Как сделать грунтовку из клея пва для холста

Обновлено: 17.05.2024

Иногда я люблю сама подготовить себе холст. Во-первых, потому что мне это нравится. Во-вторых, потому что в этом случае холст получается дешевле, чем покупной (не то, чтобы выходило очень дешево, но все же). В третьих, можно получить нестандартный размер холста.

Для того, чтобы разобраться в этом и найти эффективный и качественный способ, я читала много статей, смотрела нудные видео, изучала разные серьезные книги. В общем, потрачено много времени, а его у всех мало. Поэтому у меня тут всё кратко, ясно и по делу. Обмен опытом.

О материалах

Подрамник можно купить в художественном магазине или багетной мастерской. Холст — в магазине тканей. Лучше всего чистый лен, можно лен с хлопком. На ткани не должно быть много узелков и другого брака, ткань не была слишком тонкой или рыхлой. Для небольших холстов можно купить ткань совсем недорого в магазине обрезков. Многие художники используют двунитку, но я остерегаюсь (она слишком дырявая), все-таки как-нибудь попробую. Желатин можно купить в продовольственном магазине. Аспирин (ацетилсалициловая кислота), касторовое масло, глицерин продаются в аптеке.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 1

Холст надо натянуть на подрамник. Можно самостоятельно с помощью мебельного степлера, а можно с помощью мужчин (надо же дать возможность проявить любовь).

Рецепт клея из желатина (для проклейки)

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 2

Для первой проклейки холста лучше использовать 7%-ный желатиновый клей.
7 граммов на 100 граммов воды.
Это значит, что на маленький пакетик желатина (10 грамм) надо 142 грамм воды, а на большой пакетик (25 грамм) — 357 грамм воды. Вес воды можно округлить в меньшую сторону. И помним, что 1 грамм воды = 1 мл.

Итак:
- 25 грамм желатина;
- 357 грамм воды (можно 350);
- 1/2 таблетки аспирина;
- 1 чайная ложка пластификатора (глицерин или касторовое масло).

В холодной кипяченой воде замочить желатин на 1 час, потом добавить измельченный аспирин и пластификатор. Нагревать, помешивая, до температуры, которую терпит палец руки. Снять с огня и пусть остывает при комнатной температуре несколько часов, чтобы получилось желе средней мягкости. Консистенцию хорошо видно на фото выше.

25 грамм желатина хватит приблизительно на 2 холста 40 на 50 см и на 2 проклейки. Приблизительно, конечно.
Глицерин и касторовое масло можно купить в аптеке.

На мой взгляд, самый простой и эффективный способ – проклейка холста рукой. Обычно делают это также губкой, шпателем, ножом, мастихином… Как я поняла, удобство зависит в основном от консистенции клея: если жидковат, то губкой будет удобнее, чем рукой. Если клей слишком жидкий, то больше вероятность, что он просочится насквозь. У меня 7%-ая консистенция, клей не получается жидким, от руки немного подтаивает и это помогает.

Проклейка холста

1 проклейка.
Перемешать готовый клей по рецепту из предыдущего поста. Теперь можно его наносить на холст. От тепла руки желе будет немного таять, поэтому долго не надо возить по одному и тому же месту, иначе холст будет сильно провисать и может пропитаться насквозь. Боковые части тоже проклеиваем. Клея идет довольно много.

Оставить для просыхания на 10-12 часов. Станет как барабан. Можно шкуркой слегка пройтись.

2 проклейка.
Используем или этот же клей или 5%-ный (5 грамм на 100 грамм воды, 10 грамм на 200 грамм воды, 25 грамм на 500 грамм воды). Также втираем в холст. 10-12 часов для просушки и снова шкурка.

Делать лучше 2-3 проклейки, главное, чтобы клей не просочился насквозь, и в итоге не должно быть на просвет дырочек.
На фото видно, как выглядит холст сразу после проклейки.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 3

Далее можно грунтовать.

Грунтовка холста

На фото показаны материалы, которые я использовала и результат работы.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 4

Обычно я грунтую в 2-4 слоя. Главное правило: слой не должен быть толстым. Между слоями нужна просушка в несколько часов, не меньше 2. И каждый раз можно слегка шкурить. Боковые стороны тоже грунтуем.

1 грунтовка.
Для первого слоя грунтовки лучше всего купить в строительном магазине хорошую акриловую белую краску для внутренних и наружных работ. Многие художники советуют использовать простую водоэмульсионную краску, но я думаю не стоит сильно экономить на грунте. В краску для 1 слоя можно добавить остатки клея (чуть подогреть, чтобы не было комков). Покрывать с помощью широкой кисти. Консистенция краски — как жидкая сметана, скорее даже, как кефир.

2 грунтовка.
Для второго слоя используем ту же краску, только более жидкую без клея.

3 грунтовка (заключительная).
Часто использую готовый грунт из художественного магазина. Производитель лучше Сонет, а не Гамма (какие-то комки, рыхлый, желтоватый). Но можно использовать снова ту же акриловую краску. Опыт показывает, что она не хуже. Сейчас есть очень хорошие акриловые краски, а последний слой всегда можно сделать художественным грунтом.

Клей ПВА (эмульсия поливинилацетата) уже сравнительно давно и повсеместно применяется при проклейки живописных холстов. Многие художники настолько привыкли верить в вездесущую силу ПВА, что забывают одно важное обстоятельство: любой ПВА клей можно разбавлять водой исключительно ограниченно. Если производителем не указан допустимый % добавления воды, то количество воды не должно превышать 10% от объёма клея. Исключение составляю особо концентрированные специальные эмульсии. Увеличение воды сверх нормы даже на небольшое количество, может сильно ослабить будущую клеевую пленку и все достоинства клея ПВА просто исчезнут!

Но не забывайте: даже самый концентрированный клей ПВА при прочих равных условиях проиграет клею из акрила (акриловой смоле).

Комментарии

Александр Сулимов :

Неужели все так строго? Сколько знаю художников, все разбавляют его по своему усмотрению и точно никаких математических пропорций не соблюдают.

Михаил Леонидов :

Да, лучше не рисковать, если не уверен. Мы неоднократно тестировали множество стандартных клеев ПВА на предмет разбавления их водой в объеме 15-20%. Пленка ослаблялась в несколько раз.

Неужели ПВА реально хорошая проклейка? Конечно же я слышал один раз даже видел как студент проклевал ДВП с гофрированной стороны ПВА клеем в чистом виде. Но чтоб она обладала какими-то достоинствами впервые слышу не могли просветить? Если она реально подходит для проклейки, тогда лучшее я ее буду использовать, чем желатин.

Михаил Леонидов :

Проклейку на основе ПВА используют уже на протяжении 20 лет многие европейские производители холстов. ПВА многократно доказал свои преимущества. Впрочем, промышленный (технический) желатин используется также. Прошу обратить внимание: ПВА и желатин, который продают в обычных магазинах могут существенно отличаться по своему химическому составу, а следовательно и физическим свойствам от того ПВА и желатина, который применяют производители.

Сергей Борцов :

Неправильных вы художников знаете. Только дураки разбавляют на глазок. Клей ПВА, как и любой клей, требует точного разбавления.

Здравствуйте. Блог безусловно интересный. Хотелось бы сказать важную информацию из личного опыта, подкрепленного опытом моих коллег.
Художники, не покупайте так называемые клей ПВА общего назначения, кто бы его не производил. В таком клее доля сухого вещества ничтожно мала, в результате сцепляющие свойства часто бывают недостаточными. Покупайте специальные, художественные или клея для особых работ, где доля сухого вещества больше. Читайте внимательно состав и % сухого вещества на обороте банки.
Также не забывайте, что грунтовать чистым клеем ПВА холст нельзя, но сам клей можно добавлять, например, в акриловый грунт. ПВА и акрил вообще идеально сочетаются.

Я всю творческую жизнь проклеивала желатином. А тут у вас пва в приоритете. А где взять то его, такой какой нужен? Явно не каждого производителя подойдет, а рисковать с большими холстами не хочется, особенно когда их продаешь.

Михаил Леонидов :

Не совсем в приоритете. Фабричный желатин по некоторым параметрам превосходит даже самый качественный ПВА. Лучше пользоваться уже проклеенными (и, следовательно, грунтованными) холстами, поскольку магазинный (пищевой или технический) желатин для этого не совсем подходит. Фабричный желатин – это специально очищенный и усиленный желатин производителями холстов.

Да решила закупаться уже грунтованными бельгийскими и итальянскими холстами , благо нашла продавца…

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться и/или авторизоваться. При регистрации ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, а также прочитайте ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, в противном случае ваш отзыв опубликован не будет.

Мне редко попадаются картины на холсте, выполненные на так называемом чистом клеевом грунте для живописи (рыбьем, осетровом, столярном, желатиновом или казеиновом клею). Клеевые грунты вышли из массового употребления и уступили место эмульсионным грунтам. Хотя все основные проблемы клеевых грунтов решены не были и больше частью перекочевали из клеевого в эмульсионный. Но я сейчас не об этом.

Все попавшие на реставрацию картины обладали рыхлым либо слишком напитавшимся маслом грунтом. При этом все художники в один голос уверяли, что использовали рецептуру клеевого грунта «идеально», а в качестве доказательства демонстрировали картины с точно таким же грунтом без аналогичных проблем. Все эти факты лишний раз подтверждают то, что клеевой грунт может быть настолько же непредсказуем, как и эмульсионный грунт.

Комментарии

Владимир Пасичник :

Да, все так. Клеевой грунт тоже очень проблемный. Например точно знаю, что все натуральные клея загнивает даже при добавлении в него разнообразных антисептиков. Даже малейшее изменение влажности способствует началу процесса гниения, которое может протекать в скрытой форме. Длительная влажность (более 24 часов) приводит и вовсе к образованию плесени, от которой уже просто так не избавиться.

Ни разу не видел плесени, хотя картины во влажности были неделями.

Владимир Пасичник :

Вы микроскоп купите и посмотрите. Плесень тоже живет и умирает, она может как расти, так и умирать (уменьшаться) в естественных условиях. Это живой организм. Главное, влажность поселяет плесень на на клеевом грунте), поскольку она им питается. Остальное уже дело времени, поскольку без специальной дополнительной обработки плесень полностью уже не уничтожить.

Вадим Стоянов :

Чем больше работал с живописью на чистом клеевом грунте, тем больше хотелось сказать, что применять любые виды клеев на холсте можно только в том случае, если вы уверены, что ваша живопись будет прилеплена намертво на века. А такую гарантию не может дать даже сам Господь бог.

Эластичность отдельных видов клеев, например, рыбьего также сомнительна во времени. Одно очевидно, эмульсионный грунт держится пластичным гораздо больше.

Грунт и клея надо просто хорошо умнеть готовить. Прямые руки и никакого мошенничества. В качестве пластификатора добавляется глицерин, мед или патока.

Михаил Леонидов :

Пластификаторы клеевого грунта, такие как мед или патока и подобные натуральные сахара тоже сохнут (кристаллизуются) и достаточно быстро.

Сергей Борцов :

Глицерин приведет к тому, что клей в грунте никогда полностью не просохнет. Такой грунт будет всегда увлажнен со всеми вытекающими и загнивающими последствиями для живописи.

Александр Сулимов :

Долгое время применял мездровый клей, но потом перешел на желатин. А если в грунт добавлять клей ПВА или вообще полностью делать клевой грунт из ПВА?

Сергей Волков :

Проклейка холста ПВА вполне допускается и даже предпочтительна, а вот грунтовка грунтом из ПВА весьма неоднозначная затея. Есть много разных нюансов, которые опять же зависит от конкретного состава ПВА.

Меня вот что удивляет. Ведь клеевой грунт, как и масляный, предназначен исключительно для живописи маслом и не предназначен для акриловой, темперной и акварельной живописи. Пишу потому, что уже не единожды сталкивался с художниками, которые пишут (умудряются писать) по клеевому грунту и акрилом и яичной темперой. Пишут даже современной темперой, которая в магазинах продается.

Михаил Леонидов :

Все зависит от состава конкретного клеевого грунта. Например, масляная и воско-масляная темпера действительно не годится для многих разновидностей клеевого грунта.
К сожалению, у обычного художника принято за негласное правило, что если краска ложится без особых проблем, значит можно так писать. На практике это и приводит к многим ошибкам.

Грунты на чистом клею сильнее всех остальных грунтов для живописи реагируют даже на незначительные перепады температуры и влажности. Считаю, что все эти и подобны грунты должны быть просто запрещены официально художественным сообществом.

Александр Олигеров :

Подтверждаю, клеевой грунт реально непредсказуем. Я намучился с ним немало. Даже вспоминать противно.

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться и/или авторизоваться. При регистрации ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, а также прочитайте ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, в противном случае ваш отзыв опубликован не будет.

Грунтовка холста, фото № 1

Самостоятельная грунтовка холста для живописи — это важнейший этап создания собственной картины, особенно если вы хотите выполнить всю работу самостоятельно и вручную. В продаже имеется множество уже готовых загрунтованных холстов, но рано или поздно каждый художник хочет на себе испытать, что же такое грунтовка холста в домашних условиях.

Правильная грунтовка должна в итоге удовлетворить следующим условиям:

- крепость связывания холста и будущей краски

- малая степень абсорбции (впитывания и поглощения) красок

- отсутствие пятен на задней поверхности холста

- удобство нанесения и достаточная вязкость консистенции

- упругость и самостоятельное исправление небольших неровностей при высыхании

Чтобы самостоятельно загрунтовать холст, вам необходимо сначала определиться, какими красками вы будете на нём работать, и какой цвет должен стать фоновым.

Виды грунта для холста

Масляный грунт для холста подходит для работы с масляными красками. Как правило, продаётся в банках от 100 до 500 мл. Этот грунт чаще всего состоит из белил и масляного загустителя. Как правило, для работы маслом используют более плотную грунтовку, она сохнет довольно долго (иногда — до года). Прежде, чем брать масляный грунт, лучше проконсультироваться у специалиста и понять, насколько долго может затянуться этот процесс. Масляные грунты использовались издавна, и поэтому заметно, что со временем краска на холстах с ними может трескаться. Впрочем, это придаёт таким картинам определённый шарм.

Грунтовка холста, фото № 2

Акриловый грунт для холста предназначен для грунтовки холста, картона, дерева под акриловые и масляные краски. Хотя сами по себе акриловые краски и так прекрасно ложатся на поверхность, грунт делает процесс живописи ещё более приятным. Существуют белые и чёрные вариации состава, в зависимости от ваших нужд. Есть и грунт в форме аэрозоля — его очень удобно наносить. Акриловый грунт сохнет значительно быстрее масляного, но при этом он подходит для живописи не только акрилом, но и маслом и темперой. Благодаря содержанию акриловой дисперсии, высохшая поверхность холста получается матовой и эластичной. Акриловые грунты появились недавно, и ещё пока не ясно, как проявит с себя холст, покрытый таким грунтом с течением времени.

Грунтовка холста, фото № 3

Эмульсионный или клеевой грунт для холста делается на основе клея, масла из льна и пигментов. Хорошо ложится на холст, принимает на себя акрил, масло, гуашь. При высыхании образует матовую поверхность. У такого грунта есть существенный недостаток — при несоблюдении технологии покрытия могут появиться пятна и вариации от исходно цвета. А вот готовые холсты с уже нанесённым эмульсионным грунтом — это неплохой вариант.

Грунтовка холста, фото № 4

Грунтовка холста в домашних условиях — это не такой уж и сложный процесс. Если вы ещё не определились, какой грунт будете использовать на постоянной основе — лучше взять несколько образцов и протестировать их на нанесение, высыхание и принятие краски.

Спасибо, что заглянули:) Творческих реализаций и прекрасного настроения:)

Amigo, вы пластификатор добавляете? Если "трещит" - или высоковатая концентрация клея, или (если соблюдена рецептура) мало или нет пластификатора (мед). Грунтую холсты сам, потому что не устраивает качество покупных холстов. Вот закончу последнюю стадию своего эксперимента - опубликую результаты.

А так - вот ЗДЕСЬ я выкладывал, посмотрите. Я, правда, не на желатине это делаю.

katana

Чем больше количество клея в пропорциях к воде — тем хрупче грунт.
Я вообще на глаз делаю. Раньше делал в пропорциях как в каноне-рецепте (1часть клея, 2 части воды)
Потом при натяжке "ведёт" подрамник. Даже с крестовиной метровые холсты.
Добавляю больше воды. Весь секрет в правильном нанесении. Холодный клей надо наносить
шпателем. Мастихин не подходит. Шпатель размера для шпаклевки стен, шириной 10, 15 см.
Вообще на реставрации для пластификаторе при дублировании холста добавляют мед, чайную ложку.
А антисептик — пентахлорфенолят натрия.
Можно завершающий слой — "имприматуру" наносить. Белила титановые, размешанные на льняном масле.

katana

Ещё добавлю, столярный клей не желательно употреблять.

Поддерживаю. И костный тоже нежелательно - жесткий. От качества самого клея много зависит - практически все. katana, а где ентот пентахлорфенолят натрия можно приобрести? От него нет вони, как от фенола?

Не надо ПВА. Это "убьет" холст. Я тут экспериментировал с акрилатом (чистая акриловая смола, ведет себя так же, как и ПВА, - сметанка такая беленькая, при высыхании - прозрачный делается. При грунтовании желатином или животным клеем - они при высыхании натягивают холст, и он потом "дышит" - расширяется при увлажнении и снова натягивается при высыхании. Если вы добавите ПВА, холст перестанет расширяться и сжиматься. Потому что ПВА накрепко его "свяжет". Холст при этом скорее всего провиснет (не "ужмется" при высыхании). И его придется перетягивать. Попробуйте сначала добавить меда в желатин, только не переборщите - около чайной ложки на стакан готового клеевого раствора. Антисептик добавьте - хоть из строительного магазина. И заодно уменьшить пропорцию желатина - чуть жиже сделайте. Проклеивайте чуть-чуть теплым, почти холодным (комнатной температуры), строительным шпателем из нержавейки можно или линейкой из той же нержавейки. Холст ставьте на ребро и движеним снизу вверх. У меня, правда, и флейцем неплохо получается, и на обратную сторону не протекает.

А потом, есть сведения, что ПВА разлагается - просто от атмосферного воздействия, лет через 30-40.

В качестве антисептика, кстати, если больше ничего нет, можно просто добавить таблетку аспирина - только хорошо растолочь ее сначала, а потом тщательно размешать.

Nikita Mokij

Привет Миша! Как там Британщина? Весна скоро? А сведения о разложении ПВА, это ерунда.

Леля Сорокина

а что случится, если по неудачному этюду пройтись сверху акриловым грунтом и потом записать на нем новую работу? грунт не отвалится от первого масляного слоя? пару раз так делала - вроде держится, но по ночам терзают сомнения :)

Никита, привет! Британщина цветет уже :-) нарциссы! Крокусы! Мне, кстати, тоже та работа по фото военных лет понравилась. Финке не удалось "проработать ошибки" :-) По поводу ПВА - не знаю, но слышал такое. Я его не пользую, и опята его 30-летнего использования у меня нет - поэтому не скажу.

Amigo, - всё хорошо, когда вмеру. Опять же от клея зависит. Дело в том, что мёд не высыхает никогда. Поэтому я бы либо делал одну хорошую проклейку с медом,(ну, и понятное дело, что мед и в грунт то же надо добавлять) а вторую не делал бы вообще (если дырочки закрулись), либо - если проклейки "легкие" - во вторую. В грунт не забудьте мед добавить.

Интересно еще и то, что если проклеивать животным клеем, а потом накладывать магазинную грунтовку акриловую - холст ведет себя хорошо, не провисает.

Nikita Mokij

а что случится, если по неудачному этюду пройтись сверху акриловым грунтом и потом записать на нем новую работу? грунт не отвалится от первого масляного слоя?

Лёля, чтобы спать по ночам спокойно, протирайте масло желчью (продается в аптеках). После просыхания желчи, пишите смело акрилом - не отвалится никогда.

Denis Pianoff

вообще, акрил - такая сволочь - он ни от чего не отваливается. От полированного стола вместе со столешницей слезает!

Irina Tokar

А я вместо меда добавляю глицерин (продается в аптеке)

Леля Сорокина

Лёля, чтобы спать по ночам спокойно, протирайте масло желчью (продается в аптеках). После просыхания желчи, пишите смело акрилом - не отвалится никогда.

Никита, я не знаю, есть ли такой продукт в природе, который художники не наносили на холст? Кровь, пот и слезы - это понятное дело, но желчь? :)))

Леля Сорокина

вообще, акрил - такая сволочь - он ни от чего не отваливается. От полированного стола вместе со столешницей слезает!

а зачем вы грунтуете стол? попробуйте растительным маслом потереть. У меня кот однажды прошелся по непросохшему грунту - оттирали маслом.

Fenicks

Принесли кусок холста как то - мож мол сгодиться куда говорят пролежал 15 лет в кладовке , он уже не белый а бежевый и весь в мелких трещинках хотя все время пролежал в п э пакете в неплотном рулоне

Читайте также: