Изображение сделанное водяными красками по мокрой штукатурке

Обновлено: 29.04.2024

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Фре́ска (от — свежий ), аффреско — живопись по сырой штукатурке , одна из техник стенных росписей, противоположность « а секко » . При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. .

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Картина, написанная водяными красками по свежей сырой штукатурке. Древнерусские фрески. Вид живописи - настенная роспись. Н прил. фресковый, -ая, -ое. Фресковая живопись.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
фрески, ж. (от ит. fresco - свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей.

Примеры употребления слова фреска в литературе.

Стены часовни украшали фрески работы фра Анджелико, выполненные в 1447-1449 годах от Рождества Христова и представлявшие собой квинтэссенцию простодушия и невинности.

На третьей фреске Анжу увидел чудовищные сцены, происходившие на фоне панорамы Лиона, на четвертой был изображен объятый безумием Руан.

Тщательное изучение грузинской литературы, памятников материальной культуры, архитектуры старинных монастырей и замков, фресок, орнаментов и миниатюр помогло писательнице выработать ясное представление о духе времени, о материальном облике эпохи, о ее людях - персонажах своего будущего произведения: Овладев всем этим материалом, в 1922 году, когда семья Антоновских переехала на постоянное жительство в Москву, писательница вплотную приступила к работе над романом.

Пока придворная дама ходила за кошелем, Робер Артуа, забыв на время свои заботы и козни, огляделся вокруг - стены высокой залы были покрыты фресками на библейские сюжеты, резной дубовый потолок имел форму шатра.

Наши чадские друзья связали вместе снопы папируса в несколько слоев, цепляя множество коротких веревок одна за другую, и хотя нам под конец удалось все-таки убедить их надставить высокий ахтерштевень, соответствие египетским фрескам было лишь внешним.

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно

Человечество не одно тысячелетие украшало стены жилищ, дворцов и храмов рисунками разной тематики. Среди различных техник настенных росписей большое распространение получила живопись по сырой штукатурке, или фреска. Достаточно трудоемкая, она, тем не менее, продолжает применяться в современном дизайне. Разбираемся, какими особенностями она обладает и как используется в современных условиях.

Сущность метода

Фресковая живопись была популярна уже в античном мире, чему сохранилось немало свидетельств в виде дошедших до нас росписей стен жилых домов и храмов. В христианском мире искусство фрески совершенствовалось, и достигло расцвета в эпоху Возрождения.

Изначально техника фрески подразумевала роспись стен или потолка по сырой штукатурке. Сам термин fresco в итальянском языке имеет значение «свежий». В этом состоит главная особенность техники: когда содержащаяся в штукатурке известь высыхает, на поверхности образуется тонкий и прочный слой, защищающий рисунок от разрушения.

Часто роспись по сырой штукатурке применяется в комбинации с другими методами. Например, смешанная техника допускает использование темперно-клеевой живописи. В любом случае особое значение придают подготовке стен. Отделка будет недолговечной, если штукатурный слой будет изготовлен или нанесен с ошибками.

Плюсы и минусы метода

Интерьерная роспись стен обладает следующими достоинствами:

  • Настенная композиция создается вручную, поэтому дизайн помещения становится уникальным.
  • Техника позволяет создать рисунок любой сложности, от простого растительного орнамента до детально проработанного пейзажа.
  • Правильно подобранная тема поможет вписать фреску в любой интерьер.

У росписи по штукатурке есть несколько минусов:

  • Исполнитель должен обладать художественным талантом и чувством пропорции.
  • Даже с талантом художника работу выполнить сложно, так как наносить рисунок надо достаточно быстро.
  • Необходимо знать, как правильно подготовить основу; от этого напрямую зависит долговечность изображения.
  • Заказ росписи по штукатурке – недешевая услуга. Стоимость нанесения считается в квадратных метрах и стартует от 1500-2000 рублей за квадрат, в зависимости от сложности изображения, профессионализма исполнителя, используемой краски, техники исполнения.
  • Процесс нанесения может занять много времени.

Технология создания фрески

Со стороны может показаться, что создание настенной живописи – процесс достаточно несложный и понятный, состоящий из следующих этапов:

  • Стена (или потолок) покрывается свежей штукатуркой.
  • Пока штукатурка остается влажной, на нее наносят контур рисунка, а затем, с помощью водорастворимых красок, сам сюжет (или орнамент).
  • Когда штукатурка высыхает, изображение приобретает характерную глубину. Эффект образуется благодаря тому, что известь впитывает пигмент специфическим образом.

Внешняя простота процесса обманчива. На каждом этапе создания фрески хватает тонкостей; важна и подготовка основы, и пропорции штукатурной смеси, и техника нанесения красителей.


Современное применение традиционной техники

Живопись по сырой штукатурке водяными красками, как это не покажется кому-то странным, относится к отделочным работам. Поэтому, как в случае с любой отделкой, первым делом готовят основание, для чего выполняют следующие операции:

  • С поверхности потолка или стены удаляют старую отделку, очищают ее от пыли, убирают строительный мусор. Если старая штукатурка держится прочно даже при простукивании молотком, допустимо ее оставить.
  • Бетонную поверхность покрывают неглубокими насечками (5-8 мм), из расчета 100-120 штук на квадратный метр. Удобно использовать перфоратор с насадкой-долотом, болгарку или старый топор.
  • В кирпичной стене расчищают швы, а на поверхность наносят шероховатости молотком, зубилом или перфоратором.
  • Подготовленную к нанесению штукатурки стену обеспыливают.

Грунтовка и базовое оштукатуривание

Роспись красками по сырой штукатурке еще на этапе подготовки требует тщательной подготовки. Однако не стоит пытаться сэкономить время и пропускать любой из этапов: вы рискуете нанести изображение на ненадежную штукатурную основу, которая со временем покроется трещинами.

Для сохранности рисунка важно, чтобы между штукатуркой и стеной сохранялась максимальная адгезия (сцепление). Для этого поверхность сделали шероховатой, а теперь ее следует покрыть в 2-3 слоя грунтовкой глубокого проникновения. Не стоит экономить и заменять грунтовку более дешевым аналогом (например, раствором казеинового клея), это снизит адгезию.

Когда слои грунтовки подсохнут, поверхность увлажняют и наносят черновой слой штукатурки. Он нужен по двум причинам: во-первых, выровняет стену и скроет ее дефекты, а во-вторых, станет основой для последующего оштукатуривания. Черновой слой должен быть идеально ровным и хорошо просушенным.


Подготовка раствора

Универсального рецепта не существует; состав с приемлемыми эксплуатационными характеристиками готовят следующим образом:

  • Известь гасят водой (обычно 2,5 л воды на 1 кг извести) и оставляют в таком виде на срок от нескольких дней до 1-2 недель. В результате химической реакции образуется пластичная масса – известковое тесто.
  • Подготавливают наполнитель: крупный песок, который можно разбавить кирпичной крошкой. Второй вариант более трудоемкий, но он стоит потраченного времени: с крошкой штукатурка дольше остается влажной, и у вас будет больше времени для рисования.
  • В замес можно добавить измельченное целлюлозное волокно или пеньку; это сделает штукатурку более эластичной и будет препятствовать растрескиванию.

Смесь готовят непосредственно перед нанесением, с соблюдением пропорций. Готовность к работе проверяют металлическим шпателем: если после окунания в раствор и извлечения он останется чистым, то нужная консистенция достигнута и смесь готова. Для изготовления используют следующие пропорции:

  • Черновой слой. На 1 часть теста берут 3 части наполнителя (чистого песка или в смеси с кирпичной крошкой).
  • Лицевой слой. На 1 часть теста понадобится чуть меньше наполнителя: 2-2,2 части. Если планируется три и более слоя, количество наполнителя уменьшают до соотношения 1 к 1,8.

Как наносят штукатурку

Чтобы получить лицевой слой с подходящими свойствами, необходимо придерживаться следующего сценария:

  • Стену с нанесенным черновым слоем увлажняют дважды: сначала за сутки перед нанесением основного слоя, затем – за 1,5 часа до начала работы.
  • Набросом наносят первый слой штукатурного раствора толщиной 5-8 мм. Разглаживать его не нужно, дополнительно можно нанести легкие волнистые линии, чтобы повысить адгезию.
  • Первый слой оставляют до полного высыхания (минимум на 10-12 суток).
  • Стену тщательно увлажняют и наносят второй слой (профессионалы доводят число слоев до семи, но новичкам достаточно трех).
  • На стене иногда проступает налет извести, который необходимо удалить перед нанесением следующего слоя, и снова увлажнить поверхность. Если не удалить белесый налет, отделка начнет расслаиваться.
  • Высохший предыдущий слой увлажняют и наносят лицевой штукатурный раствор, по которому выполняют роспись. Его придется укладывать частями, чтобы успеть выполнить рисунок; новичку достаточно укладывать участок площадью в полметра.

Видео описание

О создании фрески на стене в следующем видео:


Роспись: тонкости процесса

К росписи стен по сырой штукатурке приступают сразу после укладки и выравнивания последнего штукатурного слоя (вернее, его фрагмента). Поэтому следует заранее приготовить эскиз, все необходимые инструменты и акриловые краски на водной основе. Удобен следующий порядок работ:

  • На штукатурку наносят эскиз. Если вы рисуете по трафарету, то прикладываете его к стене и иголкой перебиваете рисунок. Края изображения необходимо наметить шилом.
  • При нанесении первоначальной росписи важен порядок: сначала светлые оттенки, затем средние по насыщенности и темные.
  • Прорисовку выполняют в обратном порядке, начиная с темных оттенков и заканчивая светлыми красками.
  • Старайтесь использовать мягкую технику живописи (с небольшим нажимом), чтобы не повредить свежий штукатурный слой.
  • Когда фрагмент нарисован, по его краям формируют срез со скосом наружу (шпателем или ножом). Это необходимо, чтобы после наложения новой порции смеси штукатурка легла без образования видимого шва.
  • Выполняется следующий фрагмент росписи водяными красками по сырой штукатурке. Готовую фреску оставляют до окончательной просушки на 7-10 суток. Во время высыхания краски могут изменять первоначальную насыщенность, но она вернется к концу процесса.


Коротко о главном

Древне искусство живописи по сырой штукатурке остается востребованным способом украшения современных помещений. Рисунки наносят с помощью трафарета или рисуют кистью, используя водяные краски.

Роспись выполняется в несколько этапов. Сначала подготавливают поверхность: ее очищают, делают шероховатой и грунтуют. Затем наносят несколько (от трех до семи) штукатурных слоев с промежуточной просушкой каждого.

На последний слой наносится контур, затем изображение прорисовывается красками. От исполнителя требуется не только художественный талант, но и умение работать оперативно, чтобы завершить участок до того, как штукатурка высохнет.

Фреска (от итал. fresco — свежий) - живопись по сырой штукатурке. Сейчас роспись в этой технике делают крайне редко, чаще всего художник расписывает стену или потолок по сухой поверхности. Соответственно, в просторечьи словом "фреска" или "фрески" могут называть любую стенную живопись. Наши художники владеют разнообразными техниками, в том числе и такими, которые позволяют имитировать настоящую фреску.

Посмотрите, пожалуйста, наши работы, выполненные по технологии фрески на стене. Часто в таких работах применяется искусственное состаривание живописной поверхности.



Роспись в технике, имитирующей настоящую фреску. Автор Светлана Керн.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Как мы выяснили, живопись по сырой штукатурке водяными красками называется фреской. А живопись, основанная на применении водяных красок, но выполненная по сухой поверхности, называется секко (от итал. al secco - ‘по сухому’), - настенная живопись, которая выполняется, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Альсекко даёт выигрыш в темпе, позволяя расписывать за рабочий день бо́льшую площадь поверхности, чем при фресковой живописи. Даже, если в большинстве случаев, заказчик имеет в виду именно такую роспись по сухой штукатурке, название секко употребляет лишь узкий круг художников и искусствоведов. Поэтому, и эту технику чаще всего называют "фресковая живопись".


Роспись на стене кухни, роспись по сухой штукатурке. Автор Светлана Керн. 2012г.

Роспись по сырой штукатурке.

Живопись по сырой штукатурке известна во всех древних средиземноморских культурах – Египте, Греции и Риме. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке, стала признаком роскоши, принадлежностью великолепного интерьера.


125 г. до н.э., античный пейзаж фреска. Предположительно иллюстрирующая сюжет из «Одиссеи». Живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Из курса истории искусств хорошо известны фрески византийские. Также роспись красками по сырой штукатурке была популярной техникой и в средневековой Европе.

Свой характер имеет русская фреска. Роспись по сырой штукатурке – долговечная, но сложная техника. Чаще всего она применялась в храмовом зодчестве. А стенная живопись по сухой штукатурке широко использовалась при росписи палат, домов зажиточных горожан.


Знаменитые фрески галереи Храма Покрова на Рву, Москва.

Всемирно известны итальянские фрески периода Возрождения, картина, написанная красками по сырой штукатурке


Андреа Мантенья. Росписи Камеры делльи Спози, Мантуя, Италия. 1470-е гг.

Гротески, как называются рисунки на стенах, сочетающие изобразительные и декоративные мотивы в виде причудливых орнаментальных композиций, являются самым популярным мотивом для классических интерьеров. Например, известные фрески Ватикана стали прототипом росписей в Эрмитаже.


Лоджии Рафаэля.Эрмитаж. Орнаменты в стиле гротеск.

Рисунки по штукатурке.

Наносить рисунки по штукатурке можно как трафаретным, так и свободным способом рисования кистью.



Живопись на потолке как называется орнаментальный фриз. Студия «Александрия». 2015г.

На своих объектах мы применяем живопись по сухой штукатурке водяными красками. Роспись стен по сырой штукатурке сейчас практически не востребована.


Фитоморфный орнамент, как называются рисунки на стенах в виде стилизованной растительности, разрабатывается нашими художниками, исходя из конкретной архитектурной ситуации. Студия «Александрия». 2015г.

Такая роспись водяными красками по сырой штукатурке выполняется в два этапа. Первый - подготовительный: роспись фреска вычерчивается в реальном размере. Графикой наносится контур, как называется рисунок на стене. Второй - живопись по штукатурке.


Процесс росписи потолка занял пять дней. Студия «Александрия». 2015г.


Потолок с росписью в классическом стиле. Студия «Александрия». 2015г.

Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.

Фреска — это роспись по сырой штукатурке. Слово произошло от итальянского fresco — «свежий». Сейчас фрески в интерьере применяются реже, зато данный вид декорирования стен считается уникальным, изысканным и необычным. Намного чаще используется сухая роспись по стенам, которая может быть выполнена даже обычным человеком, далеким от профессии художника.

  • Виды росписи по штукатурке
  • Техника росписи красками по сухой штукатурке
  • Уникальность техники альсекко
  • Недостатки росписи по сухой штукатурке
  • Подготовка поверхности для работы художника
  • Рисование по сырой штукатурке водяными красками
  • Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками
  • История метода
  • Суть процесса
  • Фрески в квартире
  • Технология создания фресок на штукатурке
  • Подбор изображения
  • Подготовка основания
  • Приготовление раствора
  • Нанесение штукатурки
  • Краска для росписи
  • Нанесение изображения

Виды росписи по штукатурке

Техники рисования на оштукатуренных стенах бывают разными. Основные из них:

  1. Фреска. Представляет собой живопись по сырой штукатурке водяными красками. Для создания рисунка нужна специальная пластичная масса из гашеной извести, песка, кирпичной пыли. В идеале в такую смесь добавляются измельченные льняные нити или пенька — в таком случае картина на стене будет более долговечной, не растрескается и не станет крошиться.
  2. Альсекко. Это роспись красками по сухой штукатурке. Для данной методики применяются особые краски на основе клея, воды, сырых яиц. Они позволяют получить стойкое изображение, которое не повреждается от воздействия неблагоприятных факторов.

Художественная роспись стен в интерьере

Техника росписи красками по сухой штукатурке

Живопись по сухой штукатурке имеет свои особенности. Она не требует спешки, рисовать на стене может один мастер или несколько человек в удобном режиме. В состав красок входят природные материалы, поэтому готовые картины будут безопасны для взрослых и детей. Чаще всего сухая методика применяется для декорирования спален, детских комнат. Цвета красок характеризуются яркостью, а сами материалы плотностью, к тому же долго не тускнеют, не осыпаются.

Уникальность техники альсекко

Сейчас техника альсекко (асекко, секко) стала набирать популярность, особенно для украшения зданий, заборов, а также для интерьера домов и квартир. Этот вид настенной живописи предполагает рисование по уже высохшей, но вторично увлажненной поверхности. Методика считается уникальной, имеет ряд неоспоримых достоинств:

  • использование на 100% безвредных красителей;
  • возможность работать целый день или несколько дней без необходимости ускорения;
  • долговечность изображения, стойкость к перепадам влажности и температур;
  • тщательное прорисовывание деталей, четкость картинки;
  • возможность создания объемных изображений и многогранных фигур;
  • пригодность для картин на любые тематики, выполнение работ во всевозможных художественных стилях;
  • возможность поправки изображения или его смывки чистой водой в ходе работы.

Недостатки росписи по сухой штукатурке

Нарисовать действительно красивую картину, выполнить объемный декор сможет только профессионал. Речь идет не о мелких рисунках или орнаменте, которые можно сделать по трафарету, а о действительно эксклюзивных работах. Цена такого труда будет очень высока, а выполнение займет много дней. Поскольку подобный интерьер может наскучить, лучше заранее подумать о его целесообразности.

Рекомендуется выполнять большие настенные изображения в комнатах, где обычно не проводится много времени: кабинетах, холлах, библиотеках.

Подготовка поверхности для работы художника

Чтобы получить красивое и долговечное изображение на стене, ее следует правильно подготовить. Для начала убирают старые покрытия: краску, обои. Затем все сколы, дефекты, следы от крепежа замазывают штукатуркой или шпатлевкой. Основание грунтуют на 1–2 слоя, потом заново штукатурят подходящим составом, выравнивают его до идеального состояния. После высыхания штукатурку еще раз грунтуют, хорошо просушивают, и только потом к работе может приступить художник.

Художественная отделка стен

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

Роспись по декоративной штукатурке

Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Декоративная штукатурка фреска

Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Технология создания фресок на штукатурке

Работы включают в себя два основных направления: нанесение штукатурки и ее роспись. Оба этапа непосредственно связаны, причем второй вытекает из первого. Важно строго соблюдать технологический процесс, иначе изображение может потрескаться и вскоре осыпаться.

Технология создания фрески

Подбор изображения

Для изготовления фрески выбирают любой рисунок, который подходит к основной стилистике. Для самостоятельного расписывания стен не стоит брать более, чем 3 основных цвета. Стена, на которой будет находиться фреска, должна быть хорошо освещенной лучами солнца, не загроможденной предметами мебели.

Подготовка основания

Отделочные работы всегда начинают с качественной подготовки стены. В рамках подготовительных мероприятий производятся такие действия:

  1. Снятие старого покрытия. Убирают все отслаивающиеся материалы, счищают штукатурку вплоть до основания (бетона, кирпича, дерева). Если слой держится крепко, можно ограничиться частичным удалением крошащихся участков. Поверхность стены тщательно обметают тряпкой от мусора, пыли.
  2. Выполнение насечек. При помощи перфоратора со специальной насадкой-долотом делают мелкие насечки глубиной менее 0,8 см на стене. На 1 кв. м площади наносят примерно 120 насечек. Еще раз смахивают с основания пыль.
  3. Грунтование. Глубоко проникающим составом осуществляют обработку подложки в 1–3 слоя, чтобы улучшить силу сцепления со штукатуркой.

Нанесение грунтовки на стены

Приготовление раствора

Опытные мастера готовят растворы по своим «рецептам», подбирая соотношение компонентов опытным путем. Но рекомендации по пропорциям все-таки существуют. Обычно для выполнения первых слоев штукатурки смешивают между собой:

  • 1 часть гашеной извести;
  • 4 части песка;
  • немного мелко нарубленной пеньки или целлюлозы.

Для финишного слоя штукатурки соединяют 1 часть извести и 2,5 части песка. Идеальным вариантом будет замена песка или его доли на кирпичный порошок. Для уличных работ количество кирпича должно быть небольшим. Что касается извести, то она обязана иметь высокое качество, иначе для рисования фрески не подойдет. В дешевой извести минимальное содержание оксида кальция, поэтому ее гашение может занять несколько месяцев. В результате возникнет высол, штукатурка отстанет от стены или расслоится.

Известь гашеная пушонка

Идеальный вариант — купить для раствора чистую известь-пушенку, которая уже погашена. Также можно приобрести порошок негашеной извести и погасить его самостоятельно (залить чистой водой на 2 недели, потом жидкость слить). Песок для штукатурки тоже должен быть качественным и чистым. Лучше взять речной песок, просеять его через мелкое сито, чтобы штукатурка получилась более пластичной.

Нанесение штукатурки

После приготовления штукатурки нужно сразу приступать к ее нанесению на стену. Слоев должно быть не менее двух, но чаще всего выполняется 3 штукатурных слоя (максимальное количество — 7). Если толщина штукатурки составит более 1–1,5 см, риск ее растрескивания повысится.

Оштукатуривание производят в три этапа:

Вначале к стене крепят маячки, которые позволят выровнять штукатурку. Производят набрызг мастерком, набрасывая первый слой толщиной до 6–8 мм. Распределяют штукатурку теркой для равномерности, но не слишком ее разглаживают. Излишки раствора убирают правилом. Зубчатым шпателем или иным удобным инструментом выполняют волнистые линии глубиной до 2 мм с шагом в 40 мм. Такие волны помогут сформировать рельеф и улучшить сцепление с последующими слоями штукатурки.

Нанесение штукатурки на стену

После частичного схватывания первого слоя приступают ко второму, промежуточному. Для грунта раствор должен быть более густым, чем для набрызга, поэтому воды в штукатурку добавляют меньше. Массу наносят на стену мастерком, перетирают полутерком, излишки убирают правилом. Регулярно контролируют положение штукатурного слоя уровнем, так как на этом этапе осуществляется выравнивание основания.

Для укрывки штукатурку делают более жидкой. Наносят ее при помощи терки тонким слоем (2–3 мм). За один подход желательно накладывать на стену столько укрывки, сколько удастся сразу закрасить, ведь она очень быстро сохнет. Опытные мастера расписывают по 6–9 кв. м в день, а новичкам стоит начинать с небольших картин.

Краска для росписи

При выборе краски нужно учесть, что известковая составляющая штукатурки обладает щелочной реакцией, поэтому пигменты должны быть щелочеустойчивыми. В противном случае краска быстро поменяет цвет, либо вообще обесцветится.

Краска для росписи для декоративной штукатурки

Также пигменты должны быть растворимыми в воде, иначе развести их будет сложно, а при контакте со штукатуркой произойдет порча красящей основы. Чаще всего для живописи по сырой штукатурке применяются такие виды красок:

  • акриловые водные — разбавляются обычной водой, содержат различные пигменты: оксид хрома, умбру, сиену, бордо, охру, киноварь и другие;
  • известковые — готовятся на основе известковой воды или теста, очень удобны для внесения правок на фреске;
  • темперные — в состав входят куриные яйца, казеин, жидкое стекло, добавки для замедления засыхания.

Самыми стойкими и красивыми считаются темперные краски. Яичный белок альбумин вступает в реакцию с известью штукатурки, в результате получается новое химическое соединение — альбуминат кальция. Оно очень прочное, не разрушается в течение многих лет. Опытные мастера разводят темперные краски пивом или вином, а не водой, при этом вводят в них только яичный белок (желток может менять основной оттенок).

Краска художественная темперная

Повышает качество готовой краски жидкое стекло: его всегда добавляют для росписи наружных стен. При контакте с известью силикаты формируют нерастворимую субстанцию, которая вовсе не боится осадков и перепадов температур.

Готовая краска не должна быть густой. Лучше, если по консистенции она напоминает полужидкую сметану. При росписи штукатурки нужно пользоваться мягкой кистью, которая не оставляет ворсинок.

Нанесение изображения

Вначале прикладывают к стене эскиз будущей картинки, аккуратно прикалывают его прямо к слою штукатурки. Намечают линии острым шилом, получая четкий отпечаток, убирают бумагу. Далее приступают к прорисовке светлых зон. Рекомендуется заранее выбелить их гашеной известью, чтобы пастельные оттенки имели свой естественный вид. Постепенно переходят к средним по яркости тонам, затем к темным.

Фреска живопись на штукатурке

Мазки выполняют легкими движениями, чтобы кисть не сдирала со стены влажный известковый состав. Если в краске появляются белые разводы, кисточку сразу промывают и отжимают. После выполнения основного рисунка приступают к прорисовке в обратном порядке:

  1. Темные тона.
  2. Средние оттенки.
  3. Самые светлые цвета.

Прорисовка дает возможность сделать переходы между отдельными участками плавными, естественными. В завершение росписи края неокрашенной штукатурки аккуратно срезают острым ножом, формируя скосы, накладывают на них гипсовый раствор и осторожно заглаживают. В результате стыки между фреской и стеной должны полностью исчезнуть.

Готовая фреска сохнет около 10 суток, так как краска впитывается в штукатурку довольно медленно. В течение этого времени нельзя допускать появления сквозняков, перепадов температуры. В целом техника живописи по сырой штукатурке довольно сложна, но при желании и наличии художественного вкуса ее вполне можно освоить и практиковать самостоятельно.


В каждом человеке живет художник, который когда-нибудь в нем проснется. Но рисовать красками прямо на стене намного интереснее, чем на бумаге. Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется фреска. Этот вид искусства художники освоили еще несколько веков назад, когда начали вручную расписывать стены храмов, общественных заведений и просто обычных домов на улицах. Раньше даже была отдельная профессия художника-фрексиста, занимающегося чисто фресками и картинами, рисующимися на штукатурке.


Техника настенной живописи красками по сырой штукатурке

Сегодня роспись по сырой штукатурке пользуется популярностью везде. Очень часто ее можно увидеть в публичных местах, например, в кафе, ресторанах. Кому-то нравится оформлять ею свое рабочее помещение.


Но, конечно, и в квартирах фрески входят в интерьер, украшая одну главную стену, но создавая общий вид для всей комнаты. Но как же выполняется живопись по мокрой штукатурке?


Фреска — это не наклейка с печатью, а художественная роспись.

То, что продается в декоративных лавочках — печать. Настенная штукатурка мочится и мастер, не дожидаясь ее высыхания, начинает наносить на нее рисунок-картину, чтобы краски сами собой расплывались, давали очень легкий, пастельный оттенок.


Но цвета накладываются в определенном порядке, чтобы оттенок в будущем хорошо лег.


Сначала наносится светлый тон (бежевый, светло-розовый), служащий приятной основой для глаз. Следом идут более темные цвета и яркие акценты.


Недостатки росписи стенной живописи по сырой штукатурке

Конкретных недостатков у фрески, которые будут связаны с быстрой порчей, смазыванием или отколупывающимися кусочками декоративной извести от стенки — нет.


Из конкретных минусов можно назвать долгое выполнение самой работы, хотя по сравнению с альсекко она выполняется быстрее и вообще рисовать по сырому холсту всегда легче, линии получаются более уверенные и видимые глазу.


Стоит обратить внимание, что штукатурка — не самая стабильная смесь, поэтому нужно хорошо чувствовать поверхность.

Стенная живопись по сырой штукатурке — дорогое удовольствие. Заказать ее у мастера — не дешево, но оно того стоит.


Картины получаются уникальные, т.к. рисуются вручную, без всяких современных технологий, только карандаш и краски с кисточкой.


Сложность работы исключает то, чтобы за нее брался не профессионал или новичок.


Но для тех людей, кому нечего терять, разрисовывая старую стенку — можно попробовать, потренироваться.


Но техника росписи по сырому полотну действительно в конце получается очень красивой и яркой.

Как подготовить поверхность стены к работе художника

Подготовка настенного полотна для рисования должна осуществляться на последнем этапе ремонта, если вы его делаете, и когда все пыльные работы остались позади.

Важную роль играет состав штукатурной массы, на которую будет наноситься картина.


Она должна быть изготовлена из высококачественной извести, которая прекрасна будет гаситься, т.е. застывать во взаимодействии с водой. Так краски не потекут.


Также в составе должна присутствовать кирпичная крошка. Она поможет долгое время удерживать воду, не давая ей высыхать.


Это даст вам возможность поэкспериментировать со смешением красок.

Какой должна быть сама стена? Здесь вы уже сами решаете. Кто-то предпочитает рисовать на абсолютно ровной поверхности, без единого углубления или неровностей.


Все печатные фрески, продающиеся в магазинах, делаются на полимерной штукатурке.


Вы же будете рисовать на известковой, которая долго сохнет и имеет отличную адгезию (сцепление) с водой — в этом и есть ее смысл. Пока она сохнет — вы ее будете разрисовывать.


Тот, кто решил изобразить композицию на голом кирпиче, обязательно должен промазать стыки между строительным материалом, иначе в будущем краски просто потрескаются и опадут.


А кто-то специально формирует с помощью декоративки небольшие неровности, обуславливая это хорошей адгезией рабочего материала с водой.


К тому же, работа на стене будет выглядеть более объемной.


Перед тем, как сделать первые мазки — полотно несколько раз увлажняется, ведь вся техника заключается в нанесении краски на сырую штукатурку.


Иногда для полного промокания требуется нанести 3 слоя водяного раствора.


Пока стенное полотно сырое, краска будет становиться с ним единым целым, что в конечном счете повлияет на ее долговечность.


Именно благодаря этому такой вид живописи сохранился по всему миру.


Если штукатурная известь начала подсыхать во время нанесения — берется губка с водой (или спрей) и поверхность смачивается несколько раз. Главное — не задеть уже прорисованные места, чтобы палитра не потекла.


Известковая штукатурная смесь имеет приятный светло-бежевый оттенок.

Поэтому все светлые части рисунка просто остаются незакрашенными.


После конца в работе, прорисовки каждой части, растяжки цвета — художники переходят к нанесению защитного покрытия.


К этому этапу нужно относиться серьезно. Покрывается она натуральным пчелиным воском или финиш лаком для декоративки.


Но с лаком работать сложнее. Из-за неопытности свою картину можно просто испортить, т.к. бывают типы лаков, которые просто белят поверхность.


В самом конце работы нанесенный портрет (картина) посветлеет, это связано с высыханием воды и из-за извести в составе декоративки.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Роспись красками по сырой штукатурке — одно удовольствие.


Сама работа чем-то напоминает рисование по листку бумаги или на асфальте, когда дети работают цветными мелками.

  • После нанесения декоративной штукатурной извести и ее полного подсыхания нужно еще раз увлажнить стенку, она должна быть очень хорошо увлажнена.
  • Затем уже можно переходить к рисованию. Для этого этапа вам понадобится самый обычный серый графитовый карандаш. Им вы должны легким контуром показать примерный силуэт рисунка.
  • Возможно, вам хочется изобразить большие цветы, лианы деревьев, тянущиеся к низу, водопад.
  • Без карандаша лучше не работать, т.к. рисуя на стенах, вы не имеете право на ошибку. Если потом что-то пойдет не так — это уже не получится убрать, только размазать по стене, создав градиент, но и так не получится сделать во всех случаях.
  • Если вы задумали сложную картинную композицию, потребуется шаблон во всю величину стенного «холста». Вы его сначала должны распечатать или нарисовать от руки на листе бумаге.
  • Потом вырезать и обвести силуэт шаблона на стене.
  • Уже наметив границы можно приступать к краскам (их цветовому подбору).
  • Сначала весь объект покрывается светлым оттенком, а затем уже начинается прорисовывание отдельных частей (теней). Например, рисуя листок, он закрашивается светло-зеленым. А уже потом темно-болотным прорисовываются прожилки, завороты на краешках.

Написанная водяными красками по холсту картина должна высохнуть, после чего рисунок станет единым целым со стеной.

Применение в современных интерьерах фресок

Роспись стен по сырой штукатурке получила свое распространение в Средневековье. В то время пошло ее начало и распространение.


Художники рисовали такие потрясающие картины на стенах и потолках храмов, в библиотеках, богатых домах на заказ, служили при дворах у королей.


Еще в Древнем Риме такая живопись украшала царские дворцы.


К сожалению, очень мало шедевров дошло до наших дней, т.к. дворцы были разрушены и засыпаны после действия вулкана Везувия.

Но сейчас современные художники также создают шедевры своего времени, применяя разные техники.


И выбирая, чем оформить свои стены, обои кажутся слишком банальными и простыми.


Венецианская штукатурка — это очень красиво, но дорого. А самостоятельное нанесение декоративки и создание рисунка на ней — бюджетно и роскошно в любом интерьере.


Каждое полотно — уникальное искусство!


Изначально выбрав удачный рисунок для своей комнаты, будьте уверены — он украсит ее.


В первую очередь нужно посмотреть на преобладающие цвета в помещении, чтобы дальнейшая картина сочеталась с дизайном.


Но в любом случае картины получаются светлых тонов, а этот оттенок прекрасно сочетается с любым интерьером.


Размещать фреску стоит только на одной стене, чтобы она стала главной «витриной» в комнате, и все внимание обращалось на нее.


Обычно этой стеной выбирают ту, где не установлено шкафов и не висит полок, только диван или кресла могут быть придвинуты.


Для спален интересным вариантом будет оформить во фреске всю стену вместе с входной дверью.


Особенно, такой стиль оформления любят делать в детских, чтобы ребенок окунулся в атмосферу сказки.


На кухне отличным местом станет серединная часть стены, находящаяся рядом с обеденным местом. Там она не будет закрываться полками и другой утварью.


Люди могут нанимать художников, чтобы они им рисовали целые композиции прямо на стенах частного дома, делая его похожим на здание из венецианской эпохи XV века.


А изображая очень реалистичный рисунок на большой стене в коридоре или гостиной, можно принять композицию за действительность и даже не понять, что там находится стена. Это и есть мастерство рук и таланта!


Сегодня мастера также до сих пор рисуют все картины на штукатурке как сырой так и влажной, вручную.

Изменилось лишь то, что сейчас для выполнения творческой работы используются цифровые технологии, но картины все равно остаются уникальными.


А какой вид настенного искусства выбрать — решать вам. Они оба будут хорошо смотреться в интерьере дома и радовать глаз каждый раз, как вы посмотрите на них!

Читайте также: