Известковый раствор для кладки кирпича состав старинный

Обновлено: 02.05.2024

По одним легендам в раствор добавляли яичный желток, по другим – даже кровь… Этим и объясняется тот факт, что многие старинные здания сохранились до наших дней.
Еще много столетий назад практиковалось применение гидрофобных органических веществ для повышения водостойкости воздушной извести. Жиры, масла и некоторые другие органические соединения, обладающие гидрофобными свойствами, широко распространены в животном и растительном мире. Повседневно встречая такие вещества в окружающей природе, человек с давних пор применял их не только для питания, но также для различных бытовых и производственных надобностей, в том числе и в строительной технике. Так, например, в древнем Риме к извести добавляли свиное сало и свернувшуюся кровь животных, а в древней Руси - творог, льняную сечку вместе с льняным семенем, отвар еловой коры и другие вещества.
Мастера и зодчие древних и средних веков пользовались органическими поверхностно-активными добавками, физико-химические свойства которых были открыты лишь много веков спустя.
Органические добавки к воздушной извести, которая в старину являлась основным и важнейшим вяжущим веществом, применялись до XVIII в. включительно. Вторая половина XVIII в. и весь XIX в. были эпохой быстрого развития гидравлических вяжущих веществ. Надобность в гидрофобизующих и подобных добавках, как тогда казалось, отпала, и они были забыты.
Когда в начале двадцатого века, когда выяснилось, что водонепроницаемость и некоторые другие свойства цементных бетонов и растворов нуждаются в улучшении, вновь начали применять органические добавки. Наибольшую популярность приобрели добавки, представлявшие собой нерастворимые в воде мыла жирных кислот.
Так, например, под различными названиями (церезит, церолит и др. ) использовались смеси олеинокислого кальция и олеинокислого алюминия с гидроокисью кальция. (Последний компонент обычно брали в избытке, чтобы облегчить равномерное распределение олеатов в процессе их введения в бетонную или растворную смесь) . Существовали также препараты из
битумов, восков и смол, применявшихся в виде эмульсий при изготовлении бетонов и растворов. Иногда гидрофобизация бетонных изделий осуществлялась последовательным пропитыванием растворами мыла и алюминиевых квасцов в воде, либо раствором парафина в дихлорэтане или четыреххлористом углероде или другими составами. Разработка подобных способов гидрофобизации бетонов носила преимущественно эмпирический характер.

Каменецкая башня (Белая вежа) , один из главных символов Беларуси, была заложена ранней весной 1276 года. Второй секрет долговечности башни — известь. Цемента–то тогда не было. К строительству годилась лишь та известь, что гасилась в земле от шестидесяти лет до века, — место ее закладки мастера передавали потомкам как величайший семейный секрет. Пролежав в земле сто лет, она становилась мягкой и пластичной, точно масло. Часть извести хорошей выдержки везли аж из самой столицы. В 1998 г. во время раскопок недалеко от башни нашли небольшое захоронение костей диких животных, среди которых были даже кости бобра. Когда замешивали раствор для кладки, к вековой гашеной извести добавлялась сухая негашеная, яичные желтки и кровь диких животных. Отсюда–то и пошло выражение «строить на крови» , а не от человеческих жертв, как принято считать.

Яйцо использовалось как пластификатор. Сейчас другие добавки не хуже. А качество любого изделия определяется не только материалами , но и руками и отношением к работе. Раньше за брак били нещадно, да и совесть у большего числа людей была.

Вроде, гашенную известь применяли( Са(ОН)2 ). Египтяне из негашенной извести мыло изготовляли, например. Не факт, что они не использовали это и в строительном деле.

Песок и известь. Никаких яиц никто и никогда не добавлял. Просто налог на строительство крепости брали натуральный, яйцами в том числе. Отсюда и пошло выражение построили на яйцах.

что-то с яйцами связано.

а вот конкретно - белок или желток. не помню.

Строили всем миром. Денег не было - был оброк яйцами. Большая часть шла в оплату за материалы, работникам. Краски для икон и росписи затирали на желтке, а белок добавляли в штукатурный раствор под роспись. Кладочный известковый раствор замешивали на снятом молоке с водой от гашения извести. "Обчеством" решали добавлять или нет яйца без разделения в раствор. За лето (до уборочной поры) клали не более 3-х метров вверх - иначе вылезали нижние ряды кладки.

Сейчас то время, когда на прилавках магазинов можно встретить кучи химических добавок, сделанных у нас или привезенных из-за рубежа. Да, они обеспечивают надежность и качество кладочной смеси, но чтобы ими воспользоваться, нужно выложить очень немалую сумму, а именно, чтобы приобрести качественный продукт, вы дополнительно заплатите со своего кармана за добавки 200-250 рублей помимо одного мешка цемента. В пересчете на строительство всего дома, это окажется очень даже кругленькой суммой.

А как же раньше обходились без добавок? Кто-то скажет, что раньше цемент был другого качества! Готов поспорить, сейчас тоже можно найти цемент не хуже, а кладка все равно останется слабой.

Всё дело в технологии, которая сейчас не соблюдается большинством строителей, все гонятся за скоростью, а соответственно и за деньгами. Быстро сделал, получил деньги и смайнал на другой объект, а дальше хоть трава не расти!

Друзья, я неделю назад наконец-то снес тот старый сарай, который строился в 1976 году. В процессе сноса, через каждые 2-3 минуты я брал паузу, чтобы не перегреть перфоратор. и не смог так дальше работать. В конечном счете, я снес постройку только благодаря способу "разрушить по-русски" — кувалдой с 6-ти килограммовым бойком.

Цементный раствор был настолько крепок и неотделим от кирпича, что быстрее ломался пережженный кирпич, нежели отлетал раствор. При установке пики перфоратора между кирпичом и швом с целью отделить одно от другого, наконечник постоянно проскальзывал, углубляясь либо в кирпич, либо упирался в цементный шов, и ни никак не между. Это говорило о том, что сцепка между кирпичом и раствором — великолепна!

На самом же деле, чтобы кирпичная кладка служила верой и правдой много поколений, нужно соблюдать ряд условий:

  • технологию,
  • влажность,
  • качество компонентов,
  • их пропорцию при замесе раствора.

Для большинства строителей не секрет, что раньше перед кладкой, кирпич выдерживали во влажном состоянии всю ночь, чтобы он пропитывался водой. Это достигалось с помощью различных тряпок, обмотанных вокруг уложенного стопками кирпича. В эпоху СССР при строительстве многоэтажек, краном окунались поддоны в чаны с водой. Кто видел такие мероприятия сейчас? Скорее единицы!

Когда кирпич влагонасыщен, он не забирает воду из кладочного раствора, соответственно, цемент не испытывает дефицита воды, только лишь в этом случае все частицы цемента вступают в реакцию с водой, а соответственно, раствор получается во много раз качественнее.

Второй момент, кладку старались вести преимущественно ранней весной или осенью, когда воздух не пересушен и повышена его влажность. В противном случае, в летний жаркий период, по завершению рабочего дня строители на кирпичную кладку устанавливали деревянные корытца с водой, которая сочилась и поддерживала кирпич во влажном состоянии.

Третий момент — пластичность смеси. Когда смесь пластична, она не только становится удобной в процессе работ, а еще заполняет все неровности кирпича, обеспечивая лучшую сцепку с его поверхностью.

Пластичность смеси обеспечивалась только с помощью свежей гашенной извести, другие варианты исключены! А сейчас в ход идет мыло, фэйри и прочие не предназначенные для этого вещества.

Не зря цементно-известковый раствор применялся веками, во-первых известь это великолепный природный антисептик, а во вторых — за счет пылеватых частиц она способна удерживать воду и долго не отдавать во вне, вот почему растворы с добавлением извести получаются пластичны! Для придания пластичности, извести нужно немного, примерно 1/4 или 1/5 от объемной доли цемента.

И последний момент в качественной кладке — это использование чистой воды. Конечно же разницы нет, водопровод это, колодец, скважина или дождевая вода, главное, чтобы она была чистой. В старину даже колодезную воду перед кладкой отстаивали в течение суток.

Соблюдая эти несколько простых правил совершенно реально получить надежную и долговечную кирпичную кладку!

Каменные дома строили в 19 веке практически без того, что сегодня мы называем цементом. Приготовление растворов и их составляющих было очень простым, но были разработаны и применялись специальные добавки.

Растворы пришли из очень глубокой древности и заслужили право на существование. Строительство стен и фундаментов тоже было, на первый взгляд несложным.

Перейдем непосредственно к самим растворам

Вот как описывается это в книге “Технолог-практик” 1868 года:

“Известь употребляется в полужидком виде; для связывания, или склеивания камня или кирпича. Для это известь приготовляют следующим образом: выкапывается яма (творило) и в нее сыплется слой извести, песку, опять извести и т. д., потом все смачивают водою и оставляют на сутки. Такой известково-песчаный раствор называется цементом и употребляется, как сказано выше, на склеивание камня и кирпича. Хороший цемент, т. е. клейкий, прочный, не пропускающий сквозь себя сырости есть вещь самая важная в постройках; понятно, что если цемент плох, то и вся постройка никуда не годится”.

КУЯНОВ ЦЕМЕНТ .

Он состоит из: 7 частей речного песку.

1 части пережженной и измельченной глины.

1 части измельченной каменноугольной золы.

1 части естественной водной извести.

Все это должно быть очень хорошо перемешано. Такой цемент застывает в 5— 6 дней, а через год делается очень крепким.

ЦЕМЕНТ С ОПИЛКАМИ .

Употребляется для построек, очень подверженных сырости. Гашеную известь разводят водою, затем прибавляют в нее опилок на столько, чтоб известь не потеряла своей клейкости.

ТУРЕЦКИЙ ЦЕМЕНТ.

⅓ часть кирпичного порошка и ⅔ части мелкого известкового.

Все это смачивается дождевой водою. Между связываемыми камнями кладется его слой толщиною в 3 вершка.

АРАВИЙСКИЙ ЦЕМЕНТ .

2 части золы. 3 части извести.

Все это смешать и просеять, затем взбивать смесь трое суток.

Деревянной колотушкой, подливая понемногу масла и воды. Цемент вообще в несколько дней затвердеет настолько, что уже по прошествии этого времени стена делается довольно крепкою. Но, собственно говоря, он продолжает твердеть целые столетия.

ЦЕМЕНТ ДЛЯ КИРПИЧНЫХ КРЫШ.

2 ч. извести 3 ч. перемешанного песку.

К этому прибавляют измельченного коровьего волоса и мягкой речной воды.

ЦЕМЕНТ ИЗ ДРЕВЕСНОЙ ЗОЛЫ.

2 ч. негашеной, извести. 3 ч. золы.

В земле вырывают ров, в который насыпают золы, а посредине её в углубление— извести. Эту известь тут же гасят и хорошенько смешивают с золой”.

Как вы обратили внимание, составы и их составляющие очень просты и понятны. Так в чем же дело? Почему сегодня трудно воссоздать подобные растворы?

Оказывается все дело в самой извести.

Вот,что написано в книге об этом: “ Известь, Она выжигается из камня известняка. Лучшая та, которая, при поливании ее водою, вскипает и рассыпается мелким порошком! Известь, лежавшая долго, в дело не годится”.

Также в извести должно быть много кремния. Если его было мало, то добавляли различные цемянки содержащие кремний. Применялся мергель пресноводный ( рыхлая, рассыпчатая, порошкообразная масса углекислого кальция, отложенная в водоемах озерно-болотного типа в результате выпадения СаСО 3 из раствора, обогащенная глинистой примесью (свыше 30 %)

Чего бы другого, а болот и озер у нас в достатке, так, что проблем с мергелем не было.

В основном применялось, то, что находилось недалеко, так как составов различных было очень много.

И действительно, почему так: дома, построенные из современных материалов и по модным технологиям, стоят без повреждений от силы лет 5–10, а потом дают трещины? Кирпич, сделанный по передовым технологиям, осыпается, а раствор можно счистить обычной малярной кистью? Дело в качестве цемента? Или, может быть, в нарушении пропорций? Почему же нашим дедам такие проблемы не были знакомы, и в тяжёлые и бедные послевоенные годы они строили такие добротные дома, что стены не берёт перфоратор?

Цемент был другой?

Ну, как сказать, современный цемент добывают по-прежнему там же, что и в советские годы. Пользуются разработками наследия компартии, не утруждая себя поиском новых мест и строительством новых заводов. А ведь в послевоенные тяжёлые годы страна за 20 лет построила 56 цементных заводов и к 60-м годам перегнала по производству цемента сытые Штаты.

Как делали кладочный раствор в советские времена

Но не о том речь, а всё-таки о цементе, и нужно с горечью признать, что найти хороший цемент теперь очень не просто. Причина в развитом капитализме: все пытаются обмануть, чтобы получить максимум прибыли. Вот и оказывается в маркированных мешках вместо цемента пыль новороссийских дорог. И, тем не менее, зная, как определить качество цемента, можно найти достойный материал. Но этого недостаточно для того, чтобы сделать действительно хороший раствор, без всяких фокусов с клеем ПВА, яйцами и прочим «волшебством».

Незатейливая технология дедовского раствора

Кинуть песок и цемент в бетономешалку проще простого, скажете вы, но тут как у хозяйки с пирогом: мало смешать дрожжи и молоко, нужно добавить любовь. Так и с раствором для строительства дома: потребуется старинная магия.

Прежде всего воду для кладки использовали только колодезную, то есть с минимальными примесями биологических материалов и только отстоянную. Вода должна была постоять хотя бы сутки

В раствор для кладки, помимо песка, обязательно добавляли мелкий отсев. То есть на одну часть цемента уходило три песка и одна отсева. Если с лупой присмотреться к растворам 50–70-х годов, вы обязательно увидите там мелкий отсев.

Перед тем, как приступать к кладке, за сутки кирпич укладывали в штабеля, каждый ряд перекладывая тряпками. На ночь кирпич обильно поливали водой, избыток влаги впитывался в ткань, и так за ночь кирпичи набирали воду.

Этот приём позволял потом не беспокоиться о том, что обожжённая глина вытянет из раствора воду

И ещё одно существенное условие: дома строили в сентябре-октябре. И не потому, что в это время заканчивались полевые работы. Дело в том, что в это время стоит оптимальная для строительства температура. Не жарко и не холодно, как раз то, что нужно для становления качественного раствора.

Всё дело в том, что качество раствора напрямую зависит от того, как быстро и в каких условиях он набирает свою прочность

Попробуйте и сравните

Да, сейчас очень трудно игнорировать напор новых технологий. Вам настоятельно предлагают различные добавки в бетон от морозов, от плесени, для повышения прочности и эластичности. Любой каприз за ваши деньги – хоть клубничный ароматизатор для кирпичной кладки, только заплатите. Нужно знать, что с различными присадками нужно быть очень осторожным – любая передозировка приводит к потере качества смеси.

Но если вы всё-таки считаете, что добавка к раствору нужна, посмотрите это видео:


Впервые этим вопросом историки занялись еще в 1930 году, однако до сих пор про растворы известно немного. По словам Носова, дело в том, что до настоящего времени ученые использовали каждый свой метод анализа, да и обработали небольшое количество образцов. В основном исследователей интересовали домонгольские сооружения: ученые исследовали около 90 древнерусских памятников, из которых 70 датируются XI-XIII веками.

13 образцов на анализ

Команда российских ученых под руководством Носова решила провести комплексный анализ образцов раствора более позднего периода. Ученый лично взял 13 образцов строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске, Серпухове, Борисовом городке, Смоленске и Вязьме. Для сравнения он также изучил образцы современного раствора в Смоленске и средневековых укреплений в Англии и в Уэльсе (замок в Чепстоу, городские стены в Конуи и в Кембере). Сложность работы заключалась в том, чтобы найти тот участок крепости, где не проводились реставрации и не применялись более поздние растворы (например, в случае с Московским Кремлем найти кладку конца XV века практически невозможно, так как крепость слишком часто ремонтировалась).

Рентгенофлуоресцентный анализМетод спектроскопического исследования вещества с помощью рентгеновского излучения для определения содержания элементов и элементарного состава образца вещества. Петрографический анализ -- метод исследования вещества с помощью микроскопа для определения фазового состава, структуры и текстуры горной породы или технического камня.

Химический анализ рентгенофлуоресцентным методом провела Ирма Рощина из Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН. Петрографический анализ сделала сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации Раиса Лобзова.

Что такое строительный раствор?

Строительный раствор состоит из двух компонентов: вяжущего вещества и заполнителя. Иногда к ним подмешивают и специальные добавки. На Руси в качестве вяжущего элемента использовалась известь: известняк, мел и другие карбонатные породы обжигались в специальных печах. К полученной смеси добавляли воду, в результате чего образовывалась гашеная известь, получалось этакое строительное «тесто». Однако такой материал быстро трескался. Поэтому к извести добавляли заполнитель, например песок, значительно улучшавший качество строительного раствора.

Ученые определили прочность разных строительных растворов, процентное соотношение вяжущего элемента и заполнителя, их состав и дополнительные примеси (например обломки кирпича или кирпичная мука, шлак, раковины и т. д.).

Как и из чего строили в XVI веке?

ЦемянкаЗаполнитель для строительного раствора из керамической или кирпичной крошки. Использовался, например, при строительстве архитектурных памятников Киева, Чернигова, Переяславля.

В итоге ученые выяснили, что строительные смеси, связывающие камни крепостей XVI-XVII веков, значительно отличаются от более ранних образцов. В XI-XIII веках в основном использовали известково-цемяночные, а в XVI-XVII -- известково-песчаные смеси. В некоторых образцах присутствует недожженная известь, которая повышает прочность раствора. Возможно, древние строители специально не очищали известь, выяснив экспериментальным путем, что так качество раствора только повышается. Исследователи также нашли следы повторного использования старой извести, которую смешивали с новой. Более того, они обнаружили, что некоторые качества древней извести (долговечность, воздухоустойчивость) превышают качества современных цементов.

Образец современного раствора, использованный реставраторами, оказался весьма похож на древнерусский, однако оказался плохо перемешан. Зато средневековые образцы из Уэльса и Англии очень похожи на русские растворы XVI-XVII веков.

Несмотря на все полученные данные, ученым еще предстоит выполнить большую работу, чтобы сделать выводы об общей эволюции строительных растворов на Руси и их использовании в культовых, военных и гражданских сооружениях. По словам Носова, также интересно было бы сравнить древнерусские растворы с итальянскими, так как в Россию приезжали и иностранные мастера, например Аристотель Фиораванти (примерно 1415--1486), который построил Успенский собор в Москве.

Статья об исследовании строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков опубликована в журнале «Российская археология» (№ 1, 2009).


Читайте также: