Итальянские зодчие xv в участвовавшие в строительстве стен башен и палат московского кремля

Обновлено: 17.06.2024

К концу пятнадцатого – началу шестнадцатого века Кремль был белокаменным, но настолько обветшал, что проезжавший через Москву европейский путешественник в своих путевых заметках написал, что укрепления в Москве деревянные, поскольку бреши в стене заделывали деревянными щитами. В те времена посольство активно работало, подбирая в Италии крупных мастеров для строительства новой крепости.

Аристотель Фиораванти

Во время строительства Кремля не обошлось без трагедий. Строившийся русскими зодчими Успенский собор обрушился. Когда мастера обследовали кирпичи, оказалось, что они некачественные.

В те времена в Москве все еще строили из архаичной плинфы, которую применяли со времен расцвета Византии. Именно с Фиораванти началось современное кирпичное строительство в России. Был построен новый завод и введен новый стандарт. К тому же, Фиораванти при строительстве собора применил еще одно новшество – забил в землю деревянные сваи. Такая технология доселе не применялась в России.

Конструкция собора была тщательно продумана с точки зрения современных достижений архитектоники. Кирпичи совмещались с покрытием из белого камня в русских традициях. За мастерство Фиораванти назвали новым почетным титулом «архитектон» ( т.е. архитектор). До него для обозначения архитекторов применялись другие слова.

Пьетро Солари

Вторым строителем Кремля был Пьетро Антонио Солари. Как и другие мастера, нанятые русскими послами, он был уже состоявшимся архитектором. У себя на родине он участвовал в строительстве миланского собора. В Москве именно Солари возвел значительную часть кремлевских башен. Также именно он построил в Кремле Грановитую палату, продолжив работу архитектора Марко Руффо.

Алевиз Старый и Алевиз Новый

В Москву приезжали также два мастера с именем «Алевиз» (т.е. Алоизио). Точно неизвестно, какую часть построек Кремля выполнял каждый из них. Традиционно считалось, что Алевиз Старый (Алевиз Фрязин) работал над стенами Кремля вдоль Неглинной.

Однако сегодняшние исследователи приписывают ему также строительство Большого кремлевского дворца. Особенно интересна история Алевиза Нового. Настоящее его имя, вероятно, Алоизио да Монтаньяна, родом он был из Венеции. После встречи с русскими послами, он совершил длительное путешествие в Москву, по пути задержавшись у крымского хана Менгли – Герея. Хан воспользовался пребыванием мастера в его государстве, и приказал ему построить Бахчисарайский дворец.

К сожалению, сегодня от построек дворца ничего не сохранилось, кроме одного портала. В нем видна удивительная смесь мусульманских и итальянских традиций, лепные орнаменты этого портала напоминают венецианские палаццо.

В России Алевиз Новый возвел множество зданий, причём не только в Москве. В самом главном его достижении – Архангельском соборе, также нетрудно разглядеть влияние его далёкой родины. Казалось бы, на церкви – русские кокошники, но смотрятся они с итальянской гармонией, и напоминают итальянские ниши с раковинами.

Влияние Возрождения в московских постройках не столь заметно, но, пожалуй, самая явная черта – знаменитые бойницы в виде «ласточкиного хвоста», которые в Италии можно увидеть, к примеру, на башне Палаццо Веккьо. Кстати, тот же приём не раз повторяли и в кремлях других городов, например, Тулы.

Зодчие Кремля внесли свою лепту в создание одного из самых знаменитых памятников архитектуры в мире. И, хотя они и не принесли идей Ренессанса на русскую землю, а их попытки ввести классические элементы, такие как мраморные скульптуры, в русские постройки, остались непонятыми, спустя два века Россия все же догнала европейские страны. И тогда уже свои мастера сооружали классические строения в духе причудливого барокко и строгого классицизма, продолжая дело тех знаменитых кремлевских архитекторов.

Итальянцы в Москве

Российско-итальянские отношения имеют многовековую историю. Первый документально подтвержденный визит русских послов к миланскому герцогу Франческо Сфорца состоялся в 1461 году. За ним в истории отмечены многочисленные обмены визитами и посланиями. Наиболее заметную роль итальянцы сыграли в Москве в XV веке, когда по приглашению великого князя Ивана III итальянские архитекторы фактически создали образ Кремля, который сегодня хорошо известен во всем мире.

Великие итальянские строители Кремля

Грановитая палата и Успенский собор Кремля - дело рук итальянского зодчего

В конце XV века великий князь Иван III объединил под началом Москвы все русские княжества и сделал Россию одной из сильнейших стран Европы. В Москве при Иване III развернулось масштабное строительство, и главной целью князя было отстроить величественную и непобедимую крепость-дворец. Иван III взял в жены племянницу последнего византийского императора, Софью Палеолог, которая после падения Византийской империи жила в Риме. Возможно, она и посоветовала мужу пригласить строить Кремль итальянских зодчих. Были они главным образом с Севера Италии, из Венеции и Ломбардии.

Аристотель Фиорованти / Aristotele Fiorovanti (Болонья, 1415 – Москва, 1485).

Достижения: строительство Успенского собора в Кремле (1475-1479)

img_130242_s

Один из первых строителей-итальянцев в Москве. Он был родом из семьи потомственных болонских архитекторов и инженеров, которые упоминаются в хрониках города с XIV века. В 1475 году 60-тилетний архитектор вместе с сыном приехал в Москву. Он энергично взялся за строительство нового храма на месте обвалившегося Успенского собора, завершив работы в 1477-м году. Внутренняя отделка заняла еще 2 года. Удачная работа Аристотеля Фиорованти проложила в московское княжество дорогу для других итальянских мастеров, среди которых наиболее известны

Марко Руффо/ Марко Фрязин (место рождения и даты жизни не известны)

Достижения: строительство Беклемишевской башни Кремля (1487-88), Грановитой палаты (1487-1491).

img_130246_s

Архитектор Марко Руффо работал в Москве с 1485 года, предположительно, приехав из Милана. Как и многие итальянские архитекторы, в русских хрониках он больше известен под фамилией-прозвищем Фрязин, которую москвичи давали всем выписанным из-за границы мастерам.

Марко Руффо участвовал в строительстве новых стен и башен Московского Кремля (Спасская, Беклемишевская, Никольская башни – его творения). Самое знаменитое сооружение Руффо, дошедшее до наших дней, – это великолепная Грановитая палата (1487-1491), возведенная для царских дипломатических приемов. В течение двух столетий Грановитая палата была самым большим залом на Руси. Её площадь, 495 кв. м, — огромное для тех времен помещение — перекрыта четырьмя крестовыми сводами, а в центре палаты возведен четырехгранный столп. Грановитой палата называется по фасаду северной стены, облицованной белым камнем, обтесанным на четыре грани — так называемый «бриллиантовый» руст, типичный для итальянской архитектуры Возрождения (вспомним Алмазный дворец в Ферраре). Изначально Грановитая палата была частью дворца Ивана III, в который входил целый комплекс парадных зданий (Набережная, Средняя, Золотая палаты), не все их которых дошли до наших дней.

Пьетро Антонио Солари (Pietro Antonio Solari)/ Пётр Фрязин (1445-1495)

Достижения: 7 башен из 20 в Кремле: Боровицкая (1490), Константино-Еленинская (1490), Спасская (1491), Никольская (1491), Сенатская (1491), Угловая Арсенальная башни (1492). Достроил Грановитую палату (1491), заложенную Марко Руффо.

img_130247_s

Пьетро Антонио Солари был родом из города Тичино на юге Швейцарии. До приезда в Москву в 1490-м году он жил и работал в Милане. Его авторству приписывают церкви San Pietro в Джессате (Gessate), Santa Maria del Carmine, Santa Maria Incoronata и Santa Maria della Pacе в Милане. В России он известен прежде всего тем, что достроил Грантовитую палату, и возвел большое количество кремлевских башен, самая известная среди которых Спасская. Её можно узнать по знаменитым курантам. Над воротами Спасской башни размещена мемориальная доска, на которой на латыни сообщается, что строил башню Petrus Antonius Solarius.

Спасская башня всегда была главным въездом в Кремль. Все иностранные послы проезжали именно через ее ворота. Название «Спасская» она получила по надвратной иконе Спаса Нерукотворного, которая в 2015 году была вновь торжественно открыта.

Среди итальянских строителей стен и башен Московского Кремля также стоит упомянуть Алоизио из Каркано (Aloisio da Carcano), известного как Алевиз Старый, и Антонио Джилярди (Antonio Gilardi), известного как Антон Фрязин. Антонио были построены Тайницкая и Водовзводные башни, а Алоизио с 1494 по 1499 годы достраивал укрепления Московского Кремля, позже возводил стену со стороны реки Неглинной (сейчас на ее месте разбит Александровский сад). Его авторству принадлежали и не сохранившиеся здания кремлевского дворца.

Алевиз Новый (Aloisio Nuovo), даты рождения и смерти не известны

Достижения: строительство Архангельского собора (1505-1508 гг.)

img_130248_s

Алоизио до приезда в Москву работал в Венеции. Прозвище Новый он получил потому, что в Кремле уже трудился один Алоизио (Фрязин). Алевизу Новому князь Иван III поручил строительство усыпальницы московских князей – Собора Архангела Михаила. Собор, как и все предшествующие здания, выстроенные итальянскими мастерами, сохраняет древнерусскую конструктивную схему, но богатая декоративная обработка фасадов выполнена в духе венецианской архитектуры эпохи Возрождения: пышные раковины в закомарах, щедро орнаментированные порталы, коринфские капители пилястр розетки, круглые и венецианские окна.

Бон Фрязин, настоящее имя и даты рождения неизвестны.

Достижения: Колокольня «Иван Великий» (1505-1508 годы), строительство Китайгородской стены.

img_130249_s

По простоте замысла, масштабу, совершенству пропорций и лаконизму колокольня Иван Великий — одно из величайших произведений мирового искусства. Итальянский архитектор возвел ее высотой 60 м. Позднее, в XVI веке, царь Борис Годунов приказал увеличить размеры колокольни, и в результате ее высота дошла до современных 81 м. Вплоть до XIX века это была самая высокая постройка Москвы, её доминанта. Удивительная легкость и стройность колокольни обусловлена композиционным решением итальянского архитектора: башня имеет восьмигранную форму и состоит из нескольких ярусов, последовательно уменьшающихся в диаметре и по высоте. Название колокольни происходит от имени св. Иоанна Лествичника, которому была посвящена находящаяся на первом этаже церковь. Эпитет «великий» указывает на необычайную высоту колокольни.

Рядом с колокольней «Иван Великий» итальянский архитектор Пьетро Аннибале (Pietro Annibale) / Петрок Малой построил церковь Вознесения Христова (1532-1552 гг.), которая позже была переделана в звонницу (Успенская звонница). В 1812 году французские солдаты взорвали звонницу и она была заново отстроена в XIX веке. Также Пьетро Аннибале приписывают строительство китай-городской стены и Церкви Вознесения в Коломенском.

Вторая волна итальянских зодчих, XVIII-XIX век

Повторное «нашествие» зодчих с Аппенин на Москву пришлось на 18 век. Итальянских архитекторов приглашали для оформления обеих столиц, новой – Санкт-Петербурга, и старой — Москвы. В городе трудились Джовани Мария Фонтана (Giovani Maria Fontana), Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli), Франческо Кампорези (Francesco Camporesi), Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi), Джузеппе Бове (Giuseppe Bovе), сменивший свое имя на русское Осип.

img_130236_s

Джованни Мария Фонтана из итальянского района Швецарии Тичино перестраивал 1707-1708 гг. дворец ближайшего соратника императора Петра I, Франца Лефорта (ул. 2-я Бауманская, д. 3).

Востребованным архитектором у современников был Франческо Кампорези (Francesco Camporesi), 1737-1841, которому приписывают сохранившуюся до наших дней усадьбу Орлова-Денисова на улице Большая Лубянка (д. 14, стр. 4) и дом Лобанова-Ростовского на Мясницкой, 43.

img_130237_s

Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi), 1744-1818, — также известный российский архитектор итальянского происхождения, уроженец Бергамо. Еще до того, как прославиться в Санкт-Петербурге, он работал в Москве. Здесь по его проекту построены здания старого Гостиного двора, 1790-1830 (ул. Ильинка, 4) около Кремля и Странноприимного дома (больницы-приюта для нищих и калек) на Большой Сухаревской площади д.3 стр.1.

Большой вклад облик Москвы внёс архитектор Осип Бове (Guiseppe Bova), 1784-1834. Он родился в Санкт-Петербурге, в семье художника из Неаполя. Принимал активное участие как архитектор в восстановлении Москвы после пожара 1812 года (война с Наполеоном). В частности, по его проекту в Москве был отреставрирован Кремль, создана Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота, точная копия которых находится недалеко от Поклонной горы, оформлены фасады Манежа (1817) и разбит Александровский сад у стен Кремля.

MGU_(Moscow_State_University)_Old_building-3_Жилярди

Архитектор Доменико Жилярди (Domenico Gilardi), 1785-1845, из итальянского кантона Тичино в Швейцарии, также прославился в России участием в восстановлением послепожарной Москвы. По его проекту построены здания Московского университета (Моховая, 9), Екатерининского института благородных девиц (сейчас Центральный дом российской армии, Суворовская пл., 2, стр.1), Слободского дворца (сейчас «старое» здание МГТУ им. Баумана, 2-я Бауманская ул, 5), дома Луниных, который ныне занимает Музей Востока (Никитский б-р, д. 12а), усадьбы Усачёвых-Найдёновых (Земляной Вал, д. 53), усадьбы Студенец на Пресне (Мантулинская ул., вл. 5).

Итальянская живопись и скульптура в Москве

img_130238_s

Самым известным и богатым музеем Москвы по европейской скульптуре и живописи является Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Здесь выставлены оригиналы картин великих итальянцев: «Благовещение» Ботичелли, «Дама за туалетом» Пиппи, и многие другие. В музее есть Итальяский дворик –это зал скульптуры Средневековья и эпохи Возрождения (XIII-XVI вв.). Своими архитектурными формами он повторяет двор палаццо Барджелло во Флоренции и наполнен слепками (в подлинном масштабе!) с известных произведений скульптуры того времени. Здесь хранятся копии статуй «Давид» Микеладжело, украшающая площадь во Флоренции, «Кондотьер Гаттемелата» Донателло и «Кондотьер Коллеони» Вероккьо, которые можно увидеть на площадях в Падуе и Венеции. Отдельный зал музея посвящен скульптуре Древней Италии и Древнего Рима (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и несколько залов – XV-XVII векам.

Ботичелли Благовещение=

В залах музея сегодня экспонируется порядка 200 картин итальянских художников, хронологически они охватывают весь период развития итальянской живописи. Наиболее многочисленным и качественным является раздел итальянской живописи XVII-XVIII веков. Здесь можно увидеть работы Гвидо Рени и Бернардо Строцци, Массимо Станционе и Андреа Ваккаро, Себастьяно Маццони и Луки Феррари, Якопо Виньяли и Бартоломео Лигоцци, Антонио Петрини и Франческо Тревизани, Джованни Антонио Пеллегрини и Франческо Фонтебассо, Джузеппе Ногари и Стефано Торелли, Микеле Мариески и Карло Маджини.

Изюминка раздела итальянской живописи XIX-XX веков — «Наполеон на троне» Андрея Аппиани, ведущего представителя неоклассицизма Аппенинского полуостроа. Среди картин XV-XVI века стоит выделить работы Бронзино, Больтраффио, Париса Бордоне, Лоренцо Лотто, Тициана и Джулио Романо.

Раздел раннеитальянской живописи небольшой, но в нем особенно разнообразно представлена сиенская школа. Шедевры коллекции – «Распятие» Семьи ди Бонавентуры (помощника Дуччо) и «Мария Магдалина» и «Святой Августин», созданные Симоне Мартини.

Памятник Данте Алигьери в Москве

img_130239_s

Этот памятник великому итальянскому поэту появился в Москве в 2000 году и находится в суду «Эрмитаж» в центре столицы (ст. м. Пушкинская, Чеховская). Он был подарен Москве правительством Италии в ответ на установленный Россией памятник поэту Александру Пушкину в парке «Вилла Боргезе». Авторы бюста Данте Алигьери – россиянин Алексей Тихонов и итальянец Ринальдо Пирос. Открывал монумент президент Италии Карло Адзелио Чампи.

Посольство Италии в Москве

Здание Посольства Италии в Москве. Фото ГлавУПДК при МИД России.

После перерыва, связанного с большевистской революцией 1917 года и убийством русской царской семьи, Италия установила дипломатические отношения с Советским Союзом в 1924 году. Тогда же посольству Италии выделили в Москве особняк рядом со Старым Арбатом (Денежный переулок, д. 5). Он был построен в конце XIX века крупным текстильным промышленником Бергом в эклектическом стиле. До наших дней дошли пышные интерьеры дворца, но взорам простых туристов они доступны только на фотографиях сайта посольства.

Итальянцы в современном городе

Шеф-повар Семифреддо Нино Грациано

Итальянское в современной жизни столицы представлено главным образом итальянскими ресторанами и магазинами. Русские очень любят итальянскую кухню, и сегодня в Москве работают сотни итальянских ресторанов и пиццерий. Самым известным и дорогим является Семифреддо (Semifreddo). Его шеф-повар, сицилиец Нино Грициано, считается некоторыми критиками лучшим итальянским поваром в Москве. До переезда в Москву он привел свое заведение в Сицилии к 2 звездам Мишлена. Сегодня у «Семифреддо групп» в столице уже 17 ресторанов. Многие открыты под брендом «Академия», часть – под брендом «Иль Джорно Гурмэ».


всего оценок: 21, средняя оценка: 4,29 (из 5)

Стены и башни Кремля

Башни Московского Кремля с островерхими шатрами и стены с зубцами в виде «ласточкиных хвостов» являются незаменимыми элементами панорамы столицы. На месте, где стоит Кремль, поселение находилось с древнейших времен. Это местоположение очень выгодное: на высоком Боровицком холме, в месте слияния двух рек – Москвы-реки и Неглинной. Первые укрепления, появившиеся здесь, были деревянными. А в 1366-1368 годах князь Дмитрий Донской построил первый белокаменный московский Кремль. Стены и башни, которые предстают перед нами сейчас, – это в основе своей фортификационные сооружения, построенные в 1485 ‒ 1495 гг. итальянскими зодчими на месте прежних, обветшавших белокаменных стен.

Техника строительства Кремля и план крепости

План_карта Московского Кремля

Двадцать кремлевских башен, соединенные стенами, образуют в плане неправильный треугольник площадью 27,5 гектар. Укрепления были построены с учетом самых современных военных технологий XV в. Башни выступают за линию стен, чтобы воины могли не только вести обстрел, но и контролировать ситуацию в непосредственной близости к стенам. На углах возведены круглые башни (Водовзводная, Москворецкая и Арсенальная) – такая форма была выбрана как из-за бóльшей их прочности, так и для ведения кругового обстрела. В них же была возможность устраивать скрытые колодцы с водой. Большинство же башен являются квадратными в основании, но достаточно сильно отличаются друг от друга, в зависимости от их предназначения. Проездные башни (Спасская, Боровицкая, Троицкая и другие), возведенные на осях ведущих в Кремль дорог, были самыми мощными и хорошо укрепленными. Башни наделялись и символическим смыслом защиты, охраны Кремля от проникновения внутрь зла, нечистых сил. Поэтому над воротами некоторых башен и сегодня можно видеть иконы.

К большинству башен были пристроены отводные стрельницы – фортификационные сооружения, которые выносились за крепостные стены или за ров для дополнительной обороны. Такой вид укреплений вполне отвечал требованиям конца XV в. Из башен-стрельниц сохранилась одна — Кутафья, прикрывающая собой Троицкую и в наше время служащая основным входом для туристов в Кремль. При постройке укреплений были предусмотрены разные меры против нападения врага. Это, например, устройство тайных подземных ходов, выводящих за пределы стен, чтобы защитить город от подкопов. Внутри стен был сооружен сквозной тоннель для быстрого перемещения защитников.

Петровская башня

Протяженность стен Московского Кремля равна 2235 метров, толщина стен колеблется от 3,5 до 6,5 метров, а высота – от 8 до 19 метров. Самые высокие стены расположены со стороны Красной площади, где не было естественной водной преграды. Стены строились не сразу, их возведение началось с юго-восточной части (со стороны Москвы-реки), продолжалось к востоку и западу было завершено в 1516 г. С южной стороны была возведена и самая старая башня Кремля — Тайницкая.

Интересна и сама техника строительства. Стены строили на фундаменте прежних, белокаменных, материалом был крупный красный кирпич, которым выкладывали лицевые стенки, а промежутки забутовывали остатками разрушившихся стен времени Дмитрия Донского. Так с 1485 г. стены Московского Кремля приобрели узнаваемый цвет. Башни были возведены приезжими итальянскими архитекторами (фрязями, как их тогда называли): Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз ди Каркано. Это объясняет их непривычный, странный для того времени облик. Дело в том, что оформление бойниц в виде знаменитых «ласточкиных хвостов» было типичной деталью североитальянской архитектуры, характерной для построек в городах, где правящей «партией» были гибеллины – сторонники сближения с императором (в отличие от гвельфов, сторонников Папы Римского, которые украшали стены своих городов зубцами с прямым завершением). Эти зубцы были не только украшением: они ограждали верхние боевые площадки.

Беклемишевская (Москворецкая) башня

Угловые и проездные башни после очередного пожара были украшены в XVII веке каменными шатрами с флюгерами. Они выполняли функцию дозорных вышек, там же располагались сигнальные колокола. Во второй половине XVIII в. знаменитый русский зодчий В.И. Баженов выполнил проект Кремлевского дворца – масштабной постройки в классицистическом стиле, напоминающей архитектуру французских дворцов. В проекте было предложено выстлать дерном горку, ведущую к соборам — это место стало бы одним из первых «гульбищ» в Европе. Для возведения такого громадного сооружения требовалось снести треть кремлевских стен. На одном участке, который расположен у Москвы-реки, начались работы по разбору укреплений, но вскоре из-за растущих комом колоссальных затрат этот проект был свернут. В XIX в. во время нашествия Наполеона на Москву серьезный ущерб был нанесен не только дворцам и храмам Кремля, но и кремлевским стенам. Архитектором, который занимался восстановлением пострадавших башен Кремля, был О.И. Бове (по иронии судьбы, тоже итальянец).

Спасская башня и кремлевские куранты

Особого упоминания заслуживает самая знаменитая из всех кремлевских башен – Спасская, построенная в 1491 г. Пьетро Антонио Солари. Через нее в Кремль въезжали государи и проходили крестные ходы. С XV в. до нас дошли только посвятительные белокаменные плиты, которые повествуют на кириллице (со стороны Кремля) и на латинице (со стороны Красной площади) о заказе и постройке этой башни. Ее общий вид и убранство тогда были гораздо скромнее: она была почти в два раза меньше, да и именовалась она изначально Фроловской, по церкви Флора и Лавра на Мясницкой улице. Спасской башню стали называть по известной всей России иконе Спаса, которая была размещена над входом в середине XVII в. Ее считали утраченной, но в 2010 г. оказалось, что в советское время она была просто замазана штукатуркой. В XVII в. башня одной из первых была надстроена многоярусным нарядным верхом. А история часов на Спасской башне заслуживает отдельного рассказа.

Константино_Еленинская башня

Первые часы на кремлевских, еще белокаменных башнях были установлены в 1404 г. Лазарем Сербиным. В XVII в., Спасская башня приобрела благодаря выходцу из Шотландии Христофору Галовею очень необычные часы. Они представляли собой стрелку в виде солнца с вращающимся циферблатом, на котором было отмечено 17 часов. Знаменитые Кремлевские куранты, которые можно видеть и сегодня, относятся к середине XIX в. Они были выполнены часовыми мастерами, братьями по фамилии Бутеноп – основателями одноименной фирмы. В разное время куранты издавали разные мелодии. С 1770 г. это была песенка «Ах, мой милый Августин», с середины XIX в. ‒ «Коль славен наш Господь в Сионе», после революции часы стали играть «Интернационал», а с 2000 г. можно слышать знаменитый отрывок из оперы Глинки «Жизнь за царя». В настоящее время часовой механизм занимает целых три этажа, причем до 1937 г. эти часы заводились вручную чугунным ключом.

Известные башни Кремля и история их названий


Остановимся немного подробнее на истории некоторых башен. Как уже было сказано, наиболее важными для обороны и в целом для композиции являются угловые башни. Водовзводная башня была построена Антоном Фрязиным в 1488 году. В XVII в. башня была оборудована водоподъемной машиной, отчего и получила свое название. Другое ее имя – Свиблова башня – происходит от боярского рода Свибловых, которые имели двор на территории Кремля. В 1812 г. она была взорвана французами, после чего ее восстанавливал О.И. Бове. Благодаря ему ее облик подчеркнуто классицистичен: рустовка (горизонтальные линии) в нижней части, колонки, декоративное оформление слуховых окон. На первое место выходит декоративность, а не функциональность, чувствуется рука архитектора начала XIX в.

Беклемишевская башня, построенная Марко Руффо в 1487 г., была названа так из-за жившего во время правления царя Василия III боярина И. Беклемишева, который впал в немилость и был казнен. Из названия становится очевидной одна из функций этой башни – место заточения мятежников. Другое ее название – Москворецкая, так как она расположена на берегу Москвы-реки и занимает стратегически важное положение. Именно с этой стороны город чаще всего подвергался набегам татар. В этой башне был устроен тайный колодец. В 1707 г. в башне были расширены бойницы для оружия нового типа, поскольку в то время опасались шведской интервенции. Этот факт свидетельствует, что башня не теряла оборонительного значения вплоть до XVIII в.

Угловая круглая башня, располагающаяся с северной стороны от кремлевских построек, была возведена Пьетро Антонио Солари ок. 1492 г. Другие ее названия происходят от бояр Собакиных, проживавших неподалеку (Собакина) и от расположения рядом с Арсеналом (Арсенальная). Благодаря граням, которые формируют ее объем, и расширяющемуся книзу основанию она производит впечатление особой устойчивости и прочности. У нее была и стратегическая тайна: это колодец внутри, а также подземный ход к реке Неглинной.


Боровицкая башня свое название получила от находившегося в давние времена на Боровицком холме соснового бора. Башня построена по проекту Пьетро Антонио Солари в 1490 г. Ее конструктивной особенностью является расположение стрельницы сбоку. Она также является угловой, но в плане она не круглая, а напоминает пирамиду, которая образована из поставленных друг на друга четвериков (объемы, четырехугольные в основании) и венчается восьмериком (восьмиугольный в основании объем). Хотя эта башня располагалась вне главных дорог и использовалась для хозяйственных нужд, она сохранила значение и по сей день: это единственные постоянно действующие проездные ворота на территорию Кремля.

Троицкая и Кутафья башни были построены Алевизом Фрязиным. Кутафья датируется 1516 г., Троицкая – 1495 г. Эти башни соединены мостом, обе были проездными, причем в Кутафьей башне были всего одни ворота, которые закрывались тяжелыми коваными решетками. На сегодняшний день это основной вход в архитектурно-музейный комплекс Кремля. Троицкая башня является самой большой, ее высота достигает 76,35 метров. Структура ее сложна: она состоит из шести этажей, два из которых подземные, и в XVII и XVIII вв. она была местом заключения мятежников. Свое название получила в 1658 г. от Троицкого подворья, располагавшегося неподалеку.

Тайницкая башня. Фрагмент

Тайницкая башня зовется так из-за того, что внутри нее был сооружен не только тайный колодец, но и потайной ход к Москве-реке. Это башня была построена первой, в 1485 г. — именно с этой стороны обычно нападали татары.

Еще две башни, очень нарядные, имеют облик, характерный для более позднего времени. Это Царская башня, построенная в 1680-х гг. на месте деревянной башенки, откуда, по легенде, Иван Грозный наблюдал за Красной площадью. Другая башня, Никольская, была возведена Пьетро Антонио Солари в 1491 г., и перестроена архитектором Руска в начале XIX в. в псевдоготическом стиле. Эти башни вносят замечательное разнообразие в кремлевский архитектурный ансамбль.

Рядом со стенами Кремля находятся два памятника XIX и XX вв. Первый, находящийся со стороны Александровского сада, – это «Грот» архитектора О.И. Бове, построенный в 1820-х гг. Античные колонны, словно не до конца раскопанные, указывают на Кремль как на исконную русскую древность, своеобразную национальную античность. Со стороны же Красной площади расположен мавзолей Ленина, построенный спустя ровно век после «Грота», в конце 1920-х гг.

Башни Кремля (против часовой стрелки, от Кутафьей)

Кутафья
Троицкая
Комендантская (Колымажная)
Оружейная (Конюшенная)
Боровицкая (Предтеченская)
Водовзводная (Свиблова)
Благовещенская
Тайницкая
Первая Безымянная
Вторая Безымянная
Петровская (Угрешская)
Москворецкая (Беклемишевская)
Константино-Еленинская (Тимофеевская)
Набатная
Царская
Спасская (Фроловская)
Сенатская
Никольская
Угловая Арсенальная (Собакина)
Средняя Арсенальная (Граненая)


всего оценок: 36, средняя оценка: 4,81 (из 5)

Кремль и его история

Кремль ‒ это один из важнейших памятников России и самая крупная действующая крепость в Европе. Помимо башен и стен, Кремль прекрасен своим архитектурным ансамблем: за его стенами прячутся великолепные соборы и дворцы разных эпох, интереснейшие музеи, Оружейная палата и Алмазный фонд. Сейчас это главный историко-художественный комплекс города и официальная резиденция Президента России.

1080_image2_s

Московский Кремль располагается на высоком левом берегу Москвы-реки на Боровицком холме. Его нынешний вид древний, но не первоначальный. С высоты птичьего полета Кремль представляет собой неправильный треугольник. С юга он выходит к Москве-реке, с северо-запада ‒ к Александровскому саду, с востока ‒ к Красной площади. В течение многих лет при каждой перестройке он разрастался все больше, пока в XV веке при великом князе Иване III не обрел свои нынешние размеры. Площадь первой известной нам крепости, стоявшей на этом месте, составляла всего 3 гектара, сейчас же площадь Кремля ‒ более 27 гектаров, а длина его крепостной стены — 2235 метров! Для сравнения ‒ площадь лондонского Тауэра с его террасами составляет 7 гектаров.

Что такое «Кремль»?

Само по себе это слово обозначает центральную укрепленную часть феодального города, наиболее безопасную с военной точки зрения (то есть «укромную»). По другой версии, слово «кремль» происходит от греческого слова «кремнос» (крепкий). В кремлях находились общественные здания и жилые дома знати. Основное же население жило в посадах по соседству, а в случае опасности пряталось за мощными стенами. Обычно такие крепости располагались на высоком месте. Их обносили стенами, рвами и башнями, в которых устраивались бойницы, потайные ходы и тайные колодцы с питьевой водой. Все это относится и к главному Кремлю страны ‒ Московскому. За шесть веков он пережил немало событий, но, несмотря на это, и по сей день продолжает радовать нас своим нарядным видом.

Строительство Московского Кремля

Археологи относят первые поселения на этом месте еще к бронзовому веку. Потом сюда пришли финно-угорские племена, а их поселения сменила так называемая дьяковская культура. В X в. эти земли заняли славянские племена вятичей: на месте Кремля археологи обнаружили сразу два укрепленных центра. Помимо укреплений и частокола, вятичи задействовали местные овраги, которые преобразовали в ров.

1082_image4_s

Земли, на которых сегодня раскинулась центральная Москва, когда-то принадлежали семье суздальских бояр по фамилии Кучко. Но основателем Москвы считают князя Юрия Долгорукого. По преданию, князь Долгорукий проезжал через кучкову местность, а боярин отказался склониться перед ним. За это Юрий Долгорукий приказал отрубить ему голову. Земли Кучко по Москве-реке перешли Юрию Долгорукому, здесь же он и основал город, который вскоре был переименован в Москву, по имени реки. Город быстро развивался, благодаря тому, что по реке шла оживленная торговля, и здесь же сходились две торговые сухопутные дороги.

Первое письменное упоминание о Москве относится к 4 апреля 1147 года, когда состоялся (должно быть, на месте нынешнего Кремля) пир в честь союза Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава. Самый первый, деревянный кремль был построен в 1156 году. А хитроумный князь Иван Калита, правивший во время Золотоордынского ига, смог под самым носом у ордынцев возвести мощную крепость: в 1339 г. Кремль приобрел прочные дубовые стены и башни.

1083_image5_s

Дальнейшее развитие и расширение Кремля связано с именем князя Дмитрия Донского. В 1360-х годах Кремль превращается из деревянного в каменный. С этого времени в текстах начинает встречаться слово «белокаменная» по отношению к Москве. Кстати, укрепление Кремля произошло как нельзя вовремя: уже в 1368 и 1370 годах он успешно выдержал осаду литовского князя Ольгерда.

Фасад Грановитой палаты

Современный облик Кремля сложился спустя столетие, в 1485-1495 гг. Во время правления великого князя Ивана III Московское государство освободилось от золотоордынского ига, и масштабное строительство было начато князем с целью создать достойную резиденцию Государя всея Руси. Для возведения ультрасовременных фортификационных сооружений он пригласил мастеров из Италии — Аристотеля Фиораванти, Пьетро Антонио Салари и других. Именно поэтому облик Кремля так перекликается с северными итальянскими замками. А, например, завершения зубцов — «ласточкины хвосты» — так полюбились на Руси, что стали повсеместно использоваться при строительстве крепостей. Использование итальянцами кирпича тоже было внове. Кстати, археологи нашли в фундаменте Кремля и камни, оставшиеся от белокаменной крепости князя Дмитрия Донского. Их можно увидеть и сейчас, если пройти вдоль стены Кремля со стороны Александровского сада.

После Ивана III Кремль больше существенно не перестраивался, изменялся только внешний облик. В XVII веке над башнями были надстроены шатры. Сегодня мы привыкли к ним, и благодаря им Кремль кажется скорее прекрасной игрушкой, чем суровой крепостью. Однако в XV-XVI веках Кремль считался поистине неприступной крепостью, и ни разу в истории не был взят приступом. Постепенно вокруг Кремля были вырыты рвы и построены дополнительные наземные укрепления (позже император Петр I пристроил к ним бастионы). Попасть в него можно было только по нескольким подвесным мостам, вход на которые охраняли предмостные башни-стрельницы. В настоящее время из башен-стрельниц сохранилась только Кутафья, через которую туристы попадают внутрь этого архитектурного комплекса. Ни одна из двадцати башен Кремля не повторяется!

Православные соборы Московского Кремля

1085_image7_s

Главная площадь Московского Кремля ‒ Соборная. Деревянные церкви на этом месте начали строиться еще с XIII века. При царе Иване III, в 1471 г. русским зодчим Кривцову и Мышкину было поручено возведение большого каменного Успенского собора. Они довели постройку до уровня сводов, однако здание рухнуло. Для нового строительства Успенского собора Иван III пригласил итальянца Аристотеля Фиораванти. Ему поставили обязательное условие ‒ московский собор должен полностью соответствовать Успенскому собору во Владимире. В 1475-1479 гг. Фиораванти возвел храм, которым мы можем любоваться и сегодня. При всем внешнем сходстве с русскими церквями по своей планировке Успенский собор не похож на них ‒ его пространство делится на 12 равных ячеек. Соседний Архангельский собор был построен чуть позже, как усыпальница княжеской семьи. В это же время отстраивают в камне Благовещенский собор (домовая церковь князей), и церковь Ризоположения (домовая церковь патриарха); начинается строительство будущей колокольни Ивана Великого.

Сейчас все эти соборы доступны для посещения. Помимо древних росписей и икон здесь можно посмотреть исторические экспозиции. В летнее время на колокольне Ивана Великого открыта смотровая площадка.

Кремль в период XVII-XXI веков

Теремной дворец

В начале XVII в, Кремль был занят польско-литовскими интервентами. После освобождения Москвы народным ополчением, уже при династии Романовых, началось строительство светских зданий, например, возводится в «сказочном» стиле удивительный Теремной дворец. Но с началом царствования императора Петра Первого история коренным образом меняется. Кремль перестает быть царской резиденцией ‒ Петр переезжает в подмосковное Преображенское, а позже начинает строить новую столицу — Санкт-Петербург.

Однако про Кремль не забывают. В 1701 г. после пожара было окончательно запрещено строить внутри Кремля деревянные постройки, а на освободившемся месте Петр Первый построил Арсенал. При Екатерине II в Кремль из столичного Санкт-Петербурга были переведены два департамента Сената, в связи с чем архитектор М. Казаков построил первое на территории Кремля здание в стиле классицизма. Оно так и называется ‒ Сенат, и до сих пор в нем находятся рабочие кабинеты государственных деятелей.

1086_image8_s

Важной вехой в истории Кремля является Отечественная война 1812 года. Она затронула всю страну, а Кремль начал восприниматься как символ боевой славы. Наполеон тогда приказал взорвать Кремль. К сожалению, даже несмотря на то, что не все снаряды разорвались, урон был нанесен такой, что на восстановление потребовалось 20 лет… Благодаря этой реставрации башни Кремля приобрели окончательный вид, рядом был построен Манеж и благоустроен так полюбившийся москвичам Александровский сад. На территории Кремля был возведен грандиозный Большой Кремлевский дворец. В конце XIX века парадное и историческое значение Кремля было подчеркнуто возведением музейных зданий Оружейной палаты и Исторического музея.

Спасская башня

В 1918 году, спустя почти 200 лет после переноса Петром Первым столицы в Санкт-Петербург, Кремль снова стал официальной резиденцией руководства страны — теперь советского. В 1935 году двуглавые орлы на башнях были заменены на звезды из золоченой меди с уральскими самоцветами, а позже их заменило рубиновое стекло. Дальше следует печальная страница истории Кремля. Его закрыли для простых граждан, а колокола на соборах замолчали. Такой ущерб, как в первые советские годы, Кремлю не причинялся никогда (даже во время Великой Отечественной войны он не понес существенных потерь: на его крышах и площадях были помещены листы фанеры с нарисованными видами улиц, благодаря чему немецким бомбардировщикам сверху он был не заметен). При советской власти сносились памятники, с въездных ворот снимались иконы, из церквей изымались предметы драгоценной утвари. Большой Кремлевский дворец приспособили под проведение партийных съездов, в Золотой палате разместили кухню, а в потрясающей своей красотой Грановитой — общественную столовую. Екатерининская церковь Вознесенского монастыря превратилась в спортзал, а Чудов монастырь — в больницу.

Здание Сената

В 1955 г. Кремль частично открыли для посещения, сделав музеем под открытым небом. В 1990 г. Кремль был, наконец, внесен в список ЮНЕСКО. Сейчас, несмотря на все трагические моменты своей истории, Кремль ‒ это великолепный архитектурный ансамбль, один из самых посещаемых туристами объектов. Летом и выходные дни придется провести некоторое время в очереди за билетами. Но один только вид Соборной площади Кремля и панорамы, открывающиеся с кремлевской стены, сторицей вознаградят вас за терпение.


всего оценок: 100, средняя оценка: 4,46 (из 5)

юля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня – старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов – строителей России.

Антон Фрязин

Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.


80-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля – Тайницкая м Водозводная.

Ридольфо Аристотель Фьораванти

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их.


Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.

роил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.

Пьетро Антонио Солари

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.


роил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.

Доменико Андреа Трезини

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.


роектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

Антонио Ринальди

В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.


ительство Большого Гатчинского дворца.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» .


ительство Английского дворца в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.

Карл Иванович Росси

Уроженец Неаполя отправился искать счастья в России в 1795 году, поступив на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» в Санкт-Петербурге.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.


Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.

Читайте также: