Из чего делали плитку в ссср

Обновлено: 06.05.2024

Многие, кто делал ремонт в хрущевке, сталкивались с бордовой «вечной» плиткой на полу в ванной. Вечной ее называют потому, что даже сейчас в хрущевках, где мало что сохранилось в первоначальном виде, эта плитка лежит прекрасно и убрать ее не всегда вообще возможно, многие вынуждены закрывать ее новым покрытием, потому что уж очень она крепко сидит.

Еще такую же плитку можно встретить иногда и в подъездах советских домов.

Но мало кто знает, что это метлахская плитка и собратья ее высоко ценятся во всем мире, да и история у нее большая и интересная.

Итак, что же это за вечная плитка.

Вообще, метлахской называют керамическую плитку, в которой цвет запечатан внутрь, она не покрыта глазурью и проходит очень сильный обжиг. Красные квадратики советской плитки это вроде бы она самая, но самый скучный вариант.

Сама технология создания таких плиток появилась еще в 1850-е в Англии, но в Россию впервые ее привезли производства компании Villeroy&Boch, которая находилась в городе Метлах, оттуда и прижилось название.

А суть технологии в том, что в форму заливается глина разных цветов и обжаривается, в итоге она между собой соединяется так крепко, что становится единой плиткой. При этом, с красивым рисунком, который не соретрется никогда!

И вообще-то эта плитка, действительно, бывает очень красивой и долговечной. Ее можно встретить во множестве исторических мест в Европе. Например, в начале 20 века она была очень популярна в Петербурге, где ее использовали как напольное покрытие во многих парадных. И питерские любители архитектуры даже пытаются иногда определить по рисунку где какая плитка была произведена, но это довольно глупая затея, потому что, на самом деле, в те годы одинаковые рисунки производили разные заводы.

Ее использовали, например, в больницах, потому что с нее прекрасно все смывалось и она была очень стойкая к большой проходимости и даже ударам.

В советские же годы плитку делали без всяких особых рисунков, производили ее на Харьковском и Славянском заводах, красную, квадратную, простую и некрасивую, как все в Советском союзе.

Но ее долговечность все равно осталась такой же как и у ее красивых и более интересных собратьев. Поэтому до сих пор она лежит в хрущевках и ничего с ней не стало.

Тёплые сердцу советские интерьеры будоражат у современников разные чувства: одни заявляют об эстетической травме, которую необратимо нанесли советские полированные столы и стенки. Другие берегут ностальгический советский винтаж, среди которого встречаются действительно уникальные экземпляры: радиолы, часы, лампы. Но выпускаемая продукция в Советском союзе действительно была типовой.

А законодателем мод и вершителем эпохи был Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Он разрабатывал дизайнерские решения для общественных пространств, для тяжёлой промышленности и даже для машиностроения.

Время чтения: 7 минут


Метлахская плитка на полу дома в стиле конструктивизм 30-х годов. В этот период метлахская плитка ещё привозилась из Германии, но вскоре в подъездах появились известные коричневые образцы, именуемые российской метлахской плиткой

Был ещё Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ). Именно ему мы обязаны появлением новой модульной и компактной “стенки”.


Были в советском дизайне безусловные сильные стороны. Эпоха космических покорений и футуристические настроения отражаются в дизайне бытовых предметов.


Пылесос “Сатурн”


Швейная машина “Тула”

Но вот что касается керамической плитки — советская плитка разнообразием не впечатляла. Всё началось с гражданской войны и революции, которая полностью уничтожила производство плитки. А ведь были у нас и изразец, появившийся на Руси, и заимствование голландского производства при Петре, и открытое М.Ю. Ломоносовым производство цветной смальты для мозаичных панно. Новые советские заводы по производству керамической плитки перечеркнули эти достижения и для массового потребления выпускали исключительно функциональную плитку, с робкими попытками дизайна. Кофейный, серый, голубой и коричневый — вот цвета, на которых отдыхал глаз советского человека.


Советская керамическая плитка в интерьере кухни

Тем не менее, сейчас некоторые образцы старой советской плитки могут претендовать на милое ретро и чуть ли не прованский стиль.









Кафельная плитка советская

Был ещё особенный вид советской плитки на пол — пвх. Противоречивые чувства, не правда ли? Это ностальгический прыжок в детство, когда стопки этой плитки лежали на балконе и использовались в качестве разделочной доски, подставки под что угодно, клеёнки под детский пластилин: хватило родителям эстетического воспитания, чтобы не использовать её по прямому назначению. Но ведь раз давали — надо брать. Кто-то противоречий не ощущал.


Плитка пвх советских времён

А вот с белым не прогадаешь: классика.


Кадры из фильма “Ирония судьбы или с лёгким паром”


Тёпленькая пошла.

Но вот для общественных пространств советские дизайнеры и производство не скупились. Особенно популярны были мозаики из смальты на самые разные темы. Мозаикой оформлялись даже фасады домов.


Ленин В.И.


Коломна


Баскетбольная зарисовка на торце одного из панельных домов в Брянске


Мозаичное панно “Юрий Гагарин, г. Жуковский


Футбольная команда из Харькова

Пещера. Горячо от костра. Надо заточить ветку и насадить на нее кусок мяса – пожарить. Чья-то тень в темноте мелькает у стены, шаря по камню руками. Видно как пальцы, которые сквозь тысячелетия переродятся в пальцы пианистов, скульпторов и художников, выводят какие-то странные и непонятные линии. Вместо масла пока еще глина, а вместо «Рождения Венеры» пока что волнующий автора насущный сюжет охоты на мамонта.

Керамическая плитка, история, мозаика

Глина всегда шла бок о бок с царем природы, как верный друг всегда готовая прийти на помощь. Она служила сначала красками, потом украшением, заживляла раны и помогала обращаться к богам, позже из нее начали делать посуду, и, в конце концов, строили с её помощью свои жилища.

История, керамика, плитка

У керамической плитки огромная история. Естественно, имя её изобретателя, как и точное место её происхождения, нам не известны.

История, керамика, плитка

Первыми считают трипольские племена. Они, построив свои хижины из деревянного каркаса, облепляли их глиной, разжигали вокруг костры и таким образом обжигали материал. Главной целью было защитить постройки от гниения и природных ненастий. Но благодаря свойствам глины племена могли еще и украшать свои дома – перед обжигом они вырисовывали на глине узоры, которые закреплялись огнем и были долговечны.

История, керамика, черепки

А плитку, отдаленно напоминающую современную, нашли в Междуречье. По внешнему виду и функциям она больше похожа на мозаику, хоть и размером с кирпич, а каждый элемент вмещает в себя целостный рисунок, а не деталь, как в случае с более поздними мозаиками.

История, плитка, керамика

Можете ли вы вообразить, что если бы не керамика, то вы не смогли бы читать этот текст? Где связь? Дело в том, что письменность не появилась бы без помощи и бумаги, и керамики. Образцы первой письменности, а именно, клинописи, были обнаружены на в Междуречье. И, скорее всего, вы уже догадались, на чем они были сделаны. Да, именно на обожженных глиняных дощечках!

Великие древние цивилизации активно пользовались керамической плиткой. Одними из первых техникой изготовления этого материала овладели в Древней Греции, Древнем Египте и Вавилоне. Римляне переняли опыт изготовления керамической плитки у греков. Опыт древних государств неоценим.

История, керамика, плитка, древность

В древности керамической плиткой украшали в основном храмы и дворцы, реже – дома очень богатых людей, знати. Так сложилось не только потому что керамическая плитка по тем временам была очень дорогим облицовочным материалом, но и из-за того, что в сравнении с другими покрытиями плитка безоговорочно выигрывает по всем позициям: она и практична, и удобна, и безумно красива. Особую роль, конечно, при выборе облицовки храма или дворца, играл внешний вид материала. Он должен был быть не просто «нормальным» или «симпатичным», и даже не «красивым». Материал должен был быть ярким, прекрасным, он должен был впечатлять, ошеломлять. Древняя керамическая плитка с этой задачей справлялась отлично – у нее просто не было достойных соперников. А, собственно, есть ли сейчас?

Керамика, история, плитка

Керамическая плитка – это первый материал, который был и прочен, и поразителен по своей красоте. Глазурь, которую наносили на кирпичи, была толще 1 см. Благодаря этому толстому защитному слою образцы прародителей современной керамической плитки и сохранились до наших дней.

Керамика, история, древняя плитка

В одной из египетских гробнице при раскопках была найдена кладка из фаянса. Фаянс больше напоминает современную плитку. Он намного тоньше кирпича, прост в использовании. На нем нет цельного рисунка – лишь цвет.

Но местом рождения современной керамической плитки считаются Сузы. Именно там была найдена прабабушка современной керамической плитки - тонкая плиточка толщиной всего один сантиметр и размером пятнадцать на пятнадцать сантиметров. Это намного ближе к современной керамической плитке, не правда ли?

Кератриум, керамическая плитка, история

Из-за того, что технология производства керамической плитки еще не была отточена до автоматизма, да и вообще обычно считалась тайной, в разных точках на карте древнего мира рождаются очень разные технологии производства керамической плитки. Прародителями керамической плитки в современном понимании можно считать и глазурованный кирпич, и мозаику, и терракотовую плитку.

Кератриум, керамическая плитка, история, СОКОЛ, ФИВЫ

Кератриум, керамическая плитка, история, СОКОЛ, ФИВЫ

В Древнем Китае есть легенда, рассказывающая о появлении мозаики. Она гласит, что когда-то, в одной из мастерских творил гончар. Он достал из печи вазу небывалой красоты и, засмотревшись на нее, разбил. Законы предполагали строгое наказание для ученика за уничтоженную работу. Гончар собрал все осколки, захватил немного глазури и ушел в лес. Выпилив из дерева основу, он выложил на ней мозаику из осколков вазы. Учитель и не подумал наказывать неловкого ученика, увидев шедевр. Так по легенде и была создана первая мозаика из керамической плитки. В наше время, Китай занимает первое место по производству керамической плитки. Почетное второе место занимает Испания.

Кератриум, керамическая плитка, история

В Европу, а именно, в жаркую Испанию, керамическую плитку завезли мавры. Испанские мастера начинали работать с уже готовым материалом.

Кератриум, керамическая плитка, история

Только в период Реконкисты (освобождения Испании от иноземцев) испанцам удается разузнать секрет изготовления арабской керамической плитки. В темной келье, при свете свечи монах из католического ордена записывает эту информацию на латыни – так католическая церковь становится владельцем монополии на изготовление керамической плитки до конца XIX века.

Кератриум, керамическая плитка, история

Испанская керамическая плитка считается эталоном качества. В ней соединяются и эстетичность, и прочность. Десятки лет испанская керамическая плитка вдохновляет дизайнеров на создание удивительных интерьеров. В Испании чтят традиции производства, которые передавались на веков от мастера к подмастерью.

Из Испании керамическая плитка попала в знойную Италию. Это произошло примерно в XI веке. В Италии изготовители керамической плитки начали делать упор на эстетику изделия. Нельзя сказать, что до сих пор эта традиция сохранилась – испанские производители уделяют достаточное внимание и прочности керамической плитки, и её изящности.

Испанская плитка, NOVOGRES, GOA SKY, OKEAN, Кератриум

Испанская плитка, NOVOGRES, GOA SKY, OKEAN, Кератриум

Когда историки заводят разговор о керамической плитке классического образца, производимой в Италии с конца IX века, подразумевают образцы майолики. Именно в Италии, виду плитки, изобретенному в Египте, перевезенному маврами в Испанию, где его начали покрывать прозрачной глазурью, было суждено стать декоративным материалом.

Кератриум, керамическая плитка, история

Итальянская керамическая плитка родилась в начале X века: Лука де ла Робиа изобретает майолику. На Майорке появляются первые «фабрики» - ремесленные мастерские. Мастерские Луки работали на католическую церковь, плитку использовали для отделки храмов, центральных площадей городов и колоколен. Чуть позже майолику стала заказывать знать для отделки своих дворцов.

Кератриум, керамическая плитка,история

Лука де ла Робиа первый стал использовать искусственные красители в глазури. Его ученики уже стали обжигать плитку два раза – так материал становился прочнее.

Тосканские мастера изобрели фаянс – он производится из особого вида итальянской глины. Он как раз и лег в основу глазурованного фаянса. Город Фаэнцы стал центром производства изделий из этого материала.

Кератриум, керамическая плитка, история

В XV веке в Италии появляется "Цех пяти городов" - общество, которое объединило мастеров из Флоренции, Кафаджало, Урбины, Кастельдуранте и Сиены. Появилось это общество из-за низкого уровня производства и падения спроса на итальянскую плитку. Члены цеха решили сделать керамическую плитку доступной не только для церкви и аристократии, но и для обычных граждан. К сожалению, на плитке это сказалось плохо: чтобы снизить цену материала, мастера использовали меньше красителей, и в результате получалась очень невзрачная плитка.

Кератриум, керамическая плитка, история

Но в XVII-XVIII веках итальянская плитка снова стала популярна. Это произошло из-за обнаружения давно забытых всеми образцов более хорошей плитки Лука де ла Робиа. Город Кастелии становится новым центром производства. Материал, получивший вторую яркую жизнь, покоряет сердца богатых аристократов, которые советуют его своим зарубежным друзьям.

Кератриум, керамическая плитка, история, LINK VERO, ZENIC, TREND, MOOD, NOVOGRES, плитка для кухни

Кератриум, керамическая плитка, LINK VERO, ZENIC, TREND, MOOD, NOVOGRES

Вдохновившись первопроходцами-итальянцами, иностранные купцы начинают активно использовать керамическую плитку на территориях своих стран: Афганистана, Турции, Великобритании, Сирийского государства. Вы спросите, почему купцы не могли закупить у итальянцев большую партию и продать её у себя на родине? Ответ прост: и для своих соотечественников итальянская плитка была очень дорогостоящим материалом, а если прибавить к цене плитки по умолчанию дорогую транспортировку, то получалась баснословная сумма. Поэтому и экспериментировали, и создавали свою технологию изготовления керамической плитки.

Кератриум, керамическая плитка, история

Керамическая плитка, как письменность, живопись и многое другое, пришла на Русь вместе с христианством. До этого в строительстве использовали древесину, а из глины делали только посуду и другие бытовые предметы.

Кератриум, керамическая плитка, история

Первую русскую плитку производили по греческой технологии. Украшали ей также в основном храмы и дворцы. Привнеся свое в греческую технологию производства керамической плитки, русские мастера начали использовать поливную керамическую плитку в качестве напольного покрытия. До этого плитка была лишь украшением.

Кератриум, керамическая плитка, история

С тринадцатого века купола храмов украшают муравьиной черепицей. Ну и к пятнадцатому веку мастерам наконец-то удается произвести плитку, устойчивую к суровым русским холодам. Так и родились изразцы. Плитка получает всё большее распространение, украшает теперь не только храмы, а и дома богатых горожан и знати.

Кератриум, керамическая плитка, сокол, гурман

Кератриум, керамическая плитка, сокол, гурман

Изразцы сменяет дельфтская роспись. Она намного упрощает производство плитки и делает её дешевле, но и одновременно с этим понижает её эстетическую ценность.

В СССР керамическая плитка становится доступна всем. Выбор цветов и размеров был минимальный, но, несмотря на это, благодаря удобству в эксплуатации керамическая плитка становится популярным облицовочным материалом и остается таковым и по сей день.

Сегодня, покупая керамическую плитку в свое жилище или керамогранит для пола, мы даже не задумываемся о том, что много веков назад этот облицовочный материал был доступен только высшим сословиям общества.

Керамическая плитка – это один из древнейших отделочных материалов. Первые в истории керамические плитки для облицовки были придуманы еще древними египтянами во II-III тысячелетии до н.э. Примеры керамических плиток были обнаружен в Междуречье Тигра и Евфрата. По размерам эти плитки были похожи на мозаику, но отличались полноценным рисунком на каждом экземпляре. Применяли эту плитку для отделки дворцов и храмов, некоторые образцы сохранились и до наших дней. Ремесленники собирали маленькие кирпичики и цветные камушки в различные узоры. Позже эти узоры начали трансформироваться в различные сюжеты, которые включали в себя какие-либо картинки.





В итоге начали появляться первые глазурованные кирпичи. Глазурованные и разукрашенные кирпичи зеленого, коричневого и желтого цветов употреблялись в строительстве дворцов. Самая первая такая плитка имела глазурь толщиной в 1см, а в мозаичных рисунках имелись мотивы птиц, растений и людей. При отделке сооружений использовались куски кирпича, покрытые глазурью бирюзового цвета.

Декоративные кафельные элементы добились зенита на Востоке. Мечети, замки и общественные здания были украшены фресками и мозаиками.



С помощью влияния ислама, эту традицию стали применять и в Европе, но значительно позже.

Первыми с традициями производства плитки познакомились испанцы примерно в VIII веке. Тогда, после разрушительной войны, испанцы практически отстроили свои города заново, используя керамическую плитку как более доступную замену камню. Секреты производства были получены от мавров, которых держали в плену в Испании.

Со временем качество плитки повышалось за счет более высокой температуры обжига, совершенствования методов производства и введения элементов декорирования.

От испанцев технология попала в Италию уже в IX веке, хотя многие представители итальянской школы считают первопроходцами именно свою страну. Они первыми начали использовать в производстве красители (марганец, медь и др.) для придания плитке нужного оттенка, а также ввели технологию двойного обжига, улучшившую прочность керамики.

Основное отличие итальянской школы – более яркие цвета, которые в принципе свойственны этой экспрессивной нации. Другая особенность – любовь к экспериментам, которая заставляла итальянских мастеров часами оставаться в мастерских и пробовать самые разные комбинации при производстве керамики, что привело к большому разнообразию методик, составов и узоров.

В свою очередь, испанцы известны своим беспрекословным следованием традициям и канонам, а также большей строгостью стиля.

На Руси керамическая плитка появилась, как письменность, живопись и многое другое, с христианством, в результате усиления связей с Византийским государством. До этого в строительстве использовали древесину, а из глины делали только посуду и другие бытовые предметы.

Первую русскую плитку производили по греческой технологии примерно в X веке. Украшали ею также в основном храмы и дворцы.



В СССР керамическая плитка становится доступна всем. Выбор цветов и размеров был минимальный, но, несмотря на это, благодаря удобству в эксплуатации керамическая плитка становится популярным облицовочным материалом и остается таковым и по сей день.

Как и несколько тысяч лет назад, плитка остается одним из основных и часто используемых облицовочных материалов. Современные производители предлагают сегодня огромный выбор керамической плитки, абсолютно разной по размерам, формам, цвету и с разными возможностями ее использования.

В былые времена северная столица и ее окрестности славились производством изразцов и керамической плитки. В наши дни выпуск изделий из керамики в городе стал слишком затратным, а земля в Петербурге - «золотой». Зато в Ленинградской области производство массовой отделочной и строительной керамики сохранилось и занимает вполне достойное место на отраслевом рынке. Так, по данным Петростата, в январе - апреле 2019 года в Ленинградской области было выпущено почти 6 миллионов квадратных метров керамических плит и плитки.

По заветам Меншикова. История керамического производства в России | Современная кафельная и агломератная плитка не только украшение дома, но и весьма сложный в изготовлении материал из гранитной и мраморной крошки. ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Современная кафельная и агломератная плитка не только украшение дома, но и весьма сложный в изготовлении материал из гранитной и мраморной крошки. ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Кафли для Меншикова

Начнем с предыстории. Керамическая плитка пришла на Русь вместе с христианством. До XVII века все отечественное производство керамической плитки размещалось в основном в Киеве.

Позже оно переместилось в Москву, Владимир, Ярославль, Нижний Новгород, Псков, получило распространение и на территории нынешней Ленинградской области и Петербурга. К XV веку русские мастера научились делать плитку, устойчивую к местному суровому климату.

Самым значительным в Петербурге был кирпичный завод в Стрельне, на котором голландские мастера обучали этому мастерству русских гончаров. Документы и расходные книги свидетельствуют, что эта гончарная мастерская поставляла в каменные палаты Меншикова тысячи изразцов. Интересно, что именно в Стрельне стали производить не классические полихромные рельефные плитки, которые на Руси были известны давно, а первые керамические плоские плитки - кафли, белые с синим рисунком, покрытые прозрачной глазурью.

В наши дни керамическое производство также поставлено на широкую ногу. Производственные мощности промышленной керамики в Тосненском районе Ленинградской области оказались весьма доходными. Еще в 1930 году в тех местах образовалась промышленная деревня Керамик, куда из Новгородской области был перебазирован знаменитый керамический завод В. В. Комарова «Драготино», основанный еще в 1894 году. Основная продукция этого завода поставлялась в Петербург. В начале нынешнего столетия остатки завода поглотил крупный областной производитель керамической плитки, который на сегодняшний день демонстрирует невероятные экономические успехи.

Современное предприятие «Нефрит-Керамика» работает в Тосненском районе с 1990 года и входит в пятерку лидеров отечественного рынка отделочных материалов. Предприятие полностью обеспечено заказами, и все его производственные мощности загружены. Все производство полностью модернизировано итальянским оборудованием.

Новые технологии позволяют декорировать даже край плитки и тем самым разнообразить коллекционный ряд, который обновляется ежегодно. По словам директора компании Михаила Медведовского, если раньше коллекция жила 7 - 10 лет, то сегодня, согласно запросам рынка, ее жизненный срок сократился до 3 - 5 лет.

А в поселке Горелово, что на территории Ленобласти, работает производственный комплекс компаний «Керамир» («КСП» - выпуск керамической плитки и «Декор-М» - выпуск декоративных элементов). Именно петербургское предприятие «КСП» одно из первых на территории России в 2012 году успешно реализовало проект по запуску на производстве новой технологии декорирования керамической плитки - цифровой печати. При помощи такой технологии декорирования можно добиться эффекта 100%-ной имитации натуральных материалов - камня, дерева, ткани и кожи.

Укладываем плитку

В целом в настоящее время в России работает около двух десятков производителей керамической плитки и керамогранита. Количество заводов несколько больше (т. к. ряд компаний владеет несколькими заводами). В основном российские заводы выпускают глазурованную керамическую плитку (облицовочную для стен и напольную). Неглазурованной плитки выпускается очень мало.

Согласно данным исследований компании Alto Consulting Group, на протяжении последних трех лет в России наблюдается подъем производства керамической плитки. В 2018 году было произведено 186,3 млн кв. м плит и плиток керамических, что на 10,4% выше объема производства предыдущего года.

В феврале 2019 года производство в данной области увеличилось на 2,7% к уровню февраля прошлого года и составило 13,3 млн кв. м. Лидером производства от общего произведенного объема за 2018 год стал Центральный федеральный округ с долей около 50%.

В список значимых отечественных игроков рынка кроме упомянутых выше местных компаний «Нефрит-Керамика» и «Керамир» входят «Керама Марацци», «Самарский стройфарфор», «Шахтинская керамика» (ГК «Юнитайл»), «Уралкерамика», Завод керамических изделий, Волгоградский керамический завод, Керамогранитный завод («Италон») и другие. Примечательно, что все ведущие отечественные производители работают на том же оборудовании, которое установлено на зарубежных фабриках (в основном это итальянская техника).

Важное место среди импортных игроков на отечественном рынке строительных материалов занимает Белоруссия. Прежде всего речь идет о крупнейшем в Европе отраслевом производителе «Керамин», объединяющем три производственных подразделения: Завод керамических плиток, «Стройфарфор», Минский керамический завод.

Миллиметровая точность

Только что белорусский завод «Керамин» запустил обновленную производственную линию, модернизация которой обошлась в 10 млн евро. Автоматизированная линия включает весь производственный процесс - от смеси сырья до дизайна плиток. Благодаря новинке в Белоруссии появилась плитка необычно для рынка большого формата 750 х 250 мм (до этого максимальный размер считался 600 х 300 мм).

По словам заместителя генерального директора по производству и маркетингу компании «Керамин» Евгения Костюкова, крупноформатная плитка для облицовки стен - это новый тренд в отделке помещений, который сейчас стремительно набирает популярность. Увеличенный формат плитки позволяет добиться точной имитации таких фактур, как дерево, камень и текстиль, что в малых форматах невозможно.

Кроме моды на нестандартные и большие размеры сегодня в списке популярных трендов плиточного дизайна - рельефная 3D-плитка, а также новые материалы, произведенные благодаря появлению новейших технологий. Например, на рынке отделочных материалов появился новый материал керлит. Он состоит из двух слоев - специального стекловолокна, служащего армирующей сеткой, и керамического покрытия. При обжиге в такую плитку добавляют ионы серебра, которые предотвращают рост бактерий. Главное достоинство и особенность керлита - толщина. Одна такая плитка может быть толщиной от 1 до 7 мм. Лидерами в области производства керлита являются итальянцы.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6472) от 03.07.2019 под заголовком «Керамические изобретения соседей».

Читайте также: