Как оформить стену творчества в детском саду

Обновлено: 26.04.2024

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление центров творчества в группе должно отвечать следующим требованиям:

1. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.

2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок творчества должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.

3. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.

4. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы, творческих работ воспитанников.

5. Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка творчества можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).

6. Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий.

7. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы и клей должны храниться в коробках с крышкой).

8. Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в центре творчества (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).

Наполняемость творческого центра в группах :

1-я группа раннего возраста и 2-я группа раннего возраста

Материалы для творчества даются детям под контролем взрослого.

Цветные карандаши, бумага цветная и белая, целый альбомный лист и половина, гуашь (достаточно 3-4 цвета, кисти, подставка для кистей, салфетки, глина, пластилин, стеки, дощечки, силуэты и трафареты предметов округлых форм : грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т. д.

Цветные карандаш, бумага цветная и белая, целый альбомный лист и половина, восковые мелки, фломастеры, гуашь в наборе 6 цветов, кисти, подставка для кистей, баночки, салфетки, глина, пластилин, стеки, дощечки, ножницы, щетинные кисти для клея, бумага для аппликаций, силуэты и трафареты предметов округлых форм : грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т. д., трафареты одежды, контуры домиков, кукол разного размера, овощи, фрукты, трафареты листьев, одежды, игрушек, иллюстрации по сказкам в соответствии с тематикой данной группы, раскраски, материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики.

Старшая и подготовительная группы

Бумага разного размера, формы, фактуры и цвета, цветные карандаши от 12 до 24 шт, гуашь 9-12 цветов, акварель 12- 16 цветов, баночки для промывания ворса кисти от краски, салфетки из ткани, цветные восковые мелки, фломастеры, кисти, пластилин, стеки, дощечки лепки, клеёнки для покрытия столов, оборудование для аппликации: ножницы, бумага различного размера и цвета, кисти для клея, салфетки, трафареты посуды, овощей, фруктов и др. Силуэты животных, птиц и человека, раскраски для девочек и мальчиков, материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики, образцы смешивания красок (напр. белый + красный = розовый и др., наличие схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики.

В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скопления детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому центр творчества организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом.

Материалы и оборудование в центре творчества педагог время от времени должен менять, дополнять, пересматривать.

Материал подготовила воспитатель: Дильман Жанна Викторовна

Мастер-класс по оформлению уголка ПДД в средней группе. Изготовление макета проезжей части улицы

Мастер-класс по оформлению уголка ПДД в средней группе. Изготовление макета проезжей части улицы Цель: научить детей различать дорожные знаки, закрепить знания детей о правилах дорожного движения; расширить знания о правилах безопасного.

Методические рекомендации по оформлению заявления на аттестацию на высшую квалификационную категорию а внедрением ФГОС. Ура! Я аттестовалась на высшую квалификационную категорию! Это самый дорогой подарок к Новому году. Спасибо всем друзьям и коллегам МААМ. РУ.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Взаимодействие с родителями по оформлению театрального уголка в детском саду в соответствии с ФГОС

Взаимодействие с родителями по оформлению театрального уголка в детском саду в соответствии с ФГОС Взаимодействие с родителями по оформлению театрального уголка в детском саду в соответствии с ФГОС. С введением федерального государственного.

Лариса Савчук
Уголок изобразительного творчества своими руками.

Уголок изобразительного творчества «Страна творчества»

- созданный для детей четвёртого года жизни своими руками.

Одними из основных задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» являются: развитие художественно-творческих способностей дошкольников, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Важнейшим условием реализации задач является создание развивающей, предметно насыщенной, эмоционально комфортной, эстетически привлекательной, доступной, безопасной и др. образовательной среды в соответствии с потребностями, интересами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

В своей группе мы стараемся создать все необходимые условия для развития творческих проявлений детей всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Уголок изобразительного творчества своими руками.

Вот такой уютный, яркий и привлекательный уголок изобразительного творчества мы сделали для детей. На стене разместили большой плакат - "Страна творчества".


Справа поставили парту, разместили на ней стаканчики для карандашей, так же сделанные нами.



Стаканчики разного цвета - соответствуют цветам радуги. Так же у каждого стаканчика своё место - цветок.




Также на столе размешена коробочка с трафаретами сделанными из тонкого, цветного пластика.



Карандашница сделанная из 6 одинаковых коробочек из под крема, склеенных между собой и обклеенных самоклеящийся бумагой


Обклеены коробки для книжек-раскрасок, бумаги для свободного рисования



Рядом со столом, на стене размещён небольшой стенд для детских работ. Для его изготовления использовали москитную сетку для пластиковых окон, натянув на неё цветные ленточки.


С левой стороны поставили небольшой шкафчик с полками и оформили его.



На верхней полочке разместили карандаши сделанные из плотного картона и обклеенные цветными самоклеящимися обоями.


Обклеили разные коробочки, в которых находится разнообразный материал для изобразительного творчества с детьми


На стене наши незаменимые объёмные карандаши, которые из года в год реставрируются


Гусеничка, размещённая на стенке шкафчика


Вот такой, яркий и привлекательный уголок у нас получился




А для родителей в приемной у нас большой стенд "Наше творчество" сделанный из потолочных плит


Музыкальный уголок своими руками

Музыкальный уголок своими руками Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, свободно музицировать.

Оформление детского сада. «Уголок дежурных» и «Уголок настроения» своими руками

Оформление детского сада. «Уголок дежурных» и «Уголок настроения» своими руками Хочу представить вам небольшой МК по изготовлению "Уголка дежурных". Для работы нам понадобится: - 2 потолочных плитки - клей - ножницы.

Мастер-класс «Уголок дежурств» своими руками

Мастер-класс «Уголок дежурств» своими руками Для оформления группы нам нужен был уголок дежурных. Конечно, сейчас можно купить разное оформление уголков,но мне хотелось сделать его.

Родительский уголок своими руками

Родительский уголок своими руками Добрый вечер!Хочу представить вашему вниманию родительский уголок, сделанный своими руками. Родительский уголок - это лицо группы. Долго.

Уголок ряжения своими руками

Уголок ряжения своими руками Уголок Ряжения очень нравится детям. Изготовила уголок Ряжения в виде матрешки. Все наряды мы также сшили сами. Здесь и наряд принцессы,.

Современный театральный уголок своими руками

Современный театральный уголок своими руками ля обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная.

Трафареты для свободного творчества детей своими руками

Трафареты для свободного творчества детей своими руками На наших просторах МААМ уже много было публикаций с разными видами трафаретов. Мне тоже хочется поделиться изготовлением трафаретов, которые.

Уголок театрализации в младшей группе своими руками.

Уголок театрализации в младшей группе своими руками. Приглашаю вас увидеть наш новый уголок! Начну с того, что работа воспитателя-это творческая работа. А творчество является обязательным.

Посмотрите, как Ваши коллеги смогли грамотно и с толком использовать имеющееся в наличии пространство для оптимального размещения своего ИЗО-уголка для детей. Отдельное внимание уделено тому, чтобы удобно и в полном порядке разместить в нём необходимые для рисования принадлежности. Часть материалов посвящена оформлению стендов для «вернисажа» детских работ.

Готовые к применению идеи для обустройства ИЗО-уголков.

Содержится в разделах:

Уголок изодеятельности в детском саду

Уголок изодеятельности в детском саду В нашем детском саду прошёл смотр конкурс ИЗО уголков. Хочу поделится своим опытом и мастерством. Цели и задачи конкурса. Цель: Привести в дошкольных группах развивающую предметно – пространственную среду по художественно-эстетическому направлению развития (изобразительной.

Оформление уголка изобразительной деятельности в первой младшей группе

Оформление уголка изобразительной деятельности в первой младшей группе Угол Изо это не отъемлемая часть для изучения цветности , воспитание усидчивости и аккуратности у деток в ясельной группе.Начинем тренировать рукиу чётким и уверенным движением работать с карандашами и кистью. В уголке представлено несколько материалов , например небольшая.

Уголок творчества и ИЗО - Уголок по народному творчеству

Уголок по народному творчеству

Публикация «Уголок по народному. » Предлагаю вашему вниманию мини-музей по народному творчеству. Вы можете увидеть подборку материалов о различных видах росписи, выставка деревянных изделий хохломской и городской росписи. Выставка работ ребят, посвященных русскому народному творчеству. Также представлен макет.

Уголок, посвященный творчеству Корнея Ивановича Чуковского

Уголок, посвященный творчеству Корнея Ивановича Чуковского 140 лет в этом году исполняется К.И. Чуковскому Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и.

Оформление уголка по изобразительному искусству

Оформление уголка по изобразительному искусству Встал вопрос по оформлению уголка по искусству, ответ пришёл мгновенно! Просто и с фантазией! Что должно быть непременно в уголке по ИЗО, конечно же радуга , весь спектр цветов! И выделены должны быть основные цвета: синий, жёлтый, красный! Как это сделать, чтобы не было скучно.

Более 17 тысяч человек приняли участие в мероприятиях Центра творчества «На Вадковском» в 2021 году

Более 17 тысяч человек приняли участие в мероприятиях Центра творчества «На Вадковском» в 2021 году За 2021 год в Центре творчества «На Вадковском» прошло более 300 мероприятий. Также открылись новые объединения в сфере digital: студия компьютерной мультипликации, компьютерная графика и 3D-анимация, основы 3D-моделирования и прототипирования. Рассказываем о главных событиях.

Уголок творчества и ИЗО - Паспорт уголка по ИЗО «Веселые карандаши»

Паспорт уголка по ИЗО «Веселые карандаши»

Статья «Паспорт уголка по ИЗО «Веселые. » Пояснительная записка. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста являются рисование и лепка. Занятия рисованием, лепкой - одни из самых больших.

Возможные уголки в зоне художественно-речевой деятельности Практика работы дошкольных учреждений показывает, что на занятиях дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности. Педагоги читают и рассказывают детям сказки и рассказы, разучивают с ними стихи, учат элементарно анализировать тексты.

Центр творчества празднует юбилей. Интервью с заместителем директора по воспитательной работе

Центр творчества празднует юбилей. Интервью с заместителем директора по воспитательной работе Заместитель директора по воспитательной работе Центра творчества «На Вадковском» Наталья Петровна Ермакова в юбилейный год рассказала о работе учреждения, своем профессиональном пути, вдохновении и социальных проектах для детей. - Наталья Петровна, как вы попали на работу в ЦТ.

Уголок изобразительной деятельности в детском саду

Уголок изобразительной деятельности в детском саду Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания позволят ребятам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является.

Уголок ИЗО - важная зона для творческого развития дошкольников

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование. Яркий же и насыщенный материалами уголок ИЗО ещё больше заинтересует ребят творческой деятельностью.

Значение уголка ИЗО в детском саду

Большинство дошкольников обожают рисовать. Им очень нравятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду, и поэтому в свободное время ребята с удовольствием повторяют свои рисунки и поделки. Многим же нравится раскрашивать готовые картинки, например, на определённую тематику (девочкам — сказочных принцесс, а мальчикам — автомобили, самолёты и пр.). Кому-то интересно рассматривать альбомы с репродукциями произведений живописи и изящные изделия народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, блюда, подносы).

Ребёнок раскрашивает картинку в уголке ИЗО

Многие ребята в детском саду в свободное время с удовольствием раскрашивают картинки

Все указанные виды деятельности способствуют творческому развитию дошкольников, а найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель. Ребята получают возможность раскрыть свой потенциал и обогатить представления о красоте окружающего мира.

Зона ИЗО также оформляется и для родителей в раздевалке в виде красивого стенда. Ведь мамам и папам очень интересно увидеть рисунки и поделки, которые их дети создали своими руками. Это даёт взрослым возможность соприкоснуться с образовательным процессом в ДОУ.

Стенд по изо для родителей в раздевалке

Родители с удовольствием рассматривают рисунки и поделки своих детей

Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

  1. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.
  2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
  3. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
  4. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
  5. Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
  6. Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
  7. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы и клей должны храниться в коробках с крышкой).
  8. Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).

Уголок ИЗО для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте зону ИЗО можно совмещать с уголком сенсорики

На центр изодеятельности (как и на другие зоны в группе), педагог составляет паспорт, в котором указывает его название, назначение и подробно прописывает оснащение уголка.

Содержание уголка ИЗО в группе

Важнейший компонент зоны ИЗО в группе — её наполняемость. Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества.

  1. Бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся плёнка, картон) и формата (А3, А4, А5), наклейки, разноцветная фольга.
  2. Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).
  3. Кусочки ткани разной фактуры, нитки, тонкие ленточки (для аппликации).
  4. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
  5. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
  6. Ножницы, клей (карандаши и ПВА), клеёнки, тряпочки.
  7. Небольшие магнитные доски для рисования.
  8. Природный материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
  9. Бросовый материал (пенопласт, пуговицы, пробки, пластиковые стаканчики и пр.).
  10. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).
  11. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
  12. Материал для лепки: пластилин, размятая глина, разноцветное тесто для лепки, стеки, доски.
  13. Фартучки и нарукавники для дошкольников, подносы.

При наполняемости уголка материалами обязательного учитывается возраст воспитанников. Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный (это же касается и цветной бумаги для аппликации). Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей.

Ножницы ребятам предлагаются только в средней группе и под контролем воспитателя.

Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски, сангина и уголь в средней группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону ИЗО).

Фотогалерея: материалы для изобразительного творчества

Для создания поделок и объёмных аппликаций можно задействовать бросовый материал Каждый инструмент для творчества должен быть представлен в разных видах и в достаточном количестве В младшем возрасте воспитатель сам нарезает малышам кружки, квадратики, звёздочки и прочие фигуры Из природного материала можно сделать много интересных вещей Нетрадиционное рисование очень важно для творческого развития Раскраски должны быть представлены по разным лексическми темам и соответствовать гендерному принципу В ходе творческого процесса не нужно забывать о чистоте одежды и мебели Разнообразие материалов для рисования даёт детям простор для воображения

Уголки различных видов активности являются местом организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности

Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

Девочка в тематическом уголке

Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.

В уголке отдыха

В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

В игровой зоне

Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

В космическом уголке

Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

В уголке рисования

В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

В православном уголке

Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности — предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

В игровом уголке

Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков — для девочек и для мальчиков.

«Салон красоты» в игровом уголке

Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

В математическом уголке

Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Оформление уголков в помещении группы

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

Паспорта уголков

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Библиотечный уголок

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

Оборудование уголка в детском саду

Развивающий уголок

В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

Уголок «Библиотека»

Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

Физкультурный уголок

Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

Уголок экспериментирования

В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

Театральный уголок

Навесные полки рекомендуется заполнять материалами для рассматриваниями, выставками

Игровая зона

Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

Уголок уединения

В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

Стенд в музыкальном уголке

На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

Эмблемы уголков в детском саду

Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

Уголок опытно-экспериментальной деятельности

Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

Стенгазета «Здоровое питание»

Уголок здоровья может быть оформлен статьями и стенгазетами на важные темы

Читайте также: