Как повесить на стену жостовский поднос

Обновлено: 17.05.2024

Если вы думали, что подносы существуют только для того, чтобы приносить завтрак в постель, приготовьтесь узнать нечто новое. На самом деле, у этих декоративных элементов много функций, с помощью которых можно решить самые разные задачи в интерьере. Рассказываем о наиболее полезных и интересных способах применения подносов в пространстве.

Настольный органайзер

Современные дизайнеры предлагают много вариантов подносов, от компактных и фигурных до удлиненных и объемных, так что поднос совсем не предполагает под собой что-то габаритное.

Вопрос в том, какую задачу должен решить именно ваш поднос. Например, он может избавить от постоянного беспорядка из мелочей на рабочем столе. Если выбрать несколько лаконичных миниатюрных подносов, все лишние ручки, стикеры, визитки и прочие элементы можно будет распределить между ними. Одного деревянного подноса формата А4 будет достаточно для стопки бумаг, а небольшого круглого — для украшений, которые все время снимаются с рук во время работы. Кстати, поднос как органайзер может быть полезен и в прихожей — как альтернатива ключнице, которая обычно занимает много места и привлекает к себе внимание при том, что является не самым эстетичным предметом.

Вместо яркого стола

Несколько подносов разных размеров и фактур могут ужиться на одном столе не только в качестве органайзеров.

Остановившись на двух-трех подносах, только один из которых будет существенно превосходить по величине, можно составить декоративную композицию. На один из подносов можно поставить ароматические свечи, на другой — палочки с благовониями, на третий — разные кристаллы или артефакты из путешествий.

Такой приём позволит скрыть изъяны износившиеся поверхности или украсить слишком простую по фактуре столешницу.

Особенная деталь для ванной комнаты

В ванной тоже есть хорошие места для подносов — не только с клубникой и шампанским. Первый вариант часто встречается на Pinterest. Это поднос-полка для ванной, которую можно использовать для книг, свечей или чашек чая.

Она точно нужна тем, кто любит устраивать для себя подобные успокаивающие ритуалы. К тому же подобный элемент является приятным акцентом, который разбавляет «стерильную» обстановку ванной комнаты и наполняет ее особенной атмосферой.

Ещё в ванной могут пригодиться небольшие квадратные или прямоугольные подносы из благородных фактур, будь то дерево или природные камни. Такие объекты могут стать местом для хранения полотенец (в сложенном виде, естественно).

Самый простой вариант

Наконец, не стоит забывать о своих корнях. А точнее, о том, что Россия — страна многих эффектных народных промыслов и, в частности, место, откуда родом «Жостовские подносы». Это очень красивые элементы декора, которые даже можно назвать произведениями искусства — не зря ими вдохновляются великие дизайнеры из разных стран мира, от легендарного Кристиана Лакруа до Доменико Дольче и Стефано Габбана. Так вот изначально «Жостовские подносы» использовались, конечно же, совсем не для того чтобы подносить что-либо, а чтобы украшать интерьер, — и в самых богатых домах их просто вешали на стены, как картины. Если вы не любитель минималистичных интерьеров и не боитесь заигрывать с декором, можете сами составить свою композицию из подносов, грамотно распределив их по стене кухни.

Русский стиль: жостовская роспись в современном интерьере

Мало что способно сравниться с естественной, хрупкой и скромной красотой живых цветов. Неслучайно именно эти удивительные творения природы чаще всего можно встретить на знаменитых жостовских подносах и других изделиях прославленного старинного русского промысла. Вопреки бытующим заблуждениям, жостовская роспись не теряет актуальности до сих пор. Роскошным цветочным мотивам найдется место и в интерьере современной квартиры. Интересными идеями и дизайнерскими решениями делятся эксперты бренда «Русская палитра».

У самых истоков

Русский стиль: жостовская роспись в современном интерьере

Известный во всем мире промысел зародился в начале XIX века, в маленьких мастерских деревни Жостово и соседних деревень. Первыми изделиями в жостовском стиле были шкатулки и табакерки, сделанные из папье-маше. Знаменитые подносы, ставшие визитной карточкой Жостово, появились чуть позже, когда в России возникла мода на чаепитие и самовары.

Главной фирменной чертой жостовской росписи была и остается цветочная тематика — пышные букеты, составленные из крупных садовых и мелких полевых цветов. Чаще всего размещаются они на лаконичном черном фоне. Впрочем, сегодня для фона, как и для самих букетов, используется все мыслимое и немыслимое многообразие цветовой палитры.

Вальс цветов на кухне

Русский стиль: жостовская роспись в современном интерьере

Русский стиль: жостовская роспись в современном интерьере

История жостовской росписи продолжается и сегодня. Сохраняя незыблемые традиции, она находит свое место в интерьере современного дома. В частности, жостовские узоры органично вписываются в обстановку кухни, независимо от ее стиля.

Пышные и нарядные цветы, детально проработанные кистью, смотрятся невероятно удачно в крупном масштабе. И если вы задумали глобально преобразить внешний облик кухни, художники Жостовской фабрики могут расписать одну из стен в традиционной манере по индивидуальному дизайнерскому проекту. Но здесь следует учесть, что если вы отводите под жостовскую роспись целую стену, цветовое решение остального интерьера должно быть выдержано в спокойных нейтральных тонах. Никаких сложных акцентов и броских деталей в нем больше быть не должно.

Другое оригинальное и беспроигрышное решение — украсить жостовским узором бытовую технику, скажем, дверцу духовой печи или холодильника. Соединение художественных традиций старинного русского промысла с предметами современности создает выразительный акцент в интерьере, от которого невозможно отвести взгляд.

Искусство в деталях

Русский стиль: жостовская роспись в современном интерьере

В коллекции Жостово собрано множество предметов интерьера, которые придадут любой городской квартире тот самый русский народный колорит и оживят обстановку.

Картины с цветочными вариациями и натюрмортами всегда выглядят роскошно и притягательно. Табурет-этажерка с жостовской росписью станет интересным акцентом в гостиной. На нее можно поставить низкий напольный светильник или вазочку с цветами. Спальне добавят уюта и ощущения гармонии широкая ароматизированная свеча с натуральным воском и зеркало в широкой эффектной раме. Яркому шелковому платку с нарядным цветочным принтом также найдется интересное применение. Его можно использовать в качестве накидки на кресло или закрепить на багете, превратив в оригинальное панно. Красочные расписные лейки и белые уличные фонари с цветочным узором можно использовать для оформления зимнего сада на балконе. Рабочий кабинет дополнят настенный календарь и ежедневник с традиционной жостовской символикой.

Поднос в новой роли

Русский стиль: жостовская роспись в современном интерьере

Русский стиль: жостовская роспись в современном интерьере

Жостовский промысел, как мы уже вспоминали, знаменит своими подносами. Кстати, в эксклюзивной коллекции представлены не только круглые подносы, но и другие ставшие традиционными для жостовских подносов формы. Прямоугольные, треугольные, узкие и широкие, овальные и с краями в виде лепестков цветов. Разнообразие цветочных вариаций и тематических сюжетов и вовсе не поддается описанию. Кроме того, вы можете стать обладателем уникального подноса, сделанного мастерами на заказ.

При желании жостовский поднос легко превратить в интересную и весьма функциональную деталь современного интерьера. Положите поднос в центр обеденного стола, разместите на нем чайник с сахарницей и вазочкой с печеньями и конфетами. Этот простой штрих добавит семейным чаепитиям душевной атмосферы. А вот другой вариант. Поставьте на поднос несколько широких свечей, а вокруг положите свежие яблоки, апельсины и гранаты — получится уютная композиция в зимнем стиле, которая украсит гостиную.

Прямоугольный поднос превратите в оригинальное место для хранения разных предметов. На нем можно сложить журналы, органайзер с канцелярскими принадлежностями, очки для чтения, бумагу для заметок, ежедневник или блокнот с ручкой. Тогда на вашем рабочем месте всегда будет образцовый порядок. Вариаций существует множество — нужно лишь дать волю фантазии.

История жостовской росписи насчитывает два столетия. Сохраняя традиции прошлого, она находит продолжение в настоящем, в том числе в современном интерьере. Если вы прониклись очарованием старины, в коллекции бренда «Русская палитра» вы найдете множество предметов в фирменном жостовском стиле, начиная со знаменитых подносов и заканчивая наборами посуды и настоящими самоварами. Все это — уникальные творения, созданные руками умелых мастеров. Любая из этих искусных вещей станет достойным украшением вашего дома и наполнит его неповторимым русским колоритом.


Елена Готгильф

Просто красиво на кухне можно поставить, я тоже хочу поднос

Айвар Пожарский


Елена Готгильф ответила Айвару

Айвар Пожарский

Елена, ))) по мне, в современное время, оригинальнее на кухне вышитые салфетки))) и красиво, и утилитарно, и традиции сохраняете. А поскольку сейчас уже везде их заменили фабричными- то и оригинально)))

Mary Flandria

Айвар, Вы забыли про подзоры в буфетах))). А про салфетки было очень обидно. У нас в семье как вышивались, так и вязались. Хотя от подноса я бы тоже не отказалась - интересный вариант декора

Айвар Пожарский

Mary, я же не в обиду. Просто редко где сейчас увидишь. А жаль. Текстиль, а особо рукодельный текстиль, придает жилью особую теплоту и уют. . никакими коврами не заменишь.

Айвар Пожарский

Mary, но эта дискуссия убеждает меня в мысли, что я не прав. Сам себе проблемы создаю.. поднос с вышивкой - это не поднос, на котором кофе в постель . ( В чашке) а декоративный предмет на кухню в народном стиле.
Я то как то все утилитарную функцию рассматриваю. Забывая об эстетической))

Mary Flandria

Арт-Фрейм: оформление вышивки и не только

Mary, ))) это я уже делал))) вставлял в дверцы кухонных и не только, фасадов))) не всегда удачно- вышивка не всегда вписывается в формат дверцы по пропорциям и размерам.

Mary Flandria

Светлана Голубева

Тоже думала об оформлении в поднос и тоже для себя решила, что это в моëм случае будет тематическая рамка, не более.

Алёна Васильева


Алёна Васильева ответила Айвару

Айвар, А мне всегда казалось, что там просто лежит на дне вышитая салфетка, которую можно поменять и постирать. Я тоже за утилитаризм.

Юлия Беляева

А что будет, если заламинировать? Это же получится как салфетки на стол! Под тарелку или чашку. или я фантазирую? И так не получится

Айвар Пожарский

Юлия, Для начала попробуйте разобраться, что такое ламинация в хотпрессе, который в основном используются некоторыми багеткам. Это два процесса. Первый -приклейка. По сути впайка в термопленку. Второй,- собственно само ламинирование - покрытие изделия разными пленками.
При этом верхняя пленка может также впаиваться в вышивку. Все это производится в вакуумном столе под определенной температурой.
Показать полностью.
Но многое зависит от того, какую технологию выбрала мастерская, и какие пленки использует. Например можно заламинировать без впайки. Тогда пленка склеится сама на себя по выступающим краям. (чтобы понятнее - водительские права, техпаспорт. можно отрезать с краю и вытащить бумажку.)
Однако так вышивку не натянуть, поэтому, как правило, не используют.

Минусы этой технологии, кроме не обратимости, это визуальные недостатки: вышивка выглядит как после асфальтового катка, вся расплющена- можете забыть про бархатистость ниточек. Второе- внутри создается замкнутая среда, очень даже любимая всякими грибками и спорами. велика вероятность, что под пленкой может появиться плесень.
По крайней мере именно по этой причине, от ламинирования ценных документов отказались в библиотеках и архивах еще в конце 80 -тых, когда появилась эта технология.

🎨

Приглашаем вас на экскурсию и в наши фирменные магазины

Экскурсии в Музей Подносов

Заказ корпор. подарков

Экскурсия в Музей подносов

Елочка

История создания нашей ёлки началась этим летом, когда коваль Юрий Малыгин выковал несколько миниатюрных форм, по духу напоминающих подносы, которые в начале 19-го века называли "подстаканниками". На фабрике к этим новым старым формам отнеслись осторожно, потому что они требовали изменений в технологическом процессе, а изменения требовали сил и времени, которые трудно мобилизовать для интересных, но неоднозначных проектов. Но главному художнику фабрики, Михаилу Лебедеву, не удавалось забыть подно

Андрей Климачев

Записаться на экскурсию

Записаться на экскурсию по Whatsapp

Заказ корпоративных подарков

C 1825 года в подмосковной деревне Жостово пишут на подносах чудесные цветы. В основе росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам – он пишет по воображению, по правилам, усвоенным и отточенным в практике многих поколений.
Жостовские подносы из предметов домашнего обихода превратились в декоративные панно, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Работы мастеров с мировыми именами представлены в музее.
Проводятся экскурсии и занятия в мастер-классе для детей и взрослых.

ЭКСКУРСИИ

КОРПОР. ПОДАРКИ

НАПИСАТЬ

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи запись закреплена

Лучше один раз увидеть или 3 причины посетить знаменитый музей «Жостово».

1. Погружение в русскую культуру росписи металлических подносов - уникальная экскурсия по музею Жостовской фабрики. Захватывающая история «картин на металле» со дня основания в 1825 году.
Показать полностью.
2. Настоящая проба пера. Вы узнаете все о виртуозных мастерах фабрики, поймете особенности техники росписи маслом, при которой кисть нельзя привычно смочить, а нанесенный рисунок уже не так-то просто стереть. И никаких черновиков!
3. Авторский поднос, созданный своими руками. Холстом станет настоящий жостовский поднос - заготовка. На нашем мастер-классе вы сможете не только познакомиться с техникой ручной росписи, но и создать свой собственный маленький шедевр. После проставления вашей авторской подписи, на расписанном подносе, останется лишь высушить его в специальной печи и покрыть лаком.

Подпишитесь на нашу группу Жостовская фабрика, чтобы быть в гуще событий.

Для меня лично жостовские подносы – это картины. Когда я смотрю на жостовский поднос, то, не зная ни истории, ни всех технологических нюансов «наложения мазка» - всегда любуюсь тремя вещами: буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью. Отличить истинно талантливую вещь от кустарной можно с помощью лишь одного нематериального критерия-ощущения: вот греет душу или нет.

(с) все фото Yandex photo

(с) все фото Yandex photo

Мне действительно очень нравятся народные промыслы. Но с ними в последнее время проблема.

Во-первых, народные промыслы забиваются брендами-производителями, мега-магазинами и глянцевыми СМИ. Поэтому у большинства нашего народа на столах стоят ужасные икейные кружки на пластиковых ковриках, а про доступный русский фарфор и подносы ручной росписи все и забыли.

Во-вторых, их нахально вытесняют массовые подделки а-ля «народный промысел». «Оренбургские платки» вяжут все кому не лень, «хохлому» ваяют в ООО, «гжель» лепят во всех придорожных деревнях и т.д. Плюс ко всему народные промыслы в основном ориентированы на обслуживание иностранцев, 80% которых, кстати, называют русские сувениры исключительно двумя словами «матрошка» и «балалайка». На Старом Арбате в самом центральном сувенирном магазине всё так перемешано, нет никаких подписей, и совершенно не разобраться, где Дымковская игрушка – где Каргопольская, где Палех – где Федоскино, где Дулёво – где Вербилки, всё в одной куче под названием “русские souvenirs”.

Что такое Жостово

Жостово – это старинная деревня – на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.

Почему именно подносы?

Да потому что любит русская душа похлебать чайку, да с баранками, да с маковой сдобой, да с медком и вареньицем. Любит русский человек, когда накрыт стол, на нём румянятся пирожки и булочки, серебрится сахар, сияет зеркальным боком надраенный медный самовар, разложены ложечки, расставлены подстаканники и вазочки с вареньем. А особливо ежели на подносе нарядном да разноцветном дородная хозяюшка угощение подала. Поднос при чаепитии - вещь незаменимая. Должон он быть красивым, удобным да и взор тешить.


Ну, а если серьёзно, то я думаю, что хорошая идея с подносами просто удачно совпала с текущим моментом в Российской Империи (кон.18 – нач.19 в.): подъёмом промышленности, расцветом торговли, возрастанием активной роли купечества, появлением трактиров, популярностью заморского напитка - чая. А чай в России не случайно получил всенародное распространение – ибо он хорошо «лёг» на русские национальные сладости: мёд, яблочную пастилу, варенье, медово-ягодные пряники, разнообразные коврижки, сладкие пироги, куличи.


Жостовская фабрика. Мастера. Музей

Подъезжаем к симпатичному селу Жостово, чувствуется, что подносы здесь есть в каждом доме.

Автобус едет по узкой, окаймлённой заснеженными берёзами, деревенской улице и на красивом указателе в виде цветочного подноса, поворачивает на дорогу к Жостовской фабрике.

Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села. В фойе выдают чехлы на обувь, сдаём вещи в раздевалку, и обступаем женщину-художницу, сидящую у окна за столиком. Она, видимо, ждёт именно нас и начинает рисовать.


На коленях у неё небольшая черная заготовка подноса, на столе палитра с красками, рука лежит на линейке, чтобы не смазать рисунок. Но сначала она несколько раз провела твёрдым концом кисточки над подносом. «Зачем вы крестите поднос?» - её тут же спросили из нашей толпы. «Это я намечаю центр композиции» - ответила художница. Рисует она пока «замалёвок» белилами, но ощущения, когда за ней наблюдаешь восхитительные.

Уверенная рука, мягкие мазки, буквально через 5 минут буквально из ничего появился чудный розовый букет. Я уже различаю в нём будущие розу и цветы яблони. По красоте композиции понимаешь, что этот поднос рисуется по серьёзному, а не просто на потеху прибывшей публике. Хотя некоторая часть публики уже недовольна: «Ну пойдёмте наконец в маг…м-м-музей!» - слышится капризный голос какой-то нетерпеливой тёти.


Почему решила поехать в Жостово? Есть несколько причин. Прежде всего - мне интересно. Потом, как-то давно в журнале увидела, как актриса Елена Проклова оформила на даче комнату жостовскими подносами. «Дизайнерская» идея мне очень понравилась и я её запомнила. Кстати, как потом выяснилось, она там в Жостово и живёт. Ну и, чего скрывать, на носу Новый Год – и я решила в качестве подарков присмотреться к Жостову.

Идём вперёд – нас ждёт музей-столовая.


Большое просторное помещение, на стенах развешаны подносы, начиная от самых-самых что ни на есть вишняковских, до шедевров советского периода расцвета Жостова. Там есть стеклянная витрина с фотографиями, наконец-то можно посмотреть на лица тех, кто творил историю этого славного производства. Аа, вот и фотография нашей Раисы Ивановны Благовой – она работает на Жостовской фабрике с 1944г. (с 14 лет. ), награждена орденом почёта за заслуги перед государством в развитии искусства и культуры. А дальше – какие люди! – сплошные народные и заслуженные художники, лауреаты государственной премии, семейные трудовые династии.


Подносы на стенах – и-з-у-м-и-т-е-л-ь-н-ы-е! Разная форма, разный фон, н-е-о-б-ы-к-н-о-в-е-н-н-ы-е букеты. Нам рассказывают про одну художницу (Гончарову Нину Николаевну), которая чтобы нарисовать поднос, вешала на окно павло-посадский платок для вдохновения, а «так», говорила «не могу, тоска».



Показывают поднос, на котором художнику удалось изобразить настоящую упругую розу – головка у неё чуть капельку приподнята и виден стебелёк и нижние листья. «Так, получается нарисовать кому-нибудь раз в 40 лет, в основном рисуют «кочаны капусты», - так пошутила наш экскурсовод.

Подводит к подносу, на котором нарисованы золотом по чёрному два павлина. Пушистость хвоста передана, по-моему, в несколько раз реальнее, чем у настоящей птицы. Этот поднос был выставлен в качестве экспоната на одной из выставок-продаж жостовских подносов. Так покупатели сбивали с ног представителя фабрики с вопросом «Почём павлинья живопись?». Чтобы прекратить ненужный ажиотаж вокруг «Павлинов» к нему прикрепили ценник с немыслимой ценой (специально, чтобы отпугивала) – 95 т.р. Так к нему опять выстроилась очередь из покупателей. Пришлось снять. У нас в толпе кто-то пошутил, что надо было сказать, что это цена в евро. Но сомневаюсь, что очередь за такой красотой поредела бы.


Мне невероятно понравился один поднос, расписанный той же Гончаровой. Он висит в самом нижнем третьем ряду. У него волнистые края, густо-малиновый пятнистый фон, и по нему разбросаны охапки незабудок и цветов. Вот были бы у меня лишними 95 т. евро – выложила бы за него, не задумываясь.

Кроме Гончаровой запомните имена Мастеров Жостова: Антипов Н. П., Летков В.И., Лапшин Е.П., Жмылев В.В., Гончарова Нина (мать) и Лариса (это её дочка), Графов Б.Н., Савельев М.П., Кладовы Зоя и Виктор. Жостово не может быть безымянным. Их звания (честно заработанные!!) я уже перечисляла. Их живопись на подносе – гениальна. Сейчас такого уже увы…

Знаменитый Жостовский букет!

Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий.

"Классический" мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне. На первый взгляд – такая пеструшка – но глаз не оторвать! Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах - эти букеты буквально «цветут» на подносе.


В цветочном букете собраны яркие, крупные и сочные цветы в окружении листиков, по которым, кстати, определяют какой цветок нарисован – у розы, к примеру, листья одной формы, у незабудок – другой.

Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье.

Самый любимый жостовский цветок это роза, розы, много роз! У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные, действительно похожи на кочан капусты. Цветок яблони – тоже жостовский, любимый. Роза и другие крупные цветы: маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник - наводятся всегда в центре зеркала (лицевой стороны) подноса. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику, шиповник). Причём сочность фруктов и вкусная привлекательность ягод передаётся художником необыкновенно реалистично.



Каждый букет садовых и полевых цветов мастерски вписан в форму подноса. Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. В этом случае первые цветочные композиции мастера называют "Букет собранный", "Букет враскидку", а остальные - "Веночек", "Веточка с угла".


Ни один букет не повторяется! Действительно подносы такие разные! В одном мне увиделась какая-то цыганщина, в другом – украинская цветистость, в третьем – павло-посадский платок. Потом мои ощущения подтвердились рассказом экскурсовода (см. главу «Жостовская фабрика. Мастера. Музей»).

Яркие-преяркие цветы из «ночи» фона буквально бьют по глазам и ошеломляют буйными красками. Жостовские художники (-цы), совершенно не стесняясь упрёков в «безвкусице» - гениально используют в букетах, наверное, все оттенки красного, голубого, жёлтого, зелёного, фиолетового, синего. Когда смотришь на это чудо, то буквально захлёбываешься в цвете - так устали от серости, так хочется окунуться в это мощное жизнерадостное многоцветье – отвести взгляд невозможно.


Кроме букетов на подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. Но это уже относится к авторским работам и не совсем традиционному Жостово. Живописцы расписывают подносы на «заказ» и сюжеты отражает вкус «заказчика» (см. главу «Авторское Жостово»).

Конкуренты

Жостовская роспись – уникальна. Аналогов нет. Но соперники, тем не менее, есть. Это уральский старинный промысел, тагильская роспись. Зародился он на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Помните, с кого Филипп Вишняков скопировал свои подносы? Уральские мастера очень удачно переносили на металл красоту природы. Своеобразие уральской росписи заключалось в том, что на кисть художником (-цей) берётся сразу несколько оттенков краски. Мазок получается как бы «слоёным» - двух-трёхцветным и рисунок выигрывает в контрасте.


Основным мотивом росписи кроме самобытной уральской «тагильской розы» является ещё и «рябинушка» - символ этого горного края. Уважают уральцы и ягоды: клубнику, крыжовник, смородину, малину, любят ярких птиц и бабочек, а также сказы знаменитого «малахитового» сказочника П.П.Бажова. Чёрный фон у них вытеснен зелёным, красным, голубым цветом.


Тагильцы «дышат в затылок» жостовцам. Вполне возможно, что долголетние лидеры испытывают ревнивую зависть к уральцам. И традиции у них постаринней будут, да и сами уральские подносы в последнее время высоко ценятся ведущими странами мира и нашими соотечественниками-ценителями.

Послесловие

Я помню одну замечательную русскую народную сказку детства о серебряном блюдечке и наливном яблочке. У мужика было три дочери. На ярмарке он купил одной ситцу на сарафан, другой – коралловые бусы на шею, а младшенькая попросила у него привезти ей серебряное блюдечко и наливное яблочко. Покатит девица яблочко по блюдцу, и показывает оно ей «города и поля, и леса, и моря, и гор высоту, и небес красоту».




Мне очень хочется, чтобы яблочко нарисовало этому чудному русскому селу светлое будущее, этой фабрике – стабильность и процветание, жостовским мастерам – много-много радостной и полноценной работы, а нам, ценителям этого народного искусства – роскошные неувядающие букеты из жостовских цветов.

Читайте также: