Искусство древней руси фундамент русской культуры

Обновлено: 16.05.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Не зная прошлого, нельзя понять настоящее
и невозможно предвидеть будущее».
В.Белинский

Современная Россия – страна с высокоразвитой культурой и искусством – живопись, ваяние, музыка, литература, архитектура, балет, опера … И все эти успехи зарождались и развивались в течение веков, всего исторического развития нашего народа. Не зная истории развития нашего государства, невозможно понять идею, характер действующих лиц, задумку автора.

Культура - единое историческое целое со своими традициями и новациями. Необходимо перенять всё лучшее из этой тысячелетней истории народа, создать на основе этой истории фундамент, а потом построить современное произведение культуры. Так делали и наши предки. Культура древнерусского государства, получив свежее дыхание новой, незнакомой до Х века культуры Византии и соседних народов, развивалась, преображалась, дополнялась русскими народными мотивами и событиями, делая произведение понятным и близким.

Мы живем в современном мире, когда материальное благо возвышается над духовным. Многие поверхностно знают историю своего народа, безразлично относятся к красоте и культуре России, в жизни исчезают предметы народного быта, ослабевает связь с народным творчеством. Необходимо воспитывать в себе интерес к жизни нашего народа в разные исторические времена, к истокам культуры; расширять знания о народных ремеслах, традициях.

Культура народа, произведения всех видов искусства – это тот фундамент, на основе которого в человеке рождается и развивается патриотизм, любовь к своей Родине. Это основная мысль моего исследовательского проекта.

Тема исследовательского проекта: «Древнерусская культура, истоки ее возникновения и пути развития».

Цель проекта: виртуально погрузиться в эпоху Древней Руси, осознать исторические события того времени, понять насколько тесно связаны события окружающей действительности с культурой народа, насколько важно нынешнему поколению знать историю нашего государства для понимания культуры народа. Обобщить изученный материал и представить в виде дидактического пособия для уроков «Окружающего мира».

В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:

Собрать и обобщить информацию об истории Древней Руси, о развитии древнерусской культуры до крещения Руси и после принятия христианства.

Расширить кругозор об истории развития культуры родной страны, провести анкетирование, сделать выводы.

Систематизировать полученные знания в виде дидактического пособия для уроков «Окружающего мира».

Защитить исследовательский проект.

Если учащиеся начальной школы недостаточно знают прошлого нашей страны, то пробуждение интереса и совместная работа по этой теме позволит лучше понять настоящее и предвидеть будущее в развитии культуры народа.

Объект исследования:
- литература о быте, традициях, культуре, религии восточных славян в Древней Руси, летописи;

- экскурсия в краеведческий музей, посещение соборов и храмов;

- учебный материал из раздела «Древнерусская культура» по предмету «Окружающий мир»

При организации исследовательской работы пройдены следующие этапы:

- Поисково-теоретический (анализ литературы и других источников информации);

- Опытно-экспериментальный (путешествие по «реке времени»);

- Практический – проведение анкетирования, оформление компьютерной презентации, дидактического пособия для уроков «Окружающего мира».

- Список информационных источников.

Выбор интересной и полезной темы.

Поиск вариантов разрешения поставленной проблемы.

Сбор необходимого материала.

Анализ полученных данных, обобщение.

Продумывания алгоритма действий.

Создание презентации по выбранной теме и защита проекта.

1. Быт, культура и религия восточных славян Древней Руси.

Славяне – это огромная группа народов, занимающая обширные территории в Европе и Азии. К ним относятся поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты, русские, украинцы, белорусы и другие (Приложение 1, рис 1). У каждой из этих этнических групп своя история и своя культура. Славянские племена (кривичи, северяне, вятичи, радимичи, поляне, древляне…) постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли.

Древнерусское государство начало формироваться со второй половины 9 века.

Жили люди просто, занимались в основном земледелием, скотоводством, а в лесных зонах охотой и собирательством плодов природы, охотой, рыбной ловлей. Для защиты от неприятеля и для более успешного ведения своей деятельности они создавали разрозненные общины, все важные дела в которых решал совет старейшин или вече.

Для создания любых построек люди, особенно те, кто жил в лесной полосе, использовали дерево. Искусный и талантливый русский народ создавал уникальные по художественному замыслу детали деревянных домов, резные наличники, похожие на тонкие кружева, украшал замысловатыми узорами коньки крыш, ставни. Сюжеты брались из российского эпоса или тесно переплетались с представлениями людей о природе и природных явлениях (Приложение 1, рис. 2).

На территории русских княжеств большинство населения считалось язычниками. Славяне верили в вечность и равновесие между двумя высшими началами. Наследовавшие религию, быт и обычаи своих предков, они жили в гармонии с природой, поклонялись богам природы и природных явлений - бог Солнца Даждь-бог, бог Грома и Молнии Перун, бог ветра Стрибог и другим (Приложение 1, рис. 3).

Одним из самых любимых и почитаемых считался славянский бог Солнца Даждьбог (Приложение 1, рис. 4). Его имя обозначает "дающий бог". Славяне представляли, что их бог Солнца необычайно красив и светел. Его взгляд был полон искренности и не терпел лжи; солнечные волосы спадали с могучего плеча; голубые, глубокие, словно озера, глаза, делали его идеальным в понимании славян. Они верили, что сын Неба дарит отблесками своего щита тепло людям, освещает поля, реки, леса и заботится о животных.

Культура славян включала в себя устные повествования, легенды и былины, передававшиеся из уст в уста. Часто их пели специальные певцы-гусляры или рассказчики, повествовавшие нараспев. Письменности у славян не было до принятия новой веры.

2. Княжение Владимира. Крещение Руси.

Первые годы правления князь Владимир был занят расширением и укреплением своего могущества как в военной сфере, так и в международных связях и торговле. Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого князя. Язычество его уже не удовлетворяло. Да и соседи вокруг придерживались единобожия. Участившиеся посещения «торговых гостей» привели к тому, что князь Владимир стал глубоко интересоваться вопросами веры.

Желая поближе познакомиться с разными религиями, князь отправил послов в Византию, Рим, к хазарам и булгарам на Волге. После долгих раздумий иудаизм и ислам были Владимиром отвергнуты. Требования этих религий были несовместимы со сложившимся укладом русской жизни. Их участь разделило и католическое вероучение.

Чтобы в дальнейшем государство процветало, необходимо было сотрудничество со своим могущественным соседом – Византией. Князь Владимир принял решение – крестить Русь, что позволило бы идейно объединить все земли. Под нажимом обстоятельств князь отрекается от веры предков и принимает христианство в 988 году. На самом деле к тому моменту многие славяне уже прониклись Христианством благодаря купцам и воинам, бывавшим на Руси. Оставалось лишь сделать официальный шаг – закрепить религию на государственном уровне.

Крещение Руси – это событие, которое повлияло на развитие культуры всех восточных славян.

3. Развитие древнерусской культуры и искусства после принятия христианства.

Культура древнерусского государства, получив свежее дыхание новой, доселе незнакомой культуры, начинает меняться и преображаться. Для проведения христианских богослужений стали возводить храмы. В храмах всегда присутствует живопись. Зарождается искусство иконописи, мозаики и фресковой росписи. Сюжеты в основном брались из церковных писаний. Также изображались князья и важные события в жизни народа (Приложение 1, рис. 5).

Для ведения церковных служб нужны были церковные книги. Все это требовало новых знаний и новых технологий. Древнерусская культура начала развиваться сразу по многим направлениям. В городах приступили к строительству храмов. Некоторые из них возводились по-старинке, из дерева, но под руководством греческих мастеров русские зодчие научились искусству возводить строения из камня. Ярким примером тому являются Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве (Приложение 1, рис. 6), Софийский собор в Новгороде (Приложение 1, рис. 7), Троицкий в Пскове и многие другие.

Зарождается искусство иконописи, мозаики и фресковой росписи. Сюжеты в основном брались из церковных писаний. Также изображались князья и важные события в жизни народа.

Одновременно с возведением каменных храмов стало развиваться строительство из камня стен, дворцов и домов знати. Теперь уникальные узоры и резьба выполнялись по камню, но были так же искусны и необычайно красивы, как до этого по дереву.

Началось строительство монастырей. Древнерусская культура своим развитием во многом обязана монахам, считавшимся в те времена самыми просвещенными. Первые монахи прибывали все из Греции. Самыми известными из них являются киевский Илларион, новгородский Лука Жидята, Печерский Феодосий, а также монах Нестор (Приложение 1, рис. 8), написавший свою «Повесть временных лет», Никон и другие.

Одновременно с архитектурой и богословием развивались письменность и книгопечатание. Считается, что письменность на Руси появилась с утверждением христианства, когда два брата, Кирилл и Мифодий, прибывшие из Салоник, создали азбуку, на которой писались первые церковные книги (Приложение 1, рис.9).

На русский язык переводится много греческих книг, еврейские и сирийские тексты.

Древнерусская культура богата и отечественными уникальными литературными творениями. Одним из самых известных является «Слово о полку Игореве», а также «Житие Бориса и Глеба», «Киево-Печерский патерик», «Хождение» Даниила игумена и другие. Так, наряду с церковными книгами, появляются жизнеописания князей и военачальников, рассказы о славных и бесславных походах, записываются былины и мифы.

К середине X в. относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, вершины устного народного творчества. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом Древнерусской культуры. Главная тема былин – борьба народа в образах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи величия и единства Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев — богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса.

Помимо литературы, зодчества и церковной живописи, новое направление в развитии получили все ремесла. Ювелиры создают уникальные по красоте и сложности украшения, гончары посуду, которую украшают интересными орнаментами, развивается русский фольклор.

Отличительной чертой культуры Руси является то, что, почерпнув новые знания и новые формы в искусстве разных народов, русский народ не отступил от своих традиций, тем самым внося и в зодчество, и в роспись, и в музыку, и во все ремесла свой неповторимый славянский колорит. Крещение Руси имело колоссальные последствия, именно оно позволило сделать огромный шаг вперед в культурном и социальном развитии государства.

Древняя Русь, культура которой заложила основы развития русской души, стала примером для последующих творцов. Мы изучаем ее произведения и радуемся достижениям того времени до сих пор, и это один из главных поводов гордиться своей историей, своими героями и мастерами, своей страной.

Однако в программе начальных классов изучению Древней Руси, ее культуры отводится очень мало времени. Я надеюсь, что моя работа помогла ребятам глубже познакомиться с историей своего народа, его культурой; привлекла интерес ребят к жизни нашего народа в разные исторические времена; расширила знания о народных ремеслах, традициях.

Работа по проекту обогатила мой багаж исторических знаний, я научился устанавливать и прослеживать причинно-следственные связи в событиях прошлого, настоящего и будущего, я узнал о памятниках старины и поделился этими знаниями с одноклассниками, прочувствовал гамму патриотических чувств и испытал желание рассказать о них.

Изучив небольшой период истории нашего народа, познакомившись с бытом, верой, культурой наших далёких предков в Древней Руси, я заинтересовался историей, как наукой, и мне стали понятны слова Л.Л.Любимова :

«… в памятниках культуры раскрывается душа нашего народа в определенный период, сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений».

Исходя из вышеизложенного, я могу сказать, что задачи, поставленные передо мной, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. Работа по проекту требует дальнейшего продолжения, и я намерен углубиться в выбранную тему.

1. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки.
М.: Изд-во МГУ, 1984

2. Истомин С.В. Энциклопедия : Я познаю Мир

3. Платонов С.В. Русская История

4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. С.24

5.Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука, 2000. - 560 с.

Рис. 1. Карта расселения восточных славян в древности

Рис. 2. Деревянные дома и постройки жителей Древней Руси

Рис. 3. Поклонение богам природы

Рис. 4. Славянский бог Солнца Даждьбог.

Рис 5. Портрет-икона князя Владимира, крестившего Русь.

Рис.6. Софийский собор в Киеве

Рис.7. Софийский собор в Новгороде

Рис. 8. Преподобный Нестор Летописец

Рис. 9. Святые Кирилл и Мефодий

Расставьте в цитате Виссариона Григорьевича Белинского слова НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, ПРОШЛОЕв нужном порядке:
«Не зная _______________, нельзя понять ______________ и невозможно предвидеть _______________».
В.Белинский

Как вы понимаете значение слова КУЛЬТУРА?

Каким словом объединялись народности восточной Европы во времена Древней Руси?

Назовите богов, в которых веровали древние славяне?

Какие произведения устного народного творчества, какие имена героев из далёкого прошлого нашего народа дошли до нас?

В каком веке Древняя Русь стала формироваться как государство? С какими событиями это связано?

Назовите имя князя, крестившего Русь, принёсшего христианство народам Древней Руси?

Кто является автором русской азбуки?

Какие ремёсла были развиты в Древней Руси?

«Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее». В.Белинский

Понятие «культура» от латинского слова «cultura» - воспитание, образование, почитание.

Народности восточной Европы во времена Древней Руси объединены словом СЛАВЯНЕ. Славяне – наши предки.

Славяне, наследовавшие религию, быт и обычаи своих предков, жили в гармонии с природой, поклонялись богам природы и природных явлений - Бог Солнца - Даждьбог, Бог Грома и Молнии – Перун, Бог Ветра – Стрибог, Бог Домашнего очага – Велес…

Именно в Древней Руси зародились сказки о лисе, волке, Бабе-Яге, Змее Горыныче. Возникли сюжеты былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче и т.д. До нас дошли загадки, пословицы, народные праздники – Масленица, Колядки, Иван Купала, обряды, гадания и предания,…

Древнерусское государство начало формироваться со второй половины 9 века после Крещения Руси и принятия вместо языческой веры христианства.

Князь Владимир хотел, чтобы его государство процветало, ему необходимо было сотрудничество с могущественным соседом – Византией. Под нажимом обстоятельств князь отрекается от веры предков и принимает христианство в 988 г.

Во второй половине IX в. монахи Кирилл и Мефодий создали алфавит (глаголицу), который вскоре был переработан ими. Так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор.

На Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла:
- была освоена сложнейшая техника обработки металла;
- кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи;

- оружейное дело: мечи, топоры боевые, шлемы и т.д.
- ювелирное искусство (кольца, браслеты, кресты, перстни)
- украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен;
- научились делать стеклянные украшения;
- овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

Анализ итогов проведённой викторины:

1.Расставьте в цитате Виссариона Григорьевича Белинского слова НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, ПРОШЛОЕв нужном порядке:

«Не зная _______________, нельзя понять _______________ ________ и невозможно предвидеть _________________». В.Белинский

2.Как вы понимаете значение слова КУЛЬТУРА?

3. Каким словом объединялись народности восточной Европы во времена Древней Руси?

4. Назовите богов, в которых веровали древние славяне?

5. Какие произведения устного народного творчества, какие имена героев из далёкого прошлого нашего народа дошли до нас?

6. В каком веке Древняя Русь стала формироваться как государство? С какими событиями это связано?

7. Назовите имя князя, крестившего Русь, принёсшего христианство народам Древней Руси?

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси. Новгородская икона «Спас Нерукотворный», XII век

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Искусство Древней Руси. Лист из «Изборника Святослава», XI век

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Искусство Древней Руси. Икона «Устюжское Благовещение», XII век

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Искусство Древней Руси. Мозаика в алтаре Софийского собора «Иоанн Златоуст», XI век

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

Искусство Древней Руси. Мозаика в алтаре Софийского собора «Богоматерь Оранта», XI век

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Искусство Древней Руси. Лист из «Лаврентьевской летописи» — копии «Повести Временных лет» XI века

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

Искусство палеолита и неолита представлено в наших музеях многими замечательными образцами, найденными на нашей земле. Но в поисках истоков русского художественного творчества, что, например, может дать нам «Костенковская Венера» (которой не то тридцать, не то сорок тысяч лет) или даже гораздо более близкая нам по времени резная деревянная ложка (или ковшик) с головой лебедя (или утки) из Горбуновского торфяника на Урале? Все же отметим, что, как верно замечает М. В. Алпатов, в этом маленьком шедевре, идеально сохранившемся в торфянике, «есть та цельность и та простота образа, которые позднее станут характерными чертами русского народного искусства».



Палеолитические Венеры. Стоянка Костёнки. Примерно 35000 лет до н.э.

Вопрос о преемственности в искусстве — очень сложный; географический фактор сам по себе, естественно, не дает на него ответа. Кто станет утверждать, что французское искусство восходит к росписям древнего каменного века в пещере Ласко?



Деревянная резная ложка. II тысячелетие до н.э.

Фактор эпохи играет, конечно, первостепенную роль, часто определяя параллельность развития, без каких бы то ни было заимствований. Так, например, росписи пещеры Ласка на юго-западе нынешней Франции и отдаленной от нее на тысячи километров пещеры Каповой на Нижнем Урале глубоко родственны по стилю, отражая общность сознания, одинаковое мироощущение первобытных людей, проживавших на разных концах земли в ледниковый период.

Но, однако, и географический фактор тоже весьма показателен, поскольку жизнь человека органически связана с окружающей его природой.

Искусство неолита однородно в своих основных чертах, опять-таки отражающих известную ступень человеческого развития, но эта однородность не исключает в нем определенных различий, вытекающих уже из местных условий. Африканские художники этой поры изображали грациозных антилоп и жирафов: жаркий климат и буйная роскошь южной природы сказались в праздничной яркости их наскальной живописи. А со-временные им первобытные художники нашего Севера выбивали на камне могучие фигуры лосей или оленей, и в этой монументальной наскальной графике дышит суровая величавость тундры.

Вполне естественно, что в краях, где лес всюду окружал человека, резьба по дереву была особенно развита в его художественном творчестве с самых давних времен. И потому находки в уральских торфяниках как бы предвосхищают резьбу русских крестьян, развившуюся в схожих природных условиях.

Вернемся к сложному вопросу о преемственности. В исторические времена она подчас самоочевидна, как, например, в отношении Эллады и Рима, Эллады и Византии, Византии и Древней Руси. Самоочевидна — благодаря материалу, которым мы располагаем, указывающему на связь между культурами.

Но такая связь не всегда доказуема.

Изменилась эпоха, изменилось и население определение территории. Новые хозяева расправились со своими предшественниками, и те погибли физически или растворились в новом людском потоке. Может ли их разгромленная цивилизация

хоть в какой-то степени считаться фундаментом новой? Да, если пришельцы, вольно или невольно, все же что-то у нее заимствовали. А как явствует из многих примеров, так часто бывает.

История русского искусства не начинается с искусства первобытного человека, жившего на земле, которая затем стала русской, равно как и не с искусства тех многих народов, которые уже в исторические времена населяли до русских эту землю. История русского искусства начинается с истории самого русского народа.

Но нам небезразлично знать, что на нашей земле еще в каменный век существовало искусство, ярко вписывающееся в историю зарождения мировой художественной культуры. И еще важнее для нас, что на этой земле уже в исторические времена переплетались очень высокие культуры, оставившие богатейшее художественное наследие.

Связь между этими древними культурами и культурой русского народа всесторонне изучается историками. Но многое до сих пор остается не ясным.

Вот некоторые основные положения, сформулированные советскими исследователями истории Киевской Руси.

Связь между культурой скифов и восточных славян не может считаться непосредственной, тем не менее игнорировать ее нет никаких оснований. Начиная с VI в. памятники позволяют говорить более определенно о характере собственной и в доста-точной степени определившейся культуры восточного славянства, известного с этого времени под именем антов-руси. В этот же период анты-русь входят в непосредственное и постоянное общение с Византией и народами Востока. В VII — VIII вв. появляются у восточных славян города. Итак, восточные славяне — анты-русь — до образования Киевского государства, то есть до второй половины IX в., имели уже свою значительную историю и успели достигнуть весьма заметных успехов в области материальной культуры.

В предисловии к «Истории русского искусства» (издание Академии наук СССР) читаем:

«Археологические исследования советских ученых позволили теперь, — пусть пока эскизно и лишь в общих чертах, — определить истоки русского искусства, восходящего к художе-ственной культуре славянских племен и к искусству античного и скифского Причерноморья. Византийский вклад лег на твердую почву крепких славянских художественных традиций, обусловивших решительную творческую переработку заносных греческих форм и своеобразие памятников русского монументального искусства».

Итак, высокоразвитое и очень требовательное чувство прекрасного отличало русских людей, с честью использовавших художественную систему, разработанную Византией. Чувство это вытекало из мироощущения наших предков.

Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племён и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока. Идеологически она всё более подчинялась феодальным порядкам, набирающим силу в обществе.

И конечно, определяющую роль в её формировании играло христианство, которое, собственно, и задало модель русской культуры, определило перспективу её развития на многие века.

I. Необходимость письменности и её появление.

Ключевым моментом в развитии русской культуры, давшим возможность накопления колоссального культурного фонда, стало введение единой письменности. Отдельные письменные системы существовали на территории Руси издавна, однако только с созданием единого государства возникла необходимость в едином алфавите. В письменности равно нуждались и государство, и население. Потребность в письме особенно усиливалась с развитием частной собственности и торговли – необходимость в грамоте ощущалась при составлении торговых документов, документов, связанных с наследованием. Единое и развитое письмо требовалось обществу и государственному аппарату, русской официальной истории, так как устные формы передачи исторической информации уже не удовлетворяли ни общество, ни тем более усиливающееся государство.

Единая система письма была перенесена на Русь из Болгарии в X в. вместе с принятием христианства Первоначально распространялись два алфавита: глаголица и кириллица. Впоследствии возобладал и закрепился второй. Вместе с алфавитом и системой пунктуации на Русь были перенесены технические элементы и приёмы книжного дела.

II. Литература и распространение грамотности.

В литературе древней Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI – началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием «Повесть временных лет» (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX-XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о её языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.п. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического направления, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.); знаменитое «Поучение к детям» Владимира Мономаха (XII в.). Самыми знаменитыми произведениями древнерусской художественной литературы являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве».Популярна на Руси была и мировая литература – переводились богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы и византийские хроники. Высокого уровня на Руси достигло образование, получали которое в основном при монастырях. Картину массовой грамотности даже в среде простых горожан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

III. Зодчество и живопись.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятинной церкви в Киеве. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые ворота во Владимире, многие другие замечательные памятники древнерусской архитектуры. О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI – начала XIII вв. Под византийским влиянием развивались здесь её основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

IV. Прикладное народное искусство.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении таких самобытных приёмов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах. Накануне татаро-монгольского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени.

Искусство киевской Руси до принятия христианства формировалось на поклонении языческим идолам. Религиозные мотивы всегда были краеугольным камнем в изобразительном искусстве и архитектуре. Весь уклад жизни древних славян подчинялся строгим религиозным канонам. Никакое дело нельзя было начинать, не посоветовавшись с богами, а в особо важных случаях нужно было принести жертву. Это находило отражение в изобразительном искусстве древних славян.

Искусство киевской Руси до христианства

До настоящего времени из той эпохи дошло очень мало артефактов, позволяющих безошибочно судить о различных направлениях в искусстве. По тому, что удалось найти, можно сделать вывод, что скульптурные изображения людей, как это было распространено в древней Элладе, у славян полностью отсутствуют.

Чуры древних богов Руси

Из дерева и камня изготовлялись только изображения языческих богов и животных. Кроме фигурок идолов в обиходе были резные барельефы с жанровыми сценками. Светская и религиозная живопись тогда отсутствовала или за давностью лет никаких изображений на холсте не сохранилось.

Важно: Есть свидетельства, что после принятия христианства, новая религиозная власть безжалостно уничтожала памятники культуры и искусства, связанные с язычеством, поэтому так мало артефактов дошло до нашего времени.

Кроме резьбы по камню и дереву, мастера древнего Киева прекрасно владели техникой орнамента. Чаще всего для украшения посуды, конской упряжи и оружия использовались изображения зверей, птиц, цветов и листьев. На посуду они наносились цветными природными красками, а для украшения сбруи и оружия элементы декора чеканились из меди или серебра. Часто для украшения использовался символ солнца в виде диска с лучами.

Прикладное искусство киевской Руси

На искусство киевской Руси оказала большое влияние культура Византии. Несмотря на то, что славяне оставались язычниками, киевские мастера много позаимствовали у византийцев. Особенно это коснулось ювелирных изделий и ткацкого дела. Славянские мастера делали уникальные ювелирные изделия из серебра и золота, а дорогая одежда князей могла соперничать по красоте с парадными одеждами Византийских архонтов.

Прикладное искусство киевской Руси

В ювелирных изделиях киевской Руси встречаются как восточные мотивы, так и орнамент, свойственный народам севера. Восточный узор отличает плавность, округлость и мягкость линий, а жители севера предпочитают чёткий и угловатый геометрический рисунок. Это говорит о налаженных и обширных торговых связях.

Виды ювелирных украшений киевской Руси:

  • Подвески для головного убора (Височные кольца)
  • Колты
  • Шейные гривны
  • Серьги
  • Браслеты
  • Перстни

Кроме ювелирных изделий и образцов тканей до настоящего времени дошло большое количество детских игрушек. В основном это фигурки диких зверей и домашних животных вылепленные из глины, раскрашенные природными красками и обожжённые. Конечно вся мелкая пластика, выполненная из дерева, разрушилась со временем.

Дохристианская архитектура Киева

Основным строительным материалом в древней Руси было дерево. Лёгкий, по сравнению с камнем, и удобный в обработке материал обладал некоторыми негативными качествами. Дерево хорошо горело, подвергалось гниению и разрушению со временем. Поэтому ранние памятники древнерусской архитектуры утрачены безвозвратно, так как в процессе войн и вражеских набегов, славянские города горели десятки раз. Поскольку храмов, церквей и колоколен в языческом Киеве не строили, то самым выдающимся и красивым сооружением был дворец Великого Князя.

Дохристианская архитектура Киева

Это сооружение состояло из нескольких бревенчатых клетей или изб, которые соединялись переходами или сенями. Каждая клеть имела своё функциональное назначение. Центральное здание имело не менее трёх этажей. Первый ярус предназначался для дворовых людей князя, на втором этаже были горницы князя, а третий ярус назывался терем. Вокруг княжеского двора селились дружинники князя. Торговый люд и ремесленники жили каждый в своей слободе. Они так и назвались Гончарная, Кузнечная или Бондарная.

Одним из важнейших направлений в архитектуре киевской Руси являлось строительство оборонительных сооружений. Город обычно окружался бревенчатой стеной, на которой через равные расстояния находились башни, имеющие несколько ярусов. Стены могли быть двойными, с внутренними переходами, или одинарными, но с мостками для свободного перемещения воинов. Надёжнее были каменные стены, но их строительство было более сложным и работы продолжались долго. Кроме того не везде можно было найти пригодный для строительства камень.

Государство Древнерусское

Отдельным священным местом было капище языческих идолов. Там молились, приносили дары и закалывали жертвенных животных. Человеческие жертвоприношения практиковались на захваченных, в процессе войны, вражеских территориях.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Крещение Руси князем Владимиром, оказало огромное влияние на весь уклад жизни славян. В области культуры, искусства и архитектуры произошли большие изменения. Если в языческую эпоху для поклонения славянским богам было достаточно открытой поляны с идолами (капище) или места у священного дерева, то с приходом христианства всё изменилось. Для поклонения и молитвы новому Богу потребовались особые здания.

Крещение киевской Руси до христианства

Интересно: После принятия православной веры произошли изменения и в ювелирном деле. Важным элементом стал крест и небольшие образки святых, отчеканенные в металле.

Поскольку христианская вера пришла на Русь из Византии, первые архитектурные сооружения киевской Руси копировали византийский стиль. Храм в Византийском стиле представлял собой прямоугольное в плане здание с одним центральным куполом. Для того чтобы добиться в архитектурном сооружении ощущения лёгкости, зодчие стали «обрезать» верхние углы и рёбра прямоугольной конструкции.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Купол стал визуально опираться на арки, поэтому даже большие храмы выглядят воздушно. Лёгкость так же подчёркивается белым камнем сооружения. Крещение Руси началось с города Киева, поэтому первые культовые сооружения новой религии появились именно там, но православие стало быстро распространяться по Руси и скоро во многих городах появились храмы во славу Христа, Богородицы и Святых.

Важнейшие памятники древнерусского зодчества:

  • Черниговский Спасо-Преображенский собор
  • Киевский Собор Святой Софии
  • Новгородский Собор Святой Софии
  • Новгородский Георгиевский Собор
  • Владимирский Собор Успенья Богоматери

Спасо-Преображенский Собор в городе Чернигове единственный из храмов киевской Руси, который сохранился до настоящего времени в первозданном виде. Храм строили византийские мастера, поэтому при отделке внешних стен широко применяется традиционные греческий орнамент – меандр. Стены храма выполнены из тонкого цветного кирпича (плинфа) и имеют приятный розовый цвет.

Собор Святой Софии в Киеве считается шедевром древнеславянской архитектуры. Он строился по византийским канонам, но киевские мастера отошли от конструкции с одним куполом и, в первоначальном виде, у храма было 13 куполов. Потом их количество было уменьшено. Именно большое число куполов отличает славянские христианские храмы от византийских. Купол в православных храмах играл важную роль. Он являлся концентратором молитвенной энергии.

Собор Святой Софии в Новгороде мало похож на византийские храмы. В нём нет той лёгкости, которая отличает Собор Святой Софии в Киеве. Это собор- воин, собор-защитник. Он более основательный и тяжёлый, а купола выполнены в форме древнерусских шлемов. До начала XII века это был княжеский храм, а затем он стал символом нижегородского вече, символом свободы.

Собор Святой Софии в Новгороде

Георгиевский Собор в городе Новгороде начали строить по приказу великого князя Мстислава I Владимировича в 1119 году. Он стал главным храмом Юрьева монастыря. Храм назван в честь Святого Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых, на Руси, святых.

В связи с усилением влияния Ростовско-Суздальского княжества, стал активно застраиваться новый город Владимир. Там закладывается собор Успенья Богоматери, который, со временем, станет центром владимирской митрополии, которая будет самостоятельной и независимой от киевских светских и церковных властей.

Интересно: Внешние стены Успенского собора украшены барельефами с языческими персонажами. Это своеобразный символ неподчинения города Владимира центру православия, Киеву.

Изобразительное искусство киевской Руси

Основной темой изобразительного искусства киевской Руси были христианские сюжеты, поэтому светские темы в искусстве практически отсутствуют. Как только на Руси стали строить первые христианские храмы, возникла потребность в их внутренней отделке. Для этого использовалась две техники. Это фреска и мозаика.

Фреска это нанесение красочного изображения на сырую штукатурку. Для этого использовались водные растворы природных пигментов. В технике фрески расписывались стены и внутренние купола соборов. Кроме образа Христа Пантократора (Вседержителя) широко используется образ пресвятой Богородицы и святых, из которых самыми главными считались Святой Георгий и Архангел Михаил.

Святой Георгий и Архангел Михаил.

Часть помещений храма не являлась культовыми, поэтому их стены могли быть расписаны бытовыми сценками. Чаще всего использовались сцены охоты или игр. В одном из помещений Собора Святой Софии в Киеве сохранилось единственное бытовое изображение. Это портрет женщины из семьи великого князя.

Храмовая роспись плохо сохраняется и за сотни лет она почти вся исчезла. В большинстве соборов периода раннего христианства от фресок остались только цветные пятна на стенах. При мозаике, на ровной поверхности, закрепляются маленькие кусочки материала, разного цвета, которые образуют картину. Техника мозаики пришла в Византию из Греции и там достигла своего совершенства. Византия торговала с Сирией, а сирийские мастера научились, используя расплавленное стекло и окислы металлов получать уникальный по цвету материал смальту.

Интересно: Византийские мастера до предела уменьшили размер цветных стеклянных зёрен и научились изготовлять уникальные и очень красивые мозаичные миниатюры.

Русские мастера легко переняли всю византийскую технику, но лики святых, украшающие храмы, немного изменили. В Византии следовали греческим канонам иконографии, когда святые изображаются с жёсткими аскетичными лицами. Жизнелюбивым славянам это не очень понравилось, поэтому на стенах православных древнерусских храмов лики христианских праведников более жизненные и добрые.

Иконопись и книжная миниатюра

Вместе с православным христианством и культовой архитектурой в киевскую Русь пришло искусство иконописи. Иконы писались на загрунтованных деревянных досках красками на яичном желтке. Темы, композиция и цветовые сочетания регламентировались жёсткими канонами, не допускающими никаких отступлений. Категорически нельзя было изменить положение руки или поворот головы фигуры на иконе. Даже небольшие отклонения в цветовой гамме считались неприемлемыми.

Иконопись и книжная миниатюра

Но славянские мастера умели придавать самым канонизированным образам человеческие индивидуальные черты. Именно жизненности и одухотворённости не хватало на византийских иконах. Самые древние сохранившиеся образа относятся к периоду княжения Владимира Мономаха. Постепенно из византийской школы иконописи выросла уникальная славянская школа, а такие имена, как Дионисий, Феофан Грек и Андрей Рублёв известны во всё мире.

Кроме икон в богослужениях использовались церковные книги. Как правило, богослужебные тексты украшались изящными миниатюрами, а заглавные буквы оформлялись цветными виньетками. Славянские умельцы вписывали в эти виньетки не только узоры из цветов, листьев и злаков, но и почти запрещённые языческие символы. Чаще всего в книжных виньетках встречались мифические птицы Сирин и Алконост.

Развитие декоративного искусства

С принятием христианства в киевской Руси стало активно развиваться декоративно-прикладное искусство. Искусство киевской Руси как губка стало впитывать в себя византийскую культуру. Если у языческих славян украшение жилища, одежды и быта было достаточно скромным, то с приходом христианства активизировалось и стало популярным декоративно-прикладное искусство. Поделки из дерева, керамики, глины и металла имели не только функциональное назначение, но и служили для украшения жилища.

Птица Сирин из глины

Простая ювелирная техника отошла на задний план и при изготовлении украшений стали использоваться следующие приёмы:

  • Чернение серебра
  • Скань
  • Зернь
  • Перегородчатая эмаль

Белоглиняная керамика древней Руси

Особенно сложной является техника перегородчатой эмали. Эта техника зародилась в Византии, но мастера киевской Руси намного превзошли своих учителей. Шаг от язычества к православному христианству поднял славянскую культуру на новую, более высокую ступень развития.

Читайте также: