база для разработки норм списания

Разработка и утверждение норм списания стройматериалов для конкретного предприятия должны происходить на основе базовых правил и нормативов. Основными рабочими документами являются:

  • СНиП 82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве»;
  • РДС 82-201-96 «Правила разработки норм расхода материалов в строительстве».

СНиП 82-01-95 устанавливает более общие положения нормирования материалов в строительстве, РДС 82-201-96 дополняет и конкретизирует большую часть аспектов, а также содержит примеры расчетов.

Базовые количества расхода и вида материалов определяются требованиями к объекту строительства. Например, состав используемого бетона может отличаться для здания промышленного цеха и для жилого дома. По данному аспекту следует руководствоваться нормами ГОСТ и СанПиН для строительства, а также заключениями технических экспертов.

Существуют и другие виды специфических документов, участвующих в нормировании:

  • ГЭСН — государственные элементные сметные нормы. В них указываются допустимые сметные значения расхода материалов для конкретных видов строительных работ;
  • МДС — методические документы в строительстве. В них содержатся указания по применению ГЭСН.

Основным органом, выпускающим регламентные документы, перечисленные выше, является Госстрой России. Хотя в разработке обычно участвуют и другие исполнительные органы (например, Минздрав), научно-исследовательские учреждения и даже предприятия строительной отрасли.

Как учитывать строительные материалы, подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Порядок и содержание процесса нормирования стройматериалов

Процесс нормирования в строительстве заключается в регламентации действий по использованию стройматериалов в ходе выполнения работ. Основными этапами нормирования являются:

  1. Анализ условий, в которых будут проходить строительные работы. На данном этапе осуществляют:
  • окончательный выбор материалов (с учетом требований технической проектной документации, ГОСТ и СНиП);
  • организацию процесса выполнения работ;
  • определение единицы работ;
  • определение расходных материалов на выполнение единицы работ.

ВАЖНО! Единица строительной продукции — это составляющая строительного потока. Строительный поток — равномерное, непрерывное выполнение работ (хода) строительства. За единицу при нормировании может быть принят:

  • отдельный участок работ;
  • часть строящегося объекта (например, фундамент или стена);
  • один объект целиком или группа однородных объектов (например, очередь строительства коттеджного поселка в 20 типовых домов);
  • захватка — частный поток, который охватывает несколько элементов основного (например, отделка под заказ части квартир в новом доме).
  1. Определение нормативного расхода каждого стройматериала на единицу работ. Согласно РДС 82-201-96 нормы расходов могут быть:
  • Укрупненные — по комплексу работ. Применяются на этапе проектирования для выбора технологических решений.

ВАЖНО! Укрупненные нормы нельзя использовать для списания стройматериалов.

  • Усредненныепо сметной документации. Нужны для определения всего количества ресурсов, необходимых на строительство.

ВАЖНО! Усредненные нормы нельзя применять для контроля за фактическим списанием материалов, а также для расчетов за строительные работы (между заказчиками и подрядчиками).

  • Элементные — расход на выбранную единицу строительных работ. Именно они должны применяться при расчете и утверждении норм списания материалов при строительных работах (а также для расчетов между заказчиками и подрядчиками).
  1. Контроль за соблюдением норм расхода при выполнении работ и корректировка нормативов при необходимости. Здесь следует упомянуть еще одну специфическую вещь в строительном процессе — нормаль.

Нормаль — это показатель или характеристика, наиболее полно соответствующие техническому процессу. Определяется с учетом комплекса параметров. Для типовых работ обычно существуют уже разработанные нормали, на которые можно опираться при разработке нормативов списания.

Главный принцип нормирования — единство нормали и норматива. Если расход по установленному нормативу приводит к отклонению от нормали — нужно пересматривать норматив.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
С 1 января 2021 г. действует ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденный приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. ПБУ 5/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ утратили силу. Что изменилось в учете, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Методы разработки элементных норм списания

Нормы списания на единицу продукции определяются по нормам расхода на единицу рабочей операции.

N — норма списания на единицу строительной продукции;

ni — норма расхода на рабочую операцию;

Ki— коэффициент, учитывающий долю единицы рабочей операции в общем объеме строительной продукции;

Ki= Элементная единица продукции / Укрупненная единица продукции.

Подробные правила расчета, представления и округления числовых значений норм списания стройматериалов представлены в п. 5 РДС 82-201-96.

Для установки элементных норм на единицу рабочей операции применяются следующие методы:

  • Производственный — заключается в наблюдении за аналогичной операцией непосредственно на строительном объекте и в измерении объема выполненных работ и затраченных на него материалов. Чаще всего используется для материалов, имеющих трудноустранимые потери (об этом подробнее мы расскажем дальше).
  • Лабораторный — наблюдения и замеры производятся в специально создаваемых условиях. Обычно применяется в случаях, когда необходимо определить влияние на процесс какого-либо фактора (например, плотности песка из разных партий) или комплекса факторов (например, влияние различных метеоусловий на новый тип материала).
  • Расчетно-аналитический — заключается в проведении теоретических расчетов на базе имеющихся статистических данных по аналогичным конструкциям и технологиям.

ВАЖНО! При проведении замеров должно быть выполнено несколько подходов (не менее 5 по РДС 82-201-96). Для различных категорий стройматериалов может быть установлено различное число подходов для приведения данных к допустимой погрешности. Таблицы зависимости подходов от категории материалов представлены в РДС.

Составление нормативов списания стройматериалов

Полученные результаты замеров анализируются для определения базового значения нормы. После этого можно приступать к составлению нормативов списания (расхода) материалов на операцию. Обычно результат оформляется таблицей, в которой указывается единица рабочей операции, наименование материала, единица его измерения и норматив.

Пример (на основе РДС 82-201-96)

Единица рабочей операции: кладка 1 м 3 стены из керамического камня с облицовкой силикатным кирпичом.

  1. Устройство постели из раствора.
  2. Укладка керамических камней.
  3. Облицовка силикатным кирпичом.

По результатам замеров и расчету:

Норма расхода на 1 м 3 стены со средним архитектурным оформлением в 2 кирпича, с проемностью 20%


Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2020-2021 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Правила распоряжения имуществом

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 -2021 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2020-2021 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Образец заполнения акта о списании ОС по форме 0504105 есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и скачайте документ.

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств

010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства»

ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом

02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС

010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340)

040110172 «Доходы от операций с активами»

Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС

040120200 «Расходы экономического субъекта»

030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.

Образец акта о ликвидации объекта ОС привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом главы учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Здравствуйте. В бюджетной организации сделали ремонт хозяйственным способом, были израсходованы следующие материалы: цемент, строительная смесь, грунтовка, краска. В бухгалтерию для списания строительных материалов были предоставлены следующие документы: расход материалов по нормам и акт выполненных работ с указанием какое количество материалов потребывалось. Я затребовала следующие документы: дефектную ведомость, приказ на осуществление ремонта, акт выполненных работ с указанием выполенных работ, а не тот, что предоставили ответственные лица. Заместитель директора требует обосновать (требуются нормативные документы на которые можно было бы сослаться) на каком основании я затребовала эти документы. Я знаю, что эти документы необходимы (думаю, что при проверки все эти документы проверяющие затребуют), но на какие методические указания по ведению бухгалтерского учета ссылаться?

Вам еще повезло, что хотя бы эти документы предоставили. Я бы и так приняла, у нас вообще не пишут, как-то спрашивала на что краска и цемент израсходован -думают, что придираюсь. Поэтому сама пишу на что израсходовали.

Вам еще повезло, что хотя бы эти документы предоставили. Я бы и так приняла, у нас вообще не пишут, как-то спрашивала на что краска и цемент израсходован -думают, что придираюсь. Поэтому сама пишу на что израсходовали.

А куда Вы пишите на что израсходованы строительные материалы. У меня тоже не пишут на что израсходовано, просто написали в акте выполенных работ израсходован цемент - 100 кг. У нас проверяющая всегда очень тщательно проверяет все документы по списанию и в случае нарушений, буду виновата именно я и выговор "влепят" именно мне. Поэтому и хочу узнать, есть ли какие-нибудь указания (официальные документы или методические указания) какие документы нужны для списания строительных материалов.

Я затребовала следующие документы: дефектную ведомость, приказ на осуществление ремонта, акт выполненных работ с указанием выполенных работ, а не тот, что предоставили ответственные лица. Заместитель директора требует обосновать (требуются нормативные документы на которые можно было бы сослаться) на каком основании я затребовала эти документы. Я знаю, что эти документы необходимы (думаю, что при проверки все эти документы проверяющие затребуют), но на какие методические указания по ведению бухгалтерского учета ссылаться?

Вообще-то они еще и смету должны были сделать (причем раньше, чем купили материалы).
На какие нормативные документы сослаться - не знаю, вроде как всем известно, что стройматериалы просто так не списываются, но вроде ни в каком НПА в явном виде не написано, какими конкретно документами надо подтверждать расход.
Ведь очевидно, что если нет расчета необходимых для ремонта материалов (а он делается на основании дефектной ведомости), то нет и никакого подтвержлдения того, что ремонт был проведен в учрежедении, а не на даче у зам. директора.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бюджетном учреждении регулярно осуществляются мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, а также периодически выполняются ремонтные работы, в результате которых в распоряжение учреждения поступают отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т.п.), а также комплектующие, запасные части и другие "вторичные" материалы (аккумуляторы, выработавшие ресурс, шины, лампы и др.). Каков порядок отражения на счетах бухгалтерского учета с указанием АнКВД и КОСГУ проводок по начислению доходов?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к учету материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету счета 010500000 и кредиту счета 040110172 "Доходы от операций с активами". Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражается по дебету счета 010500000 "Материальные запасы" в корреспонденции со счетом 040110199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления".
Доходы от реализации материальных запасов отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и относятся на соответствующие подстатьи статьи 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Учет таких сумм осуществляется по КФО 2.
В соответствии с п. 34 Инструкции N 174н порядок отражения в учете операций по оприходованию материальных запасов зависит от обстоятельств, при которых получены такие матзапасы. Так, принятие к учету остающихся в распоряжении бюджетного учреждения материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы" и кредиту счета 040110172 "Доходы от операций с активами". При этом принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе работ по демонтажу экспериментальных устройств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы" и кредиту счета 040110199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления".
В соответствии с положениями п. 150 Инструкции N 174н начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров по кредиту счета 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 70 000 "Расчеты по доходам от операций с активами". Доходы от реализации материальных запасов в соответствии с п. 12.2.4 Порядка N 132н отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и относятся согласно п. 12.4 Порядка N 209н на соответствующие подстатьи статьи 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Таким образом, для отражения операций по оприходованию прочих материальных запасов следует сделать следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 105 36 346 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-17 разрядах нули) Кредит 2 401 10 172 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
- отражено принятие к учету прочих материальных запасов, полученных в результате списания основного средства;
2. Дебет 2 105 36 346 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-17 разрядах нули) Кредит 2 401 10 199 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
- отражено принятие к учету прочих материальных запасов, полученных в результате ремонтных работ.
Для отражения операций по начислению доходов от реализации прочих материальных запасов, независимо от обстоятельств, при которых изначально были получены материальные запасы, оформить следующие бухгалтерские проводки:
1. Дебет 2 401 10 172 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-14 разрядах нули, в 15-17 разрядах АнКВД 440) Кредит 2 105 36 446 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-17 разрядах нули)
- списана стоимость прочих материальных запасов, реализованных по цене реализации;
2. Дебет 2 205 74 56Х (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-14 разрядах нули, в 15-17 разрядах АнКВД 440) Кредит 2 401 10 172 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-14 разрядах нули, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
- отражено начисление доходов, полученных от реализации прочих материальных запасов;
3. Дебет 2 201 11 510 (в 1-17 разрядах нули) Кредит 2 205 74 66Х (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-14 разрядах нули, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446)
- отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Читайте также: