Как сделать вертушку на дверь своими руками

Обновлено: 28.04.2024

Добрый день, семидачники! Предновогодняя пора в разгаре. А я о своём: о деревяшках. Сегодня хочу вам поведать о двойном вертушке. «Что это такое?» — спросите вы.

Дверь, закрытая на вертушок

Вот какое объяснение даёт энциклопедия «Замки и двери»: вертушок — ручка поворотная — ручка для управления механизмом привода защёлки (засова) с помощью пальцев руки.

У нас сие называли вертушком. Интернет нашёл одну картинку, наименовав её «поворотной задвижкой». Ну, впрочем, учителем русского не являюсь, верное название, думаю, кто-нибудь да подскажет.

История создания. Давным-давно, года эдак тридцать четыре назад, сгорел у моей бабушки в соседней деревне дом. Неприятность! И крупная! Я там тоже был, выскочили через окошко и силами бабушки были спасены. Однако нет худа без добра — деды купили дом в нашем посёлке и перебрались к нам.

В этом доме был необычный вертушок, он и сейчас там есть. Я таких раньше не видел. Стандартная деревянная задвижка на гвоздике посредине — это сплошь и рядом в деревянных постройках. А вот вертушок, который открывается с обеих сторон, — это необычно и интересно. Сколько раз мы его крутили за своё детство, не знаю. И сейчас, по приезду к маме, кручу сей вертушок.

Вернёмся в настоящее. На даче «созрела» у меня дверь для веранды, «тесто» — дверь, «месил» сам, потому потребовалась ещё и закрывашка. Вспомнился мне вертушок с двери из детства. Ну что же, решил, что проще будет сделать подобное из кедра, благо были небольшие обрезки. Сказано — сделано. Сверлом пёрышком, как на рисунке. Сверло-пёрышко

…диаметром чуть тоньше толщины заготовки (той доски-обрезка, с которой будем делать ось вертушки) просверлил отверстие. Далее сделал болванку с помощью болгарки и насадки для шлифования — с одной стороны круглая часть, с другой прямоугольная.

Прямоугольная часть — это рукоять вертушка изнутри. Далее наждачной бумагой, вручную, подогнал круглую часть под отверстие, чтобы без люфта стояла ось-рукоять. Рукоять в сечении делается прямоугольной, чтобы понимать, в каком положении вертушок изнутри помещения.

Слева круглая часть-ось, справа за стенкой рукоять Важно, чтобы рукоять была шире и не проваливалась вперёд на ось. После проделанных действий, в соответствии с нужными сторонами рукояти, сделал малый прямоугольник для самого вертушка.

Вертушок в разобранном виде

Вставил в косяк, насадил вертушок на заготовку, зафиксировал на мелкий саморез. Ура. да не тут-то было! Косяки у меня выступают над дверьми, пришлось сделать накладочку на дверь. Самое шустрое, что пришло в голову — сердечко. А далее дело техники.

Добрый день, семидачники! Предновогодняя пора в разгаре. А я о своём: о деревяшках. Сегодня хочу вам поведать о двойном вертушке. «Что это такое?» — спросите вы.

Дверь, закрытая на вертушок


Дверь, закрытая на вертушок

Вот какое объяснение даёт энциклопедия «Замки и двери»: вертушок — ручка поворотная — ручка для управления механизмом привода защёлки (засова) с помощью пальцев руки.
У нас сие называли вертушком. Интернет нашёл одну картинку, наименовав её «поворотной задвижкой». Ну, впрочем, учителем русского не являюсь, верное название, думаю, кто-нибудь да подскажет.

История создания. Давным-давно, года эдак тридцать четыре назад, сгорел у моей бабушки в соседней деревне дом. Неприятность! И крупная! Я там тоже был, выскочили через окошко и силами бабушки были спасены. Однако нет худа без добра — деды купили дом в нашем посёлке и перебрались к нам.

В этом доме был необычный вертушок, он и сейчас там есть. Я таких раньше не видел. Стандартная деревянная задвижка на гвоздике посредине — это сплошь и рядом в деревянных постройках. А вот вертушок, который открывается с обеих сторон, — это необычно и интересно. Сколько раз мы его крутили за своё детство, не знаю. И сейчас, по приезду к маме, кручу сей вертушок.

Сверло-пёрышко

Вернёмся в настоящее. На даче «созрела» у меня дверь для веранды, «тесто» — дверь, «месил» сам, потому потребовалась ещё и закрывашка. Вспомнился мне вертушок с двери из детства. Ну что же, решил, что проще будет сделать подобное из кедра, благо были небольшие обрезки. Сказано — сделано. Сверлом пёрышком, как на рисунке.
Сверло-пёрышко

…диаметром чуть тоньше толщины заготовки (той доски-обрезка, с которой будем делать ось вертушки) просверлил отверстие. Далее сделал болванку с помощью болгарки и насадки для шлифования — с одной стороны круглая часть, с другой прямоугольная.

Прямоугольная часть — это рукоять вертушка изнутри. Далее наждачной бумагой, вручную, подогнал круглую часть под отверстие, чтобы без люфта стояла ось-рукоять. Рукоять в сечении делается прямоугольной, чтобы понимать, в каком положении вертушок изнутри помещения.

Слева круглая часть-ось, справа за стенкой рукоять


Слева круглая часть-ось, справа за стенкой рукоять

Важно, чтобы рукоять была шире и не проваливалась вперёд на ось. После проделанных действий, в соответствии с нужными сторонами рукояти, сделал малый прямоугольник для самого вертушка.

Вертушок в разобранном виде


Вертушок в разобранном виде

Вставил в косяк, насадил вертушок на заготовку, зафиксировал на мелкий саморез. Ура. да не тут-то было! Косяки у меня выступают над дверьми, пришлось сделать накладочку на дверь. Самое шустрое, что пришло в голову — сердечко. А далее дело техники.

Накладочка


Накладочка

В готовом виде


В готовом виде

Вид изнутри


Вид изнутри

Разновидности запоров на ворота или как сделать засов своими руками для распашных гаражных конструкций

Запор на ворота – дело серьезное. Во-первых, подвижный механизм должен долго и безотказно работать. Во-вторых, засов обязан надежно противостоять злоумышленникам. В-третьих, устройство должно выполнять свое предназначение при любых погодных условиях. Придумано немало различных механизмов на данную тему, мы же рассмотрим наиболее подходящие для изготовления своими руками.

Выбираем самодельный или фабричный засов на ворота

Исходя из здравого смысла, констатируем, что на воротах двора частного дома, где мы проживаем постоянно, достаточно обеспечить запор изнутри. Такое решение подходит и к гаражным воротам. Если же ворота не находятся под контролем, например на даче, нужно добавить замок. Калитку также лучше запереть, причем в доме удобно иметь домофон с дистанционно управляемым замком.

Засов или щеколду можно приобрести в магазине. Условно разделим запорные устройства на:

При этом установить заводское изделие бывает непросто, а порою невозможно. Более того, в условиях массового производства обязательно экономят металл, так что фабричный вариант часто имеет недостаточную прочность.

Во многих случаях, практичнее изготовить запор на ворота своими руками. У каждого хозяина всегда найдутся обрезки прутка, уголка и трубы, которые могут обрести новую полезную жизнь. При этом следует выбирать простую и надежную конструкцию устройства. Если существует необходимость обеспечить отпирание внутреннего засова снаружи, лучше приобрести фабричный ригельный замок.

Варианты запоров для распашных ворот

Рассмотрим запоры распашных ворот на конкретном примере. В данном случае установлен горизонтальный засов, два вертикальных штыря и замок с дистанционным управлением на калитке.

Казалось бы, можно обойтись одним горизонтальным или одним вертикальным засовом. Однако, для ворот из профнастила это невозможно, так как они имеют сплошное покрытие и значительную площадь, что приводит к большой нагрузке на конструкцию при сильном ветре.

На фото Вы видите вмятину от горизонтального засова. Она образовалась при сильном ветре, когда вертикальные штыри забыли установить на место. Более того, в результате инцидента стальной засов диаметром 16 мм изогнулся и ворота открылись.

Вертикальных запоров также необходимо именно два, так как в то время, когда открывают одну половину ворот, вторая должна быть надежно зафиксирована. Более того, с наружной стороны двора следует предусмотреть надежные фиксаторы обеих створок. В данном примере это трубы диаметром 51 мм, забитые в землю. Таким образом, ветер не сможет повредить ни ворота, ни автомобиль в любой ситуации.

Горизонтальные засовы

Для запирания ворот чаще всего применяют именно горизонтальный засов, которым удобно пользоваться. В простейшем случае это толстая доска, вставленная в четыре направляющих. В качестве последних можно использовать обычные дверные ручки.

Ручки крепят к каркасу ворот при помощи сварки или саморезами. Нужно проследить, чтобы доска не оказалась длиннее половинки ворот, иначе их невозможно будет открыть. Для удобства следует добавить еще по одной ручке на каждой створке, чтобы доска надежно удерживалась в сдвинутом состоянии.

Рассмотрим подробнее представленный ранее вариант для ворот из профлиста. Чтобы ворота не смог открыть посторонний, предусмотрено две петли, в которые вставляется навесной замок. Засов упирается в дужку замка и не может быть сдвинут.

Изготовить такой засов можно по приведенному чертежу. Последовательность действий:

  • отрезать из прута диаметром 16 мм две заготовки длиной 580 и 50 мм и сварить из них шток засова в соответствии с чертежом;
  • вырезать четыре направляющие втулки и приварить три из них к каркасу ворот;
  • подготовить П-образный кронштейн, который должен надеваться на профиль каркаса ворот;
  • приварить четвертую направляющую втулку к кронштейну;
  • изготовить из стальной пластины толщиной 3 мм две проушины для замка;
  • приварить кронштейны замка в соответствии с чертежом;
  • надеть втулку с кронштейном на шток засова, установить его на место и закрепить П-образный кронштейн к каркасу ворот двумя саморезами со сверлом;
  • опробовать работу механизма, разобрать, обезжирить, покрасить и вновь установить на место.

Разумеется, конструкция засова может иметь вариации. Тем более, размеры могут быть другими.

Возможно, следующий чертеж окажется более интересным. В данном случае на ручку задвижки надет пластиковый или резиновый наконечник. Хорошо, если такой найдется в хозяйстве.

Следует отметить некоторые недостатки представленных вариантов. Во-первых, такие задвижки будут надежно работать только в том случае, если конструкция ворот достаточно жесткая и половины ворот не смещаются относительно друг-друга ни при каких обстоятельствах. Такое возможно для ворот капитального гаража.

В уличном варианте опорные столбы могут смещаться относительно друг-друга с течением времени или при изменении температуры. В результате засов просто не будет попадать во втулки, размещенные на другой половине ворот.

Чтобы решить эту проблему, нужно обеспечить достаточные зазоры в вертикальном направлении во втулках на второй половине ворот. Для этого их делают в виде П-образных кронштейнов, глубина которых чуть больше диаметра штока задвижки. Высота кронштейнов должна гарантировать зазор выше и ниже штока порядка 10-15 мм.

Другая проблема состоит в том, что в результате движения деталей засова краска с них облетает. Решения могут быть разными:

  • ежегодно разбирать и красить конструкцию;
  • периодически смазывать трущиеся поверхности;
  • изготовить засов из нержавейки;
  • обеспечить пластиковые вкладыши втулок или надеть пластиковую трубку на шток;
  • смирится и не обращать внимания.

В качестве направляющих выступают прямоугольные скобы. Конец пластины можно загнуть, чтобы получилась ручка. Гнуть толстый металл в домашних условиях не просто, зато можно обойтись без сварочного аппарата. Все элементы конструкции реально закрепить саморезами со сверлом.

Еще один вариант – засов из прямоугольного профиля. На фото представлен вариант сборки с помощью сварки. Однако скрепить подобную конструкцию можно на уголках и саморезах. Горизонтальный засов надежно запирает ворота, фиксируя их между собой, однако при сильном ветре он может быть поврежден и лучше его дополнить вертикальными штырями. В следующем видео представлен еще один вид конструкции.

Вертикальные штыри

Вертикальные штыри, входящие в покрытие дорожки, надежно удерживают обе половинки ворот. При этом они редко применяются без горизонтального засова, так как в этом случае ветер вызывает движение створок относительно друг-друга, производит шум и пытается их деформировать по диагонали. Такая ситуация исключается для гаражных ворот, где вертикальные запоры ставят сверху и снизу.

Стандартное устройство представляет из себя два штыря с ручками, вставленными в четыре направляющих втулки на створках ворот. Над ними размещаются кронштейны для фиксации штырей в поднятом положении.

Штыри должны иметь достаточную длину, чтобы пользоваться ими, не нагибаясь. Дополнительные кронштейны можно не делать, но тогда придется постоянно удерживать запор при открывании створки.

Изготовить такой засов можно по приведенному чертежу. Последовательность действий:

  • отрезать из прута диаметром 16 мм заготовки длиной 850 и 100 мм и сварить из них два штока в соответствии с чертежом;
  • вырезать четыре направляющие втулки и приварить их к каркасу ворот;
  • изготовить из прутка диаметром 8 мм два кронштейна;
  • приварить кронштейны в соответствии с чертежом;
  • установить штыри на место;
  • опробовать работу механизма, разобрать, обезжирить, покрасить и вновь установить на место.

На чертеже указаны острые штыри, которые помогут закрепиться за грунт. На практике это плохо работает, так как земля может быть либо слишком мягкой, либо замерзшей и твердой. При этом пробитые в брусчатке отверстия работают гораздо надежнее.

При отсутствии твердого покрытия хорошо работают трубы, забитые в землю. В данном случае применен патрубок диаметром 51 мм. Сверху он украшен кольцом, изготовленным из пластиковой заглушки.

При желании на вертикальный запор можно установить замок. Для этого достаточно приварить одну петлю к ручке штыря, а другую к каркасу ворот.

Защелки и фиксаторы для откатных ворот

Откатные ворота представляют из себя достаточно сложное устройство, при этом их движение осуществляется вдоль одной линии. Таким образом, достаточно вертикального штыря, чтобы заблокировать открывание. В зависимости от исполнения ворот можно подобрать подходящий вариант запора из представленных на фото.

Перечислим их по порядку:

  • фабричная задвижка с пружиной и фиксатором;
  • петли для замка, приваренные к воротам и их каркасу;
  • механическая защелка;
  • автомобильный привод замка двери, управляемый напряжением 12В.

При этом нельзя забывать, что один их хозяев ворот может забыть или не знать о том, что они заблокированы. В результате при попытке открыть ворота, например с помощью брелока, на привод будет подано напряжение и электродвигатель выйдет из строя.

Одно из возможных решений – установка концевого выключателя, который обесточивает привод при нахождении ограничивающего штыря в положении блокировки. Именно этот вариант представлен на фото. Таким же образом можно поступить и в отношении вертикальных автоматических гаражных ворот.

Оцените запорный механизм типа «морской контейнер»

Выбирая конструкцию запора на ворота, полезно вспомнить механизм типа «морской контейнер». Его также можно увидеть на «фурах». С помощью такого устройства оба полотна распашных гаражных ворот будут закрываться плотно и надежно.

Механизм изготовлен по следующей схеме:

  • на край открывающейся половины ворот установлена вертикальная труба, которая вращается в трех направляющих;
  • направляющие в виде колец приварены к краю створки в центре и в 10 см от концов трубы;
  • к обоим торцам трубы приварены фигурные крюки;
  • к трубе, примерно посередине, также приварен патрубок длиной около 25 см в качестве ручки для вращения трубы;
  • к каркасу ворот сверху и снизу приварены два фиксатора со штырями для крюков.

Засов-шлагбаум

Существует проверенный способ запереть ворота с помощью вертушки или балки определенной длинны, которая вращается на оси и устанавливается в опоры на створках ворот.

Иногда на вертушке устанавливают петлю с ответной частью на раме ворот. В петли продевается дужка навесного замка и ворота запираются на ключ. Также вертушку можно дополнить защелкой, которая не позволяет открыться воротам самопроизвольно при раскачивании ветром. Приступая к работе полезно начертить на бумаге эскиз вертушки в масштабе, чтобы избежать ошибок при сборке.

В приведенном на фото примере конструкция состоит из следующих элементов:

  • балка изготовлена из профильной трубы сечением 50х25 мм длиной 1 м;
  • ось вращения находится на расстоянии 200 мм от края трубы, изготовлена из болта М10;
  • к каркасу ворот приварены три опоры из уголка 45х45х100мм.

Опора на левой половине ворот снимает нагрузку с болта и не позволяет балке падать на землю, когда она повернута против часовой стрелки при открывании. Петли для замка приварены непосредственно к каркасу ворот. Оригинальная конструкция засова представлена в следующем видео.

Вертушка из доски

Вероятно, деревянная вертушка – один из древнейших запоров. Небольшие по размерам вертушки устанавливают на калитки, для запирания ворот используются доски подлиннее.

Представленный на фото механизм подходит для одностворчатых ворот. Также можно запереть калитку изнутри.

Для двустворчатых ворот подойдет вертушка, изготовленная по данной схеме. В данном случае длинная доска вращается вокруг оси в ее центре. Болт крепления находится на краю створки. При вращении балка заходит в кронштейны на створках ворот и фиксируется в горизонтальном положении.

Одна петля обращена вверх, другая – вниз. Петли проще всего изготовить из такой же доски. Для этого нужно отрезать два кусочка, длина которых равна ширине доски. Два других куска должны быть в два раза длиннее. Короткие детали используются в качестве подкладок, на которые установлены длинные заготовки. Сборку удобно выполнить саморезами.

Закрепленная по центру доска может самопроизвольно повернуться при сильном ветре, ворота откроются. Чтобы этого не происходило, балку следует зафиксировать. Например, можно просверлить сквозное отверстие в балке и воротах, в которое установить фиксатор из толстой проволоки.

Еще можно добавить длинную и тонкую деревянную вертушку над левым по схеме упором. Вертушка висит на расположенной сверху оси и балка ворот упирается в ее нижний конец. Если фиксирующую вертушку отвести влево, балка сможет вращаться.

Варианты запоров для пластиковых декоративных калиток

В настоящее время существует большое количество материалов, из которых можно изготовить легкую и красивую калитку. Это может быть штакетник из пластика, покрытая ПВХ сварная сетка, тонкий штакетник на каркасе из профиля. Современной калитке – современный запор, а именно магнитный замок. Примерно такие мы видим на дверях подъездов многоквартирных домов, оборудованных домофоном.

Монтировать изделие не сложно, а пользоваться крайне удобно. Все комплектующие реально приобрести в строительном супермаркете типа Леруа Мерлен.

Для защиты дачного участка или территории частного дома на заборах и калитках, огораживающих собственность, устанавливают мощные замки или засовы. Сегодня на рынке представлено широкое разнообразие запирающих изделий по довольно высокой цене. Но ведь необязательно отправляться в магазин и покупать замок. Его можно изготовить своими руками. Необходимо только выбрать наиболее приемлемую разновидность механизма, узнать алгоритм сборки и монтажа.




Что может понадобиться?

Современные умельцы уверяют, что изготовить засовы или замки, предназначенные для закрывания калитки частного дома, можно из любого материала. Однако наиболее эффективными показали себя металл и дерево. При выборе металлических запоров для фиксации конструкции можно использовать сварочный аппарат. Если таковой отсутствует, металлические элементы крепятся при помощи болтов или саморезов. Но чтобы собрать запор, мастеру потребуется ряд некоторых инструментов и материалов.

Прежде всего, это ножовка по дереву или металлу. Все зависит от того, какой материал выбран для изготовления замка. Не менее важной является дрель, благодаря которой удается быстро и плотно закрутить соединительные элементы механизмов. Не стоит забывать, что потребуется ряд вспомогательных инструментов. В данном случае речь идет о тисках, плоскогубцах, отвертках.



Как видно, никаких специфических инструментов и материалов для создания простейшего запорного механизма не требуется. Все необходимое присутствует в строительном ящичке каждого мужчины. При необходимости можно будет использовать декоративную фурнитуру. В основном ее используют для оформления потайных замков.

Изготовление щеколды

Щеколда является простейшим запорным механизмом уличного размещения, практически незаметным для посторонних людей. Но, несмотря на свою простоту, они зарекомендовали себя как наиболее эффективные запорные конструкции, не требующие применения ключей. А главное, изготовить щеколду для калитки своими руками совсем несложно. Но для начала необходимо произвести разметку полотна ворот и обозначить маркером место, где будет располагаться основание механизма и крепеж.

  • В выбранном месте в землю забивается полуметровая труба дюймового диаметра.
  • Над трубой приваривается или прикручивается щеколда, представленная в виде железного прута с отверстием под фиксируемый на калитке трос, который будет играть роль удаленной ручки.
  • Трос необходимо протянуть от калитки в удобное для владельца дома место. При подтягивании троса щеколда приподнимается, соответственно, посетитель может войти на территорию.



Чтобы замок для запирания ворот служил верой и правдой своим владельцам в любое время года, движущий элемент запора необходимо периодически смазывать трансформаторным маслом. Еще один способ защиты металлических элементов предполагает своевременную покраску. Тем самым удается избежать возникновения коррозии.



Схема сборки других запоров

На сегодняшний день существует несколько разновидностей засовов, изготовить которые можно своими руками, используя минимум материалов и инструментов. Однако прежде чем разбираться с существующими схемами сборки запорных механизмов, необходимо разобраться, как классифицируются замки по типу крепежа и конструкционным особенностям.

  • Горизонтальные засовы. Внешне они напоминают самые обычные щеколды. Отличаются крупными размерами. У них также имеется внешняя часть, фиксирующие петли и движимый прут, изготавливаемый исключительно из металла. В обиходе такие системы закрывания называют шпингалетами. Представляемая разновидность засовов рассчитана на монтаж в верхних частях воротин.



  • Вертикальные засовы. По внешним признакам очень похожи на замки горизонтального типа. Однако отличаются по способу крепления. Устанавливать вертикальные замки рекомендуется в верхней или в средней части ворот.



  • Дополнительные засовы. В данном случае речь идет о запорных конструкциях, устанавливаемых не внутри двора, а с уличной стороны. С точки зрения безопасности, ставить только один дополнительный замок не рекомендуется. Именно поэтому с тыльной стороны должен стоять либо вертикальный, либо горизонтальный засов.



Разобравшись с разновидностями запорных механизмов, предлагается рассмотреть несколько замков, получивших огромную популярность у дачников и владельцев частных домов. Одним из таких является засов-вертушка. Как и другие замки, их можно изготовить своими руками, главное – придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде чем приступать к изготовлению вертушки, требуется составить схему, благодаря которой удастся определить требуемый размер элементов механизма.

Если нет желания чертить на бумаге план, можно воспользоваться проектом, имеющим стандартную размерность. Потребуется планка с размерами 4,5 на 10 см. Длина этой планки не должна быть меньше 2 м. В качестве основного материала можно использовать металл или дерево. Когда все элементы будущего замка будут подготовлены, можно приступать к основной работе.

  • На левую створку необходимо закрутить болт 10-ку. Расстояние от края воротины до точки фиксации болта должно быть не больше 10 см. После установки необходимо проверить, чтобы болт свободно прокручивался. После на него надеваются несколько шайб.
  • Со стороны дверного полотна устанавливается фиксатор, где закрепляется планка. Необходимо проверить, чтобы эта планка легко прокручивалась в пазу.
  • На правой створке ворот требуется закрепить рейку, так, чтобы она слегка выступала за край воротины.




Осталось только испробовать механизм закрывания в действии. Не менее востребованным вариантом защиты дачных участков и частных домов является запор для распашных ворот, изготовленных из профнастила. Основной механизм замка крепится к раме из профильной трубы или к металлическому уголку. Профильная труба, конечно, отличается надежностью, но при этом не имеет привлекательного внешнего вида. Железные уголки, напротив, выглядят более симпатично, но в плане прочности и жесткости оставляют желать лучшего.



Процесс установки запора для распашных ворот начинается с расчета требуемых деталей и выбора места для замка. На двустворчатых воротах необходимо устанавливать засовы на каждом полотне. Из инструментов потребуются дрель и сварка, болгарка и тиски, пассатижи и отвертки, ключи и рулетка. Подготовив инструментарий, можно начинать работу.

  • На раме отмечается точка, где задумано расположить засов. Там же должна стоять отметка длины прута и точка заглубления в грунт.
  • Подготавливаются два одинаковых стержня. К их верхней части привариваются короткие штыри, благодаря которым облегчается подъем и спуск механизма.
  • К каркасной части створок необходимо приварить железные кольца, через которые будут проходить пруты.
  • Чуть выше на крючок крепится зацепка, куда будут подвешиваться пруты. В противном случае они будут мешать открыванию ворот.



Осталось проверить, как работает механизм. Владельцы частных домов не жалеют простые механизмы открывания. Они предпочитают ставить секретные замки с хитрым двусторонним механизмом. А самодельную задвижку применяют, только находясь дома.

Типа «крючок»

Замки типа «крючок» являются самыми популярными и востребованными механизмами, которыми пользовались наши предки. Устройство незатейливое, для его изготовления не требуются какие-либо специальные навыки и знания. В качестве основного материала крючкового замка подойдет прочный железный прут. Однако согнуть его плоскогубцами, а уж тем более руками невозможно. Поэтому придется использовать небольшую хитрость – огонь.

Прут следует ухватить плоскогубцами. Участок, где будет располагаться сгиб, стоит подставить под открытый огонь. Держать до тех пор, пока железо не станет красным. Как только материал накалился, берутся другие плоскогубцы, и железо загибается до необходимой формы. После придания кончику округлости крючок необходимо еще немного подержать над огнем, после чего резко опустить в ледяную воду.



По аналогичной схеме проделывается изгиб второго прута. Ему необходимо придать кольцеобразную форму. Следующий этап предполагает монтаж элементов замка. Изначально берется округлая петля и фиксируется на створку. Далее к установленной части запора цепляется крючок, после чего натягивается и крепится на опоре. Остается лишь покрыть металл краской или лаком.



Механический

Для работы потребуется запастись небольшим набором инструментов, а точнее, молотком, ножовкой, сваркой, дрелью, шуруповертом и крепежными деталями. Из материалов понадобится пружинка, металлическая пластина и прут. Собрав набор для работы, можно приступать к созданию замка.

  • Для начала необходимо приварить к металлической пластинке 2 держателя, выгнутые в форму скоб и столько же упоров. Упоры должны отличаться по диаметру стержня и находиться на небольшом расстоянии друг от друга. Сам держатель, который будет стоять со стороны створки, должен быть в несколько раз шире.
  • К центральной части подготовленного стержня в перпендикулярном положении приваривается небольшой прут. Он будет играть роль захватываемой ручки. На стержень также приваривается фиксатор для пружины.
  • Стержень с пружиной вводится в каркас, после чего конструкция закрепляется саморезами или сваркой. С противоположной стороны засова на столбе опоры делается отверстие для вхождения стержня.




Работает представленный вариант механического замка по следующему принципу. Человек подтягивает ручку. За счет воздействия пружины замок открывается и также закрывается. Для большего удобства пользования с другой стороны на кончик стержня следует приварить петлю для канатика, которая будет выходить на улицу.

Потянув за него, вы откроете замок.



Потайной замок

Наверняка многие, кто приходил в частные дома, замечали, что на воротах отсутствуют скважины и другие запорные элементы. Но если повнимательнее присмотреться, можно увидеть, что с обратной стороны калитки присутствует задвижка. Соответственно, открыть ее можно и с уличной стороны, вот только как это сделать, понятно не сразу.

Именно поэтому такие запоры называют замками с секретом. Их тайной изюминкой зачастую является шестигранник, затерявшийся между вкрученными саморезами на дверном полотне. Именно он открывает замок. Кто-то может подумать, что сделать такой уникальный замок своими руками невозможно. Но это не так. Если знать технологию и следовать пошаговой системе монтажа, удастся сотворить запор с секретом, используя минимальный набор подручных инструментов.

  • На кончик болта наносится плоская лыска. Туда и устанавливается затвор.
  • Далее необходимо собрать защелку. Изначально сделать отверстие для стержня. После снять фаску и утопить головку болта до требуемого уровня.
  • С обратной стороны ворот на болт закручивается несколько шайб. Болты прижимаются гайкой так, чтобы головка попала в фаску.
  • На лыску крепится защелка, после чего происходит зажим гайкой.



При изготовлении и монтаже запорного механизма с секретом необходимо правильно составить схему и вычислить требуемые размеры элементов. Не менее важно после установки замка подготовить защиту защелки от непогоды.

О том, как сделать запор на калитку своими руками, смотрите в видео ниже.

Владельцы дачных участков или загородных домов стремятся обезопасить собственность от проникновения взломщиков, злоумышленников и других посторонних лиц. Один из способов защиты территории – это установка ограждения с массивными воротами. Чтобы повысить защиту ворот, их оборудуют засовами и другими механизмами, способными создать препятствие при несанкционированном вторжении. Стоит подробнее рассмотреть, как сделать запор самостоятельно.



Что может понадобиться?

Несмотря на то что современный рынок представлен большим выбором засовов и запоров, многие стремятся сделать их своими руками. Связано это с тем, что запирающий механизм, созданный самостоятельно, представляет собой индивидуальное устройство, что способно повысить безопасность территории.

Конструкция засова напрямую зависит от габаритов ворот, материала самого запорного изделия и ряда других характеристик.

Сегодня можно выделить следующие варианты задвижных элементов.

  • Вертушки. Так именуют запоры, в средней части которых предусмотрена ось вращения. Во время поворота устройства запираются обеими створками, обеспечивая надежную защиту.
  • Шлагбаумы. Подвид вертушек. При этом ось вращения у таких запоров расположена не посередине, а с краю засова.
  • Шпингалеты. В эту категорию также входят задвижки. Такие устройства считают наиболее востребованными ввиду их небольшой цены и простоты изготовления. Шпингалеты отлично подходят для обслуживания калиток. С помощью удается зафиксировать створки ворот в требуемом положении. Иногда конструкцию усиливают, используя замки навесного типа.



  • Засовы с фиксацией. Применяют для фиксации дверей габаритного транспорта.
  • Фляжные замки. Преимущество таких устройств в их высоком показателе надежности. С их помощью можно быстро закрыть ворота и обеспечить необходимую безопасность.

Также производители выпускают запорные устройства, принцип работы которых кроется в том, что створки прячутся при повороте рукояти. Такой механизм также используют на сейфах. При этом одновременно удается добиться фиксации створок в нужном положении. Практически любые устройства можно сделать самостоятельно, используя подручные материалы.

Изготовление разных разновидностей

Главная задача засосов – это обеспечение безопасности территории. С их помощью удается уменьшить риск проникновения злоумышленников на участок.

При изготовлении щеколды для откатных или распашных ворот стоит уделить внимание надежности механизма. Внешний вид механизма не так важен, так как установка засова происходит с внутренней части двора.

Стоит подробнее рассмотреть, как изготовить своими руками наиболее распространенные виды затворов.




«Вертушки»

Часто встречается на воротах гаражей и других построек. Вертушка – устройство с простым механизмом работы, подвижная часть которого представляет собой деревянный брусок. Основные параметры детали:

  • длина от 1,5 метров;
  • толщина от 5 до 10 см.

Деревянные балки крепят на швеллеры, фиксация которых осуществляется посредством болтов. Такой подход позволяет добиться максимальной неподвижности конструкции. Для работы может потребоваться сварочный аппарат или дрель, если первого нет в доступе. Балки крепят на два швеллера, один из которых устанавливают чуть выше, другой – чуть ниже.



Вращение «Вертушки» должно происходить против часовой стрелки.

Особенности сборки и монтажа засова.

  1. Если под рукой нет швеллеров, то механизм делают из железных полос толщиной до 5 мм или брусков. В случае использования профильной полосы, ее длина не должна превышать 2/3 ширины ворот.
  2. Кручение вертушки происходит с помощью болта, устанавливаемого в фиксирующую створку. Высота крепления болта должна составлять 60-70 см от земли, чтобы получилось без труда обеспечить запирание створок.
  3. На каждое полотно ворот нужно приварить профили паза, куда впоследствии будет попадать полоса во время закрытия ворот. Высота расположения профилей составляет 60-70 см.
  4. Полоса «вертушки» в закрытом положении должна слегка выступать за края профиля. Такой хитрый подход поможет продлить срок службы механизма и обеспечит надежную фиксацию створок.

Чтобы во время вращения болта не возникло никаких проблем, стоит надеть на него по две шайбы. Также снаружи шляпку болта рекомендуется сточить и закрасить, чтобы он стал незаметным.

«Шлагбаума»

Это разновидность вертушки со схожей конструкцией. Единственное отличие – фиксация стальной полосы происходит с помощью швеллера, привариваемого вдоль короткой стороны створки.

Также иногда приваривают проушины на конце швеллера, чтобы использовать в будущем навесной замок.

Шлагбаум для уличных ворот можно сделать самостоятельно, механизм быстро собирается.

  1. В качестве основы берут деревянный брус или стальную пластину. Длина изделия должна быть меньше 60 см.
  2. Конструкцию крепят к створке, используя болты в роли крепежных элементов. Расстояние, на котором нужно вкручивать болт, составляет 1/3 от края.
  3. Далее берут два швеллера длиной до 10 см и приваривают. Ширина профиля не должна быть больше ширины бруса. Если была использована стальная пластина, то профиль можно заменить обрезанным уголком. При этом нужно добиться, чтобы деталь плотно внедрялась между двумя элементами – уголком и створкой.

Иногда шлагбаум усиливают замком. Для этого приваривают петлю к одной из сторон пластины, куда впоследствии будет крепиться запор. Второе кольцо нужно будет закрепить на створке.

«Шпингалета»

Существует два вида шпингалетов: вертикальные и горизонтальные. Последние представляют собой более простую конструкцию, которую устанавливают с одной стороны неподвижной створки. Такие шпингалеты изготавливают в форме буквы Г. Для сборки механизма используют арматуру диаметром 12-14 мм, длина стержня составляет 70 см. Чтобы собрать вертикальный шпингалет, потребуется следующее.

  1. Приварить к нижним краям створок куски трубы одинаковых размеров. Диаметр неподвижной трубы необходимо подбирать так, чтобы прут арматуры смог войти в отверстие.
  2. Зацементировать с двух сторон пола гаража еще два куска трубы. Они выступят в качестве фиксаторов для запорной арматуры.



Последний этап подразумевает обрез арматурных стержней до нужной длины и последующее использование шпингалетов. Чтобы открывать ворота было удобнее, рекомендуется приварить с двух сторон створок фиксирующие пазы. Горизонтальные шпингалеты считаются более функциональными.

Для изготовления подобного запора потребуется металлическая труба диаметром от 10 мм и более. Материал впоследствии необходимо будет разрезать на три куска.

Длина одного должна составить 10 см, остальных – по 5 см.

Сборка шпингалета происходит следующим образом.

  1. Сначала самую длинную трубу приваривают к нижней части полотна ворот. Кусок располагают горизонтально.
  2. Далее берут короткие куски. Один тоже приваривают к краю, устанавливая противоположно первой трубке.
  3. Третий этап подразумевает вдевание в оба куска шпингалета, собранного из Т-образного штыря. Для сборки используют прут, диаметр которого подбирают с учетом того, чтобы он смог без труда войти в трубу.
  4. Затем шпингалет перемещают до упора. На край готового механизма приваривают оставшийся отрезок металлической трубы.

Последний этап заключается в фиксации запора посредством крепления куска металлической пластины. Ее устанавливают под ручку. Если планируется использовать навесной замок, на засов приваривают уши, где можно будет зафиксировать запор. Примечательно, что шпингалет не дает полной фиксации створок. Чтобы добиться такого результата, нужно использовать несколько задвижек или собрать запор с более сложной конструкцией, способной прижать створки.

Одной из распространенных конструкций запорного механизма является засов «морской контейнер».

Такой засов оценит любой гаражник, ведь с его помощью удастся зафиксировать створки в требуемом положении, не придется нагибаться или тянуться при открытии или закрытии ворот. Сборка механизма подразумевает выполнение следующих этапов.

  1. В первую очередь, в трех местах прижимающей створки монтируют посредством сварки фиксаторы в форме колец, оборудованных ножкой. Ножка впоследствии будет обхватывать гладкую трубу, диаметр которой составляет 15-16 мм. Кольца привариваются в разных местах: одно – вверху рамы на расстоянии 20 см вниз, второе – по центру, третье – в 20 см от пола.
  2. Далее на каждый конец трубы монтируют два крюка.
  3. Третий этап подразумевает приварку в верхней и нижней части рамы фиксаторов, которые будут удерживать крюки.

Последний этап – ввод механизма в эксплуатацию. Когда труба будет поворачиваться, крюки зафиксируют створку в нужном положении. Чтобы поворачивать механизм было удобнее, рекомендуется приварить дополнительный кусок трубы в середине поворачивающейся запорной трубки. Длина дополнительной трубы не должна превышать 30 см. Впоследствии она будет использоваться как ручка.



Рекомендации

Многие задумываются над тем, что лучше: купить задвижку или сделать ее своими руками? В случае с калитками задвижку рекомендуется покупать, а вот для ворот запор можно сделать своими руками. Объяснения такому решению простое.

  1. Калиткой пользуются чаще, и покупные механизмы более выносливы к механическим повреждениям. Такие засовы будут работать долго и при этом выглядеть красиво.
  2. Калитки в большинстве случаев имеют стандартные размеры, поэтому покупной механизм подобрать будет проще.
  3. Ворота индивидуальны, для их изготовления используют различные конструкции, материалы. Результатом такого подхода становится уход красоты на второй план. Больше ценится функциональность конструкции и ее безопасность. Поэтому самодельные задвижки, шлагбаумы, шпингалеты и вертушки в таком случае более востребованы.

При изготовлении самодельных засовов можно использовать подручные средства и вторичное сырье в виде оставшихся обрезков труб или других металлических изделий. Окончательный выбор типа запора зависит от владельца участка.

Как сделать запор на ворота своими руками, смотрите далее.

Читайте также: