Как называются дома в японии с изогнутыми крышами

Обновлено: 02.05.2024

Обычно, все отвечают – мол, это дизайн такой, особенность культуры и так далее. Но древнейшие мастера никогда не делали ничего просто так, и очевидно, знали то, что не дошло до современных строителей. Не только эстетическая красота и стиль, но и технологическая потребность конструкции обуславливали такую форму.

Разумеется, что сделать такую кровлю с вогнутыми двумя гранями будет гораздо сложнее, чем обычную крышу из прямых балок. Думаете, люди просто так себе усложнили работу?

Учтите, что в восточных странах очень часто идут проливные тропические дожди. Они не просто сильные и обильные, они могут идти несколько недель, а то и месяцев. Именно поэтому, чтобы поток воды не просто лился с крыш домов, но и как можно дальше отводился от домашнего фасада и основания дома, делали такие формы кровли. С их помощью вода будет скатываться с крыши как по трамплину и улетать как можно дальше от порога.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на стропила маленьких домов – в них балки изгибаются специально.

Но есть про этот архитектурный нюанс и несколько баек

Одна из них гласит, что один простой крестьянин придумал эдакую крышу чтобы защититься от злых драконов. Они бы не просто падали с крыши, а взлетали вверх как по трамплину и не атаковали жителей дома.

Еще одной байкой является стандартизация по Фен-шую, где особое внимание уделяется течениям энергии вокруг человека, но мы лучше снова вернемся в наши строительные реалии.

Если мы посмотрим на систему стропил, увидим, что она конструктивно очень сложна. Это стоечно-балочная конструкция – еще её называют Доу Гун .

Сложность в строительстве предназначается для двух целей одновременно:

  1. крыша выносится далеко за вертикаль стены,
  2. крыша получается гораздо более устойчивой к землетрясениям из-за балки над опорой.

При этом надо помнить, что в Японии и Китае очень много территории пребывают в сейсмически активных зонах. И инженеры использовали в строительных технологиях простые принципы гашения такой активности без разрушения балок – именно поэтому изогнутость китайских крыш – это не просто выдумка архитектуры и дизайна. Скорее, её можно отнести к механике, логике и сопромату – причем люди до этого додумались уже несколько тысяч лет назад.

Такие знания китайцам помогали строить очень высокие здания, с легкостью противостоящие землетрясениям и полностью защищенные от дождей в тропические сезоны. А дерево, как известно очень боится влаги и грибка – под дождем оно не простоит столетия.

Азиатская архитектура достаточно своеобразная и уникальная. Особое внимание при строительстве домов в Японии уделяют именно крышам. Страна восходящего солнца позаимствовала у Китая архитектурный стиль зданий, а именно – крыши с выгнутыми краями. Отсюда назревает вполне логичный вопрос почему в Японии изогнутые крыши делают? В традиционной японской архитектуре всегда на первом месте была простота сооружений. А основным стройматериалом еще с давних времен в этой стране является дерево. Главная причина своеобразной формы крыши – это свежий бамбук, когда он высыхает то твердеет и закручивается. Дома из дерева идеально подходят для климата Японии, такие сооружения легко можно было переместить из одного места в другое.

Традиционные деревянные японские дома

Деревянное жилище обычных японцев называется – минка. Как правило, конструкции могут быть одно или двухэтажные и отличаются наличием:

Стены в таких постройках не несущие, а внутреннее пространство поделено на несколько комнат и для этого используются передвижные ширмы. Такой тип жилья был предназначен для крестьян, ремесленников и торговцев. В наши дни минкы встречается лишь в небольших деревушках. Для типичных японских зданий характерна асимметрия. Этот народ любит все простое, как правило, они строят светлые и открытые постройки, главные составляющие которых – это прямоугольные элементы. Раз Япония позаимствовала архитектурный стиль у Поднебесной, мы расскажем, что собой представляют китайские крыши – почему они загнуты?

дома Японии

Что такое пагода?

Китайская культура и архитектура всегда ассоциируется с чем-то загадочным и мистическим. Сами китайцы являются суеверным народом, они верят в потусторонние силы, поэтому и дома строили с загнутой крышей чтобы отгонять злых духов. По их мнению, крыши такой своеобразной формы защищали от нечисти. В Китайской архитектуре распространены так называемые пагоды – это многоярусные башни, которые используют как храмы. Пагоды с загнутыми краями крыши являются одним из самых распространенных и популярных символов архитектуры некоторых азиатских народов. Это своего рода визитная карточка таких стран как Япония, Китай и Таиланд. Многоярусные крыши еще дополнительно украшают разными украшениями и мифологическими фигурами. Это выглядит очень красиво и завораживающе. Можно сказать, что китайская архитектура и культура построена и связана с легендами и поверьями. Азиаты верили, если построить специальную пагоду, то есть возможность поймать и закрыть злого духа, что б он больше не мог приносить вред людям. Именно поэтому, одноярусные пагоды сооружали даже в самых маленьких и глухих деревушках.

Пагоды Китая

600500

Почему у пагоды многоярусная крыша?

Если Вы хоть раз побываете в Поднебесной, то уже не сможете забыть необычность и красоту зданий. Пагоды есть в каждом городе и каждом парке Поднебесной, это их культура и наследие. Согласно истории, первыми пагодами были древнеиндейские погребальные конструкции (ступы), их позаимствовала такая религия как буддизм, позже они попали в Китай. Каждая пагода имеет три главные части:

Основную часть делают в несколько ярусов, это такой архитектурный стиль, чтобы здание выглядело величественно и необычно. В древние времена многоярусные пагоды строили богатые люди, они украшали свои дворцы и дома интересными мифическими фигурами и выбирали блестящую черепицу разных цветов и оттенков. Сегодня такие здания не строят, в парках Китая можно встретить простые одноярусные пагоды, где люди отдыхают. Отличительная черта китайских крыш – это четкое выраженный символизм. Выбор кровельных материалов, украшений, цвет карнизов, все это имеет смысл для азиатов. К примеру, вертикальные бамбуковые балки на доме символизируют молодость и долголетие. Вот почему каждая пагода, которая осталась до наших дней имеет своеобразную форму крыши.

Самые известные пагоды Китая

Путешествуя по азиатским странам Вы просто обязаны посетить самые популярные места и увидеть самые известные пагоды Поднебесной. Благодаря качественным материалам и технологии строительства до наших дней сохранились самые красивые сооружения, известные во всем мире. Рекомендуем посмотреть на самые великие пагоды этой страны:

    Даянь (высота 64 метра, расположена в г. Сиань провинция Шэньси, построена в 652 году);

Китай пагода

Самые интересные и яркие крыши делали в состоятельных домах и дворцах. Недалеко от Пекина находится величественный Запретный город тринадцати гробниц династии Мин. У этих конструкций сделаны крыши с выгнутыми краями и покрыты черепицей желтого, зеленого и красного цветов. На каждой кровле находятся разные мифические фигурки. Чтобы вся постройка не разрушилась под большим весом, китайцы ставили дополнительную колону по краям для поддержки кровли. Крыши императорских дворцов, как правило, были окрашены в золотой или желтый цвет, потому что, золото символизирует богатство, власть, силу.

Украшали здания по степени их важности, чем сооружение важнее, тем большее украшений на нем было. Это были фигуры, символизирующие успех (драконы с колокольчиками, человек на курице, разные животные-хранители).

Красота пагод сохранилась до нашего времени, здесь есть на что посмотреть. Если захотите приехать в Китай, обязательно посетите эти места. Все эти сооружения представляют большую ценность для государства и жителей Китая. Они являются настоящим наследием и напоминают о величии древних династий

Традиционная архитектура Японии. Конструктивные приемы в архитектуре Китая и Японии


Поток влияний, направление которого мы проследили от Месопотамии до Персии и от Персии до Индии, там не остановился: истории искусства Китая и Японии отнюдь не стоят особняком в общей картине развития архитектуры.

Своими истоками китайская архитектура, по-видимому, связана с Месопотамией. В свою очередь воздействие китайского искусства на другие страны, несмотря на тенденцию Китая к обособленности, распространялось чрезвычайно широко, и это следует учитывать. Со времен глубокой древности в результате торговых отношений вместе с китайскими изделиями распространялись и китайские орнаментальные формы. Благодаря общей буддийской религии установились на протяжении нескольких веков постоянные сношения Китая с Индией, которые нашли свое отражение и в архитектуре; одним словом, Китай никогда не был миром, абсолютно замкнутым в самом себе.

Примечание: Гипотеза о вавилонском происхождении китайской культуры была выдвинута в 70-х годах XIX в. французским ученым Терриен де Лакупери. Эта поверхностная и необоснованная теория в настоящее время никем не поддерживается. Сейчас в науке господствует мнение, что основная масса китайского населения с давних времен обитала на территории Китая. Это подтверждается результатами последних раскопок. Раскопки шведского ученого Андерсона производились в начале 20-х годов XX в. (см. его работу «An Earby Chinese Culture». Peking. 1923). Найдены были каменные орудия, окрашенная керамика, изготовленная с помощью гончарного колеса; обнаружена культура третьего тысячелетия до нашей эры, относящаяся к неолитическому периоду.

Исторически могут быть установлены торговые сношения Китая с Западом не ранее, как с III в. до н. э. К эпохе династии Хань (III в. до н. э. по III в. н. э.) относятся торговые связи Китая с Средней Азией, Персией эпохи аршакидов, с Индией и Римом. Первое ознакомление китайцев с буддизмом относится еще к середине 1 в. н. э., но сколько-нибудь значительное распространение буддизм получил в Китае лишь начиная с III в. н. э.

Одновременно с историей искусства Китая мы рассмотрим и выросшее на его основе искусство Японии. Японская архитектура более изящна и свободна в своих формах, но, по-видимому, обладает теми же конструктивными приемами, что и китайское искусство. Самобытность каждого народа проявилась только в частностях применения этих методов.

Примечание: Несмотря на то, что архитектура Китая и архитекрура Японии имеют некоторые общие черты, потому что Китай в иные периоды оказывал значительное влияние на развитие японского искусства и японской архитектуры, попытка Шуази рассматривать совместно искусство Китая и Японии не может быть признана правильной. Искусство каждой страны должно рассматриваться на основе изучения социально-экономического развития данной страны, в связи с другими проявлениями идеологии: религией, литературой и пр.

Традиционная архитектура Японии. Конструктивные приемы в архитектуре Китая и Японии

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Традиционная архитектура Японии. Конструктивные приемы в архитектуре Китая и Японии

ПРИМЕНЕНИЕ КАМНЯ И КИРПИЧА

Японцы, в распоряжении которых имеются главным образом камни вулканического происхождения, т. е. камни, лишенные слоистого строения, применяют преимущественно полигональную кладку. Китайцы же, располагая породами камней, которые раскалываются по пластам, обычно используют это их свойство для правильной кладки рядами.

В Японии ряды каменной кладки редко бывают горизонтальными. В продольном разрезе кладка представляет собой кривую, обращенную вогнутостью к земле. Форма такого рода считалась гарантией против землетрясений; однако, возможно, что в Японии, как и в Египте, такая форма являлась просто результатом применения бечевки для выравнивания кладки.

Китай и Япония — страны с высоко развитой керамической промышленностью; уже давно производство кирпича достигло там редкого совершенства. Еще в III веке до н. э., когда европейские народы применяли исключительно необожженный кирпич, клавшийся на глине, незначительные части Великой Китайской стены были сложены из обожженных кирпичей или, по крайней мере, облицованы обожженным кирпичом на слое глины в качестве раствора. При возведении стен китайских домов сплошная кирпичная кладка применяется редко, полые стены представляют двоякое преимущество: требуют меньше строительных материалов и лучше предохраняют от резких колебаний температуры. Рисунок 1 изображает, согласно описанию Чемберса, прием кладки стен, применявшийся в Кантоне вплоть до XVIII в.

Примечание: Раскопками шведского ученого Андерсена в 20-х годах XX в. установлено наличие расписной керамики еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Ко второму тысячелетию относится белая керамика с декорацией «линией грома», как на бронзах той же эпохи. С эпохи Хань до нашего времени можно проследить непрерывное изменение стиля и техники китайской керамики, являющейся наряду с греческой наиболее выдающимся видом этой отрасли прикладного искусства.

Клинчатый свод, чуждый Индии, применялся в Китае с давних пор. Два примера его применения в воротах Пекина относятся к XIII в., что соответствует свидетельству Марко Поло. Но, по-видимому, китайцы знали только коробовый свод; сферический свод, т. е. купол, был им, вероятно, совершенно неизвестен.

Традиционная архитектура Японии. Конструктивные приемы в архитектуре Китая и Японии

ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ПЕРЕКРЫТИЯ

Каменная кладка ограничивается обыкновенно фундаментом домов; корпус же здания строится из дерева. В Японии, в целях защиты от подземных толчков, оставляют деревянные части здания обособленными от каменного фундамента: деревянная конструкция покоится на своем основании, не будучи с ним никак связана. Характерным признаком японской деревянной архитектуры, отличающим ее от архитектуры других исследованных нами стран (кроме Китая), являются наклонные перекрытия.

В Египте, Персии, даже в Индии, обычно крыши представляют собой террасы, мало приспособленные для стока воды. Для Китая с его дождливым климатом необходимы крыши, обеспечивающие дождевым водам полный сток.

Китай — первая страна Азии, где систематически начали применять крыши с крутыми скатами. В простых зданиях крыши кроются соломой, дранью или бамбуковыми стволами, расщепленными и уложенными один на другой наподобие желобчатой черепицы.

Сооружения большей значимости перекрыты черепицами (рисунок 2), форма которых, имеющая профиль в виде французской буквы S, чрезвычайно упрощает укладку. Для защиты от разрушительного действия ветра черепицы укладываются на слой раствора, причем для еще большей прочности наружные швы также покрываются раствором, образующим небольшие валики В. Во всех случаях для поддержки кровли необходима обрешетка с большим или меньшим углом наклона.

В Китае и в Японии применяется обрешетка из материалов двух родов: из стволов деревьев волокнистого строения или из древесных пород с полыми стволами, как например бамбук. Для обыкновенной обрешетки пригодны лишь материалы первого рода, а так как под действием ветров, существующих в этих странах, стволы деревьев обычно более или менее прогибаются, то кривые линии в этих конструкциях играют значительную роль. Что же касается бамбука, то он пригоден лишь для обрешетки, изготовляемой путем обвязки — своего рода архитектурной плетенки, которая широко распространена по всей Восточной Азии от Японии до островов Океании.

Конструкции из бамбука.

Рассмотрим, в первую очередь, конструкции из бамбука, т. е. из тростника, прочной частью которого является только наружная оболочка. На рисунке 3 показаны приемы увязки основных частей конструкции: столба, затяжки и горизонтальной балки; верх столба имеет форму «вилки», зубцы которой проходят через затяжку и одновременно удерживают продольную перекладину; стропильные же ноги прикреплены веревкой, надетой на сквозные шипы.

Когда вместо полых стволов бамбука употребляют стволы со оплошной древесиной, соединение производится посредством сквозной врубки А и для устойчивости углов закрепляется под­косами из гибкого дерева.

В легких сооружениях, строящихся из мелких деревянных частей, стенки образованы из стоек, врытых в землю и соединенных поперечными распорками, закрепленными простыми веревками; в конструкцию крыши таких зданий, кроме стропильных ног и обрешетки, входят также косые затяжки, которые делят ее на треугольники или же служат наугольными стропилами, образующими конек крыши. Достаточно взглянуть на рисунок 4, чтобы понять, с какой легкостью данный тип конструкции позволяет не только вывести конек крыши, но также оставить просвет R, предназначенный одновременно и для вентиляции и для освещения.

В зданиях небольших размеров конструкция крыши сводится к элементам, изображенным на рисунке 5: угловым стропилам А, горизонтальной затяжке S и обрешетке из жердей. Эти последние упираются одним концом в стропильную ногу А, другими в затяжку S; следует отметить, что привязанная веревкой затяжка не может находиться в одной плоскости со стропилами. В результате и обрешетка не может образовать плоский скат, и неизбежно образуется вогнутая кривая линии, приподнятая к углам.

Приподнятые края крыши (причудливая форма, столь характерная для китайских и японских кровель) являются результатом системы скрепления посредством веревок, не позволяющей собрать в одной плоскости затяжки и стропила. Эту особенность чисто геометрического происхождения вкус строителя мог подчеркнуть, но фантазия в создании никакой роли не играла.

Примечание: Изогнутые кривые крыши не являются первоначальным покрытием в китайской архитектуре и вовсе не воспроизводят крышу палатки кочевников, как утверждали некоторые ученые. Как мы видим на найденных при раскопках погребений глиняных моделях жилищ эпохи Хань, крыши домов в эту эпоху еще не изогнуты, так что изогнутые крыши появились позднее эпохи Хань и, по-видимому, не ранее эпохи Тан (618—907 гг. н. э.).

Деревянные конструкции плотничьей работы.

Деревянные конструкции японской архитектуры, в которых вместо тонких стволов, сплошных или полых, применяется материал, обрабатываемый плотничьими способами, тем не менее испытывают влияние конструкций из бамбука, представляя почти что их разновидность. На рисунке 6 приведено несколько примеров, заимствованных из китайского трактата «О строительном искусстве» (Конг Чинг-цзо-фа).

Поддерживающая конструкция — обыкновенно из круглого леса, состоит из вертикальных стоек, связанных посредством шипов с горизонтальными прогонами. Здесь отсутствуют наклонные связи, препятствующие деформации наших деревянных сооружений. Единственной гарантией устойчивости служит прочность шипов. Устойчивость наших деревянных конструкций обеспечивается неподверженными деформации треугольными соединениями; китайцы же для этой цели прибегают к жестким прямоугольным конструкциям.

Таким образом вместо одного столба, удерживаемого в отвесном положении при помощи подкосов, мы имеем (см. рисунок 6) парные стояки, как например Р и Р, соединенные в своей верхней части брусом Т и образующие, таким образом, жесткую и достаточно устойчивую систему. На рисунке А — главная вертикальная стойка R проходит через два этажа, причем в первом этаже эта стойка дублирована внешней контрстойкой S, а во втором этаже — внутренней контрстойкой N, имеющей точку опоры на потолочных балках нижнего этажа.

Крыша состоит из стоек из круглого леса и горизонтальных прогонов прямоугольного сечения, напоминающих по форме, если не по назначению, наши плотничьи бабки, связи и ригеля. Тяжесть кровли передается ригелю В посредством бабки. В свою очередь, тяжесть ригеля В передается посредством двух стоек связи С, которая таким образом нагружена только на концах. Вместо прямых накатин часто употребляются изогнутые материалы, которые найти в Китае и в Японии нетрудно. Такая конструкция представляет собой простое соединение вертикальных и горизонтальных частей; принцип ее совершенно иной, чем тот, на котором основано устройство наших крыш.

У европейцев стропильная ферма имеет вид треугольника, состоящего из двух наклонных ног, связанных поперечной частью — затяжкой; стропильные ноги преобразуют силу тяжести в наклонно направленные силы, уничтожаемые сопротивлением затяжки; в китайской и японской конструкции часть, соответствующая нашей стропильной ноге, отсутствует. В свою очередь и китайская затяжка по своему назначению совершенно отлична от нашей. Наша (европейская) затяжка служит скрепой, тогда как китайская (читай и японская) является несущей частью конструкции, работающей на изгиб, и потому для больших пролетов она мало пригодна, даже будучи изготовлена из брусьев весьма большого сечения. Этот примитивный прием конструкции, при котором затяжка работает на изгиб, находил применение у всех народов древности, за исключением римлян; даже греки не знали другого приема.

На рисунках 7 и 8 изображены некоторые детали монументальной деревянной конструкции. Рисунок 7 дает представление о конструкции, постепенно выступающие части которой образуют нечто вроде консоли между верхней частью столба и поддерживаемыми им горизонтальными балками. Один над другим последовательно располагаются венчики с постепенно увеличивающимся свесом.

Рисунок 7, А дает общий вид этой конструкции; рисунок 7, В — ее составные части, а именно: столб с пазами наверху, в которых укреплен первый венчик, сам этот венчик и, наконец, второй венчик вместе с маленькими вставками кубической формы, находящимися между обоими венчиками.

Архитектура Японии (ямадзиро и хирадзиро)


Всему миру известна необычайная архитектура Японии, да и вообще азиатских стран. Особенность состоит в их удивительных загнутых углами кверху, крышах. Но, следует заметить, что не только это является особенностью японской архитектуры. В древние эпохи, в Японии строились замки, с высокими башнями, огороженные вокруг стеной. Такие постройки назывались ямадзиро. Они строились так давно, что практически не сохранились до наших дней. Во-первых, потому что стены у них были деревянные, а во-вторых, строя ямадзиро, вокруг начинали строить простые дома, и заселять территорию. Следовательно, располагались они на равнине, и защитить эти постройки было трудно.

Позднее, начали строить хирадзиро, по сути то же, что и ямадзиро, только строились на возвышенностях. Уже отгораживали их каменными стенами, и защищали более тщательно. Главная башня в хирадзиро называлась тэнсю. Она была выше всех. Такие башни еще могли соединяться крытыми переходами, что тем самым образовывали комплексную постройку, хорошо защищенную. В то же время, такие крепости были весьма красивыми.

В то время, японцы уже научились изготавливать шифер, которым покрывали крыши. Шифер этот был различных расцветок. Но широко распространенным украшением крыш стал красный шифер, с золотыми краями по всему периметру. В эпоху Эдо множество хирадзиро служили защитными крепостями, и местом поселения людей.

Следует отметить, что некоторые современные здания строятся по принципам строительства хирадзиро. В том числе, в наше время сохранились и древние строения.

Архитектура Японии (ямадзиро и хирадзиро)

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как татэ-ана дзюкё («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища. В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун».

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Храмовые постройки в Японии почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.

Архитектура Японии (ямадзиро и хирадзиро)

Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм — тории.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского зодчества.

Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.

Архитектура Японии (ямадзиро и хирадзиро)

В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин. Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы — главного зала синдэн (буквально — спальный зал).

Другой важнейший стиль жилой архитектуры — сёин (буквально — библиотека или студия), сформировавшийся под влиянием дзэн-буддизма. Так в монастырях секты Дзэн назывались покои настоятеля. Самый ранний из дошедших до наших дней примеров сёин — это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото.

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля — императорский дворец Кацура рикю в Киото. Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры — дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.

Традиционные жилые дома неправящих классов населения имеют общее название минка. Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока японская архитектура не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока, в деревнях рыбаков — гёка, а в городах — матия.

В конструкции в основном использовалось дерево — для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами, которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

Самые известные постройки западного стиля — Банк Японии и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило Токио и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

После второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Современные технологии позволяют многое. Новая архитектура и интерьеры могут быть в любом стиле, могут передать атмосферу любой эпохи и добиться этого стало гораздо проще и быстрее: покраска гипсокартонного потолка , оформление стен и пола легкими материалами на службе у искусства красоты, стиля и комфорта.



В Китае, Японии, Корее, а также в странах Юго-Восточной Азии широко распространены странные изогнутые крыши. Сегодня такие здания уже почти не строят, однако в старину буквально каждая постройка обладала кровлей с загадочным изгибом. Наверняка многим интересно для чего такие крыши делались и почему они встречаются только в этом регионе планеты Земля? А причин тому сразу и несколько.

1. Местный климат

Дожди всему виной. /Фото: cashadvance6online.com.

В первую очередь пологие «китайские» крыши в Азии начали делать по причине местного климата. Дожди во многих регионах Китая, Кореи, Японии, Вьетнама и ряда других стран - явление часто. Более того, тропические ливни могут иметь чудовищную силу и идти буквально по несколько суток. В таких условиях есть прямой интерес, чтобы вода не задерживалась на крыше постройки, а как можно быстрее скатывалась с нее.

На самом деле хитрое решение. /Фото: kryshikrovli.ru.

С точки зрения математики древние азиатские строители попали в яблочко. Они умудрились придумать крыши, основанные на принципе кривой быстрейшего спуска – брахистохроны. Брахистохрона в математике – это такая дуга, которая обеспечивает наискорейший спуск объекта из точки «А» в точку «Б» под действием сил гравитации. Само интересно, что в Европе данный принцип открыли только в 1696 году. А вот древние азиаты додумались до него (судя по всему) чисто эмпирическим образом.

2. Сейсмическая активность

Намного лучше держат землетрясения. /Фото: pxhere.com.

Азиатская крыша – это не просто пологая кровля, но еще и сложнейшая система перекладин и держателей. Выполнены они так, чтобы обеспечивать максимальную гибкость и устойчивость конструкции в случае землетрясения. Достигается такой эффект при помощи многочисленных перекладин, которые соединены друг с другом специфическим образом.

3. Религиозные воззрения

Все по фэншую. /Фото: gamespot.com.

Закономерным образом архитектура (как и все остальные аспекты жизни предков народов Азии) была пронизана религиозной рефлексией на окружающий мир. Согласно местным поверьями было принято считать, что только такие крыши является единственном правильными с точки зрения фэншуя, так как изогнутая форма способствует лучшей передаче позитивной энергии.

В продолжение темы читайте о том, как лесной дом в виде черной фигурки оригами покорил Сеть.

Читайте также: