Как сделать второе окно в tkinter

Обновлено: 16.05.2024

Модули пакета необходимо импортировать отдельно. То есть вы импортируете содержимое tkinter (например, from tkinter import * ) и отдельно входящий в состав пакета tkinter модуль. Способы импорта на примере messagebox и пример вызова одной из функций модуля:

import tkinter.messagebox → tkinter.messagebox.askyesno()

from tkinter.messagebox import * → askyesno()

from tkinter import messagebox → messagebox.askyesno()

from tkinter import messagebox as mb (вместо mb может быть любой идентификатор) → mb.askyesno()

В уроке мы будем использовать последний вариант.

Модуль messagebox – стандартные диалоговые окна

Окно выбора "да" или "нет" – askyesno :

Нажатие "Да" в диалоговом окне возвращает в программу True , "Нет" вернет False (также как закрытие окна через крестик). Таким образом в коде можно обработать выбор пользователя. В данном случае если последний соглашается, то данные переносятся из поля в метку.

Опции title и message являются позиционными, так что можно указывать только значения: askyesno("Вопрос", "Перенести данные?") .

Подобные окна генерируются при использовании функции askokcancel с надписями на кнопках "ОК" и "Отмена", askquestion (возвращает не True или False , а строки 'yes' или 'no'), askretrycancel ("Повторить", "Отмена"), askyesnocancel ("Да", "Нет", "Отмена").

Модуль filedialog – диалоговые окна открытия и сохранения файлов

Рассмотрим две функции из модуля filedialog – askopenfilename и asksaveasfilename . Первая предоставляет диалоговое окно для открытия файла, вторая – для сохранения. Обе возвращают имя файла, который должен быть открыт или сохранен, но сами они его не открывают и не сохраняют. Делать это уже надо программными средствами самого Python.

Опция filetype позволяет перечислить типы файлов, которые будут сохраняться или открываться, и их расширения.

Примечание. В приведенном коде при размещении текстового поля методом grid не указаны аргументы row и column . В таких случаях подразумевается, что их значениями являются нули.

Практическая работа

В приведенной в уроке программе с функциями askopenfilename и asksaveasfilename генерируются исключения, если диалоговые окна были закрыты без выбора или указания имени файлов.

Добавьте кнопку "Очистить", которая удаляет текст из поля. Перед удалением пользователь должен подтвердить свои намерения через соответствующее диалоговое окно.

Курс с примерами решений практических работ: android-приложение, pdf-версия.

Корневой экземпляр Tk представляет собой основное окно графического интерфейса. Когда он уничтожается, приложение закрывается, а основной цикл завершается.

Но есть в Tkinter и другой класс, который используется для создания дополнительных окон верхнего уровня. Он называется Toplevel . Этот класс можно использовать для отображения любого типа окна: от диалоговых до мастер форм.

Начнем с создания простого окна, которое открывается по нажатию кнопки в основном. Дополнительное окно будет включать кнопку, которая закрывает его и возвращает фокус в основное:

Открытие дополнительного окна

Класс виджета Toplevel создает новое окно верхнего уровня, которое выступает в качестве родительского контейнера по аналогии с экземпляром Tk . В отличие от класса Tk можно создавать неограниченное количество окон верхнего уровня:

Как работают всплывающие окна

Определяем подкласс Toplevel , который будет представлять собой кастомное окно. Его отношение с родительским будет определено в методе __init__ . Виджеты добавляются в это окно привычным образом:

Окно открывается за счет создания нового экземпляра, но чтобы оно получало все события, нужно вызвать его метод grab_set . Благодаря этому пользователи не будут взаимодействовать с основным окном, пока дополнительное не закроется:

Обработка закрытия окна

При определенных условиях может потребоваться выполнить определенное действие до закрытия окно верхнего уровня: например, чтобы пользователь не потерял несохраненную работу. Tkinter позволяет перехватывать этот тип событий, что позволяет уничтожать окно только при определенном условии.

Будем заново использовать класс App из прошлого примера, но изменим класс Window , чтобы он показывал диалоговое окно для подтверждения перед закрытием:

Обработка закрытия окна

В Tkinter можно определить, когда окно готовится закрыться с помощью функции-обработчика для протокола WM_DELETE_WINDOW . Его можно запустить, нажав на иконку «x» в верхней панели в большинстве настольных программ.

Этот метод-обработчик показывает диалоговое окно для подтверждения удаления окна. В более сложных программах логика обычно включает дополнительную валидацию.

Как работает проверка закрытия окна

Метод bind() используется для регистрации обработчиков событий виджетов, а метод protocol делает то же самое для протоколов менеджеров окна.

Обработчик WM_DELETE_WINDOW вызывается, когда окно верхнего уровня должно уже закрываться, и по умолчанию Tk уничтожает окно, для которого оно было получено. Поскольку это поведение перезаписывается с помощью обработчика confirm_delete , нужно явно уничтожить окно при подтверждении.

Еще один полезный протокол — WM_TAKE_FOCUS . Он вызывается, когда окно получает фокус.

Стоит запомнить, что для сохранения фокуса в дополнительном окне при открытом диалоговом нужно передать ссылку экземпляру верхнего уровня в параметре parent диалоговой функции:

В противном случае диалоговое окно будет считать родительским корневое, и оно будет возникать над вторым. Это может запутать пользователей, поэтому хорошей практикой считается правильное указание родителя для каждого экземпляра верхнего уровня или диалогового окна.

Передача переменных между окнами

Два разных окна иногда нуждаются в том, чтобы передавать информацию прямо во время работы программы. Ее можно сохранять на диск и читать в нужном окне, но в определенных случаях удобнее обрабатывать ее в памяти и передавать в качестве переменных.

Основное окно будет включать три кнопки-переключателя для выбора типа пользователя, а второе — форму для заполнения его данных:

Передача переменных между окнами

Для сохранения пользовательских данных создаем namedtuple с полями, которые представляют собой экземпляр каждого пользователя. Эта функция из модуля collections получает имя типа и последовательность имен полей, а возвращает подкласс кортежа для создания простого объекта с заданными полями:

В этом уроке мы узнаем, как разрабатывать графические пользовательские интерфейсы, с помощью разбора некоторых примеров графического интерфейса Python с использованием библиотеки Tkinter.

Библиотека Tkinter установлена в Python в качестве стандартного модуля, поэтому нам не нужно устанавливать что-либо для его использования. Tkinter — очень мощная библиотека. Если вы уже установили Python, можете использовать IDLE, который является интегрированной IDE, поставляемой в Python, эта IDE написана с использованием Tkinter. Звучит круто!

Мы будем использовать Python 3.7 поэтому, если вы все еще используете Python 2.x, настоятельно рекомендуем перейти на Python 3.x, если вы не в курсе нюансов изменения языка, с целью, чтобы вы могли настроить код для запуска без ошибок.

Давайте предположим, что у вас уже есть базовые знания по Python, которые помогут понять что мы будем делать.
Мы начнем с создания окна, в котором мы узнаем, как добавлять виджеты, такие, как кнопки, комбинированные поля и т. д. После этого поэкспериментируем со своими свойствами, поэтому предлагаю начать.

Создание своего первого графического интерфейса

Для начала, следует импортировать Tkinter и создать окно, в котором мы зададим его название:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Результат будет выглядеть следующим образом:
Прекрасно! Наше приложение работает.
Последняя строка вызывает функцию mainloop . Эта функция вызывает бесконечный цикл окна, поэтому окно будет ждать любого взаимодействия с пользователем, пока не будет закрыто.

В случае, если вы забудете вызвать функцию mainloop , для пользователя ничего не отобразится.

Создание виджета Label

Чтобы добавить текст в наш предыдущий пример, мы создадим lbl , с помощью класса Label , например:

Затем мы установим позицию в окне с помощью функции grid и укажем ее следующим образом:

Полный код, будет выглядеть следующим образом:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

И вот как будет выглядеть результат:
Если функция grid не будет вызвана, текст не будет отображаться.

Настройка размера и шрифта текста

Вы можете задать шрифт текста и размер. Также можно изменить стиль шрифта. Для этого передайте параметр font таким образом:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Обратите внимание, что параметр font может быть передан любому виджету, для того, чтобы поменять его шрифт, он применяется не только к Label .

Отлично, но стандартное окно слишком мало. Как насчет настройки размера окна?

Настройка размеров окна приложения

Мы можем установить размер окна по умолчанию, используя функцию geometry следующим образом:

В приведенной выше строке устанавливается окно шириной до 400 пикселей и высотой до 250 пикселей.

Попробуем добавить больше виджетов GUI, например, кнопки и посмотреть, как обрабатывается нажатие кнопок.

Добавление виджета Button

Начнем с добавления кнопки в окно. Кнопка создается и добавляется в окно так же, как и метка:

Наш код будет выглядеть вот так:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Результат будет следующим:
Обратите внимание, что мы помещаем кнопку во второй столбец окна, что равно 1. Если вы забудете и поместите кнопку в том же столбце, который равен 0, он покажет только кнопку.

Изменение цвета текста и фона у Button

Вы можете поменять цвет текста кнопки или любого другого виджета, используя свойство fg .
Кроме того, вы можете поменять цвет фона любого виджета, используя свойство bg .

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Теперь, если вы попытаетесь щелкнуть по кнопке, ничего не произойдет, потому что событие нажатия кнопки еще не написано.

Кнопка Click

Для начала, мы запишем функцию, которую нужно выполнить при нажатии кнопки:

Затем мы подключим ее с помощью кнопки, указав следующую ​​функцию:

Обратите внимание: мы пишем clicked , а не clicked() с круглыми скобками. Теперь полный код будет выглядеть так:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

При нажатии на кнопку, результат, как и ожидалось, будет выглядеть следующим образом:
Круто!

Получение ввода с использованием класса Entry (текстовое поле Tkinter)

В предыдущих примерах GUI Python мы ознакомились со способами добавления простых виджетов, а теперь попробуем получить пользовательский ввод, используя класс Tkinter Entry (текстовое поле Tkinter).
Вы можете создать текстовое поле с помощью класса Tkinter Entry следующим образом:

Затем вы можете добавить его в окно, используя функцию grid .
Наше окно будет выглядеть так:

Во-первых, вы можете получить текст ввода, используя функцию get . Мы можем записать код для выбранной функции таким образом:

Если вы нажмете на кнопку — появится текст «Привет » вместе с введенным текстом в виджете записи. Вот полный код:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Запустите вышеуказанный код и проверьте результат:
Прекрасно!

Каждый раз, когда мы запускаем код, нам нужно нажать на виджет ввода, чтобы настроить фокус на ввод текста, но как насчет автоматической настройки фокуса?

Установка фокуса виджета ввода

Здесь все очень просто, ведь все, что нам нужно сделать, — это вызвать функцию focus :

Когда вы запустите свой код, вы заметите, что виджет ввода в фокусе, который дает возможность сразу написать текст.

Отключить виджет ввода

Чтобы отключить виджет ввода, отключите свойство состояния:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Теперь вы не сможете ввести какой-либо текст.

Добавление виджета Combobox

Чтобы добавить виджет поля с выпадающем списком, используйте класс Combobox из ttk следующим образом:

Затем добавьте свои значения в поле со списком.

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Как видите с примера, мы добавляем элементы combobox , используя значения tuple .
Чтобы установить выбранный элемент, вы можете передать индекс нужного элемента текущей функции.
Чтобы получить элемент select , вы можете использовать функцию get вот таким образом:

Добавление виджета Checkbutton (чекбокса)

С целью создания виджета checkbutton , используйте класс Checkbutton :

Кроме того, вы можете задать значение по умолчанию, передав его в параметр var в Checkbutton :

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Посмотрите на результат:

Установка состояния Checkbutton

Здесь мы создаем переменную типа BooleanVar , которая не является стандартной переменной Python, это переменная Tkinter, затем передаем ее классу Checkbutton , чтобы установить состояние чекбокса как True в приведенном выше примере.

Вы можете установить для BooleanVar значение false, что бы чекбокс не был отмечен.
Так же, используйте IntVar вместо BooleanVar и установите значения 0 и 1.

Эти примеры дают тот же результат, что и BooleanVar .

Добавление виджетов Radio Button

Чтобы добавить radio кнопки, используйте класс RadioButton :

Обратите внимание, что вы должны установить value для каждой radio кнопки с уникальным значением, иначе они не будут работать.

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Результатом вышеприведенного кода будет следующий:
Кроме того, вы можете задать command любой из этих кнопок для определенной функции. Если пользователь нажимает на такую кнопку, она запустит код функции.
Вот пример:

Получение значения Radio Button (Избранная Radio Button)

Чтобы получить текущую выбранную radio кнопку или ее значение, вы можете передать параметр переменной и получить его значение.

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Каждый раз, когда вы выбираете radio button, значение переменной будет изменено на значение кнопки.

Добавление виджета ScrolledText (текстовая область Tkinter)

Чтобы добавить виджет ScrolledText , используйте класс ScrolledText :

Здесь нужно указать ширину и высоту ScrolledText , иначе он заполнит все окно.

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Результат:

Настройка содержимого Scrolledtext

Используйте метод insert , чтобы настроить содержимое Scrolledtext :

Удаление/Очистка содержимого Scrolledtext

Чтобы очистить содержимое данного виджета, используйте метод delete :

Чтобы показать всплывающее окно с помощью Tkinter, используйте messagebox следующим образом:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Когда вы нажмете на кнопку, появится информационное окно.

Показ диалоговых окон с выбором варианта

Если вы кликнете OK, yes или retry, значение станет True, а если выберете no или cancel, значение будет False.
Единственной функцией, которая возвращает одно из трех значений, является функция askyesnocancel ; она возвращает True/False/None.

Добавление SpinBox (Виджет спинбокс)

Для создания виджета спинбокса, используйте класс Spinbox :

Таким образом, мы создаем виджет Spinbox , и передаем параметры from и to , чтобы указать диапазон номеров.
Кроме того, вы можете указать ширину виджета с помощью параметра width :

Проверим пример полностью:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Вы можете указать числа для Spinbox , вместо использования всего диапазона следующим образом:

Виджет покажет только эти 3 числа: 3, 8 и 11.

Задать значение по умолчанию для Spinbox

В случае, если вам нужно задать значение по умолчанию для Spinbox, вы можете передать значение параметру textvariable следующим образом:

Теперь, если вы запустите программу, она покажет 36 как значение по умолчанию для Spinbox.

Добавление виджета Progressbar

Чтобы создать данный виджет, используйте класс progressbar :

Установите значение progressbar таким образом:

Вы можете установить это значение на основе любого процесса или при выполнении задачи.

Изменение цвета Progressbar

Изменение цвета Progressbar немного сложно. Сначала нужно создать стиль и задать цвет фона, а затем настроить созданный стиль на Progressbar. Посмотрите следующий пример:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

И в результате вы получите следующее:

Добавление поля загрузки файла

Для добавления поля с файлом, используйте класс filedialog :

После того, как вы выберете файл, нажмите “Открыть”; переменная файла будет содержать этот путь к файлу. Кроме того, вы можете запросить несколько файлов:

Указание типа файлов (расширение фильтра файлов)

Возможность указания типа файлов доступна при использовании параметра filetypes , однако при этом важно указать расширение в tuples.

Вы можете запросить каталог, используя метод askdirectory :

Вы можете указать начальную директорию для диалогового окна файла, указав initialdir следующим образом:

Добавление панели меню

Для добавления панели меню, используйте класс menu :

Сначала мы создаем меню, затем добавляем наш первый пункт подменю. Вы можете добавлять пункты меню в любое меню с помощью функции add_cascade() таким образом:

Наш код будет выглядеть так:

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Таким образом, вы можете добавить столько пунктов меню, сколько захотите.

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Теперь мы добавляем еще один пункт меню “Изменить” с разделителем меню. Вы можете заметить пунктирную линию в начале, если вы нажмете на эту строку, она отобразит пункты меню в небольшом отдельном окне.

Можно отключить эту функцию, с помощью tearoff подобным образом:

Просто отредактируйте new_item , как в приведенном выше примере и он больше не будет отображать пунктирную линию.
Вы так же можете ввести любой код, который работает, при нажатии пользователем на любой элемент меню, задавая свойство команды.

Добавление виджета Notebook (Управление вкладкой)

Для удобного управления вкладками реализуйте следующее:

  • Для начала, создается элемент управления вкладкой, с помощью класса Notebook .
  • Создайте вкладку, используя класс Frame .
  • Добавьте эту вкладку в элемент управления вкладками.
  • Запакуйте элемент управления вкладкой, чтобы он стал видимым в окне.

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Таким образом, вы можете добавлять столько вкладок, сколько нужно.

Добавление виджетов на вкладку

После создания вкладок вы можете поместить виджеты внутри этих вкладок, назначив родительское свойство нужной вкладке.

Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)

Добавление интервала для виджетов (Заполнение)

Вы можете добавить отступы для элементов управления, чтобы они выглядели хорошо организованными с использованием свойств padx и pady .

Передайте padx и pady любому виджету и задайте значение.

Это очень просто!

В этом уроке мы увидели много примеров GUI Python с использованием библиотеки Tkinter. Так же рассмотрели основные аспекты разработки графического интерфейса Python. Не стоит на этом останавливаться. Нет учебника или книги, которая может охватывать все детали. Надеюсь, эти примеры были полезными для вас.

Виджеты определяют, какие действия смогут выполнять пользователи с помощью графического интерфейса. Однако важно обращать внимание на их взаимное и индивидуальное расположение. Эффективные макеты позволяют интуитивно определять значение и приоритетность каждого графического элемента, так что пользователь способен быстро разобраться, как нужно взаимодействовать с программой.

Макет также определяет внешний вид, который должен прослеживаться во всем приложении. Например, если кнопки расположены в правом верхнем углу, то они должны находиться там всегда. Хотя это может казаться очевидным для разработчиков, конечные пользователи будут путаться, если не провести их по приложению.

В этом материале погрузимся в разные механизмы, которые Tkinter предлагает для формирования макета, группировки виджетов и управления другими атрибутами, например, размером и отступами.

Группировка виджетов с фреймами

Фрейм представляет собой прямоугольную область окна, обычно используемую в сложных макетах. В них содержатся другие виджеты. Поскольку у фреймов есть собственные внутренние отступы, рамки и фон, то нужно отметить, что группа виджетов связана логически.

Еще одна распространенная особенность фреймов — инкапсуляция части функциональности приложения таким образом, что с помощью абстракции можно спрятать детали реализации дочерних виджетов.

Дальше будут рассмотрены оба сценария на примере создания компонента, который наследует класс Frame и раскрывает определенную информацию о включенных виджетах.

Создадим приложение, которое будет включать два списка, где первый — это список элементов, а второй изначально пустой. Оба можно пролистывать. Также есть возможность перемещать элементы между ними с помощью двух кнопок по центру:

Группировка виджетов с фреймами

Определим подкласс Frame , который представляет собой список с возможностью скроллинга и два его экземпляра. Также в основное окно будут добавлены две кнопки:

Как работает группировка виджетов

У класса ListFrame есть только два метода для взаимодействия с внутренним списком: pop_selection() и insert_item() . Первый возвращает и удаляет текущий выделенный элемент, или не делает ничего, если элемент не был выбран. Второй — вставляет элемент в конец списка.

Эти методы используются в родительском классе для перемещения элемента из одного списка в другой:

Также можно воспользоваться особенностями контейнеров родительского фрейма, чтобы правильно размещать их с нужными внутренними отступами:

Благодаря фреймам вызовы управлять геометрией макетов проще.

Еще одно преимущество такого подхода — возможность использовать geometry manager в контейнерах каждого виджета. Это могут быть grid() для виджетов во фрейме или pack() для укладывания фрейма в основном окне.

Однако смешивать эти менеджеры в одном контейнере в Tkinter запрещено. Из-за этого приложение просто не будет работать.

Geometry manager Pack

В прошлых материалах можно было обратить внимание на то, что после создания виджета он не отображается на экране автоматически. Для каждого нужно было вызывать метод pack() . Это подразумевает использование соответствующего geometry manager.

Это один из трех доступных в Tkinter менеджеров и он отлично подходит для простых макетов, как в случае, когда, например, нужно разместить все друг над другом или рядом.

Предположим, что нужно получить следующий макет для приложения:

Geometry manager Pack

Он состоит из трех строк, где в последней есть три виджета, расположенных рядом друг с другом. В таком случае Pack сможет добавить виджеты как требуется без использования дополнительных фреймов.

Для этого будут использоваться пять виджетов Label с разными текстом и фоном, что поможет различать каждую прямоугольную область:

Также были добавлены параметры в словаре opts . Они делают яснее размеры каждой области:

Geometry manager Pack-2

Как работает Pack

Чтобы лучше понимать принципы работы Pack, разберем пошагово, как виджеты добавляются в родительский контейнер. Стоит обратить особое внимание на значение параметра side , который определяет относительное положение виджета по отношению к следующему в этом же контейнере.

Сначала добавляются две метки в верхней части экрана. Пусть значение параметра side по умолчанию является tk.TOP ,все равно зададим его явно, чтобы отличать от тех случаев, где используется tk.LEFT :

Geometry Pack

Дальше добавляем еще три метки со значением tk.LEFT у параметра side , в результате чего они размещаются рядом друг рядом с другом:

Geometry Pack 2

Определение стороны label_e особой роли не играет, поскольку это последний виджет, который добавляется в контейнер.

Важно запомнить, что это основная причина, почему порядок так важен при работе с Pack. Чтобы не столкнутся с непредвиденными результатами в сложных макетах распространенной практикой считается их расположение в пределах фрейма так, что бы они не пересекались.

В таких случаях рекомендуется использовать geometry manager Grid, поскольку он позволяет прямо задавать положение каждого виджета с помощью вызова geometry manager и избегать использования дополнительных фреймов.

В side можно передать не только tk.TOP и tk.LEFT , но также tk.BOTTOM и tk.RIGHT . Они разместят виджеты в другом порядке, но это может быть не интуитивно, ведь мы естественным путем следим сверху вниз и слева направо.

Например, если заменить значение tk.LEFT на tk.RIGHT в последних трех виджетах, их порядок будет следующим: label_e , label_d и label_c .

Geometry manager Grid

Grid — самый гибкий из всех доступных geometry manager. Он полностью переосмысливает концепцию сетки (grid), которая традиционно используется при дизайне пользовательских интерфейсов. Сетка — это двумерная таблица, разделенная на строки и колонки, где каждая ячейка представляет собой пространство, которое доступно для виджета.

Продемонстрируем работу Grid с помощью следующего макета:

Geometry manager Grid

Его можно представить в виде таблицы 3×3, где виджеты во второй и третьей колонках растягиваются на две строки, а виджет в третьей строке занимает все три колонки.

Как и в предыдущем варианте используем 5 меток с разным фоном, чтобы проиллюстрировать распределение ячеек:

Также будем передавать словарь параметров, включающий внутренний отступ, который растянет виджеты на все доступное пространство внутри ячеек.

Как работает Grid

Расположение label_a и label_b говорит само за себя: они занимают первую и вторую строки первой колонки соответственно (важно не забывать, что индексация начинается с нуля):

Geometry manager Grid 2

Чтобы растянуть label_c и label_d на несколько ячеек, зададим значение 2 для параметра rowspan . Таким образом они будут занимать две ячейки, начиная с положения, отмеченного опциями row и column . Наконец, значение columnspan для label_e будет 3.

Важно запомнить, что в отличие от Pack есть возможность менять порядок вызовов к grid() для каждого виджета без изменения финального макета.

Параметр sticky определяет границы, к которым виджет должен крепиться. Он выражается в координатах сторон света: север, юг, запад и восток. В Tkinter эти значения выражены константами tk.N , tk.S , tk.W и tk.E , а также их комбинациями: tk.NW , tk.NE , tk.SW и tk.SE .

Например, sticky=tk.N выравнивает виджет у верхней границы ячейки (north – север), а sticky=tk.SE — в правом нижнем углу (south-ease – юго-восток).

Поскольку эти константы представляют соответствующие символы в нижнем регистре, выражение tk.N + tk.S + tk.W + tk.E можно записать в виде строки nwse . Это значит, что виджет должен расширяться одновременно горизонтально и вертикально — по аналогии с работой fill=tk.BOTH из Pack.

Если параметру sticky значение не передается, виджет располагается по центру ячейки.

Geometry manager Place

Менеджер Place позволяет задать положение и размер виджета в абсолютном или относительном значении.

Из трех менеджеров этот является наименее используемым. С другой стороны, он может работать со сложными сценариями, где есть необходимость свободно разместить виджет или перекрыть другой.

Для демонстрации работы Place повторим следующий макет, смешав абсолютные и относительные положения и размеры:

Geometry manager Place

Метки, которые будут отображаться, имеют разный фон и определены в том порядке, в котором они будут расположены слева направо и сверху вниз:

Если запустить эту программу, то можно будет увидеть наложение label_c и label_d в центре экрана. Этого не удастся добиться с помощью других менеджеров.

Как работает Place

Первая метка располагается со значением 0.25 у параметров relwidth и relheight . Это значит, что виджет будет занимать 25% ширины и высоты родительского. По умолчанию виджеты расположены в положениях x=0 и y=0 , а также выравнены к северо-западу, то есть, верхнему левому углу экрана.

Вторая метка имеет абсолютное положение — x=100 . Она выравнена по верхней границе с помощью параметра anchor , который имеет значение tk.N . Тут также определен абсолютный размер с помощью width и height .

Третья метка расположена по центру окна с помощью относительного позиционирования и параметра anchor для tk.CENTER . Важно запомнить, что значение 0.5 для relx и relwidth обозначает половину родительской ширины, а 0.5 для rely и relheight — половину родительской высоты.

Четвертая метка расположена в верхней части label_c . Это делается с помощью переданного аргумента in_ (суффикс используется из-за того, что in — зарезервированное ключевое слово в Python). При использовании in_ можно обратить внимание на то, что выравнивание не является геометрически точным. В этом примере нужно добавить смещение на 2 пикселя в каждом направлении, чтобы идеально перекрыть правый нижний угол label_c .

Наконец, пятая метка использует абсолютное позиционирование и относительный размер. Как можно было заметить, эти размеры легко переключаются, поскольку значение размера родительского контейнера предполагается (200 х 200 пикселей). Однако при изменении размера основного окна будут работать только относительные величины. Это поведение легко проверить.

Еще одно важное преимущество Place — возможность совмещать его с Pack и Grid.

Например, представьте, что есть необходимость динамически отобразить текст на виджете при нажатии правой кнопкой мыши на нем. Его можно представить в виде виджета Label, который располагается в относительном положении при нажатии:

Лучше всего использовать другие менеджеры в своих приложениях Tkinter, а специализированные оставить для случаев, когда нужно кастомное позиционирование.

Группировка полей ввода с помощью виджета LabelFrame

Класс LabelFrame может быть использован для группировки нескольких виджетов ввода. Он представляет собой логическую сущность с соответствующей меткой. Обычно он используется в формах и сильно напоминает виджет Frame .

Создадим форму с парой экземпляров LabelFrame , каждый из которых будет включать соответствующие виджеты ввода:

Группировка полей ввода

Поскольку цель этого примера — показать финальный макет, добавим некоторые виджеты без сохранения их ссылок в виде атрибутов:

В этом уроке рассмотрим основные настройки окон, в которых располагаются виджеты. Обычные окна в Tkinter порождаются не только от класса Tk , но и Toplevel . От Tk принято создавать главное окно. Если создается многооконное приложение, то остальные окна создаются от Toplevel. Методы обоих классов схожи.

Размер и положение окна

По умолчанию окно приложения появляется в верхнем левом углу экрана. Его размер (ширина и высота) определяется совокупностью размеров расположенных в нем виджетов. В случае если окно пустое, то tkinter устанавливает его размер в 200 на 200 пикселей.

С помощью метода geometry можно изменить как размер окна, так и его положение. Метод принимает строку определенного формата.

Первые два числа в строке-аргументе geometry задают ширину и высоту окна. Вторая пара чисел обозначает смещение на экране по осям x и y . В примере окно размерностью 600 на 400 будет смещено от верхней левой точки экрана на 200 пикселей вправо и на 100 пикселей вниз.

Если перед обоими смещениями вместо плюса указывается минус, то расчет происходит от нижних правых углов экрана и окна. Так выражение root.geometry('600x400-0-0') заставит окно появиться в нижнем правом углу.

В аргументе метода geometry можно не указывать либо размер, либо смещение. Например, чтобы сместить окно, но не менять его размер, следует написать root.geometry('+200+100') .

Бывает удобно, чтобы окно появлялось в центре экрана. Методы winfo_screenwidth и winfo_screenheight возвращают количество пикселей экрана, на котором появляется окно. Рассмотрим, как поместить окно в центр, если размер окна известен:

Здесь мы вычитаем половину ширины и высоты окна (по 200 пикселей). Иначе в центре экрана окажется верхний левый угол окна, а не его середина.

Если размер окна неизвестен, то его можно получить с помощью того же метода geometry , но без аргументов. В этом случае метод возвращает строку, содержащую сведения о размерах и смещении, из которой можно извлечь ширину и высоту окна.

Метод update_idletasks позволяет перезагрузить данные об окне после размещения на нем виджетов. Иначе geometry вернет строку, где ширина и высота равняются по одному пикселю. Видимо таковы параметры на момент запуска приложения.

По умолчанию пользователь может разворачивать окно на весь экран, а также изменять его размер, раздвигая границы. Эти возможности можно отключить с помощью метода resizable . Так root.resizable(False, False) запретит изменение размеров главного окна как по горизонтали, так и вертикали. Развернуть на весь экран его также будет невозможно, при этом соответствующая кнопка разворота исчезает.

Заголовок окна

По умолчанию с стоке заголовка окна находится надпись "tk". Для установки собственного названия используется метод title .

Если необходимо, заголовок окна можно вообще убрать. В программе ниже второе окно ( Toplevel ) открывается при клике на кнопку, оно не имеет заголовка, так как к нему был применен метод overrideredirect с аргументом True . Через пять секунд данное окно закрывается методом destroy .

Практическая работа

Напишите программу, в которой на главном окне находятся холст и кнопка "Добавить фигуру". Кнопка открывает второе окно, включающее четыре поля для ввода координат и две радиокнопки для выбора, рисовать ли на холсте прямоугольник или овал. Здесь же находится кнопка "Нарисовать", при клике на которую соответствующая фигура добавляется на холст, а второе окно закрывается. Проверку корректности ввода в поля можно опустить.

Курс с примерами решений практических работ: android-приложение, pdf-версия.

Читайте также: