Как поднимали камни для строительства пирамиды

Обновлено: 28.04.2024

Неподалёку от Мемфиса, на правом берегу Нила, в Турра тянется цепь известковых гор. Известняк — великолепный строительный материал. Из него построены самые большие пирамиды. И именно в Турра и Сакарра обнаружены древнейшие каменоломни, которые относятся к Древнему царству, а также алебастровые в Хатнубе и диоритовые в районе Абусимбела. Там издавна ломали камень для царских построек. Со Среднего царства усилилась разработка этих каменоломен и началась добыча камня из Уади Хаммамат, а в Новом царстве началась также и разработка песчаника в Сильсилэ. Дошедшие до нас остатки ломок показывают, что следует различать два типа каменоломен: открытые и глубинные. Открытые ломки — относительно более легкие и наиболее древние.

Обновлено (21.07.2014 16:00)

Техника добычи камня

01.07.2010 01:47 | Автор: Administrator

Возможно, что и до Раннего царства египтяне умели выламывать мягкие породы из массива. Однако доказательств того, что древние обитатели Египта уже в V— IV тысячелетиях умели это делать пока не найдены. Более вероятно, что первоначально, когда потребность в камне не была велика и из него делали лишь небольшие предметы, можно было ограничиваться добычей камня путем разламывания, разбивания больших обломков скалы, обычно лежавших в районах залегания камня. От времени первой династии имеются достоверные данные о том, что египтяне уже умели разрабатывать камень в карьерах. Как же могли древние египтяне выламывать огромные каменные глыбы, не имея не только железных, но и бронзовых орудий?

Обновлено (21.07.2014 15:38)

Как обрабатывали камень

01.07.2010 02:36 | Автор: Administrator

Камнетесные работы. Реконструкция

Камнетесные работы. Реконструкция Египетские каменные постройки делятся на два типа. Первый — это постройки, сооруженные из небольших камней, поднятых руками самих рабочих, второй тип - постройки из больших каменных глыб, поднятых уже с помощью какого-либо приспособления, так называемые мегалитические постройки, к числу которых и относятся пирамиды.

В постройках первого рода гладкая, обтесанная поверхность камня была обращена наружу, в постройках второго типа, где, при колоссальных размерах и громадной тяжести глыб, для устойчивости была чрезвычайно важна плотность прилегания камней друг к другу, их клали гладкой стороной во внутрь.

Обновлено (24.08.2014 03:37)

Сколько камня пошло на строительство пирамид

01.07.2010 10:55 | Автор: Administrator

Количество камня, из которого возведены все пирамиды, очень велико. Некоторое представление об этом дает калькуляция Наполеона Бонапарта. Известно, что во время египетского похода в самом конце XVIII в. французская армия находилась у Гизэ, где стоят пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура. И египетские пирамиды произвели глубочайшее впечатление на великого французского полководца. В то время как многие его офицеры и генералы (это же были очень молодые, закаленные и тренированные по нашим понятиям люди) взбирались на пирамиды, чтобы полюбоваться видом, открывающимся сверху, Наполеон был занят математическими вычислениями. Он подсчитал, что камня только этих трех пирамид достаточно, чтобы построить вокруг Франции стену высотой более 3 м и толщиной 30 см.

Обновлено (24.08.2014 02:23)

Дороги Древнего Египта

01.07.2010 11:47 | Автор: Administrator

Все добытые в каменоломнях камни нужно было доставить к месту строительства. Геродот говорит, что десять лет строили дорогу, по которой возили камни. Сначала плиты перевозились на лодках из каменоломен на левый берег, затем их клали на полозья, и десятки людей волоком тащили их по укатанной дороге до самого места постройки. Недалеко от одной из больших пирамид Гизэ сохранились остатки такой каменной дороги, ведущей к известняковому карьеру.

Обновлено (21.07.2014 16:25)

Люди - главное транспортное средство

01.07.2010 12:00 | Автор: Administrator

Наиболее распространенным средством для перевозки тяжестей являлись салазки, применявшиеся уже в Древнем царстве (иероглиф, обозначающий салазки, встречается уже в текстах пирамид). Они состояли из двух полозьев, толстых брусьев, соединенных между собой поперечинами. Такие салазки были найдены около Дашура. Они датируются, по всей вероятности, временем ХII династии и, возможно, предназначались для перевозки священной ладьи. Эти салазки, сделанные из толстых деревянных брусьев, имеют в длину 4 м 21 см, а в ширину около 80 см. На них можно было перевозить большие тяжести, их употребляли также для перевозки больших каменных глыб, статуй и т.п. Люди, которые тянули такие салазки, впрягались с помощью кожаных ремней или веревок. Да, именно люди были главной транспортной силой при строительстве пирамид! Свидетельств того, что во время строительства "больших пирамид" в качестве тягловой силы использовали быков нет.

Великие пирамиды в долине Гизы являются самыми известными и вместе с тем самыми загадочными постройками древних. Всех, кто видел их вблизи, поражают размеры этих сооружений, высокая степень обработки строительного камня, плотность подогнанных друг к другу блоков и та цель, ради которой всё это было сделано: стать усыпальницей одного-единственного человека. Пирамиды представлялись древним такими же незыблемыми, как и горы, существует даже поговорка: «Всё боится времени, а время боится пирамид».

Впрочем, о назначении пирамид спорят достаточно давно, еще арабские легенды говорили о них как о сокровищнице, куда свозил все драгоценности и знания фараон по имени Саурид в попытке спасти всё самое ценное от надвигавшегося Великого потопа. Высказывались предположения о том, что это древняя обсерватория, космические часы, средство связи с инопланетянами и много чего другого.

Некоторые указывают на такой интересный факт: великие пирамиды расположены точно так же, как и звезды в поясе созвездия Ориона

Некоторые указывают на такой интересный факт: великие пирамиды расположены точно так же, как и звезды в поясе созвездия Ориона

Как бы там ни было, люди во все времена задавали себе два вопроса: зачем они нужны и как их построили? И если с ответом на первый вопрос мы вроде бы разобрались, то поиск разгадки на второй продолжается до сих пор.

Когда начали строить пирамиды?

Пирамиды египтяне начали строить с того времени, как образовалась их страна – после объединения южной и северной части (если смотреть по ходу течения Нила, то Верхний и Нижний Египет). Фараон Джосер, при котором это произошло, поручил своему визирю Имхотепу соорудить гробницу для своей семьи.

До этого времени усыпальницы, которые назывались мастаба, строили из глиняных кирпичей, высушенных на солнце, а сама усыпальница представляла собой одноярусную пирамиду, в подземной части которой и хоронили покойников.

Но Имхотеп, будучи человеком незаурядным, решил изменить технологию и построить мастабу из камня. Мало того, по ходу строительства он надстроил над одной мастабой другую, над ней – следующую и так далее, в итоге получилось строение в форме пирамиды из шести ступеней. Надо сказать, что Джосер не был эгоистом, и в его пирамиде захоронили также и его жен и детей.

Последующие фараоны остались преданы этой традиции и продолжали строить себе усыпальницы в форме ступенчатой пирамиды, пытаясь перещеголять своих предшественников. Всех переплюнул фараон Снофру, который возвел аж три пирамиды. При этом он отошел от ступенчатой формы и заложил ступени таким образом, что придал им правильную пирамидальную форму.

Кстати говоря, одна из пирамид, которую из-за её формы называют Ломаной, перестраивалась несколько раз, так как её строители, по всей видимости, имели еще мало опыта в сооружении таких объектов. После того, как пирамида была готова на 50%, они столкнулись с проблемой прочности строения: став слишком высокой, она грозила обрушиться под собственным весом. Тогда из этого щекотливого положения нашли достойный выход: угол наклона уменьшили, в итоге форма пирамиды стала ромбовидной. Можно представить себе древнеегипетского прораба, который, вытирая пот со лба, изрекает: «Да ладно – и так сойдет».

Строительство Великой пирамиды

Сын Снофру, небезызвестный Хеопс, недолго думал о том, как ему обскакать отца. Он решил воздвигнуть себе гробницу, величина которой останется непревзойденной. Благо, египтяне научились строить довольно сносно: Розовая пирамида всё того же Снофру лишь немногим уступает Великим пирамидам и является третьей по высоте после усыпальниц Хеопса и Хефрена.

Чтобы такое грандиозное сооружение не ушло под землю под собственным весом, необходимо было построить его на прочном основании, в качестве которого решили использовать плато Гиза – его поверхность состоит из известняка, который предполагалось использовать в качестве строительного материала.

Стоит лишь осознать, что мы находимся ближе к Клеопатре, чем она к постройке первой пирамиды Египта, и сразу становиться осязаемо понимание, насколько древняя и развитая это была цивилизация.

В этой статье мы расскажем вам об открытие, которое привело ученых к согласию, потому что они наконец узнали, наиболее вероятные способы доставки столь огромных глыб от карьера к строительной площадке и поняли технологии поднятия блоков массой более 2,5 тонн на высоту в 150 метров.

Какая пирамида является древнейшей пирамидой в Египте?

Древнейшая пирамида Египта находится- пирамида Джосера - в Саккаре. Ее архитектором считается Имхотеп, спроектировавший ее и построивший в период 2667 - 2648 гг. до н.э.

Чтобы понять, возможно ли построить такие огромные монументы человеческими усилиями, нужно прежде всего понять, как много рабочей силы и сколько времени уходило на строительство пирамид.

Сколько человек строило крупнейшую пирамиду Хеопса?

Все долгое время отказывались поверить в то, что древний народ мог построить своими руками такие величественные сооружения. Но если окунуться в исторические исследования, то выясниться, что строительством, например, пирамиды Хеопса, занимались 100 000 человек.

12 000 отрядов по восемь человек в каждом, то есть 96 000 занимались перетаскиванием камней. За 20 лет строительства они перенесли около 2 300 000 камней. Остальные 4000 человек были задействованы на каменоломнях.

Каковы размер и масса строительных блоков?

Масса блока в среднем равняется 2, 5 тоннам, а размеры в зависимости от времени строительства колеблется от следующих

  • в высоту 0,8 - 1,2 м.
  • в ширину 0,5- 1,8 м.
  • в длину 1 - 2,5 м

Как строили древние Египетские пирамиды? В чем секрет строительства?

О технологии строительства узнали из древнего папируса, известного как папирус Анастази I, датируемого временем правления Девятнадцатой династии Египта (1292 г. до н.э. до 1189 г. до н. э. ).

Считается, что на этом папирусе записаны сатирические рассказы, но несмотря на это ученые отнеслись серьезно к находке.

В папирусе упомянут способ поднятия тяжеленных камней во время строительства пирамид. Этот способ необычайно прост.

Около пирамид и храмов из кирпича-сырца сооружались насыпи, напоминающие современные железнодорожные пути, но расположенные под уклонов 20 градусов и длинной в 100 метров и шириной около 10 метров.

Поперек таких пандусов прокладывались бревна, а затем они покрывались слоем глины. У подножья некоторых пирамид до сих пор находят заготовленные кучи подобной глины.

Зачем нужна глина?

Глиняное покрытие облегчало скольжение саней с водруженным на них каменным блоком.

По ходу строительства насыпь удлиняли, сохраняя уклон, но увеличивая протяженность.

В одной из следующих статей мы проведем расчеты и узнаем, какой силой должен был обладать строитель, чтобы тащить в гору строительный блок. Подписывайтесь на наш канал , чтобы не пропустить.

Мы узнали, как блок поднимали на столь внушительную высоту, но как же их дотаскивали по ровной поверхности до карьера?

Как древние египтяне доставляли огромные каменные глыбы от карьера до строительной площадки

Спасибо за то, что читаете нас!

Ставьте лайки и высказывайте свои мысли под этой статьей. Мы очень любим дискуссии.

Подписывайтесь на наш канал , группу во Вконтакте , чтобы регулярно читать только полезную и интересную информацию об архитектуре, живописи, фотографии и кино.

Подъем блоков по рампе. Реконструкция

Подъем блоков по рампе. Реконструкция Можно, в принципе понять, как доставлялись огромные каменные блоки к месту строительства пирамид. Но разум отказывается понять, как можно было без помощи сложных механизмов типа огромных подъемных кранов соорудить такие рукотворные горы? Как поднимали блоки на почти 150 метровую высоту пирамиды Хеопса?

Однако древние египтяне умудрились обходиться и без железных кранов, и без помощи инопланетян или каких-либо могущественных великанов, мысль о которых невольно возникает, глядя на эти мегагромадные сооружения. И все было довольно просто, хотя и требовало усилий и тщательно организованного труда тысяч и тысяч людей.

Рампа - главная строительная хитрость египтян

Для возведения своих колоссальных построек египтяне пользовались в сущности довольно примитивными приемами и приспособлениями. Основным строительным приспособлением была наклонная плоскость, рампа, изображение которой мы находим на стене гробницы Рехмира.

Аналогичная рампа описывается еще в папирусе Анастази I. По этому описанию рампа имела 730 локтей в длину, в основании она была размером в 55 локтей, а и верху - 30 локтей; в конце высота рампы равнялась 60 локтям, а в середине - 30. Ее остов – борты толщиной в 5 локтей и перегородки, делившие рампу на 120 клеток, - по 7 локтей в длину (на основании размеров клеток здесь следует предположить описку писца, как это и сделал египтолог Гёльшер: длина рампы на самом деле должна быть 930 локтей), был выстроен из кирпича-сырца, а пустоты засыпались, главным образом, землей.

При сооружении пирамиды пользовались уклонами, построенными из кирпича-сырца и камня-забутовки. Около некоторых пирамид и храмов сохранились до наших дней остатки такого рода вспомогательных сооружений. По своему виду эти уклоны, вероятно, были похожи на современную прямую железнодорожную насыпь с углом подъема примерно 20° и длиной до 100 м.

По мнению французского египтолога Ж-Ф.Лауэра (кстати, Жан-Филипп Лауэр является автором замечательной книги "Загадки египетских пирамид", опубликованной в 1948 году. В 1966 году книга вышла на русском языке в издательстве "Наука"), много лет занимавшегося изучением строительной техники древних египтян, основание уклона по мере приближения к пирамиде расширялось и в том месте, где он как бы ложился на пирамиду, его ширина была равна примерно трети стороны пирамиды.

Гребень склона разравнивали с тем, чтобы образовалось нечто вроде современного железнодорожного полотна. Предполагают, что поперек этой сравнительно узкой, может быть всего в 10 м шириной, дороги на некотором расстоянии одно от другого укладывали бревна или брусья.

Поверх них на дорогу можно было положить слой глины. У подножия некоторых пирамид обнаружены кучи глины «таффл». Глина, будучи смочена водой, облегчала скольжение саней со строительным материалом. Наклонную плоскость поднимали все выше, по мере того как строилась пирамида или другое сооружение.

В настоящее время известны остатки нескольких таких рамп, правда, меньшего размера, чем описывает папирус Анастази. Сравнительная малочисленность остатков рамп объясняется тем, что они, по окончании построек, разбирались. По этим рампам камень тащили на салазках таким же образом, как и по земле, помогая себе при этом рычагами (подлинный рычаг был найден в могиле Тутанхамона).

Возведение таких склонов само по себе было связано с большими работами. По подсчетам специалистов, объем склона был равен примерно пятой части объема строящейся пирамиды.

Прежде считали, что по рампе камень подымался с помощью специального приспособления «качалки», упомянутой Геродотом при его описании постройки пирамиды. Качалка представляла собой салазки с полукруглым основанием и плоским верхом. Маленькие модели таких «качалок» были найдены в могилах XVIII династии.

Судя по описанию Геродота, камень клали на один конец этой «качалки», затем толпа рабочих прижимала к земле другой ее конец, вследствие чего камень подымался и его можно было столкнуть на следующий ряд камней, однако исследователи Кларк и Энгельбах доказали, что такие «качалки» появились лишь с Нового царства и вовсе непригодны для подъема камней; их назначение совсем иное: на них клали камень, чтобы при обтесывании облегчить пригонку одной глыбы к другой.

Поэтому надо думать, большие глыбы камня подымались только с помощью рампы, которая повышалась по мере роста постройки. Таким именно образом строились и пирамиды.

Вопреки прежним взглядам о том, что при постройке пирамиды применялась целая система наклонных плоскостей, теперь можно считать установленным, что употреблялась лишь одна такая плоскость, которая повышалась по мере роста самой пирамиды. Полное подтверждение этой точки зрения дали произведенные в 1929—30 гг. раскопки Медумской пирамиды, где были найдены остатки строительной наклонной плоскость.

Деревянное подобие крана

Однако, помимо такого способа подъема камня, применялся, видимо, и другой. При изучении некоторых памятников древнеегипетского зодчества ученые обратили внимание на множество правильно расположенных углублений, сделанных в больших камнях. Эти ямки как бы отмечали углы квадратов, расположенных по одной линии.

Как выяснилось, при укладке больших блоков весом в несколько десятков тонн строители пользовались особыми приспособлениями. Они состояли из деревянных брусьев, скрепленных с помощью веревок с медными крючьями для держания блоков.

В камнях, на которые собирались опустить блок, делались ямки с таким расчетом, чтобы когти, держащие камень, числом 4 и 6, попали в эти ямки и утопились в них. После того как камень был поднят и опущен затем на место, веревки, держащие когти, отвязывались и вынимались из ямок. Сами медные крючья до нас не дошли, но, судя по зелени (ярь-медянке) и по следам, оставленным в камнях, их удалось реконструировать.

До сих пор неизвестно, как приводили в действие эти приспособления из брусьев, веревок и когтей. Полагают, что при подъеме прибегали еще к дополнительным установкам, возможно, тоже деревянным.

Во всяком случае древнегреческий писатель Геродот, путешествовавший по Египту в V в., сообщает, что подъем тяжестей при строительстве пирамиды осуществлялся так: «. по окончании [установки] уступов поднимали остальные камни машинами, сложенными из коротких кусков дерева, сначала с земли на первый ряд уступов; каждый положенный здесь камень перекладывали на другую машину, уже стоявшую в первом ряду ступени; отсюда третьей машиной камень поднимали во второй ряд. Машин, видимо, было столько, сколько рядов ступеней в пирамиде, либо машина была одна, но удобоподвижная, которой переносили камень с одного ряда на другой, лишь только он был снят с него».

Подмости и строительные леса

До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, какими были леса, подмости и платформы вокруг остальных трех сторон, с которых шла облицовка пирамиды. Вероятно, с этих деревянных лесов с помощью деревянных же брусьев, толстых досок и веревок устанавливались облицовочные блоки на заранее заготовленные для них ступени.

Прежде чем уложить каждый такой камень на место, стороны блоков, образующие дно и спинку ступеней, покрывали слоем раствора. Назначение этого раствора состояло не только в том, чтобы образовать дополнительную связь камней, которые, кстати, могли стоять и собственной тяжестью.

Раствор в данном случае играл роль смазки. Ведь тяжелые облицовочные блоки надо было подтаскивать и подталкивать вплотную к соседним камням.

Облицовка пирамиды начиналась после того как на самой вершине ее устанавливали пирамидную верхушку. То был чаще всего гранитный камень в форме пирамидки. Облицовочные работы начинались сверху, и по мере того как укладывались и шлифовались камни, леса и вспомогательные насыпи вокруг пирамиды разбирались.

Уклон как способ транспортировки

Во многих случаях скальный спуск в погребальные помещения как под пирамидой, так и в гробницах вельмож делали наклонным. Часто также вход в толще кладки пирамиды устраивали наклонно. Уклон внутрь в данном случае надо рассматривать как удобный способ транспортировки. В период строительства здесь тащили камень для внутренней отделки прохода, склепа и других помещений.

После завершения работ по этой наклонной плоскости везли саркофаг фараона и весь погребальный инвентарь, заполнявший склеп. Известны случаи, когда тяжелый гранитный, т. е. внешний, саркофаг фараона доставляли через потолок склепа еще до того как были поставлены каменные блоки потолка. Это объясняется тем, что ширина саркофага превышала ширину коридора-спуска.

В каждом слое каменного пола одного из храмов фараона Хафра археологи обнаружили много ямок размером 25х25 см, высеченных в правильном порядке (они образовывали как бы сетку с узлами в виде ям). В них воздвигались леса для установки каменных статуй фараона, для которых были изготовлены глубокие прямоугольные ямы.

Древние египтяне прибегали и к более простому способу установки колонн длиной до 5 м и весом 13—18 т, а также статуй. Камень в таких случаях подкатывали на катках к яме и одним концом опускали в приготовленное углубление.

Затем с помощью ваг и веревок поднимали верхний конец, пока колонна не оказывалась в вертикальном положении. После этого яму вокруг колонны закладывали камнями.

При установке тяжелых каменных балок потолка, вес которых достигал нескольких десятков тонн, строители прибегали не только к веревкам, но, несомненно, пользовались деревянными лесами, распорками и досками.

В подземелье тяжести опускали с помощью бревен и веревок. Конец веревки при этом перебрасывали через ствол дерева. Концы ствола, помещенного наверху, поперек шахты, упирались в специальные углубления, сделанные в двух противоположных стенках скального колодца. Так опускали камни-пробки, скользящие плиты-двери, каменные блоки, саркофаги, крышки к ним и многое другое.

К иным приема прибегали при подъеме цельных длинных каменных глыб, как, например, пилястр. Археолог Гельшер, на основании характера углублений, в которых укреплен низ пилястра, реконструирует способ их подъема.

Любопытно отметить, что, как было установлено при раскопках храма Хефрена, пилястры, грубо обтесанные еще в каменоломнях, оказались разной высоты, и гнезда для них были сделаны различной глубины, так как было проще глубже всадить пилястр в мягкую скалу, на которой воздвигалась постройка, чем отсекать часть гранитного пилястра.

В том же храме Хефрена вокруг каждой из статуй были найдены на полу правильно расположенные отверстия; это позволило предположить применение строительных лесов при установке статуй. Во всех своих реконструкциях Гёльшер исходит из предположения, что египтяне при стройках примеменяли блок.

Такое предположение подтверждается находкой деревянного блока Нового царства, хранящегося в Лейденском музее. Диаметр блока около 15 см и он, вероятно, был способен держать значительную тяжесть.

Реконструкция установки тяжелых плит и статуй

Однако поднять с помощью деревянных блоков огромные камни, какими являлись обелиски, весом до 300 т и больше, или гигантские статуи царей, вес которых достигал в некоторых случаях 1000 т, было совершенно невозможно. Способ, применявшийся для подъема таких обелисков и статуй, еще не может считаться окончательно выясненным.

Из предложенных до сих пор решений вопроса наиболее вероятным следует считать тот, который выдвинул Энегльбах. Энгельбах приводит и иные, отвергаемые им способы подъема обелисков, реконструируемые различными учеными. Независимо от работы Энгельбаха, Н. А. Шолпо выдвинул реконструкцию подъема обелиска, довольно близкую предлагаемой Энгельбахом.

Однако реконструкция Энгельбаха кажется вероятнее, ибо она исключает необходимость выпрямлять обелиск с помощью веревок. По сторонам пьедестала строили каменные стены; к одной пристраивалась наклонная плоскость высотой несколько меньше, чем высота устанавливаемого обелиска.

Три других каменных стены включались в специально построенный, сужающийся книзу кирпичный колодец, причем в одной стене его на уровне земли делался сквозной коридор. Пространство, заключенное между наклонной плоскостью и остальными стенами, заполнялось песком.

Затем по наклонной плоскости втаскивали, основанием вперед, уже вполне законченный обелиск; обелиск подтягивался по наклонной плоскости до тех пор, пока его основание, упирающееся в песок, не перевешивало верхушку.

После этого через коридор в стене начинали извлекать песок, и обелиск от собственной тяжести плавно опускался на пьедестал. После установки обелиска (или большой статуи), стены и наклонная плоскость разбирались.

Описанные приемы подъема тяжелых каменных плит и установки больших столбов или статуй оставались, примерно, одинаковыми на всем протяжении существования древнего Египта.

Однако, несмотря на известную высоту технических приемов, основой строительного дела являлась мускульная сила тысяч рабочих: «в колоссальном масштабе значение простой кооперации обнаруживается в тех гигантских сооружениях, которые были воздвигнуты древними азиатскими народами, египтянами, этрусками и т.д.», писал К. Маркс, к научному наследию которого сейчас относятся с известным скепсисом, но в этом бородатый немец был, конечно, прав.

Фундамент пирамид и других каменных построек

Значительная тяжесть каменных построек требовала применения фундамента. Однако надо отметить, что фундамент, по сравнению с самими постройками, был чрезвычайно мал.

Так, по краям Абусирской пирамиды Ниусерра фундамент состоит из одного яруса глыб желтого известняка толщиной в 1.2 м. Под центральными частями пирамид фундамент был несколько толще: под погребальной камерой незаконченной (и потому доступной для изучения) пирамиды в Суаэт-эль-Ариан фундамент был в 4.5 м.

В Карнаке в постройках Нового царства фундамент был толщиной от 2 до 3 м. В Новом царстве начинает появляться фундамент из сушеного кирпича; в Рамессеуме (храм постройки XIX династии) колонны покоились на таком кирпичном фундаменте, имевшем толщину не свыше 2 м.

Лишь с XXV династии устраивается фундамент под всем зданием (храмом); такой фундамент состоял из каменных плит, уложенных в 2—3 слоя.



Одна из самых больших загадок в истории человечества - инженерный подвиг древних, который привел к созданию великих пирамид Египта. В течение тысячелетий историки, архитекторы и ученые пытались найти объяснение появлению этих гигантских сооружений. По сей день тайна до конца не разгадана, и никто точно не знает, как это было сделано. Неудивительно, что появилось множество разных объяснений, и в этом обзоре 10 самых жизнеспособных теорий строительства Великих пирамид.

1. Древние машины

Система древних рычагов.

Естественно, первая мысль, которая приходит в голову, когда задумываешься о строительстве здания, - это необходимость использования кранов для подъема и перевозки тяжелых кусков металла или камня. Первые пирамиды были ступенчатыми пирамидами с большими плоскими поверхностями, на которых могли стоять и работать тяжелые краны. Конечно, древние культуры знали о рычагах и системах шкивов, и они, вероятно, использовали что-то подобное для создания первых пирамид. Тем не менее, версия подъемных кранов или так называемых «журавлей» не особо правдоподобна в случае объяснения Великих пирамид Египта, поскольку были слишком маленькие поверхности для установки подъемных механизмов такого масштаба.

2. Пирамиды изначально были холмами

Так пирамида или холм?

Интересное, но причудливое объяснение появления пирамид заключается в том, что они изначально возникли как естественные горные образования, а затем каменные блоки были выложены по склонам этих холмов сверху вниз. Подобная идея была впервые предложена в 1884 году в журнале The Fort Wayne Journal-Gazette на конференции ученых. Возможно, именно это имел в виду Геродот, когда сказал, что пирамиды строили «сверху вниз».

3. Полирование и выравнивание вручную

Одним из самых сложных и загадочных фактов, связанных с постройкой пирамид, является способ, с помощью которого египтяне могли резать камни с такой чрезвычайной точностью, чтобы укладывать их практически без промежутков между ними. В место стыка между двумя камнями невозможно протиснуть даже лист бумаги. Поэтому ученые недоумевают, как египтяне достигли такой точности в обработке камня. Даже сегодня невозможно воссоздать подобное с помощью резаков с алмазным напылением, что уж говорить о самых примитивных ручных инструментах. Следующая теория предполагает, что египтяне вовсе не имели лучшие инструменты, чем есть сейчас. Они просто намного лучше использовали то, что имели. К примеру, каменные глыбы они якобы выравнивали, используя два шеста одинаковой высоты, соединенные узкой веревкой, под которую и помещали камень. Если веревка где-то задевала поверхность, это место помечали красной охрой, а затем соскребали неровность с помощью кремневого скребка.

4. Известняковый бетон

Бетон из извести.

Возможно, еще более правдоподобный способ достижения идеально гладких поверхностей камней заключался в том, что камни были изготовлены путем заливки жидкого известнякового бетона в формы. Кажется, есть некоторые доказательства в поддержку этой теории. Под микроскопом египтолог Жан-Филипп Лауэр обнаружил пузырьки воздуха на поверхности камней, а это свидетельствует о том, что воздух мог попасть в жидкий бетон. Согласно выводам Американского керамического общества, создается впечатление, что внутренняя структура камней была сформирована в процессе, который произошел очень быстро, вроде застывания бетона.

5. Зигзагообразные рампы

Зигзагообразные рампы.

Это первая из различных теорий покатой рампы. Теории прямой рампы не рассматривали, поскольку такая рампа должна была бы быть больше, чем сама пирамида и простираться наружу от нее на 1,6 километра, учитывая предполагаемый наклон в 7 градусов. Чтобы рампа имела смысл, ее нужно было бы достраивать на протяжении всего процесса создания пирамиды. Хотя для зигзагообразной рампы потребовалось бы меньше материала, чем для прямой рампы, это почти так же неправдоподобно, поскольку ее нужно было бы постоянно корректировать по мере того, как пирамида становилась все выше. Поэтому подобные теории были повсеместно дискредитированы.

6. Мокрый песок

Сначала был песок.

Сегодня некоторые сторонники следующей теории полагают, что камни для пирамиды тащили по грудам песка, которые предварительно смачивали, чтобы камни было легче перемещать. Эта теория объясняет транспортировку камней из карьеров в сотнях километров от строительной площадки, а также то, как рабочие перемещали камни вверх с помощью какого-либо ската. Но будет ли мокрая рампа обеспечивать достаточную стабильность для камней весом до 20 тонн, которые нужно было поднять наверх. Также вопросом является то, насколько мокрый песок может подойти в качестве опоры для ног людей, которые это все тащили. В лучшем случае эта теория может объяснить только транспортировку камней. Как метод поднятия камней, он терпит неудачу.

7. Теория спиральной рампы

Теория спиральной рампы

Пытаясь разработать правдоподобную теорию рамп, люди в конце концов начали понимать, что спиральную рампу можно строить одновременно с пирамидой. Она будет проходить вдоль внешней части пирамиды и непрерывно подниматься вверх по мере ее стройки. К сторонникам этой теории внешней спиральной рампы относится Марк Ленер, археолог из Йельского университета. Основной проблемой при использовании спиральной рампы является маневрирование камнями. Достаточно тяжело тащить огромные камни вверх по склону, но необходимость постоянно поворачивать их, чтобы подниматься по спирали создает еще большую сложность. Именно поэтому теория внешней спиральной рампы неправдоподобна.

8. Теория водяных шахт

Как насчет строительства длинной подземной дамбы под водой от местного источника воды на разумном расстоянии от карьера, а затем с использования водяных «шахт», чтобы поднимать камни вверх. Эта теория предполагает, что водная дамба использовалась, чтобы транспортировать камни, и что камни вырезали и обтачивали в воде. После точного обтачивания камня к нему прикрепляли куски легкого материала, который обеспечивал плавучесть. Таким образом, камень всплывал вверх, а его поверхность была защищена от ударов о другие камни.

Есть некоторые свидетельства того, что подобные водяные шахты использовались для строительства сооружений в других частях света (например, считается, что каналы использовались для строительства Ангкор-Вата в Камбодже). Однако, если такой канал использовался для строительства Великой пирамиды в Гизе, куда он делся и почему его разрушили. Предположительно, для строительства потребовалось 10 лет, и длина канала должна была составить 10 километров, поскольку это расстояние от реки Нил до места пирамиды в Гизе. Кроме того, даже если эта теория верна, она все еще не объясняет некоторые другие нюансы в пирамиде.

9. Внеземное вмешательство

Чем больше времени тратится на то, чтобы выяснить, как пирамиды были построены человеком, тем больше кажется, что ответ предполагает что-то другое. Хотя внеземное вмешательство обычно отвергается учеными, многие египтологи и историки считают, что пирамиды были построены инопланетянами. Услышав эту теорию, многие сразу же посмеются над ней. Тем не менее, внеземное вмешательство является ничуть не более «дикой» теорией по сравнению с многими другими. Учитывая все, что известно о пирамидах, может быть разумным сделать вывод, что древние культуры не могли сами построить эти невероятные структуры. Даже с учетом всех современных технологий сегодня люди совершенно неспособны строить пирамиды, подобные тем, что были в Египте. Поэтому кажется непостижимым, что древняя первобытная цивилизация обладала как технологией, так и изобретательностью для строительства пирамид с такой чрезвычайной точностью.

А были ли инопланетяне?

Великая пирамида Гизы обращена почти точно на север, с отклонением всего лишь в 3/60 градуса. Она выровнена даже более точно, чем Королевская обсерватория в Гринвиче, Лондон, которая указывает на север с отклонением 9/60 градуса. Еще одна замечательная математическая особенность Великой пирамиды заключается в том, что периметр, деленный на высоту, равен 2π (отклонения незначительны). Целый ряд других точных математических цифр связаны с пирамидами, но самое главное — нужно учитывать скорость, с которой они были построены.

Принимая во внимание 2,3 миллиона камней весом в среднем 2,5 тонны каждый, по оценкам, один камень нужно было устанавливать каждые две минуты. Это включает в себя все время, необходимое для идеального разрезания камней, их перемещения на многие километры через пустыню, подъема по склону пирамиды, а затем укладывания их на место. Очень трудно поверить, что все это сделали первобытные люди.

10. Жан-Пьер Гуден о теории внутренней рампы

В последнее время один человек пытается независимо от всех других разгадать тайну того, как были построены пирамиды. Это французский архитектор по имени Жан-Пьер Гуден. С 1990-х годов он посвятил все свое время изучению Великой пирамиды и смог разработать самую блестящую теорию построения пирамид из когда-либо созданных.

Согласно теории Гудена, Великая пирамида была построена с использованием двух отдельных спиральных скатов. Первый представлял собой внешнюю спиральную рампу, поднимающуюся примерно на 30 процентов вверх, а второй - внутреннюю спиральную рампу, через которую тяжелые камни тянули до самого конца. Гуден подсчитал, что этот внутренний скат имел наклон 7 градусов. Эта спиральная рампа также включала открытые секции по углам для рабочих, чтобы поворачивать блоки (считается, что также здесь использовались краны). В дополнение к внутренней рампе, Гуден также смог объяснить, как была построена «Камера царя», а также самая загадочная комната в Великой пирамиде - Большая Галерея.

Массивные гранитные блоки к Камере царя протаскивали через Большую галерею с помощью длинной системы шкивов. Таким образом, Большая Галерея существует для вполне практических целей. Внутри находятся знаки, которые поддерживают эту теорию, такие как отверстия для клиньев в скалах. Считается, что они использовались для поддержки системы шкивов. Используя цифровые технологии, команда программистов смогла проверить эту идею. Они смогли подтвердить, что чертежи пирамиды, сделанные Гуденом, соответствуют математическим показателям и что внутренняя рампа правдоподобна.

Однако самым удивительным является то, что они смогли найти доказательства фактического существования рампы с помощью сканирования пирамиды, которое выявило спиралевидное изображение. Это вполне могут быть остатки внутренней рампы. Безусловно, эта теория предоставляет наиболее правдоподобное объяснение того, как были построены пирамиды.

Читайте также: