Как должны располагаться выходные двери из зданий расположенных на расстоянии менее 3 метров

Обновлено: 28.04.2024

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие с 01.02.2011 Приказом МЧС России от 09.12.2010 N 639

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания).

При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок).

1.3 При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

1.4 Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, приняты термины и определения, приведенные в Техническом регламенте.

Кроме того, в настоящем своде правил (далее - СП) применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 высота здания: Высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.

4.3.1. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения, в которой может находиться человек, до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности помещения и здания, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания.

4.3.2. Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету, как правило, должна быть не менее 2 м. Допускается уменьшать указанную высоту до 1,8 м для горизонтальных участков путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться не более 5 человек (за исключением участков, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1).

Высоту горизонтальных участков путей эвакуации технических пространств, предназначенных только для прокладки коммуникаций, допускается принимать равной высоте технического пространства.

В технических этажах и иных технических пространствах, предназначенных только для прокладки коммуникаций, на отдельных участках протяженностью не более 2 метров допускается уменьшать высоту прохода до 1,2 метра. Высоту вспомогательных (неосновных) проходов также допускается уменьшать до 1,2 метра.

В местах уменьшения высоты эвакуационного пути до значения менее 2 м требуется предусматривать обозначения указанных мест сигнальной разметкой в соответствии с ГОСТ 12.4.026 и мероприятия для предотвращения травмирования людей.

4.3.3. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек;

0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;

1,0 м - во всех остальных случаях.

4.3.4. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей либо при двустороннем расположении дверей, если минимальное расстояние между любыми двумя дверями противоположных сторон коридора составляет 10 м и более;

на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей.

Это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

4.3.5. В полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Требования к минимальному количеству ступеней не распространяются на проходы со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях, а также на сооружения наружных крылец.

При высоте лестниц (в том числе размещенных в лестничных клетках) более 45 см следует предусматривать ограждения с поручнями. При ширине лестниц более 1,5 м поручни должны быть предусмотрены с двух сторон, а при ширине 2,4 м и более - необходимо предусматривать промежуточные поручни. В зданиях с возможным пребыванием детей, при наличии просвета между маршами лестниц 0,3 м и более, а также в местах опасных перепадов (1 м и более) высота указанных ограждений должна предусматриваться не менее 1,2 м.

4.3.6. На путях эвакуации, как правило, не допускается:

устройство криволинейных лестниц, лестниц с забежными ступенями, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок, за исключением криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений (кроме зданий лечебных учреждений) с пребыванием не более 5 человек, и криволинейных парадных лестниц при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил, а также за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности);

устройство криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы или лестничной клетки. Допускается в пределах лестничной клетки или лестницы устройство ступеней с иными параметрами для маршей, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой) и в служебные помещения с пребыванием не более 5 человек при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил.

4.3.7. В эвакуационных коридорах, как правило, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, трубопроводы с горючими газами и жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Шкафы для коммуникаций и пожарных кранов, а также оборудование, предусмотренное в зданиях класса Ф5 в случаях, оговоренных в настоящем своде правил, допускается предусматривать выступающими из стен при сохранении нормативной ширины пути эвакуации, обозначении выступающих конструкций в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 и выполнении мероприятий, направленных на исключение травмирования людей. Размещение радиаторов отопления также может быть предусмотрено с учетом требований пункта 4.4.9.

Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м.

4.3.8. Сидячие места для ожидания (стулья, скамьи), как правило, следует предусматривать в зонах рекреаций. Допускается их размещение в эвакуационных коридорах общественных зданий вдоль стен при ширине коридоров не менее 2,5 м, наличии аварийного освещения и сохранении нормативного значения ширины пути эвакуации с учетом размещения указанных мест. При оборудовании мест для ожидания не допускается применение пластиковой мебели, а также материалов с показателем токсичности Т4.

4.3.9. При устройстве прохода к лестничным клеткам или наружным лестницам через плоские кровли (в том числе и неэксплуатируемые) или наружные открытые галереи несущие конструкции покрытий и галерей следует проектировать с классом пожарной опасности К0 и пределом огнестойкости не менее:

R(EI) 15 для эвакуации из помещений без постоянных рабочих мест;

R(EI) 30 в остальных случаях.

Проходы должны быть предусмотрены по участкам, выполненным из негорючих материалов, и рассчитаны на соответствующую весовую нагрузку. Ширину проходов следует определять в соответствии с требованиями пункта 4.3.3 настоящего свода правил.

4.3.10. В многофункциональных зданиях при наличии общих путей эвакуации для частей здания различной функциональной пожарной опасности геометрические параметры путей эвакуации (длина и ширина) должны быть подтверждены расчетом пожарного риска.

4.3.11. Ширину тамбуров и тамбур-шлюзов, расположенных на путях эвакуации, следует принимать больше ширины дверных проемов не менее чем на 0,5 м, а глубину - более ширины дверного полотна не менее чем на 0,5 м, но не менее 1,5 м.

При выходе в тамбур или тамбур-шлюз двух и более дверей не допускается взаимное пересечение траекторий открывания этих дверей.

4.3.12. В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.


Требования к эвакуационным путям приведены в следующих нормативных документах действующих в 2019 году:

  • ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  • СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
  • Постановлении Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»

Выделим наиболее важные общие требования (по пунктам), которые необходимо соблюсти при проектировании, строительстве и эксплуатации эвакуационных выходов:

Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

Статья 89. Пути эвакуации людей при пожаре

3. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся
выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го
типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или
на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную
клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный
участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А
и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами,
указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических
помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б
считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается
оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует
предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно
наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания,
сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим
Федеральным законом.

5. Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с
обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части
лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа,
расположенной между лестничными маршами от пола подвала до
промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым
этажами;

2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 —
В4, Г и Д в помещения категорий В1 — В4, Г и Д и вестибюль,
расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных
помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий
классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным
лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа,
в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу,
при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными
документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда
(выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

6. Утратила силу

7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

9. Утратила силу

10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

11. Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.

12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 — от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров
помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной
опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.

Согласно СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы:

4.2 Эвакуационные и аварийные выходы

4.2.1 Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

      • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.;
      • в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75×1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6×0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;
      • помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.

      4.2.2 Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м 2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.

      4.2.3 Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

      4.2.4 При наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточенно. Минимальное расстояние L, м, между наиболее удаленными один от другого эвакуационными выходами следует определять по формулам:



      , где
      P— периметр помещения, м;
      n — число эвакуационных выходов;
      D — длина коридора, м.

      При наличии двух эвакуационных выходов и более общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании.

      4.2.5 Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету — не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

      Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.

      Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

      4.2.6 Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

      Не нормируется направление открывания дверей для:

      а) помещений классов Ф1.3 и Ф1.4;

      б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел. (кроме помещений категорий А и Б) и путей эвакуации, предназначенных не более чем для 15 чел.;

      в) кладовых площадью не более 200 м 2 без постоянных рабочих мест;

      г) санитарных узлов;

      д) выхода на площадки лестниц 3-го типа;

      е) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне;

      ж) дверей, установленных в противопожарных перегородках, разделяющих коридоры здания длиной более 60 м.

      4.2.7 Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.

      Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

      В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.

      Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

      Характеристики устройств самозакрывания дверей, расположенных на путях эвакуации, должны соответствовать усилию для беспрепятственного открывания дверей человеком, относящимся к основному контингенту, находящемуся в здании (ребенок, инвалид и т.п.).

      4.2.4-4.2.7 — утратили силу

      4.2.8 Выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.

      4.2.9 В технических этажах допускается предусматривать эвакуационные выходы высотой не менее 1,8 м.

      Из технических этажей, предназначенных только для прокладки инженерных сетей без размещения инженерного оборудования, допускается предусматривать аварийные выходы через двери размерами не менее 0,75×1,5 м, а также через люки размерами не менее 0,6×0,8 м без устройства эвакуационных выходов.

      При площади технического этажа до 300 м 2 допускается предусматривать один выход, а на каждые последующие полные и неполные 2000 м 2 площади следует предусматривать еще не менее одного выхода.

      В технических подпольях эти выходы должны быть обособлены от выходов из здания и вести непосредственно наружу.

      Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»:

      23. На объектах защиты запрещается:

      д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

      ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;

      25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

      33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

      34. Утратил силу

      35. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

      Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

      36. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

          • a) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
          • б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
          • в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
          • г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
          • д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
          • е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
          • ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

          37. Руководитель организации при расстановке в помещениях технологического, выставочного и другого оборудования обеспечивает наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

          37 1 . Руководитель организации обеспечивает исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей.

          43. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.

          Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

          В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

          В каком случае допускается производить техническое обслуживание и ремонт тормозного оборудования грузового вагона в составе поезда?
          ► После перекрытия разообщительного крана и выпуска сжатого воздуха из запасного резервуара и тормозного цилиндра

          Во время очистки стрелок работники должны располагаться?

          Где должно размещаться рабочее место, предназначенное для осмотра поездов, принимаемых «сходу» («островок безопасности»)?

          Где разрешается проход по территории железнодорожной станции?
          ► По специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам

          Изымается ли предупредительный талон в случае если работник допустил нарушение требований безопасности труда по вине работодателя?

          К руководителю подразделения обратился работник с просьбой расследовать случай травматизма, произошедший с ним в 2005 году. Подлежит ли расследованию данный несчастный случай?

          Как нужно сходить с переходной площадки вагона?
          ► Сходить с площадки нужно, повернувшись лицом к вагону, держась руками за поручни, предварительно убедившись в отсутствии приближающего состава на соседнем железнодорожном пути

          Как следует проходить по пути при невозможности пройти в стороне от пути или по обочине?

          ► Идти навстречу движения поездов, по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания

          Какая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены вручную не должна превышать предельную допустимую норму для женщин при переноске тяжестей?

          Какая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены вручную не должна превышать предельную допустимую норму для мужчин при переноске тяжестей?

          Какая система информации осуществляет контроль за соблюдением работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях?

          Какая ширина служебных проходов должна быть на прочих производственных территориях к служебным и вспомогательным зданиям и сооружениям, рабочим местам, пассажирским платформам и другим остановкам транспорта?

          Какая ширина твёрдого покрытия на уровне головки рельсов в местах пересечений служебных проходов с железнодорожными путями для прохода работников?

          ► Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути

          ► Наличие световозвращающих полос, со спины должен быть нанесен трафарет из букв и цифр размером не менее 15x20 см, указывающий принадлежность работника к соответствующему структурному подразделению ОАО "РЖД" или подрядной организации

          Какие работы относятся к категории работа на высоте?
          ► Работа, при которой существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более

          Какие размеры должны быть у здания, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути, для предотвращения выхода работников непосредственно на железнодорожные пути?

          ► Имеющие выход прямо в сторону путей, должны иметь перед дверью барьер длиной 5 м и высотой 1 м., у выходов из таких зданий устанавливается сигнализация о приближении поезда или предупреждающие знаки "Берегись поезда"

          Какой опасный и вредный производственный фактор возникает при движущемся железнодорожном подвижном составе, транспортных средств, машин и механизмов?

          Какой опасный и вредный производственный фактор возникает при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и вредными химическими веществами?

          Какой опасный и вредный производственный фактор возникает при физической перегрузке при выполнении работ стоя и под вагоном (неудобная рабочая поза), при перемещении тяжестей вручную и др.

          Какой стаж работы должен иметь руководитель производственного обучения у работника после прохождения теоретического обучения в образовательных структурных подразделениях железных дорог?

          Какой угол наклона лестницы к горизонтальной поверхности при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м?

          Кем должны выполняться требования, изложенные в Правилах по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях?

          ► Всеми работниками независимо от занимаемой ими должности и принадлежности к филиалу и/или структурному подразделению ОАО "РЖД" во время выполнения трудовых обязанностей на железнодорожных путях общего пользования

          Когда допускаются переговоры по личным мобильным телефонам?
          ► Только во время перерывов в работе и нахождения работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км\час и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км\ч

          Кому при работе на станционных путях машинист маневрового локомотива сообщает о случаях нарушений работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях по станционной (маневровой) или поездной радиосвязи:

          Минимальное допускаемое расстояние, при котором работникам запрещается переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущемся подвижным составом?

          На какое расстояние от крайнего рельса необходимо отойти при обнаружении приближающегося подвижного состава при установленных скоростях движения 121 -140 км/ч?

          На какое расстояние от крайнего рельса необходимо отойти при обнаружении приближающегося подвижного состава при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ ч?

          На какое расстояние работники, оказавшиеся на пути следования поезда, должны отойти от крайнего рельса при скорости движения поезда до 120 км/час?

          На какое расстояние работники, оказавшиеся на пути следования поезда, должны отойти от крайнего рельса при скорости движения поезда до 140 км/час?

          На какое расстояние следует отойти при обнаружении приближающегося подвижного состава работниками, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава?
          ► На обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км\ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121-140 км\ч

          На каком расстоянии от ж.д. путей должен находиться работник во время использования (в случае крайней необходимости) мобильного телефона:

          ► При нахождении работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса + при скорости движения до 140 км/час и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч

          На каком расстоянии от крайнего рельса при скорости движения поездов более 140 км/час допускается вести переговоры по личным мобильным телефонам?

          На каком расстоянии от крайнего рельса при скорости движения поездов до 140 км/час допускается вести переговоры по личным мобильным телефонам?

          На каком расстоянии от крайнего рельса следует идти при проходе вдоль железнодорожных путей на станции по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути?

          На междупутьях какой шириной в парках (прибытия и транзитного) пунктов технического обслуживания и пунктов подготовки вагонов к перевозкам должно размещаться рабочее место - "островок безопасности"?

          Наиболее оптимальное расстояние рабочего места осмотрщика вагонов при встрече поезда «сходу» от проходящего подвижного состава?

          Осмотрщик вагонов был укушен змеей. Подлежит ли расследованию данное событие как несчастный случай?
          ► Подлежит и может быть квалифицирован как несчастный случай, связанный с производством

          От чего зависит длительность перерывов в работе для обогревания при работе на открытом воздухе в зимнее время?

          Перед правкой створок дверей полувагона между дверью и стойкой необходимо заложить деревянную прокладку толщиной

          Перчатки из дисперсии бутилкаучука предназначены для:
          ► Защиты рук от растворов кислот и щелочей средней концентрации, а также некоторых органических растворителей (кроме хлорированных ароматических углеводородов, нефтепродуктов)

          По какому маршруту необходимо следовать к месту работы?
          ► К месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями «Служебный проход»

          После какого срока работнику, имеющему предупредительный талон №2 возвращают талон №1?
          ► Если в течении 6 месяцев не нарушал требований безопасности труда

          После чего работнику выдается предупредительный талон №1?
          ► Прохождения первичной проверки знаний по охране труда

          При каких условиях работы работники обязаны носить защитные каски?
          ► При работах на высоте, при нахождении в зоне выполнения погрузочно -разгрузочных работ с использованием грузоподъемных механизмов

          При какой скорости ветра запрещается производить на открытых площадках осмотр и ремонт кровли, другие работы на крышах грузовых вагонов?

          При какой скорости воздушного потока (ветра), запрещено проводить работы на высоте на открытой местности?

          При понижении температуры воздуха увеличивается теплоотдача тела. Сильное движение воздуха, при низкой его температуре, резко увеличивает теплоотдачу и может привести к переохлаждению организма. Какова смертельная температура тела для человека?

          При понижении температуры до -15С, на участках с интенсивным движением поездов, осмотрщику, осмотрщику – ремонтнику должны представляться кратковременные (не менее 15 минут) перерывы для обогрева, не реже чем:

          С какой периодичностью проходят в подразделениях очередную проверку знания требований охраны труда руководители и специалисты?

          Требования безопасности при переходе железнодорожных путей:
          ► Переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава

          Укажите, на что направлена система информации «Человек на пути»
          ► На предупреждение случаев травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих и граждан, находящихся на железнодорожных путях, обеспечение контроля за соблюдением правил нахождения на железнодорожных путях, а также на уменьшение количества случаев, влияющих на ухудшение функционального состояния машиниста и снижение работоспособности

          Что выдается лицам, прошедшим обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающих организациях?

          Что должен немедленно сделать машинист локомотива в случае выявления нарушений работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях, а также случаев экстренного торможения поезда с целью предотвращения наезда на работников:
          ► По поездной радиосвязи сообщает дежурному ближайшей железнодорожной станции или поездному диспетчеру при диспетчерской централизации

          Что должен сделать в первую очередь машинист, если при проследовании поезда по соседнему пути продолжаются работы и люди не ушли на безопасное расстояние (кроме случаев производства работ в «технологическое окно» в графике движения поездов или при ограждении места работ сигналами остановки):
          ► Сообщить о нарушении по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда, указав точное место нахождения людей

          Что должно быть установлено в местах пересечения пешеходных переходов с железнодорожными путями?

          Что запрещается при техническом обслуживании и ремонте тормозного оборудования под грузовым вагоном?
          ► Находиться у головки штока поршня тормозного цилиндра со стороны выхода штока и прикасаться к головке штока

          Что необходимо сделать при продувке тормозной магистрали во избежание удара соединительным тормозным рукавом?
          ► Необходимо использовать кронштейн для подвески соединительного рукава или придерживать его рукой у соединительной головки

          Что проводится работнику имеющему предупредительный талон №3 при нарушении требований безопасности труда?
          ► Внеочередная проверка знаний и он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности

          Что следует сделать на платформе во время прибытия и отправления пассажирского поезда?
          ► Следует заблаговременно отойти от края платформы на расстояние не менее 1,5 м, повернуться лицом к движущемуся поезду и наблюдать за его движением

          Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил - Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858.

          Сведения о своде правил

          1. РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России.

          2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность".

          3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 173.

          5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

          1. Область применения

          1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).

          1.2. Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

          2. Термины и определения

          В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями.

          2.1. Автоматическое управление: приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей командным сигналом от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

          2.2. Вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения: один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания.

          2.3. Зона пожарного оповещения: часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

          2.4. Полуавтоматическое управление: приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей диспетчером (оператором) при получении командного сигнала от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

          2.6. Соединительные линии: проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

          2.7. Эвакуационные знаки пожарной безопасности: знаки пожарной безопасности, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации, в том числе световые пожарные оповещатели.

          3. Требования пожарной безопасности к системе оповещения

          и управления эвакуацией людей при пожаре

          3.1. СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

          3.2. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

          3.3. СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.

          Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

          В СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

          Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

          3.4. Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

          Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

          3.5. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

          4. Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому

          оповещению и управлению эвакуацией людей

          4.1. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

          4.2. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

          4.3. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.

          4.4. Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

          4.5. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.

          4.6. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.

          4.7. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

          4.8. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

          5. Требования пожарной безопасности к световому оповещению

          и управлению эвакуацией людей

          5.1. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

          В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.

          5.2. Световые оповещатели "Выход" в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания в них людей.

          5.3. Световые оповещатели "Выход" следует устанавливать:

          в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами;

          над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;

          в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".

          5.4. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать:

          в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;

          в незадымляемых лестничных клетках;

          в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности.

          5.5. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.

          6. Классификация систем оповещения и управления эвакуацией

          людей при пожарах в зданиях

          В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.

          Читайте также: